Новости

Анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем

Работа добавлена:






Анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

1. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК экономически развитых стран, стран Восточной Европы, новых индустриальными стран, КитаЯ НА ЭКОНОМИКУ РФ5

1.1 Анализ макроэкономических тенденций5

1.2 Экономическое развитие РФ на фоне сотрудничества с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новых индустриальными стран, Китая7

2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем16

2.1 Общие принципы построения модели развития экономического сотрудничества России16

2.2 Анализ модели развития экономического сотрудничества России21

3.Применение модели развития экономического сотрудничества России28

3.1. Проблемы и прогнозы развития экономического сотрудничества России28

3.2. Концептуальное описание модели33

Заключение41

Список использованной литературы43

Введение

В настоящее время мировая экономика переживает глубокую рецессию, вызванную глобальным крупномасштабным финансовым кризисом и последующим спадом производства во многих странах и регионах. Охватив вначале страны с развитой экономикой, а затем страны с формирующимся рынком, волна глобального экономического и финансового кризиса обрушивается сегодня на бедные и наиболее уязвимые развивающиеся страны на периферии мирового хозяйства, что ставит под угрозу успехи, достигнутые многими развивающимися странами с низким доходом в течение последнего десятилетия в области ускорения экономического развития, сокращения бедности и укрепления политической стабильности.

В условиях усиливающегося негативного влияния внешних факторов на экономику развивающихся стран (снижение цен на мировых рынках сырьевых товаров и как следствие – уменьшение экспортной выручки, сокращение иностранных инвестиций и официальной помощи, падение курса акций на местных финансовых рынках и др.) усиливаются роль и значение состояния их ресурсно-хозяйственного потенциала как базового элемента экономики, призванного противостоять внешним угрозам национальной экономической безопасности. В конечном итоге ресурсно-хозяйственный и инновационный потенциал каждой конкретной страны в значительной мере определяет степень уязвимости в условиях глобального кризиса ее национальной экономики, а также направления и средства выхода из него.

Вопросы участия в глобальных процессах стран, отставших в своем развитии, вызывают интерес у исследователей и являются постоянным объектом внимания и помощи со стороны международного сообщества, в рамках различных программ и проектов (например, по ликвидации и сокращению нищеты и голода, списанию внешних долгов), в реализации которых принимает участие и Россия.

Актуальность изучения вышеперечисленных проблем, избранных для исследования стран обусловило формирование цели исследования.

Целью данной работы является анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем.

Из цели работы следуют такие задачи:

- рассмотреть влияние развития экономик экономически развитых стран, стран Восточной Европы, новых индустриальными стран, Китая на экономику РФ;

- разработать концепцию развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем;

- применить модельразвития экономического сотрудничества России.

Объектом исследования является Россия иразвитые страны, страны Восточной Европы, новые индустриальные страны, Китай .

Предметом исследования являются экономическое сотрудничество России.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике работы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Курсовая работа состоит изведения, трёх глав основного текста, заключения, списка использованных источников.

1. . ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК экономически развитых стран, стран Восточной Европы, новых индустриальными стран, КитаЯ НА ЭКОНОМИКУ РФ

1.1 Анализ макроэкономических тенденций

В 2000–2007 гг. относительно высокие темпы экономического роста российской экономики более чем наполовину определялись эффектом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, высокими ценами на нефть. Рост доходов от экспорта обеспечивал доступность иностранных технологий и оборудования, что отражалось на быстром росте производительности. Мировой экономический кризис 2008 г. сказался на экономике России в 2009 г., когда ВВП упал на 7,8% по сравнению с предыдущим годом. 2010–2012 годы экономика стала восстанавливаться и вновь набирать темпы роста, однако с 2013 г. темп роста ВВП вновь начал снижаться до 1,3%. В 2014 и 2015 годах экономическая ситуация ухудшилась, что сказалось на динамике ВВП. В 2014 г. он вырос лишь на 0,7%, а в 2015 г. продемонстрировал отрицательную динамику – сократился на 3,7% [5, с. 42].

Сокращение ВВП 2009 года объясняется понижательной волной в циклическом развитии мировой экономики. Мировой экономический кризис не мог не затронуть Россию, поскольку интегрировавшись в мировую экономическую систему, российская экономика стала воспринимать не только позитивы интеграции, но все негативы.

Замедление роста российской экономики и ее спад в 2014 г. происходит уже на фоне восстановления положительной тенденции в развитии мировой экономики. Развитые экономики перешли от спада к росту с 2014 г. хотя и незначительному, что демонстрируется в таблице 1.

Таблица 1

Темпы роста ВВП некоторых стран мира

год

Значение в %

Европейский союз

Япония

США

Китай

Индия

ОАЭ

Саудовская Аравия

Бразилия

Аргентина

2013

-0.3

1.5

2.3

7.7

4.7

4.3

2.7

2.7

0.9

2014

0.2

0.8

1.5

7.7

6.9

4.6

3.5

0.1

2.9

2015

1.4

1.6

2.4

7.3

7.3

3.0

3.4

-3.0

0.5

2016

1.8

0.6

2.6

6.8

7.3

-3.2

0.1

-0.6

0.4

 

Наиболее заметное восстановление экономического роста произошло в США. Общий темп роста в ЕС в 2015 г. составил 1,8%. По прогнозам МВФ, в 2016–2017 гг. их ежегодный рост составит 2,1%. В целом, в странах ОЭСР экономика понемногу восстанавливается. В развивающихся странах происходит снижение активности шестой год подряд, в связи с чем замедляется экономический рост и в странах-лидерах по этому показателю: Китае и Индии. Рост в других развивающихся экономиках немного ускорился. Тенденция снижения экономического роста отмечается и в странах-экспортерах нефти Ближнего Востока и Латинской Америки. Причиной этого является падение цен на нефть, снижение внешнего спроса, которое оказывает понижательное давление на экономику и финансы стран-экспортеров нефти. Замедление экономики Китая и развивающихся стран привело к снижению активности мировой торговли. Хотя за 2015 г. физический общий объем поставок вырос на 2,5%, в долларовом выражении международный товарооборот упал на 13,8%. Отчасти падение связано с резким колебанием курсов валют, но в основном – падением цен на нефть. До кризиса 2008 г. торговля ежегодно росла вдвое быстрее мирового ВВП.

Конъюнктурные колебания на мировых рынках сырья, таким образом, негативно сказались на экономическом развитии всех стран мира. Для России падение сырьевых мировых рынков оказалось наиболее болезненным, поскольку производство и экспорт сырьевых ресурсов является основным источником роста ВВП. И, конечно, значительным фактором, обусловившим экономическое падение и рецессию, явились экономические и политические санкции со стороны США и европейских стран. По оценкам МВФ, нынешние ограничения привели к потере около 9% ВВП, и данная тенденция будет иметь долгосрочный характер.

Одним из последствий геополитической напряженности и санкций стал существенный отток инвестиций, который наблюдается с 2013 года. Ранее снижение инвестиций наблюдалось в кризисном 2009 году, после чего они начали возрастать и далее в 2013 году опять снижение, что демонстрируют данные таблицы 2.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал (%)

Показатель

2013

2014

2015

2016

в % к предыдущему году

106,7

99,7

98,5

91,8

 

В особенности проблемы с капиталом испытывают представители экспортно-ориентированных отраслей. Действующие санкции привели к удорожанию кредитных ресурсов и сворачиванию многих инвестиционных проектов. Санкции влияют на приток капитала независимо от цены нефти, однако при ее падении их эффект возрастает. Сочетание финансовых санкций и падения цен на нефть за 2014–2017 гг. будет стоить России, по оценкам экономистов, около 0,6 трлн. долларов. Потери от финансовых санкций составят около 170 млрд, долл., недополученные доходы от нефтегазового экспорта – около 400 млрд. долл.

Развитие экономики России сегодня тормозится и сокращением потребительского спроса, который обусловлен сокращением импорта, снижением курса рубля и инфляцией, замораживанием и снижением заработной платы и других форм дохода. Так, по данным Росстата реальные располагаемые доходы населения впервые начали сокращаться. Если с начала 2000-х лет они ежегодно увеличивались, то в 2014–2015 годах наблюдается их сокращение. В 2014 году они составили 99,3% от уровня 2013 года, а в 2015 году 95,7% от уровня 2014 г. В начале 2016 г. также наблюдается их сокращение по сравнению с предыдущим годом [5, с. 85].

Как следствие, с 2013 года происходит снижение индекса физического объема оборота розничной торговли, в 2015 году он составил 90% от уровня предыдущего года.

Снижение инвестиционного и потребительского спроса оказывает существенное мультипликационное влияние на национальный продукт в сторону его снижения.

В условиях санкций альтернативой импортным товарам и услугам могло бы стать развитие отечественного производства. Поскольку конкуренция со стороны импорта ослабилась, это должно бы стать стимулом для развития отечественного производства. Однако на деле оказалось, что проблема импортозамещения не так проста. Во-первых, те потери, которые понесла российская промышленность и сельское хозяйство в 90-годы, трудно возобновимы в короткие сроки. Разрушены целые отрасли. Существующее производство во многом зависимо от импорта оборудования, сырья, материалов, кормов, удобрений. Так, доля импорта в расходах на инвестиции в машины и оборудование в отдельных отраслях превышает 50%. Наблюдающаяся девальвация рубля не может стимулировать запуск процессов импортозамещения, поскольку производители отечественной продукции в отдельных отраслях сталкиваются со значительным ростом издержек в результате удешевления национальной валюты.

Оживление экономической ситуации в России сегодня напрямую связано с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках сырья и не может быть устойчивым, так как любое колебание мировых цен на сырьевые ресурсы с неизбежностью отразится на национальном хозяйстве России. Отсюда главной задачей обеспечения устойчивого экономического развития страны является структурная перестройка экономики в сторону развития производства готовой конкурентоспособной продукции. Представляется, что в первую очередь необходимо выделение приоритетных отраслей и производств, которые в первую очередь необходимо модернизировать и поддерживать. В сегодняшних условиях одной из таких отраслей является сельское хозяйство, обеспечивающее внутренний потребительский рынок. Сокращение импорта сельскохозяйственной продукции привело к резкому росту цен на нее. Ожидаемого существенного повышения производства внутри страны не произошло. Основная причина – недостаток финансовых ресурсов из-за высоких процентных ставок и отсутствия длинных кредитов. Для фермерских хозяйств проблемой зачастую является и сбыт продукции. Все эти вопросы без государственного вмешательства и поддержки трудно разрешимы.

1.2  Экономическое развитие РФ на фоне сотрудничества с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новых индустриальными стран, Китая

 Россия строит свои  внешние экономические отношения с развитыми странами мира на базе конструктивного созидательного взаимодействия государств. При этом используются все формы экономического взаимодействия, чтобы обеспечить возможность участия наших предприятий и объединений в полном объеме внешнеэкономических связей с целью наращивания экспортного потенциала и повышения эффективности экономического и научно-технического сотрудничества с развитыми странами. Россия предпринимает реальные действия по интеграции своей экономики в мировую экономику.

Основной формой  внешнеэкономических связей России с развитыми странами является внешняя торговля. Среди промышленно развитых стран Западной Европы ведущими торговыми партнерами России в 2005 г. были ФРГ, Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Нидерланды.

Определенным спросом на западно-европейском рынке пользуются металлорежущие станки, кузнечно-прессовое и электротехническое оборудование, подъемные машины, тракторы, подшипники и некоторые виды приборов. Расширение поставок машино-технической продукции сдерживается ее слабой конкурентоспособностью из-за низкого технического уровня и качественных характеристик.

Увеличение продукции обрабатывающей промышленности в экспорте развитые стран - задача первостепенного значения. Совершенствования экспорта возможно за счет продукции наукоемких отраслей, а также результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, технологических процессов и методик их применения. Импорт России из стран Западной Европы претерпел коренные изменения  в годы экономических реформ.

В настоящее время основными статьями импорта являются продовольственными и промышленными потребительские товары (сахар, обувь, одежда, парфюмерия, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления. Сотрудничество на компенсационной основе между Россией и странами Западной Европы включает поставки западными партнерами оборудования, технической документации и лицензий для строительства в нашей стране промышленных предприятий на условиях кредита  с последующим его погашением полностью или частично путем  реализации продукции этих предприятий.

С развитыми странами Европы достигнут прогресс  в научно-техническом сотрудничестве, совместном предпринимательстве, производственной специализации и кооперации предприятий и фирм.

Значительную долю в экспорте  занимают полуфабрикаты, в частности цветные металлы, древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. В структуре импорта из Германии преобладает машино-техническая продукция.

Активно развиваются внешнеэкономические связи России и Франции. Франция – один из крупных кредиторов России. В настоящее время в счет предоставленного Францией кредита ведется реконструкция мусоросжигательного завода в Москве, поставляется оборудование для комбината детского питания в городе Азове и для реконструкции систем водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга, для обеспечения надежности и безопасности атомных электростанций, для гостиничного хозяйства Москвы.

В настоящее время в целом сохраняется основа международного разделения труда в форме обмена российских энергоносителей и сырьевых товаров на машинно-техническую продукцию и потребительские товары стран Восточной Европы. Такому разделению способствует то, что эти страны не смогли полностью переключиться на иные источники снабжения энергоносителями.

Ограничения импорта на объединенном рынке Европейского сообщества, в частности отдельных видов продовольствия и текстиля, ориентируют страны Восточной Европы на поддержание устойчивых связей с Россией.

Сохранению связей способствует также созданная за предыдущие годы сотрудничества транспортная инфраструктура — трубопроводы, линии электропередачи, железные и шоссейные дороги.

Для России важна существующая специализация стран Восточной Европы в области железнодорожного подвижного состава, судостроения, производства трамваев, троллейбусов, автобусов, медицинского оборудования, малотоннажной химии, медикаментов, специальных видов бумаги. Большое значение имеет сохранение сложившейся производственной специализации в автомобильной промышленности, производстве сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительной техники, оборудования для атомных электростанций, а также в черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Торгово-экономические связи России со странами Восточной Европы строятся на двусторонней основе. Заключены торгово-экономические отношения России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией. Ряд регионов России также подписал экономические соглашения со странами Восточной Европы, некоторые из них носят характер бартерных сделок.

В настоящее время структура торговли России с Восточной Европой остается в основном в рамках исторически сложившейся схемы международной специализации. Вместе с тем в последние годы резко сократились взаимные поставки машин и оборудования. Россия в состоянии поставлять в значительных объемах лишь природный газ, черные и цветные металлы, деловую древесину, тогда как экспорт нефти, кокса, электроэнергии резко сократился. Падает также российский экспорт военной техники. Однако страны Восточной Европы заинтересованы в приобретении авиационной и другой сложной техники. В странах региона при условии сервисного обслуживания сохраняется рынок для российского экспорта товаров длительного пользования — телевизоров, радиоприемников, холодильников, фотоаппаратов.

Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами (ННГ) имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях.

Между Россией и новыми независимыми государствами сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.

Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориентации хозяйственных связей предприятий произошло падение товарооборота России с новыми независимыми государствами.

Значительный подъем в настоящее время переживают российско-китайские экономические связи. Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны: централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь, оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.

В торговле с Китаем растет доля прямых связей. С 1991 г. обмен между странами приобрел характер встречных бартерных операций (в 1992 г. на бартер приходилось 60% российско-китайской торговли).

Структура торговли сегодня определяется не географической, промышленной или технологической взаимодополняемостью, а экономическим кризисом в России и внутренними потребностями Китая в сырье и технологиях. Удельный вес Китая в экспорте России в 1995 г. был равен 4,4% (в 1993 г. — 7,0%). Русский экспорт в Китай состоит из машин и оборудования, включая авиационную технику, автомобили, сельскохозяйственную технику, нефтедобывающее оборудование, генераторы для электростанций, оборудование для текстильной промышленности, а также угля, сырья и продукции химической промышленности, черных металлов, древесины и т.д. Доля машин и оборудования, транспортных средств составляет около 40% всего экспорта России в Китай. Процесс специализации и сотрудничество на основе разделения труда находится на начальном этапе развития. Китай, в свою очередь, экспортирует в Россию товары народного потребления (55%) и продукты питания (28%). Удельный вес китайского импорта в Россию — 1,9% (1995 г.).

Сейчас утверждается сотрудничество в области высоких технологий, космических исследований, строительства гидро- и атомных электростанций, а также в военно-технических областях.

В отношениях России с Китаем важнейшей задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера (снижение «бартеризации» товарооборота).

Уровень, масштабы и структура торгово-экономических связей бывшего СССР с Монголией и Северной Кореей определялись военно-стратегическими соображениями и степенью развития экономики этих стран. Для Советского Союза экономические связи с Монголией никогда не были существенными. Доля Монголии в совокупном объеме торговли СССР не превышала 1—2% (в 1995 г. экспорт составил 0,3%, импорт — 0,1%). В Монголии более 600 промышленных комплексов, включая 150 заводов, были построены, реконструированы и расширены с помощью СССР. Монголия диверсифицирует свои торгово-экономические ориентиры. Наиболее заметными ее партнерами становятся Япония и Китай.

В начале 90-х гг. отношения между СССР и Северной Кореей (КНДР) существенно изменились. Доля продукции КНДР в экспорте СССР составляла 2,2% (1990 г.). После распада СССР торговля с Россией фактически прекратилась (1995 г. экспорт — 0,1%, импорт — 0,03%). Подписанные контракты на строительство совместных предприятий, соглашения о разработке совместного проекта строительства газопровода, связывающего Сибирь с Южной и Северной Кореей, и др. не находят своей реализации.

2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем

2.1 Общие принципы построения модели экономического

сотрудничества России

В рамках данной темы нельзя обойти вниманием вопрос экономического взаимодействия стран, в котором за прошедшие несколько лет произошли существенные изменения. К сожалению, нельзя не учитывать, что именно экономическое сотрудничество представляет собой наиболее слабое звено в двустороннем диалоге. Торгово-экономический уровень отношений значительно отстает от уровня политических связей, и коренная причина этого отставания зависит прежде всего от темпов реализации программы модернизации в России и проблем, связанных с прозападной ориентацией значительного сегмента российского и китайского крупного бизнеса. Это наглядно видно, если сравнить показатели российско-китайской торговли с торговлей наших стран с другими своими ведущими партнерами.

Так, в 2013 г. товарооборот Китая с США составил 521 млрд долларов, с Японией – 312,55 млрд, а с Россией всего лишь – 89,21 млрд долларов. Безусловно, это наивысший показатель за годы плодотворного сотрудничества, однако в мировых масштабах он крайне низок. Также сложность заключается в структуре торговли, поскольку Китай рассматривает Россию как поставщика сырья и энергоносителей, в то время как для России Китай – поставщик промышленных товаров и инвестиций. Однако даже в плане инвестиционного сотрудничества замечается невысокая динамика, хотя наше правительство осознает существование этой проблемы и старается привлечь китайский капитал в Россию [10, с. 59].

«России еще предстоит всерьез побороться за китайские инвестиции и даже китайскую рабочую силу. А с учетом того, как долго согласовывался тот же газовый контракт, перспективы экспорта сырья тоже не столь радужны, как кажется на первый взгляд. Несмотря на всю сложность отношений Китая и США, Пекин ведет гораздо более сложную, многовекторную и в прямом смысле хитрую внешнюю политику, чем это кажется России, объявляющей Китай своим основным торговым и политическим партнером» [7, с. 75]. Из этого можно заключить, что, как бы это ни прискорбно звучало, для Китая Россия менее важный партнер, чем Китай для России.

В отличие от глобального, региональный уровень сотрудничества отличается меньшей стабильностью и вызывает крайне неоднозначные суждения некоторых экспертов. Возрастающая мощь КНР уже ни для кого не секрет. Колоссальная перенаселенность страны такой же неоспоримый факт, как и чрезвычайная заинтересованность страны в импорте энергоресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Это заставляет Китай активизироваться в различных регионах – Ближний Восток, Латинская Америка уже стали считаться основными площадками экономической экспансии Китая. Однако нас интересует больше всего региональный аспект сотрудничества в контексте возможного российско-китайского противостояния в Центральной Азии (ЦА).

Как все мы знаем, в регионе действует динамично развивающаяся организация ШОС, в которой главные роли де-факто исполняют Россия и Китай. Как долго две державы будут делить лидерство на двоих, учитывая увеличивающийся экономический вес Китая? Не возникнет ли рано или поздно трений между государствами, которые поставят ШОС на грань развала либо переформатирования роли участников в организации? Безусловно, такая возможность существует, однако, на мой взгляд, маловероятна, поскольку на сегодняшний момент у России и Китая в рамках ШОС больше общих целей, чем противоречий. Да и экономическое лидерство Китая в организации – уже свершившийся факт, но что мешает России развивать экономические связи с бывшими республиками в более интенсивном ключе вместо того, чтобы опасаться, что Китай в скором времени подвинет ее в Центральной Азии? На мой взгляд, если политическая элита России осознает, что экономическая основа несколько важнее политической и начнет диверсификацию своей экономики, то это позволит нам укрепить свое влияние в мире уже не голословно, а фактически и перенесет российско-китайское сотрудничество уже на гораздо более высокий и тесный уровень взаимодействия.

Кроме того, нередко в СМИ циркулирует фраза о т.н. «китайской/желтой» угрозе, которая якобы несет в себе серьезную опасность как для всего мира в целом, так и для России в частности. Что касается этого тезиса, некоторые ученые, особенно имеющие отношение к военной отрасли, например, заместитель директора Института политического и военного анализа А.А. Храмчихин, действительно считают, что такая угроза существует, и она обоснована. Но гораздо большее количество ученых и экспертов рассматривают данный тезис как не более чем миф, сложившийся из преувеличенных данных касательно количества китайских мигрантов в России, которым якобы уже не хватает места в своей стране ввиду ее колоссальной перенаселенности, а также выхода нашего Дальнего Востока непосредственно на границу с Китаем. Но разве не в компетенции правительства РФ обеспечивать безопасность части нашей страны, пусть даже и такой удаленной от центра? Может быть, правильнее поставить вопрос следующим образом: вместо того, чтобы бояться отторжения Китаем части нашей территории, нужно усилить охрану данной территории и включить Дальний Восток и Сибирь в единое политическое и экономическое пространство нашей страны реально. Естественно, если крайне вялое сообщение между частями нашей Родины сохранится, мы получим соответствующий результат в виде китайского Дальнего Востока, но, на мой взгляд, это будет продиктовано не аппетитами КНР, а просчетом российской внутренней политики [11, с. 52].

Перспективы российско-китайских отношений:

1. Позитивный сценарий при сохраняющейся динамике взаимоотношений. Китай и дальше будет поддерживать Россию прямо или косвенно во всех международных делах. При этом произойдет новый прорыв в экономическом взаимодействии между странами – наконец увеличится товарооборот, что явится признаком тесного сотрудничества на всех уровнях. Однако это возможно лишь при условии, что правительством РФ будет предпринят ряд шагов, нацеленный на диверсификацию российской экономики, подъем промышленного сектора и переориентацию с сугубо энергетической и сырьевой направленности на более выгодные с экономической точки зрения товары. Такое положение вещей, несомненно, усилит положение самой РФ как в мире, так и в связке Россия-Китай. Еще Зб. Бжезинский говорил, что если Россия и Китай станут полноценными союзниками, то эти государства создадут тот самый Хартленд, о котором писал Х. Маккиндер. А США станут «одиноким островом». Кроме того, данное взаимодействие снимет противоречия в Центральной Азии, поскольку, на мой взгляд, Китай не претендует на доминирующую роль в регионе, просто экономическая слабость России порождает предположения касательно китайской экспансии. РФ и КНР действительно могут стать не только хорошими партнерами, но и союзниками и друзьями, поскольку исторически у нас больше возможностей наладить диалог, даже при имеющихся незначительных разногласиях, нежели с США, с которыми у нас более сложные отношения на протяжении всего периода после Второй мировой войны. И прав был Е.М. Примаков, который всегда говорил о необходимости поворота РФ в сторону Китая.

2. Негативный (маловероятный) сценарий. Несмотря на достаточно большое количество совпадений в подходе стран к международной системе, у Китая существуют свои интересы, которые он не намерен согласовывать с Россией или с кем бы то ни было. Да, в данный момент позиции китайского истеблишмента близки российским, но будет ли это продолжаться долго? Ведь все мы знаем из исторического опыта о том, что Китай в свое время, имея в целом дружественные отношения с СССР, в один прекрасный момент понял, что не хочет быть «младшим братом», и переориентировался на Запад, в сторону США.

Однако вопрос заключается в следующем: может ли подобная ситуация произойти сегодня, в новых геополитических реалиях? На мой взгляд, нет, поскольку США уже не столь сильны как раньше, и если Китай все же отвернется от России, то по совсем иной причине. Учитывая тот факт, что КНР огромными темпами наращивает свой экономический, военный и политический вес на мировой арене, существует возможность перегруппировки сил и выхода КНР на авансцену мировой политики в качестве нового лидера в международных отношениях. Нужна ли в таком случае Китаю будет Россия? Возможно, да, как страна-сателлит, ведь сейчас одним из инструментов сдерживания Китая является отсутствие полноценных союзников, кроме России. Но, возможно, Россия не пригодится Китаю, и он будет распространять свое влияние на близлежащие территории, затрагивая интересы РФ, в первую очередь, на Дальний Восток, который уже сегодня находится в некоторой экономической зависимости от Китая, и на постсоветское пространство. Приходится думать, что России с ее политическими амбициями и некоторыми авторитарными наклонностями не понравится такое развитие событий, что приведет к конфронтации и, возможно, даже к локальному вооруженному конфликту. Однако, по мнению большинства экспертов, такой вариант развития ситуации маловероятен.

Несомненно, уровень российско-китайского сотрудничества в нынешних политических реалиях беспрецедентно высок, особенно в условиях ухудшения отношений России с блоком западных стран. Кем для нас является Китай: союзником, стратегическим партнером или другом, совмещающим оба качества? На мой взгляд, в мировой политике не существует понятия «друг» как такового, поскольку каждое государство ставит во главу угла лишь свои национальные интересы; союз может быть только в рамках определенного временного отрезка, о вечном союзе говорить не приходится [15, с. 54].

Следовательно, Китай и Россия на сегодняшний момент представляют собой типичных стратегических партнеров, глобальные цели которых во многом пересекаются, между которыми не наблюдается острых разногласий и которые настроены развивать отношения долгосрочного партнерства.

Дальнейшее расширение и углубление отношений партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем – одно из главных, безусловно, приоритетных и долговременных направлений политики нашей страны. Сложившийся характер российско-китайских отношений отвечает коренным интересам двух стран, является для них важным фактором обеспечения национальных интересов и безопасности в нынешней сложной международной обстановке и становится, таким образом, кардинальным фактором обеспечения прочного потенциала развития и соразвития двух стран.

2.2 Анализ модели развития экономического сотрудничества России

После распада СССР в конце 1991 г. РФ была признана международным сообществом как государство-продолжатель Советского Союза в международно-правовых отношениях. России отошла большая часть союзной (76%), более половины населения и квалифицированных кадров, осталась большая часть природно- ресурсного, производственного, научно-технического потенциала и золотовалютные резервы бывшего СССР. Вместе с тем за Россией остались долги и внешние обязательства Советского Союза.

С другой стороны, в наследство от СССР Россия получила деформированную структуру экономики, в которой доминировали отрасли оборонной промышленности, а также неравномерное размещение производства по ее территории (основная часть обрабатывающей промышленности находится в европейской части, а добывающая – за Уралом). Кроме того, наличие такой значительной территории как в Европе, так и в Азии, большое число национальностей и религий создали очаги вооруженных конфликтов (например, на Северном Кавказе). Вот почему, с одной стороны, стартовые условия для развития России были лучше, чем у других республик бывшего СССР, но, с другой стороны, проигрывали им. Поэтому перед РФ со всей остротой встал вопрос о выборе модели и стратегии дальнейшего развития. Ситуация в стране сложилась крайне тяжелая. Полки магазинов были пустые. Ничего нельзя было купить.

Товарно-денежные потоки остановились. Старые хозяйственные связи быстро разрушались из-за невыполнения всех цепочек поставок по Госплану СССР, а новые не формировались. Чтобы быстро изменить ситуацию, тогдашний Президент РФ Б. Ельцин по настоянию команды молодых реформаторов  принял решение запустить рекомендуемую западными советниками программу «шоковой терапии» – «отпустить» цены, отменить государственную монополию на внешнюю торговлю, начать широкомасштабные действия по приватизации государственного имущества и формированию нового класса собственников, Такие действия считаются частью стандартного комплекса мер по формированию рыночной экономики. Как отмечают специалисты мирового банка: "Либерализация – это первый шаг, делающий возможным все остальные преимущества рыночной реформы: предоставление предприятиям и гражданам права самостоятельно принимать экономические решения; предоставление экономическим агентам стимулов и информации, позволяющих участвовать в свободной торговле и реагировать на спрос и предложение" [15, с. 2].

Однако большая экономическая свобода открывает не только новые возможности, но также создает и серьезные проблемы, так как теперь субъекты хозяйствования должны принимать на себя всю меру ответственности за последствия неудачного ведения бизнеса. А главное – возникают специфические проблемы, связанные с переходным периодом, когда старые структуры и методы управления взаимодействуют с новой экономической средой. По отношению к советской социалистической экономике подобные программы и планы были направлены не на созидание, а на разрушение. Б. Ельцин прямо говорил о необходимости ломать 243 всю старую экономическую систему "через колено". Уже отойдя от дел, он с гордостью отмечал, что в 1991 г. ставил перед собой в качестве главной задачи "всю жизнь повернуть круто и наоборот". "Поэтому, – пояснял он, – я подобрал команду, которая ничего из прошлого не ценила и должна была только строить будущее" [14, с. 57].

Результатом такой "шоковой терапии" в РФ стала гиперинфляция, которая обесценила денежные сбережения населения, превратила его большую часть в нищих, а результатом ваучерной приватизации – распродажа по бросовым ценам ранее недоступных общенародных активов, которые попали в руки единичных "новых русских", небывалое для мирного времени падение объемов и рентабельности производства, катастрофическое сокращение инвестиций при росте всех видов задолженности, прямом и скрытом уводе или утрате предприятиями всех видов ценных активов. К середине 1990-х годов в РФ было большое количество приватизированных предприятий в самых различных отраслях промышленности с неэффективным управлением, убыточным производством, огромными задолженностями перед бюджетом и своими работниками, непрозрачными и полукриминальными схемами реализации. Стало очевидным, что принятые решения оказались ошибочными и выбранные способы приватизации, на которую возлагали большие надежды, в целом себя не оправдали.

Как писал американский экономист, нобелевский лауреат Дж. Стиглиц: "Опыт Китая и Российской Федерации наиболее ярко демонстрирует, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем форма собственности. Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. Трудно себе представить больший разрыв в объемах производства – Россия скатилась на уровень десятилетней давности, в то время как в Китае на протяжении почти двух десятилетий поддерживаются двузначные темпы экономического роста... В целом картина ясна: в бывшем СССР реальные доходы и потребление населения сократились, а в Китае резко выросли" [8, с. 52]. В. Путин (сменивший Б. Ельцина на посту Президента РФ) так характеризовал ситуацию, сложившуюся в стране к концу 90-х

В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство. Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счете, привело к дефолту 1998 г., который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы. Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 году она составляла 36,5 процента. На начало 1999 года пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 году реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии – и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. …

Тяжелое состояние дел в экономике и социальной сфере и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла. Богатая Россия превратилась в страну бедных людей" [7, с. 43].

В. Путину с новой командой профессионалов удалось переломить ситуацию. Были предпринят комплекс последовательных мер по наведению конституционного порядка, укреплению государственных институтов, обеспечению социальных гарантий. Результатом стал длительный период экономического подъема – средние темпы роста экономики РФ в 2000-2008 гг. составили 7%. За 8 лет, которые В. Путин возглавлял страну, реальные доходы граждан выросли в 2,5 раза, пенсии – также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. Государственный внешний долг сократился более чем в 3 раза (до 245 уровня 3% ВВП), а накопленные золотовалютные резервы весной 2008 г. превысили отметку 500 млрд. долл. (в 1999 г. они составляли всего 13 млрд. долл.).

Главное, что удалось сделать Путину, – восстановить веру россиян в национальное возрождение. Решения стали приниматься в интересах России, а не отдельных персон. По словам самого Путина: "Нам удалось избавить страну от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов. Когда не только национальные интересы, но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались" [7, с. 47].

Тем не менее, уже пройденный путь – это только начало больших системных преобразований, которые нужно сделать, чтобы перевести страну с пути инерционного, энерго-сырьевого на путь инновационный, высокотехнологичный, необходимый для того, чтобы страна прочно вошла в число мировых экономических лидеров. C 1995 по 2007 г. структура российской экономики не претерпела значительных изменений. Так, в 2007 г. сектор услуг составлял 58% ВВП, промышленность обеспечила до 38% ВВП, сельское хозяйство – около 4%.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: горнодобывающая промышленность (за счет добычи топливно-энергетических полезных ископаемых), энергетика, металлургическое производство, машиностроение (в основном за счёт открытия сборочных производств иностранных авто- концернов и увеличения производства подвижного состава для железной дороги), химическое и целлюлозно-бумажное производство, производство строительных материалов. И, безусловно, Россия является серьезным конкурентом на рынке ядерных технологий, ракетной техники, боевой и гражданской авиации (это не случайно, так как во времена СССР расходы на исследования в этих сферах поглощали более 70% всех расходов Союза на научные исследования).

На сельскохозяйственные угодья из-за холодного климата приходится только 13% территории России. В сельском хозяйстве преобладают зерноводство, картофелеводство (13% его мирового производства), свекловодство, развито также животноводство.

Агропромышленное производство в России имеет низкую урожайность и производительность труда, и это ставит страну в зависимость от ввоза продуктов питания из-за рубежа. Тем не менее, Россия входит в пятерку мировых лидеров по производству пшеницы.

В сфере услуг ведущими являются финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда (14,7% ВВП в 2006 г.), а также услуги образования, здравоохранения и социальные (6% ВВП), хотя по сравнению с развитыми странами все они существенно отстают (например, соответствующие показатели Германии составляют 29,1 и 11,6% ВВП, Франции – 32,0 и 13,9%, Италии – 26,9 и 10,6%). В структуре платных услуг населения наибольший удельный вес занимают услуги транспортные, связи и жилищно-коммунальные.

Уязвимость нынешней российской модели экономики про- демонстрировали события мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., когда цены на нефть сначала достигли своего исторического максимума (144 долл./барр. в июле 2008 г.), а затем обвалились (до 34 долл./барр. к концу 2008 г.). Это, вместе с другими негативными факторами, которые сопровождали мировой кризис (сокращение спроса на товары, "бегство" капиталов, дефицит ликвидности в банковской системе и др.), привело к тому, что в декабре 2008 г. падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 г., что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие. И только к концу 2009 г. спад удалось остановить [13, с. 57].

Для того чтобы исправить положение, первоочередные реформы в реальном секторе экономики должны идти в направлении совершенствования структуры производства: увеличения доли перерабатывающих отраслей, уменьшения добывающих и уменьшения экспорта сырья, чтобы была возможность сохранить его для будущих поколений. Это касается, например, той же древесины. Россия, как известно, вывозит круглый лес, а бумаги вывозит в 5- 7 раз меньше, чем Швеция и Финляндия.

Новый Президент РФ Д. Медведев назвал главные, по его мнению, социальные недуги России, характеризующие особенности нынешней экономической модели: привычка существовать за счет экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия; коррупция, чрезмерное присутствие государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности; безответственный бизнес; многие предприниматели озабочены не поиском талантливых изобретателей, не внедрением уникальных технологий, не созданием и выводом на рынок новых продуктов, а подкупом чиновников ради получения контроля над перераспределением собственности; широко распространенные в обществе патерналистские настроения, уверенность в том, что все проблемы должно решать государство, безынициативность, дефицит новых идей [6, с. 25].

Избавиться от всех этих недугов и сформировать новую – инновационную – модель экономики будет очень сложно, и очевидно, что даже при самом благоприятном раскладе на это могут уйти годы. Но у России есть для этого необходимые предпосылки: политическая воля, люди, финансовые и природные ресурсы. Само её огромное пространство – это важное конкурентное преимущество и серьезное препятствие для держав, стремящихся к мировому господству. В нынешнем неустойчивом геополитическом мире Россия выполняет и в обозримом будущем будет продолжать выполнять роль "щита" между великими цивилизациям Запада и Востока.

3.Применение модели развития экономического сотрудничества России

3.1. Проблемы и прогнозы развития экономического сотрудничества России

Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.

Нельзя не сказать и о том, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», - об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Еще не став прочно на путь рыночных реформ и последовательной демократизации, Россия боится «оранжевых» и иных революций, влияния Запада и часто избирает путь изоляционизма, неприятия ценностей глобализации и европеизации. В этом отношении характерны оценки известного немецкого политического деятеля Отто Ламбсдорффа: «Российское общество само не решило, чего оно хочет, по какому пути желает идти. Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые прогрессивные, так и реакционные тенденции, рыночное хозяйство и государственная экономика, свобода и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно было бы сказать: в России в настоящее время царит единство противоположностей» [12, с. 28].

В связи с этим РФ и ее экономику ожидает немало трудностей и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания. И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы: предприимчивые и образованные люди нового поколения, научно-технический потенциал в виде большой армии ученых, многочисленных НИИ и КБ, внушительного военно-промышленного комплекса, станочного парка и т.д. К этому следует также добавить финансовые ресурсы и проявленную в последние годы политическую волю к возрождению России.

Прогноз экономического развития России. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5%, промышленного производства - несколько меньше (4%). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. Напомню, что в своей программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6%.

Данный сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата. В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.

Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества [10, с. 52].

Данный прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста ВВП равняются примерно 2,7%. Однако в 1990-е экономика Соединенных Штатов демонстрировала более высокие темпы, составлявшие порядка 4% в среднем в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001-2003 годах эти темпы заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8%. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70% темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2%.

В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран - членов ЕС. На перспективу до 2015 года можно принять для Германии среднегодовой темп роста ВВП в размере до 2,6%, промышленного производства - 1,8%.

Во Франции долгосрочный «исторический» темп роста ВВП был ниже, чем в Германии и Соединенных Штатах. В последние годы, однако, Франции удалось несколько приблизиться к США по динамике этого показателя. Вместе с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности, превышающих соответственно 2,5 и 1,2%.

Весьма необычные и интересные вещи происходят с показателями экономического роста Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась заметно медленнее экономик других ведущих капиталистических стран. В Европе даже появился термин «английская болезнь». Однако после либеральных реформ Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила свой экономический рост, и в 1980-е годы среднегодовой прирост ВВП Великобритании (2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и США. В последние годы темпы роста экономики Великобритании замедлились и были ниже, нежели в Соединенных Штатах, но выше, чем в Германии, Италии, Франции и Японии. В западной прессе стали всерьез рассматривать перспективы того, что Великобритания обгонит Францию по объему ВВП. Но на период до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП Великобритании в 2,4%, ее промышленного производства в 1,1%, т.е. не более высоких, чем во Франции.

Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 года составит порядка 2,5%, промышленного производства - 1,7%.

При этом, похоже, западноевропейская экономика будет расти до 2015-го несколько медленнее, чем американская. Экономические позиции Западной Европы после долгого периода их относительного усиления в последние два-три десятилетия стали ослабевать по сравнению с позициями США. Сегодня нет оснований полагать, что за ближайшее десятилетие эта тенденция изменится. В Соединенных Штатах более низкая норма налогообложения, ниже, чем в Западной Европе, норма накопления и норма безработицы, более высокая конкурентоспособность. США имеют более сильные позиции в области выпуска высокотехнологичной продукции, инновационной активности и инфраструктуры научно-технического прогресса, что будет в значительной мере определять экономический рост и лицо экономики любой развитой страны в начале ХХI века. Традиционно Соединенные Штаты превосходят Западную Европу по широте и риску предпринимательской активности [6, с. 49].

Ориентировочное сопоставление ВВП и объемов промышленного производства во всех сравниваемых странах показывает, что к 2015 году Россия не достигнет тех соотношений по ВВП с США, которые она имела в 1913 году, но заметно приблизится к Германии и превзойдет Великобританию и Францию. Отставание от США будет значительным и сохранится надолго.

Доля России в мировом ВВП в 2000 году была равна всего 2,1%, (в 1913 году в современных границах - 6,2%), соотношение ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского региона составляло в 2003-м году 12,5% (в 1913 году - 18%). В 2015 году доля России в мировом ВВП будет равна почти 3%, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит порядка 17%. Доля России в мировом ВВП в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше, чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны и в мировом промышленном производстве. По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9%, в 2000-м - 4,4%, в 2015 году она вряд ли намного превысит 5%, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда еще за несколько последних столетий Россия не имела таких низких показателей по сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП ведущих стран Европы.

Таким образом, за более чем вековой период не повысится доля нашей страны в мировой экономике, ее важнейшие макроэкономические показатели не вырастут относительно уровня США. Тем не менее экономически Россия в перспективе неизбежно будет сильным государством, займет по размерам ВВП первое место в Европе и пятое-шестое место в мире. 

3.2. Концептуальное описание модели

В России вследствие многолетнего «сырьевого перекоса» и зависимости экономики страны от нефтедолларов разразился масштабный кризис совокупного внутреннего спроса. Именно поэтому государственное руководство России сегодня подчеркивает необходимость перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационно-индустриальной.

В свое время экономика Советского Союза блестяще справилась с задачами первой фазы индустриализации. Электрификация всех видов машиностроительных производств и производительных сил была осуществлена в кратчайшие по историческим меркам сроки.

Примерно до 1970-х годов СССР являлся крупнейшим поставщиком технологий, машин и оборудования для электрификации других стран мира и прежде всего тех государств Азии и Африки, которые боролись за национальную независимость, за избавление от колониального гнета. Достаточно сказать, что Индия и Китай благодаря Советскому Союзу сумели в опережающем режиме провести электрификацию своей промышленности, создать с нуля многие виды промышленных производств: химических, металлургических, машиностроительных. Как раз благодаря выигрышу исторического времени и рациональной хозяйственной политике, полностью и жестко подчиненной общехозяйственным государственным интересам, Индия и Китай сумели уже на базе собственного индустриального потенциала включиться в решение задач неоиндустриализации - второй фазы индустриализации, становясь лидерами в освоении технологий автоматизации и производства технотронного уровня [14, с. 32].

Российская промышленность в своих организационных формах и по техническому составу соответствует уже устаревшим технологическим укладам. В них представлены технологии уровня первой фазы индустриализации, в основном электромеханические. Процессы управления станками, сборки автомобилей, тракторов, холодильников, телевизоров, лифтов и других видов промышленной продукции здесь электрифицированы, но не автоматизированы.

Суть первой фазы индустриализации заключалась в электрификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры. И главные задачи электрификации у нас в основном выполнены. Тем не менее ряд задач, все еще ждет своего практического решения. В их числе электрификация сельскохозяйственных машин, автомобильного, морского и речного транспорта. Следовательно, пока рано говорить о завершении даже первой фазы индустриализации. Однако индустриализация не оканчивается на электрификации рабочих мест, а продолжается их компьютеризацией и автоматизацией, вплоть до становления единой автоматизированной системы производительных машин, взаимно интегрированных микропроцессорными, или цифровыми технологиями. Таким образом, неоиндустриализация означает создание компьютеризованных и автоматизированных производительных сил, увязанных в единую автоматизированную систему машинного производства и распределения материальных и социальных благ. Если базисным продуктом электрификации является киловатт-час, то базисный продукт неоиндустриализации - микропроцессор. Соответственно готовность конкретной страны к неоиндустриальному этапу развития определяется наличием внутреннего производства микропроцессоров и микропроцессорной техники. Страна, которая обладает своим производством передовых микропроцессоров, подготовлена к масштабной неоиндустриализации во всех отношениях: научно-техническом, технологическом, инновационном, индустриальном, информационном, кадровом, организационном, системном.

Выходом для стран с переходной экономикой может стать только неоиндустриализация - полная скорейшая модернизация всех стратегически предприятий и изменение структуры экспорта с «сырьевой» на «промышленную», то есть производство у себя готовых товаров на основе западных технологий или, что более предпочтительно, на основе своих оригинальных технологий [4, с. 52].

Это прекрасно понимает правительство РФ, которое встало на путь именно такой модернизации под руководством администрации Дмитрия Анатольевича Медведва, о чем свидетельствует большое количество его шагов, предпринятых с приходом к власти нового президента. Жаль, что далеко не все правительства СНГ оценили такой путь развития и, сознательно или по неведению, продолжают, в большинстве своем, превращать свои государства в новые колонии западного империализма. 

Премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая 20 апреля 2011 года в Госдуме с отчетом о деятельности правительства, поставил перед Россией весьма амбициозную задачу - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Для этого, по его мнению, необходимо начать новую индустриализацию страны.

В первой части своего выступления Владимир Путин уделил внимание макроэкономическим показателям. Он сообщил депутатам, что ВВП РФ в первом квартале 2011 года вырос на 4,4%. За 2010 год рост показателя составил 4%, а прогноз на 2011 год - 4,2%, прогноз по инфляции - не выше 6,5-7,5%.

Но при всем этом перед страной стоит весьма амбициозная задача - попасть к 2020 году в пятерку крупнейших экономик мира. Отметим, что именно в части производительности труда Россия сильно проигрывает.

На данный же момент, по словам Владимира Путина, необходима новая волна индустриального развития России. «Здесь вновь встает вопрос о характере нашего дальнейшего экономического роста. Убежден, нам необходимо запустить новую волну индустриального, технологического развития России, создать условия для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий», - сказал премьер, подчеркнув, что иных альтернатив нет.

И в этом направлении довольно неплохие результаты показывает судостроение. Путин рассказал, что оно показало рост почти на 8% в 2010 году. Портфель заказов превысил 100 судов. «Наша задача заключается в том, чтобы на территории России действовала вся технологическая, промышленная цепочка - от проведения НИР до НИОКР до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции», - добавил премьер. По его мнению, необходимо сконцентрироваться на строительстве ледоколов, высокотехнологичных судов различного назначения, буровых платформ. Рост производства машиностроения в целом составил 25% в 2010 году.

Путин выразил убеждение в том, что оборонно-промышленный комплекс РФ может давать конкурентоспособное оружие российской армии. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что современное оружие Вооруженным силам РФ должен поставлять российский оборонно-промышленный комплекс, подчеркнув, что средства оборонного бюджета страны не должны уходить за рубеж.

Также прорыв намечается и в строительстве гражданских ракет-носителей.

Что же касается топливно-энергетического комплекса, то его участники, по словам премьера, инвестируют в развитие 8,5 трлн рублей в ближайшие три года. Из этой суммы на современное оборудование будет направлено 3,2 трлн рублей. «Вот где источник инноваций», - отметил Путин. «Настоящий прорыв должен быть обеспечен в топливно-энергетическом комплексе. Причем, прорыв - именно качественный, основанный на росте эффективности, на глубокой переработке сырья», - подчеркнул он [10, с. 52].

Что касается добычи, то Путин сообщил, что Россия впервые вышла на уровень добычи нефти в 505 млн. тонн в год. По его словам, это «полка», на которой надо держаться долго.

Особое внимание должно быть уделено инфраструктуре. По словам премьера, к 2020 году в России будут модернизированы все федеральные трассы.

По его словам, от отдельных строительных проектов будет сделан шаг планомерному развитию дорог по всей стране. В общей сложности, по словам премьера, расходы на дорожное строительство в 2011 году превысят 700 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2010 году. На развитие российских аэропортов до 2015 года будет направлено более 300 млрд рублей.

Премьер-министр Владимир Путин обозначил путь развития России - новая технологическая индустриализация. Это единственно верный путь для страны, однако, пока непонятно, каким образом эта модернизация будет достигнута, за счет чего планируется провести индустриализацию»

Путин заявил о необходимости создания условий для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий. Создать в России цельную цепочку технологического и промышленного производства - от проведения НИР и НИОКР до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции. Следует также укрепить потенциал в сильных для страны отраслях: оборонная промышленность, атомная отрасль, ракетостроение и судостроение.

Необходимо использовать высокие цены на нефть для того, чтобы создать новую модель экономики, которая будет меньше зависеть от цен на нефть. Надо делать «ставку на внутренний, несырьевой сектор экономики», заявил Владимир Путин.

Премьер также подчеркнул, что сама экономика должна сформировать спрос на квалифицированные кадры, в том числе инженеров. Надо стремиться найти новые резервы роста. Путин наметил создание новой инфраструктурной базы, назвав 2011 год - годом больших строек, когда будут реализованы крупные транспортные и энергетические проекты. При этом он подчеркнул, что Россия ни в коем случае не откажется от социальных обязательств [11, с. 14].

Несмотря на заявленный путь на новую индустриализацию, пока не видны созданные предпосылки для начала этого пути. Путь на индустриализацию - это правильный путь, так как России необходимо модернизировать вырабатывающую промышленность. С другой стороны, пока непонятно, каким образом эта модернизация будет достигнута, за счет чего планируется провести индустриализацию.

В условиях высоких цен на нефть нет никакого стимула для модернизации промышленности. Кроме того, сохраняется высокая налоговая нагрузка на промышленные предприятия. При объявлении курса на индустриализацию необходимо снизить ее как минимум для технологичных и наукоемких предприятий.

Новая индустриализация невозможна без развития инфраструктуры - дорожной, электроэнергетической, газовой и прочей. Однако приоритетом бюджета на ближайшие годы являются военные и социальные расходы. Тогда как бюджет должен внести свой вклад и в обустройство инфраструктуры, потому что кроме государства вряд ли это кто-то еще сделает.

Надо увеличить приток инвестиций, которые в первую очередь следует направлять на развитие инфраструктуры. Еще одной важной проблемой является отсутствие конкурентной экономики. В высокомонополизированной неконкурентной экономике стимулов для инвестиций у частного капитала нет. Не будет достаточных инвестиций - не будет никакой индустриализации.

России необходима новая экономическая идея, которая приведет к реальному повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивому развитию в будущем.

В отличие от других стран российская экономика не просто не развивалась, она деградировала. Фактически, сделав основой экономической политики монетаризм образца XVIII века, за годы реформ мы вернулись в доиндустриальную эпоху. Сегодня наша экономика не просто сырьевая, она отягощена рядом наследственных патологий, снижающих ее конкурентоспособность.

Определение инноваций исключительно как продукта научной деятельности формирует искаженное представление о роли знаний в современной экономике. Следствием этого является примитивно-вульгарное восприятие инновационной экономики, доминирующее в российском общественном сознании.

Новая индустриализация может стать эффективной альтернативой существующей экономической политике, которая позволит создать в России высокопроизводительную и конкурентоспособную экономику, основанную на реальных ценностях и обладающую высоким инновационным потенциалом.

Недостатки российской экономики, которые снижают ее конкурентоспособность, давно и хорошо известны. В первую очередь это зависимость от сырьевой конъюнктуры и низкая степень диверсификации. Во-вторых, это традиционно низкий уровень производительности. В-третьих, чрезвычайно высокий уровень концентрации экономики, вследствие чего повышаются риски, снижается гибкость и динамичность корпораций, порождаются иждивенческие настроения в зависимых обществах и снижается предпринимательская активность. К сожалению, речь идет не столько об отраслях, для которых эффект масштаба действительно критичен. Руководствуясь примитивным представлением о том, что большое - это всегда лучше, правительство настойчиво продолжает плодить мегахолдинги. Нередко инициатива появления новой госкорпорации является просто попыткой создания очередного «золотого кресла» для хорошего человека.

На сегодняшний день нужно решить 2 первоочередные задачи. Во-первых, обеспечить существенно повышение эффективности того, что имеем. Во-вторых, любыми методами добиться перенесения того, что не имеем, то есть заимствование новых технологий у других стран. Главное, на мой взгляд, надо выжимать больше эффективности их тех ресурсов, которыми мы располагаем. Это касается не интернета, не инноваций, а сугубо промышленности.

В современных условиях нельзя жить за счет только разработки технологий, так как без их индустриальной материализации не будет даже тех доходов, которые пока обеспечивает экспорт нефти и газа. И именно поэтому надо заниматься новой индустриализацией, развивать промышленный сектор, иначе в будущем станет тяжело. России нужно выживать как единому целому, стремится к тому, чтобы наша продукция была известна во всем мире и ее покупали. 

Заключение

Экономики «новых индустриальных стран» содержат большое количество схожих факторов, таких как высокие темпы экономического развития, ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность, использования высоких технологий и т.д., что позволяет их выделить в особую группу стран - новые индустриальные страны. Но, не смотря на это экономика каждой отдельной страны входящей в эту группу развивалась по своему, неповторимому пути, обусловленному историческими, религиозными и геополитическими факторами.

Использование положительного опыта новых индустриальных стран, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированное на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.

Подводя итоги настоящей работы можно сделать следующие выводы:

1. Страны ЦВЕ, Китай и Россия относятся к странам с переходной экономикой.

2. Регион ЦВЕ объединяет страны с различным уровнем экономического развития, ставящими задачу преодоления разрыва со странами Западной Европы. Регион ЦВЕ является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Перед государствами ЦВЕ стоят задачи дальнейшей структурной перестройки реального сектора, а также финансовой и налогово-бюджетной сфер. Наиболее острыми являются социальные проблемы региона: подъем уровня жизни населения, сглаживание дифференциации доходов и борьба с бедностью.

3. Современный Китай - это, во-первых, страна быстрого догоняющего развития, во-вторых - государство с переходной экономикой. Основная цель догоняющего развития - «возрождение былого величия Китая», главное средство - ускоренная индустриализация, идущая в условиях эволюционного рыночного реформирования экономики и постепенной интеграции ее в мировое хозяйство.

4. Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей, в том числе сопоставляющих объемы внешней торговли, движения капитала и накопленных внешних активов и обязательств (в том числе внешнего долга) с объемами ВВП страны и другими ее показателями.

5. Россию и ее экономику ожидает немало трудностей, смут и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания.

Динамичное экономическое развитие Китая в последние два десятилетия радикально изменило сложившуюся систему международного разделения труда. Китай стал одной из крупнейших промышленных держав мира. Он превратился в ведущего поставщика относительно дешевой промышленной продукции на рынки развитых стран.

Стратегия экономической реформы КНР была основана на постепенном развитии рыночных институтов снизу и одновременном привлечении иностранных инвестиций в отрасли, обладавшие экспортным потенциалом. При этом местные власти обладали значительной самостоятельностью в вопросах привлечения инвестиций.

Объективные тенденции мировой экономики делают необходимым повышение курса юаня по отношению к доллару. Однако те же тенденции обусловливают диверсификацию валютных резервов КНР, большая часть которых вложена в активы, номинированные в американских долларах. Китайское руководство проводит в данных вопросах сдержанную политику, стремясь не подорвать конкурентоспособность национальной экономики и не дестабилизировать ситуацию на мировых валютных рынках.

Список использованных источников

1) Книги

  1. Багриновский, К. А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: учеб. пособие/ К. А. Багриновский, В. А. Рубцов. − М.: Изд-во РУДН, 2015. – 285 с.
  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 286 с.
  3. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2015. – 347 с.
  4. Васильева, Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем [Текст]: учеб. по специальности "Информ. менеджмент". - М. : КНОРУС, 2016. - 392 с.
  5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: уч. пособие / Л.П. Владимирова. - М.: Дашков и К`, 2014. - 308c.
  6. Герасенко В.П. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2015. – 321 с.
  7. Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. − Гомель: «Альтаир», 2014. – 289 с.
  8. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 376 с.
  9. Жахов Н. В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик // Молодой ученый. — 2015. — №2. Т.1. — С. 109-112.
  10. Мантусов, В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В.Б. Мантусов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 409 c.
  11. Международные экономические отношения. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2014. - 512 c.
  12. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2015. - 734 с.
  13. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Эксмо, 2014. - 320 c.
  14. Мотышина  М.С.  Методы  социально-экономического  про-гнозирования.: Учеб. пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2015. – 351 с.
  15. Прогнозирование  и  планирование  экономики:  учебник / Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2015. – 521 с.
  16. Прогнозирование и планирование экономики: учебная программа курса для экономических специальностей высших учебных заведений. – М., 2015. – 147 с.
  17. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебное пособие., СПб, 2015. – 421 с.
  18. Экономическая статистика: учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. − М. : ИНФРА-М, 2013.

2) Электронные ресурсы

  1. Математические основы экономического прогнозирования[Электронный ресурс]: учебное пособие/Карасев П.А. М.: Палеотип, 2013. - 132 с. — Режим доступа:http://www.book.ru
  2. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов [Электронный ресурс]: учебное пособие, 2-е изд., испр. /Бутакова М.М.  М.:КноРус, 2010. – 167 с. — Режим доступа: http://www.book.ru

Анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Внешнеэкономические связи России с развитыми странами

2. Реферат Современное положение России по сравнению с промышленно развитыми странами

3. Реферат Проблемы и перспективы участия Киргизской Республики в ВТО в контексте экономического сотрудничества со странами ЕврАзЭС

4. Реферат ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

5. Реферат Организация экономического сотрудничества и развития

6. Реферат Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

7. Реферат Роль Организации Экономического Сотрудничества и Развития в разработке норм международного финансового права

8. Реферат Региональные особенности музыкальной культуры стран Юго-Восточной Европы

9. Реферат СССР и страны Центральной и Восточной Европы. Формирование советского блока

10. Реферат Стабильность занятости в России и Восточной Германии: сравнительный анализ на микроданных