Дистанционное обучение в России и за рубежом

Работа добавлена: 2016-04-19





Дистанционное обучение в России и за рубежом на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Тема: Дистанционное обучение в России и за рубежом

Введение……………………………………………………………………………...3

1 часть

1. Понятие и особенности дистанционного образования…………………………5

2. Основы дистанционного обучения………………………………………………9

2.1. Методологические основы дистанционного обучения………………...9

2.2. Дидактические принципы дистанционного обучения………………..12

2.3. Организационные основы дистанционного обучения………………..15

3. Преимущества и недостатки высшего дистанционного образования………..18

2 часть

Создание электронного учебника…………………………………………………20

Аннотация…………………………………………………………………………..20

Принципы, которыми руководствовались при создании электронного учебника по математике……………………………………………………………………...21 

Основные этапы разработки электронного учебника……………………………22

Методические рекомендации по разработке электронного учебника………….23

Подготовка электронного учебника к эксплуатации……………………………25 

Методическое обеспечение электронного учебника…………………………….25

Требования к современному методическому обеспечению…………………......27

Содержание методического комплекса…………………………………………...29

Аппаратное и программное обеспечение разработки электронного учебника…………………………………………………………………………….29Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованной литературы.……………………………………………..33

Глоссарий…………………………………………………………………………...35

Введение

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

В самое последнее время наметилась тенденция к большей определенности. Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol Используемый в Internetпротокол (и программа) передачи файлов между компьютерами), электронной почты и т.п.

Мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. Мировая практика подсказывает, что одним из наиболее эффективных выходов из сложившейся критической ситуации становятся такие более экономичные образовательные системы, как мегауниверситеты, использующие дистанционные методы обучения.

Одним из эффективных путей глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. Современные информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, компьютерные сети создали принципиально новые возможности доступа и накопления любой социальной и педагогической информации.

В сочетании и единстве с различными формами образования создаются новые предпосылки для совершенствования образования человека на протяжении всей жизни и в любой географической точке, то есть развивается новый тип образования дистанционное (дистантное) образование (the distance education, thedistance learning).

Дистанционное обучение широко распространено в мировой практике и имеет давнюю историю. В основе развития удаленного обучения лежит принцип разделения вуза и студента.

Далее выделяются два направления: первое (форма асинхронного обучения) - это удаленный студент. Это направление исторически оформилось какзаочное образование. Второе направление (синхронное обучение, или дистанционное обучение в современном понимании) - удаленный класс, обучение в нем при синхронном взаимодействии.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т.п. Средств для этого вполне достаточно, учитывая разнообразие уже созданных компьютерных технологий.

Цель данной работы состоит в том, что жать характеристику и анализ дистанционного образования в России и за рубежом.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Дать понятие дистанционного обучения;

2. Раскрыть отличительную особенность дистанционного образования от других форм получения образования.

3. Показать преимущества и недостатки дистанционного образования.

4.  Дать анализ развития дистанционного образования в России и за рубежом.

1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.

Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая. —Галченкова И.С. Адаптация учащихся и студентов к использованию информационных технологий в дистанционном образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук  Смоленск, 2011. – с.18.

В системе образования дистанционного обучения отвечает принципу гуманистичности согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и, вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционного образование войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию:

Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;

Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. —Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007. – с. 219.

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

К особенностям дистанционного образования следует отнести:

Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».

Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. —Белый В.В. Педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса «педагогический университет – колледж»: Историко-педагогический аспект: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д, 2010. – с. 137.

Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, то есть по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в системе дистанционного образования не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем дистанционного образования показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий дистанционного образования на большое количество обучающихся и других факторов.

Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты. —Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007. – с. 219.

Обучающийся. Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе дистанционного образования, слушателя. Для того, чтобы пройти дистанционное образование, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

НИТ (Новые информационные технологии). В системе дистанционного образования используются, преимущественно, НИТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

2. ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОНОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Методологические основы дистанционного обучения

Методологическими основами организации дистанционного обучения являются:

- гуманистическая направленность и обращенность обучения к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися накопленного социального опыта;

- открытость и индивидуальный подход в процессе организации и осуществления учебного процесса;

- централизованная структура системы ДО, состоящая из Центра на базе вуза и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов;

- организация процесса дистанционного обучения как чередующихся интервалов обучения, последний из которых преобладает во всех случаях;

- прикрепление к слушателю преподавателя-консультанта (тьютора), соединяющего в себе качества преподавателя, консультанта и менеджера;

- организация общения слушателей между собой, и с преподавателем как очно, так и дистанционно с помощью различных информационно-коммуникативных средств.

Процесс дистанционного образования несет в себе технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство. —Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. -- М., «Академия», 2010. – с. 216.

Кроме того, существует социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности обучаемого.

Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске, плакаты, видеофильмы, а также слово преподавателя.

При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

- учебные электронные издания;

- компьютерные обучающие системы;

- аудио- видеоучебные материалы;

- компьютерные сети и многое другое.

Электронные издания учебного назначения, имеют ряд положительных отличий и преимуществ, в частности:

- компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;

- гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;

- возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

- удобство пересылки по электронной почте.

Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине. —Достоинства и недостатки дистанционного обучения // «Образование: путь к успеху». - Уфа., 2010. – с. 187.

Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения и позволяют:

- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

- обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

- демонстрировать визуальную учебную информацию;

- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

- формировать умение принимать оптимальные решения;

- повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

- передать культуру познания, и др.

Аудио- и видеоучебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков СD-RОМ.

Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно. —Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2010. - №1 (2). - с. 42-54.

Таким образом, применение ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения.

Дистанционное обучение при этом получило уже новое качество - учащийся дистанционного обучения почти не ограничен пространственными, а главное - временными рамками для получения информации.

2.2. Дидактические принципы дистанционного обучения

Принципы дистанционного обучения - определенная система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах:

- ведущая роль теоретических знаний;

- единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция положительного отношения обучающихся к учебе;

подходом в обучении;

- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

при руководящей роли преподавателя;

- системность и последовательность в обучении; доступность. —Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия», 2006. – с. 276.

Из дополнительных принципов применительно к дистанционному обучению наиболее значимыми являются следующие:

1. Гуманистический – направленность обучения на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных и физических качеств.

2. Принцип целесообразности применения новых информационных технологий – новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

3. Принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного, научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому адаптировать в быстро изменяющемся мире.

4. Принцип стартового уровня образования – эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.

В последние годы создана классификация новых образовательных технологий:

1. Дистанционные технологии образования, включающие в себя организацию учебного процесса, методическое и программное обеспечение дистанционных технологий образования, организацию довузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Мультимедиа - технологии образования, включающие педагогические технологии с использованием мультимедийных учебных пособий, гипертекстовых моделей образовательных систем, Web - технологий, использование пакетов прикладных программ, электронное тестирование, рейтинговый контроль и педагогический мониторинг

Информационно - образовательная среда вузов на базе Интернет - технологий, основанная на создании информационно - образовательной среды, опирающейся на корпоративные научно - образовательные сети на базе Интернет - технологий для учебного процесса, управлении информационно - образовательной средой корпоративных информационных систем по специальностям и направлениям подготовки специалистов электронных библиотеках и массивах данных.

3.  Инновации в образовании, включающие экономику и управление инновационной деятельностью в области образования, маркетинг инновационных образовательных продуктов, управление качеством образовательных услуг в условиях конкуренции, новые средства обучения, новые образовательные технологии на базе объединения учебного и научного процессов в ВУЗе, управление объектами интеллектуальной собственности в сфере образования.

4.  Рейтинговые технологии в образовании, разрабатывающие учебно-методическое обеспечение рейтинговых технологий обучения, создающие объективный контроль знаний и умений обучающихся, методы активизации аудиторных знаний и самостоятельной работы обучающихся.

Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно, и все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное образование включает в себя комплекс образовательных услуг, представляемых обучающимся специализированную информационно - образовательную среду, базирующуюся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

За последнее десятилетие дистанционное обучение не только получило свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва – использования новых коммуникационных технологий, позволивших обеспечить постоянное взаимодействие между участниками обучения, несмотря на их географическую удаленность. —Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2010. с. 163.

Таким образом, дидактические основы и методологическая база дистанционного обучения являются достаточно неизученной, развивающейся областью педагогики. Накопленный на сегодняшний день опыт применения технологий дистанционного обучения показывает, что эффективность и целесообразность создания данной формы обучения напрямую зависит от тщательной дидактической проработки проблем курса, требований к получаемым знаниям.

2.3. Организационные основы дистанционного обучения

Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии дистанционного обучения, выявил общие (присущие всем) организационные особенности:

- непрерывность обучения;

- открытость и индивидуальный подход в осуществлении учебного процесса;

- наличие преподавателей-консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам.

Рассматривая различные варианты организации деятельности образовательных учреждений, можно выделить следующие модели дистанционного обучения:

1. Консультационная модель. Ее основной отличительной чертой является регулярное посещение студентом консультационного учебного центра. В центре студенты прослушивают лекции, встречаются с преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты оценки предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том, как и что необходимо выучить в ближайшее время. Учебный процесс контролируется в консультационном центре тьюторами.

2. Модель корреспонденции (переписки). В основе этой модели лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом, безличного контакта. Студенты получают учебные материалы, задания и вопросы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени. Затем студент посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится формальная оценка и анализ содержания ответов. —Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2010. - с. 154.

3. Модель регулируемого самообучения. Основной ее характеристикой можно назвать большую самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы. Обучение происходит с помощью задания, вопросов и структурированного материала. Качество усвоения знаний оценивается самим студентом с помощью вопросов с ключами.

4. Модель «кейс» - технологии. комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе.

На установочном занятии по каждому предмету тьютор объясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении предмета, инструктирует по организации самостоятельной работы и др. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Контролируемая самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета обычно заключительным занятием, на котором проводится экзамен. Основу комплекта средств обучения составляю бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами на СD или других носителях.

Модель кейс-технологии напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки процесса и обязательность посещения занятий. По каждой дисциплине за студентом закрепляется преподаватель-консультант (тьютор), который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия по индивидуальному графику. —Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2010. –с. 188.

5. Радиотелевизионная модель обучения. Для доставки к обучающемуся учебной информации могут использоваться телевидение, радио, радиотрансляционные городские сети. На основе этих систем проводятся установочные занятия, лекции. Консультации и экзамены реализуются обычно в очной форме. Типичная организация дистанционного обучения при такой модели включает в себя следующие этапы:

- лекционная форма обучения по радиовещанию или телевидению;

- самоподготовка по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой;

- консультации по предложенному учебному курсу;

- мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестировании;  итоговый контроль.

Такая модель находит применение в Японии, Китае, в Институте телеобразования Франции, в Центре дистанционного обучения старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения.

6. Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилию тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Экзамены (для выдачи) сертификата реализуются в очной форме или с помощью видеоконференцсвязи. —Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения. М., 2006. – с. 76.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Методологические основы организации дистанционного обучения включают в себя необходимые человеку условия для наилучшего обучения: индивидуальный подход, гуманистическую направленность, консультирование и общение;

2. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах, но существуют и дополнительные принципы применительные к дистанционному обучению;

3. С учетом организации особенностей технологии дистанционного обучения, выделяют некоторые модели дистанционного обучения.

3. Преимущества и недостатки высшего дистанционного образования

Согласно результатам проведенного опроса в США стало известно, что 60% американцев хотят получить высшее дистанционное образование. В России, как утверждают эксперты, к такому виду обучения готовы больше полутора миллионов человек.

Преимущества высшего дистанционного образования:

- гибкость. Студенты не посещают лекций, семинаров, работают в удобное время в комфортном месте;

- свобода в выборе. Студент выбирает любые курсы, рассчитывая индивидуально продолжительность занятий;

- наличие модулей в основе дистанционного обучения. Каждый курс призван создать целостную картину об определенном предмете. Из набора модулей составляется программа обучения, которая соответствует индивидуальным потребностям каждого учащегося;

- обратная связь между студентом и преподавателем – обязательный элемент процесса обучения;

- технологичность процесса. В обучении используются современные достижения IT- технологий;

- индивидуальный темп. Учиться можно столько времени, сколько требуется для освоения темы, предмета. Дистанционное обучение доступно как совмещающим работу с учебой, так и людям с ограниченными физическими возможностями;

- доступная стоимость. Цена на получение высшего дистанционного образования обычно примерно на 50% дешевле, чем на традиционные виды обучения. —Достоинства и недостатки дистанционного обучения // «Образование: путь к успеху». - Уфа., 2010. – с. 187.

Минусы дистанционного образования:

- нет «живого» общения студентов и преподавателей, которое лежит в основе традиционной формы обучения для формирования мировоззрения. Это определяет качество образования;

- плохое качество обучения. К примеру, у изучающих дистанционно иностранный язык зачастую произношение неверное;

- плохое качество связи. При дистанционной форме обучения используются как текстовые, так и графические, звуковые файлы, видеофайлы. У многих пользователей Интернет есть проблемы со скоростью получения информации, поскольку связь производится по телефонной линии. У некоторых нет доступа в Интернет или нет возможности находиться в сети необходимый отрезок времени.

Эксперты предполагают, что было бы оптимальным сочетать при изучении отдельных модулей в вузе традиционную и дистанционную форму обучения.

Любые мифы о дистанционном образовании, ирония и скептическое отношение к нему связаны с психологией. Столкновение старого с новым, привычного с непривычным, нарушение «незыблемых» традиций - все это уже многократно бывало в истории и еще будет. В странах, где подобное образование уже достаточно развито, в начале пути также были и недоверие, и скепсис, и ирония.

Люди неосознанно (или очень сознательно) пытаются совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями.

Опыт внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования России показывает, что специалисты, получившие знания, таким образом, в квалификации не уступают традиционным. —Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2010. –с. 188.

2 часть. Создание электронного учебника

Аннотация

Учебник содержит теоретический раздел, который насыщен рисунками и анимацией физических процессов, справочный раздел, в котором сведены все определения, константы, физические зависимости, размерности различных физических величин.

В учебник интегрированы модели для проведения компьютерного эксперимента, при этом обучающийся имеет возможность изменять параметры модели (массу тел, скорость, коэффициент трения и пр.) и сразу оценивать результат компьютерного эксперимента.

Виртуальные лабораторные работы позволяют более подробно изучить физические процессы, провести численные эксперименты с различными параметрами модели, найти физические зависимости. В электронный учебник интегрированы тесты и задачи для контроля знаний обучающихся, а также приведены примеры решения задач.

Многие понятия, связанные с электронным учебником, существенно изменялись в течение последних двадцати лет. Авторам данного документа неоднократно приходилось наблюдать, как в дискуссиях об ЭУ одни участники, исходя из устаревших представлений, выдвигали и отстаивали тезисы, давно ставшие очевидными для других.

В практическом плане устаревшие концепции часто приводят к созданию электронных продуктов, выдаваемых за ЭУ, но на самом деле бесполезных ровно постольку, поскольку они ЭУ не являются.

Поэтому представляется целесообразным начать изложение с уточнения основных понятий, относящихся к электронному учебнику.

Принципы, которыми руководствовались при создании электронного учебника по математике 

Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компонентытеоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по всему модулю с ответами, контрольная работа, контекстная справка (Help), исторический комментарий.

Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие «пример» имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач.

Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

Основные этапы разработки электронного учебника

1. Выбор источников.

2. Заключение договоров с авторами о праве на переработку.

3. Разработка оглавления и перечня понятий (индекса).

4. Переработка текстов в модули по разделам и создание Help.

5. Реализация гипертекста в электронной форме.

6. Разработка компьютерной поддержки.

7. Отбор материала для мультимедийного воплощения.

8. Разработка звукового сопровождения.

9. Реализация звукового сопровождения.

10. Подготовка материала для визуализации.

11. Визуализация материала.

Методические рекомендации по разработке электронного учебника

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ для решения математических задач (правила набора математических выражений и взаимодействия с ИЯ).

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой ЭУ может распространяться на коммерческой основе.

Интеллектуальное ядро целесообразно сделать так, чтобы его можно было заменять на более мощный компьютерный пакет типа DERIVE, Reduce, MuPAD, Maple V и т.п.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом этапе На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).

 

Подготовка электронного учебника к эксплуатации 

Содержанием этого этапа работы являются:

- тестирование;

- написание инструкций по эксплуатации;

- разработка методического обеспечения;

- подготовка материалов для регистрации и получения грифа Минобразования;

- регистрация в РосАПО и получение грифа Минобразования.

Получение грифа осуществляется в два этапа:

На первом этапе специализированной секцией Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям (ФЭС) проводится научно–техническая экспертиза (платная) и составляется экспертное заключение, утверждаемое ФЭС.

На втором этапе на основе экспертного заключения Министерством образования РФ принимается решение;

Защита и распространение электронного учебника.

Вопросы защиты ЭУ от нелегального копирования требуют специального решения в каждом конкретном случае, в зависимости от условий финансирования его разработки и порядка распространения. Эти вопросы требуют специального изучения.

Методическое обеспечение электронного учебника

Если создание электронного учебника не будет сопровождаться разработкой надлежащих методических материалов, затраченные силы и средства пропадут даром, поскольку тогда электронный учебник не будет воспринят системой образования. Поэтому методическое обеспечение ЭИ имеет принципиальное значение для успеха проекта в целом. Исходя из этого, мы уделяем данному вопросу особое место.

Реформа образования требует создания таких УЭИ, наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду для учащихся и преподавателей, в аудитории и дома. Здесь уместно провести параллель с реформой европейского образования, связанной с изобретением книгопечатании.

Аналогично, для успешной реформы современного образования необходимо сделать новые источники информации (в частности, УЭИ одинаково доступными для всех. Однако в данном случае именно преподаватели зачастую оказываются в худшем положении по сравнению со студентами, так как они по ряду причин объективного и субъективного характера меньше привыкли к работе с компьютером и меньше готовы к восприятию новых технологий в образовании.

Очевидно, что с появлением и совершенствованием различных УЭИ должны принципиально измениться учебные программы и планы лекций и практических занятий, а также роль преподавателя в учебном процессе.

Важно понять, что если ЭУ и ЭУП будут разработаны в соответствии с принципами, изложенными выше, то можно будет считать компьютеризацию математического образования состоявшейся. По разным причинам, и не только материального характера, никогда не будет так, чтобы компьютеры были в каждом доме, в каждой аудитории и в каждой комнате общежития. Это не только невозможно, но и, как будет показано ниже, не нужно.

Однако даже самые лучшие электронные средства обучения осядут мертвым грузом на компьютерах, если их использование не будет методически обеспечено, если не будет создано компьютерное учебно–информационное пространство, единое для преподавателей и учащихся.

Успешная компьютеризация образования зависит не от количества компьютеров, а от качества средств обучения и методического обеспечения их использования (здесь уместно вспомнить термин «внедрение»).

Отсутствие полного комплекса методических материалов, а также удобных и эффективных форм повышения квалификации, оперативной и полной информации о появлении и содержании новых компьютерных учебных пакетов, вынуждают преподавателя не только не использовать в своей профессиональной деятельности достижений компьютеризации, но иногда даже запрещать студентам использовать компьютер при выполнении домашних заданий и типовых расчетов.

При решении дифференциальных уравнений после вычислений (иногда довольно громоздких) всех интегралов студент совершенно не представляет, что ему делать с найденным решением (построить график, исследовать поведение при t ® ¥, рассмотреть вопросы устойчивости, ...). Список таких примеров можно продолжить.

Кроме того, многие важные разделы современной математики (качественная теория дифференциальных уравнений, элементы функционального анализа, случайные процессы, прикладная математическая статистика, теория принятия решений и т.д.) не изучаются вовсе, часто только на лекциях без поддержки на практических занятиях и без домашних заданий, и следовательно, быстро стираются из памяти учащегося и не могут быть использованы при изучении других дисциплин, как естественно–научных и общетехнических, так и профилирующих, не говоря уже о профессиональной деятельности будущего выпускника (ср. с «выживаемостью» школьных знаний). В результате недостаточности и короткой «выживаемости» математических знаний программы специальных дисциплин пестрят доморощенными «методами» решения стандартных математических задач. 

Требования к современному методическому обеспечению

Прежде чем перейти к описанию содержательной части методического обеспечения математического образования, попытаемся сформулировать некоторые положения, без выполнения которых принципиально изменить содержание и форму математического образования и превратить его в образование 21-го века, на наш взгляд, невозможно: 

Каждое занятие в соответствии со стандартными программами должно быть оснащено методической разработкой, не зависящей от того проходит ли занятие в компьютерном классе или в обычной аудитории (изменится лишь соотношение вопросов и задач, рассмотренных в аудитории, и заданных на дом). Это возможно, если учесть, что компьютерная среда в компьютерном классе и на домашнем компьютере одна и та же.. Преподаватель за компьютер не садится — он ведет занятие по математике, а компьютеры служат лишь подспорьем, позволяющем сэкономить время и сделать работу более эффективной: решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера.

При чтении лекций и проведении занятий в обычной аудитории преподаватель учитывает наличие у всех студентов электронного учебника и других компьютерных пособий (на домашнем компьютере или в специальных аудиториях, оборудованных для самостоятельной работы студентов) и, следовательно, имеет возможность ограничиться наиболее существенными вопросами, а остальное передать студентам для самостоятельного изучения.

