Новости

Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа добавлена:






Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на http://mirrorref.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 10»

Молчанова Екатерина Игоревна

студентка 343 группы

Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Выпускная квалификационная работа по специальности 05.07.10

«Специальное дошкольное образование»

Руководитель: Глоба Л.П.

__________________

                                                                                                                      подпись

Оценка __________

2017 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические вопросы изучения развития навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.

1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……...7

1.3 Особенности развития коммуникации у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..………………...15

Выводы поI главе……………………………………………………………………25

2.2 Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникации у детей……………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………...…40

Словарь терминов

Введение

Согласно ФГОС, «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [1]

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –одна из важных задач воспитания личности ребенкадошкольного возраста»-В.А. СухомлинскийКоммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. [2]

Обращение к проблеме общения с детьми дошкольного возраста обусловлено тем, что данный возраст является важным этапом онтогенеза, а общение дошкольника с взрослыми и сверстниками на данном этапе является одним из основных условий его интеллектуального и личностного развития.

В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.  [3] Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом.

Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать. [4]Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М.И Лисиной. [24] В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом как понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г.М Андреева, Т.А Репина, Я.Л Коломенский и др. [11.13]

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.

Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) обеспечивает социально - коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности. Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это и происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. [6.9]Актуальность выше изложенного позволила определить тему следующего опыта работы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».Работа по данной теме проводится в соответствии с основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.                                                                       

Цель исследования:

теоретически обосновать использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

1) Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

4) Изучить особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

6) Подобрать рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникации у детей.

Объект исследования: содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Предмет исследования:сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методы исследования:

Эмпирические - констатирующий эксперимент – проведение диагностики коммуникативных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические вопросы изучения развития навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средством сюжетно-ролевой игры.

  1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Сниженная концентрация и повышенная отвлекаемость выражаются в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза. [23]

Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других. [19]

  1. Значение игровой деятельности в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. [13]

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.

В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В период старшего дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра становится главной у детей.

В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками.  Изучению взаимоотношений в игре уделяется большое внимание. [12]

Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Смирновой Е., свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Таким образом, можно целенаправленно формировать добрые отношения детей на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры.

Становление общения со сверстниками предполагает у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей .

Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения .

На значимость в формировании реальных взаимоотношений детей указывала А.П. Юсупова; по ее мнению в игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества . [30]

В ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения . В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность , общительность.[24]

Первые формы общения проявляются в стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть рядом с ним, в желании уступить часть места, занятого для своей игры. На следующем этапе ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу. Общение протекает в форме эмоционально – практического взаимодействия .

Общение такого рода серьезно помогает становлению самосознания, и формирования основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

В исследовании У.В. Ульенковой и Е.Е. Дмитриевой показано, что дети с задержкой психического развития охотно сотрудничают со взрослыми в игре. Со сверстниками дошкольники 6–7 лет с задержкой психического развития по собственной инициативе  не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них только  наблюдают за предметно-игровыми действиями. Длительное наблюдение за воспитанниками коррекционной группы показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения.

Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста . Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным.

Итак, делаем вывод, что общение лучше формировать через игру и лучше через сюжетно-ролевую. Но так как у дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевая игра слабо развита, нужно сформировать навыки игровой деятельности.

         

1.3  Особенности развития коммуникации у детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками:

Многие авторы (М.С. Певзнер [33], Е.С. Слепович [40], Р.Д. Триггер [41], У.В. Ульенкова [43] и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Триггер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта.

1.4 Приемы формирования игровой деятельности и коммуникации у дошкольников с ЗПР.

Общеизвестно, что игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Формирование игровой деятельности у дошкольника с ЗПР проходит в 4 этапа:

1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.

2-ой этап - формирование специфических игровых действий:

Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

1.5 Особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В функциональном плане совместная деятельность определяется как деятельность, достижение цели которой требует общения между ее членами. Совместная деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется следующими моментами.  Самостоятельно дети не проявляют активности в плане объединения для совместной деятельности.  При побуждении к игре попытки организовать свою деятельность в соответствии с обращением взрослого действия объединяются всего лишь пространственно-временными рамками. (Чаще всего это разные по содержанию деятельности).

Таким образом, действия детей носят характер «деятельности рядом». В тех случаях, когда взрослый не только побуждает детей к игровой деятельности, но и оговаривает ее тему, у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются игры, которые можно назвать как «деятельность вместе»: они параллельно разворачивают один и тот же сюжет, или разные, не пытаясь, вступить друг с другом в общение. [29]

Когда взрослый объясняет весь ход игры и создает игровое общество,  наблюдаются следующие особенности взаимодействия:  развернуть сюжетную игру как самостоятельную деятельность, на очень коротком временном промежутке дети моделировали игровые отношении в соответствии с ними,  строят свое ролевое взаимодействие, диалог между партнерами кратковременен, однообразен и беден по содержанию. В парах один ребенок полностью подчиняет себе деятельность другого ребенка. Это проявляется в том, что он заставляет  партнера выполнять действия, отвечающие его роли, моделирует действия своего партнера, обращается с ним, как с куклой[22] .В связи с тем, что у старших дошкольников с ЗПР различной степени выраженности заметно снижена потребность в игровой деятельности (игровое поведение начинается в основном только при вмешательстве взрослого) интересно рассмотреть особенности взаимоотношений детей денной категории со взрослыми.  Дети с задержкой психического развития  крайне редко вступают в контакт со взрослым. В случае затруднений они скорее прекращали деятельность, чем обращались к взрослому за помощью. В редких контактах со взрослыми преобладали деловые контакты, которые были представлены следующими фразами: «Дай мне», «Я не хочу заниматься», «А меня заберет мама?» и т.д. Обращений к взрослому как к партнеру по совместной деятельности не наблюдается.  Личностные контакты исследуемых детей со взрослыми наблюдались крайне редко. Дети не стремились получить от взрослого оценку своих качеств в развернутой форме. [28]

Их удовлетворяет оценка в виде фраз типа «молодец», «хороший мальчик» или в виде непосредственного эмоционального общения: улыбки, обнимания, поглаживания. По собственной инициативе эти дети крайне редко обращаются за одобрением. Но они очень чувствительны к ласке и доброжелательному отношению, при ласковом отношении к ним взрослого дети стремятся сделать общение более продолжительным, продуктивность деятельности при этом растет, дети реже отказываются от работы.

В играх, возникших самостоятельно, у детей с задержкой наблюдаются короткие цепочки действий (1-4 действия) игрового характера с сюжетными игрушками, а также предметно-игровые. Когда взрослый предлагает тему игры, у детей появляются действия, моделирующие деятельность человека. При этом часто вместо партнера используется кукла. Большинство детей не связывают игровые действия с названием взятой на себя игровой роли. [26. 30]Таким образом, роли и игровая ситуация в играх дошкольников с задержкой психического развития не выделяется и не обыгрывается. Смысл игры состоит для них в совершении действий с игрушками и игровыми атрибутами. Это характерно для переходного к ролевой игре этапа  раннего возраста. Кроме того,  дети с задержкой психического развития  совершали действия, адекватные тем предметам, которыми они оперировали, что отличает их от умственно отсталых детей. В их действиях с игровыми атрибутами всегда отмечается верная ориентированность на свойства использованных объектов.

В тех случаях, когда взрослый определяет весь ход сюжетной игры, дети с задержкой психического развития  выполняют игровые действия со знакомыми игрушками и игровыми атрибутами развернуто во внешнем плане. Несмотря  на это, представления об игровых действиях, характерных для того или иного игрового атрибута еще не достаточно сформированы, операции  не структурированы, не выделяются наиболее существенные действия.

Характерным является отношение детей с задержкой психического развития к игрушкам: дети  достаточно редкое обращаются к игрушкам, особенно сюжетным, которые обозначают живых существ. Действия, характеризующие ролевые отношения между персонажами практически не наблюдаются, у всех детей резко снижена активность в области самостоятельной игровой деятельности.

В структуре сюжетно-ролевой игры выделяют сюжет, который представляет собой отражение детьми определенных действий, событий и взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжет игры характеризуется наличием: персонажа (роли), воображаемой игровой ситуации, игровых действий и предметов. Принимаемая на себя ребенком роль – центральный момент в игре детей дошкольного возраста.

Игра развивается от предметно-манипулятивной деятельности и предметной игры к развернутым формам сюжетно-ролевой игры. Содержание и смысл игры развивается и усложняется: на более ранних этапах – это воспроизведение ролевых действий, на более поздних – ролевых отношений. У старших дошкольников в норме основной смысл игры заключается в подчинении правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Выводы поI главе

Изучив возрастные особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР), можно сказать что:

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Значение игровой деятельности несомненно важно. Игра оказывает большое внимание на умственное развитие дошкольника. ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Изучены особенности развития коммуникации у детей дошкольного возраста.

-если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения.

2.1 Диагностика коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

В данной группе были проведены методики «Изучение навыков культуры общения» Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина, методика «Секрет» Я. Л. Коломинского в модификации Т.А. Репиной.

Описание методики: Проведение исследования. За ребенком (5-7 лет) наблюдают в естественных условиях. Обработка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме: I.Общение со взрослыми 1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях. 2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать. 3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях. II. Общение со сверстниками 1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях. 2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением. 3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д. 4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные. Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированности культуры общения ребенка.

Возраст детей

5-6 лет

6-7 лет

Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко

Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми

Результаты по методике «Изучение навыков культуры общения» Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты по методике «Изучение навыков культуры общения» Г.А. Урунтаева и Ю.А. АфонькинаАнализируя результаты по методике «Изучение навыков культуры общения», которая помогает изучить сформированность навыков культуры общения, видим, что 30% - 3 человека из группы, имеют низкий уровень сформированность навыков культуры общения, 20% - 2 человека из группы, имеют средний уровень сформированность навыков культуры общения. 50% - 5 человек из группы, имеют высокий уровень сформированность навыков культуры общения.

Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере.

«Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.

Далее, предлагаю ребенку три картинки и спрашиваю, какая из них нравится ему больше всего.

После чего узнаю, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. На врея прошу  ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставлю условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор).

Тем детям, кто обделен симпатией сверстников, кому не подарили картинку, я подложу сама, дабы избежать негативной реакции детей.

Обработка полученных результатов

Результаты по методике «Секрет» Я. Л. Коломинского в модификации Т.А. Репиной представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты по методике «Секрет» Я. Л. Коломинского в модификации Т.А. Репиной.

В результате проведенного исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью изучения характеристики общения со сверстниками мы определили следующие диагностические показатели: низкого уровня выявлено не было, средний уровень составил 50% (5 детей), хороший уровень показали 30% (3 ребенка), высокий уровень показали 20% (2 ребенка). Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в группе эмоциональный климат для каждого воспитанника благоприятный. Таким образом, проанализировав полученные данные всех проведенных методик, мы смогли проверить коммуникативные навыки старших дошкольников. Результаты представлены на рисунке 3.

Полученные результаты показывают, что на начало исследования у воспитанников старшей группы преобладает средний уровень сформированности коммуникативных навыков 60% (6 детей), эти дети умеют распознавать эмоциональное состояние другого человека, умеют вести диалог. Хороший уровень у 30% (3 детей), эти дети используют общепринятые высказывания и способы поведения в общении со сверстниками и взрослыми, также они раскованы и не боятся вступать в контакт. Высокий наблюдается у 10% (1 ребенка), этот ребенок может объяснить свой выбор собеседника, умеет вести диалог со взрослыми и сверстниками, умеет выслушать собеседника, а также может регулировать свое эмоциональное состояние в процессе общения. Констатирующий эксперимент и последующий анализ его результатов позволил сформировать выборку испытуемых для реализации программы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников. В программе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной среды приняли участие дошкольники, показавшие средний уровень сформированности коммуникативных умений по итогам проведенных методик. На основании результатов исследования определенна группа в количестве 6 человек, характеризующаяся затруднениями в общении, плохо идущими на контакт с группой.

2.2 .     Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникации у детей .Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляют в двух направлениях:Создание необходимой игровой среды.Непосредственное руководство играми детей.После проведенной диагностики, мной были подобраны следующие рекомендации  поиспользованию сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникации у детей:2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

7.Развивать у детей 9.Развивать 10. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры.

Подобрать каждому ребенку сказочный персонаж, который обладал противоположными личностными качествами. Конфликтному ребенку дать роль персонажа, который со всеми дружит. С низкой самооценкой дали роль героя, которым все восхищаются, активному ребенку - роль, предусматривающую ограничения активности, и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными.

Мы задавали такие вопросы как: Опишите свои ощущения в новой роли. Что мешало сохранять определенный стиль поведения? Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Заключение

Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольного возраста проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт
  2. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – Киров, 2007. – 142 с.
  3. Кобазева, Ю. А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка [Текст]/ Психолог в детском саду. – 2006. – №3. – с. 73-88.
  4. Кравцова, Е. Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е. Н. Кравцова / Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
  5. Лабунская, В. А. Психология затрудненного и незатрудненного общения [Текст] / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. – М. : Академия, 2010. – 288 с
  6. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе/ М.И. Лисина.- Кишинев, 2007.- 286с.
  7. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
  8. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 360с
  9. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
  10. Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160 с.
  11. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной /Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной.- М., 2010.- 372с.
  12. Шпаргалка для взрослых : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Состав. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М. : Генезис, 2009. – 192 с.
  13. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. - М.: Педагогика, 2007. - 135 с.
  14. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. - М. ,2009. - 260с.
  15. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации/ Т.В. Сенько.-Л., 2010.- 348с.
  16. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. / Е.О. Смирнова // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 160 с.
  17. Смирнова Е.О., Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская. - Москва - Воронеж, 2010. - 240 с.
  18. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир/ Е.В. Субботский.- М., 2010. - 186с.
  19. Холмогорова В.М., Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. / В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова.- М.: Владос, 2005. - 160 с.
  20. Шипицына, Л.М.Основы коммуникации. Программа развития навыков общения у детей 6-7-летнего возраста/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова.- Санкт-Петербург, "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.-378с.
  21. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями психического развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2000. — Вып.
  22.   Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2001. 272 с.
  23. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 224 с.
  24. . Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С.- 31-40.
  25. . Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок, 2003 № 1-3.
  26. . Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2008. 321 с.
  27. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.
  28. 17. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005.
  29. .Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. – 164 с
  30. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/02/21/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-detey-starshego

http://www.maam.ru/detskijsad/izuchenie-osobenostei-obschenija-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-zpr-v-procese-syuzhetno-rolevoi-igry.html

http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00224766_0.html

Словарь терминов

Коммуникация - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми.

Компетенция- способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Коммуникативная компетентность (от лат. competens – надлежащий, способный) – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми.

ФГОС- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт.

ЗПР – задержка психического развития

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Сюжетно-ролевая игра, как средство воспитания основ сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

2. Реферат Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе работы с картиной

3. Реферат Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

4. Реферат ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

5. Реферат Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

6. Реферат Коррекция общения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

7. Реферат СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

8. Реферат Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений у дошкольников с общими нарушения речи

9. Реферат Занятие как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

10. Реферат Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста