Новости

Текстовые задачи как средство развития логического мышления

Работа добавлена:






Текстовые задачи как средство развития логического мышления на http://mirrorref.ru

Текстовые задачи как средство развития логического мышления

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 6

  1. Особенности развития логического мышления младших школьников. 6
  2. Средства и методы развития логического мышления 17
  3. Текстовая задача как средство развития логического мышления 20

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Введение

В младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на новом этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного, являющегося основным для этого возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому важно уделять внимание и способствовать развитию мышления младшего школьника.

Одной из главных задач школы является вооружение учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Процесс обучения включает в себя не только усвоение системы знаний, но и развитие мышления.

Особую роль играет развитие логического мышления, ведь именно оно способствует формированию таких интеллектуальных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование и конкретизация. Человек владеющий этими операциями умело может адаптироваться в жизненных ситуациях, искать пути решения проблем, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, что несомненно важно в современном мире.

Одним из эффективных способов развития логического мышления на уроках математики является текстовая задача. При решении задач у учеников вырабатываются правильные математические понятия, формируется умение строить математические модели реальных явлений.

Изучением мышления занимаются как российские, так и зарубежные психологи, педагоги и т.д.

Большой вклад в изучение мышления внесли труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Следует также  отметить  работы  Л.И. Божович,  В.П. Зинченко,  В.С.   Мухиной, Н.Н. Поддъякова, В.Д. Шадрикова и др.

Возможность системного усвоения логических знаний и приёмов детьми старшего    дошкольного    и    младшего    школьного    возраста    показана в

психологических исследованиях Х.М. Веклеровой, Н.В. Котетешвили, С.А. Ладымир, Л.А. Левитова, А.Г. Лидерса, Л.Ф.Обуховой, Н.Н. Поддъякова.

Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Анализ показывает, что проблема развития логического мышления в младшем школьном возрасте посредством решения текстовых задач достаточно изучена в теоретическом аспекте; в тоже время, практический аспект данной проблемы в современной науке представлен недостаточно, что определяетактуальность исследования.

Проблема исследования:способствует ли системное использование текстовых задач развитию логического мышления?

Цель исследования: изучить возможности развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития логического мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную проблеме развития логического мышления детей младшего школьного возраста;
  2. выявить возрастные особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста;
  3. подобрать методики диагностики, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста при проведении занятий по математике.
  4. разработать и провести серию уроков по математике, включающих задания, направленные на развитие логического мышления
  5. провести диагностику на начальном и конечном уровне эксперимента и проанализировать результат.

Гипотеза исследования:основана на предположении о том, что развитие логического мышления младших школьников будет эффективным при выполнении следующих условий:

  • учета возрастных особенностей;
  • подбора содержания занятий, направленных на развитие логического мышления.

Для исследования проблемы были выбраны следующиеметоды исследования:

  1. теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение);
  2. практические (тестирование, диагностические задания).

Практическая значимость исследованияопределяется возможностью использования полученных данных и выводов учителями начальных классов для разработки и проведения уроков математики с учетом развития логического мышления младших школьников.

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 109".

Структура ВКР:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 56 страницах. Текст работы иллюстрирован рисунками и таблицами. Список литературы включает 68 источников.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития логического мышления младших школьников

1.1. Особенности развития логического мышления младших школьников

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальной школой новые цели. Отличительной характеристикой стандарта является перечень требований к основным планируемым результатам: предметным, метапредметным, личностным.

В ходе изучения школьной программы, обучающийся должен овладеть соответствующими универсальными учебными действиями: коммуникативными (направленные на умение общаться), регулятивными (контроль действий), познавательными (ориентация на полученные знания), личностные (развитие новых качеств личности). Итак, у ученика начальных классов должны быть сформированы две группы новых умений.

Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и обработки информации.

Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Усвоение элементов логических операций ( анализ, синтез, классификация, обобщение и др.) характеризуется периодом начальной школы.

Вместе с логическим мышлением развивается логико-математический вид интеллекта. Интеллект – это постоянная работа личности, его самореализации и самодостаточности . Чем больше человек использует механизмы анализа, синтеза при решении ситуации, тем выше его уровень интеллекта.

Социальный заказ и требования к образованию, школе, педагогам практически ежегодно имеет тенденцию к изменчивости. Раньше   овладение

учащимися глубокими знаниями, умениями и навыками выдвигалось на первый план.

Сегодня акцентируют внимание на формирование универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих школьников умением учиться, способностью в огромном количестве информации отобрать необходимое, существенное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).Познавательные универсальные учебные действия формируют:

  • умение осуществлять логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

-умение устанавливать аналогии и причинно-следственные связи и др.

