ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Работа добавлена: 2016-04-19





МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Факультет народной художественной культуры и дизайна

Кафедрадекоративно–прикладного творчества

Предмет: Педагогика народного художественного творчества. Методика преподавания.

Курсовая работа: «ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Выполнил студент 5 курса з/о гр. 11503

Дудникова Светлана Михайловна

Проверил: _______________________________

Москва 2014

Содержание:

Введение2

Глава 1. Развитие этнохудожественного образования в России4

  1. Основы отечественной педагогики4
  2. Этнохудожественное образование сегодня6

Глава 2. Этнохудожественное образованиекак часть системы государственного образования9

  1. Концепция дополнительного образования9
  2. Содержание и задачи этнохудожественного образования12

Глава 3. Реализация методов и задач этнохудожественного образования на примере урока изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе 16

Заключение24

Список литературы25

Приложение: Раздаточный материал к уроку 26

  1. Введение

Россия является многонациональным государством. В Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Своеобразие российской культуры заключено в ее многоэтничности.

Культура многонациональной страны, содержащая в себе синтез материальной и нематериальной культур, сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, как отмечает в своем докладе Блохина Лидия Васильевна, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Международного общественно-экономического союза, кандидат социологических наук, «это мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности».

Народное художественное творчество объединяет в себе множество направлений. Яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа - народный костюм. Вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях, в музеях страны, как предметы народного искусства высокого художественного уровня. Национальный костюм остается своеобразной визитной карточкой разных народов. Национальные традиции закреплены в народных промыслах и ремеслах. В Центральном регионе – это хохломская, жостовская роспись, лаковая миниатюра, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика; в Сибири и Дальнем Востоке - древние традиции изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов, у народов Приамурья – нанайцев, уличей, орочей, удэгейцев, нивхов - искусство обработки бересты; у народов Северного Кавказа - искусство обработки металлов – кубачинское серебро, эмаль. [1]

Фактором межнационального мира и согласия безусловно является духовное единство различных народов страны. Дополнительное образование, как часть государственной системы образования, обеспечивает также и воспитание национального самосознания, черпая в этно-художественной культуре заложенные в исторической глубине образы и мотивы, закладывает и воспитывает в подрастающем поколении лучшие традиции и культурные ценности.

Целями и задачами этнохудожественного воспитания детей и подростков являются просвещение в области национальной художественной культуры, ознакомление с лучшими мастерами и их работами в каждой отдельной отрасли, знакомство с музеями страны, воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов России, развитие творческих навыков, освоение художественных приемов народных промыслов. [2]

Глава 1. Развитие этнохудожественного образования в России

  1. Основы отечественной педагогики

Основы российской педагогики заложил в 19 векерусский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. До Ушинского Россия довольствовалась зарубежными заимствованиями. Основой теории педагогики Ушинского послужили русские культурные традиции. Именно Ушинский заложил фундамент развития национальной школы. Важнейшей задачей при проведении реформ великий педагог считал строительство отечественной школы, основанной на знании своих собственных национальных интересов, потребностей русской жизни.

У каждого народа, говорил Ушинский, своя особенная национальная воспитательная система. Опыт других народов в деле воспитания -это неоценимое наследие для всех, но воспитывать по чужой педагогической системе нельзя, как бы она хорошо не была продумана. [4]

На рубеже 18-19 веков, в период становления и расцвета романтизма, который в известном смысле реабилитирует и идеализирует старину, возникает интерес к народной культуре, к фольклору. Наступает время, когда устно-поэтическое искусство синтезируют с народной культурой в одно целое. Тем не менее актуализация проблематик народной культуры явилась следствием пробуждения исторического и национального сознания. Через народную традиционную культуру происходило открытие национально-этнического своеобразия менталитета русской нации. Фундаментальные труды А.Н Афанасьева, М.Забылина, И.М Снегирева А.В Терещенко, других учёных стали основанием разработки проблем народного искусства - утверждает Каргин. [5] В большинстве работ не только описывался быт, бытовая культура, права и порядки, праздничное поведение, но и приводились художественные тексты сказок, поверий, песен, обрядов.

Именно в середине 19 в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического развития России. Вся история 19 в. неотделима от поисков содержания понятий «народ», «народность», «этнос», «нация», «национальное своеобразие».

Активизация мысли о народном искусстве своим следствием имела возникновение специальных исследований по его истории. Возникает флористика, появляются исследования по русской мифологии. Можно утверждать, что именно потребность в изучении народного искусства стимулировала необходимость развертывания культурологических исследований, которая будет окончательна осознана в 20 веке. Вопрос о генезисе народной культуры требовал изучение архаики, проявляющейся в мифе, религии, ритуале, празднике, обряде. Народная педагогика определяется в Российской педагогической энциклопедии как совокупность знаний воспитаний, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве.

1.2.Этнохудожественное образование сегодня

С.И. Гессен в начале 20 столетия в «Основы педагогики» писал, что, только преумножая культурное достояние предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих усилиях и достижениях.

В строго структурированную систему художественное образование в России сложилось в 60-е годы 20 века. Первый уровень был представлен сетью детских музыкальных школ, художественных школ и школ искусств. Второй составляли учреждения среднего профессионального образования: музыкальные, художественные, хореографические училища, а также училища культуры. Наконец, третий, верхний уровень включал вузы искусства и культуры: консерватории, художественные, театральные институты, институты культуры.

Как автономная отрасль, этнохудожественное образование выделилось сравнительно недавно - около десяти лет назад. Тогда в научный оборот были впервые введены концептуальные обоснования преемственной системы этнохудожественного образования, началась разработка программ, учебных пособий и учебников по народной художественной культуре для различных уровней образовательной системы (дошкольного, школьного, вузовского образования). В 2002г. понятие «этнохудожественное образование» было закреплено в государственной концепции художественного образования в РФ.

В настоящее время можно констатировать, что «этнохудожественное образование» вполне сложилась как целостная педагогическая система, имеющая свои специфические цели, задачи, содержание, формы, методы этнохудожественного воспитания, обучения и развития личности на каждом из уровней образования.

Во многих городах и регионах образовательные учреждения активно участвуют в процессах изучения, сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

В МГУКИ, при кафедре теории и истории Народной художественной культуры работает научная лаборатория непрерывного этнохудожественного образования. Основными результатами данной научной лаборатории стали: комплексы интегрированных вариативных программ для дошкольных учреждений и школ по русской традиционной художественной культуре которые позволяют эффективно использовать педагогический потенциал народных сказок, песен, декаративно-прикладного и других видов народного творчества не только в художественно-эстетическом воспитании детей, но прежде всего в их духовно-нравственном развитии, в патриотическом воспитании, а также в целях психологической коррекции личности с использованием методов фольклорной арт-терапии.

Этнохудожественная педагогика, созданная в России, привлекает внимание зарубежных специалистов. Особое значение она приобретает в русле международных проектов и программ ЮНЕСКО, направленных на сохранения культурного наследия народов мира.

Сложившееся в нашей стране уникальная многоуровневая модель этнохудожественного образования позволяет транслировать в современное мировое культурно-образовательное пространство самобытное культурное наследие каждого народа, обеспечивая тем самым решение выдвинутое ЮНЕСКО задачи сохранения и поддержки культурного многообразия человечества.

В МГУКИ в 1994 году открылась специальность «Народное художественное творчество», в основе которой заложена авторская программа профессора Т.И Баклановой. [6]

Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации опирается прежде всего на «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. концепция призвана обеспечить конструктивные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. [7]

Данная концепция отражает задачи, сформулированные в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг», в федеральной целевой программе «Формирование установок толерантности сознания и профилактики эстетизма в Российском обществе», в концепции художественного образования в Российской федерации и в других государственных документах.

Концепция раскрывает роль этнокультурного образования в современном российском обществе, предлагает стратегические направления государственной политики в этой сфере, намечает перспективы развития этнокультурного образования в единстве его развития.

Реализация Концепции способна явится одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества, для патриотического воспитания граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры, для возрождения и развития самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях надвигающейся глобализации.

Глава 2. Этнохудожественное образованиекак часть системы государственного образования

2.1. Концепция дополнительного образования

Федеральный закон «Об образовании в РФ» гласит:

Дополнительное образование детей– это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.

Дополнительное образование- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. [8]

Концепция развития дополнительного образования детей разработана Министерством образования и науки России совместно с Министерством спорта и Министерством культуры.

Концепция определяет основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы в этой сфере, а также основные механизмы и направления развития дополнительного образования детей. По словам главы Минобрнауки России Дмитрия Ливанова, ключевыми целями разработки Концепции являются: обеспечение права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей, семей с детьми в сфере допобразования, в конечном счете – развитие инновационного креативного потенциала государства.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства Российской Федерации, которое состоялось 28 августа 2014 г., отметил: «Задача у нас остаётся прежней – охватить к 2020 году дополнительным образованием практически 75% детей в возрасте от пяти до 18 лет».

