Факторы риска в работе медицинской сестры

Работа добавлена: 2016-05-13





Министерство здравоохранения РФ

Министерство здравоохранения Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Норильский медицинский техникум»

Факторы риска в работе медицинской сестры

Специальность: 060501 «Сестринское дело»

Багаева Инна Владимировна

  Подпись, дата Ф.И.О., должность руководителя работы

Белехова Олеся Сергеевна

Ф.И.О. зам. директора по учебной (практической) работе КГБПОУ НМТ

                                                                         Дата заслушивания_______________

                                                                                             Оценка_______________

                                                           Подпись председателя ГИА______________

Норильск 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…3

Глава 1 Определение, выявление и устранение факторов риска  для медицинского персонала

1.1 Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры……………………7

1.2 Физические  факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры………………………9

1.3 Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры……………………...13

1.4 Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры…………….….17

1.5 Облучение……………………………………………………………………………...22

Глава 2 Рассмотреть личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования  у них синдрома эмоционального выгорания, меры профилактики

2.1 Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии………………….24

2.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания…….27

2.3 Профессиональная деформация как следствие эмоционального выгорания и  меры по её профилактике………………………………………………………………………..30

Глава 3 Выявление заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью

3.1 Проанализировать заболеваемость медсестер  и определить возможную взаимосвязь с профессиональной деятельностью………………………………………35

3.2 Рассмотреть структуру профессиональных заболеваний…………………………..36

3.3  Обосновать права больных, имеющих профессиональные заболевания…………39

Заключение………………………………………………………………………………..41

Список использованной литературы……………………………………………………..46

Приложение………………………………………………………………………………..48

Введение:

Актуальность исследования обусловлена тем, что медицинские работники ежедневно контактируют с различными факторами риска, которые могут вызывать изменения реактивности организма, иммунного статуса, влиять на здоровье и работоспособность, вызывая профессиональное заболевание.

Целью нашего исследования является теоретическое и эмпирическое исследование  профессиональной вредности в работе медицинской сестры на рабочем месте.

Объект исследования: КГБУЗ «Норильская межрайонная больница №1».

Предмет исследования: Работа  среднего медицинского персонала.

В соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставилисьследующие задачи:

  1. Изучить факторы риска в работе медицинской сестры и мероприятия по обеспечению безопасности труда;
  2. Определить и выявить устранить различные факторы риска для медицинского персонала;
  3. Рассмотреть личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания, меры профилактики;
  4. Выявление заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью;

Тема, цель и задачи исследования обусловили выборсистемы методов:

  1. Теоретические: анализ литературы
  2. Статистические: ранжирование и обработка полученных в ходе исследования данных.

База исследования: КГБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1»

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами была разработаны мероприятия по профилактике и снижению факторов риска для здоровья медсестры на рабочем месте, экспериментально изучена их эффективность путем статистического изучения заболеваемости инфекционными заболеваниями среднего медицинского персоналаКГБУЗ «Норильская межрайонная больница № 1».

В настоящее время существует достаточно исследований и научных разработок, посвященных проблем исследованием данных вопросов занимались: Жердева А.И., Лысенко Е.В., Бурганский Е.А., Тоблер Р. и др.

Тем не менее, мы можем отметить недостаточную изученность проблемы безопасности больничной среды и факторов риска в работе медицинской сестры.  Несмотря на достаточную разработанность вопросов безопасности больничной среды и факторов риска в работе медицинской сестры, данная тема не полностью раскрыта в теоретических исследованиях и недостаточно разработана в практических работах. Следовательно, социальная значимость, актуальность и недостаточная систематизированность изучаемого нами вопроса обусловило выбор темы исследования: «Факторы риска в работе медицинской сестры».

Внедрение в практику современных инновационных медицинских технологий диагностики, лечения и профилактики различных патологических состояний повышает значимость роли и ответственность медицинских работников в лечебном процессе. На сегодняшний день от медицинской сестры требуется не только строгое и четкое выполнение врачебных назначений, но и отличные профессиональные знания, владение вопросами психологии общения с пациентами и коллегами по работе. Наравне с ответственностью увеличивается и нагрузка на медицинскую сестру, как в психологическом, так и в физическом плане. Всем известно, что определенным гарантом эффективной профессиональной деятельности любого специалиста является наличие безопасной рабочей среды. Именно поэтому для современной медицины актуальной является проблема создания безопасных условий не только для пациента, но и для медицинского персонала, создание так называемой безопасной больничной среды.

Безопасная больничная среда – это правильно сформированная среда, не причиняющая вреда всем участникам лечебного процесса, обеспечивающее условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности.

Безопасная больничная среда обеспечивает медицинскому персоналу отсутствие профессиональных заболеваний и сохранение здоровья. Кроме нервно-эмоционального напряжения, физической усталости, связанной с ночными и круглосуточными дежурствами, воздействия высоких концентраций лекарственных и токсических веществ, медицинский персонал подвергается постоянной вероятности заражения инфекционными заболеваниями. Больничная среда имеет множество отрицательных элементов, влияющих на здоровье как медицинского персонала, так и пациентов.

Для сохранения здоровья (физического и психологического) человек должен быть хорошо адаптирован к таким факторам риска. Больной человек попадает в такую среду при снижении способности к приспособлению: он ослаблен, страдает физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки стационара. Необходимо максимально устранить воздействие факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат пациенту безопасность на всем протяжении времени, пока он там находится. Но если на больного факторы риска действуют только определенное время, то медицинский персонал подвержен их влиянию длительно, годами.

Медсестры, как известно, бойцы переднего фронта и входят в самый непосредственный контакт с неблагоприятными физическими факторами, такими как биологические жидкости, дезсредства и т.п., а кроме того, работая, они находятся в неблагоприятных психологических условиях. Это люди, прежде всего ответственные за безопасность больничной среды для пациентов. Радость возвращения здоровья будет невозможна, если в больнице к основному заболеванию, присоединиться какая-либо инфекция. Уже не один год в разных городах Российской Федерации проходят семинары, заседания кружков, конференции, где красной нитью в сообщениях, проходит мысль о проблеме охраны здоровья медицинского персонала, а так же о там, что производственный травматизм, связанный с риском инфицирования–довольно распространенное явление, особенно там, где высокий процент изношенного медицинского оборудования, недостаток средств индивидуальной защиты или недооценка самим медперсоналом важности проблемы. Проблема обеспечения безопасности труда средних медицинских работников стала серьезно изучаться лишь в последние годы – с момента идентификации СПИДа.

На данный момент труд медицинских работников в РФ мало автоматизирован. Синдром “боли в спине” у среднего мед.персонала носит массовый характер, а состояние их здоровья в настоящее время приобретает все большую биологическую и социальную значимость, определяет качество их труда и качество жизни. Поэтому на сегодняшний день, особую значимость приобретает проблема охраны и укрепления здоровья самого медицинского работника, формирование его отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни.

Глава 1. Определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала.

1.1 Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПО, следует отнести опасность зараженияВБИ. Сестринский персонал особенно подвержен инфекции, поскольку он непосредственно контактирует с инфицированными пациентами, их выделениями, секретами, ранами, повязками, постельным бельем.

Наполненные судна и мочеприемники, которые иногда стоят открытыми длительное время, емкости с мочой, подготовленные для доставки в лабораторию и стоящие открытыми, также представляют опасность для персонала.

Лечебные учреждения, часто не имеющие приточно-вытяжной вентиляции, где на больших площадях находится большое количество ослабленных и/или инфицированных людей — идеальная почва для размножения микробов. Микроорганизмы проникают в кремы и мази, во вскрытые флаконы с лекарственными растворами. Они прекрасно размножаются в застоявшейся водопроводной воде, цветочных вазах, раковинах, дыхательной аппаратуре.

На использованном белье (и постельном, и нательном) много стафилококков с кожи пациентов, и его транспортировка в неупакованном виде по палатам и коридорам распространяет опасные микроорганизмы.

Предотвращение профессионального инфицирования иобеспечение безопасности медперсонала достигается соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функциональных помещениях и отделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отработанного материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности проведения текущих и генеральных уборок.

В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:

  1. Сведение к минимуму возможности заноса инфекции;
  2. Исключение внутригоспитальных заражений;
  3. Исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросахпрофилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Следует помнить следующие основные моменты, способствующие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима:

1.2 Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

На здоровье медицинского работника, а опосредовано – и на качество медицинской помощи, значительно влияет физическое напряжение.

Перемещение тяжестей (пациентов, аппаратуры, каталок и др.) — основная причина, приводящая сестру к травме позвоночника и болям в спине. Чтобы избежать профессиональных травм со стороны опорно - двигательного аппарата в процессе оказания медицинской помощи, необходимо соблюдать некоторые правила.

В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза умедицинских сестер.

Остеохондроз позвоночника (от греч. osteon — кость и chondros — хрящ) и его вторичные проявления — корешковые боли — одно из частых заболеваний сестринского персонала.

Остеохондрозом болеет даже молодежь. До 10 % людей, страдающих остеохондрозом, становятся инвалидами. Столь массовая заболеваемость связана, прежде всего, с вертикальным положением человека, при котором нагрузка на позвоночник и межпозвоночные диски значительно выше, чем у животных.

Позвонки соединяются между собой при помощи связок и межпозвоночных дисков. При сгибании позвоночника диски несколько уплотняются на стороне наклона, а их студенистые (пульпозные) ядра смещаются в противоположную сторону.

При статических и динамических осевых нагрузках диски являются своеобразными амортизаторами, смягчающими давление на тело позвонков. Систематические вертикальные нагрузки на позвоночник ведут к более быстрому «изнашиванию»  межпозвоночных дисков. В первую очередь страдают те отделы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), которые наиболее подвижны и, стало быть,  испытывают наибольшую функциональную нагрузку. Физическая нагрузка может стать  причиной возникновения  или обострения  уже имеющегося остеохондроза.

При остеохондрозе позвоночника происходят дегенеративно-деструктивные изменения межпозвоночных дисков. Дегенерация межпозвоночного диска выражается в первую очередь в потере эластичности пульпозного ядра. Оно постепенно теряет функцию амортизатора. Разрушение межпозвоночных дисков ведет к смещению позвонков относительно друг друга, нестабильности, неустойчивости позвоночника.

Увеличение нестабильности позвонков и позвоночника в целом, появление болей приводит к рефлекторному напряжению мышц спины. Это увеличивает нагрузку на межпозвоночные диски и ведет к их дегенерации.

Профилактика остеохондроза

Правильная организация труда в лечебном учреждении, в домашних условиях (у пациента) и в быту исключает перегрузки позвоночника. При физической нагрузке в движение должно вовлекаться минимальное количество сегментов позвоночника. Важно чередовать движения для различных групп мышц, включая в работу мелкие мышцы при незначительных нагрузках и крупные — при больших напряжениях. Сопутствующие движения желательно исключить.

Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:

  1. Одежда должна быть свободной;
  2. Обувь должна плотно облегать ногу, подошва — минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не более 4 — 5 см;
  3. Нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увеличением угла наклона возрастает в 10 — 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 — 200 кг;
  4. При поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;
  5. Нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда держат прямо;
  6. Если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое положение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;
  7. Если нужно помочь больному, лежащему в кровати, например передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальнему краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;
  8. Ноги ставят на ширине плеч, стопы — параллельно друг другу;
  9. Если поднятый груз необходимо сместить в сторону, поворачиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, сохраняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;
  10. Следует всегда искать возможность облегчить нагрузку: пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться, оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;
  11. Необходимо использовать специальные приспособления для облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги, подъемники для больных и т.п.

Для перемещения и /или изменения положения пациентов рекомендуют использоватьподъемные приспособления. Применение подъемников, укрепленных в палатах на потолке, уменьшает число несчастных случаев при подъеме пациентов.

Ремень поясной – специальный широкий пояс, изготовленный из плотной ткани, с нашитыми снаружи ручками. Пояс необходим для поддержки пациента во время прогулки или при пересаживании, поскольку он обеспечивает надежный и удобный ручной захват.

Скользящие простыни (рукава). Особенностью этого оборудования является материал, из которого оно сделано. Для перемещения двойные простыни или рукава подкладывают под пациента, при этом один слой ткани плотно соприкасается с поверхностью кровати, а второй – с телом пациента. Во время движения происходит скольжение одного слоя ткани о другой за счет низкого коэффициента трения. Поэтому пациента несложно переложить с одной поверхности на другую (например, с кровати на каталку), изменить положение тела пациента в кровати (например, переложить с одного бока на другой), больной легко может самостоятельно или с помощью медицинской сестры подтянуться к изголовью.

Правильная техника перемещения снижает риск травматизма, уровень стресса у медицинских  работников, способствует хорошему психологическому климату в коллективе и уменьшает текучесть кадров. При этом происходит экономия времени и средств на подбор и обучение новых специалистов. Практическое здравоохранение должно быть заинтересовано во внедрении инновационных сестринских технологий в практическую деятельность медицинских организаций, так как от этого зависит не только здоровье медицинского работника и качество жизни пациентов, но и экономическая выгода для отрасли.

Все мы очень много времени проводим за компьютером. Неправильное положение тела также приводит к болям в шейном отделе позвоночника.

В лечебном учреждении сестринский персонал подвергается воздействию различных групп токсичных веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, дезинфицирующих, моющих средствах, перчатках.

В организм они попадают в виде пыли или паров различными путями. Наиболее частое проявление побочного действия токсичных веществ — «профессиональный дерматит» — раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести.

Помимо профессионального дерматита токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

Согласно недавнему исследованию, проведенному среди медицинского персонала российских лечебных учреждений, у сотрудников онкологических отделений больниц в 3 раза чаще рождаются дети с пороками развития.

1.3 Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

Химические факторы риска в ЛПО длямедицинской сестры заключаются в  воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов  бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Антигистаминные препараты (прометазин), хлорпромазин, аминофилин также могут вызывать кожные реакции. Некоторые антибиотики (актиномицин-Д, миктомицин-С, стрептомицин) обладают тератогенным воздействием.

Отрицательное воздействие на здоровье сестринского персонала оказывают цитотоксические лекарственные средства, когда не соблюдаются необходимые условия для обеспечения безопасности.

Соблюдение профилактических мер медицинской сестрой уменьшает вред

от воздействия токсичных веществ:

  1. Следует получить полное представление о применяемых препаратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения.
  2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы.
  3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвиниловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химическими веществами.
  4. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.
  5. Приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.
  6. Не следует применять препараты местного действия незащищенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.
  7. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.
  8. При несчастных случаях, если препарат попал:

Аллергические заболевания.

Среди обследованных медицинских работников профессиональная бронхиальная астма (ПБА) составляет 62,2% от всех выявленных аллергических заболеваний (для сравнения: аллергическая крапивница – 18,9%, аллергические риниты – 8,9%, аллергические дерматиты – 10%). Немного статистики:

Среди больных профессиональной бронхиальной астмой преобладают медицинские сестры преимущественно процедурных кабинетов, что связано с тем, что они имеют контакт с более широким сектором веществ, обладающих аллергизирующим действием.

Ведущими этиологическими факторами, вызывающими среди медицинских работников бронхиальную астму, является латекс, дезинфекционные вещества  - сульфатиазол, хлорамин, формальдегид, а также антибиотики, растительное лекарственное сырье, химические компаненты диагностических наборов. 14% от всех больных астмой страдают профессиональной бронхиальной астмой! Частота профессиональной бронхиальной астмы в России составляет около 2%.

Латекс  - это природный каучук, который получают из млечного сока каучукового дерева и широко используют в производстве резиновых изделий бытового, медицинского и технического назначения.

Распространение латексной аллергии составляет 22,61% (у 83 из 367 обследованных медицинских работников). Клинически латексная аллергия у медицинских работников в 32,5% протекает по типу гиперчувствительности немедленного типа и проявляется бронхиальной астмой, аллергическим ринитом, крапивницей, в том числе в 6,0% случаев – острыми аллергическими реакциями (отек Квинке, анафилактический шок), требующими оказания неотложной медицинской помощи.

В 67% случаев аллергические реакции при контакте с натуральным латексом протекают по типу гиперчувствительности замедленного типа и проявляются контактным дерматитом.

Профилактика латексной аллергии:

Профилактики латексной аллергии заключается в отстранении заболевшего от  контакта с латексным  аллергеном. Эффективным методом является замена латексных перчаток виниловыми, нитриловыми, неоприловыми или другими, не содержащими латексных аллергенов.

Лицам с латексной аллергией следует пользоваться перчатками без тальковой и маисовой присыпок или перчатками, имеющими внутреннее полиуретановое покрытие в качестве «барьера» между кожей и латексной пленкой.

Учитывая особенности латексной аллергии, заключающейся в нарастании симптомов и прогрессировании болезни в условиях продолжающегося воздействия латексной аллергии, актуальным является вопрос о рациональном трудоустройстве.

Анестезирующие газы, используемые для общей анестезии, даже в небольших дозах оказывают вредное воздействие на репродуктивные функции сестринского персонала  Рак, заболевания печени, нервной системы возможны под влиянием анестезирующих газов.

Сестринскому персоналу, осуществляющему уход за пациентом как в раннем, так и в позднем послеоперационном периодах, следует помнить:

1.4 Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

Профессиональная деятельность медсестры предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» медицинская сестра вынуждена постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии.

