Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности

Работа добавлена: 2016-04-19





Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности на http://mirrorref.ru

Приёмы организации сотрудничества младших школьников

с учителем и родителями

во внеурочной деятельности

                                                            Учителя начальных классов

                                                                      МОУ СОШ № 20

                                                                      Нурмухамедовой Л.А.

Г. Королёв

2009

Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности.

    Детский коллектив класса имеет большие потенциальные возможности для стимулирования процесса формирования нравственных качеств и творческих возможностей личности.

    Работая над формированием классного коллектива, организуя и проводя внеклассные мероприятия, я поняла, что самой распространённой формой стало проведение праздников, утренников с чётким распределением функций и с очевидной разрозненностью: учитель – организатор, постановщик, ученики – актёры, исполнители, родители – пассивная группа зрителей.

    Поэтому я стала искать такие формы работы, которые позволили бы мне максимально активизировать и сплотить  в единый творческий процесс не только учащихся, но и родителей. На протяжении многих лет я искала методические подходы и приёмы по решению данной проблемы и, мне кажется, я нашла правильный подход.

    На первом родительском собрании я знакомлю родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе, но и во внеклассной деятельности. Провожу личные беседы и анкетирование, которые позволяют выявить склонности, интересы и таланты родителей.

    Если кому – то из родителей трудно определиться, то я им предлагаю на выбор следующие варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

- оформителями – дизайнерами;

- костюмерами;

- сценаристами;

- актёрами, исполнителями отдельных номеров;

- членами жюри и др.

    Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется моё максимальное участие, и я выступаю в роли организатора – координатора. Проявление родительской активности происходит индивидуально, и к этому я стараюсь относиться корректно: кто-то включается сразу, кому-то необходимо значительно больше времени, некоторые начинают проявлять себя лишь третьему, четвёртому классу.

    Аналогичные тенденции характерны и для детского коллектива, однако в данном случае необходим более длительный период обучения, овладение школьными различными приёмами и способами внеклассной деятельности, и в этом мне помогают родители.

    Так, например, в 1-м классе ученики под руководством взрослых обучаются изготовлению элементов праздничных костюмов по предложенным моделям. Во 2-м классе школьники обсуждают, планируют и изготавливают костюмы, декорации, необходимые атрибуты, уже при частичной помощи и поддержке взрослых. В 3-м, 4-м классах самостоятельность детей становится максимальной и к помощи взрослых они прибегают лишь в отдельных случаях.

    Во внеклассном мероприятии я выделяю следующие этапы:

- мотивационный;

- организационно – подготовительный;

- исполнительский (сам праздник);

- рефлексивно – оценочный.

    Задачами мотивационного периода являются: создание в детской и родительской группах ситуации заинтересованности в мероприятиях, создание познавательного тематического интереса, желания участвовать в подготовке и проведении праздника. С этой целью я провожу викторины («В кладовых осени», «Проказы матушки-зимы», «Что я знаю о правилах дорожного движения» и  др.), которые стимулируют познавательный интерес, конкурс на название праздника. Ученики работают с незаконченными предложениями  (1 класс), пишут мини-сочинения (2-4 класс), позволяющими пофантазировать, помечтать, окунуться в атмосферу радостного ожидания ( «Я мечтаю, чтобы на празднике…», «Я бы очень хотел (а)…», «Я могу…» и др.).

    На этом этапе окончательно уточняется программа праздника. Например, в праздник «Осенний калейдоскоп» (2 класс) включили конкурс на лучшее исполнение стихотворения об осени, изготовление поделок из природного материала, конкурс на лучший костюм «Осень».

    Организационно подготовительный этап является самым длинным и важным, обладает максимальными возможностями для осуществления совместной творческой деятельности детей, родителей и педагога. Отношения на данном этапе разнообразны и имеют возрастную динамику. Если в 1 классе схематически их можно изобразить как

          учащийся                                                 родитель

                                              Учитель

            То к 3 –му, 4-му класса схема становится следующей;

            учащийся                                   учащийся

         т.е. растёт доля детской самостоятельности.

    Именно на данном этапе осуществляется теснейшая взаимосвязь с учебной деятельностью: на уроках чтения дети подбирают подходящие к теме стихи и загадки, сами сочиняют сказки, к урокам математики отыскивают или самостоятельно составляют различные задачи, на уроках изобразительного искусства делают выставки рисунков. Так, готовясь к «Рыцарскому турниру вежливости» во 2-м классе, учащиеся придумывают посвящение в рыцарей вежливости, клятву вежливых учеников, подбирали частушки, готовили кукольный спектакль.

    Целью исполнительского этапа является радостное проживание самого праздника, получение от него удовлетворения.

    Особенно хочется отметить, что я обязательно организую поощрение и награждение детей. Что-то памятное вручается каждому ученику – ведь в начальной школе дети относятся к этому очень трепетно. На празднике стараюсь отметить всех взрослых и детей, чьи старания и труд были использованы при его подготовке.

    На последнем, рефлексивно – оценочном этапе организуем, обсуждение самого праздника и подготовки к нему, в ходе которого мы обсуждаем три основных проблемных вопроса:

- Что у вас получилось хорошо?

- Что не получилось? (Что получилось плохо?)

- Что нужно учесть на будущее? (Какие выводы мы делаем?)

    В своей работе я использую как коллективное обсуждение, так и индивидуальный анализ.

    Часто у детей возникает желание продлить на какое-то время праздничную атмосферу, тогда учащиеся выпускают газету с фоторепортажем, отзывами, посвященную тому или иному мероприятию.

Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами игры во внеурочной деятельности

4. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

5. Развитие коммуникативной компетенции школьников 5-7 классов во время внеурочной деятельности

6. Процесс учебной деятельности младших школьников

7. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

8. Обучение иноязычной грамматике младших школьников в игровой деятельности

9. Организация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

10. ИГРА КАК МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