Издержки производства. Продукт и доходы фирмы

Работа добавлена: 2016-08-31





Лекция по теме «Издержки производства. Продукт и доходы фирмы»

Вопросы:

  1. Издержки производства.
  2. Продукт фирмы.
  3. Доходы и прибыль фирмы.

1 вопрос. Издержки производства.

*Издержки производства – затраты фирмы на производство продукции в течение определенного периода времени месяца, года). Капитал фирмы, будучи затраченным на производство продукции, превращается в издержки производства.

Известно, что в определенный момент времени перед любой фирмой возникает вопрос об изменении объемов производства, например, вследствие падения или роста спрос на ее продукцию.  Одни издержки производства  можно изменить легко и быстро (например, закупить сырье и материалы, изменить расход электрической и тепловой энергии, нанять дополнительное количество рабочих или уволить лишний персонал), изменение же других требует значительного количества времени (построить здание цеха, купить, наладить и запустить рабочие машины).

В связи с этим выделяют два периода, в течение которых изменение объема производства происходит за счет разных факторов производства:

1. Краткосрочный период – это период, в течение которого  можно изменить только степень интенсивности использования производственных мощностей за счет изменения объемов закупки сырья, материалов, потребления электроэнергии, количества рабочих.

2. Долгосрочный период – это период, в течение которого можно изменить количество всех используемых ресурсов, включая производственные мощности.

Разумеется, эти периоды различны для разных отраслей народного хозяйства, разных стран, разных фирм и периодов времени.

В краткосрочном периоде издержки делятся на следующие виды:

1. Постоянные издержки (FC – от англ. «fixedcost») – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде с изменением объема производства не меняется.  Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит (например, на начальном этапе). К постоянным издержкам относятся:  амортизационные отчисления с основного капитала, рентные платежи (плата за воду, плата за пользование природными ресурсами или землей), оплата обязательств по облигациям и привилегированным акциям, страховые взносы за производственные мощности, заработная плата высшего управленческого персонала.

Последний компонент постоянных издержек (а выделение видов издержек производится в рамках неоклассической теории) наиболее часто и вполне обоснованно подвергается критике. Приверженцы неоклассической теории обосновывают отнесение заработной платы высшего управленческого персонала к постоянным издержкам на том основании, что  заработную плату им нужно платить и в начальный период, когда фирма ничего не производит. Однако критики данной позиции правильно замечают, что на многих фирмах заработная плата высшего управляющего персонала поставлена в зависимость от производственно-экономических показателей фирмы, в том числе и от объема продаж. Следовательно, в этом случае она должна относиться к переменным издержкам. Таким образом, отнесение заработной платы высшего управленческого персонала к тому или иному виду издержек зависит от факторов, которые на нее влияют.

2. Переменные издержки (VC = от англ. «variablecost») – это издержки, которые зависят от объема производства в краткосрочном периоде. К переменным издержкам относят: затраты на сырье, материалы, энергию, в части случаев транспортные расходы, заработную плату, страхование здоровья и жизни работников).

3. Общие издержки (TC - от англ. «totalcost») =FC +VC.

4. Средние издержки (AC -  от англ. «averagecost»). Средние издержки бывают трех видов, через которые они и определяются:

-ATC (средние общие издержки)  =TC :Q, гдеQ – объем производства в штуках;

-AFC (средние  постоянные издержки) =FC :Q;

-AVC (средние переменные издержки) =VC :Q

5. Предельные издержки  (MC -  от англ. «marginalcost») – дополнительные издержки, связанные с производством еще одной, дополнительной единицы продукции.MC =ΔTC :ΔQ.

Все вышеперечисленные издержки являются*явными, т.к. их все можно отразить и, следовательно, найти, в бухгалтерском балансе (хотя именно так, как мы их назвали, в бухгалтерском балансе нет, но можно найти каждый вид по отдельности).

Помимо явных, выделяют также*альтернативные издержки(или издержки упущенных возможностей или альтернативная стоимость) – это прибыль или убытки, которые бы получила или понесла фирма при реализации другого варианта инвестирования средств. Чтобы лучше усвоить их сущность, приведу сначала бытовой пример: вы учитесь в университете на очном отделении, а могли бы в это время работать и получать заработную плату или заниматься бизнесом и получать прибыль.  Та сумма, которую вы теряете (прибыль или заработная плата) и есть альтернативные издержки вашего обучения. Приведем другие примеры альтернативных издержек: собственник участка земли, обрабатывая ее сам, теряет сумму, которую он мог бы получить в качестве арендной платы, если бы сдавал участок в аренду; бизнесмен, вложивший свои денежные средства в производство керамической плитки, «теряет» деньги, которые можно было бы вложить в банк на срочный счет.

Альтернативные издержки учитываются при выборе варианта инвестирования средств, а также для оценки того, насколько в правильный объект  уже инвестированы средства. В зависимости от того, учитываются или нет  альтернативные издержки, различаются два вида прибыли: бухгалтерскую (при расчете которой они не учитываются, обозначаемую латинской буквой «р») и экономическую (обозначаемую «рэ»), при расчете которой альтернативные издержки учитываются.  рэ = р1 – р2,  где р1 = прибыль от реализованного варианта инвестирования средств, р2 – максимальная прибыль или минимальный убыток, который можно получить от иных вариантов инвестирования средств (здесь берется один вариант, который приносит, по сравнению с другими вариантами, либо максимальную  прибыль, либо минимальный убыток).

В зависимости от того,насколько издержки могут быть отнесены к производству конкретной продукции, они делятся на прямые и косвенные.

*Прямые издержки –издержки, которые можно полностью отнести к конкретному товару или услуге. К прямым издержкам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала.

*Косвенные издержки –издержки, которые относятся к деятельности фирмы в целом, их сложно распределить по видам продукции. К косвенным издержкам относятся: расходы на содержание административного аппарата, арендная плата за здания,  амортизационные отчисления, проценты за кредит, канцелярские расходы…

Разновидностью косвенных издержек являются*транзакционные издержки –издержки, затраченные на заключение сделок между фирмами, поиск деловых партеров…

2 вопрос. Продукт фирмы.

Выделяют следующие виды продукта фирмы:

  1. Общий продукт (TP  - от англ. «totalproduct»; другое обозначение -Q) – общий объем продукции, производимый фирмой, в натуральном выражении (в штуках).
  2. Средний продукт  (AP – от англ. «averageproduct») – общий объем производимой продукции в расчете на единицу ОДНОГО вида использованных ресурсов (если рассчитать средний продукт с основного капитала, то получим фондоотдачу, если с единицы использованных материалов – материалоотдачу, если с единицы использованного труда (в разном выражении), то получим производительность труда…).
  3. Предельный продукт (MP – от англ. «marginalproduct») -  дополнительное количество продукции с единицы использованного фактора производства.MP =ΔTP :ΔF, гдеF – один из факторов производства (т.е заработная плата или количество рабочих, использованные материалы, энергия…).

В краткосрочном периоде действует закон убывающей отдачи.

Для бизнесмена важно не только то, сколько он затратит общих издержек,  но и сколько он затрачивает на каждую дополнительную единицу продукции, поскольку в каждом производстве наступает момент, когда затраты на дополнительную единицу продукции начинают перевешивать выгоду в виде стоимости произведенного продукта. Это отражает  закон убывающего предельного продукта.

*Закон убывающего предельного продукта –начиная с определенного момента последовательное присоединение переменных издержек к постоянным, начинает приносить  уменьшающийся предельный продукт при неизменной технике и технологии производства.

Причинами закона убывающей отдачи является, например, ухудшение взаимоотношений в коллективе с приходом работника, ухудшение взаимодействия при увеличении коллектива… в зависимости от вида переменных издержек.

Проиллюстрируем данный закон  следующей таблицей. Возьмем производство столов. Сначала на производстве рабочих не было – цех только строился), поэтому продукция не производилась,  потом мы наняли одного рабочего, он производил 10 столов в месяц, в следующем месяце мы наняли еще одного рабочего, вдвоем рабочие стали изготавливать 25 столов в месяц, еще через месяц мы наняли третьего рабочего…, наконец,  по истечении 7 месяцев мы наняли  8-го рабочего, причем все восемь рабочих произвели столько же столов, сколько производили всемером. Следовательно, этого работника нужно уволить.

Закон убывающей отдачи наиболее ярко выражается в кривой предельного продукта.

Исходя из данных о предельном продукте, бизнесмен должен найти оптимальное соотношение между  переменными издержками производства каждого вида и объемом продукции, который каждый вид производит. При этом он должен обращать внимание на конъюнктуру рынка - соотношение спроса и предложения и уровень цен на продукцию отрасли.  Так, если предельный продукт начал снижаться, а спрос и, следовательно, цены невелики, то не стоит наращивать производство. Если, наоборот, спрос велик и цена большая, то стоит увеличивать объемы производства, пока предельный продукт имеет положительное значение.

В долгосрочном периоде действует эффект масштаба,который бывает положительным и отрицательным.

*Положительный эффект масштаба –при увеличении объемов производства в долгосрочном периоде увеличение производственных мощностей приводит к снижению средних общих издержек и, следовательно, к росту прибыли, и, возможно,  нормы прибыли.

Причинами положительного эффекта масштаба являются:

  1. увеличение производительности новых рабочих машин и оборудования,
  2. удешевление новой техники и технологии производства,
  3. использование отходов производства для производства другого вида продукции.

*Отрицательный эффект масштаба – при увеличении объема производства в долгосрочном периоде увеличение производственных мощностей приводит к увеличению средних общих издержек и, следовательно, к снижению прибыли и/или нормы прибыли.

Причинами отрицательного эффекта масштаба могут быть:

  1. слишком большой и неуправляемый коллектив,
  2. плохая координация подразделений,
  3. незаинтересованность руководителей подразделений и работников в результате их деятельности,
  4. трудности в передаче информации.

Для сглаживания отрицательного эффекта масштаба фирмы применяют следующие методы:

- выделение подразделений в самостоятельные фирмы с участием как работников (включая управляющих), так и материнской фирмы в уставном капитале,

- упрощение управленческих процедур,

- избавление от неконкурентных производств,

- налаживание конкуренции между подразделениями.

3 вопрос. Доходы  и прибыль фирмы.

1. Выручка (общий доход, валовый доход)  =PxQ =TC +p = Осн К + Об К + р,

НО: Осн К НЕ РАВЕНFC, а Об К НЕ РАВЕНVC. Т.е. они совпадают по сумме, но разнятся по составу!

2. Товарный продукт (ТП) – объем продукции, который производится для реализации за пределами фирмы (дело в том, что часть продукции может использоваться самой – же фирмой в качестве, например, полуфабрикатов, да и отдельные детали тоже могут производиться для себя).

3. Чистый продукт (ЧП) или вновь созданная стоимость или добавленная стоимость.

ЧП = ЗП + р, где ЗП – заработная плата.

4. Прибыль (р): р =TRTC=TR – (Осн К +Об К),

НО: Осн К НЕ РАВЕНFC, а Об К НЕ РАВЕНVC. Т.е. они совпадают по сумме, но разнятся по составу!

  1. Норма прибыли (p’).p’= (p :TC)x 100%.
  2. Чистая прибыль (рч). рч = р –tax, гдеtax – налоги.
  3. Норма чистой прибыли (рч’).pч’ = (рч  :TC)x 100%.
  4. Средний доход (AR – от англ. «average revenue») =TR : Q.
  5. Предельный доход (MR – от англ.«marginal revenue»). MR =  Δ TR : Δ Q.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Издержки фирмы

2. Издержки производства и обращения

3. Издержки производства: виды и динамика

4. Экономический ущерб и издержки производства на природоохранные мероприятия

5. Издержки производства и их виды. Пути снижения себестоимости продукции

6. Издержки производства, их сущность и основные виды. Формирование прибыли предприятий

7. Показатели производственной деятельности предприятия: доход, издержки, прибыль. Отдача от масштаба производства

8. Издержки производства и себестоимость продукции. Смета и калькуляция затрат. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. Направления снижения издержек

9. Малые организационные формы: венчурные фирмы, фирмы-отпрыски

10. Валовой национальный продукт