Ночные дежурства, экстренные ситуации, постоянная ответственность за жизнь больного, контакт с психически больными пациентами вызывают повышенное психоэмоциональное напряжение и физическое утомление медицинского персонала. Многие из них работают на полторы ставки.

Психологические факторы риска в работемедсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

 В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся:

Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нервному истощению — потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);
  2. Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;
  3. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

  1. Четкое знание своих служебных обязанностей;
  2. Планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;
  3. Понимание важности и значимости своей профессии;
  4. Оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;
  5. Соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;
  6. Рациональное питание;
  7. Соблюдение принципов медицинскойэтики и деонтологии.

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше:

Синдром профессионального выгорания - это сложный психологический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально насыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание — это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хронического стресса, вызванногомежличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания повышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если работа является убежищем от остальных сторон жизни и профессиональная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые повышают риск выгорания:

  1. Вина перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.
  2. Стыд за то что результат работы не такой, как хотелось.
  3. Обида на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской сестры.
  4. Страх того, что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут  не понять коллеги и пациенты.

Синдром профессионального выгорания — это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека. Выгорание является очень индивидуальным процессом, симптомы появляются неодновременно и с разной степенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаимоотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании работы она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами медицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угрозы распада семьи.

Выгорание - это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессионального выгорания.

На первой стадии выгорания человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание.

Для второй стадии выгорания у медицинской сестры может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

Заключительная, третья стадия (полное выгорание), которая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным отвращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляемой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосредоточиться.

Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касается не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою профессиональную деятельность, также подвержены этому синдрому. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеализированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожиданий и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными реальными достижениями.

Профилактика развития синдрома профессионального выгорания достигается использованием методов мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тренировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим приемам желательно проводить под руководством специалиста-психолога в кабинете психологической разгрузки.

1.5 Облучение.

Из всех источников излучения в лечебном учреждении 90 % составляют рентгеновские лучи.

Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты, оказывают серьезное влияние на здоровье сестры и повреждают плод, если сестра беременна.

Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить индивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источником излучения все манипуляции нужно выполнять по возможности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сестры является противопоказанием для подобного рода услуг.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

  1. Сверхвысокочастотные;
  2. Ультрафиолетовые и инфракрасные;
  3. Магнитные и электромагнитные;
  4. Световые и лазерные.

Для профилактики их повреждающего действия на человеческий организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания.

2.1 Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии.

Введение многоуровневого сестринского образования, появление медицинских сестёр с высшим образованием заметно повысили престиж профессии, изменили социальный статус медицинской сестры. Из помощника, технического исполнителя воли врача она превращается в высокообразованного специалиста, способного принимать решения. Такие изменения это не просто влеяния времени, а социальный заказ. Но близкая дистанция между медицинской сестрой и пациентом сохраняется, поэтому функционирование системы «медсестра – пациент» как системы «личность – личность» является важнейшей проблемой философии сестринского дела. Именно в рамках этой системы эмоциональный компонент выходит на первый план.  Медсестре важно видеть в пациенте не только больного, а целостную личность. При этом сама сестра должна быть личностью. Для личности характерно согласие с собой и людьми, умение приспосабливаться к социальной среде, внутренняя свобода, способность ценить искусство, широкий кругозор, чувство юмора.

В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских

проблем этического и нравственного характера. Меняется характер работы, возрастает нравственная ответственность. Это влияет на мировоззрение, личностную оценку, требует особого профессионализма, выхода к новым горизонтам: осмыслению этических, психологических, антропологических, правовых проблем сестринского дела.

Медицинская деонтология является практическим применением этических принципов в работе медицинского персонала. Наряду с соблюдением этико-диетологических норм и высоким профессионализмом медсестра должна обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью. Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество медсестры. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.

Важно, чтобы медсестра владела собственными эмоциями, умела сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость – составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание сестры к своим пациентам. Сестра должна чувствовать, когда ей следует отдалиться от пациента, когда же наиболее приблизиться к нему. Существенным является  проявление уважения к пациенту.

Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач. Важен внешний вид медсестры – опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединённое с профессиональным мастерством, позволяют оказывать эффективную помощь даже в самых трудных случаях.

Современная медсестра – это специалист, самостоятельно действующий в рамках сестринского процесса, для осуществления которого ей необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, научиться ставить сестринский диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики ухода за пациентом, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов.

В деятельности по уходу за пациентом встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или, что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности этого человека.

Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Сестре приходится выполнять руководящую, воспитательную, просветительскую деятельность. Сестра способствует осуществлению на практике здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает пациенту развиваться.

Медицинская сестра должна любить свою профессию, сочетать в себе гуманность интеллект. Клиническая деятельность требует не только глубокого познания своей специальности, но в не меньшей степени и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными. Кроме

изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.

Профессионально  способной можно считать ту медсестру, которой присуще отсутствие тщеславия, ровное и участливое отношение ко всем пациентам, быстрота реакции, выдержка, высокое чувство долга и владение сестринской техникой.

Отношения, складывающиеся между пациентом и медсестрой –  это частный случай взаимоотношений пациента с другими людьми которые, скорее всего, точно также стараются щадить его и не рассказывают ему о своих негативных впечатлениях. В лучшем случае они ограничиваются директивными указаниями или уходят от контакта, не объясняя причин и предоставляя ему самостоятельно восполнить этот пробел (своими многочисленными проекциями). Правильно   выраженные чувства медсестры помогут пациенту пролить свет на волнующие его вопросы, то есть понять механизм, скрывающийся за непонятными действиями окружающих. Может быть полезнее расходовать энергию не на подавление естественных впечатлений, а на поиск подходящей формы для их выражения.

