Новости

Экология контрольная работа

Работа добавлена:






Экология контрольная работа на http://mirrorref.ru

Содержание

Вопрос 3. Каков исторический путь развития науки экология?.......................3

Вопрос 38 Что такое «гомеостаз экосистемы» и «равновесие в природе»?....8

Вопрос 73. Как влияют природно-экологические факторы на здоровье человека?...............................................................................................................................12

Вопрос 108. Опасно для человека и биоты шумовое воздействие?..............16

Вопрос 143. Какая существует защита от шумового воздействия?..............19

Вопрос 86. В чем проявляется загрязнение вод, и каковы их главные загрязнители?............................................................................................................................22

Вопрос 121. Каковы роль биотехнологии в охране окружающей природной среды?.............................................................................................................................24

Список использованных источников……………………………...…………..26

Вопрос 3

Каков исторический путь развития науки экология?

Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определённые знания о видах животных, их повадках, местах обитания.

Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

Первый этап-зарождение и становление экологии как науки (до XIX века)

На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Экология как наука начала формироваться в конце XVIIIв., и то сначала как один из разделов зоологии.

Аристотелем, всесторонним мыслителем Древней Греции, выдающимся исследователем природы тех времён, впервые были обобщены биологические знания, накопленные человечеством, разработана систематика животного мира. Он разделил всех живых существ на две группы: животных с кровью и бескровных (в настоящее время это позвоночные и беспозвоночные). Так начинался первый этап развития науки - накопление фактического материала и первый опыт его систематизации.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием. Большинство сведений этого периода имеют прикладной характер, опираются на описание целебных трав, культивируемых растений и животных, на знакомство с природой далёких стран.

Началом новых веяний в науке в период позднего средневековья являются труды Альберта Великого. В своих книгах о растениях он придаёт большое значение условиям их местообитания, где помимо почвы важное место уделяет «солнечному теплу», рассматривая причины «зимнего сна» у растений; размножение и рост организмов ставит в неразрывную связь с их питанием.

Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала - характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Сведений о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описание их строения, называли «историей» жизни животных.

По мере развития зоологии и ботаники происходило накопление фактов экологического содержания, свидетельствующего, что к концу XVIIIв. У естествоиспытателей начали складываться элементы особого, прогрессивного подхода к изучению явлений природы, об изменениях организмов в зависимости от окружающих условий и обусловленном их влиянием многообразии форм. Вместе с тем экологических идей как таковых ещё нет, лишь начала складываться экологическая точка зрения на изучаемые явления природы.

Второй этап - связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе (до 60-х годов XIX века)

Появление в начале XIX столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологического мышления принято считать А.Гумбольдта . Появились первые специальные работы, посвящённые влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных. В 1832 году О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «Эпирреология», изучающей влияние на растения внешних условий и воздействие растений на окружающую среду или, говоря современным языком экологии, среду, в которой существуют растения, стали понимать как совокупность действующих экологических факторов. Число таких факторов по мере расширения и углубления исследований по экологии растений возрастало, а оценка значимости отдельных факторов изменялась. Каждый вид, живущий в определённой местности, при известных условиях представляет как бы физиологический опыт, демонстрирующий нам способ воздействия теплоты, света, влажности и столь разнообразных модификаций этих факторов».

Экологическое направление в зоологии лучше других было сформулировано русским учёным К.Ф. Рулье. Он считал необходимым развитие особого направления в зоологии, посвящённого всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных, «зообиология», в его понимании, и оставил ряд трудов типичного экологического содержания. Таких, как типизация общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных.

Таким образом, учёные начала XIX в. анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между организмами, явления приспособляемости и приспособленности. Однако разрешение этих проблем, дальнейшее развитие науки экологии произошло на базе эволюционного учения Ч. Дарвина (1809-1882). Он праву является одним из пионеров экологии. В книге «Происхождение видов» (1859) им показано, (« борьба за существования») - большая самостоятельная область исследований.

