Новости

Разработка педагогического программного средства по теме «Цифровой видеомонтаж» для систем СПО

Работа добавлена:






Разработка педагогического программного средства по теме «Цифровой видеомонтаж» для систем СПО на http://mirrorref.ru

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. Особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приёмов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Студенты вырабатывают у себя стремление к самостоятельному труду в процессе поиска решений различных задач, становятся более уверенными в себе, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром говорят, что в школе ученики приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимать решения в результате практической деятельности. Значит, преподавателям в системе СПО жизненно необходимо восполнить этот пробел в знаниях.

Актуальность самостоятельной работы студентов состоит в том, что она является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы студентов является важнейшей задачей обучения в учреждениях системы среднего профессионального образования.

Организация самостоятельной работы, управление её ходом - это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Нельзя не отметить особую важность этой темы, так как знания, умения и навыки нельзя передать от преподавателя к учащемуся, используя только слова. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие основных умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, ведь только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, – одно из главных условий образовательной компетентности студента. Цифровые технологии развиваются очень быстро. Десять лет назад мы и подумать не могли, что практически в каждой семье будет персональный компьютер, а Интернет станет общедоступным. В области обработки видеоматериалов так же много что кардинально изменилось.

Перед курсом цифрового видеомонтажа стоит ряд следующихзадач: научить учащихся способам создания и редактирования изображений, используя инструменты графических программ; научить выполнять обмен данными между различными программами; познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание; реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе создания фильмов; познакомить студентов с основами цифрового видео; познакомить с различными программами видеомонтажа; научить основам работы в программе видеомонтажа КиностудияWindows; создать собственные фильмы по выбранной тематике; сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту видеомонтажа; сформировать навыки работы в коллективе над проектами; научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет – пространстве.

Одна из задач образовательного учреждения – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого студентам предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать её для решения учебных и жизненных задач.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по информатике в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования – педагогическое программное средство, используемое для организации самостоятельных занятий по информатике обучающимися системы СПО

Цель исследования – разработка педагогического программного средства по теме «Цифровой видеомонтаж» для систем СПО.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

  • Рассмотреть особенности организации самостоятельной работы студентов СПО.
  • Рассмотреть современные подходы к изучению темы «Цифровой видеомонтаж» в системе СПО.
  • Произвести отбор теоретического и практического материала и разработать образовательный Web-ресурс.

Глава 1. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся системы СПО по информатике

1.1 Самостоятельная работа и принципы её организации

Понятие самостоятельной работы рассматривается в Педагогическом словаре и как «вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности обучающегося во всех её структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, и как средство формирования познавательных способностей обучающихся, их направленности на непрерывное самообразование» [16, с.134].

Определение "самостоятельная работа" имеет несколько значений, поэтому вполне ожидаемо, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Важно детально рассмотреть понятие «самостоятельная работа», проанализировать его сущность по отношению к различным этапам обучения, так как сейчас, по мнению А.А. Леонтьева, остро стоит вопрос о преемственности непрерывного образования личности на всех ступенях обучения. Единая система обучения, где «каждое звено решало бы задачи (и применяло бы соответствующие приемы и методы), отвечающие конкретным целям обучения, ведущим мотивом учения и возрастным особенностям учащихся, – вот задача, стоящая сейчас на повестке дня» [18, с.24].

В работах, посвящённых использованию самостоятельной работы в процессе обучения (Ю.К. Бабановой, В.К. Буряк, Л.Г. Вяткин, В.Г. Дайри, В.Н. Есипов, Л.В. Жарова, Р.М. Михельсон, О.А. Нильсон, Н.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова), это понятие рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности. Наиболее точным, всесторонне рассматривающим различные подходы самостоятельной работы, представляется толкование, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика» [7, с.8].

Анализ публикаций, посвящённых проблеме обучения самостоятельной работе в учебных заведениях системы СПО, позволяет выделить следующие основные положения, касающиеся данного педагогического явления:

1.  Самостоятельная работа определяется как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

2.  Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.

3.   При самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения.

4.  Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых знаний, умений и навыков, способствующих её «рациональной организации: умение планировать эту работу, чётко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе» [2, с.175-176].

Учёные, исследующие данную проблему, также вкладывают в термин «самостоятельная работа» различное содержание. Так, понятие «самостоятельная работа» трактуется, как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский); как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного, материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г. Молибог).  Р.А. Низамов понимает под самостоятельной работой разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя. Б.Г. Иоганзен организацию самостоятельной работы рассматривает как систему мер по воспитанию активности и самостоятельности, как черт личности. Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев).

Как видно из приведённых выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Можно привести и другие примеры, демонстрирующие неоднозначность толкования термина "самостоятельная работа студентов" и различные подходы к пониманию способов её организации. Представляется важным более подробно остановится на определениях понятия «самостоятельная работа», предлагаемых П.И. Пидкасистым и М.Г. Гаруновым.

П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [5, с.31]. С одной стороны, по мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой – форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, именно способ деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний. М.Г. Гарунов под самостоятельной работой понимает «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства» [10, с.45].

По мнению М.Г. Гарунова и П.И. Пидкасистого, самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики: она формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью студента в процессе обучения и профессионального самоопределения [10, с.40].

В исследовании Е.Н. Трущенко самостоятельная работа рассмотрена как «внутренне мотивированная деятельность, способствующая профессиональному становлению студентов посредством развития их личностной активности, формированию познавательной мотивации и превращения её в профессиональную, обеспечению их заинтересованного участия в реализации перехода от учения к профессиональной деятельности» [38, с.10].

Важно выделить, что одной из наиболее значимых характеристик СРС является то, что она представляет из себя систему. «Под системой самостоятельной работы подразумевается совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчинённых общим задачам видов работ. И как любая система, самостоятельная работа студентов должна соответствовать определённымдидактическим требованиям:

1. Система самостоятельной работы должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению студентами глубоких и прочных знаний, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и прежде всего – принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении [6, с.3-4].

1.2 Виды и структура самостоятельной работы студентов в СПО

 

В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [47].

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Таким образом, структурно самостоятельная работа студентов может быть разделена на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.).

Исследования ученых-педагогов (Б.П. Есипов, Б.И. Коротяев, О.А. Гельсон, И.П. Пидкасистый) позволяют выделить четыре типа самостоятельных работ, соответствующих уровням самостоятельной деятельности обучающихся: воспроизводящие (способствуют формированию умений и навыков, запоминанию способов деятельности в конкретных ситуациях), реконструктивно-вариативные (позволяющие осмысленно переносить знания в типовые ситуации, учат анализировать, создают условия для развития мыслительной активности, формируют приёмы и методы познавательной деятельности), эвристические (способствующие формированию творческой личности учащихся, обобщению и систематизации полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации), творческие (позволяют обучающимся получать совершенно новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний) [9].

Включение студентов в самостоятельную работу осуществляется поэтапно.

Первый этап – ознакомление студентов с образцами действий –призван способствовать выработке положительной мотивации; общего подхода к организации самообразовательной деятельности, развитию соответствующих умений. Задачами данного этапа являются: возбуждение интереса к самостоятельной работе; обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений; раскрытие приемов самообразования.

Второй этап – формирование умений самостоятельной работы – направлен на мобилизацию и активизацию внутренних резервов студентов, на максимальное погружение их в работу с информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на ее основе субъективно новых знаний.

Третий этап – совершенствование умений самостоятельной работы за счет овладения творческой рефлексивной деятельностью как одного из условий развития самообразования, самореализации и самосовершенствования [15].

Самостоятельная работа студентов,  являясь эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, представляет собой  многомерное педагогическое явление, одновременно выступает как одни из составных, органических элементов учебного процесса, подпроцесс целостного образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования; как вид учебной  деятельности, при котором самостоятельно выполняются задания учебного, исследовательского, профессионального характера, обеспечивающие усвоение системы профессиональных знаний, способов деятельности, формирование навыков и умений творческой деятельности; как самоорганизация образовательной деятельности, характеризующаяся возрастающей внутренней мотивированностью, самостоятельностью, активностью студента как её субъекта; как способ управления преподавателем самостоятельной познавательной  деятельностью студентов, средство её логической и психологической организации; а её результатом становится  готовность к  самореализации в профессиональной деятельности [11].

Как сложное педагогическое явление в своей организации СРС требует опоры на чёткие правила – принципы управления. Отдельные принципы организации и управления СРС рассматриваются в работах А.С. Воронина, Т.В. Григорьевой, В. А. Кан-Калика, М.П. Карпенко, А.Г. Молибога и др. Для решения проблемы оптимизации СРС, нам представляется возможным систематизировать принципы организации СРС исходя из её авторского определения [14].

Рассматривая СРС как подпроцесс целостного образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования и вид учебной деятельности, в первую группу рассмотрим такие общедидактические принципы, как доступность и систематичность, связь теории с практикой, обучение на высоком научном уровне, связь обучения с практикой.

Сущность СРС как самоорганизации образовательной деятельности заключается в совпадении объекта и субъекта управления, создании принципиально нового уровня социальной организации в учреждении среднего профессионального образования, обладающей собственной структурой закономерностей и противоречий. В основу самоорганизации учебной деятельности могут быть положены следующие принципы.

«Во-первых, это принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определенную цель: воспитание профессионализма, начиная с 1-го курса обучения. Система обучения в учреждении СПО должна быть подчинена данному основополагающему принципу. Это создаст возможность, а главное, потребность продуктивного мышления и творческой деятельности студента.

Во-вторых, важный принцип самоорганизации учебной деятельности – равновесие ролевого и автономного поведения обучающихся. Заданная модель специалиста – своеобразная роль студента. Именно воплощением в жизнь этого принципа достигается эффект взаимодополняемной активности студентов и преподавателей… Самоорганизация учебной деятельности в учреждении среднего профессионального образования не может осуществляться вне принципа индивидуализации, отражающего диалектику самореализации личности студента» [25, с.71–75.].

Принцип рефлексии означает, что обучающиеся должны отдавать себе отчет в своих действиях, т. е. осмысливать все составляющие процесса обучения, а также свои действия по его организации. Рефлексивные процессы у учащихся будут развиваться значительно эффективнее, если преподаватель будет обучать их самоанализу деятельности.

В данную группу входят и принципы целенаправленности, самостоятельности, ответственности, творческой активности СРС. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер и иметь чёткую и ясную формулировку цели (целей). Это придает ей осмысленный характер и способствует более успешному выполнению поставленных задач. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при её выполнении работать усердно.

С точки зрения на СРС, как на способ управления преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью студентов, средство её логической и психологической организации, возможно выделение двух подгрупп принципов: принципы её психолого-педагогического сопровождения и педагогического управления.

«Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности преподавателя, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента [41, с.62].

Выделяют следующие принципы психолого-педагогического сопровождения студента.

1. Принцип опоры на обученность и обучаемость студента в процессе СРС означает соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский) на основе диагностики индивидуальных сфер студента. В организации СРС этот принцип предполагает оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ собственного вмешательства в образовательную деятельность студента, не подавляя его активность и инициативу, поддерживая его мотивацию, как к продолжению деятельности, так и к последующему обращению за помощью в случае каких-либо затруднений; проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента с учетом данных диагностики; оценивание достижений студента с учетом его возможностей и способностей, обученности и обучаемости.

2. Принцип учета и соблюдения личных образовательных, профессиональных интересов и планов студента, который требует индивидуализации СРС, разработки индивидуальных заданий, удовлетворяющих его интересы и потребности. 

3. Принцип вариативности и гибкости, который требует от педагога в процессе управления СРС оперативного и гибкого реагирования на изменения, как в самом студенте, так и в окружающей его среде.

4. Принцип обеспечения субъектной позиции студента, которую можно определить, как цель, условие, средство и результат психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности студента.

5.  Принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков) предполагает, что субъекты сопровождения образовательной деятельности студента рассматривают развитие студента с учётом его достижений, позитивных изменений в его самостоятельной учебной деятельности.

6. Принцип непрерывности, системности и преемственности психолого-педагогического сопровождения СРС, которое должно осуществляться с первого года обучения, обеспечивая непрерывность и преемственность развития студента и его деятельности при переходе от одного этапа обучения к другому.

7.Принцип взаимодействия субъектов психолого-педагогического сопровождения СРС. Эффективность поддержки и помощи студенту зависит от взаимодействия специалистов, имеющих различное профессиональное видение образовательной деятельности и индивидуального развития студента [12, с.70-72].

К принципам педагогического управления СРС относятся правила, позволяющие реализовать следующие функции педагогического менеджмента: планирование СРС, организация СРС, контроль и оценка качества СРС, её коррекция. В эту подгруппу вошли следующие принципы: регламентация всех самостоятельных заданий по объему и по времени; обеспечение условий для СРС (бюджет времени, учебная литература и учебно-лабораторная база [46], блочная структуризация содержания СРС; коррекционный тип управления СРС; дифференцированный подход к студентам с  соблюдением  посильности  учебных заданий; повышение удельного веса самостоятельной работы по мере перехода студентов на старшие курсы; планомерное   возрастание    интеллектуальных    нагрузок и последовательный переход к более неточным и  неполным  указаниям по выполнению самостоятельной работы;  постепенное отдаление преподавателя и занятие  им  позиции  пассивного  наблюдателя за процессом.

В данную подгруппу вошёл и принцип комплексного подхода к организации СРС. Руководство самостоятельной работой студентов предусматривает организационную, методическую, регуляционную и контрольную составляющие.

В педагогическом управлении СРС важно соблюдать  также принцип единства трех взаимосвязанных форм СРС  (внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая, в том числе научно-исследовательская работа), принцип обратной связи в системе сотрудничества обучаемых и обучающего, принцип коммуникативного взаимодействия по отношению к создаваемой студентами в процессе СРС образовательной продукции (предполагает представление и совместное обсуждение участниками образовательного процесса созданных ими продуктов), а также рейтинговый метод контроля СРС и постепенный переход от контроля преподавателя  к самоконтролю, принцип соответствия оценки образовательного результата поставленной цели.

Реализация разработанной системы принципов организации СРС позволит повысить её эффективность и обеспечить плавный переход студентов от учебной деятельности непосредственно к профессиональной.

Ведущим звеном в системе обозначенных принципов организации СРС на современном этапе развития среднего профессионального образования в контексте личностно ориентированной парадигмы образования является принцип дифференцированного подхода.

1.3 Самостоятельная работа студентов по информатике

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный путь её решения и доказать обоснованность выбора. В этих условиях возрастает роль самостоятельной работы студентов (СРС). Самостоятельность - как черта личности, как необходимое условие реализации ФГОС третьего поколения, на неё сделан акцент и в учебных планах помимо аудиторных часов предусматривается 50% учебного времени на самостоятельную работу.

Одной из важнейших стратегических задач современного СПО является формирование общих и профессиональных компетентностей будущих специалистов. Квалификационные характеристики образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, использование и анализ информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает СРС, создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска и использования необходимых знаний.

При изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» организация СРС представляет единство двух взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) и аудиторная самостоятельная работа студента, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя на занятиях. ВСРС — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но направляемая им [45].

Внеаудиторная самостоятельная работа студента (ВСРС) занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всём его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать компетентного профессионала. Значение ВСРС возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли [23].

Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат. В Курском государственном политехническом колледже (КГПК) обеспечен свободный доступ всех студентов к информационным ресурсам, что создаёт важную предпосылку для выполнения проектов и проведения исследовательской работы [28].

Процесс обучения должен всё больше основываться на способности студентов находить необходимую информацию, обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - всё это становится более важным, чем запоминание конкретной информации.

Очевидно, что ориентация образовательного процесса на СРС неизбежно влечет за собой не только иные формы организации учебной деятельности, но и принципиально новые формы контроля за её осуществлением. Это даёт очень хорошие результаты: отношение студентов к учебному процессу существенно меняется, значительно повышается степень их самостоятельности и ответственности. Они не пропускают занятий и готовятся к каждому из них. В данной системе учитываются не только академические успехи студентов, но и их активность на занятиях, участие в семинарах, своевременное и качественное выполнение письменных работ. Это позволяет выразить результаты обучения студентов в числовой количественной форме, а значит более эффективно осуществлять анализ и управление успеваемостью.

В рабочих программах дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» прописаны виды ВСРС к каждому разделу. Виды внеаудиторной СРС, предусмотренные программой, разнообразны: изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа со сборником тестовых заданий по дисциплинам; составление и решение кроссвордов; составление конспектов, заполнение таблиц и т.д [30].

