Мои биологические часы: урок

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Мои биологические часы: урок на http://mirrorref.ru

11. Мои "биологические часы"

Цели урока:

  • сформировать представления о ритмичности как основном свойстве живого организма, типах ритмичности и науке хронобиологии;
  • показать взаимосвязь биоритмов и режима дня;
  • помочь учащимся составить рациональный режим дня.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Космические и биологические часы.

— Ровно столько, сколько существует планета Земля, день на ней сменяется ночью. Солнце встает и уходит за горизонт. То, что в сутках 24 часа придумали не люди. Ровно столько времени требуется Земле, чтобы сделать оборот вокруг своей оси. И так как Земля – наш общий дом, наша жизнь тоже подчиняется законам Вселенной. Это и есть "космические часы". Внутри каждого живого существа на Земле имеются собственные "биологические часы". Они регулируют состояние нашего организма и подчиняются общим космическим ритмам или часам.

2. Ритмичность – основное свойство живого (рассказ, беседа).

— Как же ученые узнали о существовании биологических часов? Довольно давно ученые установили, что температура тела, частота пульса, уровень артериального давления и еще около 300 других показателей состояния человеческого организма все время меняются. Причем изменения эти не хаотичны, а довольно регулярны и повторяются каждые сутки. Так, например, мы знаем, что температура тела человека 36,60С. Однако, это средний показатель, она колеблется в течение суток. На рассвете температура тела низка – 36,00 С, к полудню повышается до 36,40 С, вечером (к 18.00) достигает максимума – 36,80 С, затем снова снижается. Минимум температура приходится на 2-4 часа ночи. Это происходит каждые сутки. Также изменяются и другие показатели состояния человека. Эти ритмические изменения называют суточными ритмами.

— Для изучения этих ритмов была создана наука хронобиология ("хроно" – время, "био" – жизнь, "логия" – наука). Как перевести это слово на русский язык? Почему важно изучать хронобиологию? Хронобиологи установили, что суточным ритмам подчиняется все живое на земле. Вы наблюдали, как закрываются и открываются в одно и то же время цветы ("цветочные часы" Ламарка)? Слышали, что есть ночные и дневные звери и птицы? В чем причина таких ритмических изменений? По мере смены дня и ночи изменяются такие параметры, как освещенность, температура, влажность, атмосферное давление. Вслед за ними вынуждены меняться и параметры состояния человека и живой природы.

— Кроме суточных ритмов есть и годовые и сезонные ритмы. Они зависят от того, где живет человек – в средних широтах с отчетливой сменой времен года, на экваторе или крайнем севере. Сезонная ритмичность в мире животных хорошо вида у медведя. А у человека – в течение учебного. В первые дни осени работоспособность учащихся невелика, они еще не втянулись в занятия после лета. В ноябре работоспособность становится высокой, а с января по март начинает постепенно снижаться (показать графически). Недельный ритм в отличие от других, социален ("социус" – общество).

3. Биоритмы и режим дня (рассказ, беседа).

— Если человек не прислушивается к своим биологическим часам, то организм может ответить болезнью и плохим самочувствием. Так бывает, когда у человека нет четкого графика работы. Ритмы взрослого отличатся от ритмов детей. Внутренние биологические часы настраиваются постепенно. Потихоньку ребенок привыкает к определенному режиму сна и бодрствования, кормления. К моменту поступления в школу ритмы ребенка вполне сложились и определяют работоспособность ученика в течение дня. Учителя замечают, что одни дети уже с первого урока активно работают, а другие "просыпаются" только к третьему. Ученые выяснили, что пик умственной активности приходится на 9-11 часов, мозг готов к решению сложных задач (самые сложные уроки и контрольные работы). Затем активность снижается, в 4-15 часов начинается вялость. А вот в 16-17 часов возвращается бодрость. Во второй половине дня лучше работает долговременная память, необходимая для длительного сохранения информации (лучшее время для выполнения домашних заданий). А вот лучшее время для отдыха с 8 до 9, 12-15, 18-19 часов.

— Ритмам подчиняется не только работа и отдых, но и приемы пищи. Вспомните, как ваш желудок в определенное время напоминает о голоде (в среднем 3-4 раза в сутки с промежутком в 4,5-5 часов, а именно столько времени пища находится в желудке). Как же человек может распорядиться такими знаниями? Правильный режим дня, составленный с учетом биоритмов – залог не только здоровья, но и успехов в учебе. Режим дня – это не выдумка врачей и учителей, а необходимость, обусловленная законами природы.

4. Хронотипы: совы, жаворонки, голуби (анкетирование, проблемный вопрос).

— Поясните поговорки: "Утро вечера мудренее" (русская), "К вечеру лентяи становятся прилежными" (немецкая). Не противоречат ли они друг другу? Ответить на этот вопрос поможет отрывок из рассказа А.П. Чехова "Контрабас и флейта". Главные герои – два музыканта. Один играет на контрабасе, другой – на флейте. Они решили жить в одной комнате из-за трудностей в квартирной плате, но сразу начались ссоры.

Вечер начинался так. Контрабас: "Ну, спокойной ночи. Тушите лампу!".

— Мне еще читать хочется…

— Вам читать, а мне спать хочется.

— Но, я полагаю, не следует стеснять свободу друг друга…

— Так вот и не стесняйте мою свободу. Тушите!

Утром контрабас просыпался обыкновенно рано, часов в шесть, флейта же любила спать до одиннадцати. Петр Петрович, проснувшись, принимался от нечего делать за починку футляра от своего контрабаса.

— Вы не знаете, где наш молоток? – будил он флейту. — Послушайте, вы! Соня! Не знаете, где наш молоток?

— Ах… Я спать хочу!

— Ну и спите… Кто вам мешает? Дайте молоток и спите.

Вскоре приятели разъехались.

— Вы уже догадались почему? У этих людей разные биоритмы. У одних людей уже с раннего утра высокий уровень основных функций, они уже "настроены" на работу. У других – наоборот: с утра вялость, заторможенность, низкая работоспособность, возрастающая во второй половине дня. Третьи – не имеют четкой ритмичности, работоспособность почти всегда у них на высоком уровне. Различные люди имеют разные хронотипы (Как перевести это слово?): "жаворонки", "совы" и "голуби" соответственно. Окончательное формирование хронотипа происходит к окончанию школы. Но уже сейчас мы можем проверить склонность к какому-либо типу.

Анкетирование "Кто вы: сова или жаворонок?".

— Примерно 45% людей – "голуби", 25% - "жаворонки", 30% - "совы". Для чего необходимо знать свой хронотип? Для правильного составления режима дня, графика работы. О каком хронотипе говорит афоризм "Завтрак съешь сам, обед раздели с товарищем, а ужин отдай врагу?" История знает много интересных примеров "сов" и "жаворонков". Моцарт творил только по ночам, а Наполеон ложился спать в 22.00, а вставал в 3-4 утра и начинал работать.

5. Режим дня четвероклассника.

— Всего 500 лет назад человек начал жить по часам, а до этого в них не было необходимости. С той точностью, которая была нужна, работали природные и биологические часы, хотя работу своих, "живых" часов человек практически не осознавал. Ему хотелось спать – он спал, организм требовал пищи – он ел, а чувствовал в себе прилив сил – работал. С течением времени человек перестал жить по часам, которые "тикают" в каждом из нас. Ему пришлось подчинить свою жизнь ритму общества. Человек вынужден приходить на работу в определенное время, независимо от того, нравится ему это или нет. С помощью электрического света мы превращаем ночь в день. Так мы сбиваемся с ритмов, задаваемых самой природой, и расплачиваемся за это своим здоровьем.

— Однако у человека есть возможность жить в соответствии со своими внутренними биологическими часами. Для этого необходимо четко распределить в течение дня все дела и отдых, т.е. выработать свой собственный режим (распорядок) дня. При нарушении или отсутствии режима у школьников снижается аппетит, появляются головные боли. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют. Неправильное чередование труда и отдыха ведет к тому, что человек становится раздражительным, капризным, плаксивым, малообщительным, плохо усваивает школьный материал. Это ослабляет весь организм.

— Почему еще важно соблюдать режим дня? (помогает человеку быть организованным). Если вы решили жить в соответствии с биологическими часами, т.е. по режиму, необходимо соблюдать ряд правил:

1) выполнять режим точно и неукоснительно (учеба, отдых, прием пищи);

2) в выходные и праздничные дни сдвигать время не более, чем на 20 минут.

Заполнение Дневника здоровья на странице "Мой режим дня".

Основные режимные моменты:

  • сон – 10 часов (включая дневной сон, обязательный для ослабленных детей);
  • учебные занятия в школе – 4ч 30 мин;
  • подготовка домашнего задания – 2 часа;
  • прогулка – 3ч 30 мин;
  • двигательная активность – 4-5 часов;
  • досуг (кружки, помощь семье) – 1ч 30 мин;
  • отдых по собственному выбору – 1ч 30 мин – 2 часа.

Домашнее задание:придумать сказку "Что произойдет, если остановятся биологические часы человека?"

Мои биологические часы: урок на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Часы на микроконтроллере PIC16F84

2. Разработка схемы Часы, идущие по GPS

3. ОСОБЕННОСТИ ИДИОСТИЛЯ М. КАННИНГЕМА (НА ПРИМЕРЕ POMAHA «ЧАСЫ»)

4. Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои

5. Урок уважения к правилам движения: урок

6. Биологические круговороты

7. Биологические ритмы

8. БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

9. Биологические ритмы и их значение

10. Биологические особенности песцов