Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся

Работа добавлена: 2016-09-14





Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на http://mirrorref.ru

КЕЛІСЕМІН:             Букпина Ш.У.                                      БЕКІТЕМІН:

МЕКТЕП ДИРЕКТОРЫ

                                                            ____________ШАРШЕНОВ  Б.У.

КММ  «Новоселов орта мектебі»

КГУ   «Новосельская средняя школа»

МАСТЕР- КЛАСС

«Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся»

                                           Өткізген/Провели:  Богатырёва Е.М.

                                                                      Ситова А.С.

2015-2016 оқу жылы/учебный год

Тема: «Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся»

Цель: Ознакомление учителей   района с приёмами критического мышления (из опыта работ)

Задачи:

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые результаты:

Целевая аудитория: учителя

Ход мастер-класса

1.Слово – приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Я  рада видеть всех, кто собрался сегодня  на мастер – класс. Начать который  хочу со слов А.С . Пушкина. (слайд 2)

Надеюсь, что сегодня время мы проведем не зря. Каждый для себя возьмет что-то полезное, интересное, может даже новое, пополнит свою педагогическую копилку. А главное надеемся,  принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

2. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Упражнение «Кувшин счастья»

Коллеги, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя… Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.

3. Ввод в тему.

-Вы любите сладкое?— Предлагаю выбрать один понравившийся десерт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.                   Слайд

— В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас?  Конечно.  Учащихся также  необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

- Назовите тему нашего мастер-класса. На нашем  мастер-классе  мы  хотели  бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления  для активизации мыслительной деятельности учащихся»

4. Теоретическая часть.  - Что такое критическое мышление?    Видеоролик

Критическое мышление  - это не отдельный навык или умение, а сочетание многих умений. Развитие критического мышления наиболее актуально в современном обществе.

Давайте обсудим следующие утверждения из книги «Развитие критического мышления на уроке»  начав с приема «Данетка» и я попрошу вас просигналить карточкой, если вы будете согласны или не согласны  с данными утверждениями:

- Ученик не должен  делать ошибок.

- Учитель знает, как и что должен отвечать ученик.

- Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке.

-  На вопрос, поставленный учителем, всегда должен быть ответ.

Верно, кто  не согласился с утверждениями. Так как теория развития критического мышления также подтверждает эти стереотипы.

Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными   технологиями.

ТРКМ – представляет особый интерес. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.  Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Поэтому, работая в русле критического мышления, я использую на своих занятиях всевозможные приёмы этой технологии, где учащиеся работают в парах, группах и индивидуально.

5. Практическая часть.

- Работаем в группах. Практически рассмотрим некоторые приёмы.

Работа в группах.Приём «Ранжирование» ( листы с заданиями раздаются группам)

1 группа -  приём «Ранжирование»,  «Кластер» по теме  имя  существительное.

- Выберите понятия по теме и составьте кластер.

2 группа- приём «Тонкие и толстые вопросы» текст Л. Толстой «Лев и собачка»

3 группа – приём «Синквейн».  «Мастер-класс».

Вывод: На каких этапах урока  можно  использовать  данные приёмы? (выступление групп)

- Мы рассмотрели несколько  приёмов  ТРКМ. Невозможно за одно занятие познакомиться со всеми приёмами. Мы вам приготовили памятки, где описаны ещё приёмы, которые помогут вам разнообразить ваши уроки, активизировать мыслительную  и познавательную деятельность учащихся.                             Слайд - фото

6. Рефлексия.

- Проанализируйте наше занятие,  используя стратегию «ХИМС». Запишите,  что, по вашему мнению, было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.          Слайд

Коллеги спасибо за работу. Желаем Вам творческих успехов!

            РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО МАСТЕР-КЛАССУ

Тема: «Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся»

Аудитория:учителя

Ответственные:учителя 3 уровня  Богатырёва Е.М., Ситова А.С.

Присутствовало -12  человек

Сроки проведения -   17 февраля

Цель мастер-класса:познакомить коллег с методами и приёмами развития критического мышления.

Цель реализовывалась через следующие задачи:

-создать условия для профессионального общения педагогов через теоретический материал, примененный на практике

- распространить  педагогический опыт  через подачу теоретического и практического материала;

- показать коллегам, что  планирование и проведение уроков  с применением  приёмов критического мышления  дают положительные результаты по развитию функциональной грамотности и обученности.

Для трансляции наработок по теме были приглашены опытные  педагоги, имеющие значительный стаж работы, молодые специалисты и администрация школ. Опытные педагоги смогут понять процесс целиком и поделиться опытом, потому что обладают методикой преподавания,  администрация – сможет помочь учителям в организации работы, молодые специалисты смогут получить достаточный опыт работы, принимая участие в коллективном обсуждении, планировании, написании краткосрочного планирования, совершенствуя и приобретая навыки  применения приёмов критического мышления необходимого для качественной педагогической практики.

Планировалось в доступной непринужденной форме научить коллег планировать урок,  применяя методы и приёмы критического мыщления, для чего был включен эпиграф занятия об успехе обучения учеников, только через собственное обучение учителя, далее использовано целеполагание, которое настроило коллег на глубокое восприятие материала занятия.

Для раскрепощения  коллег и создания коллаборативной  среды на занятии был применен психологический прием «Пальчики», его проведение вызвало положительные эмоции.

В теоретической части занятия погрузиться в важность и необходимости развития критического мышления помогла трансляция  видеоролика из интернет ресурса. Видеоролик еще раз в игровой непринужденной форме показал важность развития критического мышления у учащихся, этому способствовали  визуальные картинки и музыкальное сопровождение.

Также мотивацией к пониманию материала мастер-класса стало применение ИКТ на протяжении всех этапов, демонстрация материала была строго структурирована для лучшего усвоения этапов: теория + пояснение на основе наработок из практики.

Приём «Данетка» помог каждому учителю обдумать утверждения из книги  «Развитие критического мышления на уроке»,  согласиться с ними или нет.

В практической части занятия, путём деления «Конфеты» были сформированы группы. Каждая группа по заданию знакомилась и защищала приём критического мышления.

Первая группа составила кластер, применяя приём «Ранжирование» по теме «Имя существительное».  Вторая группа работала с текстом Л. Толстого «Лев и собачка», используя приём «Тонкие и толстые вопросы».

Третья группа составила синквейн по теме «Мастер- класс». Каждая группа представила свой приём перед коллегами. Это позволило всем присутствующим на практике, в совместном поиске познакомиться с данными приёмами.

      Для более глубокого понимания всем присутствующим были выданы  памятки,  в которых были прописаны приёмы развития критического мышления.

    Возникновение вопросов у молодых специалистов Вовк И.В. и Абдрахмановой М. А. говорит о заинтересованности темой занятия, а значит, грамотной организацией мастер- класса и продуманных приемов и методов подачи материала. Практически все участники получили ожидаемый результат. И отразили свое восприятие в методике обратной связи «ХИМС». Мастер – класс достиг своих целей, так как участники занятия выразили положительные эмоции.

При планировании следующего мастер –класса нужно будет учесть все, пожелания коллег для достижения более высоких результатов.

    Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического

мышления через чтение и письмо,  смогли добиться следующих результатов:

-Изменили отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка,

познания мира.

-Изменили у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям,

возникающие в ходе учебной деятельности.

-Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной  работе.

-Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.

    Считаем, что мастер-класс прошёл на  должном уровне. Люди разного поколения были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, могли побыть на месте детей, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом. 

 

МАСТЕР- КЛАСС

«Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся»

2015-2016 оқу жылы/учебный год

Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках филологических дисциплин

2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития

3. Использование игровых приемов для обучения детей продуктивным видам деятельности

4. Формирование критического мышления на уроках истории

5. Экспериментальное исследование развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности

6. Эффективность методов приемов управления проектов в строительстве. Практика использования

7. Использование манипулятивных приемов в интернете

8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА

9. Разработка методов оценки свободнорадикально-зависимого риска развития канцерогенеза шейки матки при ВПЧ инфекции, методов профилактики и терапии с помощью антиоксидантов

10. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА АГРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРУЕМОЙ УРОЖАЙНОСТИ ЯЧЕМНЯ ПИВОВАРЕННОГО, СОРТ СТРАЙФ, В УСЛОВИЯХ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