В компьютерных классах очень удобно проводить контрольные работы. Учитывая экономию времени, которое студенты тратят на решение задач с помощью компьютера, можно контрольную работу провести за половину занятия, разделив группу пополам и проводя параллельно занятие (с одной частью группы) и контрольную работу (с другой частью), причем компьютер выдает результаты контрольной немедленно.

Очень важно, что преподаватель сам вызывает нужную ему контрольную работу в необходимом количестве вариантов и выбирает уровень ее сложности (группу также можно разделить по уровню подготовки).

 

Содержание методического комплекса

Новые планы лекций и практических занятий, разработанные с учетом компьютерной поддержки.

Методические пособия (печатные и электронные), содержащие подробные рекомендации по каждому занятию.

Подробная информация о наличии, содержании и возможностях компьютерных пакетов учебного назначения вместе с методическими рекомендациями по их использованию в аудитории, при выдаче домашних заданий и проведении контрольных мероприятий.

Аппаратное и программное обеспечение разработки электронного учебника Роль оболочек теперь может выполнить пакет Microsoft Office. Прямое программирование требуется для его связи с какой–нибудь имеющейся системой символьной математики, а также для разработки новой системы символьной математики. Для программирования необходим пакет Delphi. Все методическое содержание может быть подготовлено в печатном виде.

Для быстрого представления печатных материалов в электронной форме необходим сканнер и пакет Fine Reader. Для ускорения работы очень полезен микрофон и пакет распознавания речи DragonDictate (в русской версии Комбат).

Все программное обеспечение должно быть лицензионным.

Общая стоимость аппаратного и программного обеспечения разработки ЭУ на одно рабочее место составляет около 1200 долларов (без стоимости компьютера и принтера).

Компьютер должен иметь очень хороший монитор и мощный системный блок с полным набором мультимедийных компонент. Стоимость таких компьютеров сейчас составляет около 1000 долларов.

Для работы группы необходим профессиональный лазерный черно–белый принтер и среднего класса копировальный аппарат. Стоимость этих аппаратов составит 800–900 долларов.

Достаточно прогрессивным форматом для создания электронных учебников, справочных систем и пр. является формат CHM (формат справочной системы, разработанный корпорацией Microsoft).

Электронный учебник должен разрабатываться для его использования на компьютерах среднего класса. Требуется только, чтобы на компьютере был установлен MS Word и PowerPoint.

Возможность воспроизведения звуковых файлов желательна.

Заключение

Таким образом,видовым отличием дистанционного образования от других форм образования, прежде всего, от очного образования и самообразования, является способ получения образования через опосредованную/на расстоянии интерактивную коммуникацию, при этом конкретные средства, каналы и технологии такой коммуникации не носят характера критического признака дистанционного образования. Их набор не может быть определен раз и навсегда, он варьируется и включает в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях.

Около 1000 центров дистанционного образования во всем мире 15 миллионов студентов (13-14% от общего числа) Содействие развитию ДО определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза.

Форма (характер, способ) интерактивной образовательной коммуникации, по разному называемая в разных нормативных документах («форма получения образования», «форма освоения образовательных программ» в Законе РФ «Об образовании», «форма (способ) предоставления» («Modality of provision» - в Revised version II. ISCED (1996) ЮНЕСКО), представляет собой тип видового отличия, или обособления различных форм образования в пределах понятия «образование» - классификационную переменную.

Образование на расстоянии, предполагающее опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим. Если дистанционное образование может быть рассмотрено как образование на расстоянии, оно вообще не нуждается в определении.

Одним из важнейших для дистанционного обучения инструментов является система управления обучением – LMS, Learning Management System. Это специальный программный продукт, который предназначен для управления электронными курсами.

С помощью LMS курсы можно хранить, составлять расписание, следить, кто и когда ими пользуется, обсуждать обучение, оценивать его результаты, и так далее. Сейчас существуют буквально сотни различных, платных и открытых, LMS, так что вы всегда сможете выбрать именно такой продукт, который вам понравится. Кроме того, часто используются LCMS – системы управления учебным контентом.

Теорию дистанционного обучения можно представить себе как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение   образовательного процесса в системе дистанционного обучения.

С формальной точки зрения теория дистанционного обучения как высшая самая развитая форма организации обобщенного достоверного научного знания представлена как система, которая  описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих объекта теории,   в нашем случае системы образования.

Структурными элементами теории являются: предмет теории,  термины и понятия, категории, методы исследования, функции, принципы и др. 

Возникший в настоящее время интерес общества к технологиям дистанционного образования объясняется скорее не новыми потребностями человека, а техническими и технологическими достижениями в области переработки информации, которые позволяют децентрализовать процессы представления знаний субъектам обучения, отделив их от процессов накопления, структуризации и хранения информации, осуществляемых научными работниками и преподавателями.

Факторы и  примеры дистанционного образования показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014 №145-ФЗ).

2. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007. – с. 219.

3.Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во «Корифей», 2011. – с. 170.

4.Абакумова Н.Н. Педагогические условия разработки и реализации технологии дистанционного обучения: (На материале обучающей программы): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2010. – с. 20.

5. Абрамов С.М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения: На примере негосударственного гуманитарного вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Екатеринбург,                              2010. – с. 250.

6. Белов М.А. Автоматизированная разработка специализированной программной структуры системы дистанционного обучения: автореф. дис. канд. техн. наук: 05.13.01. Дубна, 2004. – с. 23.

7. Белый В.В. Педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса «педагогический университет – колледж»: Историко-педагогический аспект: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д, 2010. – с. 137.

8. Галченкова И.С. Адаптация учащихся и студентов к использованию информационных технологий в дистанционном образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Смоленск, 2011. – с.18.

9. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения. М.,                         2006. – с. 76.

10. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // «Образование: путь к успеху». - Уфа., 2010. – с. 187.

11. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – с. 167.

12. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион»,                                      2010. –с. 188.

13.Лобачев, С.Л., Попов, А.Э.Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Шахты.: ЮРГУЭС, 2010. – с. 90. 

14. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2010. - с. 154.

15. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия»,                                2006. – с. 276.

16. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. -- М., «Академия», 2010. – с. 216.

17. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2010. - с. 163.

ГЛОССАРИЙ

Асинхронное обучение  – формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу не одновременно со всеми, а в удобное для него время. Обмен сообщениями происходит путем их взаимной пересылки, например, по электронной почте.

База данных (БД)  – поименованная, целостная, взаимосвязанная, единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных; это – упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ.

База знаний (БЗ)  – формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Видеоконференция  – форма работы пользователей сети в режиме их видеосвязи с помощью программ типа NetMeeting, CU-SeeMe, iVisit.

Виртуальная аудитория  – множество удаленных друг от друга рабочих мест обучаемых и преподавателей, объединенных при помощи телекоммуникаций и сетевых компьютерных технологий для осуществления учебных процедур при изучении определенного курса и взаимодействия друг с другом.

Гипермедиа  – структура, содержащая текст, аудио- и видеофрагменты, соединенные ссылками в соответствии с логикой сюжета.

Данные  – представление информации в формализованном виде, удобном для пересылки, сбора, хранения и обработки.

Дистанционное образование  – педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Дистанционное обучение  – целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени.

Дистанционные образовательные технологии  – система средств, методов и форм обучения, предполагающих постоянное воспроизводимые формализованное представление, передачу и контроль знаний.

Заочное обучение  – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью (без отрыва от производства), предполагающая самостоятельное изучение отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнения контрольных заданий, проверяемых преподавателем, и очную фазу – экзаменационно-лабораторную сессию.

Инструментальные средства сетевого обучения  – (иногда их называют программные комплексы, интегральные среды разработки и использования сетевых курсов, системы автоматизированного проектирования сетевых ресурсов, программные среды или просто оболочки) предоставляют возможность преподавателю интегрировать отдельные фрагменты информации и конструировать такие учебные курсы, которые позволяют изучать как отдельные вопросы, так и его разделы; обеспечивают административную среду, в которой легко управлять индивидуальными курсами (архивацией старых и открытием новых) и их каталогами, регистрацией, синхронными событиями, расписаниями и записями о студентах; поддерживают доступ к личным делам студентов и распределенным образовательным ресурсам через стандартные форматы, методы и правила.

Интернет (Internet)  – глобальная (всемирная) система компьютерных сетей, использующих для взаимодействия стандартные протоколы TCP/IP. Протокол TCP (Transfer Control Protocol) описывает, каким образом два подключенных к сети компьютера могут установить связь друг с другом с подтверждением этой связи. Протокол IP (Internet Protocol) описывает, как подключенный к сети компьютер должен разбивать данные на пакеты для передачи по сети и каким образом эти пакеты должны адресоваться, чтобы их можно было доставить по месту назначения.

Интернет курсы  – учебные курсы, ориентированные на использование Интернет как для передачи учебно-методических материалов, так и для контактов между студентами и преподавателями.

Интернет-обучение  – обучение, при котором студенты связаны с источником информации, с преподавателем или друг с другом через компьютерную сеть Интернет.

Интернет-технологии  – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью.

Информационно-образовательная среда  – это программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса в среде Интернет, независимых от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности учебных заведений.

Информационное общество  – общество, где основным предметом труда большей части общества является информация и знания, а орудием труда – информационные технологии.

Информационные образовательные технологии  – тип информационных технологий, в котором объектами описания, обработки и представления являются знания о той или иной предметной области.

Информационные технологии  – совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами; это – совокупность действий и формальных процедур, участие в которой принимают люди, вычислительные машины и данные (информация) об объектах или процессах, обработка и представление которых в заданной форме и является целью реализации конкретной информационной технологии.

Мультимедийные учебные материалы  – учебные материалы, включающие тексты, аудио-, видео- и анимационные элементы.

Новые информационные технологии (НИТ)  - технологии, базирующиеся на компьютерных и телекоммуникационных средствах.

Открытое образование (система)  – совокупность учебно-методических, технических, информационных ресурсов и организационных мероприятий, реализующая принципы открытого образования.

Педагогическая система  – абстрактная инвариантная модель педагогических процессов, определяющая систему взаимоотношений на множестве педагогических объектов (цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы обучения, средства обучения, формы обучения).

Провайдер ДО  – учебное заведение, предлагающее пройти обучение или создающее возможность прохождения обучения в других учебных заведениях для получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Профессорско-преподавательский состав системы ДО  – преподаватели, проживающие и работающие в территориально различных местах, организационно и методически объединенных через учебные центры и ведущих в них учебный процесс на основании заключенных с ними договоров.

Распределенная электронная библиотека  – средство накопления, хранения и распространения информационных и методических ресурсов, поддерживаемое территориально удаленными поставщиками информации, доступные любому пользователю сети Интернет, включающие в себя библиографические описания информационных ресурсов, полнотекстовые электронные документы, мультимедийные документы, обучающие программы, программы тестирования знаний, базы научно-технической информации и т.п.

Рейтинг  – суммируемые оценочные результаты текущего, промежуточного и итогового контроля

Свободное («открытое») обучение  (англ. open learning) – форма организации процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, места, продолжительности, цены, вида, форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования.

Сетевая технология обучения  – информационная технология, базирующаяся на использовании сети Интернет в процессе создания, передачи и контроля усвоения знаний, взаимодействия между преподавателями и обучаемыми, а также администратором сети.

Сетевой курс  – система представления знаний, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего представление теоретического материала, обеспечение тренировочной учебной деятельности и контроля усвоения знаний, информационно-поисковую деятельность.

Сетевой этикет (сетикет)  – правила поведения при работе в сети Интернет/Интранет.

Сетевые технологии ДО  – технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет (или Интранет) как для обеспечения студентов информационными и учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Система дистанционного обучения (СДО)  – совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.

Тестирование  – форма контроля знаний с помощью аппаратно-программных средств тестирования и заложенных в них тестов в режимах on-line и off-line. Тестирование проводится по т.н. педагогическому сценарию, определяющему группы вопросов, включенные в тест, сроки тестирования и другие параметры.

Тьютор  – сертифицированный базовым учебным заведением преподаватель-консультант (инструктор, наставник) или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессам в рамках конкретной учебной программы.

Центр дистанционного обучения (Центр ДО)  – отдельное подразделение вуза или нескольких вузов, представительство или филиал образовательного учреждения или учреждений, осуществляющее административную, учебно-методическую, информационную и техническую поддержку процесса дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в России и за рубежом на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Дистанционное обучение - «Плюсы» и «Минусы»

2. История развития рекламы в России и за рубежом

3. Сервис в России и за рубежом, на примере туризма

4. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

5. Государственное регулирование в сфере здравоохранения в России и за рубежом

6. Валютные операции коммерческих банков, в России и за рубежом

7. Управление транспортом и транспортной логистикой в России и за рубежом

8. Сравнительный анализ организации кампаний по связям с общественностью в России и за рубежом

9. Стратегия продвижения компании ООО «Квантрон» на рынке автомобильного топлива в России и за рубежом

10. Сравнение положения кредитования в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом