Новости

Прикладное социологическое исследование на тему «Адаптация студентов к вузовской жизни»

Работа добавлена:






Прикладное социологическое исследование на тему «Адаптация студентов к вузовской жизни» на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….3

1.Теоретические основы процесса адаптации студентов к вузовской жизни

1.1 Понятие и сущность социальной адаптации………………………………..7

1.2 Особенности обучения в высшем учебном заведении……………………13

1.3 Проблемы и показатели социальной адаптации студентов к вузовской жизни……………………………………………………………………………..20

2.Прикладное социологическое исследование на тему «Адаптация студентов к вузовской жизни»

2.1 Программа прикладного социологического исследования……………….25

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованных источников…………………………………………..37

Приложение А. Бланк анкеты……………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Начальный период обучения в вузе очень важен для личностного и профессионального становления будущего специалиста. На сегодня остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов в вузе. Во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы, которую не все студенты осознают. Это значимая социальная роль – студенчество. Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе. В большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателями и т. д. В-третьих, вузовское обучение, особенно в негуманитарных университетах или институтах имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением. В стороне остаются ценностные аспекты человеческой деятельности. Кроме того, процесс социально-психологической адаптации осложняется такими факторами, как наличие большого количества свободного времени, не контролируемого ни преподавателями, ни родителями; возможность самостоятельно выбирать и посещать спецкурсы (по выбору); «пестрота» и многоплановость студенческой жизни и т. д.[17,с.10].

Чем студент успешнее адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с очередным этапом социально-психологической адаптации.

В научной литературе вопросы социально-психологической адаптации изучались на протяжении XX века и продолжают изучаться. Анализ психологических исследований адаптации личности демонстрирует неоднозначность понятий и разнообразие методологических подходов к решению данной проблемы. Большинство авторов, среди них Ф. Б. Березин, В. В. Гриценко, А. Н. Жмыриков, Ю. А. Клейберг, П. С. Кузнецов, Е. В. Маркова и др., отмечают, что социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия личности и  окружающей среды, в результате которого происходят внутриличностные изменения, отражающиеся на взаимодействии индивида с окружающей средой. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение определённых социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой  социальной ситуацией[5,с.131].

Многие авторы считают студенческий этап жизни человека важным в развитии личности, так как именно с ним связаны важнейшие моменты социального развития и профессионального становления. Этим аспектам большое внимание в своих работах уделяли К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, О. Г. Власова, JI. C. Грановская, И. А. Зимняя и др. Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов.

Студенчество, являясь составной частью молодёжи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. А сельское студенчество представляет собой особую группу в плане становления личности, что было отмечено в исследованиях Р. П. Ивановой, JI. A. Корнажевской.

Одной из важнейших задач высшей школы сегодня становится формирование готовности будущих специалистов к самообучению и проявлению творческой активности (Н. В. Григорьева). Процесс самообучения касается также углубленного внутреннего познания, связанного с обучением стратегии активной саморегуляции. Современная молодёжь занимает активную жизненную позицию, что заставляет её быть в эпицентре политической, социальной и экономической жизни страны. Проблема активности субъекта – это проблема взаимоотношений, взаимодействий человека и мира, субъекта и объекта, что отражено в исследованиях М. М. Главатских.

Процесс адаптации молодёжи в стенах вузов привлекает к себе внимание многих исследователей. Большинство исследователей (М. П. Будякина, И. О. Васильев, Г. Д. Долинская и др.) выделяют два ведущих аспекта адаптации:

– профессиональный – овладение знаниями, умениями и навыками;

– социально-психологический – благополучное вхождение в коллектив, адаптация к его нормам и  ценностям[5,с.132].

Обстоятельства, изложенные выше, обусловили выбор темы  исследования «Адаптация студентов к вузовской жизни».

Цель исследования – изучить особенности адаптации студентов первокурсников к вузовской жизни.

Объект исследования: студенты 1 курса очной формы обучения Тверского государственного технического университета.

Предмет исследования: особенности адаптации студентов первокурсников к вузовской жизни.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия социальной адаптации.

3. Дать характеристику особенностей обучения в вузе.

4. Изучить проблемы и показатели социальной адаптации студентов к вузовской жизни.

5. Провести прикладное социологическое исследование на тему «Адаптация студентов к вузовской жизни».

Гипотезы исследования:

1. В своем большинстве первокурсники оценивают процесс адаптации к обучению в вузе как недолгий и нетрудный.

2. В своем большинстве первокурсники легко адаптировались в рейтинговой системе оценки знаний, применяемой в вузе.

3. В большинстве своем мотивом посещения любимых аудиторных и практических занятий является желание получить новую информацию и расширить свои знания;

4. В большинстве своем первокурсники считают, что сложнее всего привыкнуть к форме проведения учебных занятий в вузе.

5. В большинстве своем первокурсники считают, что процессу адаптации из внешней среды ничто не может помочь и все зависит от самого первокурсника.

Экспериментальная база исследования: Тверской государственный технический университет факультеты: Природопользования и инженерной экологии, Химико-технологический, Машиностроительный, Управления и социальных коммуникаций.

Выборочная совокупность: студенты 1 курса в количестве  100 человек (20% девушек, 80% юношей). Тип выборочной совокупности – стратифицированная (по факультетам).

Методы исследования:

-теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы;

-практические: анкетный опрос.

Структура курсовой работы: курсовая работа представлена введением, главой 1, в которой рассмотрены теоретические основы  процесса адаптации студентов к вузовской жизни, главой 2 практической, в которой представлено прикладное социологическое исследование на тему «Адаптация студентов к вузовской жизни», заключением, списком использованных источников, приложением.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОЙ ЖИЗНИ

1.1 Понятие и сущность социальной адаптации

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Адаптация (от латинского аdaptatio – приспособлять) – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям среды[7,с.17]. Введенное в 1865 году Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств[6,с. 56].Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование адекватного самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими[7,с.18]. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальные общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а так же форм предметной деятельности (направление способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей) [7,с.19].

Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремятся воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Показатели успешной социальной адаптации – высокий социальный статус индивида в данной среде, а так же его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и её наиболее важными для него элементами (направленная удовлетворенность работой и её условиями, её содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющиеся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и индивида [13,с.26]. Чем сложнее новая среда (направлено больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация. Примером сложной для адаптации ситуации может служить социальная среда города в условиях быстрой урбанизации. Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст.

В условиях ускорения социально-экономического развития нашего общества проблема социальной адаптации приобретает особую актуальность. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации [13,с.28].

Таким образом, социальная адаптация -  это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. Такие как: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Понятие «адаптация», само по себе, является выразителем явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей средой, и, естественно, что понятия социальная среда и личность неразрывно связаны между собой [15,с.89]. Причем в процесс взаимодействия с социальной средой необходимо включать и природную среду. И это обуславливается тем, что человек-существо биосоциальное, воздействуя на природу, он познает мир, самого себя, и это приводит к осознанию его места в нем, ведет к преобразованию окружающей действительности.

В структурном плане внешняя среда представляет собой систему взаимосвязанных между собой сфер (подсистем): природно-климатическая, эргономическая (характер и условия различных видов человеческой деятельности, быта и т.п.), макросоциальная (совокупность и характер больших социальных общностей – общественные слои, организации, классы, общество в целом), микросоциальная (совокупность и характер определенных факторов, взаимодействующих с человеком, с малой группой в процессе их жизни и практической деятельности) [15,с.101].

Адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей. Во-первых, процесс приспособления к ней характеризуется активным участием сознания, хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом; во-вторых, по отношению к людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиально иной характер; природа оказывается его произведением и его действительностью; в-третьих, человек не только пассивно воспринимает результаты адаптации, но и в состоянии целенаправленно изменять их в соответствиями с социальными условиями; в-четвертых, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов [11,с.12].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная адаптация человека к обществу – восприятие норм поведения этим человеком в соответствии с требованиями моральных принципов, вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным условиям.

Процесс социальной адаптации личности имеет многоплановый характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого явления в ракурсе трех структурных уровней: общества (макросреда), социальной группы (микросреда); самого индивидуума (внутриличностная адаптация). Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по-разному влияет или подталкивает личность к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени; формы и характер адаптации, мотивы и результаты действия личности во многом определяются уровнем развития общества. Но эта заданность во многом изменяется под воздействием личности, способной пойти против устоявшихся традиций и норм данного общества, определенного коллектива и т.д. [20,с.6].

Структура общества (макросреда) – этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. Выявление соотношений личности и общества позволит, например, органам социальной защиты населения выявить несовершенство социальной политики в какой-нибудь сфере жизнедеятельности и направить ее в необходимое русло.

Социальная группа (микросреда) – изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.). Поставить правильный социальный диагноз и решить назревшую проблему.

Индивидуальная (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации или привести к конформистской позиции.

Система социальной адаптации включает в себе производственную (профессиональную), бытовую и досуговую адаптацию.

Производственная (профессиональная) адаптация – в ходе трудовой деятельности личности развиваются такие качества, как трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества. Достижение высоких профессиональных качеств во многом позволяет человеку стать личностью, быть полноценно адаптированным в производственной среде. Здесь же решается проблема профессиональной адаптации, которая включает в себя два этапа: подготовительный и непосредственный [20,с.6].

На подготовительном этапе важно учитывать биологические, физиологические и психологические элементы развития организма, способность его приспосабливаться к производственной среде и режиму труда. Важнейшим условием профессионального роста является система выявления способностей к будущей работе, учет призвания, мобильность, готовность к самотворчеству. Основной этап адаптации к будущей профессии начинается непосредственно на производстве. Здесь многое зависит от роли наставника, морально-психологического климата коллектива, от активной позиции самого человека на производстве и т.д.

В целом производственная (профессиональная) адаптация – важнейший фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития. И здесь широкое поле деятельности для социальных работников различных профилей, умеющих создать благоприятную атмосферу в раскрытии потенциальных возможностей человека.

Бытовая адаптация решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, отношения с родственниками, соседями, знакомыми и т.д.

Досуговая адаптация – предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства. Поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами по работе, в быту является индикатором нормальной адаптированности [18,с.89].

Таким образом, любой вид социальной адаптации личности требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов социальной работы различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития. Так же, добавим, что современная стадия развития современного общества показывает, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим, духовным и собственно социальным сторонам бытия. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

1.2 Особенности обучения в высшем учебном заведении

Организация образования, дающая высшее профессиональное образование, именуется высшим учебным заведением. Главной задачей высших учебных заведений является реализация образовательно-профессиональных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [16,с.23].

Приоритетными задачами высших учебных заведений являются:

-развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;

-воспитание гражданственности и патриотизма;

-подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;

-приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории, обычаев и традиций;

-внедрение новых технологий обучения, информатизация высшего профессионального образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети[16,с.34].

Статус высшего учебного заведения (тип, вид) и его наименование определяются учредителями с учетом квалификационных требований и отражаются в Уставе вуза.

Учеба в вузе  напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным и давал желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:

-правильно ставить перед собой цели и задачи;

-сохранять физическое здоровье;

-поддерживать оптимальный психологический настрой;

-правильно распределять время и планировать свою работу;

-овладевать навыками работы с книгой;

-учиться вести записи;

-учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением;

-максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;

-приобретать навыки научно-исследовательской работы;

-овладевать культурой речи и общения.

Обучение в университете состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с сокурсниками [12,с.145].

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих.

1. Дидактические:

а) Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти – десяти школьных уроков.

Б) Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.).

в) Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме.

Г) Отсутствие навыков самостоятельной работы. В какой-то степени эти навыки, конечно, приобретаются на первых курсах, но длительным и неэффективным путем проб и ошибок.

Д) Неподготовленность, обусловленная обучением, предшествующим вузовскому (например, в сельской школе), или большим перерывом в учебе [11,с.33].

2. Социально-психологические:

а) Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно.

Б) Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания.

В) Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные:

а) Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью).

Б) Неумение увидеть направленность процесса обучения, непонимание того, что формирование будущего специалиста начинается с первого дня обучения [11,с.35].

Эти трудности обычно относят к периоду адаптации (привыкания) студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

Одной из объективных предпосылок все возрастающей сложности обучения является, так называемый информационный взрыв – следствие научно-технической революции. Общественный прогресс приводит к ускоренному росту объема информации.

В результате в учебные программы вузов вводится все больше нового материала. А ведь возможности человеческого восприятия не безграничны. Студент жалуется на неуспевание, и он действительно не успевает. Информационные перегрузки становятся иногда причиной стрессов, психических срывов, нервного истощения. Самым заинтересованным лицом в вопросе преодоления трудностей обучения был и остается сам студент. Именно он, начиная с первого дня учебы, вынужден искать конкретные пути к преодолению информационного барьера, практически решать для себя вопрос о том, как справиться с учебной программой за семестр, курс, несколько курсов, за все время обучения в вузе, не став при этом ни язвенником, ни неврастеником, ни научным сектантом-затворником, ни «узкокоридорным специалистом», неспособным перестроиться в рыночной экономике.

Студенческий возраст (18—25 лет) представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [17,с.21].

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые есть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности[17,с.24].

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основной формой обучения для студенчества является знаково-контекстное (А.А. Вербицкий).

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи.

Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе.

Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию[19,с.78].

Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации. Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами.

Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации[19,с.102].

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной. Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала). Так, по данным В.Т. Лисовского, умели выступать перед аудиторией только 28,8% студентов, вести спор 18,6%, давать аналитическую оценку проблем 16,3%. На материале конкретного социологического исследования было показано, что только 37,5% студентов стремились хорошо учиться, 53,6% не всегда старались, а 8% не стремились вообще к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремился хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не шла хорошо [8,с.111]. При изменении в последнее десятилетие количественных показателей этих умений и отношения к учебе в целом общая картина их неполной сформированности остается.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире.

Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.

Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что адаптация студентов к условиям обучения в вузах имеет свою специфику. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.

1.3 Проблемы и показатели социальной адаптации студентов к вузовской жизни

Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами. Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер[9,с.84]. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.

В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую[3,с.56]. Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения. Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма студента в условиях обучения на протяжении осенних и весенних семестров и во время летней практики. Физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель).

Биологическая адаптация человека – эволюционно возникшее приспособление организма человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей органа, функции или всего организма к изменяющимся условиям среды[3,с.59]. Процесс адаптации развивается на основе взаимодействия регуляторных систем, а их нарушения приводят к функциональным и органическим изменениям в организме. Даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызвать серьёзные сдвиги в состоянии здоровья. Снижение адаптационных возможностей организма считается фактором риска высокой заболеваемости. Период адаптации студентов, связанный с ломкой прежних стереотипов, на первых порах может обусловить низкую успеваемость и затруднения в общении. Многолетний привычный рабочий стереотип в своей основе имеет психофизиологическое явление по И.П.Павлову – динамический стереотип, разрушение которого приводит к нервным срывам, к стрессовым реакциям. У одних студентов формирование нового стереотипа происходит скачкообразно, а у других – равномерно. Эта перестройка связана с особенностями высшей нервной деятельности (ВНД) и с социальными факторами, имеющими решающее значение. На основе индивидуальных особенностей студентов строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения. Это даёт возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным, избежать развитие дезадаптационного синдрома.

Социальная адаптация студентов делится на:

а) профессиональную адаптацию,

б) социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе[5,с.133].

Социально-психологическая адаптация – это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

В процессе адаптации студенты испытывают следующие основные трудности:

-неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

-неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;

-поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- неустроенность быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие;

-отсутствие общеучебных умений – выступать перед аудиторией, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.

Процесс адаптации сопровождается:

-Повышенным уровнем тревоги;

-Агрессивным поведением;

-Неуверенным поведением;

-Соперничеством в группе;

-Конфликтным поведением.

При работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни[5,с.134]:

-знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;

-изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;

-консультативная помощь психолога;

-помощь кураторов в организации академической группы в целом;

-помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

Показателями социальной адаптации являются:

– на уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры (группа, факультет, университет);

– на уровне университета: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, профком, центр культуры, музеи и др.); знание руководства факультета, кафедр.

Показателями учебной адаптации являются:

-ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах;

-умение пользоваться библиотекой, электронным каталогом, информационными образовательными ресурсами;

-наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т.д.).

Показателями результативности реализации психолого-образовательного сопровождения студентов младших курсов должны стать следующие критерии.

На уровне группы:

– низкий процент «отсева» студентов;

– академическая успеваемость;

– сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы;

– отсутствие конфликтов.

На уровне отдельного студента:

– определенность с научным направлением;

– определенность с научным руководителем;

– овладение навыками оформления курсовой работы;

– участие в делах группы, факультета;

– овладение навыками самопрезентации;

– готовность к осознанному и самостоятельному построению образовательной траектории[4,с.104].

Многофакторная детерминированность адаптации студентов к воспитательно-образовательной среде вуза, обуславливает необходимость педагогического управления этим процессом. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра. Успешно сданная первая сессия позволяет предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно.

Для успешной адаптации необходимым является также проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель – создавать для этого условия.

Таким образом, эффективность обучения в вузе зависит от степени адаптации студентов – профессиональной и социально-психологической.

2.ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОЙ ЖИЗНИ»

2.1 Программа прикладного социологического исследования

Тема. Адаптация студентов к вузовской жизни.

Актуальность. Обучение в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза. Сейчас, в соответствии с Болонской конвенцией, осуществляется переход на новейшие модели обучения, существенно меняются учебные планы, формы организации занятий, критерии оценивания знаний, внедряются новые педагогические технологии и стандарты образования.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием. В вузах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, поступление в учебное заведение у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, отсутствием референтной группы, напряженностью и жестким режимом обучения. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.

Поэтому начальный этап обучения в высшем учебном заведении связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента.

Таким образом, изучение особенностей процесса адаптации студентов к вузовской жизни является актуальной задачей.

Проблема. Вхождение в новую среду жизнедеятельности, предъявление ею требований к адаптантам провоцирует кризисы адаптации, негативно сказывающиеся на учебном процессе и успеваемости студентов первокурсников.

Цель прикладного исследования: изучить особенности адаптации студентов первокурсников к вузовской жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить степень адаптации студентов первокурсников к системе обучения в вузе;

- выявить восприятие студентами первокурсниками нового подхода к оценке их знаний, связанного с бально-рейтинговой системой оценки знаний;

- выявить ведущий мотив посещения аудиторных и практических занятий;

- выявить, к чему сложнее всего привыкнуть студентам первокурсникам в студенческой жизни;

-  выявить, что, по мнению, студентов первокурсников могло помочь процессу адаптации;

- выявить роль куратора в студенческой жизни первокурсника;

- выявить степень удовлетворенности студентами первокурсниками организацией учебного процесса, качеством преподавания, обеспеченностью учебно-методической литературой, отношениями с преподавателями и в группе и т.д.

Объект исследования: студенты 1 курса очной формы обучения Тверского государственного технического университета факультеты: Природопользования и инженерной экологии, Химико-технологический, Машиностроительный, Управления и социальных коммуникаций.

Предмет исследования: особенности адаптации студентов первокурсников к вузовской жизни.

Операционализация.

Семантическая операционализация.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование адекватного самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная адаптация студентов делится на:

а) профессиональную адаптацию,

б) социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.

Социально-психологическая адаптация – это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

Адаптация первокурсника к студенческой жизни – процесс включения первокурсника в студенческую жизнь, привыкания его к микроклимату учебной группы, форме проведения учебных занятий, определенной учебной нагрузке, процесс психологического включения в атмосферу студенческой жизни.

Дезадаптированность, расстройство адаптации – состояние, которое проявляется следующими симптомами:

- депрессивное настроение, тревога, беспокойство;

- чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней;

- некоторое снижение продуктивности в повседневных делах;

- склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.

Структурная операционализация.

Показателями социальной адаптации являются:

– на уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры (группа, факультет, университет);

– на уровне университета: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, профком, центр культуры, музеи и др.); знание руководства факультета, кафедр.

Показателями учебной адаптации являются:

-ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах;

-умение пользоваться библиотекой, электронным каталогом, информационными образовательными ресурсами;

-наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т.д.).

Факторная операционализация.

Активную (успешную) адаптацию первокурсников к вузовской жизни  обуславливают ряд факторов:

-знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;

-изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;

-консультативная помощь психолога;

-помощь кураторов в организации академической группы в целом;

-помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

Гипотезы исследования:

-Первая гипотеза: в своем большинстве первокурсники оценивают процесс адаптации к обучению в вузе как недолгий и нетрудный.

- Вторая гипотеза: в своем большинстве первокурсники легко адаптировались в рейтинговой системе оценки знаний, применяемой в вузе.

- Третья гипотеза: в большинстве своем мотивом посещения любимых аудиторных и практических занятий является желание получить новую информацию и расширить свои знания;

- Четвертая гипотеза: в большинстве своем первокурсники считают, что сложнее всего привыкнуть к форме проведения учебных занятий в вузе.

- Пятая гипотеза: в большинстве своем первокурсники считают, что процессу адаптации из внешней среды ничто не может помочь и все зависит от самого первокурсника.

Метод сбора социологической информации: анкетный опрос.

Обоснование метода. Метод анкетного опроса имеет следующие преимущества:  является относительно простым и надежным методом социологического исследования;

-позволяет в короткий срок с небольшим числом анкетеров опросить большое количество людей;

- квалификация опрашивающих практически не влияет на результаты опроса.

Тип исследования: исследование пилотажное.

2.2 Анализ результатов исследования

Предложенная нами анкета включала 15 вопросов, затрагивающие различные аспекты жизни студентов первокурсников, деятельности вуза, позволившие судить об особенностях адаптации студентов первокурсников к вузовской жизни.

На первый вопрос анкеты больше половины опрошенных (67%) указали, что к системе обучения в вузе они привыкали постепенно, быстро и легко адаптировались 22% бывших школьников, 11% первокурсников к середине второго семестра так и не смогли привыкнуть к новым условиям. Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о недостаточно быстрой адаптации первокурсников к условиям обучения в Тверском государственном техническом университете.

О качестве проведения аудиторных занятий говорят следующие данные. 36% опрошенных с интересом посещают как лекционные, так и семинарские занятия, большинство студентов (56%) – отдают предпочтение лекциям и лишь 8 % студентов предпочтение отдали семинарским занятиям.

К семинарским и практическим занятиям регулярно готовятся более половины первокурсников (78%). Причем главным мотивом в подавляющем большинстве становится получение как можно большего количества «баллов» в рамках системы модульно-рейтинговой оценки (80%). И лишь 17% респондентов необходимость подготовки к семинарским и практическим занятиям связывают с желание пополнить свои знания, 3% опрошенных готовятся к семинарским и практическим занятиям ввиду того, что «преподаватель может вызвать».