Из вышеизложенного следует, что уже в начальной школе обучающиеся должны овладеть элементами логического мышления (сравнением, классификацией, обобщением и др.).

В связи с этим, одной из важнейших задач учителя начальных классов является создание условий для самостоятельного развития логических операций, что позволяет учащимся получать новые знания, грамотно выстраивать высказывания, делать умозаключения, доказывать свою точку зрения, находить взаимосвязь между предметами, делать выводы. Развитие логического мышления реализует школьная программа "Математика" [3].

Одной из составляющих педагогического процесса является развитие логического мышления. Задачи современной школы включают в себя способности, обучающихся проявлять инициативу, развивать самостоятельность, выявлять способности [47].

Усвоение элементов логических операций ( анализ, синтез, классификация, обобщение и др.) характеризуется периодом начальной школы.

Целенаправленная работа по развитию логического мышления носит системный характер в трудах Е.В. Веселовской, Е.Е. Останиной, А.А. Столяра, Л.М. Фридмана и др. Кроме того, существует ряд психологических исследований, которые связывают результативность процесса развития логического мышления со способом организации работы на уроке (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) [54].

Вместе с тем, единого подхода к решению вопроса, как организовать такое обучение, в педагогической теории нет.

С одной стороны, логические приемы являются неотъемлемой частью в содержании образования, тем самым, при изучении школьных предметов логическое мышление автоматически развивается посредством заданных образов (В.Г. Бейлинсон, Н.Н. Поспелов, М.Н. Скаткин) [22].

С другой стороны, многие исследователи придерживаются мнения о том, что развитие логического мышления в рамках школьной программы не может быть полноценным, поэтому необходимо посещение дополнительных занятий, направленных на логику (Ю.И. Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук)[6].

В работах педагогов Д.Д. Зуева, В.В. Краевского рассматривается значение акцентуации, выявления и объяснения логических операций в предметном содержании учебных дисциплин [21].

Младший школьный возраст – это возрастной этап, который характеризуется процессом обучения в начальной школе. Границы данного периода варьируют от 6-7 до 10-11 лет, в зависимости от развития психических функций, соответствующих данному этапу [65].

Поступление ребенка в школу характеризуется рядом задач: установить уровень подготовки (познавательной, психологической, физической) к школе, выявить индивидуальные различия и особенности, которые необходимо учесть педагогу в ходе обучения; составить индивидуальный план работы (

индивидуальный маршрут) при наличии медицинского заключения об ограниченных возможностях здоровья и др. [66].

Решение данных задач требует особого подхода к психологическим индивидуальным особенностям обучающегося. В процессе перехода от дошкольного возраста в период младшего школьника происходит смена новообразований: статусное положение, ведущий вид деятельности и др.

Структура Л.С. Выготского полноценно отражает ведущие виды деятельности:

  • Младенчество – непосредственно эмоциональное общение с матерью;
  • Ранее детство – манипулятивная деятельность (управление предметами);
  • Дошкольный возраст – игровая деятельность;
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность;
  • Подростковый возраст – общение со сверстниками;
  • Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность [5]. Когда ребенок приходит в школу, происходит процесс столкновения между требованиями, предъявляемыми социумом и уровнем развития психических процессов и особенностями личности.В связи с этим меняется

характер обучающегося.

По мере возрастания требований уровень развития психических процессов достигает уровня, соответствующего периоду младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – период качественных изменений в жизни ребенка.

Развитие личности обучающегося и процесс качественного преобразования психических функций происходит на этапе перехода двух видов деятельности: от игровой (ведущей в дошкольном возрасте) к учебной (младший школьный возраст) согласно Д.Б. Эльконину [66].

Правильная установка на обучение в младшем школьном возрасте формируется не сразу. Все зависит от понимания обучения в целом. Если обучающийся осваивает учение как труд, который требует волевых усилий, акцентирования внимания, познавательной активности и самоконтроля, то процесс обучения в школе становится положительным.

Если ребенок не мотивирован на данную установку, то процесс учения в школе для него становится затруднительным, а иногда и вовсе отрицательным.

Несоответствие требований к обучающемуся и его трудовых установок на обучение является одной из главных проблем. Поэтому учителю необходимо настраивать детей на трудовую функцию учения, которая предполагает серьезную, напряженную работу, но при этом имеет положительные качества: узнать много нового, важного, интересного.

Не мало важным является тот факт, что процесс учебной деятельности изначально ребенком воспринимается неосознанно.

Для положительного отношения к обучению нужно создать такие условия организации учебной деятельности, которые способствовали повышению мотивации к учебе.

После того, как обучающийся осознает результат собственной деятельности формируется интерес к содержанию, усвоению новых знаний. Данная концепция является основой в формировании мотивационной сферы младшего школьника в обучении. Также, интерес к познавательной деятельности формируют чувства удовлетворения от собственных достижений.

