Новости

Особенности развития теневого сектора международных отношений в условиях процесса глобализации общества

Работа добавлена:






Особенности развития теневого сектора международных отношений в условиях процесса глобализации общества на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….3

  1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………….……..…10
    1. Глобализациякакусловиеформированияновыхформ взаимоотношений в мире…………………………………………………..….10
    2. Политикаиуправлениемеждународнымипроцессамив условиях современной глобализации………………………………………..18
    3. Экономика и торговые отношения в условиях современной глобализации……………………………………………………………………23

  1. ТЕНЕВАЯЭКОНОМИКАКАКФАКТОРВЛИЯНИЯНА ПОЛИТИКУ…………………………………………………………………….33
    1. Институциональные причины, методы и роль теневого сектора экономики……………………………………………………………………33
    2. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе: угрозы национальной безопасности…………………………………………………..43

  1. СРАЩИВАНИЕТЕНЕВОЙПОЛИТИКИИТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………..…...55

3.1.Определение теневой политики……………………………..…….55

  1. Зависимость бизнеса от теневой политики…………………...…57
  2. Заинтересованность власти в теневом бизнесе…………………60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….67

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….73

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Актуальность, рассматриваемой в данной работе  проблемы, безусловно, высока. Исследования различных аспектов теневой экономики выявили проблемы в правоприменительной практике при реализации правовых средств борьбы с этими явлениями. Однако необходимо отметить, что переработка социально-политических положений в мире и корректировка правовой базы законодательств стимулирует постоянное движение вперёд, а это, в свою очередь, способствует решению возникающих проблем.

Теневой сектор международных отношений стал особенно актуальной темой в условиях современного глобального общества. Глобализационные процессы привели к тому, что теневая политика и теневая экономика приняли планетарный масштаб, процветая в условиях отсутствия очевидного мирового правительства.

Таким образом, происходит затруднение выполнения необходимых обязательств участниками экономических отношений. Складывается неоднозначная ситуация, при которой они постоянно вынуждены искать пути решения экономических конфликтов интересов. А ведущие сферы и отрасли экономики не могут развиваться поступательно и ровно, поскольку далеко не всегда экономические ориентиры эффективного хозяйствования подкреплены организационно-правовым и экономическим механизмами их достижения.

Все эти факторы делают мировую экономику более уязвимой перед непорядочными экономическими агентами, а также становятся преградой для международного правления, неспособного в данных условиях поддерживать крепкую экономику, в стремлении обеспечения достойного и максимально

высокого уровня жизни общества.

Масштабы теневой сферы международных отношений и степень воздействия на общество в настоящее время ставят под вопрос возможность полноценного контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. Именно поэтому сегодня вопрос о рассмотрении теневой экономики и теневой политики на международном уровне  как угрозы безопасности является первостепенным.

В контексте всего мира, теневая сфера приобретает глобальные масштабы.  Например,   в  2012   г.  объем   финансовых   операций   мировой

«теневой банковской системы» достиг 67 трлн. долл. Это всего на два трлн. долл. меньше, чем совокупный объем глобального валового внутреннего продукта. По данным Организации экономического сотрудничества и развития в 2009 г. в теневой экономике было занято 1, млрд. человек, т.е. около половины трудоспособного населения планеты.

Актуальность темы данного исследования обусловлена также тем, что в последние годы изменились представления о теневой, неформальной (неофициальной) и формальной (официальной) сферах отношений. Отдельные проявления теневой сферы настолько масштабны и значимы как для внутренней политики государства, так и в международных отношениях, что их нельзя не принимать во внимание, хотя раньше они квалифицировались как несущественные. Ученые и политики все более предметно рассматривают соотношение формальности и  неформальности при решении задач.

Степень научной разработанности:

Зарубежными учеными исследованы различные аспекты теневой экономики и неформального права.

Наряду с классиками изучения теневой экономики (Э. де Сото, П. Гутман, Дж. Гелбрайт, Г. Мюрдаль и др.) выделяются научные работы К. Бекера, Ф.1

Шнайдера, Р. Ньюрита, Б. Торглера, С. Монтенегро и др. авторов, выполненные в последние годы. Учеными проведен сравнительный анализ распространения этого явления по странам и регионам, выделены факторы, влияющие на развитие теневой экономики, а также приоритетные направления противодействия теневой сфере и др.

Весомый вклад в исследование проблем теневой сферы внесли и российские ученые Ечмаков С.М., Латов Ю.В., Михайленко А.Н., Суринов А.Е., Фесина Е.Л., Трофимов Е.А., Нуштаев И.В. и др.,2которые проанализировали     различные     проблемы     функционирования    теневой

1Эрнест де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире – М.: Олимп-Бищнес. 2004 г. - 351 с.; Сото Э. деИнойпуть: Невидимая революция в третьем мире/ Пер. с англ. Б. Пинскер. — М.:Catallaxy, 1995; Сото Э. деИной путь: Экономический ответ терроризму/ Пер. с англ.Б. Пинскера.

  • Челябинск: Социум, 2008. — 408 с.; Гутман П. Подпольная экономика – М.: МЭ и МО

– 1997г. -380с.; Гелбрайт Дж. Общество изобилия – АСТ, 2004 г. – 511 с.; Гэлбрейт, Дж. К. Великий крах 1929 года. — Минск: Попурри, 2009. — 256 с.; Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество —АСТ, 2004. — 608 с.; Гэлбрейт, Дж. К. Экономические теории и цели общества — М.:Прогресс, 1976. — 408 с.; Гэлбрейт Дж.,Меньшиков С.Капитализм, социализм, сосуществование — М.:Прогресс, 1988.Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. — М.: Иностранная литература, 1958; Мюрдаль Г., Польссов Р., Экстрем Т. Швеция и Западная Европа. — М.: Прогресс, 1964.; Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». — М.: Прогресс, 1972; Мюрдаль Г. Возрастающая взаимозависимость государств и неудачи международного сотрудничества//МЭиМО № 5, 1980.; Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение//THESIS. — 1993. Т.1, вып.1. С.38; Беккер Г.С.Выбор партнера на брачныхрынках //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1994. — № 6 — С.12-36; Беккер Г.С. Теория распределения времени //Вехи экономического мысли.Том 3. Рынки факторов производства/Под ред.В. М.   Гальперина

  • СПб.: Экономическая школа, 2000 — С.82—121 — 489 с.;

2Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование – М.: Финансы и статистика 2005 г. 408 с.; Латов Ю.В Экономика вне закона: Очерки по теории и стории теневой экономики – М.: Московский общественный научный фонд, 2001 г. 284 с.; Михайленко А.Н. Конкурентная разведка – Саратов: Амирит, 2016 г. – 355 с.; Суринов А.Е. Официальная статистика в России: проблемы реформирования – М.: Статистика России,

2002. – 199 с.;Фесина Е.Л. Формы проявления теневой экономики. Журнал Труд и социальные отношения №8 – 2008 г.

экономики и теневой сферы в целом как на российской почве, так и в международных отношениях. Этими учеными рассмотрен ряд методологических проблем изучения теневой экономики, а также проблемные области противодействия коррупции. Изучению теневой сферы посвящен ряд диссертационных исследований и научных работ.

Таким образом, теневая сфера становится предметом пристального научного интереса. Вместе с тем, многие вопросы исследуемой проблемы до настоящего времени остаются без должного внимания ученых или оказались недостаточно проработанными в силу скрытного характера информации о теневой деятельности, которая вскрывается не иначе как для очернения или провокации конкурентов в глазах общественности. В то же время неформальные и неофициальные аспекты играют заметную роль в  политике и международном праве. Остаются не раскрытыми механизмы функционирования теневой сферы на международном уровне. Представляет значительный интерес взаимосвязь теневой сферы и интеграционных процессов.

Объект изучения:

Теневой сектор международной политики и экономики

Предмет изучения:

Особенности развития теневого сектора международных отношений в условиях процесса глобализации общества

Цель исследования:

состоит в рассмотрении понятия и сущности теневого  сектора политики и экономики, теоретические и практические аспекты которых позволяют дать наиболее полную и многостороннююхарактеристику данной

проблемы.

Задачи исследования:

  • изучение содержания понятия теневого сектора экономики;

  • изучение содержания понятия теневой политики;

  • рассмотрениетрансформациивнутригосударственныхтеневых отношений в международные

  • определение глобализации в политической и экономической сфере

  • анализ становления теневого сектора и его роли мировой экономике;

  • выявлениеспецификимеждународнойполитикивсфере регулирования теневого сектора экономики.

Научная новизна исследования:

  1. Проведена параллель между внутригосударственной и международной теневой политикой и экономикой
  2. Установлены и охарактеризованы причины теневизации экономической и политической сферы общественных отношений с очевидным указанием на взаимоисключение обнаруженных факторов.
  3. Дано определение теневой политики в условиях отсутствия в научной литературе однозначного определения данного явления.

Теоретическая значимость:

Внаучнойработесобраныосновныепричиныифакторы формированиятеневыхмеждународныхотношений.Предпринимается

попытка дать определение теневой политики.

Практическая значимость:

В научной работе проводится параллель между внутригосударственными и международными общественными отношениями, что дает основания для дальнейшего изучения теневой сферы международных отношений, путем моделирования ситуаций на более прозрачном и доступном для изучения уровне внутригосударственных теневых политических и экономических отношений. В силу того, что международный теневой сектор не доступен для детального изучения, данная исследовательская работа лишь добавляет очередную гипотезу в общую копилку уже имеющихся.

Теоретическая база:

В исследовании я в первую очередь опирался на законодательство  РФ, а так же на научные труды Корягина Т.И., Киреева А.П., Дж. Сороса, Э де Сото, П. Гутмана, Дж. Гелбрайта, С. Монтенегро, З. Бжезинского и Дж.Бхагвати.

Методологическая база исследования:

Следующие научные принципы и методы легли в основу исследоания:

  • Метод мир-системного анализа позволит в  современном обществе отследить взаимосвязи субъектов экономики и политики;

  • Историко-генетический метод позволит отследить формирование и развитие истории международных отношений в интересующей нас сфере;

  • Макроэкономический метод позволит понять основные механизмы теневой экономики;

  • Сравнительный метод поможет проанализировать и провести параллели между внутригосударственной и международной теневой сферой общественных отношений;

  • Структурно-функциональный подход помог рассмотреть экономическую и политическую сферу в отдельности и их взаимовлияние в рамках системы международных отношений.

Структура работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в  себя 8 параграфов и заключения и списка используемой литературы.

  1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НОВЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    1. Глобализация как условие формирования новых форм взаимоотношений в мире

К началу 70-ых годовXX века, когда процесс глобализации только начинался, большая часть мыслителей говорила о глобальных проблемах человечества и возможности их решения лишь путем мирового единения. Среди глобальных проблем, разумеется, выделялись ядерная угроза, проблемы экологии и исчерпаемости ресурсов. Чуть позже  академик Моисеев Н.Н. назовет это проблемой коэволюции человека и биосферы. Но время шло и глобализация ступала по планете уверенной походкой, оплетая взаимными узами экономических, политических, социальных и культурных взаимоотношений весь земной шар.

Изначальными идеями глобализации были разумеется всенародное любовь, дружба, равенство и процветание. Ведь без этих вещей не может существовать ни одно общественное явление, одобренное и признанное правительствами демократических стран.

Идея глобализации стала популярна по нескольким причинам:

  • Крушение СССР, олицетворяющее торжество либеральных ценностей, которые должны были стать и в итоге стали основой глобального финансового пространства;
  • Развитие инфраструктуры обеспечило плотное взаимодействие отдельных политических и экономических структур по всему миру, а так же поспособствовало культурной интеграции и миграционным процессам

Однако, началось все не с мирного и дружного сознания единства и близости стран в экономическом и политическом поле. Двадцатый век стал эпохой глобализации, принесшей немало потрясений для мировой общественности, испытавшей на себе такие причуды общественного бытия как войны планетарного масштаба. Самый яркий и наглядный способ продемонстрировать общую взаимозависимость всех государств земного шара друг от друга.

По окончанию двадцатого века, человечество вступила в новое тысячелетие с осознанием необходимости грамотного построения международного сообщества и мульти культурного общества, где национальные границы стерты, а старые привычки забыты.

Эпоха приведения к общим стандартам всех существующих экономических, культурных, политических систем. Стандартизация процедур и избавление от излишнего разнообразия в угоду тесной коммуникации, ставшей возможной с развитием мировой инфраструктуры.3

С вышеописанными переменами произошла и полная реструктуризация мирового хозяйства и политических взаимоотношений.

В данной работе мы не станем рассматривать особенности социальной и культурной интеграции. Лишь обратим внимание на экономическую и политическую сферы, ибо в эпоху капитализма одно от другого неотделимо. Выделим основные источники глобализация в интересующих нас сферах жизни общества:

  1. Технический прогресс значительно снизил затраты экономики на коммуникации и транспорт, значительно упростив хранение, использование и обработку информационных баз.Развитие

3Бжезинский З. (перевод М. Десятова) Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис — М.: Эксмо, 2014 г. – 327 с.

информационного обслуживания в первую очередь связано с научно-технической революцией и созданием всемирной путины, Интернета. Темпы роста и развития технологий позволяют вводить компьютеры в обиход на производстве и даже в личное пользование рядовым гражданам. Глобализация техносферы порождает и такое все более заметное явление, как технологический и информационный неоколониализм, реализуемый с помощью ТНК, которые используют свое монопольное положение в определенной сфере для сдерживания технологического развития отстающих стран и перекачивания из них огромных доходов на основе неэквивалентного обмена.

  1. Либерализация торговли и мировой финансовой  и экономический среды в целом способствовала ограничению вмешательства государства в сферу торговли. В частности, были упразднены права государств на проведение политики протекционизма. Мировая торговля приобрела свободный характер. Большинство тарифов было снижено и лишние ограничители сняты. Развитие свободной торговли без  барьеров и препятствий со стороны государств стало основным принципом товарно-денежных отношений в ново глобальном обществе. Люберализационные процессы способствовали к активному передвижению всех факторов производства и в первую очередь капитала.
  2. В результате технологического прогресса и расширения возможностей управления с применением новых средств коммуникации стало возможно значительное расширение сферы деятельности организаций и это можно считать еще одним источником глобализационных процессов.Если раньше многие

компании ориентировались лишь на внутренний национальный рынок, то теперь они получили возможность выйти на международный уровень производства и торговли, не имея лишних препятствий со стороны государства и обладая доступным технологическим оснащением для ведения бизнеса на глобальном уровне. Выход на новый уровень увеличивает масштабы производства, увеличивает прибыль открывает новые перспективы и возможности развития, выбора сырьевой базы, целевой аудитории, освоения рынка других стран и адаптация к меняющейся ситуации. Любая крупная компаний вышедшая на крупный международный уровень имеет филиалы в нескольких странах для распространения своего влияния на мировом рынке. Транснациональные корпорации стали полноценным игроком в мировой хозяйственной системе и на настоящий момент на их долю приходится треть всего мирового финансового оборота, хотя крупнейшими субъектами международных отношений пока еще остаются государства. С появлением глобальных предприятий на смену геополитике пришла геоэкономика и конфликты между сторонами все чаще решаются не на политическом уровне, а на экономическом и борьба идет в первую очередь за сферы экономического влияния и за долю мирового рынка. Есть теории о том, что подобные тенденции развития транснациональный компаний грозит государственным образованиям отмиранием в дальнейшем, однако, пока государства сохраняют достаточный капитал в своих руках, они могут перекладывать часть вопросов по мировому хозяствованию на ТНК, больше времени уделяя своим традиционным функциям в политике. Обширные горизонты открылись и перед неправительственными    организациями,    которые    вышли    на

глобальный уровень в своей деятельности вслед за ТНК. В мире стали большую роль играть крупные организации международного уровня, такие как ООН, Всемирный банк, ВТО, МВФ. В связи с вышесказанным делаем вывод, что на мировой арене прибавилось субъектов глобальной экономики в лице частных и государственных многонациональных компаний и прочих организаций.

  1. Глобальное единомыслие. Именно так мы окрестим следующий источник глобализационных процессов. Разумеется, речь идет лишь об оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. Началом этого процесса можно считать реформу проводимую в Китае в 1978 году. Вслед за этой реформой произошел ряд необратимых последствий, такие как приведение восточной Европы и всего социалистического лагеря к идеям либерализма. Весь этот процесс привел к идеологической конвергенции.Противоречиямеждуэкономикой социалистического востока и либерального запада были преодолены и все страны мира пришли к единой модели рыночных взаимоотношений, быстрыми темпами утверждавшиеся в новых странах. Все страны бывшего социалистического лагеря приняли модель рыночного хозяйствования. Международные экономические блоки и организации всячески поддерживали и направляли страны бывшего СССР на пути становления рынка, хотя далеко не везде был достигнут абсолютный результат. Внимание было сконцентрировано на следующих условиях формирования рынка: либерализация цен, стабилизация макроэкономики и приватизация национального хозяйства.Просчетом стало

пренебрежение развитием рыночных институтов и насильственное, с коростное проведение либерализации, что явилось потрясением для население и привело к низкой адаптации населения к системе, где экономически активные граждане должны составлять основу экономики. Так же, были упущены условия формирования здоровой конкуренции и игнорировалась роль правительства в смешанной экономике.

  1. Еще один важный источник становления глоаблиазционного общества кроется в особенностях социо-культурного развития. Мы затронем его из-за непосредственного влияния на экономическую среду. Суть его состоит в формировании общих стандартов СМИ, искусства, единых стандартов популярной культуры, распространение и общее использование английского языка как главного источника и средства международного взаимодействия. В связи с последним фактором, некоторые теоретики придерживаются мнения, что глобализация является крупным проектом США, призванным насадить культуру, традиции и язык мирового гегемона. Подобную форму насаждения называют мягкой силой и независимо от того, было ли это грандиозным планом США изначально, в настоящий момент именно такие плоды пожинает мир, обращенный своими ценностными и культурными ориентирами в сторону США. Можно ли называть глобализация новой формой империализма или даже колониализма, сложно судить, но лично я придерживаюсь данной точки зрения и в дальнейшем будет дано пояснение этому. Является ли США новой метрополией, куда стекаются ресурсы, капиталы, рабочая сила и прочие средства производства с подконтрольных территорий прикрывая это все

теоретическим обоснованием либерального мирового сообщества и рыночными взаимоотношениями. Этот вопрос будет рассматриваться в дальнейшем в контексте теневизации международной политики.

Стоит понимать, что политическая элита совмещает в себе и роль экономического локомотива государства. Не имеет значения,, в какой последовательности были приобретены статусы. Хоть как на  примере России, люди приходили в политику и приобретя административный ресурс становились собственниками основополагающих государственных предприятий или как в развитых странах запада, люди с наибольшей долей национального капитала входили в круг политической элиты для определения будущего своего государства.

Стирание национальных границ в условиях глобализации обеспечивается главенствующим правом собственности, определяющим саму суть либеральных идей. Отныне, не имеет значения, на чьей земле находится ресурс и можно владеть контрольным пакетом акций национальных отраслевых компаний других стран, не нарушая высокочтимого суверенитета, но осуществляя фактическое господство в принятии решений.4

Стоит понимать, что вышеописанное положение национальных государств не отменяет факта суверенитета и высшей формы полномочий на подвластных территорий. В теории это означает, что государство может пренебречь международными договорами и поступать как ему вольно в рамках собственной территории, но подобный просчет мало кто рискует совершить. Политика изоляции уже не способна принести благостных результатов  и  только  активное  сотрудничество  сулит  большие  прибыли и

4Киссинджер Г. (перевод В.Н. Верченко) Нужна ли Америке внешняя политика? — М.: АСТ 2016 г. – 468 с.

темпы развития.

Однако, процесс глобализации не останавливается и постепенная трансформация институтов ведет государства в сторону более полной интеграции друг с другом.

Основная особенность глобализации в том, что она стирает грань между внутренними и внешними делами, так что все рассматриваемые в дальнейшем особенности теневых отношений можно будет изучить на примере более понятного внутреннего устройства государства.

Еще одной особенностью глобализационных процессов в мировой экономике можно считать возрастающую роль транснациональных корпораций, посредством которых действуют государства, постепенно передавая все больший объем международных операций на их счет.

Всеобщая транс национализация, представляющая собой равномерное перераспределение по земному шару факторов производства (капитала, земли, труда и сырья)5.

Научным языком подобное явление принято называть геоэкономикой, которая пришла вXXI веке на смену устаревающей геополитике.6

Именно основываясь на вышеуказанных началах, в работе большая часть пространства будет уделена именно экономике, являющейся фактическим олицетворением и конечным желаемым результатом политических решений.

5Данильченко А. В., Д. С. Калинин. Теоретические основы транснационализации  страны и предприятия // Беларусь и мировые экономические процессы: сб. науч. ст. вып. 8 / редкол.: А. В. Данильченко — Минск: БГУ, 2011. – 170 с.

6Цымбурский В. Морфология российской геополитики и динамика международдных системXVIII-XX веков — М.: Книжный мир, 2016г. – 271 с.

Причем же здесь теневая сфера международных отношений? Суть в том, что слово «международный» отныне не имеет большого значения и внутригосударственные теневые операции, будь то политические или экономические, не сильно отличаются от глобальных.

  1. Политика и управление международными процессами в условиях современной глобализации

В условиях глобализации мы можем наблюдать центростремительный процесс концентрации власти. Ослабление роли национального государства обусловлено формированием крупных экономических, политических и военных блоков, наиболее близких в сотрудничестве стран, представляющих собой очаги политической власти, которые в мире можно условно обозначить как несколько крупных коалиций.

В связи с тем, что национальные государства перекладывают большую часть функций на международные организации, ослабляется и суверенитет. Государства усиленно трансформируются в постсовременные7. Термин постсовременного государства предполагает, что национальное государство отказывается от части суверенитета в пользу возможности решать большинство вопросов сообща с другими государствами

Такие организации как НАТО, МВФ, ООН, ВТО, ЕС и подобные принимают на себя бразды управления целыми блоками государств, решая вопросы на глобальном уровне взаимодействия стран в общем   направлении,

7Туминская М. В. // Актуальные вопросы современной правовой науки: материалы Междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов и секции «Юрид. науки» Респ. науч. конф.студентов и аспирантов вузов Респ. Беларусь «НИРС — 2011», Минск, 4- 5 нояб. 2011 г. / редкол. : О. И. Чуприс (отв. ред.) [и др.]. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2012. – 233 с.

осуществляюткоординациюдействийдлядостиженияоперативныхи оптимальных результатов.8

Подобная тенденция выработала регионализацию, ярчайшим примером которой может служить Европа, где большинство политических вопросов решается на уровне заседаний большой семерки или большой двадцатки, а не странами в отдельности.

Рассмотрим тенденцию формирования  экономико-политических блоков на примере Европейского союза. В настоящее время это союз 28 государств в старом свете. По данным на 2012 год этот экономический блок обладает самым крупным ВВП во всем мире и самый крупный с расчетом на душу населения. Суть Европейского союза в максимальной внутренней интеграции региона.

Используя стандартизацию правовой базы, все нормы были подведены под единый образец, внутри пространства европейского союза и были созданы благоприятные условия для передвижения людей, капиталов и ресурсов и услуг. В том числе, отменен был паспортный контроль внутри зоны действия Шенгена.

Европейский союз вырабатывает общую экономическую политику для региона касательно добычи сырья и производства товаров. Подобная координация позволяет европейскому пространству существовать совестно, достигнув сотрудничества сопоставимого с уровнем взаимодействия регионов федеративного государства. 19 из 28 государств  европейского союза ввели у себя и используют единую валюту евро. Тем самым, они образуют еврозону, где товаро-денежные отношения осуществляются с той же люгкость, что и в рамках одного государства.Страны Евросоюза имеют

8Бышов С. Брезкит и евроскептики. Европейцы против ЕС — М.: Книжный мир, 2016г. – 290 с.

общие сформулированные принципы внешней политики и проводят общую политику безопасности, предполагающую проведение координированной внешней и оборонительной политики. Европейский союз имеет свои представительства в крупных военных, политических и экономических блоках, возглавляемые послами.

Интересной особенностью можно назвать тот факт, что европейский союза можно назвать и международной организацией и даже государством, так как сочетает в себе признаки и того и другого, но на деле не является ни тем ни другим.

Интересным является тот факт, что некоторые члены Европейского союза, а именно Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Люксембург, Дания, Италия, Испания, Польша, Португалия, Нидерланды, Франция предложили продвигать политико-экономический блок вперед на пути к государственному формированию, образуя все новые институты  и структуры. В 2012 году было заявлено предложение создания поста выборного президента, учредить пост иностранных дел союза и организовать собственные войсковые формирования.

На 2013 год лишь 44% граждан выступило с поддержкой подобной перспективы развития. Европейского союза, но мнение людей переменчиво, так что Европейский союз вполне может стать первым крупным блоком мировых лидирующих государств, сформировавших единое государство на основе надгосударственного экономического и политического блока.

Хотя, судить об этом преждевременно сложно, ибо 29 марта 2017 года официально началась процедура выхода Великобритании из Евросоюза. Об этом шаге говорилось уже давно и множество политических  и экономических причин способствовали данному, казалось бы, деструктивному решению. Можно ли считать это знаком провала практики

формирования международной политики на основе крупных межнациональных блоков? Определенно нет. Великобритания всегда выделялась своей уникальностью на фоне Европейских соседей в силу геополитических особенностей и упором на агрессивную внешнюю