Новости

Портрет в произведениях А.С. Серафимовича

Работа добавлена:






Портрет в произведениях А.С. Серафимовича на http://mirrorref.ru

Портрет в произведениях А.С. Серафимовича

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………3ГЛАВА1.ПОРТРЕТКАКФЕНОМЕНКУЛЬТУРЫИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ……………………………..….….8

  1. Кпроблемеопределения«портрета»внаучно-критической литературе………………………………………………………………..…….….8
  2. Функциональная роль и поэтика портрета в художественном тексте.17

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………25

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА ПОРТРЕТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. СЕРАФИМОВИЧА……………….……..………26

  1. ХудожественноесвоеобразиепортретаврассказахА.С. Серафимовича…………………………………………………….………..…….26
  2. Ироническое и притчевое начало в рассказе А.С. Серафимовича

«Пески»………………………………………………………………….….…….36

  1. Поэтика портретных зарисовок в романе А.С. Серафимовича

«Железный поток»……………………………………………………………….49ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………….………58ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………….………59СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……61

ВВЕДЕНИЕ

Литературная деятельность А.С. Серафимовича продолжалась почти шесть десятилетий и связала собой две крупнейшие литературные эпохи. Писатель вступил в литературную сферу младшим современником Л. Толстого и А. Чехова и, став продолжателем лучших традиций русской литературыXIX века, получил одобрение В. Короленко и Г. Успенского.

Раннее творчество Серафимовича развивалось в русле художественных традиций русской литературы, что обусловило особенности стиля произведений и выбор жанра: очерк, рассказ, заметка, фельетон. Сам писатель называл себя пейзажистом, тем самым указывая на особую роль описаний в его произведениях самого разного жанрового и тематического состава.

С 1900-х гг. растет литературное мастерство А.С. Серафимовича, и в очерках, и в рассказах, и в повестях он стремится уловить духовно- нравственное и социально-нравственное обличие человека и эпохи, и пейзаж оказывается важнейшим способом постижения внутреннего мира героя.

Пейзаж всегда участвует в создании описаний не только внутреннего мира героя, но и его портрета в широком смысле этого слова. Портрет, актуализирует важнейшие характеристики персонажей и по этой причине представляет несомненный интерес для исследователей творчества А.С. Серафимовича.

Существует довольно большое количество научно-критических работ, посвященных отдельным аспектам жизни и творчества А.С. Серафимовича. Важнейшие факты биографии писателя раскрываются в работах Г. Ершова («Серафимович: Страницы жизни, борьбы и творчества»),  Н.Д. Котовчихиной  («А.С.  Серафимович.  Страницы  жизни  и  творчества»), Г.Б.

Нерадова(«ЖизньитворчествоА.С.Серафимовича»),В.А.Чалмаева («Серафимович. Неверов») [23; 36; 4; 52].

Творческое наследие А.С. Серафимовича всегда привлекало внимание исследователей и критиков, которые обращались к анализу идейно- тематического разнообразия произведений и особенностей творческой манеры писателя (А. Богданович, Г. Нерадов, В. Плетнев, Н. Фатов и др.). Особого внимания заслуживают работы таких исследователей, как Е.И. Ерохов, Г.А. Жиличева, Д.А. Завельская, А.Н. Копцов, К.Э. Садриева и др.

Так, в статьях А.Н. Копцова рассматривается проблематика и поэтика цикла «северных» рассказов А.С. Серафимовича, а также анализируется пейзаж как важная составляющая художественного мира данных произведений [34; 35]. Е.И. Ерохов проводит мотивный анализ прозы А.С. Серафимовича 1930-х годов и связывает апокалиптические мотивы с мироощущением писателя, его отношением к революции и гражданской войне. Кроме того, Е.И. Ерохиным исследуется культурно-исторический пласт, соответствующий времени написания произведений, что в целом позволяет рассмотреть творчество Серафимовича в контексте исторической эпохи [22]. Д.А. Завельская в работе «Проблема субъективизма в реалистической прозе началаXX века. Писатели товарищества "Знание"» изучает произведения А.С. Серафимовича в контексте личностных приоритетов автора и их отражения литературном произведении, внимания писателя к внутренним проблемам личности, отражающихся в характерах персонажей[28].

Не менее важными представляются лингвистические работы, в которых рассматриваются стилистические аспекты творчества писателя: работы Г.А. Жиличевой «Метафоры движения в нарративной структуре романов 1920-1950-х гг.», К.Э. Садриевой «Семантика адъективных колоративов в художественной прозе А.И.  Куприна  и  А.С.  Серафимовича»,

«Эстетическое  значениеимен   прилагательных   в   языке  художественной прозыА.С.Серафимовича»[25;44;45].Указанныевышеработы

свидетельствуютостойкомвниманиилитературоведовктворческому наследию писателя.

Учитывая все, что сделано филологами, обращающимися к творческому      наследию      А.С.     Серафимовича,цельнастоящей исследовательской работы формулируется так: изучить художественные особенности портрета и его функцию в повестях и рассказах А.С. Серафимовича.

Для достижения поставленной цели нами были обозначены следующиезадачи:

  • проанализировать основные определения «портрета» в художественном тексте, представленные в научно-критической литературе;
  • определить способы создания портрета и его доминантные функции в художественной литературе;
  • исследовать художественное своеобразие портрета в рассказах А.С. Серафимовича;
  • выявить ироническое и притчевое начало в рассказе «Пески»;
  • Определить функцию портрета в романе «Железный поток».Объектом исследованиявыступает стиль прозы А.С СерафимовичаПредмет исследования– функция портрета как один из самых

важных компонентов стиля А.С. Серафимовича.

Актуальностьнастоящего исследования обусловлена следующими факторами: возросшим вниманием современного литературоведения к изучению портрета в литературном произведении, а также необходимостью исследовать наследие писателя не только и не столько с точки зрения социологической, сколько с точки зрения стиля в его образно- художественной     полноте,     что     позволит     увидеть     историю  русской

литературы, русской литературы советского периода многосоставно. Кроме того актуальность данной работы определяется необходимостью детального изучения портрета как важнейшего компонента стиля А.С. Серафимовича, что в целом позволяет раскрыть авторскую концепцию мира и человека.

Научнаяновизнадипломной работы определяется тем, что в ней впервые проводится детальный анализ специфических  особенностей портрета в прозаических произведениях А.С. Серафимовича, определяется специфическая роль портрета в индивидуальном стиле писателя. Новизна проводимого исследования также обусловлена и систематизацией малоисследованного материала.

Методы исследования:

  • системный;
  • сравнительно-исторический;

-историко-функциональный.

Теоретическую базуисследования составили труды ученых, посвященные изучению специфики портрета в художественной литературе (А.Ю.С. Аль Кайси, Л.Н. Дмитриевская, О.А. Малетина, И.Г. Минералова, Ю.И. Минералов, М.Г. Уртминцева и др.) и различным аспектам литературоведческого характера (Д.С. Лихачев, Е.Б. Скороспелова, В.Е. Хализев и др.).

Не менее важным представляется обращение к научным работам, посвященным отдельным аспектам биографии и творчества А.С. Серафимовича (С.Х. Гутин-Левин, Е.И. Ерохов, А.Н. Копцов, Н.Д. Котовчихина, К.Э. Садриева, В.А. Чалмаев и др.).вв

ГЛАВА 1. ПОРТРЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ

  1. К проблеме определения «портрета» в научно-критической литературе

На протяжении всего времени существования в литературе сформировалась система разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный образ. Так, одним из важнейших средств характеристики героя является его портрет: внешний облик не только создает первое впечатление о персонаже, но и становится своеобразной ступенью на пути постижения его внутреннего мира.

Необходимо подчеркнуть, что портрет, будучи культурным феноменом и особым эстетическим объектом, напрямую связан с изобразительным искусством. Как справедливо отмечает М.Г.     Уртминцева,

«сам термин «портрет» заимствован из живописи, а корни слова восходят к латинскому «protrahere», что означает «извлекать наружу», «обнаруживать». Позднее смысл слова расширился и появилось еще одно значение - "изображать"» [51, с. 37].

В самом общем виде портрет можно определить как «художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения». При этом на портрете «изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека» [63]. Таким образом, при создании портрета художник стремится запечатлеть отдельного человека в тот момент, который особенно поразил создателя, и преломить в данном произведении собственное отношение к предмету изображения.

Применительно к литературе портрет представляет собой словесное воспроизведение изображенного персонажа, характеристику героя и его описание.     При     этом     наиболее     частотными     понятиями   становятся

«литературный портрет», «портрет в прозе» и «портрет в лирике». Необходимо отметить, что подобные явления имеют родство с живописным портретом, однако понятия имеют принципиальные различия, и степень и свойства родства с живописью у них также отличаются.

В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» Н. Николюкина дается следующее определение: «Портрет в литературе – описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета)» [57, с. 762]. Данное определение кажется нам справедливым по той причине, что указывает на основные структурные элементы портрета, а также подчеркивает роль в создании впечатления от персонажа.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть основные определения понятия «литературного портрета», которые представлены в научно- критической литературе. Благодаря этому станет возможным выявить многогранность данного термина и в дальнейшем определить функциональную роль портрета в художественном произведении.

Сразу отметим, что портрет как феномен художественной культуры и словесного искусства зачастую становится объектом изучения у исследователейразличных искусств, не только литературы как искусства слова. Так, на различные проявления портрета в художественных произведениях обращают внимание такие исследователи, как А.Ю.С. Аль Кайси [9], Е.И. Адамян [8], А.Е. Белоусова [11], А.Р. Давлетова [17], Л.Н.

Дмитриевская [18; 19; 20; 21], В.А. Кесовиди [31; 32], Л.М. Крупчанов [54],

Ю.И. Минералов [55], И.Г. Минералова [40; 56], М.Г. Уртминцева [51], У Чуньмэй [50], В.Е. Хализев [60] и другие. При этом возрастающий интерес

исследователей к феномену литературного портрета свидетельствует о его значимой роли в воплощении авторской концепции мира и человека.

Итак, вслед за Л.Н. Дмитриевской выделим основные значения понятия «портрет в литературе», под которым чаще всего понимают:

  1. «Описание внешности персонажа, играющее определенную роль в его характеристике» [59, с. 273]. Это толкование  может показаться довольно обобщенным, но для нас важно, что в данном случае речь идет о портрете как художественном приеме, который имеет множество воплощений: живописный портрет, пластический портрет, отвлеченный портрет, портрет переходного стиля, архитектурный портрет и пр.

Подобный контекст позволяет исследователям определять портрет как

«один из моментов художественного своеобразия» литературного произведения и элемент художественного образа [59, с. 274], соотносить изображение внешности персонажей с особенностями их внутреннего мира и системой нравственных оценок автора [37], рассматривать портрет как компонент индивидуального стиля писателя [55].

  1. «Литературный портрет» может также подразумевать литературный жанр, который по сложившейся в истории литературы традиции рассматривают как одну из разновидностей писательской мемуарной литературы. На литературный портрет как особый  жанр обращали внимание такие исследователи, как В.С. Барахов [10], Л.Я. Гинзбург [13], Д.А. Жуков [27] и др.

Необходимо отметить, что литературный портрет как жанр связан с рассказом о характере и судьбе определенной личности, поэтому основой для подобных произведений становится документально-биографический материал. Говоря о формах художественного воплощения авторского самосознания в литературном портрете, М.Г. Уртминцева отмечает следующую особенность: «В большинстве случаев – это способ «подведения итогов» творческого пути художника, художественное явление, созданное по своим     законам     отражения     действительности,     сравнимым,     но      не

отождествляемым, с законами создания романа, повести или публицистики писателя» [51, с. 52].

Подчеркнем,чтоточноеимногоаспектноеопределение

«литературного портрета» дано в работе Л.Н. Дмитриевской «Пейзаж и портрет: Проблема определения и литературного анализа». Исследовательница рассматривает портрет как «одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности, души через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя» [21, с. 90].

Подобное определение представляется точным, поскольку содержит в себе не только выявление сущности портрета, но и указание на его функциональную     роль.     Действительно,    портрет,    будучи     одним    из

«инструментов» писателя, способен передать его представления о герое и его положении в художественном мире. Также это реализует концептуальные представления о взаимодействии человека и пространства, в котором он существует.

Глубоко и точно объясняет феномен «портрет» Ю.И. Минералов, который изучает стилевые процессы через характерные черты портрета. Автор подчеркивает: «Известно, что не всякий рисунок, изображающий человека, - портрет. Портрет есть изображение человека в егоиндивидуальности» [55, с. 232]. При этом исследователь акцентирует внимание на том, что даже самое лаконичное по использованным средствам изображение должно воплощать «образ личности»: «В этом неповторимом внешнем облике человека объективируется и его внутренний мир, его личность» [55, с. 233].

Обращаясь к особенностям живописного портрета, Ю.И. Минералов указывает на способность живописцев передавать индивидуальную конфигурацию внешности человека соответственно его внутреннему миру. Ю.И.  Минералов  пишет:   «Известно,  что   аналоги   живописного  портрета

существуют и в других искусствах. Эти аналоги обладают тем же свойством: портретируемое «схвачено» талантливым художником слова или композитором тоже с применением минимума присущих данному искусству средств. Естественным критерием такой «схваченности» всегда остается узнаваемость портрета теми, кому известен объект портретирования» [55, с. 233].

Указанные выше особенности портрета крайне важны, поскольку они выражают понимание того, что, обращаясь к сознанию портрета, писатель избирает такие формы, способы, приемы, чтобы, затрачивая минимум средств, достичь самого высокого результата. При этом в словесном искусстве при создании портрета используются иные средства.

Действительно, необходимо говорить о том, что портрет является одним из важнейших компонентов стиля того или иного писателя: наличие или отсутствие портрета, а также его специфические особенности оказываются связанными с выражением того или иного  мировоззрения. Когда в художественном произведении создается портрет, то его содержание проявляет индивидуальный авторский стиль, который выражает собою психоидеологию писателей.

В словесном изображении человека прочитывается множество связей: внешнего воплощения образа и внутреннего состояния героя, его характера; отношения повествователя к герою и его чувствам; индивидуальных особенностей стиля художника и своеобразия эпохи; отражение в герое индивидуальных черт и черт, составляющих портрет эпохи и т.д.

Таким образом, процесс восприятия читателями портретных описаний заставляет их одновременно двигаться по нескольким направлениям: изучать эпоху, когда создавался портрет, мироощущения художника, его манеру письма. Кроме того изображенный объект начинает восприниматься как некая система, в которой отражены взгляды писателя на взаимоотношения человека и мира.

Для более глубокого понимания сущности литературного портрета обратимся к вопросу его классификации и отметим, что с концаXIX века и до настоящего времени данный вопрос остается актуальным.

При характеристике портретных описаний героев литературных произведенийXIX века Г. Шпайер писал: «В творчестве писателей, тяготеющих к натурализму с его социально-бытовыми обобщениями или к реализму, раскрывающему более глубокие социальные противоречия, портреты героев отличаются обычно реалистическим правдоподобием и типичностью. Герой изображается как типичный представитель своей среды» [64]. Следовательно, окружающая персонажа среда была представлена в ее обычных, повседневных бытовых отношениях и обстановке, а тот или иной персонаж был представлен как ее отражение.

В дальнейшем литературоведы все чаще стали обращать внимание на типический и индивидуальный портреты. С одной стороны, герой художественного произведения зачастую изображается как представитель определенной общественной эпохи, определенного класса и классовой группы. При этом его наружность, движения, манеры  обычно символизируют ту социальную среду, которую автор стремится обобщить и оценить. С другой стороны, герой является отдельной личностью, неповторимой индивидуальностью, отличающейся от других членов своего окружения.

Будучи «обязательным компонентом описательного плана произведения», портрет претерпевает изменения в ходе развития литературного процесса, дополняется новыми формами и средствами выражения [40, с. 838]. По мнению О.А. Катренко, «эволюция портрета в литературе определяется как постепенное освобождение его от нормативной заданности, движение к непосредственному самопроявлению» [29, с. 203].

Со второй половиныXX века появляется большое количество научных исследований, посвященных проблемам функционирования и характеристике литературного портрета. Так, Е.А. Гончарова в работе  «Пути

лингвостилистического анализа категорий автор-персонаж в художественном тексте» выделает два вида литературного портрета: квалитативный и функциональный. Под квалитативным литературным портретом исследовательница понимает статичное описание, строящееся при стилистическом доминировании субстантивной группы, «распространяемой именами прилагательными, причастиями со значением свойства признака» [15, с. 88]. В качестве примера автор приводит описание герцогини де  Альба в романе Л. Фейхтвангера «Гойя».

Функциональный литературный портрет, по мнению Е.А. Гончаровой, представляет собой описание действий персонажа; при этом главная роль принадлежит глаголам. Для примера автор приводит первое описание фрейляйн Бродер в романе Г. де Бройна «Буриданов осел».

Типология Г.С. Сырицы содержит следующие виды портрета: портрет-восприятие, портрет-самовосприятие, портрет-воспоминание, портрет-самовоспоминание, портрет-узнавание [48; 49]. В подобном случае целесообразно говорить о «ситуативности» портрета: портретные описания будет разграничиваться в зависимости от состояний персонажа в каждой конкретной ситуации.

Довольно интересной представляется точка зрения К.Л. Сизовой, которая подчеркивает, что собственно портретные описания включают такие компоненты, как характеристика одежды героя, характеристика формы черт лица (форма глаз, носа, подбородка и т.д.), цветовая характеристика облика героя, характеристика жестов, манер, мимики, голоса [46].

Опираясь на тематические и структурные признаки портретных описаний, К.Л. Сизова выявляет следующие  группы:Эта глупость зачем?

  1. по тематическому признаку: туалетоцентричный (описание одежды),колороцентричный(цветоваяхарактеристика), предметоцентричный (сравнение персонажа с предметами), зооцентричный (сравнение персонажа с животными), флороцентричный (сравнение персонажа с растениями);

  1. по структурному признаку: точечно-линейный, полевый и объемный портреты.

О.А. Малетина, дополняя типологию К.Л. Сизовой, вводит понятие характероцентричного  портрета,  под  которым  исследовательница понимает

«описание характера, способностей и навыков персонажа художественного произведения» [38, с. 60]. На наш взгляд, в характероцентричном портрете можно выделить следующие составляющие: психологические особенности (умственные способности, моральные качества, личностные характеристики) и социальные характеристики (социальное положение, возраст, профессия).

Как отмечает О.А. Малетина, зачастую между внешностью персонажа и его характером наблюдается зависимость, то есть «характер персонажа является проекцией внешнего изображения героя» [38, с. 66]. Подчеркнем, что подобная связь не всегда проявляет себя в  художественном произведении: внешний облик персонажа может контрастировать с его характером.

Также обратим внимание на точку зрения Н.А. Родионовой, которая выделяет портрет-представление (или портрет-знакомство), портрет- ситуацию и портрет-оценку [43]. По мнению исследователя, целью портрета- представления является знакомство читателя с персонажем;  портрета-оценки

  • воплощение семантически значимых ощущений наблюдателя (повествователя или другого персонажа); портрета-ситуации – отражение облика героя, связанного с конкретной ситуацией. Данная классификация представляется схематичной, однако указывает на важные функции литературного портрета.

Подчеркнем, что вXXI веке внимание к портрету проявляется со стороны не только литературоведов, но и лингвистов. Так, основываясь на количестве передаваемой информации, А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов:

  1. портрет-штрих (краткие портретные характеристики персонажа);

  1. оценочный портрет (авторские оценки: «лучший», «худший»,

«красивый», «добрый» и др.);

  1. ситуативный портрет (признаки, характерные для персонажа в различных ситуациях);
  2. дескриптивный портрет  (описание  отдельных  признаков персонажа в подробном или фрагментарном виде) [12].

Не менее важной представляется классификация Е.В. Михайловой, которая характеризует портретные описания по следующим признакам: расположение в тексте (позиционирование); содержание элементов (наполняемость); количество элементов (N-компонентность);  характер подачи портретной информации; наличие/отсутствие авторского комментария к портрету (авторский комментарий) [41].

Исследовательница подчеркивает, что наполняемость портрета содержит в себе такие элементы, как внешность представляемого персонажа, манеры его поведения, жестикуляции, мимики и т.д. Так называемая «N- компонентность» подразделяется на минимизированный портрет (имя  героя и наличие одного портретного признака), развернутый портрет (представление двух и более деталей, характеризующих персонажа) и гипертрофированный портрет (представление значительного количества портретных описаний) [41]. Данная классификация может представлять интерес в связи с многоаспектным рассмотрением литературного портрета.

Подчеркнем, что из всего многообразия классификаций портретных описаний в художественной литературе мы выбрали несколько классификаций, в которых проявляется уникальность явления литературного портрета. Выявляя различные признаки и характеристики портретных описаний, литературоведы и лингвисты обращают внимание на глубину и многоаспектность понятия «литературный портрет».

Итак, исследовав различные точки зрения на портретные описания в структуре   художественного  текста,  мы   пришли   к   выводу  о   том,   что в

литературе портрет является одним из средств художественной характеристики персонажа. Благодаря описаниям внешнего облика писатели отражают внутреннюю сущность персонажей, раскрывают их характеры и выражают идейное отношение к ним. Кроме того в литературе портрет становится особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя.

тексте

  1. Функциональная роль и поэтика портрета в художественном

В  предыдущем  параграфе  мы  рассматривали  портрет  как  «одно из

средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности, души через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя» [21, с. 90].

На наш взгляд, для более глубокого понимания сущности литературного портрета необходимо изучить его функциональную роль в тексте, а также рассмотреть основные средства создания портретных описаний. Это позволит исследовать специфику портретных описаний и определить место литературного портрета в системе средств создания художественного образа.

Подчеркнем, что в художественной литературе как словесном искусстве портрет является одним из средств  характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием обстановки, описанием мыслей и настроений персонажей, диалогами и т.д.

Так, по мнению Е.А. Гончаровой, «литературно-художественный образ персонажа как часть общей структуры текста есть серия портретных зарисовок, эпизодов, описаний действий и внутренних состояний, соотнесенных друг с другом через общий семантический центрантропоним» [15,  с.  87].  Следовательно,  литературный  портрет  оказывается  одной     из

сторон художественного образа и отличается при этом особой  наглядностью и высоким художественным потенциалом. Кроме того в художественном произведении портрет героя может получать развитие, дополняясь при этом разнообразными деталями.

Примечательно, что особенности портретов героев зависят от рода литературы, а также от принадлежности произведения к тому или иному литературному направлению. В драме автор ограничивается указанием на возраст и социальное положение персонажа, указанное в списке действующих лиц, а также на детали поведения, указанные в ремарках. Иногда портреты могут быть детализированными, как, например, в драме А.Н. Островского «Воспитанница». При этом о внешности того или иного персонажа можно судить по репликам других действующих лиц.

«Портрет в лирике, - пишет С.Н. Колосова, - в целом отличается тенденцией к динамическому изображению; <…> динамика становится показателем художественности в лирическом портрете как основе лирического сюжета» [33, с. 14]. К примеру, в стихотворении Н.А. Некрасова

«Тройка» изображена красавица-крестьянка:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных, как ночь. Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок [62].

Жизнь героини будет крайне тяжелой, красота будет загублена, и эта идея передается благодаря введению еще одного портрета:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь

<…>

И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг [62].

Два портрета, контрастирующих друг с другом, относятся к различным временным координатам и призваны показать  изменения, которые произойдут с героиней. Таким образом, в стихотворении подчеркивается динамичность ее образа, меняющегося с течением времени, и реализуется идейно-тематический план.

Для нашей работы целесообразным будет рассмотрение портрета в прозаических произведениях, где он выполняет важные функции, с помощью которых можно не только понять образ героя, но и изучить индивидуальный стиль писателя.

На наш взгляд, именно в прозаических произведениях портрет героя может быть чрезвычайно подробным, давать исчерпывающее  представление о его социальном положении и характере. Так, в своей диссертации «Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева» У Чуньмэй справедливо отмечает, что живопись и проза, пользуясь различными изобразительными и выразительными возможностями, сходятся [50].

Примечательно, что писатель может неоднократно возвращаться к портрету героя, добавляя новые черты, отмечая изменения в его внешности, поведении. Согласимся с точкой зрения Е.А. Гончаровой, которая считает, что «преимущество художественно-литературного портрета человека перед живописным состоит именно в возможности его развития во времени» [15, с. 86].

Итак, согласимся с точкой зрения О.А. Малетиной, которая отмечала следующее: «Основные функции портрета (характерологическая, оценочная, идейно-художественная) показывают, что многофункциональность заключается в неразрывном единстве и взаимодополняемости, а также подвижном сосуществовании его функций» [39, с. 154]. Действительно, лишь через   единство   всех   функций   литературного   портрета   проявляется его

своеобразие и определяется роль в раскрытии проблематики художественного произведения.

Так, характерологическая функция не может проявляться вне связи с оценочной функцией, которая, в свою очередь, позволяет читателю понять характер литературного персонажа. При этом обе функции «способствуют раскрытию идейно-художественного содержания произведения» [39, с. 154]. По большому счету, указанные автором функции являются разновидностями базовой дескриптивной (описательной) функции словесного портрета и объединяются в рамках идейно-художественной функции.

Рассмотрим подробнее дескриптивную функцию словесного портрета. Опираясь на работы Е.М. Кауровой, Е.В. Михайловой, Е.Б. Скороспеловой, можно говорить о том, что в портрете героя, как и во всем его образе, существуют общие типические черты и индивидуальные [30; 41; 58]. С одной стороны, литературный герой может изображаться как социальный и исторический человек, представитель определенной эпохи и классовой группы. Его наружность, движения, манеры характеризуют обычно ту социальную среду, которую писатель в своем произведении обобщает и идеологически оценивает. С другой стороны, персонажи могут наделяться ярко выраженными индивидуальными чертами, которые проявляют особенности его характера и художественно отображаются авторами литературных произведений.

Одни черты раскрывают «природные» особенности персонажа, другие

- указывают на его социальный статус. В подобном случае немаловажную роль играют костюм и манеры героя, которые также свидетельствуют о его воспитании. К примеру, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов встречает гостей в «темном английском сьюте, модном низеньком  галстухе  и  лаковых  полус