Новости

Игра как метод экологического образования детей дошкольного возраста

Работа добавлена:






Игра как метод экологического образования детей дошкольного возраста на http://mirrorref.ru

Игра как метод экологического образования детей дошкольного возраста

Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.              В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Игра как метод экологического образования - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С.Н. Николаева выделяет три вида ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации :

1. ИОС с игрушками-аналогами

2. ИОС с литературными персонажами

3. ИОС типа путешествий

Первый тип ИОС строится па использовании игрушек-аналогов.        Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол,изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичныхситуацияхи обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Третья группа игровых обучающих ситуаций - это игра в путешествия                       Путешествие в данном случае – это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, сельскохозяйственных  ферм, зоопарка, салона природы и пр.  …в экскурсии, походы, поездки и путешествия. Эти игры объединяет  то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе.

Хорошая игра сложится, если

-  воспитатель придумает интересный сюжет,

- продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей,                                        -  подготовит необходимую атрибутику.

  Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора  зоопарка, дети роль посетителей (это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк, контролер  который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей: буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.)

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуации, отслеживая системность развитияприродныхявлении на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знаниявсвоюигровуюдеятельность, которая осуществляетсясамостоятельно и в свободной деятельности.

Преимущества игрового обучения посравнению с традиционным просмотромслайдов или  рассматриванием картин очевидны.Дошкольники практически овладевают  игровымдействием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, игровыеобучающие ситуации помогают детям получитьновые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, чтоимеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и реальных прогулок полесу формирует удошкольников осознанно-правильное отношениекприроде и ко всемуживому. «Для ребенка на этой ступени психическогоразвития,- отмечаетА.Н. Леонтьев, -ещё не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтомуосознание выступает у него прежде всего в формедействия. Ребенок, осваивающий окружающий мир - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире ».

Игра как метод экологического образования детей дошкольного возраста на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2. Реферат Педагогическая диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

3. Реферат Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

4. Реферат ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

5. Реферат Сюжетно-ролевая игра, как средство воспитания основ сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

6. Реферат Дидактическая игра и лексические упражнения, как средство формирования словаря у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

7. Реферат Метод моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

8. Реферат Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

9. Реферат Наблюдение как метод экологического образования в ДОУ

10. Реферат Беседа как метод экологического воспитания детей