Третий этап - оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.)

Победа эволюционного учения биологии открыла, таким образом ,третий этап в истории экологии, для которого характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам. В этот период завершилось отделение экологии от других наук. Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX в. благодаря учению Дарвина превратилась в науку об адаптациях организмов. Однако сам термин «экология» новой области знаний впервые был предложен немецким зоологом Э. Геккелем (1834-1919) в 1866 году. Он дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения растений и животных, контактирующих друг с другом».

В конце 70-х годов XIXв. параллельно с данными исследованиями возникло новое направление. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную область ботанической экологии.

В начале XX столетия оформились экологические школы гидробиологов, фитоценологов, ботаников и зоологов, в каждой из которых развивались определённые стороны экологической науки. В 1910 году на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экологию особей и экологию сообществ. После разносторонних исследований к 30-м годам XX столетия определились основные теоретические представления в области биоценологии: о границах и структуре биоценозов, степени устойчивости, возможности саморегуляции этих систем. Углублялись исследования типов взаимосвязей организмов, лежащих в основе существования биоценозов.

В 30-40-х годах XX столетия появились новые сводки по экологии животных, в которых излагались теоретические проблемы общей экологии. В этот период оформилась новая область экологической науки - популяционная экология. Английский учёный Ч. Элтон в книге «Экология животных» (1927) переключает внимание с отдельного организма на популяцию как единицу, которую следует изучать самостоятельно. На этом уровне выявляются свои особенности экологических адаптаций и регуляций. Колебания численности особей в популяциях, возникающих под влиянием биотических и абиотических факторов.

Четвёртый этап - (после40-х гг. XXв.) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды

В начале 40-х годов XX столетия наступил четвёртый этап в истории экологии, возникает новый подход к исследованиям природных экосистем. Г. Гаузе  провозгласил свой знаменитый принцип конкурентного исключения, указав на важность трофических связей как основного пути для потоков энергии через природные сообщества, что явилось весомым вкладом в появление концепции экосистемы. В 1942г. В.Н. Сукачёв обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея единства совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, лежащих в основе всего сообщества и окружающей неорганической среды - о круговороте вещества и превращения энергии. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса вещества и энергии.

Анализируя историю экологии как науки, нельзя не заметить, что развитие экологии задержалось минимум на пятьдесят лет по сравнению с такими дисциплинами, как эмбриология и генетика. К некоторым причинам отставания экологии относятся:

- недооценка потребности открыть законы, применяемые ко всему живому. Экология находится здесь во многих случаях на аналитической стадии. Изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой не может идти без учёта огромного разнообразия животного и растительного мира, и если общие законы существуют, то в ряде случаев их ещё предстоит открыть;

- степень развития научных знаний вынуждала учёных к изучению изолированных естественных явлений, как если бы они были независимы и не связаны друг с другом.

Рождение и развитие экологии - науки, обязанной своим появлением на свет разнообразным дисциплинам и имеющей свои собственные методы, относится к этому же периоду. В настоящее время в экологии просматривается всё большая тенденция к превращению её в науку, в которой для охвата всех сторон изучаемого предмета работа ведётся группами учёных.

Пятый этап - (конец XX-начало XXI века) - происходит «экологизация» науки

В конце XX- начале XXI вв. наметился пятый период, который требует гармоничного взаимоотношения «человек - природа». Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XX в. никто не мог даже подозревать. Если оставить в стороне экономические аспекты, а говорить только о природе, то можно назвать следующие глобальные экологические проблемы, находящиеся в поле зрения человечества в начале XXI столетия: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры, угроза крупномасштабных катастроф и аварий, нехватка продуктов питания и т.д. Технические и технологические реальности XXв. Изменили быт человека, заставили его иначе осознать место, которое он занимает в мире.

XXI век должен стать рубежным, разделяющим эпоху безумного уничтожения уникальной природы Земли и эпоху её возрождения. В этом состоит великая миссия людей в XXI веке. Успех этой миссии зависит от доброй воли мирового содружества, которое может и обязано предотвратить эту действительно реальную угрозу «конца света» на своей планете. Тогда человечество будет встречать не только третье, но и все последующие тысячелетия.

Вопрос 38

Что такое «гомеостаз экосистемы» и «равновесие в природе»?

Гомеостаз экосистемы - динамическое равновесие природной (экологической) системы, поддерживаемое регуляторным возобновлением основных ее компонентов и элементов и постоянной саморегуляцией во всех ее звеньях, применительно к живому (в том числе человеческому) организму. В экологии эта концепция развита Ф. Клементсом (1920, 1949).

Принцип равновесия является одной из наиболее важных  зависимостей в живой природе. Равновесие существует между видами и смещение его в какую-либо сторону вызывает значительные изменения в экосистемах, к примеру, увеличение количества хищников может привести к исчезновению жертв, а уничтожение хищников увеличивает число жертв, но в данном случае жертвам может не хватить пищи. Естественное равновесие существует и между живыми организмами и окружающей его неживой средой. Великое множество "малых" равновесий поддерживает общее равновесие в природе.

Равновесие в живой природе в отличие от неживой является динамичным, а не статичным, т. е. представляет собой движение вокруг некой точки устойчивости. Если сама точка не изменяется, то такое состояние носит название гомеостаза (гомео - то же, стазис - состояние). Гомеостаз - механизм, посредством которого живой организм, противодействуя внешним воздействиям, поддерживает параметры своей внутренней среды на таком постоянном уровне, который обеспечивает его нормальную жизнедеятельность. В качестве примера можно привести всем нам известное: величину кровяного давления, частоту пульса, температуру тела, т. е. то, что определяет нормальное состояние здоровья. Это состояние регулируется гомеостатическими механизмами, которые функционируют настолько "отлаженно", что мы их практически не замечаем. Если же функционирование механизма нарушено, то возникает не только дискомфорт в организме, но и опасность его гибели.

Природная экосистема (биогеоценоз) устойчиво функционирует при постоянном взаимодействии ее элементов, круговороте веществ, передаче химической, энергетической, генетической и другой энергии и информации по цепям-каналам. Согласно принципу равновесия любая естественная система с проходящим через нее потоком энергии и информации имеет тенденцию к развитию устойчивого состояния. При этом устойчивость экосистем обеспечивается автоматически за счет механизма обратной связи. Обратная связь заключается в использовании получаемых данных от управляемых компонентов экосистем для внесения корректив управляющими компонентами в процесс. Рассмотренные выше взаимоотношения "хищник" - "жертва" в данном контексте можно описать несколько подробнее; так, в водной экосистеме хищные рыбы (щука в пруду) поедают другие виды рыб-жертвы (карась); если численность карася будет увеличиваться - это пример положительной обратной связи; щука, питаясь карасем, снижает его численность-это пример отрицательной обратной связи; при росте числа хищников снижается число жертв, и хищник, испытывая недостаток пищи, также снижает рост своей популяции; в конце концов в рассматриваемом пруду устанавливается динамическое равновесие в численности и щуки, и карася. Постоянно поддерживается равновесие, которое исключало бы исчезновение любого звена трофической цепи

Новые системы обычно подвержены резким колебаниям и менее способны противостоять внешним возмущениям по сравнению со "зрелыми", компоненты которых успели приспособиться друг к другу. Подлинно надежный гомеостатический контроль устанавливается только после периода эволюционного приспособления. Почти всегда, например, существует временная отсрочка в реакциях популяции, которая представляет собой время, необходимое для того, чтобы в неблагоприятных условиях, связанных с перенаселением, начали изменяться рождаемость и смертность в популяции.

Состояние естественного равновесия означает, что экосистема является стабильной и ее отдельные параметры остаются неизменными, несмотря на воздействия, которые система испытывает. Очень важным свойством системы является ее проницаемость - в нее постоянно что-то поступает и постоянно что-то из нее исходит, иными словами, это такое устойчивое состояние экосистемы, при котором поступление вещества, энергии и информации равно их выходу.

Вопрос 73

Как влияют природно-экологические факторы на здоровье человека?

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Биологические особенности организма - это основа, на которой базируется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

"Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен" - в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

  • через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
  • через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
  • через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.

Изначально человек жил в окружающей среде, как и все консументы экосистемы, и был практически незащищен от действия ее лимитирующих экологических факторов. Первобытный человек был подвержен тем же факторам регуляции и саморегуляции экосистемы, что и весь животный мир, продолжительность его жизни была небольшой, и весьма низ­кой была плотность популяции. Главными из ограничивающих факторов были гипердинамия и недоедание. Среди причин смертности на первом месте стояли патогенные (вызывающие болезни) воздействия природного характера. Особое значение среди них имели инфекционные болезни, отличающиеся, как правило, природной очаговостью.

Суть природной очаговости в том, что возбудители болезней, специфические переносчики и животные аккумуляторы, хранители возбудителя, существуют в данных природных условиях (очагах) вне зависимости от того, обитает здесь человек или нет. Человек может заразиться от диких животных («резервуара» возбудителей), проживая в этой местности постоянно или случайно оказавшись здесь. К таким животным обычно относятся грызуны, птицы, насекомые и др. Все эти животные входят в состав биоценоза экосистемы, связанного с определенным биотопом. Поэтому природные очаговые болезни тесно связаны с определенной территорией, с тем или иным типом ландшафта, а значит, с климатическими его особенностями, например отличаются сезонностью проявления.  Природно-очаговые болезни являлись основной причиной гибели людей вплоть до начала XX в.

Заболевания, связанные с окружающей человека природной средой, существуют и в настоящее время, хотя с ними ведется постоянная борьба. Их существование объясняется, в частности, причинами сугубо экологической природы, например резистентностью (выработкой сопротивления к различным факторам воздействия) носителей возбудителей и самих возбудетелей болезней. Характерным примером этих процес­сов является борьба с малярией.

Все больше внимания уделяется комплексным, экологически оправданным методам борьбы с малярией — методам «управления жизненной средой». К ним относятся осушение заболоченных территорий, уменьшение солености воды и др. Следующие группы методов — биологические — использование других организмов для снижения опасности комара; в 40 странах для этого используются не менее 265 видов личиноядных рыб, а также микробы, вызывающие болезни и гибель комаров.

Для борьбы с действием естественных факторов регуляции экосистемы человеку пришлось использовать природные ресурсы, в том числе и невосполнимые, и создать искусственную среду для своего выживания.

Искусственная среда также требует адаптации к себе, которая происходит через болезни. Главную роль в возникновении болезней в данном случае играют следующие факторы: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психо­эмоциональный стресс. В связи с этим наблюдается постоянный рост «болезней века»: сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических заболеваний, психических расстройств и, наконец, СПИДа и др.

Вопрос 108

Опасно для человека и биоты шумовое воздействие?

Акустическая  среда - важный  компонент  среды  обитания. Параметры акустической  среды  могут  существенно  влиять  на  общее  состояние  окружающей  среды,  человека  и  биоту  в  целом.  Под  шумом  понимаются  все  неприемлемые  и  нежелательные  звуки  или  их   совокупность,  которые  относятся  к   серьезным   загрязнителям  окружающей  среды.

Шумовое воздействие — одна из форм вредного физического воздействия на окружающую природную среду. Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых колебаний. Шум  –  одна  из  форм  физического  (волнового)  загрязнения  окружающей  среды,  адаптация  к  которому  организмов  практически  невозможна.  Источниками  шума  являются  все  виды  транспорта,  промышленные  объекты,  деятельность  работающего  персонала  и   др. С экологической точки зрения в современных условиях шум становится не просто неприятным для слуха, но и приводит к серьезным физиологическим последствиям для человека. В урбанизированных зонах развитых стран мира от действия шума страдают десятки миллионов людей.

Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.

Естественные природные звуки на экологическом благополучии человека, как правило, не отражаются. Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Звуковой дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые повышают утомляемость человека, снижают его умственные возможности, значительно понижают производительность труда, вызывают нервные перегрузки, шумовые стрессы и т. д. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.

Высокие уровни шума (> 60 дБ) вызывают многочисленные жалобы, при 90 дБ органы слуха начинают деградировать, 110— 120 дБ считается болевым порогом, а уровень антропогенного шума свыше 130 дБ — разрушительный для органа слуха предел. Замечено, что при силе шума в 180 дБ в металле появляются трещины. Дискомфорт вызывает не только шумовое загрязнение, но и полное отсутствие шума. Более того, звуки определённой силы повышают работоспособность и стимулируют процесс мышления (в особенности процесс счёта) и, наоборот, при полном отсутствии шумов человек теряет работоспособность и испытывает стресс. Наиболее оптимальными для человеческого уха являются естественные шумы: шелест листьев, журчание воды, пение птиц. Индустриальные шумы любой мощности не способствуют улучшению самочувствия.

Основные источники антропогенного шума — транспорт (автомобильный, рельсовый и воздушный) и промышленные предприятия. Наибольшее шумовое воздействие на окружающую среду оказывает автотранспорт (80% от общего шума). В настоящее время на автомобильных дорогах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России уровень шума от транспорта в дневное время достигает 90—100 дБ и даже ночью в некоторых районах не опускается ниже 70 дБ (предельно допустимый уровень шума для ночного времени — 40 дБ).

Официальные данные свидетельствуют, что в России примерно 35 млн человек (или 30% городского населения) подвержены существенному, превышающему нормативы, воздействию транспортного шума. От авиационного шума страдают несколько миллионов человек. При взлете самолетов наиболее шумных типов (ИЛ-76, ИЛ-86 и др.) авиационный шум с максимальным уровнем 75 дБ фиксируется на расстоянии более 10 км от аэропорта. Шумовое воздействие в крупных индустриальных городах мира — одна из наиболее острых экологиче ских проблем современности. Подсчитано, что более половины населения Западной Европы проживает в районах, где уровень шума составляет 55—70 дБ.

Многочисленные эксперименты и практика подтверждают, что антропогенное шумовое воздействие неблагоприятно сказывается на организме человека и сокращает продолжительность его жизни, ибо привыкнуть к шуму физически невозможно. Человек может субъективно не замечать звуки, но от этого разрушительное действие его на органы слуха не только не уменьшается, но и усугубляется.

Неблагоприятно влияет на питание тканей внутренних органов и на психическую сферу человека и звуковые колебания с частотой менее 16 Гц (инфразвуки). Так, например, исследования, проведенные датскими учеными, показали, что инфразвуки вызывают у людей состояние, аналогичное морской болезни, особенно при частоте менее 12 Гц.

Вредное воздействие шума известно издревле. Например, в Средние века существовала казнь «под колоколом». Звон колокола медленно убивал человека.

Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Шумовое антропогенное воздействие небезразлично и для животных. В литературе имеются данные о том, что интенсивное звуковое воздействие ведет к снижению удоев, яйценоскости кур, потере ориентирования у пчел и к гибели их личинок, преждевременной линьке у птиц, преждевременным родам у зверей, и т. д. Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).  В США установлено, что беспорядочный шум мощностью 100 дБ приводит к запаздыванию прорастания семян и к другим нежелательным эффектам.

Вопрос 143

Какая существует защита от шумового воздействия?

Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет международный характер. Всемирная организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира.

Защита от шумового воздействия — очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др.  

Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивноеть, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 — ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84— 92 дБ и со временем будут снижаться.

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств.

Технико-технологические меры сводятся к шумозащите, под которой понимают комплексные технические меры по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.), на транспорте (глушители выбросов, замена колодочных тормозов на дисковые, шу-мопоглощающий асфальт и др.).

— прокладкой магистралей в туннелях, устройством шумозащитных насыпей и других поглощающих шум препятствий на путях распространения шума (экраны, выемки);

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Архитектурно-планировочные меры предусматривают создание шумозащитных зданий, т. е. таких зданий, которые обеспечивают помещениям нормальный акустический режим с помощью конструктивных, инженерных и других мер (герметизация окон, двойные двери с тамбуром, облицовка стен звукопоглощающими материалами и др.).

Определенный вклад в защиту среды от шумового воздейтвия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, виаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взлётов и посадок самолетов в ночное время и другие организационные меры.

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Наиболее целесообразна свободная застройка, защищенная от стороны улицы зелеными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум на близ расположенной территории.

Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия — проблема не только техническая, но и Асоциальная. Необходимо воспитывать звуковую культуру и осознанно не допускать действий, которые способствовали бы возрастанию шумового загрязнения среды

Вопрос 86

В чем проявляется загрязнение вод, и каковы их главные

загрязнители?

Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Загрязнение вод проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса) увеличении содержания сульфатов, хлоридов, нейтратов, токсичных тяжелых металлов, появлении радиоактивных элементов, болезнетворных бактерий и д. р. Россия обладает одним из самых высоких водных потенциалов в мире. Однако в настоящее время из-за загрязнения или засорения около 70% рек и озер России утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения, в результате около половины населения потребляют загрязненную недоброкачественную воду.

Установлено, что более 400 видов веществ могут вызвать загрязнение вод. Различают химические, биологические и физические загрязнители. Среди химических загрязнителей к наиболее распространенным относят нефть и нефтепродукты, пестициды, тяжелые металлы, диоксиды и другие болезнетворные микроорганизмы, и физические радиоактивные вещества, тепло и др. Очень опасно загрязняют воду биологические загрязнители, например вирусы и другие болезнетворные микроорганизмы, и физические радиоактивные вещества, тепло и др.

Значительно реже наблюдается радиоактивное, механическое и тепловое загрязнение.

Химическое загрязнение - наиболее распространенное, стойкое и далеко распространяющееся. Оно может быть органическим (фенолы, пестициды и др.) и неорганическим (соли, кислоты, щелочи), токсичным (мышьяк, соединение ртути, свинца и др.) и нетоксичным.

Бактериальное загрязнение - выражается в появлении в воде патогенных бактерий, вирусов (до700 видов), простейших, грибов и др. Этот вид загрязнений носит временный характер. Весьма опасно содержание в воде радиоактивных веществ, вызывающих радиоактивное загрязнение. Радиоактивные элементы попадают в поверхностные водоемы при сбрасывании в них радиоактивных отходов, захоронение отходов на дне и др.

Механическое загрязнение характеризуется попаданием в воду различных механических примесей

Тепловое загрязнение связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. При повышении температуры происходит изменение газового и химического состава в водах, что ведет к размножению анаэробных бактерий, выделению ядовитых газов - сероводорода, метана. По существующим санитарным нормам температура водоема не должна повышаться более чем на 3°С летом и 5°С зимой.

Процессы загрязнения поверхностных вод обусловлены различными факторами. К основным из них относятся:

1. сброс в водоемы неочищенных сточных вод.

2. смыв ядохимикатов ливневыми осадками.

3. газодымовые выбросы

4. утечки нефти и нефтепродуктов.

Наибольший вред водоемам и водотокам причиняет выпуск в них неочищенных сточных вод - промышленных, комунально-бытовых, коллекторно-дренажных и др.

Сточными водами называют воды, использованные промышленными или коммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различных примесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят на:

1. бытовые или хозяйственно-фекальные

2. атмосферные

3. промышленные

Вопрос 121

Каковы роль биотехнологии в охране окружающей природной среды?

В последние годы в экологической науке все больший интерес проявляется

к биотехнологическим процессам, основанным на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов.

Применительно к охране окружающей человека природной среды биотехнологию можно рассматривать как разработку и создание биологических объектов, микробных культур, сообществ, их метаболитов и препаратов путем включения их в естественные круговороты веществ, элементов, энергии и информации.

История биотехнологии насчитывает тысячелетия (хлебопечение, виноделие, сыроделие и т.д.). Однако ежегодно появляются новые прикладные направления биотехнологии, общим подходом для которых является искусственное создание условий для эволюционных, биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология нашла широкое применение в охране природной среды, в частности при решении следующих прикладных вопросов:

  • утилизация твердой фазы сточных вод и твердых бытовых отходов с помощью анаэробного сбраживания;
  • биологическая очистка природных и сточных вод от органических и
  • неорганических соединений;
  • микробное восстановление загрязненных почв, получение микроорганизмов, способных нейтрализовать тяжелые металлы в осадках сточных вод;
  • компостирование (биологическое окисление) отходов растительности (спад листьев, соломы и др.);
  • создание биологически активного сорбирующего материала для очистки загрязненного воздуха.

На транспорте необходимо внедрение экологически чистых видов топлива (газа, неэтилированных бензинов), устройство каталитического дожигания и улавливания вредных веществ, широкое внедрение электромобилей.

В холодильной технике и технике кондиционирования переходить от хладагентов на базе хлорсодержащих углеводородов (фреонов), разрушающих озоновый слой, к озонобезопасным смесям, состоящим только из фторуглеводородов.

В машиностроении разрабатывать системы водоочистки для гальванических производств, переходить к замкнутым системам рециркуляции воды и извлечению металлов из сточных вод, в области обработки металлов шире использовать получение деталей из пресс-порошков.

В целлюлозно-бумажной промышленности внедрять процессы с низким расходом свежей воды на единицу продукции, применяя замкнутые и бессточные системы промышленного водоснабжения; максимально использовать экстрагирующие соединения, содержащиеся в древесном сырье, для получения целевых продуктов, совершенствовать процессы отбеливания целлюлозы с помощью кислорода и озона; улучшать переработку отходов лесозаготовок биотехнологическими методами в целевые продукты; создавать производственные мощности по переработке бумажных отходов, в том числе макулатуры.

Список использованных источников

  1. Акимова Т.А. Экология: учеб. Для вузов / Т.А.Акимов, В.В.Хаскин. - Изд. 2-е, переработ. И доп. - М.:ЮНИТИ - Дана,2001.-648 с.;
  2. Воронков Н.А Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высш. учебн. завед. - М: АГАР 1999г. - 424с
  3. Колобкин В.И, Передельский Л.В Экология- Ростов н/Д: изд-во «Феникс». 2001-575с
  4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда, человек. - М.; 2006.-608 с.
  5. Прикладная экология: охрана окружающей среды. Учебник для вузов-М: Юнити-Дана, 2003-751с.
  6. Общая экология: Учебник для вузов А.С. Степановских- 2-е изд. дополн. и перераб. - М.: Юнита- Дана 2005-687с.
  7. Экология: Учебник для вузов/ Н.И Николайкин, М.Е. Николайкина, О.П. Мелехова-М: Дрофа. 2003-624с.

Экология контрольная работа на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

2. Реферат Контрольная работа по химии

3. Реферат Контрольная работа по правоведению

4. Реферат КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

5. Реферат Контрольная работа по физике

6. Реферат Контрольная работа по Экологии

7. Реферат Контрольная работа по генетике

8. Реферат Контрольная работа по коммуникации

9. Реферат АФУ СВЧ диапазона контрольная работа

10. Реферат Контрольная работа по религии