В основе решения быть специалистом в системе человек-человек всегда лежит несколько мотивов. Одни мотивы «правильные» принимаются, а значит – осознаются. Другие мотивы «неправильные» отвергаются или, по крайней мере, редко вербализуются. По мере работы индивидуальный спектр мотивов неизбежно меняется, поскольку мотивы –  это подвижные образования. Они могут усиливаться и ослабевать, исчезать и появляться. Такое уменьшение мотивации может возникнуть, когда:

  1. Мотив входит в противоречие с конкретной ситуацией –  например, романтическое желание помогать людям «на деле» сталкивается с рутинной тематикой или реальными профессиональными трудностями;
  2. Мотив исчерпывается – удовлетворение потребности (реализация мотива) приводит к исчезновению необходимости в данной работе; она становится «выжимающей силы» обузой; например, специалист решил свои личные проблемы, удовлетворил любопытство, испытал себя.

Трудоспособность специалиста во многом зависит от понимания (осознания) им спектра своих желаний, потребностей и ожиданий, связанных с работой. Если рассматривать медицину как поле деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей человека, то симптомы «сгорания» могут сигнализировать об окончании этого жизненного этапа, или другими словами –  о прохождении очередного этапа в развитии личности человека, реализовавшегося в работе.

Каждой медсестре  необходимо стать  своим  собственным высококвалифицированным  специалистом по устранению стресса и научиться устанавливать   или  переустанавливать  приоритеты  и  думать  об изменении образа  жизни,  внося  перемены  в  свою  повседневную «рутину». Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.

2.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремление к совершенству и связанной с этим неудовлетворённости эффективностью своей деятельности, отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний.

Различают  стрессы:

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений: беспомощности, эмоциональной напряжённости, снижения работоспособности, уровня самокритичности.

В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Существуют индивидуальные различия в том, какая из сфер психики окажется наиболее уязвимой при длительном высоком напряжении. Выбор «мишени» обусловливают ситуативные факторы и личностные особенности.

Важнейшим условием защиты  человека от психических стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогает другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали».

Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит  к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы эмоционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий.

Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы; между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы.

Установили связь  эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.

Риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов.

Условия труда медицинской сестры обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.

Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие.

В результате развиваются церебральные нарушения в форме невроза, сомато-висцеральные нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно- кишечного тракта. Чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии и психастении. Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, исследователи называют чувство социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки.

2.3 Профессиональная деформация как следствие эмоционального

выгорания и  меры по её профилактике.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он предопределяет собой личностную деформацию. Почему   же   простое   человеческое  общение  превращается  в профессиональное заболевание?

Виноват заложенный  в  нас  природой  механизм сопереживания, сочувствия другому  человеку.  Он  устроен  таким  образом, что  мы вначале подсознательно   отождествляем   себя  с  партнером  по общению, автоматически  отражаем, как в зеркале, его телесно-эмоциональное состояние. Инстинктивно воспроизводя ощущения, вызванные эмоциями другого человека,  мы  принимаем  их  за свои собственные и в результате «заражаемся» чужим настроением. И  как  это ни парадоксально, развивается эмоциональное выгорание вследствие действия естественных механизмов психологической защиты.

На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и

смертности в результате воздействия психосоциальных факторов, мы сделали вывод, что на протяжении первых трёх лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания). Количество стресс - реакций возрастает, благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах.

Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной

адаптации, которая является необходимой для медицинского работника. Адаптация к новым, а тем более к экстремальным условиям, достигается ценой затрат функциональных резервов организма за счёт так называемой биосоциальной платы. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни. Переход от одного функционального состояния к другому развивается в результате изменения свойств биологических систем: уровня функционирования, функциональных резервов, степени напряжения регуляторных механизмов.

Эмоциональное выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Адаптационный потенциал человека – количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов при экономической трате функциональных резервов, что позволяет предотвратить развитие преморбидного состояния.

Выделяют пять основных групп функциональных состояний по показателю

активности регуляторных систем:

  1. Норма – состояние уравновешенности организма с внешней средой, высокая приспособляемость организма к различным условиям достигается при минимальном;
  2. Напряжении регуляторных систем;
  3. Умеренное функциональное напряжение возникает после работы, к концу рабочего дня или как результат высокой активности человека;
  4. Выраженное функциональное напряжение характеризует состояние здорового человека во время работы;
  5. Резко выраженное функциональное напряжение у здоровых людей может кратковременно возникать в моменты больших нагрузок;
  6. Астенизация регуляторных систем – неспособность организма поддерживать равновесие с окружающей средой.

Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определённых профессий, представители которых обладают трудно контролируемой

и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависит здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти.  Медицинский работник тоже обладает определённой властью над больными.

У медицинского работника, который в начале своей профессиональной карьеры

очень бурно переживал все события, тяжело влияющие на психику больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определённая эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется чёрствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создаётся впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист вызывает у больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.

Следствием эмоционального выгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как медицинской сестре в этом состоянии кажется, что её чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. Появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медицинская сестра начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытой для контакта.

Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медицинских сестёр считается появление или заметное учащение соматических заболеваний. Поэтому следует задумываться над тем, что беспричинно учащающиеся головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.

Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов «помогающих» профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей

значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Модель предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры.

Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное выгорание, как правило,  следствие неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации –  это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищённости в коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряжённость, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.

Необходимость в психотерапевтической помощи и в специальной профессиональной подготовке для тех  медицинских сестёр, которые сознательно выбирают вид медицинской деятельности связанный с повышенным риском эмоционального выгорания, не вызывает сомнений. Каковы приёмы профилактики, или замедления «выгорания»?

Как, оставаясь сензитивным (чувствительным) к страданиям умирающего человека, не утратить своей профессиональной идентичности, быть рядом и в то же время быть отстранённым?

Общепризнанным на сегодняшний день способом решения этих проблем являются так называемые «балинтовские группы». Программа групповых занятий для практикующих врачей была нацелена на улучшение их профессиональных качеств путем привлечения внимания к психологическим аспектам работы с больным, к отношениям в диаде «врач-больной». Начавшись с семинаров для врачей общего профиля, «балинтовские группы» вскоре распространились и на другие категории медицинских работников, охватив медицинских сестер, студентов-медиков, врачей-специалистов.

Глава3.Выявление заболеваний, связанных с профессиональной деятельности.

3.1Проанализировать заболеваемость медсестер  и определить возможную взаимосвязь с профессиональной деятельностью.

Результаты опроса медицинских работников показали, что из 100  опрошенных 76 имеют хронические заболевания, и только 40% состоят на диспансерном учете. По большей части профессиональную патологию составили туберкулез органов дыхания, гепатит, бронхиальная астма. Лидером среди профзаболеваний оказались вирусные гепатиты – примерно 40% всех инфицированных медицинских работников больны именно ими.

Высокий уровень профессиональной заболеваемости средних медицинских работников определяется:

Высокий уровень профессиональной заболеваемости средних медицинских работников обусловлен:

  1. Явлениями привыкания, невосприимчивости к лекарственным веществам в обычных дозах;
  2. Широким распространением среди медработников самолечения без соблюдения принципов  клинической фармакологии;
  3. Формальным, некачественным проведением декретированных медосмотров;
  4. Необъективной оценкой медицинскими работниками потенциальной опасности той или иной медицинской профессии;
  5. Пренебрежением, боязнью специфических профилактических мероприятий в частности вакцинации.

В Российской Федерации факт профессионального заболевания устанавливается специализированными медицинскими учреждениями в соответствии со списком профессиональных заболеваний и инструкцией по его применению. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 01.12.2004 г.№718 утвердило перечень социально значимых заболеваний, которые могут быть признаны профессиональными заболеваниями, т.е. производственно обусловленными. Перечень социально значимых заболеваний:

3.2 Рассмотреть структуру профессиональных заболеваний.

Анализ показывает, что в Российской Федерации профессиональные заболевания имеют устойчивую тенденцию к росту. Заболеваемость медицинских работников находится на 5-ом месте среди других профессиональных групп, опережая работников химической, металлургической и добывающей промышленности. Немного статистики:

Среди всех отраслей экономики по профессиональным заболеваниям среди женщин первое место занимают

на 10 000 работающих.

При этом заболеваемость в других профессиях составляет:

Т.е. по риску профессиональной заболеваемости среди женщин профессия медсестры стоит на первом месте!

Структура профессиональных заболеваний среди медицинских работников:

  1. Группа – медицинские работники, у которых выявлено профессиональное заболевание от воздействия биологических факторов.
  2. Группа – медицинские работники, у которых выявлены профессиональные аллергозы – вследствие воздействия антибиотиков, витаминов группы В, кислот, щелочей, растворителей, латекса, дезинфицирующих средств;
  3. Группа – медицинские работники, у которых диагностированы профессиональные заболевания токсико-химической этиологии.
  4. Группа – медицинские работники, у которых выявлено профессиональное заболевание от перенапряжения отдельных органов и систем организма.
  5. Группа – профессиональные новообразования.

Немного статистики:

По оценке медицинских экспертов, в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные (в среднем 80,2%), при которых медицинские работники оказываются в группе повышенного риска. Так риск заразиться ВИЧ-инфекцией при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, вирусом гепатита С – 10%, а вирусом гепатита В – 30%.

На втором месте - аллергические заболевания (в среднем 12,3%).

На третьем месте находятся интоксикации и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Уровень смертности медицинских работников в возрасте до 50 лет на 32% выше, чем в среднем по стране, у хирургических и операционных сестер эта цифра доходит до 40%. Ежегодно 320 тысяч медиков не выходят на работу из-за болезней. Экономические потери в России от полученных инфекций при медицинских вмешательствах достигают 15 млрд.руб в год. Для сравнения: в США эта цифра достигает 6,5 млрд долл.в год.

3.3  Обосновать права больных, имеющих профессиональные заболевания.

Больные профессиональными заболеваниями имеют право:

  1. При первичной постановке диагноза профессионального заболевания – на единовременное материальное пособие в размере 60 минимальных зарплат.
  2. На возмещение морального ущерба через суд.
  3. На ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение с оплатой дороги, а при необходимости в сопровождающем – в оплате дороги, проживания и питания сопровождающему.
  4. На бесплатное медикаментозное обеспечение по профзаболеванию.
  5. На бесплатное дополнительное питание по профзаболеванию желудочно-кишечного тракта.
  6. На бесплатное протезирование по профзаболеванию или трудовому увечью.
  7. На бесплатное обеспечение средствами передвижения по профзаболеванию или трудовому увечью.
  8. На бесплатный ремонт, замену и частичное обеспечение топливом средств передвижения по профессиональному заболеванию или трудовому увечью.
  9. На выплаты по проценту утраты профессиональной трудоспособности, которые производятся пожизненно в дополнение к новой зарплате или пенсии по возрасту.
  10. На большие выплаты по одноименной группе инвалидности или при профессиональном заболевании в сравнении с выплатами при общем заболевании.

Таким образом, высокая заболеваемость среднего медицинского персонала обусловлена множеством факторов, среди которых следует выделить:

Заключение:

В заключение следует отметить, что в ходе проведенного исследования, мы выяснили, что в работе медицинской сестры существует ряд факторов риска для ее физического и психического здоровья. А именно: риск инфицирования внутрибольничными инфекциями при непосредственном контакте с биологическими жидкостями пациента, так и при общении с ним (воздушно-капельный, фекально-оральный пути передачи); риск токсического воздействия хлорсодержащих препаратов, анестетиков, цитостатиков и других токсичных веществ; риск развития профессиональных заболеваний опорно-двигательной системы, зрения при несоблюдении правил медицинской эргономики; а также риск эмоционального перенапряжения, стресса при неблагоприятной обстановке в коллективе и неправильном общении с пациентами.

Еще мы выяснили, что существуют меры профилактики воздействия этих факторов на здоровье медсестры. После изучения уровня воздействия больничной среды на примере конкретного коллектива и выяснения неудовлетворительных показателей уровня безопасности для здоровья, возникла необходимость в поиске путей повышения уровня настороженности и создание навыков самозащиты персонала. Была разработана методика по профилактике и снижению факторов риска для здоровья медсестры на рабочем месте. Результаты исследования обнадеживающие.

Таким образом, становится понятно, что если средний медицинский персонал выполняет меры личной безопасности на рабочем месте, а рабочие места защищены от вредных и опасных факторов, то воздействие их на здоровье значительно снижается, работа перестает быть источником перенапряжения и стресса, значительно снижается фактор профессионального выгорания. Подводя итоги проведенному исследованию, можем отметить, что мы смогли провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучить факторы риска в работе медицинской сестры и мероприятия по обеспечению безопасности труда, изучить проблему ВБИ и мероприятия по профилактике риска инфицирования медсестры , ознакомиться с вопросами медицинской эргономики и безопасности перемещения пациента, рассмотреть проблему взаимодействия медсестры с токсическими веществами (хлорсодержащие препаратами, анестетиками, цитостатиками и др.) и снижения факторов риска для здоровья.

Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Под синдромом  эмоционального выгорания в дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Под синдромом эмоционального выгорания скрываются разные состояния и внутренние процессы, которые необходимо различать и разграничивать в каждом конкретном случае, поскольку они имеют разные причины и требуют в своем решении различных подходов:

Вывод:

  1. Деятельность медицинской сестры связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании  с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с пациентами, испытывающими боль, боящимися врачебного вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми и их родственниками.
  2. Личность медсестры, методы и стиль её работы, умение общаться с пациентами –  всё это само по себе может служить лекарством. Добросовестная работа медсестры повышает уверенность пациента в выздоровлении. Практически невозможно провести резкой границы между физическим уходом за пациентом и психическим воздействием на него в ходе деятельности.
  3. Самым лучшим антидотом при таких  негативных чувствах как фрустрация, гнев, цинизм, чувстве   неуверенности  в  себе  перед  лицом  непрекращающихся страданий  и  неустранимых болей пациентов, которые являются действительной реальностью    профессиональной    атмосферы медсестры, является  развитие интеллектуальной стороны медицинской практики, творческий и личностный рост профессионала.
  4. Для  медсестры необходимо осознание того, что, в конце концов, обращаться к человеку в себе может быть  не  так  уж  и  плохо.  Принимая на себя ответственность за характер  переживания стресса, специалист обретает контроль над собой,  и  при  этом    переходит  из  положения «жертвы» к состоянию  «уцелевшего» и тем самым снижает уровень эмоционального выгорания.

Деятельность медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической  и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях.

В соответствии с  целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности медицинских сестёр, могут  являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения  профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта,  эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость,  низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности  отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.

Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.

Постоянное профессиональное  совершенствование может служить одним из важных аспектов   стратегии  борьбы  против эмоционального выгорания,  возникающего в процессе выполнения  профессиональной   деятельности.  Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.

Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

С учетом полученных теоретических знаний, мы смогли оценить уровень знаний и умения медицинских сестер по соблюдению мероприятий личной безопасности на рабочем месте, а затем, в ходе эксперимента, проанализировать заболеваемость медсестер отделения и определить возможную взаимосвязь с профессиональной деятельностью, а так же экспериментально изучить эффективность мероприятий по обеспечению безопасности труда медицинской сестры и разработать мероприятия по профилактике и снижению факторов риска для здоровья медсестры на рабочем месте.

Следовательно, мы выполнили поставленные цели и задачи работы. В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что если средний медицинский персонал выполняет меры личной безопасности на рабочем месте, а рабочие места защищены от вредных и опасных факторов, то воздействие их на здоровье исключено. Это мы смогли доказать в ходе исследования.

Дорогие друзья! Наверное, трудно оценить роль медицины в нашей жизни. Она настолько велика, что порой словами не выразишь те чувства, которые испытывают ваши пациенты и их родные и близкие. От вашего профессионализма, отзывчивости и оперативности зависит не только настоящее, но и будущее семьи, поселка, города, страны.

Список использованной литературы:

Книги:

  1. Kinney M, et al. AACN Clinical Reference for Critical Care Nursing New York: MeGraw – Hill Book Co., 1993.
  2. О. К. Гаврилов – М.: Медицина, 1982.
  3. А. А. Бунятян – М.: Медицина, 1982.
  4. Zdravie.com.ua/category/encyclopaedia.
  5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
  6. Белов В. И.  Энциклопедия здоровья. – М., 1993.
  7. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
  8. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб, 2005.
  9. Валеология человека. Здоровье – Любовь – Красота. Под ред. Петленко В. П. СПб, 1997.
  10. Васильева О. С. Валеология – актуальное направление в современной психологии. Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997.
  11. Васильева О. С., Журавлева Е. В. Исследование представлений  о здоровом образе жизни. Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997.
  12. Психология // Под ред. В. М. Мельникова. – М.: «Физкультура и спорт», 2005.
  13. Белов В. И.  Психология здоровья. СПб, 1994.
  14. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. – М., 2004.
  15. Жеребцов А. В. – М., Физкультура и труд. – 2006.
  16. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание – М.:Высш. Школа,2005.
  17. Коростелев Н. П. От А до Я. – М, 2004.
  18. Лещинский А. В. Берегите здоровье. – М.: «Физкультура и спорт», 2005.
  19. Морозов Михаил. Основы здорового образа жизни – М.: ВЕГА,2014.
  20. Мухина С.А., Тарновская И.И. М 94 Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". Учебное пособие.- М.: Рсдник, 2002- 352 с.
  21. ««Золотые правила» безопасного перемещения пациентов» И.Баландина, «Сестринское дело» №7, 2012г, с32.
  22. «Профилактика риска профессиональных заболеваний сестринского персонала» Н. А. Касимова, О. Б. Малкина, «Медсестра» №2 2011г.,с 54.
  23. «Уровень профессиональной заболеваемости средних медицинских работников»  С. И. Двойников «Сестринское дело» №5, 2012г, с 10.

Электронные ресурсы

  1. http://www.refsru.com/referat-3182-23.html
  2. http://www.panor.ru/upload/iblock/729/2%20Pages%20from%20twztawiig-2011-02-bhok-2.pdf
  3. http://www.zdrav.ru/articles/practice/?j=82407
  4. http://algomed.com.ua/421-faktory-vrachebnogo-riska-spasaya-nashi-zhizni-mediki-riskuyut-svoimi.html
  5. http://yamedsestra.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=157&Itemid=56
  6. http://www.youtube.com/watch?v=UQV5fzoqD-A

Приложение 1

Алгоритм действий медицинский работников

в случае возникновения медицинской аварии:

Первый шаг:незамедлительно воспользоваться  аптечкой экстренной профилактики гемоконтактных инфекций.

При попадании крови или других биологических жидкостей на  кожные покровы  (ЧП  низкой степени  риска):

1. Место попадания обрабатывают 70% спиртом

2. Промыть водой с мылом данное место

3. Обработать еще раз 70 % спиртом

При попадании крови и других биологических жидкостей на слизистые оболочки глаз, оболочку носа, на слизистую оболочки рта, (ЧП средней степени риска):

  1. Глаза сразу же промывают водой или 1 % раствором борной кислоты.
  2. При попадании на слизистую оболочку носа  обрабатывают 1% раствором протаргола
  3. При попадании на слизистую оболочку рта полоскать  70 % спиртом  или 0,05 % раствором марганцево - кислого калия или 1 % раствором борной кислоты.

* Слизистые оболочки носа, губ, конъюктивы обрабатываются также раствором марганцево – кислого  калия в разведении 1:10 000.

При уколах и порезах (ЧП высокой степени риска):

  1. Обработать перчатки кожным антисептиком;
  2. Снять перчатки;
  3. Выдавить кровь из ранки;
  4. Вымыть руки под проточной водой  с мылом;
  5. Обработать руки 70 % спиртом;
  6. Смазать ранку %5 раствором йода.

Второй шаг: в рабочее время

1. Зарегистрировать аварийную ситуацию в журнале «Учет регистрации  аварийных ситуаций».

2. Сообщить об аварийной ситуации старшей медицинской сестре и заведующему отделением, которые подтверждают факт об аварийной ситуации своей подписью  в журнале «Учет регистрации аварийных ситуаций».

3. Старшая медицинская сестра, где произошла аварийная ситуация:

3.1. Организует в случае неизвестного ВИЧ  статуса пациента обследование на ВИЧ пациента и пострадавшего сотрудника   в экспресс лаборатории, забор и направление для проведения ИФА проб крови в серологическую лабораторию.

3.2. Заполняет акт об аварийной ситуации в 3-х экземплярах (один остается на руках  у пострадавшего медработника, два экземпляра доставляются в эпид. отдел)

3.3  При аварийной ситуации в операционном блоке с персоналом других отделений, старшая медицинская сестра операционного блока  организует забор крови больного  и направление ее в экспресс лабораторию и серологическую лабораторию. Регистрирует факт аварийной ситуации в журнале. Ставит в известность заведующего отделением и старшую медсестру того отделения, к которому относится медработник, для проведения дальнейших мероприятий.

4. Заведующий отделением, где произошла аварийная ситуация обязан:

4.1. Направить  медицинского работника, с которым произошло ЧП  в ОЦ СПИД И ИЗ к врачу инфекционисту для оценки степени риска инфицирования, решения вопроса о необходимости назначения антиретровирусной терапии, профилактики вирусного гепатита В и диспансерного наблюдения.

В нерабочее или вечернее время:

1.Зарегистрировать аварийную ситуацию в журнале «Учет регистрации  аварийных ситуаций».

2. Поставить в известность дежурного администратора, который обязан:

2.1.Организовать немедленное обследование на ВИЧ  пациента   и  пострадавшего сотрудника в экспресс лаборатории

2.2.Оценить  ВИЧ статус пациента:  при положительном или сомнительном результате на ВИЧ инфекцию, назначить медработнику, пострадавшему в аварийной ситуации, прием антиретровирусных препаратов согласно инструкции, а также согласно схеме назначения выдать необходимое количество препарата на руки медработник, учитывая предполагаемое время  явки  в ОЦ СПИД И ИЗ ( если  выходные и праздничные дни ).

Антиретровирусный препарат и инструкция к нему хранятся в приемном отделении  у дежурной сестры.

2.3. Поставить в известность об аварийной ситуации заведующего отделением, где произошла аварийная ситуация.

Дальнейшие мероприятия организует заведующий отделением, где произошла аварийная ситуация.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Этика и деонтология в работе медицинской сестры

2. Использование компьютерных технологий в здравоохранении и в практической работе медицинской сестры

3. Психологические аспекты взаимодействия медицинской сестры с пациентом

4. Этика и деонтология в профессиональной деятельности медицинской сестры

5. Роль медицинской сестры в организации специализированной помощи ВИЧ - инфицированным

6. Роль медицинской сестры в первичной профилактике хронических бронхитов

7. Изучение особенностей работы медицинской сестры в профилактике постинъекционных осложнений

8. Роль медицинской сестры педиатрического участка в профилактике близорукости у детей

9. Роль медицинской сестры в ранней диагностике и организации ухода за больным туберкулёзом

10. Роль медицинской сестры в профилактике и лечении язвенной болезни желудка у детей