К 2020 году дополнительным образованием планируется охватить 75% детей в возрасте от пяти до 18 лет. Такая задача является одной из основополагающих в Концепции развития дополнительного образования детей (далее – Концепция), одобренной на вчерашнем правительственном заседании.

В ходе реализации Концепции планируется:

Основные ожидаемые результаты реализации Концепции:

2.2.Содержание и задачи этнохудожественного образования

Система художественного образования, будучи системой открытой и связанной со средой, входит в большую систему – образовательную систему России, является частью в этой большой системе. Этнохудожественное образование - целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного или общего образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры средствами массовой информации.

Содержание и принципы этнохудожественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению этнокультурных потребностей и интересов личности и этносов, проживающих в России, подчеркивают Бакланова Т.И Шпикалова, Т.Я. и Ершова Л.В и др. [6]

Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты.

Программы дополнительного образования реализуются в различных образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных центрах, а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Занятия в дополнительном образовании могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (например, клуб, секция, кружок, лаборатория, студия, оркестр, творческий коллектив, ансамбль, театр).

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено рядом направлений (направленностей):

Сегодня система дополнительного образования детей в России представлена более 17 000 государственными (муниципальными) учреждениями в сфере образования, культуры и спорта. [9]

Создание педагогических условий, по мнению Баклановой Т.И, для разнообразных видов художественно-творческой деятельности учащихся определяются опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства:

Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции. Исходя из этого, что этнохудожественное образование является подсистемой этнокультурного образования, оно имеет свои группы задач. Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Задачами этнохудожественного образования являются:

1. Способствовать формированию в учащихся чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны, мира.Через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

2. Практическое освоение различных видов этнохудожественной деятельности. В эту группу задач входит также подготовка кадров к профессиональной действующей вузовской специальности народное художественное творчество, действующего направления высшего профессионального образования «Народная художественная культура».

3. В процессе этнохудожественного образования развиваются особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

4. Привлечение ресурсов этнохудожественного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей у детей и подростков, для их социализации и оздоровления посредством, например, современных методик фольклорной терапии и других видов арт-терапии на материале и средствами народной культуры и искусства.

Поскольку этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к родине, к природе, к семье, родному дому и родителям. К труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Исходя из этого цель этнохудожественного образования определяется как: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства.

Глава 3. Реализация методов и задач этнохудожественного образования на примере урока изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

Всероссийский фестивальпедагогических идей «Открытый урок» начал свою работу в 2003 году. В рамках конкурса«Презентация к уроку» на страницах официального сайта фестиваля был опубликован материал участника фестиваля,учителя ИЗОМОУ СОШ № 32 г. Кайеркана (спутника города Норильска, Красноярский край)Парфеновой Светланы Ивановны «Интегрированный урок ИЗО и ИВТ «Дымковская игрушка». Это интересный, применяемый учителем на практике материал урока, знакомящий обучающихся с народным промыслом дымковской игрушки.

Дымково - пригородная слобода города Вятки (Кирова).Дымковская игрушка это вятский промысел, едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. В специальной литературе о народном искусстве сведения о дымковской игрушке появились лишь в начале ХХ века, когда после первой русской выставки игрушек в Петербурге в 1890 году возник всеобщий интерес к собиранию и изучению кустарной игрушки.

Самая многочисленная группа дымковских игрушек игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. Среди свистулек количественно преобладают фигурки уточек и уток- «крылаток».

Много среди свистулек, особенно выразительных в дымковской игрушке, фигурок коней одноглавых или двуглавых.

Человеческие образы в дымковской игрушке-свистульке представлены лишь в двух разновидностях это всадник на одноглавом либо двуглавом коне, а также «гуляющий кавалер». Примечательно, что за исключением всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» человеческие фигурки в Дымково никогда свистульками не были. Среди фигурок людей заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.

Они же со временем обновлялись в образах воспитательниц в детском саду, учительниц, колхозниц, модниц и т.д.

Полное содержание урока:

Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики.

Тема урока: «Дымковская игрушка».

Цели:

Программные задачи:

Оборудование: урок проходит в кабинете, оборудованном персональными компьютерами для школьников.

Для учителя:

Для учащихся:

Музыка: Русские народные мелодии

Ход урока.

1. Вводная часть урока (игровая).

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек, созданных детьми старшего возраста. Под музыку «Камаринская» (любую народную) дети входят на ярмарку-выставку Дымковских игрушек.

Учитель. - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары)

Недаром говорят в народе: «Шум, как на ярмарке!»

ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

Из истории дымковской игрушки.

Как в народе прозвали этот праздник?

– «Свистунья».

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке).

(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.

(Дети садятся за свои рабочие места).

Закрепление материала:

Работа по таблице «Цвет и форма» (на доске).

(Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи).

Физминутка ( Элементы танцевальных движений под народную музыку).

2 часть урока – компьютерная графика.

Сегодня вы приобщитесь к искусству Дымковской игрушки. Но будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.

Цели: Знать

Уметь

Развивать навыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок.

Воспитывать бережливое отношение к компьютерной технике.

Раздаточный материал - карточки “Фрагменты узоров дымковской росписи” - компьютерная графика (у детей на столах).

Ход урока

I Повторение

II Основная часть

Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:

Задание: Оформить геометрическим узором Дымковскую игрушку в компьютерной графике.

(Метод - индивидуальный).

Контроль и индивидуальная работа учителя в процессе практической работы учащихся.

III Заключительная часть:

Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”.

И последний этап работы учащихся вывод на принтер своего рисунка.

Анализ работ учащихся.

Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек.

Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

У Сережи красивая барышня с яркими узорами на юбке.

У Насти лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке.

Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны. За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.Не зря говорят в народе:«Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит».Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

Глядишь и улыбаться хочется.

Заключение.

Урок «Дымковская игрушка», составленный учителем средней школыгорода КайерканаПарфеновой С.И., через развитие творческого мышления, с помощью эмоционально насыщенного, с позитивным настроем, содержательного материала, знакомит учащихся с одним из известных народных промыслов, частью традиционной народной культуры.

Современные образовательные задачи по обучению детей приемам компьютерной графикиэффективнорешаются при помощи использования эмоционально насыщенных, лаконичных, геометрически простых элементов и мотивов Дымковской росписи.

Народная музыка, сопровождающая урок, использование фольклорных элементов – поговорок, присказок -способствует созданию эмоциональной атмосферы, хорошему усвоению материала.

Этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества. Такие занятия имеют особую значимость для духовно-нравственного воспитания детей и подростков, позитивного развития. Такие уроки формируют ценностное отношение к родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду и творчеству. Как часть общей системы образования, дополнительное образование в сфере искусства и культуры, этнохудожественное дополнительное образование формирует и развивает личность ребенка, подростка на основе высших человеческих ценностей, примерах народного искусства.

Список литературы:

  1. БлохинаЛ.В. Национальные культуры народов России: проблемы и перспективы. Доклад // Сайт для документов учебного характера10.10.2011.http://rudocs.exdat.com/docs/index-203347.html.
  2. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с.
  3. Нестеренко Л.В. Этнохудожественное образование детей и подростков. Учебное пособие. / Науч. ред. Т.Н. Бакланова. - М.: МГУКИ. 2008. -209с.
  4. Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.
  5. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / Учеб. пособие для культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств - М.: Просвещение, 1984.
  6. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова .- Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2006.
  7. Гессен С.И. Основы педагогики.Введение в прикладную философию / Учебное пособие для вузов – Берлин: «СЛОВО», 1923.
  8. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» // Поисково-правовая система КонсультантПлюс. 2001. http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=84924;frame=0.
  9. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ//Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование». 02.09.2014. http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya
  10. Парфенова С.И.Интегрированный урок ИЗО и ИВТ «Дымковская игрушка» //Сайт Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2014. http://festival.1september.ru/articles/214584
  11. Васильев иБехтерев, «История Вятского края с древнейших времен до XIX ст.» // Сайт Библиотека Царское село. http://book-old.ru/BookLibrary/10000-Vyatskaya-gub/1870.-Istoriya-Vyatskogo-kraya-s-drevnih-vremen-do-nachalo-XIX-veka.html

Приложение

Раздаточный материал к уроку




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Физическое развитие детей и подростков, его современные тенденции

2. Проблема социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

3. Криминальное поведение подростков

4. Психологическое консультирование по проблемам одиночества подростков

5. СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ У ПОДРОСТКОВ

6. Образование ФРГ

7. ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ И ГДР

8. Наука и образование

9. Образование и воспитание

10. Образование с восторгом