При этом составление конспекта — это обязательная часть ВСРС, которую должен выполнить каждый студент, а подготовка реферативных сообщений, электронных презентаций - это часть ВСРС, которую студент выбирает самостоятельно.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля. Аудиторная СРС проводится под руководством преподавателя в соответствии с разработанными методическими указаниями к выполнению практической работы.

Методические указания избавляют преподавателя от мелочной опеки, при этом позволяют больше времени отводить на руководство наиболее сложными исполнительскими действиями студентов, характерными признаками которых являются наличие у человека собственных взглядов и убеждений, умение самостоятельно мыслить, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения. При этом студент учится управлять своей деятельностью: контролировать, оценивать и корректировать её с учетом конкретных условий. В противном случае возможны серьезные ошибки, мешающие достижению поставленной цели.

Эффективным способом организации СРС стало создание презентаций и сайтов, творческих работ по графике, проектная деятельность.

Метод проектов очень перспективен для организации СРС. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к её качественному выполнению.

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы [14].

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудио- документами по различным учебным дисциплинам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков.

Проекты студенты могут выполнять как во внеурочное время, так и на практических занятиях. При этом студенты могут объединяться в группы, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой по круговой системе. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят всё большее распространение в системе образования.

На этапе формирования новых знаний СРС организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода. Это позволяет формировать у каждого студента умения и навыки самостоятельно добывать знания; развивать организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность; учитывая индивидуальные особенности каждого студента, соответствующие его подготовке и возможностям, осуществлять степень помощи студенту; создать условия для демонстрации успеха каждого. В ходе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируется самооценка, повышается критичность, рефлективность, обоснованность.

Компетентность - это важнейшая характеристика специалиста, который должен быть так готов к выполнению профессиональной деятельности, чтобы самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять свои трудовые функции. В результате самостоятельной работы компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией [36].

В процессе изучения информатики студентами политехнического колледжа происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и умелому применению в жизни того, что накоплено при обучении. Ставится задача перехода от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые заложат основы для становления профессиональной компетентности.

Выполнение этих задач невозможно без применения современных обучающих технологий. Причем, использовать их необходимо не только при обучении общепрофессиональным и специальным дисциплинам, но и при изучении информатики. Именно при получении и закреплении знаний и складываются те навыки, которые в дальнейшем обеспечат успешное усвоение специальных предметов и, как следствие, формирование профессиональной компетентности выпускника.

В основу современных форм и методов активного обучения положен деятельностный подход, который предполагает максимально возможное включение обучаемых в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему знаний с помощью специально создаваемых средств обучения.

Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению предметов «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», приобретению умений и навыков, закладывает тот самый фундамент, на котором будет строиться дальнейший профессиональный рост выпускника колледжа, как компетентного специалиста [40].

Опыт работы показал, что поиск новых знаний по информатике для студентов-дизайнеров действительно вызывает интерес, расширяет их кругозор, раскрывает глубину применений их в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в будущей профессиональной деятельности. При этом студенты используют сайты Интернета. Многие практические занятия по информатике представлены практическими работами, каждая из которых выполняется индивидуально на занятии и защищается у преподавателя. Студенты получают индивидуальные задания по темам курса (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.) содержание которых имеет профессионально-прикладной характер. Многие задания посвящены статистической обработке данных эксперимента. Такой традиционный метод контроля дополняется «срезами», контрольными работами, выполняемыми на занятии. Они охватывают 3-4 темы и в отличие от практических работ позволяют полнее и объективнее судить о степени подготовленности студента, его самостоятельности при выполнении работ. В завершение изучения раздела проводится компьютерное тестирование. Причём важно чтобы студенты знали уровень сложности вопросов итогового теста и его обоснованность в соответствии с требованиями ФГОС. Использование систем тестового контроля на компьютере оправдано в случаях возникновения психологического барьера «преподаватель – студент», для отказа от системы фиксированных вариантов тестов и эталонов, для повышения объективности и скорости оценки результатов тестирования.

Основным способом приобретения и накопления знаний по будущей специальности является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной на лекциях и практических занятиях информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывность и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов [38].

В обучении информатики на занятиях и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых преподавателем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность студентов.

1.4 Анализ электронно-образовательных ресурсов по информатике

Перед созданием ЭОР (электронно-образовательного ресурса) по информатике и ИКТ был проведен тщательный анализ педагогических качеств, существующих электронных образовательных ресурсов. Он показал, что во многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью, она обуславливается заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием.

Способы предъявления учебной информации, как правило, ограничиваются большими текстами, в которые иногда включаются фрагменты анимации или аудиотекста. При чтении текста возникают значительные трудности, связанные с неудачным соотношением цвета фона и цвета шрифта, его размером и гарнитурой. Визуальная информация слабо связана с предъявляемыми текстами, хотя по замыслу авторов, должна служить иллюстративным материалом. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты анимации, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение учащихся за событиями, происходящими на экране.

Зачастую обучающие программы работают в активном режиме, а интерактивные возможности современной компьютерной техники не используются. Ученик не получает помощи ни при изучении нового материала, ни при выявлении недостатков в полученных знаниях. В некоторых случаях даётся реакция на неправильный ответ на контрольный вопрос в виде недовольного лица или звука. Авторы не учитывают необходимость создания “ситуации успеха” при работе с программой и поэтому не предоставляют повторной попытки ответа [44].

Серьёзным, недостатком учебных CD-дисков является необходимость изучения правил работы с программами (недружественный интерфейс). Обучающемуся приходится думать не только над предложенной учебной информацией, но и над тем, по какой экранной кнопке и как нужно кликнуть мышью. Это создаёт дополнительный барьер в работе с обучающей программой.

Тем не менее, очевидно, что электронная версия может служить источником учебной информации и при определённых условиях дополнять традиционный учебник. Условия можно сформулировать так:

  • научность содержания,
  • подчинённость формы подачи информации и используемых выразительных средств учебным целям,
  • образовательная технологичность,
  • структурирование содержания по принципу создания образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения каждому пользователю.

Принципиально важно соответствие основным дидактическим принципам: наглядность, возрастные возможности пользователей, уровень уже полученных знаний и др.

При этих условиях электронными образовательными ресурсами всегда будет обеспечен потребитель. Наибольший потребительский потенциал, однако, имеют не индивидуальные пользователи, а коллективные образовательные учреждения различного типа. Идея комплексного использования традиционного учебника в сочетании с сайтом, на котором, по сути, представлен дополняющий наглядно-демонстрационный, справочный материал, материал для закрепления тем, весьма плодотворна. Она реализуема при хорошем техническом оснащении образовательного учреждения и при профессиональной готовности преподавателя.

Учебно-методический комплект (УМК) представляет собой, по сути, комплекс средств обучения, в который входят:

  • традиционный учебник
  • рабочая тетрадь на печатной основе
  • диск с ЭОР
  • методическое пособие для учителя [24].

Системообразующим элементом, как правило, является учебник.

При разработке ЭОР к «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» для студентов 2 курса основной упор делался на научно-педагогические требования к информационно-обучающим системам.

  1. По назначению электронные образовательные ресурсы должны служить формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
  2. Желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.
  3. Содержание ЭОР должно включать научно достоверную информацию. Содержание, глубина и объём научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  4. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев учителя. При отборе материала для зрительного ряда преимущество следует отдавать крупным и средним планам, по возможности избегая дальних планов и мелких деталей.
  5. Информация должна преподноситься в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.
  6. При создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Размеры букв, цифр, знаков (кегль), их гарнитура, цвет, а также расстановка знаков в словах, а слов в предложениях должны способствовать четкому различению и хорошему восприятию информации. Кегль основного текста должен быть не менее 14 пунктов для серифного шрифта (например, Times New Roman) и 12 пунктов для рубленого шрифта (например, Arial). Заголовки лучше выделять увеличением кегля.
  7. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Оптимальная длина строки составляет 40 – 42 знака. В более длинной строке следует применять серифные шрифты, помогающие “держать” строку. Недопустимо использование для чтения текста полос прокрутки или кнопок перехода от экрана к экрану.
  8. На различимость объектов влияют цвет фона и цвет изображений на нем, их контрастность. Лучшими соотношениями фона и изображений являются белый-синий, черный-желтый, зеленый-белый, черный-белый.
  9. Компьютер как средство обучения не может быть объектом изучения. Поэтому интерфейс должен быть интуитивным и не требовать специального обучения работе. Представляется рациональным использование стандартного интерфейса программ для Windows. При этом следует стремиться к максимальному использованию стандартных меню и кнопок на панелях инструментов, по возможности сохраняя их расположение на экране.
  10. Для выделения в текстах наиболее важных частей можно использовать полужирное и курсивное начертание знаков, выделение цветом знаков и фона, рамки, а также их сочетания. Для смысловых выделений не следует использовать подчеркивание, которым по умолчанию выделяются гиперссылки.
  11. Отбор учебного материала должен обеспечивать комплементарность диска с учебником, входящим в состав УМК и являющимся системообразующим в нём.
  12. В максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием. Это следует учитывать не только при разработке контрольных заданий, но и при подготовке сообщаемой учебной информации [42].

Исходя их данных требований, в качестве основополагающего был избран веб-интерфейс ЭОР с удобной и интуитивно понятной навигацией.

Глава 2. Разработка электронно-образовательного ресурса

2.1 Тематическое планирование

Раздел 1. Основы цифрового видео.

Тема 1. Основные понятия темы «Цифрового видеомонтаж».

Тема 2. Различие между аналоговым и цифровым видео.

Раздел 2. Знакомство с программой «КиностудияWindows».

Тема 1. Создание файла-проекта.

Знакомство с интерфейсом программы. Создание нового проекта. Сохранение и открытие проекта. Размещение элементов проекта в рабочей области.

Тема 2. Работа над творческим заданием.

Практическая деятельность учащихся: Создание слайд-шоу на свободную тему.

Раздел 3. Приемы видеомонтажа в программе нелинейного видеомонтажа «КиностудияWindows».

Тема 1. Покадровая обработка видеоизображения.

Обрезка видеоизображения. Создание перехода между клипами. Слайдовые эффекты перехода. Обработка изображения фильтрами (применение видеоэффектов). Создание титров.

Практическая деятельность учащихся:

Практическая работа «Обрезка видео»;

Практическая работа «Создание переходов между клипами»;

Практическая работа «Слайдовые эффекты перехода между клипами»;

Практическая работа «Применение фильтров к клипам видеообъекта»;

Практическая работа «Создание титров».

Тема 2. Видеомонтаж с аудиоэлементами.

Совмещение видео с аудиопотоками.

Практическая деятельность учащихся:

Практическая работа «Подбор и наложение звука на видео»;

Практическая работа «Применение фильтров к аудиопотоку. Наложение нескольких аудиопотоков на видео»;

Практическая работа «Создание видеопоздравления».

Раздел 4. Работа над творческим проектом.

Осознание мотива и цели деятельности. Определение замысла проекта.

Проектирование.

Презентация проекта.

Практическая деятельность учащихся:

Практическая работа «Чему я научился благодаря элективному курсу?».

№ урока

Название темы

  1. Основы цифрового видео.

1.

Основные понятия темы «Цифрового видеомонтаж».

2.

Различие между аналоговым и цифровым видео.

  1. Знакомство с программой нелинейного видеомонтажа «КиностудияWindows».

3.

Создание файла-проекта.

4-5.

Создание слайд-шоу на свободную тему.

  1. Приёмы видеомонтажа в программе нелинейного видеомонтажа

«КиностудияWindows»

Покадровая обработка видеоизображения.

6.

Обрезка видеоизображения.

7.

Создание перехода между клипами.

8.

Слайдовые эффекты перехода.

9.

Обработка изображения фильтрами (применение видеоэффектов).

10.

Создание титров.

Видеомонтаж с аудиоэлементами.

11.

Совмещение видео с аудиопотоками.

  1. Работа над творческим проектом.

  12.

Осознание мотива и цели деятельности.

Определение замысла проекта.

   13-17.

Проектирование.

  18.

Презентация проекта.

Таблица 1. Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В т.ч. на        практическую

  деятельность.

Основы цифрового видео.

2

2

Фронтальная работа,

анализ реальной ситуации.

Знакомство с программой нелинейного видеомонтажа «КиностудияWindows».

3

3

2

Индивидуальная творческая работа по созданию информационного

продукта.

Приемы видеомонтажа в программе нелинейного видеомонтажа «КиностудияWindows».

6

6

6

Индивидуальное практическое задание.

Работа над

творческим проектом.

7

6

1

5

Индивидуальный (групповой) проект

Итого:

18

17

1

13

Таблица 2. Учебно-тематическое планирование.

2.2 Разработка структуры и интерфейса ЭОР по теме «Цифровой видеомонтаж»

Рис. 1. Структура сайтаhttp://zlajkeee.wix.com/dveo :

Рис. 1. Структура сайтаhttp://zlajkeee.wix.com/dveo.

Сайтhttp://zlajkeee.wix.com/dveo очень прост в использовании и разобраться с ним сможет даже новичок. Сайт состоит из трёх вкладок «Главная», «Учебная программа» и «Для учеников»:

Рис.2. Меню сайта.

На главной странице располагается краткая информация о сайте, его предназначении и возможностях:

Рис.3. Вид главной страницы сайта.

Присутствуют две кнопки, позволяющие быстро перейти к нужному разделу сайта.

Рис.4. Кнопки быстрого перехода.

Также внизу страницы кратко обозначены цели и задачи, поставленные при разработке данного ППС:

Рис. 5. Вид главной страницы.

Вкладка «Учебная программа» содержит в себе всю необходимую методическую документацию доступную для скачивания с сайта в любое время по прямой ссылке:

Рис.6. Вид страницы «Учебная программа».

Отдельная страница выделена для учеников. На ней содержатся основные определения курса, необходимые для самостоятельного изучения:

Рис. 7. Вид страницы «Для учеников».

Внизу страницы для учеников расположена специальная кнопка, позволяющая быстро перейти к первому уроку учебного курса:

Рис. 8. Кнопка быстрого перехода к уроку.

Вкладка для учеников включает в себя две субстраницы: Уроки, Видеоуроки, Задания для самостоятельного выполнения и Работы студентов:

Рис. 9. Субстраницы вкладки «Для учеников».

На субстранице урока располагаются подробные объяснения основных частей интерфейса программы КиностудияWindows сопровождаемые скриншотами:

Рис. 10. Вид страницы с уроком.

Рис.11. Урок, размещённый на сайте.

Рис.12. Урок, размещённый на сайте.

Субстраница с заданиями для самостоятельного выполнения содержит перечень примерных тем для индивидуальных проектов, а также на ней расположен документ, содержащий критерии оценивания работ учеников, который доступен для скачивания с сайта по прямой ссылке:

Рис. 13. Вид страницы с заданиями для самостоятельного выполнения.

2.3 Разработка проекта в программе нелинейного цифрового видеомонтажа «КиностудияWindows»

Цели урока:

Образовательная: ознакомить с интерфейсными компонентами программы КиностудияWindows, их назначением и применением.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление, зрительное внимание.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность при работе за ПК, бережное отношение к оборудованию.

Задачи урока:

- определить понятие интерфейса;

- ознакомить с основными объектами интерфейса «КиностудияWindows»;

- научить создавать ролики, используя интерфейсные компоненты; • ознакомить с назначением основных разделов редактирования.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: 1.Мультимедийный проектор; 2. ЭВМ с установленной программой КиностудияWindows; 3. карточки-задания с практической работой.

План: 1. Организационный момент – 5 мин; 2. Объяснение нового материала – 45 мин; 3. Практическая работа 30 мин; 4. Домашнее задание – 3 мин; 5. Подведение итогов урока – 7 мин.

Видеомонтаж – это процесс сбора и монтирования определенных отрезков видео (а также иных файлов) в единое целое.

С помощью Киностудии Windows можно быстро создавать прекрасные фильмы из своих фотографий и видео. Добавляйте специальные эффекты, переходы, звук и заголовки, чтобы красиво подать свой рассказ. 

Видеомонтаж бывает линейным и нелинейным.

Линейныймонтаж чаще всего осуществляется в реальном времени, когда видеосигнал поступает сразу из нескольких источников: видеомагнитофонов, камер и т.д. А уже непосредственно переключением между этими самыми источниками занимается режиссер линейного монтажа, который и выводит финальную картинку на экран (то, что мы и видим).

Яркий пример линейного монтажа: трансляция телепередачи или спортивного матча в прямом эфире. Что в это время происходит: много камер одновременно снимают один и тот же объект, а режиссер просто переключается между ними, чтобы нам с вами было более интересно созерцать происходящее на экране.

Нелинейный же монтаж уже предполагает наличие какого-то отснятого материала.

Этот видеоматериал делится на определенные отрезки, расставляется так, как того требует сюжет (то есть в определенной последовательности), совмещается со звуком (накладываем эффекты и т.д.), а потом мы все это выводим в один цельный файл.

Интерфейс – система меню, диалоговых окон, элементов управления, которая обеспечивает интерактивный диалог пользователя с приложением.

После загрузки программы перед вами появится окно приложения Windows, которое имеет стандартные части: заголовок, меню, рабочую область. В верхней части рабочей области мы видим ФАЙЛ, ГЛАВНАЯ, АНИМАЦИЯ, ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ПРОЕКТ, ВИД.

Рис.14. Вкладки программы КиностудияWindows.

Во вкладке "Главная", мы можем добавить видео и фотографии, добавить музыку к нашему ролику, ввести его название и добавить титры.

Рис.15. Вид вкладки «Главная»

Здесь же можно записать видео с веб-камеры, записать закадровый текст, сделать моментальный снимок и сохранить фильм.

В рабочую область можно добавить видео или изображения для вашего фильма:

Рис.16. Добавление фото и видео материала.

Выберем из библиотеки необходимые нам файлы:

Рис. 17. Добавление материала из библиотеки.

Рис. 18. Добавленный материал, в рабочей области.

Для каждого объекта нашего ролика мы можем установить визуальный эффект или анимацию.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевлённых неподвижных объектов создавать иллюзию движения.

Рис. 19. Добавление анимации.

В анимации мы можем найти такие эффекты перехода, как: шторки, различные узоры и фигуры, диагонали, стирание, углы, сметание и перелистывание, осколки и т.д.

В настройках анимации мы можем установить длительность анимации или применить её сразу ко всем слайдам.

Рис. 20. Эффекты анимации.

Также можно добавить различные визуальные эффекты:

Чёрно-белый, художественные, кинематографические, отражение, перемещение и переходы.

Визуальные эффекты -  эффекты, которые зритель воспринимает как таковые, понимая, что эти кадры не являются натурными.

В настройках визуальных эффектов можно установить яркость и применить данный визуальный эффект ко всем выбранным объектам.

Рис. 21. Добавление визуальных эффектов.

Во вкладке "Проект" мы можем изменить формат нашего видео, выделить закадровый текст, выделить видео, выделить музыку или ничего не выделять.

Рис. 22. Изменение формата видео.

Вкладка "Правка" содержит в себе настройки громкости видео, скорость нарастания и убывания звука, длительность показа слайдов, установить конечную и начальную точку показа.

Рис. 23. Настройка громкости и длительности показа видео.

После создания проекта, его можно сохранить в виде файла или же импортировать его в нужный формат видео. Для этого необходимо перейти по вкладке "Файл" и выбрать нужный пункт.

Рис. 24. Сохранение проекта.

По завершению монтажа необходимо выбрать формат выходного видео:

Рис. 25. Выбор формата выходного видео.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день технологии цифрового видеомонтажа прочно укрепились во многих сферах деятельности. Множество программистов, сценаристов, дизайнеров работают над созданием всё новых и новых проектов.

Преодоление последствий кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности российского общества всё более связывается с необходимостью повышения качества профессиональной деятельности человека. Особую актуальность данная проблема приобрела для учреждений среднего профессионального образования, поскольку именно в этой сфере сосредоточились противоречия между интересами рынка труда и устаревшей структурой профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий.

Подводя итоги, можно отметить возможности и области применения технологии видеомонтажа.

Основными целями применения цифрового видеомонтажа являются:

-   популяризаторская и развлекательная

-   научно-просветительская или образовательная

-   научно-исследовательская – в музеях, архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и "хранилищ" информации).

В итоге работы был создан ЭОР, с помощью которого передали технологию создания, обработки и воспроизведения цифрового визуального и аудиовизуального материала посредством использования возможностей программы нелинейного видеомонтажа «КиностудияWindows» и обеспечили профессиональные пробы в области цифровой обработки видео- и аудиоматериалов, а также развили воображение, мышление, самостоятельность, аккуратность, внимательность и трудолюбие студентов.

Продемонстрировали студентам методы представления видео в компьютере; показали интерфейс программы нелинейного видеомонтажа КиностудияWindows; описали приёмы обработки видеоматериалов с использованием инструментария программы КиностудияWindows; описали приёмы видеомонтажа в программе нелинейного видеомонтажа КиностудияWindows; спланировали свою деятельность при создании мультимедийной продукции в программе видеомонтажа; создали и сохранили файл-проект определённого профиля; открыли файлы, созданные с помощью программы КиностудияWindows; добавили к клипу видео и аудио; осуществили обрезку видеоизображения в начале, в конце и внутри клипа; применили эффекты перехода между клипами; применили художественные эффекты к клипу; применили эффекты искажения изображения к клипу; применили эффекты цветокоррекции к клипу; добавили титры; применили эффекты к аудиопотоку; осуществили настройку аудиопотока; осуществили монтаж видеообъектов и аудиопотока; осуществили монтаж двух и более клипов; применили фильтры к видеообъектам и аудиопотоку.

Данная выпускная квалификационная работа будет полезна студентам направлений дизайна и преподавателям системы среднего профессионального образования. До последнего времени сохраняется актуальность работы в направлении изучения цифрового видеомонтажа, которая требует возможных дополнений при дальнейших исследованиях.

Список источников и литературы:

  1. Андердал К. «Цифровое видео». М., 2013.
  2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. –224 с.
  3. Бондаренко, С. Работа с фото и видео онлайн: лучшие веб-сервисы: к изучению дисциплины / С. Бондаренко // Мир ПК. – 2011. – №4.
  4. Ватаманюк А. Самоучитель монтажа домашнего видео. М., 2013.
  5. Владимир Молочков «Основы видеомонтажа на примерах» - Санкт-Петербург «БХВ-Петербург», 2007.
  6. Воронин, А.С. Самостоятельная работа студентов: учебно-методическое пособие для специальности 350500 — Социальная работа [Текст] / А.С. Воронин. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. – 39 с.
  7. Вяткин, Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Л.Г. Вяткин. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. – 164 с.
  8. Гамалей В. А. Самоучитель по цифровому видео: как снять и смонтировать видеофильм на компьютере. – М.: ДМК Пресс, 2008. – 376 с.
  9. Гамалей В. Видео своими руками. М., 2013.
  10. Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов [Текст] / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый. – М.: Знание, 1978.
  11. Гарунов, М.Г. Сущность, содержание и методы исследования самостоятельной работы студентов [Текст] / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый // Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы / Отв.ред. В.И. Загвязинский. – Тюмень: ТГУ, 1980. – С.17–29.
  12. Дронов В. Слушаем музыку и смотрим фильмы на ПК. М., 2013.
  13. Дрофа. И.В. Роберт Информационные и коммуникационные технологии в образовании. -М.:, 2008, с. 267-269.
  14. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. - М.: Наука, 2013. - C.14-23.
  15. Кирьянов Д. Видеомонтаж, анимация и DVD-авторинг для всех. М., 2013.
  16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  17. Леонтьев В.П. Цифровое видео на компьютере. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 256 с.
  18. Леонтьев, А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком [Текст] / А.А. Леонтьев //Иностранный язык в школе. – 1985. –№ 5. – с. 24–29.
  19. Маслаков, В.Г. Видеосамоучитель Linux + DVD: учебное пособие / В.Г. Маслаков. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
  20. Медведев Г.С., Пташинский B.C. «Видеомонтаж с нуля» - М.: «ЛУЧШИЕ КНИГИ», 2008.
  21. Молибог, А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе [Текст] / А.Г. Молибог. – Минск: Высшая школа, 1975. – 288 с
  22. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж: Литература. Искусство.Театр. Кино / Отв. ред. Б. В. Раушенбах. - М.: Наука, 2011. - C.119-149.
  23. Монтаж фильма // Техника киномонтажа. - М.: Искусство, 2011.
  24. Официальный учебный курс. «Цифровой видеомонтаж» - ООО «Издательство Триумф», 2008.
  25. Пучков, О.А.Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе: методологические основы [Текст] /О.А. Пучков, Н.С. Солопова // Правоведение. – 1991. – № 4. – С.71–75.
  26. Райт С. Цифровой композитинг в кино и видео. 2-е изд. – М.: НТ-Пресс, 2009. – 448 с.
  27. Райтман М. «Видеомонтаж» - М.: ДМК Пресс, 2013.
  28. Райтман М. Видеомонтаж в Sony Vegas Pro 12. М., 2013.
  29. Райтман М.А. Цифровое видео. М., 2014.
  30. Ривкин М.Ю.Видеомонтаж с нуля. М.: Лучшие книги, 2011.
  31. Симонович, Сергей Витальевич. Занимательный компьютер [Текст]: книга для детей, учителей и родителей / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АСТ - Пресс Книга, 2013.
  32. Синецкий Дм. Видеокамеры и видеосъемка. Практическое руководство. Второе издание. - М: Международное агентство «A.D.&T», 2011. - 157 с.
  33. Скрылина С. Цифровое фото, видео и звук на компьютере. М., 2013.
  34. Соколов А. Г. Монтаж. В 4-х частях. - М.: Изд-во А. Дворников, 2009.
  35. Сперанза О. Съемка видеофильмов цифровой фотокамерой. М., 2013.
  36. Страер П. От съемки до монтажа цифрового видеофильма. Практическое руководство в примерах. – М.: НТ Пресс, 2007. – 192 с.
  37. Толокнов А. Видеомонтаж своими руками – это просто. - User-master, 2009. – 1000 с.
  38. Трущенко, Е. Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов [Текст]: дис., канд. пед. наук / Е.Н. Трущенко. - Москва, 2009. - 168 с.
  39. Утилова Н. И. Монтаж. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 167 с.
  40. Шпакова Ю. Создание кино и видеофильмов от А до Я. М., 2013.
  41. Энтони Боланте. Спецэффекты и создание видеокомпозиций: [Пер. с англ.]. - М.: ООО «Триумф», 2011. - С. 832.
  42. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - http://www.school-collection.edu.ru.
  43. Информационный портал журнала «Как»: Портал о дизайне. – Режим доступа: _http://kak.ru/. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  44. Кирюшкина, А.Г. Моделирование самостоятельной работы студентов с использованием новых образовательных технологий [Электронный ресурс] / А.Г. Кирюшкина. – Режим доступа:http://www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/Kirychkina.htm
  45. Фадеева И. М. Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требования ФГОС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://multiurok.ru/intel/blog/orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-po-informatikie-i-ikt-v-usloviiakh-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta.html
  46. Черная, А.В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: электронный учебник [Электронный ресурс] / А.В.Черная, Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. – 200 с.
  47. Шишкин, В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / В.П. Шишкин. – Режим доступа:http://www.nntu.ru/RUS/NEWS/t1d25.html

Разработка педагогического программного средства по теме «Цифровой видеомонтаж» для систем СПО на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ВЗАИМНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ МНОГОГРАННИКОВ

2. Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем

3. Разработка программного обеспечения систем контроля и управления технологическими процессами

4. Вербальные и невербальные средства педагогического общения

5. Тестирование программного средства

6. Классификация систем реального времени. Средства разработки систем РВ. Понятие систем реального времени. Организация систем РВ

7. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ

8. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АС

9. КОНФИГУРИРОВАНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ЗАЩИЩЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

10. Разработка программного обеспечения для android устройства