Новости

Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм: философские и методологические идеи. Философия Просвещения

Работа добавлена:






Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм: философские и методологические идеи. Философия Просвещения на http://mirrorref.ru

Вопрос № 11.

Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм: философские и методологические идеи. Философия Просвещения.

Эпоха Нового времени – это эпоха буржуазных революций, сотрясавших Европу в период с 17 по 18 века. В это время философия становится все более практичной и все больше опирается на науку. В этом смысле весьма показательна философияФрэнсиса Бэкона, которого считают философом переходного периода от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени.

Бэкон развивает эмпирический (т.е. основанный на опыте) подход к познанию действительности. Ему принадлежат слова: «Знание – сила», а сила выражается прежде всего в стремлении человека к действию. Знание не возникает в голове человека само по себе, его можно получить в результате осмысления данных какого-либо эксперимента, эксперимент «наводит» на знание. В переводе с латинского «наведение» звучит как «индукцио». Бэкон формулирует новые философские методы логических умозаключений – метод индукции (от частного к общему) и методдедукции (от общего к частному).

В отличии от Бэкона, который считал, что эксперимент достаточен для получения достоверных знаний, французский философ и математик Рене Декарт убежден: к эксперименту обязательно должен прилагаться интеллект. Декарт уже всецело принадлежал философии Нового времени.

Философию Декарта называют картезианством. Знаменитая фраза Декарта: «Я мыслю, следовательно существую», говорит о том, что основанием для достоверности знаний Декарт считает наличие размышляющего субъекта.

По Декарту началом в познании является интеллектуальная интуиция, которая является рациональным постижением сути дела. Далее идет метод научной дедукции (от общего к частному) и использование эксперимента. Метод Декарта включает:

  1. Признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью.
  2. Выделение максимально простых элементов знания.
  3. Восхождение от простого к сложному.

Основные черты философии Декарта:

  1. Наличие мыслящего субъекта.
  2. Интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция.
  3. Деление изучаемого предмета на мельчайшие составные части.
  4. Восхождение от простого к сложному.
  5. Поиск рационального порядка во всем.
  6. Дуалистичность: мир состоит из двух субстанций – материальной и духовной.

Философия эмпиризма (опытное познание мира) нашла свое продолжение в трудах Джона Локка, а затем была развита французами эпохи Просвещения Дени Дидро и Полем Гольбахом.

Философия рационализма, которую проповедовал Декарт, нашла последователей в лице сначала Готфрида Лейбница, а затем Иммануила Канта.

Большой вклад в создание естественно-научной картины мира внесли такие ученые как Галилей и Ньютон. В 17 веке философия была очень тесно связана с физикой, поэтому великие физики как правило были и великими философами.

Галилей открыл принцип относительности. Также он определил, что в научной теории необходимаидеализация – т.е. научное обобщение.

Исаак Ньютон в своей книге «Математические начала натуральной философии» отмечает четыре главных аспекта механики:1) метод принципов; 2) математический язык; 3) законы и начальные условия; 4) гипотетико-дедуктивную структуру механики («гипотетико» от слова гипотеза).

Важнейшим достижением философии 17 века является выработка гипотетико-дедуктивного научного метода. Со стороны философии решающий вклад был сделан Декартом, а со стороны физики – Галилеем и Ньютоном. По своей направленности философия 17 века была в-основномрационалистической.

Для передовых философов 17 века опора на понятие прав человека становится нормой. В отличие от античных и средневековых философов, философы Нового времени стремятся защитить права каждой отдельной личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Эти идеи нашли свое развитие в трудах англичан Томаса Гоббса и Джона Локка.

Гоббс защищал концепцию общественного договора, без которого люди не способны к мирному сосуществованию.

Локк считал, что личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу. Во главу угла ставится уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции.

Таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения.

Вершиной философских изысканий 17 века стала философия Готфрида Лейбница. Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта, но он углубил и конкретизировал его идеи. Прежде всего он вывел понятие монада – активная сущность любой вещи. Между монадами существует гармония, взаимосвязь. Они непрерывны, монады сотворены Богом.

Итак, основные идеи философии 17 века, начала эпохи Нового времени:

  1. Принцип мыслящего субъекта.
  2. Принцип интеллектуальной интуиции.
  3. Индуктивно-эмпирический метод (от частного к общему и на основании опыта).
  4. Дедуктивно-рациональный метод (от общего к частному и на основании интеллекта).
  5. Выработка нового юридического мировоззрения.

Философия 18 века, в не меньшей степени, чем философия 17 века была отмечена духом новаторства. Во Франции она получила название философии Просвещение. Знаменитые философы-просветители – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Гольбах.

Вольтер без устали критикует религиозный фанатизм, он выступает сторонником «естественной религии». Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Руссо развивает концепцию общественного договора. Руссо видел истоки неравенства в частной собственности, он советовал людям вернуться к природе. Он провозглашает народ суверенным, законодательная власть должна принадлежать народу.

Вольтер и Руссо проявили себя как мастера прикладного использования философии.

Своей вершины французская философия достигла в работах Дени Дидро и Поля Гольбаха. Под руководством Дидро издавалась энциклопедия, состоящая из 35 томов и содержащая достижения во всех областях знания.

Главное произведение Гольбаха «Система природы» была воспринята как «библия материализма». Как последовательный материалист, Гольбах исследует и анализирует материю. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим. Природа есть целое, в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий. Случайность в природе отсутствует, все имеет причинно-следственную связь.

Гольбах уделяет большое внимание этике и концепции общественного договора. Как и другие французские материалисты 18 века, Гольбах доказывает необходимость коренных социальных преобразований, без которых невозможно утвердить гуманистические отношения между людьми.

Философия Гольбаха, подобно идеям Вольтера и Руссо, подготовила Великую французскую революцию.

Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм: философские и методологические идеи. Философия Просвещения на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

2. Реферат Философия эпохи Просвещения (рационализм и материализм 18 века)

3. Реферат Философия Нового времени

4. Реферат Философия эпохи Просвещения

5. Реферат Немецкая классическая философия. Философия Канта: теория познания, трансцендентализм, этика. Философия Фихте и Шеллинга

6. Реферат Современная западная философия. Рационализм: позитивизм и его исторические формы

7. Реферат Современный экономист и философия. Методический плюрализм и философия экономики. Философия денег

8. Реферат Гносеологические проблемы в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм)

9. Реферат Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века

10. Реферат Философия истории: методологические проблемы