Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна. Пространство и время личности

Работа добавлена:






Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна. Пространство и время личности на http://mirrorref.ru

Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна. Пространство и время личности.

Жизненная стратегия личности

Жизненный путь— индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:

  • Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникаетидея собственного будущего.
  • Через выбор профессии и конкретные жизненные планыреализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.
  • Активное отношение к себе и к своей жизненной практикедает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.
  • Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегияэто постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизни может строиться на основепредставления:

• о целостности;

• о этапности;

• о перспективности своего жизненного пути.

Для каждого человека характерна своя стратегия. Это есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.

История исследования жизненного пути личности

Предмет психологии жизненного пути составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наибольший теоретический и практический интерес представляют особые психические структуры личности, которые называют психобиографическими образованиями.

Психобиографические образования личности — это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности — все это сфера компетенции психологии жизненного пути. С этой точки зрения психология жизненного пути — это психология личности как субъекта жизни, то есть творца собственной судьбы.

Перед психологией жизненного пути личности стоит ряд научных и практических задач. Научные задачи — это описание и объяснение психологических закономерностей, механизмов, феноменов, обеспечивающих построение личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозирование развития личности в качестве субъекта жизни.

Практические задачи включают психологическую диагностику, развитие и коррекцию психобиографических образований личности как субъекта жизни, профилактику и предупреждение психобиографических кризисов, а также просвещение в области психологических проблем человеческой жизни.

Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов —С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую, Л. И. Анцыферову, Н. А. Логинову, В. И. Ковалева, А. А. Кроника и др.

Кроме того, психологическим проблемам человеческой жизни посвятили свои научные исследования многие зарубежные психологи — А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди и другие.

П. Жане (1859-1947) одним из первых попытался изобразить психическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности.

Идеи Жане относятся к так называемым теориям стадий, или уровней. Для подобных теорий характерно рассматривать психическую жизнь как целое, в рамках которого всякий элемент занимает свое место, а вся совокупность элементов структурирована в виде пирамиды. Вершина пирамиды представляет собой цель, или важнейшую витальную реальность. Связи между уровнями осуществляются через отношение целей и средств наличного бытия.

Жане сформулировал положение о том, что первичным является реальное действие, производимое в условиях сотрудничества между людьми. В дальнейшем это действие из реального становится вербальным, а затем сокращается и переходит во внутренний план — план беззвучной речи, и наконец, превращается в умственное действие. Все внутренние операции — суть преобразованные внешние, совершаемые в ситуации сотрудничества.

В групповом акте сотрудничества имелся особый аспект, заключающийся в том, что во взаимодействии индивидов присутствует не только социальный, но и психологический контекст. Он провозглашает принцип сотрудничества, согласно которому человеческое поведение строится не только на основе коллективных представлений, имеет мотивационный заряд и реализуется системой внешних и внутренних операций, но и включает в себя отношение между участниками сопряженной деятельности. Анализ категории "отношение" рассматривается им как особый аспект психической деятельности человека, который не может быть полностью раскрыт ни в категориях социологии, ни в терминах психологии образа-действия-мотива. Для обозначения новой реальности использовался термин "психосоциальное отношение". Жане развивает исторический подход к психике. Особо выделяя социальный уровень поведения и его производные —волю, память,мышление. Самосознание развитие языка П. Жане связывает с развитием памяти и представлений о времени.

Другую концепцию психологической эволюции личности предложилаШ. Бюлер (1893-1982). Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач:

  • биолого-биографического исследования, или изучения объективных условий жизни;
  • изучения истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека;
  • анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях.

На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности.

Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению экзистенциальной психологии на Западе.

Пять фаз жизненного цикла человека (по Ш. Бюлер)

фазы

Возраст,

в годах

Общая характеристика фаз жизненного цикла

1

до 16 / 20

нет семьи, профессии, нет жизненного пути

2

16/20 — 23/30

предварительное самоопределение, выбор супруга

3

23/30 — 45/50

зрелость — собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация

4

45/50 — 69/70

стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей

5

69 / 70 и далее

старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Взгляды Ш. Бюлер на проблему жизненного пути личности:

  • жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;
  • главная движущая сила развития личности — врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;
  • реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;
  • самоосуществление —итог жизненного пути.

Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Связывая эти два процесса с особенностями протекания психических процессов, она выделяет две фазы переходного возраста — негативную и позитивную.

Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. У девочек период негативности продолжается с 11 до 13 лет и заканчивается началом менструаций, а у мальчиков — предел возрастных колебаний больше, он приходится на возраст 14-16 лет. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.

В познании внутреннего мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение биографическому методу, изучению дневников. Собрав свыше 1000 дневников, она обнаружила удивительное сходство между ними, в первую очередь имеющее отношение к затрагиваемым подростком темам, таким как чувство одиночества, интерес к себе, проблема времени, поиск идеала, жажда любви и др.

Теории П. Жане и Ш. Бюлер относятся к эволюционно-генетическому подходу, в которых делается попытка проследить связь жизненного пути личности и возрастной периодизации, соотношение внешних и внутренних событий жизни.

Ранние работы по проблеме эволюции жизни имели общие корни — они понимали развитие как эволюционный, строго заданный процесс, определяемый и внешними, и внутренними факторами; рассматривали развитие человеческой жизни, с одной стороны, как уникальный, с другой — как универсальный процесс. И единичное, и общее нередко представлялось как уже заранее заданное, предопределенное.

Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн писал, что проникновение в психологию принципа эволюции сыграло для ее развития значительную роль. Во-первых, эволюционная теория ввела в изучение психических явлений новую, очень плодотворную точку зрения, связывающую изучение психики и ее развития не только с физиологическими механизмами, но и с развитием организмов в процессе приспособления к среде, а во-вторых, привела к развитию генетической психологии, стимулируя работы в области фило- ионтогенеза.

С.Л. Рубинштейн — один из тех отечественных психологов, кто целенаправленно занимался проблемой жизненного пути личности. Он критически отнесся к эволюционной теории Ш. Бюлер, утверждая, вопреки ей, что жизненный путь — не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это — социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него.

Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна — не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь — это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью.

Центральная проблема личной жизни — сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни — это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.

Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в «Основах общей психологии: «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал». В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обуславливает. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как «высшие личностные образования», которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности.

В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст — в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения и способы общения в них, находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности.

Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики позволило преодолеть безличную связь сознания и деятельности. «В общей проблеме детерминации поведения человека этарефлексия или, говоря иными словами, мировоззренческие чувства, выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определяемый закономерным соотношением внешних и внутренних условий. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней».

Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности — ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

  • психического склада — индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;
  • личностного склада — мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;
  • жизненного склада — способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это — активность, сознание и способность к организации времени жизни.

Активность понимается как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах.

Понятие активности тесно связано с пересмотренным Рубинштейном в 50-е г. ХХ в. принципом детерминизма. В новой трактовке он звучал как соотношение внешнего и внутреннего, во взаимосвязи которых все возрастающую роль играет именно внутреннее. «Общий принцип решения проблемы внешнего и внутреннего, заключается в соотношении самоопределения и зависимости от другого: внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления. При этом, строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния».

Основными формами активности являются инициатива и ответственность. Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, а ответственность — как самое глубокое, равное самой жизни чувство серьезности, как жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в последствиях, быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей.

Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции — функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания.

Такая трактовка сознания содержится в более ранних работах Рубинштейна. Позднее сознание стало интерпретироваться с помощью категории идеального. Идеальным Рубинштейн называет отношение между знанием, идеями, образами и т.д. как результатами познания, отражения и их объектом, действительностью. Он критикует идеалистическую попытку оторвать эти знания, образы и т.п. от их объекта.

Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте — в пространстве категорий свободы и необходимости. Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий. «В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в отраженной идеальной форме (в мысли, в представлении) еще до того, как она может предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется».

Проблема времени рассматривается Рубинштейном:

  • с точки зрения абсолютного времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения,
  • как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку. Время жизни субъекта, его поведения, переживания субъективно в связи с объективным процессом жизни.

Ученые на протяжении длительного времени вели дискуссию о том, каковы особенности необъективного, по Ньютону, времени и имеет ли последнее право на существование. Это время, помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми признаками, которые определили бы его как человеческое время. Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять "человечность" времени помогли именно психологи. Они выделили сначала субъективное время, отличное от физического, а затем доказали, что "субъективность" — это просто принадлежность времени субъекту, а отнюдь не субъективистское его истолкование.

Понятие жизненного пути личности, таким образом, неразрывно связано с понятием субъекта. Именно категория субъекта означает высший уровень развития личности. "Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности. Но, поскольку ее развитие осуществляется не "в себе" или "для себя", а в жизненном пути, общении, деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности. Субъект, таким образом, проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование.

Личность в качестве субъекта жизни существует в другом времени и пространстве, она сама организует и то, и другое, выбирая свой уникальный, присущий ее природе способ регуляции времени жизни. Эти задачи, поставленные С.Л. Рубинштейном в разные периоды своей творческой жизни, были реализованы в трудах его учеников и последователей и в работах авторов, которые занимались проблемой времени вне контекста функционально-динамического подхода к личности.

Б. Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека.

В этой целостности Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

Для Б. Г. Ананьева основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» — периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни. Жизненный путь — жизнь человека как личности, история индивидуального развития.

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву)

Периоды жизни

Проявления личности в процессе жизненного пути

Детство

воспитание, обучение, развитие

Юность

обучение, образование, общение

Зрелость

профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности

Старость

уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи

К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека. Абульханова-Славская предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия — это выбор, определение и реализация ценностей жизни.

К. А. Абульханова-Славская выделяетпроблемы личной жизни:

  • соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, иопределения своей траектории движения в них;
  • соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основанииопределения своего местав этих формах, структурах — одной из главных задач индивидуальной жизни;
  • разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.

Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.

Пространство и время личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей — времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваиваетэкстериоризированные в человеческом мире значения.

Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью. Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные "человеческие", а не "предметные" условия жизни — такова онтология человеческой жизни. Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу. В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы — свободы и несвободы личности, отношения Я — Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса об объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия — скорость, ритм, интенсивность.

В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.

Было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были характер регуляции времени и уровень активности.

  • Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.
  • Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни — жизненная линия.
  • Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.
  • Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда.

Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

  • оптимальный режим;
  • неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;
  • лимит времени — напряженная работа в ограниченное время;
  • избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;
  • дефицит времени — недостаточное время.

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

  • Оптимальный — успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.
  • Дефицитный — сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.
  • Спокойный — испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.
  • Исполнительный — успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.
  • Тревожный — успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности. Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.

В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны:

  • доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение),
  • эго-направленность (интроверсия илиэкстраверсия).

Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного — на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного — на настоящее, а интуитивного — на будущее. В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы. Трансспектива — такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем.

Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами. Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д.

Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы.

Психологическая перспектива — способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности.

Личностная перспектива — способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива — свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи. С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости «прошлое — настоящее — будущее». Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста:

  • хронологический (паспортный) возраст,
  • биологический (функциональный) возраст,
  • социальный (гражданский) возраст,
  • психологический (субъективно переживаемый) возраст.

Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста. Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста — чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста.

А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Время жизни личности — это и прожитые годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни).

В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: "Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?". События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности. Психологический возраст — характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета. Психологический возраст обратим — человек может как стареть, так и молодеть. Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Методы исследования жизненного пути

Формирование и развитие психологии жизненного пути в ХХ столетии привело к возникновению новых способов самоанализа развития личности во времени ее жизни.

Биографический метод, понимаемый с точки зрения не только истории, но и перспектив развития личности, приобретает особую ценность, поскольку изучение жизненного пути становится одной из центральных, ключевых проблем современного человекознания.

Понятие «биографический метод» имеет разные значения:

  • Это получившее широкое распространение в психологии и истории науки использование биографических справочников, жизнеописаний в качестве источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека.
  • Использование для анализа материалов различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а также биографических интервью и опросников.
  • Использование методик биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека, например, биографических опросников, основная идея которых состоит в постановке вопросов, направленных на освещение уже связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, моделей поведения, являющихся более прогностичными, чем вопросов, связанных с событиями настоящего времени.

Смыслбиографического методазаключен в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установлении взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через:

  • биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);
  • компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А. Г. Шмелев); «Биограф» (А. А. Кроник); «Lifeline» (А. А. Кроник);
  • тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»);
  • ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий).

Герменевтика —метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. д. Таким образом,психологическая герменевтика —это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.

Варианты жизненного пути

По гипотезе В.Н. Дружинина, существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира — социальной среды — зависят от конкретных исторических условий.

Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. Причем в этом способе интегрируются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения.

В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь — трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.

«Жизнь начинается завтра» — это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

«Жизнь как творчество» — это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творчества — показать тщетность и никчемность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очищение души.

«Жизнь как достижение» — это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее яркие образцы данного варианта жизни поставляет западная цивилизация, воспитывающая своих членов в духе культа достижений. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.

«Жизнь есть сон» — это вариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В. Н. Дружинин описывает данное состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. Это ощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни» — . Данный вариант жизни очень популярен в восточных культурах и религиях, исповедующих принцип невмешательства в естественный ход жизни, например, в дзен-буддизме.

«Жизнь по правилам» — это вариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях — поощрению. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

«Жизнь — трата времени» — это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратится впустую.

«Жизнь против жизни» — это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба за выживание. Человек, избравший для себя данный вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть. Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое соперничество. Данный вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития

Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна. Пространство и время личности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Проблема личности в философии. Свобода и ответственность личности. Новые проблемы личности в современном мире

2. Проблема выбора жизненного пути, призвания

3. Проблема судьбы, выбора жизненного пути

4. Жизненный путь личности: исследования и описаия процессов социализации и индивидуализации

5. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы

6. Творческий потенциал личности, пути и механизмы его развития через систему образования

7. Что влияет на выбор человеком, жизненного пути

8. Обзор жизненного и творческого пути И.Бунина

9. Программа психологической коррекции смысловой регуляции жизненного пути правонарушителей

10. Правовой статус личности: понятие, принципы, структура и виды. Гарантии прав личности