Новости

Теория государства и права шпаргалка. Шпаргалка по ТГП

Работа добавлена:






Теория государства и права шпаргалка. Шпаргалка по ТГП на http://mirrorref.ru

Вопрос 1.Задачи теории государства и права на современном этапе развития науки.

Подобно любой иной отрасли знаний и учебной дисциплины, теория государства и права на каждом этапе своего развития преследует ряд конкретных задач и целей, на решение которых направляются усилия исследователей.

Теория государства и права ставит перед исследователями, по крайней мере, три задачи:

- построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармоничное целое;

- изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки;

- наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решает и мировоззренческие вопросы.

Вопрос 2. Предмет науки ТГП. Значение ТГП для подготовки юристов.

Теория(от греч.theoria – рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Теория понимается как «система обобщенного знания», объяснения различных сторон исследуемого явления. Она воспринимается также как «форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности».

Теория государства и права –общественно-политическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками, как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.

В целомпредметом теории государства и права выступают: во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, во-вторых, система основных понятий юриспруденции. Предмет теории государства и права не является застывшим – с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества.

1) Предмет теории государства и права представляет собой систему закономерностей, включающую в себя: закономерности становления, функционирования и развития государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества; социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые детерминируют развитие и функционирование государства и права, и без знания которых нельзя раскрыть предмет теории государств и права.

В комплексном плане юридического образования данный курс выполняет три взаимосвязанные задачи:

- вооружает студентов знаниями системы понятий и категорий, юридических дисциплин;

- формирует основу профессионального мировоззрения студентов;

- вырабатывает умение правильно толковать нормативно-правовые акты.

Значение теории государства и права в подготовке работников органов внутренних дел. Органы внутренних дел, являясь важнейшей частью механизма государства, входят и в органы государственного управления, и в органы юрисдикции; осуществляют все формы правовой деятельности (правотворческую, правоохранительную, правореализующую), основывая свою деятельность на праве; строятся и осуществляют свою деятельность в соответствии с общими политическими, организационными и функциональными принципами нашего общества, государства и права.

Теория государства и права позволяет видеть место органов внутренних дел в механизме государства, а также их роль в выполнении государственных функций

Вопрос 3. Функции ТГП. Теория государства и права как совокупность знаний о закономерностях и сущности государства и права, истории их возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение. Наиболее полно это значение раскрывается в следующих функциях: онтологической, методологической, гносеологической, эвристической, идеологической, воспитательной, организационно-управленческой, прогностической.

1) онтологическая(онтология — учение о бытии), призвана определить, что такое государство и право, как и в силу каких причин они возникли, что представляют собой в современный период и каково их будущее;

2) методологическая, выражается в выработке общей теории познания государственно-правовых явлений, методов, используемых отраслевыми юридическими науками;

3) гносеологическая или познавательная (гносеология – теория познания), направлена на изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития;

4) эвристическая (эвристика – искусство нахождения истины, новых открытий), предназначена открывать новые закономерности в развитии науки государства и права;

5) идеологическая (мировоззренческая), связана с мировоззренческой ролью теории государства и права как общественной науки и состоит в разработке и формулировании основных идей и базовых концепций правовой политики государства;

6) воспитательная, призвана воспитывать уважение к праву и законам, способствовать повышению правовой культуры и т.д.;

7) организационно-управленческая, подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства, улучшению работы органов государства, укреплению правопорядка и т.д.;

8) прогностическая, направлена на формирование прогнозов относительно развития государственно-правовых институтов, динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

Вопрос 4.Юридические понятия и термины, их научное определние.

Юридические термины – словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта) слова (словосочетания), которые употреблены в законодательстве, являются обобщенными наименованиями юридических понятий, имеющих точный и определенный смысл, и отличаются смысловой однозначностью, функциональной устойчивостью.

Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений.

Выделяются три вида юридических терминов:

1) общеупотребительные термины, которые используются в обыденной речи и понятны всем;

2) специально-юридические термины, которые обладают особым правовым содержанием («аккредитив», «исковое заявление» и т.п.). Такие термины служат для обозначения юридических понятий, выражения юридических конструкций, отраслевой типизации и т.д.;

3) специально-технические юридические термины, которые отражают область специальных знаний, например, правила техники безопасности, техническое обслуживание оборудования, проведение экспертизы технических решений и т.п.

Термин должен быть:

1) единым, то есть употребляться в данном законе или ином нормативном акте в одном и том же смысле, быть однозначным в пределах одной системы;

2) общепризнанным, а не изобретенным законодателем только для данного случая, недопустимо использование термина в каком-то особом смысле;

3) стабильным, то есть смысл и значение термина не должны изменяться в зависимости от контекста;

4) логически связанным с другими терминами данной системы;

5) соотнесенным с профессиональной сферой употребления.

Существует классификация юридической терминологии в зависимости от сферы ее применения:

1) терминология правовой доктрины;

2) терминология юридической практики.

Далее юридическую терминологию можно разделить на:

1) терминологию нормативных правовых актов (нормативную правовую терминологию);

2) терминологию правоприменительных актов;

3) терминологию интерпретационных актов.

Одной из характерных черт юридической терминологии является ее общераспространенность. Самые разнообразные общественные отношения являются предметом правового регулирования. Практически нет такой сферы жизни, которой бы прямо или косвенно не касалось право. Поэтому в нормативных актах используются и бытовая лексика, и номенклатура производственных изделий, и наименования различных услуг, словарный состав самых различных отраслей знания (медицины, техники, космонавтики и т. д.).

Вопрос 5.Понятие и признаки государства.

Государство– это исторически выделившаяся из общества суверенная универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения налоги, необходимые для осуществления его функций.

Признаки государства:

1. Организация политической власти.Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливается с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей.

2. Легализованное насилие (принуждение)является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять насилие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безопасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая полиция и ряд других.

3. Суверенитет государства.Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех;

- в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний.

4. Неразрывная связь государства и права.Без права госу д арство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

5. Налоги– это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

6. Территориальная органи з ация населения и осуществление публичной влас т и в территориальных пределах.

Государство не только признает, устанавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. В состав населения (исходя их правового положения) входят:

1) граждане данного государства;

2) иностранцы;

3) лица без гражданства (апатриды);

4) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

В состав государственной территории входит:

1) сухопутная территория;

2) водная территория;

3) воздушная территория;

4) недра и др. части.

Вопрос 6.Механизм государства: понятие и структура.

Механизм(аппарат) государства – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система гос. органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих гос. власть, задачи и функции государства.

Структура механизма государства:

Органы законодательной власти.

Органы исполнительной власти

Глава государства(монарх, президент)

Правительство(это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий гос. управление обществом.)

Органы судебной власти.

Вопрос 7. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы представляют собой основополагающие, базовые начала. Система государственных органов, составляющих механизм государства, функционирует на основе следующих принципов:

  1. Гуманизм (от лат. humanis – человеческий, человечный) выражается в признании ценности человека как личности, утверждении приоритета его интересов в деятельности государства. Предполагает учет интересов не только большинства населения, но и каждого человека, уважение прав человека в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел. Он закреплен в конституциях многих современных государств.
  2. Демократизм (в переводе с греческого «демократия» означает «народовластие») выражается в признании народа источником государственной власти, признании его права на участие в принятии политических решений, провозглашении широкого круга гражданских прав и свобод. Выделяют две формы демократии:
    1. - непосредственная демократия (голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях, митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы);

- представительная демократия (деятельность выборных предста-вительных органов государства).

Принцип демократизма в общей форме закреплен в частях 1 и 2 статьи 3 Конституции РФ.

  1. Гласность выражается в праве каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы
  2. Законность. Принцип законности в деятельности государственного механизма выражается в строгом и неукоснительном соблюдении, исполнении правовых предписаний государственными органами и должностными лицами.
  3. Равный доступ к государственной службе. При замещении должностей в государственном аппарате не допускается дискриминация по признакам национальности, пола, вероисповедания и т.д.
  4. Централизм проявляется через иерархическую структуру государственного аппарата (нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними). Возможно двойное подчинение: как по вертикали, так и по горизонтали.
  5. Научность и профессионализм управленческой деятельности. Управленческая деятельность является достаточно сложной и специфической и наиболее эффективно осуществляется специалистами – управленцами.
  6. Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в способах принятия управленческих решений. Единоначалие – принятие решения руководителем государственного органа, коллегиальность – принятие решения большинством голосов. Сочетание этих способов позволяет учитывать различные точки зрения, вырабатывать наиболее рациональные решения.
  7. Разделение властей. Теоретическое обоснование данного принципа было дано мыслителями Нового времени – Дж. Локком и Ш.-Л. Монтескье.

Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:

1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Немаловажное значение имеют и принципы построения и функционирования системы государственной службы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Вопрос 8.Понятие и признаки гос. органов.

Орган государства – это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями и компетенцией для осуществления в специфически присущих ей организационно-правовых формах задач и функций государства.

Орган государства – это самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией.

Орган государства —это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Исходя из данных определений можно выявить характерные признаки органа государства:

1) орган государства – это звено, составная часть разветвленной системы органов, выполняющих определенные задачи, образующих в совокупности государственный аппарат;

2) орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, определяющих порядок его организации и деятельности;

3) орган государства может иметь сложную структуру: управления, отделы и т. д.;

4) орган государства наделен компетенцией, т. е. определенными правами и обязанностями, в соответствии с которой издает правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета.

Наличие властных полномочий является важнейшим признаком государственного органа.

5) для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке и т.д.;

6) орган государства активно участвует в реализации функций государства;

7) его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив.

Классификация

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям. Принято выделять следующие виды органов государства:

1) в соответствии с теорией разделения властей – законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительные (Правительство РФ), судебные (суды), также возможно выделение контрольно-надзорных органов);

2) по порядку образования различают органы, избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ); а также органы, формируемые другими государственными органами (Верховный суд РФ) - производные;

3) по способу принятия решений выделяют коллегиальные органы, принимающие решения большинством голосов (Федеральное собрание РФ) и единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РФ);

4) в зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей компетенции, в пределах своих полномочий принимающие решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство РФ) и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (различные министерства и ведомства);

5) по положению в иерархической структуре государственного аппарата – высшие органы государства, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (в унитарных государствах один уровень высших органов, в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации) и местные органы, осуществляющие свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы (может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства);

6) по характеру подчиненности – органы исключительно «вертикального» подчинения (суды), и органы «двойного подчинения» (министерства, ведомства с их территориальными управлениями и отделами);

7) по срокам полномочий – постоянные, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, полномочия которых заранее не ограничены каким-либо сроком;

8) по времени функционирования – постоянные (абсолютное большинство органов государства) и временные (например, государственные комиссии по расследованию различных чрезвычайных ситуаций).

9) по юридическому источнику их легитимности:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для .непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов;

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Вопрос 9.Понятие формы государства, ее элементы.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. На форму государства также влияют разнообразные политические, экономические, социальные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.

Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакамформы правления подразделяются на:монархические (единоличные, наследственные) иреспубликанские(коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

В свою очередь монархия делится на: абсолютную, конституционную, теократическую.

Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится фактически главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Придуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся на парламентарные и президентские.

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной, политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает: