Новости

Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер

Работа добавлена:






Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер на http://mirrorref.ru

Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие "профессионального якоря", типология построения профессиональных карьер.

Профессиональное самоопределение субъекта

Профессиональное самоопределение — это одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и — более широко — социального сообщества в целом. Выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. В этих решениях кристаллизованы сознательные и подсознательные аспекты, а в самом решении интегрируется предшествующий опыт и цели в будущем.

Последовательно в течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, о своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, в большей или меньшей степени определяется спектр возможных выборов.

Важнейшая составляющая самоопределения —формирование профессионального самосознания, общая структура которого такова:

1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.

2. Знание и оценки своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей.

3. Знание человека о степени его признания в социальной группе.

4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успеха и неудач, о своих индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.

5. Представление о себе и своей работе в будущем.

Другая важнейшая составляющая профессионального самоопределения —профессиональная пригодность, условия и пути ее формирования.

Можно выделить два уровня профессионального самоопределения:

  • гностический (перестройка сознания и самосознания);
  • практический (реальные изменения социального статуса человека).

Э.Ф. Зееррассматривает вопросы профессионального самоопределения личности в контексте психологии профессий, новой отрасли прикладной психологии. Соответственно значительно расширяется область обсуждаемых условий становления человека как профессионала. Важнейшим из них выступает проблема личностного смысла в профессиональном труде. В течение жизни личность изменяется. На разных стадиях развития (детство, подростковый возраст, ранняя юность и др.) одни и те же задачи профессионального самоопределения могут решаться по-разному. В целом самоопределение есть не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности.

Основные моменты процесса профессионального самоопределения по Э.Ф. Зееру:

  • избирательность отношения человека к миру профессий;
  • осуществление выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
  • постоянное самоопределение в течение всей жизни, постоянное рефлексирование своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;
  • инициирование и актуализация процесса другими событиями (окончание обучения, изменение места жительства и др.);
  • восприятие самоопределения как самореализации и самоактуализации, как проявление социальной зрелости личности.

Профессиональное самоопределение, по Э.Ф. Зееру, есть утверждение собственной позиции в проблемной ситуации, сопровождающееся конфликтами внутриличностного характера. Факторами, обусловливающими эти конфликты, выступают:

  • рассогласования составляющих направленности личности (мотивы, самооценки, ценностные ориентации);
  • несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;
  • противоречия между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, на карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств;
  • несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностях;
  • противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом и социальными ограничениями, обусловленными полом, возрастом, этнической принадлежностью, внешностью.

Проявляясь как процесс эмоционально окрашенного отношения личности к своему месту в мире профессий, профессиональное самоопределение детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и иными кризисами. Но ведущая роль принадлежит активности личности, ответственности человека за свое становление. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.

Н.С. Пряжниковрассматривает обсуждаемую проблему в ряду других смежных проблем. Так, если профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, то профессиональное самоопределение соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Профессиональное, более конкретное, отражаемое формально (дипломы и т.п.) самоопределение отличается от личностного самоопределения, более сложного явления. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних условий, а личностное — от самого человека. Понятие«карьера» в американской традиции близко к «жизненному самоопределению» в отечественной. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, можно рассматривать как решение, ориентированное лишь на ближайшую перспективу человека.

Самоопределение соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализации, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. Сущность профессионального самоопределння состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Его обобщенный смысл можно также сформулировать как поиск такой работы, которая давала бы возможность получать заработок по справедливости (в соответствии с затрачиваемыми усилиями и вкладом человека в общество).

Применительно к деятельности психолога-консультанта можно различать несколько основных групп задачпрофессионального самоопределения:

  • информационно-справочные, просветительские;
  • диагностические;
  • морально-эмоциональную поддержку клиента;
  • помощь в выборе, в принятии решения.

Главная цель такого процесса — постепенное формирование у человека внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного), другими словами — помогать человеку расширять свои возможности в рамках определенного времени, пространства и смысла и претворять их в жизнь.

В качестве ориентиров «психологического пространствапрофессионального и личностного самоопределения» могут выступатьжизненные сценарии и жизненныестратегии(Э. Берн),социальная роль (Д. Мид),социальный стереотип (У. Липман), образ жизни, стиль жизни и др.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

1.Для профессионального самоопределения характерны:

  • большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);
  • для профессионального самоопределения требуются "подходящие", благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

2.Для жизненного самоопределения характерны:

  • глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
  • зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
  • зависимость от экономических, социальных, экологических и других "объективных" факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

3.Для личностного самоопределения характерны:

  • невозможность формализации полноценного развития личности (трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что "обладатель данного документа является Личностью");
  • для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не "благоприятные" в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Можно различать также уровни самоопределения:

1. Агрессивное неприятие деятельности.

2. Молчаливое избегание деятельности.

3. Реализация стереотипов (деятельности и поведения).

4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности.

5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом. Параллельно это может выражаться и в поиске человеком принципиально новых подходов к решению важных жизненных проблем.

Итак, профессиональное самоопределение человека как субъекта труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий, сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности, с внутренними и внешними конфликтами, профессиональными и жизненными кризисами; это — процесс периодически повторяющихся выборов на протяжении всей профессиональной карьеры человека.

Профессиональная направленность:

В настоящее время нет никаких сомнений, что формированиепрофессиональной направленности личности является одной из важных задач профессионального образования. Однако теоретический анализ психолого - педагогических источников показал, что в научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «направ ленность личности». При этом необходимо отметить, что в большинстве концепций направленность рассматривается как центральное звено, без которого невозможно профессиональное становление личности. Изучение направленности личности в отечественной педагогике и психологии являлось одной из важных проблем во второй половине XX века, ее актуальность сохраняется и в наши дни. Сформировалось общее убеждение, чтонаправленность личности играет важную роль в психическом развитии личности, определяет ее структуру. Данной проблемой занимались извест- ные педагоги и психологи:Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. П латонов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядови другие. Проведем анализ основных концепций направленности личности, чтобы определить ее сущность и структуру. Термин «направленность» в психологическую науку ввел В. Штерн, который рассматривал это понятие как склонность к какой- либо деятельности. Проблема направленности личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, «… это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Направленность личности понималась ученым как интегративное целостное свойство, которое может регулировать деятельность человека и его активность. Он выявил в направленности личности два аспекта, имеющих между собой связь: предметное содержание, так как направленность может быть направлена на какой-либо предмет, и напряжение, при этом возникающее. Таким образом, направленность личности, по С.Л. Рубинштейну, составляет систему побуждений или мотивов, определяющих ее деятель- ность. В структуру направленности ученый включал потребности, интересы, идеалы, которые рассматриваются как различные сто- роны или моменты многообразной и в то же время, в какой-то степени, единой направ- ленности личности, выступающей в качестве мотивации ее деятельности.С позиции теори и отношений В. Н .Мясищева под направленностью личности понимаются «доминирющие отношения личности к предметам внешнего мира, людям, деятельности и к себе, где отношения — это свойства, характеризующие направленность личности».К понятию «направленность» он относит мотивы, интересы, цели, мировоззрение, убеждения, идеалы.Б.Г. Ананьев рассматривал направленность как свойство личности, в основе которого лежат ценностные ориентации, динамиче- ские отношения и мотивы поведения.В.Г. Леонтьев определял направленность личности «как сложное психическое образование, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора с целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека». Потребности, убеждения, идеалы, мотивы, по мнению ученого, могут выступать в качестве инициатора деятельности, а общая направленность личности понимается как его системообразующий фактор.Л.И. Божович рассматривала направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов, полагая, что направленность личности определяется иерархической структурой мотивационной сферы.

К.К. Платонов выделял две стадии про явления направленности, в зависимости от глубины ее развития в деятельности человека: низкую, проявляемую в форме желания, влечения, и высокую, проявляемую в форме склонностей, интересов, убеждений.

B.C. Кузин под направленностью личности понимает те цели и побуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности, в своем отношении к окружающему миру. Таким образом, из приведенных определений следует, что под направленностью личности одни авторы понимают ведущий настрой, систему мотивов, другие — доминирующее отношение личности к окружающему миру или свойства, которые определяют деятельность человека. Мы понимаем направленность личности как важное и универсальное свойство лич ности, в котором выражается ее особенность и неповторимость; она включает мотивы, потребности, интересы, склонности, иде- алы и убеждения, которые составляют внутреннюю позицию личности, ее отношение к себе и обществу. Когда речь идет о направленности лично сти при выполнении определенной деятельно- сти, употребляется понятие «профессиональная направленность».

Профессиональная направленность чаще всего рассматривается как проявление общей направленности личности в труде, которая приобретает при этом коекакие неповторимые особенности.Профессиональную направленность рассматривают как свойство личности, харак- теризующее отношение человека к выбранной профессии, оказывающее воздействие на подготовку и успешность профессиональной деятельности, без которой профессиональное становление личности будущего специалиста невозможно. На сегодняшний день в науке нет четкого понимания, что такое «профессиональная направленность личности». Это связано с тем, что ученые поразному подходят к выделению структурных компонентов профессиональной направленности.Э.Ф. Зеер профессиональную направленность считает интегративным качеством личности, которое определяет успешность овладения индивидом профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала. Всесторонность профессиональной на правленности как системообразующего свойства личности обнаруживается и в опре- деленииН.В. Кузьминой, в котором профессиональная направленность раскрывается через проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею . Г.А. Журавлева трактует профессиональную направленность как «более или менее устойчивый комплекс установок в отношении различных сторон той или иной деятельности». Ю.А. Афонькина понимает профессиональную направленность «как компонент направленности личности, обладающий ее свойствами, конкретизирующимися в профессионально-трудовой деятельности».В.Г. Немировский определяет профессиональную направленность как «отношение человека к конкретной профессии, как совокупность определенных действий и необходимых для этого знаний и навыков».А.Г. Колденков рассматривает профессиональную направленность как «динамическое свойство личности, которое характеризует доминирующее, осознаваемое отношение данного человека к избранной профессии». Анализируя структуру профессиональной направленности, мы выяснили, что в нее входят когнитивный и эмоциональноволевой компоненты; интересы, склонности, мотивы, ценностные ориентации, профессиональные намерения; мотивы, коллективистская на- правленность; коммуникативный, профориентационные компоненты профессиональной направленности.

Таким образом, исходя из приведенного анализа понятия«профессиональная направленность», мы можем сделать следующие выводы:

• профессиональная направленность является интегративным качеством личности, в структуру которого входят мотивы, цели, потребности и установки;

• профессиональная направленность связана с ориентацией на профессию;

•профессиональная направленность способствует раскрытию скрытых возможностей личности при осуществлении профессиональной деятельности.

Понятие "профессионального якоря", типология построения профессиональных карьер.

"Якоря карьеры"

Методика представляет собой опросник, направленный на диагностику ценностной составляющей профессиональной деятельности. Разработана Э.Шейном, на русский язык перевод и адаптация осуществлены В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер. Другое название методики - «Якоря карьеры».

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. Чаще употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос «кто я?». При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В американской социальной психологии этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры».

Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время.

Методика может быть испольована в консультировании относительно выбора профессии, профориентации, а также для оценки мотивации к профессиональной деятельности при индивдуальном консультировании и при работе с коллективами на предприятиях.

Профессиональная карьера

Карьеру человека как субъекта деятельности (от лат.carrus — телега, повозка; от итал.camera — бег, жизненный путь, поприще; от франц.cariere — продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды) в разные исторические эпохи понимали по-разному. Так, вXIX в. карьера определялась как «путь, ход, поприще жизни, служба, успех и достижение его», «успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов». В началеXX в. — как путь и продвижение человека к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижение им личного благополучия, как будущность и судьба.

В качестве психологических компонентов карьеры выделяют характер целей, которые ставит человек, включаясь в социальную деятельность, систему побуждающих его мотивов, степень актуализации способностей специалиста и др.. Нередко построение карьеры понимается как процесс профессионального самоопределения, т. е. как чередующиеся выборы, имеющие в своей основе устойчивую «Я-концепцию» личности — относительно целостное личностное образование, постепенно изменяющееся по мере социального, психологического и профессионального созревания личности, а самоопределение рассматривается как составная часть карьеры.

При процессуальном подходе карьера понимается как способ достижения целей, результатов, как форма личностного самовыражения. С позиций статусного подхода — это результаты деятельности человека, социальный статус и т. п. В рамках ценностного подхода карьера связана с общественной значимостью деятельности человека. С позиций индивида карьера представляется как своеобразный трудовой путь.

В научной литературе представлено множество типологий карьерных процессов по разным основаниям:

  • «вертикальная», иерархическая карьера управленца и «горизонтальная» — специалиста;
  • профессиональная (как прохождение ряда стадий развития) и внутриорганизационная (как траектория движения работника в организации).

Особенности карьеры классифицируют по форме:

  • идеальная — развитие по восходящей (прогрессивный тип);
  • линейная — развитие и спады в непрерывной последовательности;
  • нелинейная — скачки, прорывы после продолжительных периодов линейного роста;
  • регрессивная (имеющая выраженные «затухающие» части);
  • стагнирующая — отсутствие каких-либо существенных изменений в течение длительного времени.

Аналогична вышеприведенной классификация по динамике:

  • обычная — как профессиональное развитие с прохождением основных этапов профессиональной жизни;
  • стабильная — как прямое продвижение по единственному и постоянному пути;
  • нестабильная — в которой после этапов проб и упрочения следуют новые пробы.

В более дифференцированном варианте различают карьеру:

  • нормальную — постепенное продвижение человека к вершинам должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его профессиональным опытом (считается, что должность обычно осваивается в среднем за 3-5 лет);
  • скоростную — стремительное, но последовательное должностное перемещение по вертикали организационной структуры — должность осваивается за 1-3 года (особо одаренные, талантливые люди, «особенные случаи»);
  • десантную — спонтанное замещение руководящих должностей.

Исследователи выделяют несколько механизмов карьерного процесса:

  • активность, энергичность человека;
  • внешние источники — социальная среда (потребности, интересы общества и др.);
  • конкуренция как механизм карьерного отбора.

Признается, что карьерные цели чаще находятся в зоне пресечения интересов индивида, организации, общества. Карьерная стратегия представляет собой способ продвижения, призванный обеспечивать оптимальное использование движущих механизмов и ослаблять действие любых сдерживающих факторов и сопротивления. Основная цель потенциирования карьерного процесса самим субъектом и руководством — организация «карьерного пространства». Стратегическая цель — обеспечение стратегической устойчивости карьерного процесса.

Специалисты формулируют следующие принципы карьерного продвижения:

  • непрерывности;
  • осмысленности (нахождение и совмещение смысла личной жизни, смысла службы и смысла социальных процессов);
  • соразмерности (индивидуальное/командное — более надежное);
  • маневренности (смягчение сил столкновения, обход препятствии, компромиссы, движение «зигзагом», выход на другие «маршруты» и пр.);
  • экономичности (распределение сил на всю жизнь);
  • заметности и уникальности (уметь представлять результаты своей деятельности.

В целом профессиональное становление субъектов делится на два основных этапа, две части карьерного пути.

  1. Первый (до 35-40 лет) можно назвать «стихийным становлением», его детерминантами являются возраст, личные способности и благоприятные обстоятельства.
  2. Второй этап профессиональной карьеры (после 40 лет) можно обозначить как «самодетерминацию», зависящую прежде всего от того, насколько полно человек использует свои изменяющиеся биологические и психологические ресурсы, от его полноценной самореализацией в разных сферах жизнедеятельности, его становления в качестве активного субъекта своей жизни.

Типология построения профессиональных карьер:

Цель карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

При планировании карьеры различаюттри типа целей:

  • Личные. Они отвечают на вопрос: почему я это собираюсь делать?
  • Предметные- отвечают на вопрос: что именно человек хочет совершить, чтобы осуществить свои личные цели?
  • Инструментальные- отвечают на вопрос: как и устанавливают пути достижения.

Можно выделить конкретные цели карьеры:

  • заниматься деятельностью, которая доставляет удовлетворение;
  • получить работу или должность, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;
  • заниматься работой, которая усиливает возможности или носит творческий характер;
  • достичь определенной независимости;
  • хорошая оплата и одновременно побочные доходы;
  • иметь работу, позволяющую продолжать обучение;
  • аниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.
  • Формирование целей карьеры процесс постоянный. Цели карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т.д.
  • В основе типологии лежат три характеристики, которые, как правило, входят в список критериев оценки персонала на фирме.

Самооценка. Отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему, объективная оценка своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, поскольку «все равно ни на что не способен». Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

Уровень притязаний.Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет много достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Но реальных результатов он достигнет только в том случае, если ему есть на что опереться. Низкий уровень притязаний бывает у людей, предпочитающих синицу в руках, для них важнее не потерять достигнутое и избежать неудачи.

Локус контроля.Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. В крайних вариантах безответственны, всегда себя оправдывают и не стесняются сваливать вину за свои ошибки на окружающих. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок, что иногда приводит к склонности к самообвинениям.

В реальной жизни наиболее часто встречаются шесть типов подходов к построению карьеры.

1. Альпинист -сознательная карьера, не склонен к резким необдуманным решениям; проходит ступени снизу доверху; следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Полон решимости дойти до вершины и будет еештурмоватьдо победы.

2. Иллюзионист - предпочитает казаться, чем «быть»; хорошо умеет его эксплуатировать внешние признаки имиджа успешного человека; ждет самую высокую волну, которая подняла бы его наверх; может манипулировать окружающими, не склонен брать на себя большую ответственность; уйдет к конкуренту при более выгодном предложении.

3. Мастер - интересно осваивать новые области, главное - интересная насыщенная жизнь, ощущение движения вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности.

4. Муравей - работает строго по конкретным задачам из-за боязни совершить ошибку, исполнителен, биться ответственных решений; четкие инструкции, отсутствие свободы выбора и похвала руководства будут ему лучшей наградой.

5. Коллекционер -Хочет достичь вершин, но слишком долго готовится начать профессиональную деятельность, имеет несколько образований, но реального опыта почти не имеет; туманно представляет себе свой карьерный путь, денежные притязания выше его реальной стоимости.

6. Узурпатор -надеется в жизни в основном на себя, движется по карьерной лестнице, погоняемый самолюбием, ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. Чувствует себя ответственным, старается контролировать свою работу и работу соседних подразделений, часто произвольно расширяя свои полномочия. Неуверенность заставляет его примыкать к сильным группам, но недоверие не дает использовать открывающиеся возможности.

Можно применить типологию карьерыпо признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности, определенной профессии. Эта типология карьеры менеджера представляет собой наиболее сложный вид карьеры.

Во-первых, охватывает все перечисленные типы карьерного процесса, вбирает в себя все свойства, присущие карьере. Она может выражаться в продвижении по ступеням иерархии и в совершенствовании профессионализма при движении по функциональным подразделениям организации.

Во-вторых, сама профессия «менеджер» для овладения ею требует высоких личностных качеств, способностей и практических навыков, что оказывает влияние на особенности карьеры в профессиональной деятельности.

В-третьих, менеджер своим профессиональным ростом и личностными особенностями во многом определяет развитие и особенности организации, что отражается на характере карьеры.

В-четвертых, менеджер, как руководитель (зависит от служебного положения), является одновременно и создателем, и потребителем системы карьерного движения. Он создает смысл трудовой деятельности в рамках организации и для подчиненных, и для себя.

Для современной России характерны несколькотипов карьеры, которыеопределяюторганизационное поведение руководителей.

Ситуационная карьера.Особенность этого вида карьеры состоит в том, что поворотами в карьере человека распоряжается его величество Случай.

Карьера «от начальника» -модификация предыдущей, акцентируется внимание на начальнике - лице, принимающем решение, называют «зависимой» карьерой, «подхалимской», «угоднической».

Карьера в зависимости «от развития объекта».Бывают условия и ситуации, когда карьера человека находится как бы в его собственных руках, ведущую роль играют личные способности по развитию объекта и поддержка со стороны руководства.

Собственноручная - человек собственными усилиями и стараниями добивается определенного положения в организации.

Карьера «по трупам» - карьерные интересы сильно превалируют, что не останавливается ни перед чем в желании пройти наиболее короткий путь к нужной должности. «Трупный карьерист» использует различные методы и приемы уничтожения тех, кто мешает ему на «карьерной дороге».

Системная карьера.Данный вид считается важнейшим признаком современного уровня кадрового менеджмента. Системная карьера требует более качественных информационных, организационных, социальных, социально-психологических и психологических технологий. Ее главные идеи заключаются в том, чтобы:

  • соединить в единое целое различных составных частей карьеры;
  • создать организационный фундамент для планирования карьеры;
  • не поддаваться влиянию случайных факторов, противопоставив им системный подход и системные средства;
  • обучить работников кадровых служб для квалифицированной разработки системной карьеры, использования современных форм и методов управления карьерой, «карьерных технологий».

Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум

2. Реферат Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

3. Реферат ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Реферат Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся

5. Реферат Понятие и проблемы профессионального здоровья, безопасность труда, факторы профессиональной работоспособности. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

6. Реферат Проектирование и технологическое обеспечение педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения будущего учителя в рамках реализации проекта «Педагогический артистизм»

7. Реферат ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА НА СТАНОВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

8. Реферат ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

9. Реферат Конкурс профессионального мастерства

10. Реферат Организационные формы профессионального обучения