Главной причиной посещения наиболее любимых предметов и занятий у большинства опрошенных (61%) является возможность получить новую информацию, расширит свои знания; 34% первокурсников выделяет неординарность личности преподавателя и его компетентность как педагога в качестве причины посещения; 5% опрошенных посещают любимые занятия и предметы для накопления «баллов». В отношении организации учебных занятий студенты высказали некоторые пожелания. В частности, в проведении лекций – следить за реакцией аудитории, «увязывать» теорию с практикой, приводить больше примеров из жизни, доступнее излагать материал, разъяснять сложные места. В проведении практических занятий – отдавать предпочтение не опросу, а решению расчетных и ситуационных задач, отойти от традиционных форм и использовать новые, более интересные, формы проведения.

По мнению 53% опрошенных модульно-рейтинговая система стимулирует познавательную активность студентов, стимулирует их лучше учиться. Отрицательно на данный вопрос ответили 28% опрошенных, затруднились с ответом – 19%.

Следует особо подчеркнуть проделанную работу по разъяснению сути рейтинговой системы, проведенную деканатами и преподавателями. 81% опрошенных студентов указал, что особенности рейтинговых оценок объясняли деканы факультетов. Эту же работу проделали и преподаватели, работающие со студенческой аудиторией первого курса (это отметили 44% респондентов). Некоторые студенты (8%) самостоятельно ознакомились с Положением о модульно-рейтинговой системе.

На вопрос, к чему сложнее было привыкнуть в вузовской жизни, ответы опрошенных распределились следующим образом: 54% - к требованиям преподавателей; 26%- к большой учебной нагрузке; к форме проведения учебных занятий- 10% опрошенных; 7 %- к своим сокурсникам; 3 %- к новым условиям проживания вдали от родственников и друзей.

Интересно отметить, что к концу второго семестра лишь 68 % студентов знают почти всех преподавателей и студентов на своем потоке (группе) по имени (фамилии).

Треть опрошенных первокурсников (33%) убеждены, что кураторы в студенческой группе не нужны, противоположного мнения придерживаются 36% респондентов, 28% - затруднились с ответом. Таким образом, большинство студентов склоняются к мнению, что институт кураторства необходим. Большинство опрошенных первокурсников (60%) считает, что куратор должен помогать в проведении культурно-массовых мероприятий. Также высокий процент первокурсников отметили, что куратор должен разрешать социально – психологические проблемы в студенческой группе (59%) и оказывать помощь в учебе (50%). 29 % отметили, что куратор должен вести контроль за посещаемостью и дисциплиной в группе; 26 % первокурсников отметили, что куратор должен объяснять содержание профессиональной деятельности. По мнению  17 % первокурсников куратор дожжен вести пропаганду здорового образа жизни и только 9 % отметили, что куратор должен неформально общаться со студентами.

По мнению большинства опрошенных – 53% – адаптации первокурсников к студенческой жизни в наибольшей степени может помочь благоприятный микроклимат в группе. 32 % студентов считают, что, в первую очередь, адаптация зависит от самого первокурсника. 11%  опрошенных важное значение в процессе адаптации к студенческой жизни отдают участию в общественной жизни факультета, университета. Менее всего студенты первокурсники надеются на помощь психолога (4%).

В вопросе анкеты №15 первокурсникам предлагалось оценить свою удовлетворенность по представленным критериям. Набором и содержанием учебных дисциплин удовлетворены 87% опрошенных; показатель неудовлетворенных -13%. Организацией учебного процесса в целом по вузу удовлетворены 67% опрошенных. Качеством преподавания в целом удовлетворено большинство – 79%. Обеспеченностью учебно-методической литературой не удовлетворены 20% опрошенных (удовлетворено 80%). Технической оснащенностью аудиторий довольны 54% опрошенных первокурсников. Отношениями с преподавателями удовлетворено большинство опрошенных – 86%. Отношениями в группе также довольно большинство из опрошенных первокурсников – 94%. В целом бытовыми условиями в вузе большинство опрошенных первокурсников довольно – 68%. Условиями питания удовлетворены лишь 45% первокурсников. Условиями для полноценного досуга удовлетворены 52% опрошенных. Организацией массовых мероприятий в вузе удовлетворены 75% первокурсников.

С точки зрения анализа процесса удовлетворенности,  интересными и значимыми оказались студенческие ответы на вопрос № 11 об общем представлении студентов о вузе в связи с началом студенческой жизни. 67% опрошенных отметили, что впечатления и представления о вузе изменились в лучшую сторону, разочарованы 8% первокурсников, мнение о вузе у 22 % опрошенных не претерпело изменений с началом студенческой жизни, 3% респондентов затруднились с ответом.

Таким образом, первая гипотеза исследования не подтвердилась – в своем большинстве первокурсники адаптировались к процессу обучения в вузе постепенно, 11% опрошенных к середине второго семестра так и не смогли привыкнуть к новым условиям.

Вторая гипотеза исследования подтвердилась -  в своем большинстве первокурсники легко адаптировались в рейтинговой системе оценки знаний, применяемой в вузе (64% понятна модульно-рейтинговая система оценки знаний, 53% опрошенных отметили, что модульно-рейтинговая система стимулирует познавательную активность, стимулирует их лучше учиться).

Третья гипотеза исследования подтвердилась – в большинстве своем мотивом посещения любимых аудиторных и практических занятий  является желание получить новую информацию и расширить свои знания (61%).

Четвертая гипотеза исследования не подтвердилась – в большинстве своем первокурсники считают, что сложнее всего привыкнуть к требованиям преподавателей (54%); большой учебной нагрузке (26%) и лишь10% опрошенных отметили, что сложнее всего привыкнуть  к форме проведения учебных занятий в вузе.

Пятая гипотеза не подтвердилась -  в большинстве своем первокурсники считают, что процессу адаптации  способствует благоприятный микроклимат в группе (53%) и лишь 32 % студентов считают, что, в первую очередь, адаптация зависит от самого первокурсника.

По результатам данного социологического исследования можно рекомендовать активизировать работу вуза по следующим направлениям:

1. Повысить качество проведения аудиторных занятий, как лекционных, так и семинарских и практических; реализовывать новые подходы к организации практических и семинарских занятий.

2. Активизировать работу кураторов со студентами первого курса.

3. В рамках модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов рассмотреть вопрос о дифференциации подхода к оценке знаний, создании дополнительных условий для активизации самостоятельной работы студентов с внесением (при необходимости) дополнений и изменений в Положение о модульно-рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов.

4. Привлекать студентов к участию в управлении факультетами и вузом в целом (создание системы студенческого самоуправления).

5. При организации профориентационной работы с выпускниками школ, НПО и СПО акцент делать на достоверных фактах привлекательности и конкурентоспособности Тверского государственного технического университета на рынке образовательных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Уровень представления студента о профессии (адекватно – неадекватно) непосредственно соотносится с адаптацией.

В рамках данной работы нами была изучена и проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, раскрыта сущность понятия социальной адаптации, дана характеристика особенностей обучения в вузе, изучены проблемы и показатели социальной адаптации студентов к вузовской  жизни, проведено прикладное социологическое исследование на тему  «Адаптация студентов к вузовской жизни», которое позволило выявить особенности процесса адаптации студентов 1 курса очной формы обучения Тверского государственного технического университета факультетов Природопользования и инженерной экологии, Химико-технологический, Машиностроительный, Управления и социальных коммуникаций.     Практическая значимость данного социологического исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для разработки стратегий адаптации студентов первокурсников в ТвГТУ.

В целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо:

-создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;

-знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности;

-способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института;

-готовить студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Абрамова, А.В. Управление социально-педагогической адаптацией женщин группы социального риска [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. Наук/ А.В. Абрамова.- Юж.-Ур. гос. ун-т. Челябинск.- 2011.- 25с.
  2. Акопов, С. В. Адаптационные особенности психологического статуса студентов [Текст]// Социальная психология XXI столетия / под. ред. В. В. Козлова. – Ярославль, 2004. – T. l. – С. 36.–38.
  3. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе [Текст] /Д.А. Андреева// Человек и общество. - М.: Аспект Пресса.- 2009. -235 с.
  4. Берестнева, О. Г. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе [Текст] // Социальная психология XXI столетия / под ред. В. В. Козлова. – Ярославль, 2004. – Т. 1. – С.102–106.
  5. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения [Текст]/ С.А. Гапонова // Психологический журнал.- Т.15.-1994.- № 3.-С.131-135.
  6. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь[Текст]/Д .Джери т.2.-М: ТОО.-1992.- 348 с.
  7. Дикая, Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований [Текст] // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев.- М.: Институт психологии РАН.- 2007. - С.17 - 41.
  8. Ивахненко, Г., Голиусова, Ю. Современное студенчество: социологический портрет [Текст] / Ивахненко Г, Голиусова Ю.// Высшее образование в России. – 2003. – № 5. – С.110–112.
  9. Кадочкина, В.Е. О понятии «адаптации студентов в ВУЗе» [Текст] /В.Е. Кадочкина// Оптимизация процесса формирования личности студента.- Межвуз. Сб. ст. Куйбышев: 2005. - С. 83-85.
  10. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник [Текст]//В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест.- 2004. – 688 с.
  11. Лагерев, В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками [Текст] / В.В. Лагерев// Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ./ НИИВО.- Вып. 3. М.: НИИВО.- 1991.- 48с.
  12. Леднев, В.С. Содержание образования [Текст]/ В.С. Леднев.-М.: Высшая школа.- 2007. - 534 с.
  13. Мадорская, С. М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу [Текст] : дисс. канд. философ. Наук/ С.М. Мадорская. – Минск, 1986.– 239 с.
  14. Медведев, В.И. Адаптация человека [Текст]/В.И. Медведев.-  СПб.: Институт мозга человека РАН.- 2003.- 584с.
  15. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности[Текст]/  – Ереван, 1988. – 261 с.
  16.  Орлов, А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении [Текст]/А.Н. Орлов.- Алма-Ата: Мектеп. - 2011 - 220 с.
  17. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза [Текст] /С.Д. Смирнов// Вестник МГУ. Сер. 20 Педагогическое образование – 2004 - №1 – с.10 – 34.
  18. Свиридов, Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи[Текст] / Н. А. Свиридов // Социс. – 2002. – №1. - С. 89.
  19. Слепухин, А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции[Текст] // А. Ю. Слепухин. - М.: ИД «Форум», 2004. - С. 295.
  20. Сычев, А.В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе: На примере факультета физической культуры и спорта [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук./ А.В.Сычев.- Тамб. гос. ун-т. Тамбов.- 2004.- С.6.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПриложениеА. Бланк анкеты

Бланк анкеты для студентов 1 курса очной формы обучения Тверского государственного технического университета

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Как быстро Вы привыкли к системе обучения в вузе? быстро и легко

  постепенно 

 не могу привыкнуть до сих пор

2. Какие занятия – лекционные или практические (семинарские) Вам больше нравятся? лекции

  семинары

  и те и другие

3. Готовитесь ли Вы к каждому практическому (семинарскому) занятию? □ Да

 Нет

  Для чего?

 хочу больше знать

  преподаватель может вызвать

  чтобы получить как можно больше «баллов» 

4. Каковы причины посещения наиболее любимых предметов и занятий? интересен сам преподаватель

  узнаю много нового

  чтобы получить как можно больше «баллов» 

5. Понятна ли вам суть модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов?  Да

 Нет

  Не задумывался

6. Кто Вам разъяснил особенности оценки знаний студентов в рамках модульно-рейтингового подхода?□  декан факультеты

□  преподаватели на занятиях   ничего не знаю о бально-рейтинговой системе

7. На Ваш взгляд модульно-рейтинговая система оценки знаний стимулирует познавательную активность студентов, стимулирует их лучше учиться? Да

  Нет

  

8. К чему сложнее всего Вам было привыкнуть в вузовской жизни?

□ к требованиям преподавателей

□ к форме проведения учебных занятий

□ к большой учебной нагрузке

□ к новым условиям проживания вдали от родственников и друзей

□ к своим сокурсникам

9. Сколько преподавателей и студентов на своем потоке (в группе) Вы знаете по имени (фамилии)? всех

  почти всех

  никого

  почти никого

10. Испытываете ли Вы страх перед сдачей зачета или экзамена?

 Да

 Почему?

 не могу все запомнить и понять  слишком высокие требования у преподавателя

  боюсь не набрать нужного количества баллов

11. Изменились ли Ваши представления о вузе после поступления и начала студенческой жизни? не изменились

  изменились в лучшую сторону

  

12. Если бы Вы стали преподавателем, что изменили бы    в критериях оценок________________________________________________

13.  Нужен ли куратор в студенческой группе, по Вашему мнению?  не знаю  нет  да Зачем?____________________________________________________________

14. Что, по Вашему мнению, могло бы помочь процессу адаптации первокурсников к вузовской жизни?

□ благоприятный микроклимат в группе

□ адаптация зависит от самого первокурсника

□ участие в общественной жизни факультета, университета

□ помощь психолога

15. Оцените степень Вашей удовлетворенности  (удовлетворен/неудовлетворен) по следующим критериям:

□ набор и содержание учебных дисциплин

□ организация учебного процесса

□  качество преподавания

□  обеспеченность учебно-методической литературой

□ техническая оснащенность аудиторий

□ отношения с преподавателями

□ отношения в группе

□ в целом бытовые условия в вузе

□ условия питания

□ условия для полноценного досуга

Прикладное социологическое исследование на тему «Адаптация студентов к вузовской жизни» на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Социологическое исследование

2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

3. Адаптация дыхательной системы студентов к учебе в ВУЗе

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ «КАРГОПОЛЬСКИЕ РЭС»

5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

6. Социально-психологическая адаптация студентов в историко-культурной среде Москвы

7. Отношения студентов к формированию здорового образа жизни

8. Результаты эмпирического исследования представлений студентов ГУУ о здоровом образе жизни

9. Здоровый образ жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья

10. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