Новости

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку Раздел «Лексика»

Работа добавлена:






Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку Раздел «Лексика» на http://mirrorref.ru

Мастер – класс

Подготовка учащихся

к олимпиадам по русскому языку

Раздел «Лексика»

Учителя начальных классов

Бабарыкина Т.В.

Артамонова Е.В.

г. Ангарск

2008 г.

«Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук,  то и подарок;

всё зернисто, крупно, как сам жемчуг,

и право, иное названье

ещё драгоценнее самой вещи»

Н.В.Гоголь

Лексикология – раздел  науки о языке, в котором изучается  словарный состав.

Олимпиадные задания по разделу «Лексика» достаточно разнообразны и многогранны. Выполнение многих из них подготовленному ребёнку даются относительно легко. Но как показывает практика, задания по теме «Фразеологические обороты» вызывают наибольшую трудность у детей. Поэтому работа по данной теме должна быть не поверхностной, а более глубокой и насыщенной. Предлагаемые практические задания позволят педагогу углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических оборотах, обогатить их словарный запас образными выражениями, а также  подготовить школьников к различного рода интеллектуальным марафонам и олимпиадам по русскому языку.

Фразеологизм– свободно воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний и обладающий целостным значением.

Существует несколько «НЕЛЬЗЯ» в употреблении фразеологизмов:

  • Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. (например: нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба»)
  • Нельзя заменять словами-синонимами. (Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят»)
  • Нельзя заменять устаревшие слова современными. (Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза»).
  • Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. (Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног»).

1. «Фразеологический зверинец»

а) Вместо точек вставить названия животных:

    голоден как …                            надут как …

    хитёр как …                                нем как …

    труслив как …                            грязный как …

    здоров как …                              упрям как …

    изворотлив как …                      болтлив как …

    колючий как …

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока);

б) Назвать фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют);

2. «Кто больше?»

   Вспомнить и записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

Ответ:

голова

человек с головой

вскружить голову

не сносить головы

как снег на голову

сломя голову

морочить голову

потерять голову

отвечать головой

голова идёт кругом

нос

задирать нос

водить за нос

клевать носом

остаться с носом

не видеть дальше

собственного носа

вешать нос

зарубить на носу

держать нос по ветру

встретиться нос к носу

глаз

мозолить глаза

говорить в глаза

глазом не моргнуть

хоть глаз выколи

как бельмо в глазу

хлопать глазами

пускать пыль в глаза

с глазу на глаз

открыть глаза

смотреть чужими глазами

ухо

держать ухо востро

покраснеть до ушей

развесить уши

слышать краем уха

ушки на макушке

пропустить мимо ушей

медведь на ухо наступил

навострить уши

прожужжать все уши

уши вянут

зуб

зуб на зуб не попадает

говорить сквозь зубы

в зубах навязло

ни в зуб ногой

зубы заговаривать

око за око, зуб за зуб

иметь зуб (на кого-либо)

положить зубы на полку

скалить зубы

попасть на зуб (кому-либо)

язык

язык без костей

тянуть за язык

язык проглотить

язык не поворачивается

язык до Киева доведёт

острый на язык

злые языки

найти общий язык

держать язык за зубами

не сходить с языка

рука

валиться из рук

из рук вон плохо

лёгкая рука

умывать руки

взять себя в руки дать руку на отсечение

как без рук

мастер на все руки

прибрать к рукам

сидеть сложа руки

ноги

со всех ног

встать с левой ноги

потерять почву под ногами

идти в ногу

ног под собой не чуять

встать на ноги

падать с ног

сбиться с ног

путаться под ногами

одна нога здесь, другая там

3. «Доскажите словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле …

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим другу

Окажешь …

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …

(Ответ: …не разольёшь; …поперёк; … волочили ноги; … медвежью услугу; … кто по дрова; … вянут)

4. Антонимы – синонимы

Выписать сначала фразеологические обороты со словами – антонимами, затем – с синонимами.

Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; чёрным по белому; с больной головы на здоровую; ни конца ни краю; ходить вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика; смотреть сверху вниз; рвать и метать; суды да пересуды; ни больше ни меньше; ни тпру ни ну; ни стать ни сесть.

5. «Ни – ни!»

Подобрать как можно больше устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».

(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять; ни сыт ни голоден; ни больше ни меньше; ни тпру ни ну; ни стать ни сесть и др.)

6. «Что это?»

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.

в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: а) нос; б) уши; в) ветер)

7. «Одинаковые слова»

В предложенных фразеологических оборотах одинаковые слова заменены значком «*». Отгадайте их и составьте предложения.

а)* об*  ; из*вон плохо; сбыть с* ; мастер на все* ; сидеть сложа* ; золотые* .

б)*нитками сшито; среди* дня; сказка про* бычка; чёрным по* написано.

в) как в* канул; толочь* в ступе; решетом* черпать; тише* ниже травы; много* утекло; выйти    сухим из* .

г)* на лоб лезут;*на мокром месте;*разбежались; выплакать все* ; смотреть во все* ;                    в* рябит; как бельмо на*; не в бровь, а в* .

д) не* в обиду;* себя знать;* маху;* слово; как пить* ; не* спуску; ни* ни взять.

е)* век;* дно;*осень;* руки; сулить*горы;* мастер.

(Ответы: а) руки; б) белый; в) вода; г) глаза; д) дать; е) золотой)

8. «Как об этом говорят?»

Подобрать подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О человеке, который часто меняет свои решения.

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-либо.

3. О кротком и безобидном человеке.

4. Об излишней вежливости.

5. О болтливом человеке.

6. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

7. Об очень большой тесноте в помещении.

8. О полной тишине.

9. О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного.

10. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

11. Об удачливом, счастливом человеке.

12. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства,

13. О том, к чему трудно придраться.

14. О забывчивости, плохой памяти.

15. О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

16.О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном  положении.

(Ответы: 1. У него семь пятниц на неделе. 2. Фома неверующий. 3. Мухи не обидит. 4. Китайские церемонии. 5. У него язык без костей. 6. Между двух огней. 7. Яблоку негде упасть. 8. Слышно, как муха пролетит. 9. Первая ласточка. 10. Козёл отпущения. 11. В рубашке родился. 12. На душе кошки скребут. 13. Комар носа не подточит. 14. Голова как решето. 15. Собака на сене. 16. Сел в галошу.)

9. Нахождение устойчивых сочетаний в текстах.

*  *  *

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему всё нипочём. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй, - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох.

   - Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

   И он потянулся за ремнём на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…

По Э.А.Вартаньяну

(Ответ: считать ворон; бить баклуши; гонять лодыря; палец о палец не ударял; всё нипочём; сквозь землю провалились; мучили бы угрызения совести; в одно ухо влетает, в другое вылетает; от горшка два вершка; с коломенскую версту; как с гуся вода; что об стенку горох; бросать слова на ветер; сидеть сложа руки; всыпать по первое число; задать баню; снять с него стружку; где раки зимуют)

*  *  *

  Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

   Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

    Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

    - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

    - Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

    У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

    - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

    И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

По В.В.Волиной

(Ответ: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать ни пером описать)

*  *  *

   - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

   А Саша стучит.

   - Прекрати стук! - сказал папа.

   А Саша стучит…

   - Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Отберу молоток!..

   Стучит…

   - Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

   - Отдай!

  - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

  Саша заплакал.

  - Я машину чиню…

  А бабушка:

  - Всему своё время.

  - Зачем молоток унесла?

  - Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

  - Не все: мы не спим.

  - Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

  Папа сказал:

  - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

  А бабушка говорит:

 - Кашу маслом не испортишь.

По В.В.Волиной

(Ответ: как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь; кашу маслом не испортишь)

*  *  *

г) Часто ли, редко ли, а попадаются ещё на рынке города Гавирате разные пройдохи. Не моргнув глазом они всучат вам всё, что хотите. Более ловких торговцев днём с огнём не сыскать.

    Как-то в базарный день случился там пройдоха, торговавший самыми что ни на есть диковинными вещами: горой Монблан, Индийским океаном, лунными морями… Краснобай так ловко расписывал свой товар, что через час у него остался город Стокгольм.

    Купил этот город один парикмахер, а за покупку заплатил тем, что постриг хитреца и сделал ему массаж.

    - В нём почти миллион жителей, и, ясное дело, все они – моя собственность, хвастался он.

    Парикмахер от удовольствия потирал руки и думал: «Такой город – и за что? За стрижку и какой-то массаж! Можно сказать, ни за понюшку табаку!»

    Радуется парикмахер, а самому и невдомёк, что ничего он не выгадал. Наоборот – переплатил! Потому что стоит тебе вступить в этот мир – и он уже твой. Да, да, весь, целиком. И твой,  и его, и всех ребят, что живут на земле. И тебе не нужно платить за него ни единого сольдо. Засучи только рукава, чтобы сподручнее было работать, протяни руки и бери его, бери себе на здоровье!

Дж.Родари «Сказки по телефону: Человек, который купил Стокгольм»

(Ответ: не моргнув глазом; днём с огнём не сыскать; что ни на есть; ясное дело (= разумеется); а самому и невдомёк; ни за понюшку табаку)

10. «Решение пропорций»

ставить на кон               сгущать краски                                         (Ответ: делать из мухи слона)

ставить на карту                         ?

видимо-невидимо        по щучьему веленью

           ?                           как по волшебству                                    (Ответ: тьма-тьмущая)

в мгновение ока                        ?

  в два счёта                    с гулькин нос                                           (Ответ: кот наплакал)

?                            голова – два уха

с места в карьер               медный лоб                                     (Ответ: не тратя времени)

на один покрой                       ?

на одну колодку           мастер на все руки                            (Ответ: и швец, и жнец, и на дуде игрец)

на чужой шее сидеть          душа в душу

              ?                        как кошка с собакой                           (Ответ: зарабатывать своим горбом)

засучив рукава             раз-два – и обчёлся

через пень колоду                      ?                                                 (Ответ: непочатый край)

становиться на пути        снимать шляпу

отходить в сторону                       ?                                               (Ответ: смотреть сверху вниз)

Побед Вам и вашим детям!

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку Раздел «Лексика» на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реализация принципа наглядности в обучении русскому языку китайских учащихся

2. Русский язык. Раздел «Лексика» Тесты

3. Викторина по русскому языку

4. Обучение Русскому языку шпаргалка

5. Все уроки по русскому языку 10-11 класс

6. Диктанты к экзамену по русскому языку 9 класс

7. Зоонимика во внеурочной деятельности по русскому языку

8. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9. Государственная итоговая аттестация по русскому языку XІ класс

10. Международные стандарты аудита, раздел Аудиторские выводы и подготовка отчетов