Новости

Свойства и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности

Работа добавлена:






Свойства и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности на http://mirrorref.ru

26. Свойства и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

Подпсихическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Некоторые авторы относят к свойствам личности и самосознание. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента составляют индивидные особенности человека, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Характер означает совокупность устойчивых индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Способности — это такие индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

В качестве одной из ведущих характеристик личности характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

Чаще всего в научной литературе поднаправленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание— это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности —стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы.Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратитьсяв склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал.Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристикмировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Самосознаниепредставляет собой складывающийся у человека на протяжении жизни образ Я и включает следующие компоненты: сознание отличия себя от остального мира; сознание Я как активного начала субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку; социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает. Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития.

Типологии личности

Существуютдва основных направления исследований личности:

  • подход на основе выделения черт личности;
  • типологический подход.

Первый предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. Черты объединяют в группы тесно связанные признаки и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.При типологическом подходе исходят из постулата, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Типы объединяютгруппы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного представителя. Таким образом, подход на основе черт требует группировки личностных признаков, а подход на основе типов —группировки испытуемых.

В настоящее время проблема типологии является важной для психологической науки, но не разработанной. Не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям увеличилось. Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Существующее многообразие научных типологий личности можно условно разделить на несколько групп.

Самыми древними являютсягуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь является типологияГиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная желчь или слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента:

  • сангвиник (от лат. sanguis — кровь),
  • флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота),
  • холерик (от греч. chole — желчь),
  • меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).

У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности иИ. Кант. Он делит темпераменты на:

  • темпераменты чувств (сангвинистический — темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темперамент человека мрачного нрава);
  • темпераменты деятельности (холерический — темперамент человека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека).

Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темперамента как проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

В морфологических теориях в качестве признака классификации личности используются особенности строения тела человека. Еще Ф. Галль, активно разрабатывая френологию, указывал на связь между типами черепа и чертами характера. Наиболее разработанными вариантами морфологических типологий являются типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.

Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.

Шелдон развил систему Кречмера, эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типы темперамента:

  • эндоморфному типу соответствует висцеротонический темперамент,
  • мезоморфному типу — соматотонический,
  • эктоморфному — церебротонический.

Следующая группа типологий личности может быть условно обозначена какпсихофизиологическая. Здесь главным признаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта, главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Ярким примером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов: сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность, могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Выделенные Павловым типы нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента:

  • сильный, уравновешенный, подвижный тип —сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный тип —флегматик;
  • сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения —холерик;
  • слабый тип —меланхолик.

Но в последних работах Павлов указывал, что возможных комбинаций основных типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, по крайней мере — 24. Соответственно увеличивается и количество типов личности, что было убедительно доказано в работах его последователей.

Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуацийК. Леонгарда и А.Е. Личко. Леонгард выделил типов акцентуаций: гипертимный, дистимиый, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный

Личко описывает 11 возможных типов акцентуаций характера: лабильный, циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный, шизоидный, сензитивный, конформный, гипертимный, астено-невротический, неустойчивый.

У самой многочисленной группы типологий личности основными признаками классификации являются собственно психологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначе касаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологий условно называютсоциально-личностной.В частности, А.Ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурский делит по двум основаниям:

  • по психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня,
  • по психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Типология К.Г. Юнга также является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности —экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются:

  • мыслительный тип,
  • эмоциональный тип,
  • сенсорный тип,
  • интуитивный тип.

Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным. Юнг подробно описывает каждый из восьми возможных типов личности.

Менее известнатипология Э. Шпрангера, основанная на доминировании в личности той или иной системы жизненных ценностей. Им выделяются шесть основных типов личности:

  • теоретический,
  • экономический,
  • эстетический,
  • социальный,
  • политический,
  • религиозный.

К социально-психологическим типологиям, на наш взгляд, могут быть отнесены типологии по различным профессиональным признакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей по стилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.

Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова, Б. С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Классическим примеромсоздания опросников на основе выделения типов, являетсяопросник ММРI. Авторами этого опросника являются американские психологи С. Хатуэй и Дж. Маккинли. Им удалось наиболее последовательно применить типологический подход к описаниям личности. В рамках этого подхода ими разработан многопрофильный личностный тест, известный как Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI). В классическом виде используется 13 шкал ММРI, содержащих 566 вопросов. В ММРI имеются три оценочные шкалы. Они предназначены для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию. Остальные десять шкал являются базовыми для осуществления диагностики.

В содержательном отношении близким к ММРI являетсяопросник X. Смишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. В основу опросника X. Смишека положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на группу основных и группу дополнительных черт. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими. Всего Леонгард выделяет десять основных типов акцентуаций, в основном соответствующих систематике психопатий в психиатрии.

В советской психологии типологический подход к описанию личности человека был использован А. Е. Личко с сотрудниками при разработкепатохарактерологического диагностического опросника (ПДО). ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Выделено 11 типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Данный опросник получил широкое распространение при исследовании психических характеристик личности подростка с целью оценки их соответствия общепринятой норме.

Идиографический подход (от греч.idiwois — особое отличие, индивидуальные признаки, особенности,grafos — запись, рисунок, изображение) ориентирован на наблюдение, фиксацию и описание уникальных, единичных явлений и событий. Достаточно вспомнить такие исследования, как работу А.Р.Лурии «Маленькая книжка о большой памяти», монографию З.Фрейда «Леонардо да Винчи». Также примерами могут служить понимающая психология В. Дильтея и Э. Шпрангера.

Идиографическому подходу противостоитномотетический подход (от греч.nomos — закон,tetmos — установление) — исследовательский подход, направленный на установление обобщений, общих законов развития, существования и взаимодействия объектов.

Свойства и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Проблема личности в философии. Свобода и ответственность личности. Новые проблемы личности в современном мире

2. Реферат Психические свойства личности. Психические свойства и состояния личности

3. Реферат Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна. Пространство и время личности

4. Реферат Правовой статус личности: понятие, принципы, структура и виды. Гарантии прав личности

5. Реферат Понятие личности в психологии. Основные концепции личности: психоаналитическая, теория черт, гуманистическая, социально-когнитивная

6. Реферат Понятие личности, ее структура по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову и свойства

7. Реферат Номонетический (Кеттел и Айзенк) и идеографический (Олпорт и Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности

8. Реферат УВАЖЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

9. Реферат Склонность к аддиктивному поведению и индивидуально-типологические свойства личности подростков

10. Реферат Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы