Методология объектно-ориентированного моделирования

Работа добавлена: 2016-07-27





Методология объектно-ориентированного моделирования на http://mirrorref.ru

Лабораторная работа №2

Методология объектно-ориентированного моделирования

Цель работы:

Ознакомление с основными элементами определения, представления, проектирования и моделирования программных систем с помощью языка UML.

Общие сведения:

UML представляет собой объектно-ориентированный язык моделирования, обладающий следующими основными характеристиками:

- является языком визуального моделирования, который обеспечивает разработку репрезентативных моделей для организации взаимодействия заказчика и разработчика ИС, различных групп разработчиков ИС;

- содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка.

Рис. 1. Интегрированная модель сложной системы в нотации языка UML

  1. Диаграммы вариантов использования

Вариант  использования  представляет  собой  последовательность действий (транзакций),  выполняемых  системой  в  ответ  на  событие, инициируемое  некоторым  внешним  объектом (действующим  лицом). Вариант  использования  описывает  типичное  взаимодействие между пользователем  и  системой.  В  простейшем  случае  вариант использования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать. На языке UML вариант использования изображают следующим образом:

Рис.2. Вариант использования

Действующее лицо (actor) – это роль, которую пользователь играет по отношению к системе. Действующие лица представляют собой роли, а не  конкретных  людей  или  наименования  работ.  Несмотря  на  то,  что на диаграммах  вариантов  использования  они  изображаются  в  виде стилизованных  человеческих  фигурок,  действующее  лицо  может  также быть  внешней  системой,  которой  необходима  некоторая  информация от данной системы. Показывать на диаграмме действующих лиц следует только  в  том  случае,  когда  им  действительно  необходимы  некоторые варианты использования.  На языке UML действующие лица представляют в виде фигур:

Рис.3. Действующее лицо (актер)

Действующие  лица  делятся  на  три  основных  типа:

Время становится действующим лицом, если от него зависит запуск каких-либо событий в системе.

Связи  между  вариантами  использования  и  действующими лицами

В  языке UML  на  диаграммах  вариантов  использования поддерживается несколько  типов  связей  между  элементами  диаграммы. Это  связи  коммуникации (communication),  включения (include), расширения (extend) и обобщения (generalization).

Связь  коммуникации –  это  связь  между  вариантом  использования и действующим лицом. На языке UML связи коммуникации показывают с помощью однонаправленной ассоциации (сплошной линии).

Рис.4. Пример связи коммуникации

Связь  включения  применяется  в  тех  ситуациях,  когда  имеется какой-либо фрагмент поведения системы, который повторяется более чем в одном  варианте  использования.  С  помощью  таких  связей  обычно моделируют  многократно  используемую  функциональность.

Связь  расширения  применяется  при  описании  изменений в нормальном поведении системы. Она позволяет варианту использования только  при необходимости  использовать  функциональные  возможности другого.

Рис.5. Пример связи включения и расширения

С  помощью  связи  обобщения  показывают,  что  у  нескольких действующих лиц имеются общие черты:

Рис.6. Пример связи обобщения

Примеры диаграмм вариантов использования:

Пример 1.

Пример 2.

  1. Диаграмма последовательности.

Диаграмма последовательности (sequence diagrams)

Диаграмма последовательности отражает поток событий, происходящих в рамках варианта использования.

Все действующие лица показаны  в верхней  части  диаграммы. Стрелки  соответствуют сообщениям, передаваемым между действующим лицом и объектом или между объектами для выполнения требуемых функций.

На  диаграмме  последовательности  объект  изображается  в  виде прямоугольника,  от  которого  вниз  проведена  пунктирная  вертикальная линия.  Эта  линия  называется  линией  жизни (lifeline)  объекта.  Она представляет  собой  фрагмент  жизненного  цикла  объекта  в  процессе взаимодействия.

Каждое  сообщение  представляется  в  виде  стрелки  между  линиями жизни  двух  объектов. Сообщения  появляются  в  том  порядке,  как  они показаны  на странице  сверху  вниз.  Каждое  сообщение  помечается  как минимум  именем  сообщения. При  желании  можно  добавить  также аргументы и некоторую управляющую информацию. Можно показать самоделегирование (self-delegation) – сообщение, которое объект посылает самому себе, при этом стрелка сообщения указывает на ту же самую линию жизни. Примеры диаграммы  последовательности:

Пример 1.

Пример 2.

Пример 3.

Содержание отчета:

- Титульный лист;

- Цель работы;

- Постановка задачи;

- Описание выбранной исследуемой области

- Диаграмму вариантов использования;

- Диаграммы последовательности для каждого варианта использования;

- Вывод.

Методология объектно-ориентированного моделирования на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ОБЪЕКТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СРЕДЕSCRATCH ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. Методология процедурно-ориентированного программирования

3. Объектно-ориентированное программирование

4. Введение в объектно-ориентированное программирование (ООП)в С++

5. Объектно-ориентированные возможности языка РНР

6. Объектно-ориентированное программирование, его реализация в PHP

7. ОБЪЕКТНО–ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ

8. Анализ и моделирование бизнес-процессов творческого коллектива с использованием субъектно-ориентированного подхода

9. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

10. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯVISUALBASIC. ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СВОЙСТВА И МЕТОДЫ