Чтобы замотивировать обучающегося необходимы различные способы подкрепления: словесные, предметные, оценочные. В период младшего школьного возраста особую роль играют словесные одобрения, похвала, так как учитель становится авторитетом для ребенка, его мнение ценно.

В данный период развиваются функции головного мозга, в частности, аналитико-систематическая функция коры; процессы торможения и возбудимости  меняются:  торможение  превышает  возбудимость,  при  это в

младшем школьном возрасте уровень импульсивности и возбудимости всегда высокий [12].

В процессе обучения развиваются и другие психические функции, такие как ощущение и восприятие. Младшие школьники характеризуются высокой любознательностью в этот период [16].

Младший школьный возраст характеризуется процессами формирования личности.

Формируются взаимоотношения в группе, учителям. Однако на начальном этапе обучения обучающиеся дифференцируют общение посредством поступков по отношению к другим, вскоре происходит группирование по интересам. В этот период важно развитие эмоционального интеллекта (способности понимать чувства других и управлять своими), так как он влияет на взаимоотношения между обучающимся.

В период младшего школьного возраста происходит усвоение нравственных позиций, норм общества, правил поведения, социальной направленности личности.

Мышление – форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познавательными феноменами [4].

Мышление представляет собой процесс отражения объектов реальной действительности, о свойствах, связях между предметами, которые недоступны чувственному восприятию [31].

В процессе мышления исследуемый объект приобретает новые черты, качества, устанавливаются взаимосвязи между другими объектами и формируется новое понятие о данном предмете.

На современном этапе развития общества значительную часть имеет способность научить детей владеть абстрактным мышлением.

Проблема мышления и его способностей в младшем школьном возрасте рассматривалась по-разному.

В ходе исследований выяснилось, что при специально организованных учителем условий, методическим обеспечением способности развития абстрактного мышления высокие.

В трудах ученого В.В.Давыдова, освещается вопрос о том, что усвоение алгебраического материала младшими школьниками возможен при изучении различных тем, например, установления отношения между величинами [12].

Система классификации, обобщения и анализ в первичном виде формируется у детей еще в раннем детстве. Например, ребенок знает, что объекты, имеющие длинные волосы - это девочки, а короткие- мальчики; у кого 4 лапы - это животные, у кого 2 ноги- это люди.

Важную роль в процессе мышления ребенка играют родовидовые понятия, которые являются основой классификации в разных отраслях наук. Постепенно формируются индукция и дедукция.

По новым линиям начинает идти анализ и синтез.

Взаимосвязи между предметами окружающего мира на данном этапе развития основываются на чувственных впечатлениях, приобретенных ранее. Мышлению ребенка на этой ступени уже доступно научное знание, поскольку оно заключается в познании конкретных фактов, их

классификации, систематизации и эмпирическом объяснении.

Теоретическое объяснение, отвлеченные теории в абстрактных понятиях и такие же абстрактные закономерности на этой ступени развития мышления еще мало доступны. В единстве представления и понятия господствующим является еще представление.

Все мышление ребенка - доступные ему понятия, суждения, умозаключения - получает на этой ступени развития новое строение.

В период младшего школьного возраста существуют значительные отличия от дошкольного возраста:

  1. Мыслительный процесс обладает высоким темпом действия;
  2. На данном этапе происходят качественные преобразования мозговых структур, которые осуществляется в процессе познавательной деятельности.

В процессе ведущего вида деятельности обучения младшего школьника развиваются три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Словесно-логический вид мышления на данном этапе развития школьника мало развит, но, к началу подросткового возрастного этапа становится приоритетным и приближенным к типу мышления взрослого человека.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Посредством решения нестандартных задач, направленных на развитие логического мышления, формируется познавательные интерес в математической науке.

Принцип развития мыслительных операций на уроках математики реализуется следующим образом: совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций; широкое использование метода обратной задачи; применение деформированных упражнений; укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий; одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.

Наглядное иллюстрирование взаимно - обратных операций заставляет ученика применять рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Основная работой для развития логического мышления должна быть работа с задачей. Так как в любой задаче заложены значительные возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный способ для такого развития.

Наилучший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей, например, работа над решенной

задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается. Решение задач разными способами.

Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

Правильно организованный способ анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Учитель должен обращать внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить.

Мнимое участие в этой ситуации. Разбивка текста задачи на значностные части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Самостоятельное составление задач учениками.

Составить задачу: используя слова: больше на, столько,, меньше в, на столько больше, на столько меньше; решаемую в 1, 2, 3 действия; по данном ее плане решения, действиям и ответу; по выражению и так далее Решение задач с отсутствующими или лишними данными. Изменение вопроса задачи. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение.

Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

Объяснение готового решения задачи. Использование приема сравнения задач и их решений. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверных.

Изменение условия задачи так, чтобы задача взвешивалась другим действием.

Закончить решение задачи. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).

Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач. И это далеко не все способы работы над задачей.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Логические задачи включают в себя особое внимание на этапе анализа содержания, построение логических взаимосвязей и умозаключений.

Пример логической задачи: в пенале лежат 5 фломастеров: 2 синих и 3 красных.

Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш? Использование таких задач направлено на развитие логических операций мышления обучающихся, мотивацию интеллектуальной деятельности, самоконтроля, наблюдательности. [21].

В ходе решения задач, направленных на развитие логических операций мышления выполняются следующие задачи: формирование мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и др.); развитие творческих способностей учащихся; мотивация к познавательной активности, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности); развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность; подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

Примеры задач:

  1. класс.

У Кати было книг больше 4, но меньше 8 . Сколько книг было у Кати? (5,6,7) Дедушка принес Вите книги с 1 по 7 том. Сколько томов у него?(6)

  1. класс

На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)

В коробке умещается 9 зеленых и 5 красных заколок. Каких заколок больше: зеленых или красных? (зеленых)3 класс.

Буратино сажал семена цветов. Он посадил 50 цветов. Из каждого десятка не взошло 2 цветка.

Сколько всего семян не взошло? (10 семян)

Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка.

Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)

4 класс.

Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл.

«Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду?

Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу) К числу 5 приписать справа и слева цифру 5.

Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз )

Развитие операций мышления в начальной школе посредством решения логических задач является предпосылкой в усвоении математических терминов, арифметических действий, знаковых символов, тем самым, способствуя теоретических основам науки интегрироваться в эмпирические и способствовать развитию теоретического и эмпирического мышления.

Таким образом, развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике является основой для дальнейшего изучения понятий и

для осознания закономерностей в различных интерпретациях, т.е. является основой для преемственности между начальной и средней школой.

  1. .Средства и методы развития логического мышления

В современных психологических исследованиях по развитию логических операций мышления акцентируется внимание на том, что основы логических приемов мышления закладываются у детей еще с дошкольного и младшего школьного возраста.

В процессе поступления в начальную школу для детей младшего школьного возраста игровая деятельность остается ведущим видом деятельности, но постепенно отходит на второй план.

Возможность представления и заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступна для детей.

Для развития логических операций мышления необходимо применять различные приемы в процессе обучения: логические разминки, моделирование ситуации, дидактические игры, разнообразные задания, квесты, головоломки. При подаче материала в различных формах обучающиеся получают много эмоций.

Дополнительная информация по вопросу, которая не входит в рамки учебной программы побуждают детей к действию, так как в ходе такой организации урока меняются основные виды деятельности учащихся: слушание, говорение, мыслительная активность, формулировка высказываний, познавательная активность, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового [1].

Для создания условий развития логического мышления необходимо использовать личностно-ориентированный и проблемно-диалогический подходы, методы математического моделирования, в форме игровой деятельности.

В процессе усвоения школьной программы традиционной системы обучения входят стандартные задания, направленные на выполнение по единому алгоритму, примеры, которые требуют знания об определенных арифметических правилах. Заданий, направленных на развитие логического мышления мало[29].

При этом задания не выстроены в систему, даются, как правило, со звездочкой, или выводятся на поля учебника, специальная методическая работа с ними отсутствует.

При изучении школьного курса "Математика" по традиционной системе обучения, запас заученных знаний быстро кончается, и несформированность умения продуктивно мыслить неизбежно ведёт к появлению проблем.

Можно выделить следующие условия, которые способствуют развитию логического мышления детей на уроках математики.

Организационные условия:

  1. Систематическое выполнение заданий на формирование процесса логического мышления.
    1. .Переход от детского сада в школьное учреждение на основе преемственности.
    2. .Организация предметно-развивающей среды.

Психолого-педагогические условия:

1.Учет индивидуальных и психологических особенностей обучающегося.

  1. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.
  2. Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления.

Методические условия:

1.Подбор специальных заданий по математике, направленных на развитие логического мышления младших школьников.

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов.

  • личностно-ориентирование обучение;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • использование приема проблемных ситуаций;
  • обучение основным мыслительным операциям: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация;
  • развитие познавательных интересов в процессе обучения, как движущей силы обучения;
  • пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем и активизация речи детей в единстве с мышлением;
  • постоянное повышение педагогом уровня профессиональной компетенции.

Процесс обучения предполагает собой целенаправленное взаимодействие учащегося и учителя, а также управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход лог