Новости

Коронация Поппеи как пример оперы – барочной трагикомедии

Работа добавлена:






Коронация Поппеи как пример оперы – барочной трагикомедии на http://mirrorref.ru

№35. «Коронация Поппеи» как пример оперы – барочной трагикомедии.

«Коронация Поппеи» стоит по трактовке сюжета ближе у исторической драме с чертами трагикомедии. Это последняя опера Монтеверди. Либреттист «Коронации»  Франческа Бузенелло хотя и опирался на историческую основу, но не строго придерживался истории в развитии сюжета и составе действующих лиц, допускал участие мифологических и аллегорических персонажей. В опере Монтеверди введен широкий круг различных участников драмы, кипят и сталкиваются страсти, показана сложная интрига с заговорами, покушениями, жестокими отмщениями, причем властолюбию, деспотизму и коварству противостоят верность, самопожертвование и стоицизм.

Пролог

На небесах Фортуна, Добродетель и Амур прославляют свою власть над людьми. Амур заявляет о своем превосходнее надо всеми («Reveritemi, adoratemi»; «Поклоняйтесь мне, пойте мне хвалу»).

Действие первое

Оттон, бывший муж Поппеи, поет песню под ее окнами («Е pur io torno qui»; «Неодолимо меня влечет»).Из дома выходят Нерон и Поппея, которая обращается к императору со словами любви («Signor, sempre mi vedi»; «Мой друг, ты меня видишь постоянно»). Пока Нерон не развелся со своей женой Октавией, в Риме не должны знать о его связи с Поппеей. Верная Арнальта предупреждает Поппею, что Октавия замыслила месть.

Во дворце Нерона Сенека утешает Октавию. Над старым философом насмехается паж. Сенека, получающий от Паллады весть о своей скорой смерти, принимает ее спокойно («Venga la morte pur»; «Все земное величие непрочно»). Нерон сообщает Сенеке о своем решении развестись с Октавией. Философ пытается разубедить императора, но тот его прогоняет (дуэт «Son risoluto insomnia»; «Вот что решил наконец я»). Поппея внушает Нерону мысль о том, что Сенека опасен, и в порыве гнева император велит передать учителю приказ умереть сегодня же вечером (дуэт «Come dolci Signor»; «Государь мой, скажи»). Друзилла, тайно влюбленная в Оттона, открывает ему свою любовь.

Действие второе

Меркурий вновь приносит Сенеке весть о смерти (дуэт «Solitudine amata»; «Сердцу милая обитель»), вскоре ликтор передает ему приказ Нерона. Философ готовится к смерти («Amici, e giunta l'hora»; «Любимые други, настало время» — с хором). Паж и служанка весело щебечут о любви (дуэт «Sento un certo non so che»; «Все во мне огонь и зуд»). Нерон в обществе поэта Лукана насмехается над памятью Сенеки и прославляет красоту Поппеи. Октавия убеждает Оттона убить Поппею: он должен переодеться в одежды Друзиллы. Поппея просит Амура, чтобы он поскорее сделал ее женой Нерона («Hor che Seneca e morto»; «Раз уж Сенека мертв»). Затем она засыпает под песенку Арнальты («Adagiati, Рорреа»; «Спокойно спи, Поппея»). Входит переодетый Оттон, но Амур мешает ему совершить убийство.

Действие третье

Арнальта ведет солдат Нерона, чтобы арестовать Друзиллу. Император приговаривает ее к смерти. Тогда Оттон называет себя единственным виновником. Ему суждено изгнание. Изгнание ждет и Октавию. Нерон обещает Поппее немедленно жениться на ней (дуэт «Ne piu s'interporra noia о dimora»; «Ничто, ничто теперь не будет нам препоной»). Октавия прощается с Римом («А Dio, Roma, a Dio patria, amici a Dio»; «Прощай, Рим мой, о отчизна, о друзья»). Нерон и Поппея под приветственные клики сената и народа празднуют свою победу (дуэт «Pur ti miro, pur ti godo»; «Радость взору, чувств блаженство»).

Характер действующих лиц обрисованы в опере достаточно контрастно, но в то же время не однолинейно. Так, любовная страсть Нерона и Поппеи выражена с красивой яркостью, в блестящей музыкальной форме (сцена в 1-ом акте, большой дуэт в финале), хотя по ходу действия и тот и другая предстают жестокими и по существу агрессивными честолюбцами, Нерон – еще и грубым деспотом. Партии Нерона и Поппеи вообще выделяются в опере своим блестящим вокальным стилем. Партия Нерона (она написана для кастрата-сопрано) местами просто виртуозна. Вместе с тем Монтеверди решается показать в ней и такие жизненные подробности, как заикание взбешенного Нерона (в сцене с Сеннекой), как его грубый хохот (в сцене оргии после смерти Сенекки), его бешенство. В иных тонах охарактеризованы благородные и страдающие герои: покинутая Нероном Октавия и верный супруг Поппеи Оттон (кастрат-альт). Их партии несут в себе драматическое, если не трагическое начало, выраженное по преимуществу в содержательных речитативах или ариозо. Величественная партия Сенекки (бас) – широкая и мужественная. Легкий комедийный стиль проступает в партиях юного пажа и служанки, как бы оттеняя драму.

Важной особенностью в драматургии «Коронации» является смелое сопоставление драматических, даже трагических – и жанрово-комедийных эпизодов: скорбный монолог Оттона (узнавшего об измене жены) – и болтовня солдат на страже; стоическая смерть Сеннеки – и веселая интермедия пажа и служанки. Все это признаки времени: в Римской и ранней Венецианской опере такие контрасты только входили в обычай; в пору «Орфея» они были бы немыслимы. Впрочем, у Монтеверди они еще носят особый характер, поскольку включены в историческую драму, как жизненный контраст, а не являются развлекательно-пародийным элементом, каким они стали у венецианцев.

Историческое положение Монтеверди исключительно для его эпохи. С одной стороны, он реализовал ее высшие художественные возможности и тем самым как бы прорвался в будущее. С другой – он не принадлежит к типичным ее явлениям. Как созидатель «взволнованного» стиля, например, Монтеверди бесспорно, наилучшим образом выразил динамику своей эпохи. Как представитель нового стиля («новой практики» -- по словами композитора) и одновременно полифонист, развивающий лучшие традицииXVIвека, Монтеверди тоже вышел на магистральную линию музыкального развития от эпохи Ренессанса кXVIII веку. Но и здесь он далеко вырвался из ряда типических явлений своего времени, поскольку достиг художественного синтеза, еще недоступного другим его современникам.

Коронация Поппеи как пример оперы – барочной трагикомедии на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Главные действующие лица оперы « Коронация Поппеи» и особенности ее музыкальных характеристик

2. Реферат НАЧАЛО ОПЕРЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ

3. Реферат Резонанс. Пример резонансных явлений

4. Реферат Пример выбора системы отопления

5. Реферат Пример расчета курсовика по ТОСВТ

6. Реферат Психологическая характеристика ученика пример

7. Реферат Пример работы технологии Bluetooth

8. Реферат Пример использования метода свертывания по гиперплоскостям

9. Реферат Пример (SVB) макроса - Ввод формулы в произвольную ячейку

10. Реферат Пример изготовления простой, многофункциональной роботизированной системы