Социальная философия в системе научно-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности

Работа добавлена:






Социальная философия в системе научно-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности на http://mirrorref.ru

47. Социальная философия в системе научно-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности.

План

  • Опр. «соц.фил.», роль по отношению к соц и гуманит. дисциплинам
  • Опред. «общества»
  • Предмет и специфика естествознания
  • Соц. Реальность – специфика, сравнение с Прир реальностью. Сущность соц. Отношений
  • Специфика соц познания. Наука объясняющая и наука понимающая. (Дильтей (ФСМ 1) о науках о природе и о духе)

Общество представляет собой сложный объект изучения, оно изучается многими дисциплинами (политология, история, культурология, идеология).Проблемы, связанные с обществом рассматривались ещё с античности, однако как самостоятельный раздел философского знания оформился только к 20-40 годам 19-го века в виде социальной философии.

Социа́льная филосо́фияразделфилософии, призванный ответить на вопрос о том, что естьобществои какое место занимает в нёмчеловек.

Социальная философии я рассматривает наиболее общие основания, условия, закономерности развития общества. По отношению к другим социальным гуманитарным дисциплинам соц философия является их метатеоретическим основанием.

Общество рассматривается может рассматриваться естественными науками и гуманитарными.

Естественно-научное знание (ЕНЗ):общество рассматривается как объект, эволюционирующий, подчиняющийся определенным законам(их и должна изучить наука), т.е. ЕНЗ - «объясняющие» науки, устанавливающие причины явлений.

Социально-гуманитарные знаниярассматривают общество как субъект со всей его многогранностью, контекстуальностью, учитывает ситуацию и историю. Эти науки названы «понимающими», так как понимание это раскрытие смысла.

В изучении общества первый путь, представляющий собой путь познания общественных событий, явлений выступает прерогативой социально-гуманитарных наук. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики, ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни. Следовательно, социальная философия обращается к метафизическому осмыслению общества как к средству более глубокого и конкретного понимания общественной жизни.

1) Для социальной философии в отличии от других социально-гуманитарных наук характерно сосуществование различных, и зачастую несовместимых, парадигм, исследовательствких программ, теоретических моделей общества. (т.е. соц-фил концепции не истинны, не ложны – они разные).

2) Социальная философия стремится к гармонизации отношений между метафизическим (предполагает выход за пределы эмпирической конкретики и обращение к сущности происходящего в мире) и физическим(основан на регистрации, обобщении, описании и на этой основе познание процессов и явлений) знанием об обществе, представленном в фактическом материале, эмпирических сообщениях и социально-гуманитарных концепциях).

Для того, чтобы понять, что такое общество, было введена фундаментальная категория - «социальная реальность» ( это понятие служит наименьшей «клеточкой» , в которой отражается сущность общественной жизни).«Социальная реальность» определяет ракурс социально-философского познания во всем многообразии его сущностных проявлений.Кроме того «СР» являетсякатегорией социальной гносеологии (изучает специфику изучения общества философскими науками, взаимосвязь философии и социально-гуманитарного познания).

В социальной философии можно выделить три основные субстанциальные модели понимания общества как социальной реальности:

1. Общество как объективно-материальная реальность. (Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы, экономический фактор рассматривается не только как определяющий, а, по сути, единственный, от которого зависит развитие других феноменов жизни – политика, право, наука и т.д.)

2.Общество как духовная реальностьсущность в духовных феноменах (Этаметатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах)

3.Общество как объективно-субъективная реальность(в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы).

Основные теоретические модели общества можно изобразить следующим образом:

Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений)

-выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития

-система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры.

-система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

- система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами

Специфика социального познания.

Социальное познание это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений.

В понимании явлений социосферы невозможно использовать методологию, выработанную для изучения неодушевленной природы. Здесь требуется иной тип исследовательской культуры, ориентированный на «рассмотрение людей в процессе их деятельности»

Общество является наиболее сложным из объектов познания. В области общественного развития значительно труднее обнаружить закономер-ности, чем в природном мире.

1. В социальном познании мы имеем дело не только с исследованием материальных, но и идеальных отношений. Они вплетены в материальную жизнь общества, не существуют без них. В тоже время они намного многообразнее и противоречивее, чем материальные связи в природе.

2. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, они же ее познают и изучают. Возникает как бы тождество объекта и субъекта. Субъект познания представляет разные интересы и цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится элемент субъективизма. Субъект социального познания – человек, который целенаправленно отображает в своем сознании объективно существующую реальность общественного бытия. Это значит, что в социальном познании познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности, с человеческой активностью, способной существенно влиять на первоначальные установки и ориентации познающего.

3. Необходимо отметить такжесоциально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнями развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.Социальное познание практически всегда ценностно окрашено.Оно пристрастно к полученному знанию, поскольку затрагивает интересы и потребности людей, которые руководствуются разными установками и ценностными ориентациями в организации и осуществлении своих действий.

4. В познании социальной действительности следует учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей. Вот почему социальное познание в значительной мере представляет собой вероятностное знание, где, как правило, нет места жестким и безоговорочным утверждениям.

Социальная философия в системе научно-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике

2. Специфика методологии гуманитарного познания. Современные методы гуманитарных исследований

3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

4. Место логики в системе гуманитарного знания

5. Место и роль культурологии в системе гуманитарного знания

6. Понятие, специфика, предмет и метод философии. Роль философии в жизни человека и общества. Философия в системе культуры

7. Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания

8. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии

9. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания

10. Немецкая классическая философия. Философия Канта: теория познания, трансцендентализм, этика. Философия Фихте и Шеллинга