Новости

Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития. Проблема детерминант психического развития ребенка. Проблема детерминант психического развития ребенка

Работа добавлена:






Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития. Проблема детерминант психического развития ребенка. Проблема детерминант психического развития ребенка на http://mirrorref.ru

Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития. Проблема детерминант психического развития ребенка. Проблема детерминант психического развития ребенка.

Предмет и методы психологии развития

Возрастная психология — отрасль психологической науки, предметом изучения которой является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она рассматривает также влияние различных видов общения, обучения, разных культур и социальных условий на динамику формирования психики в разном возрасте и на разных уровнях психического развития.

Как известно, психология связана с разнообразными областями науки и культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальном исследовании динамики становления психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием.

Уровень развития теории определяет возможные методы исследования. Из истории развития возрастной психологии видно, что в зависимости от уровня ее развития, от теорий, господствующих на определенном этапе, зависит и выбор стратегии исследования.

Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Наблюдение со стороны, так же как и дневниковые наблюдения, стали основными методами психологии развития. Уже тогда исследователи пытались понять и определить движущие силы развития, но для решения этой задачи не было объективных возможностей. Как правило, длительное систематическое наблюдение за ребенком производят близкие ему люди (родители или те, у кого хороший эмоциональный контакт с ним), что позволяло получить более достоверную и полную информацию. Однако не было единой техники наблюдения, потому дневники часто не просто констатировали сам факт, а содержали отношение к нему — субъективную оценку.

Тем не менее, психология накопила довольно много материала, который можно было систематизировать; выделить этапы и стадии закономерности этого развития, и, конечно, попытаться понять причину развития с тем, чтобы потом выявить основные тенденции.

Следующим шагом в исследовании развития стало использование стратегии естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволял установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Обе эти стратегии широко используются в возрастной психологии и в настоящее время. Заметим, что изучение явлений с помощью этих методов происходит пассивно, поскольку они не оказывают воздействия на процесс развития, т.е. данные методы описывают только само «явление», внешние симптомы развития, а не причины, его вызывающие.

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого-то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Метод продольных срезов (лонгитюдный методизучает особенности развития одного человека в течение длительного времени. Данный метод позволяет получить более дифференцированную «кривую развития» изучаемого феномена. Однако он является очень трудоемким, а полученные данные не могут интерпретироваться как общие для всех людей, кроме того он не объясняет механизмов психических явлений.

Срезовый эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста. Однако, так как все дети имеют индивидуальные особенности, эти данные менее точны, чем при лонгитюдном исследовании, хотя большое число испытуемых позволяет получить объективные значения.

Следующим шагом в развитии стратегии исследования явилось появление тестов. В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Метод тестов широко применяется в психологии, но в этих исследованиях всегда представлены усредненные данные, общие для популяции этого возраста. Метод поперечных срезов дает информацию о средних значениях и нормах, но не учитывает индивидуальные особенности детей. Развитие выглядит как равномерная линия, где скрыты все качественные преобразования.

На вопрос о том, как же происходит развитие, позволяет дать ответ метод формирующего эксперимента, предложенный Л.С. Выготским и названный им экспериментально-генетическим методом. В свое время он был использован при изучении формирования когнитивной сферы. Формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При этом испытуемых всегда разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и в конце, а потом анализируется разница между ними. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Стратегия формирования психических процессов интенсивно разрабатывается в настоящее время. Она основана на активном вмешательстве в процесс развития, на построении процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психического процесса приводит к намеченному результату, можно судить о его причине.

Особый способ получения информации о психическом развитии — близнецовый метод. Сущность его — сопоставление в условиях эксперимента психического развития однояйцевых близнецов. Это позволяет, принимая во внимание идентичность их наследственного фонда, вычленить влияние целого ряда факторов среды и воспитательного воздействия.

Методы, используемые в генетических исследованиях (наблюдение, тесты, эксперимент), тесно связаны с методами общей психологии, но имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса или качества.

К числу наиболее значимых проблем, которыми занимается возрастная психология, относятся:

  • научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций
  • выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;
  • научное прогнозирование развития;
  • обоснование роли и значения каждого предыдущего этапа развития для последующего.

Возрастная эволюция психики имеет определенную специфику, которая заключается в следующих ее особенностях:

  • возрастная динамика различных форм психики отличается разной интенсивностью и играет разные роли в психическом развитии на каждом этапе человеческой жизни;
  • возрастные особенности проявления психических функций взаимосвязаны с индивидуальными особенностями развития каждого конкретного человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную изменчивость с точки зрения нескольких аспектов:

  1. Онтологический аспект (закономерности соотношения биологического и социального в понимании возрастных изменений человека).
  2. Хронологический аспект (характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека; возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность, направленность (вектор) изменений психических явлений на разных этапах развития. Этот подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики.
  3. Структурно-динамический аспект позволяет оценить закономерности качественных преобразований, определить, каким образом на разных этапах осуществляется преемственность и преобразование психических структур (явлений).
  4. Каузальный аспект рассматривает проблему детерминации (определяет развитие движущих сил и условий эволюции человека, рассматривая внешние и внутренние факторы).

Разделы возрастной психологии:

  • Детская психология
  • Юношеская психология
  • Психология взрослого человека
  • Геронтопсихология

Теория и практика всегда связаны. Практические аспекты диктуют свои требования к теоретическим разработкам. Новое в теории оказывает влияние на практику. Интерес к проблеме психического развития продиктован многими причинами, среди которых:

  • связанные с обучением и педагогической деятельностью: (раннее обучение; дифференцированное обучение; профотбор);
  • связанные с производством (трудом): (творческий потенциал, работоспособность человека на протяжении его сознательной жизни);
  • связанные с практической работой в сфере общения;
  • связанные с клинической диагностикой в целях профилактики, лечения, трудовой экспертизы;
  • связанные с акселерацией и профилактикой старения, отодвиганием границ геронтогенеза на более поздние сроки.

Выделяют 3 группы задач, решаемых возрастной психологией:

  1. Научно-исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и фактов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни.
  2. Диагностические задачи заключаются в распознавании и оценке степени зрелости индивидных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека, что позволяет оценивать отклонения в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности.
  3. Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение причин, их вызывающих. Осуществляются путем психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций и т.п., и зависят от готовности самих лиц, нуждающихся в помощи.

Проблема детерминант психического развития

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.

Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития».

Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому видHomoSapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"» Ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...» На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею». Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия. «Жизнедеятельность каждого организма,— писал Н. А. Бернштейн,— есть не уравновешивание его со средой... а активное преодоление среды, определяемое... моделью потребного ему будущего». Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.

Современная психология развития отказалась от подхода к природе развития психики в терминах «или биологическое, или средовое (социальное, культурное)» в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и социокультурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представления о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

Два основных вопроса психологии развития:

  • изменяется ли наследуемость в процессе развития,
  • как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках.

Когда оцениваются эффекты наследуемости, важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла либо она становится менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности в жизни человека уменьшается с возрастом. Кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются в течение жизни. Это предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца.

Данные, полученные в исследованиях генетики поведения, дают прямо противоположные ответы на сформулированные выше вопросы. Важность генетических факторов возрастает в течение жизни, особенно для общей когнитивной способности. Другим важнейшим фактом для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении с возрастом значения общей среды в развитии.

Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, можно выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта: это переход от младенчества к раннему детству и от раннего детства к младшему школьному возрасту. Во всех теориях когнитивного развития эти периоды считаются важнейшими.

Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительность генетического влияния на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека среда должна максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка.

Проблема детерминант психического развития ребенка:

Вопрос о детерминантах психического развития человека разрабатывается советскими психологами в контексте марксистских представлений об общественно-исторической сущности человека. Такой подход создает основы для преодоления односторонних, в частности биологизаторских, тенденций, свойственных зарубежным теориям психического развития. Вместе с тем в советской психологии учитывается диалектико-материалистическая, преемственность, существующая между психическим развитием человека и онтогенезом поведения животных, а также влияние на ход психического развития созревания человеческого организма.

С точки зрения современной биологии главной детерминантой как психоонтогенеза животного, так и созревания человеческого организма выступает эволюционно-генетический процесс — предмет изучения генетики, закономерности которой, являясь универсальными для всех живых форм и самыми существенными на биологическом уровне организации материи, еще недостаточно осмыслены в теории психического развития человека, что, в частности, выступает препятствием при изучении вопроса о соотношении общих закономерностей психического развития, когда они открываются исследователю на уровне сущности, и индивидуальных проявлений особенностей психического развития конкретных индивидов.

Детерминант психического развития— это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка: в семье, в группе детского сада или классном коллективе.

Проблема детерминант психического развития ребенка.

Выготский:

Кризисы – это возникновение новообразований, которые впоследствии отмирают,

ЛСВ выделяет особенности кризисных периодов

1. Границы кризисных периодов размыты.

2. Трудновоспитуемость детей во время кризисных периодов

3. Негативный характер развития. Развитие совершает разрушительную, а не созидательную работу. Ребёнок теряет из приобретённого прежде.

Кризисы:

• Кризис новорожденности

• Кризис 1 года

• 3х лет – строптивость, своеволие. Возникновение характерных черт личности ребёнка

• 7-8 лет – неустойчивость воли и настроения. Возрастание самостоятельности.

• 13 лет – “я” и мир разделены более, чем когда-либо. Изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека.

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеаль¬ного

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Психологическая характеристика этих видов деятельности: Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение явля¬ется непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и куль¬турных ценностей.

Проблема соотношения обучения и развития.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки (см. рис. 1). Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения".

Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего (Хрест. 4.1).

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.

На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.

Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.

Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.

Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности

Четвертая причина связана:

с признанием приоритета принципа развивающего образования;

развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие "онтогенез личности");

осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;

созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития. Проблема детерминант психического развития ребенка. Проблема детерминант психического развития ребенка на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития)

2. Реферат Психология развития (ПР) как наука, ее предмет и задачи. Проблемы детерминации психического развития

3. Реферат Значение игры для психического развития ребенка

4. Реферат ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ)

5. Реферат Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих, ее предмет, задачи, методы

6. Реферат Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития

7. Реферат Сущность психического развития в онтогенезе. Условия и движущие силы психического развития

8. Реферат Культура как процесс: система детерминант культурного развития

9. Реферат Предмет и задачи возрастной психологии

10. Реферат Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития