Новости

Политические институты: структура, виды, функции. Политические партии: понятие, атрибуты, функции. Классификация партий. Партийные системы

Работа добавлена:






Политические институты: структура, виды, функции. Политические партии: понятие, атрибуты, функции. Классификация партий. Партийные системы на http://mirrorref.ru

35. Политические институты: структура, виды, функции. Политические партии: понятие, атрибуты, функции. Классификация партий. Партийные системы.

Политический институт - устойчивый видсоциального взаимодействия, регулирующий определённый сегментотношений политической власти вобществе. Устойчивость политического института. достигается за счёт:

норм, регламентирующих характер взаимодействия

санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделейповедения

опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делаютполитический институт объективными,самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельныхиндивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. Всовременном обществе существуют следующие политические институты: институтпарламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм,законов и представительстваинтересов различныхсоциальных групп вгосударстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; инсти тут государственной службы, регулирующий профессиональнуюдеятельность людей, принадлежащих к особойстатусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всегонарода, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемостьконституционных правграждан; институтысудопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров иконфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.

Политические институты.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему.Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называютсяконституционно-правовыми институтами. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1.Институт основ конституционногостроя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2.Институт нрав и свобод человека игражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3.Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5.Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления.Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6.Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7.Институт Конституции.Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормыматериальногоконституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормыпроцессуального конституционного праванаправлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации. В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

1)законодательный процесс - совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

2)избирательный процесс - порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

3)производство по делам о гражданстве - порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

4)конституционное судопроизводство- порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

Признаки:

1). Верховенство во всех сферах жизни общества закона, который устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах защищаются требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества.

2). Гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Они обеспечиваются запретом для государства вмешательства в дела гражданского общества.

3). Взаимная ответственность государства и личности. Она является взаимной благодаря равной ответственности перед законом.

4). Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Политические партии и партийные системы.

Мы уже говорили о партиях, перечисляя институты гражданского общества, а теперь говорим о них как о политическом институте. Здесь нет противоречия: политические партии уходят корнями в гражданское общество, выражая различные идеологические взгляды, экономические интересы и духовные потребности людей, но одновременно в своих «верхушках», а именно во фракциях парламентов и других государственных институтах образуют собой властные структуры.

Однако исторически в большинстве стран партии складывались первоначально именно в парламентах, когда избранные населением депутаты начинали в парламенте искать своих сторонников, сбиваясь во фракции для проведение в жизнь своих законопроектов. А уже потом они вместе выходили к избирателям, привлекая своих сторонников к следующим выборам.

Политические партии являются общественно-политическими организациями, которые ставят перед собой задачу борьбы за верховную политическую власть и осуществление своих программных установок и целей. Признаки партий:

1) Наличие иерархической структуры, т.е. руководящего центра и аппарата, руководящих органов, низовых партийных организаций.

2) Наличие политической программы.

3) Организованное участие в борьбе за государственную власть.

4) Пропагандистская и агитационная деятельность с целью рекрутирования максимального числа сторонников своей программы.

Функции партий:

1) Связь между обществом и государством. (Обратная связь – как положительная, так и отрицательная)

2) Политический курс. («Фабрики идей», подготовка законопроектов).

3) Информирование населения.

4) Политическое образование. (Преобразование общественного мнения в политическое).

5) Инструмент выборов.

6) Обеспечение контроля и стабильности правительства.

7) Работа парламента. (Структурированность, профессионализм).

Классификация политических партийВозможны различные подходы к классификации политических партий. Например, партии в зависимости от стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами делятся на авторитарные и демократические. В зависимости от того, в какой мере они представляют различные слои общества, партии делятся на интегративные, то есть представляющие все или многие слои общества, и представительские, то есть те, члены которых представляют один социальный слой или класс. К идеологическим относят партии, преследующие цель изменить жизнь в соответствии со своими идеалами, к прагматическим - преследующие конкретные политические цели. В соответствии с другими критериями партии делятся на массовые и кадровые, мобилизующие, патронажные, классово-сословные и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно.Массовые и кадровые партии. Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования являются членские взносы. Между последователями партий существует постоянная и тесная связь. Значительное внимание эти партии уделяют идейно-воспитательной работе. Руководство в партии принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии. Центр партийной власти находится не в парламенте, а в самой партии. Массовые партии пользуются реальным влиянием в политической системе, где они действуют. КПСС являлась массовой партией, сюда же надо отнести большинство западноевропейских социал-демократических партий. Кадровые партии немногочисленны, состоят из пользующихся авторитетом деятелей (Республиканская и Демократическая партии США). Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных кампаний.Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач. К этой категории относилось большинство партий бывших социалистических государств.Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных социальных слоев или групп.По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные в зависимости от того, намереваются ли они сохранить ее, частично изменить или преобразовать радикальным образом.Есть партии с индивидуальным или коллективным членством, когда прием в партию осуществляется опосредованно, через другие организации, например профсоюзы (Лейбористская партия Великобритании).По месту в политической системе партии можно разделить на правящие и оппозиционные. Есть партии парламентские и внепарламентские, легальные и нелегальные или полулегальные.По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.По месту в политическом спектре различают партии левые, центристские, правые.Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более что одна и та же партия может быть рассмотрена под различными углами зрения, классифицирована по разным основаниям. К примеру, она может одновременно быть правящей и массовой с жесткой организацией.

Партийные системы.

Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Примонопартийнойсистеме единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

  • мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
  • партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
  • доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
  • миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.

Выделяются партийные системы:

основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970– 1980-х годах);

с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;

основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить следующие:

партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;

проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;

партии либеральной ориентации – выражали интересы буржуазии. Ввиду своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, выполняющий законодательные функции, и т.д. Здесь следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).

Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.

После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.

В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже насчитывалось около 300.

Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в. И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда и теперь идут споры о выборе путей развития.

Резкая поляризация общества, значительное дистанцирование социальных групп, безусловно, способствуют образованию партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные социальные интересы, которые требуют политического оформления. Сегодня наличие множества партий большинству из нас кажется вполне обычным явлением. Но стоит вспомнить, что еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.

Политика перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их числе едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и объединения, «инициативные» организации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).

Можно определить следующие пути становления партийной системы в Российской Федерации:

развитие многопартийности во многом идет от различных объединений кружкового, клубного типа, организованных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятельности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);

часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;

ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);

некоторые партии представляют собой «второе издание» ранее существовавших партий, что создает видимость преемственности политического развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;

иные партии возникли как новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканская партия, Партия российского единства и согласия).

В соответствии с традицией, сложившейся в мировой политической науке, по идейно-политической ориентации все партии и движения России можно разделить на три большие части: правые, центристские и левые.

Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.

Вцентристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».

Разнообразна палитралевых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.

Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению с предыдущим избирательным циклом расстановка политических сил в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью в начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.

В анализе современного этапа развития политических партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие факторы:

1) широкие слои населения убеждены в том, что политические партии в первую очередь должны заниматься не борьбой за власть или защитой интересов своих членов, а выражать и отстаивать интересы всех граждан, вне зависимости от их принадлежности к тому или иному социальному слою, разрабатывать стратегию развития общества, бороться за демократию; следствием данной убежденности является отсутствие широкой и прочной социальной базы у действующих политических партий;

2) большинство партий не имеют четкой идеологической и политической программы, их цели и задачи расплывчаты, неконкретны;

3) слаба организационная структура партий, зачастую отсутствуют местные организации. Существующие партии не стали еще кадровыми. Одновременно они не являются и массовыми партиями, отличительная черта большинства из них – малочисленность, они больше напоминают политические клубы или группы по интересам;

4) отсутствует сплоченность внутри партий и движений, в них идет постоянная борьба за влияние, руководящее положение;

5) слаба связь политических партий с избирателями (зачастую полная оторванность от них). Представители многих партий и движений, пройдя на выборах в органы власти, сразу же забывают о своих обещаниях избирателям. Деятельность многих партий активизируется исключительно в предвыборный период.

До парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной системы, в рамках которой конкурируют «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью.

Политические институты: структура, виды, функции. Политические партии: понятие, атрибуты, функции. Классификация партий. Партийные системы на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

2. Реферат Политические партии, как институты политической системы общества

3. Реферат Политические лидеры: функции политической системы и типовые

4. Реферат Понятие, структура, функции и виды политической системы общества

5. Реферат Политические партии

6. Реферат Структура банковской системы. Банки, их виды и функции

7. Реферат ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

8. Реферат Политические партии и их роль в формировании политики государства

9. Реферат Политические партии и общественные организации в политической жизни

10. Реферат Политические партии и движения. Становление многопартийности в России