Новости

Анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем

Работа добавлена:






Анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

1. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК экономически развитых стран, стран Восточной Европы, новых индустриальными стран, КитаЯ НА ЭКОНОМИКУ РФ5

1.1 Анализ макроэкономических тенденций5

1.2 Экономическое развитие РФ на фоне сотрудничества с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новых индустриальными стран, Китая7

2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем16

2.1 Общие принципы построения модели развития экономического сотрудничества России16

2.2 Анализ модели развития экономического сотрудничества России21

3.Применение модели развития экономического сотрудничества России28

3.1. Проблемы и прогнозы развития экономического сотрудничества России28

3.2. Концептуальное описание модели33

Заключение41

Список использованной литературы43

Введение

В настоящее время мировая экономика переживает глубокую рецессию, вызванную глобальным крупномасштабным финансовым кризисом и последующим спадом производства во многих странах и регионах. Охватив вначале страны с развитой экономикой, а затем страны с формирующимся рынком, волна глобального экономического и финансового кризиса обрушивается сегодня на бедные и наиболее уязвимые развивающиеся страны на периферии мирового хозяйства, что ставит под угрозу успехи, достигнутые многими развивающимися странами с низким доходом в течение последнего десятилетия в области ускорения экономического развития, сокращения бедности и укрепления политической стабильности.

В условиях усиливающегося негативного влияния внешних факторов на экономику развивающихся стран (снижение цен на мировых рынках сырьевых товаров и как следствие – уменьшение экспортной выручки, сокращение иностранных инвестиций и официальной помощи, падение курса акций на местных финансовых рынках и др.) усиливаются роль и значение состояния их ресурсно-хозяйственного потенциала как базового элемента экономики, призванного противостоять внешним угрозам национальной экономической безопасности. В конечном итоге ресурсно-хозяйственный и инновационный потенциал каждой конкретной страны в значительной мере определяет степень уязвимости в условиях глобального кризиса ее национальной экономики, а также направления и средства выхода из него.

Вопросы участия в глобальных процессах стран, отставших в своем развитии, вызывают интерес у исследователей и являются постоянным объектом внимания и помощи со стороны международного сообщества, в рамках различных программ и проектов (например, по ликвидации и сокращению нищеты и голода, списанию внешних долгов), в реализации которых принимает участие и Россия.

Актуальность изучения вышеперечисленных проблем, избранных для исследования стран обусловило формирование цели исследования.

Целью данной работы является анализ прогноза развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем.

Из цели работы следуют такие задачи:

- рассмотреть влияние развития экономик экономически развитых стран, стран Восточной Европы, новых индустриальными стран, Китая на экономику РФ;

- разработать концепцию развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем;

- применить модельразвития экономического сотрудничества России.

Объектом исследования является Россия иразвитые страны, страны Восточной Европы, новые индустриальные страны, Китай .

Предметом исследования являются экономическое сотрудничество России.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике работы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Курсовая работа состоит изведения, трёх глав основного текста, заключения, списка использованных источников.

1. . ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК экономически развитых стран, стран Восточной Европы, новых индустриальными стран, КитаЯ НА ЭКОНОМИКУ РФ

1.1 Анализ макроэкономических тенденций

В 2000–2007 гг. относительно высокие темпы экономического роста российской экономики более чем наполовину определялись эффектом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, высокими ценами на нефть. Рост доходов от экспорта обеспечивал доступность иностранных технологий и оборудования, что отражалось на быстром росте производительности. Мировой экономический кризис 2008 г. сказался на экономике России в 2009 г., когда ВВП упал на 7,8% по сравнению с предыдущим годом. 2010–2012 годы экономика стала восстанавливаться и вновь набирать темпы роста, однако с 2013 г. темп роста ВВП вновь начал снижаться до 1,3%. В 2014 и 2015 годах экономическая ситуация ухудшилась, что сказалось на динамике ВВП. В 2014 г. он вырос лишь на 0,7%, а в 2015 г. продемонстрировал отрицательную динамику – сократился на 3,7% [5, с. 42].

Сокращение ВВП 2009 года объясняется понижательной волной в циклическом развитии мировой экономики. Мировой экономический кризис не мог не затронуть Россию, поскольку интегрировавшись в мировую экономическую систему, российская экономика стала воспринимать не только позитивы интеграции, но все негативы.

Замедление роста российской экономики и ее спад в 2014 г. происходит уже на фоне восстановления положительной тенденции в развитии мировой экономики. Развитые экономики перешли от спада к росту с 2014 г. хотя и незначительному, что демонстрируется в таблице 1.

Таблица 1

Темпы роста ВВП некоторых стран мира

год

Значение в %

Европейский союз

Япония

США

Китай

Индия

ОАЭ

Саудовская Аравия

Бразилия

Аргентина

2013

-0.3

1.5

2.3

7.7

4.7

4.3

2.7

2.7

0.9

2014

0.2

0.8

1.5

7.7

6.9

4.6

3.5

0.1

2.9

2015

1.4

1.6

2.4

7.3

7.3

3.0

3.4

-3.0

0.5

2016

1.8

0.6

2.6

6.8

7.3

-3.2

0.1

-0.6

0.4

 

Наиболее заметное восстановление экономического роста произошло в США. Общий темп роста в ЕС в 2015 г. составил 1,8%. По прогнозам МВФ, в 2016–2017 гг. их ежегодный рост составит 2,1%. В целом, в странах ОЭСР экономика понемногу восстанавливается. В развивающихся странах происходит снижение активности шестой год подряд, в связи с чем замедляется экономический рост и в странах-лидерах по этому показателю: Китае и Индии. Рост в других развивающихся экономиках немного ускорился. Тенденция снижения экономического роста отмечается и в странах-экспортерах нефти Ближнего Востока и Латинской Америки. Причиной этого является падение цен на нефть, снижение внешнего спроса, которое оказывает понижательное давление на экономику и финансы стран-экспортеров нефти. Замедление экономики Китая и развивающихся стран привело к снижению активности мировой торговли. Хотя за 2015 г. физический общий объем поставок вырос на 2,5%, в долларовом выражении международный товарооборот упал на 13,8%. Отчасти падение связано с резким колебанием курсов валют, но в основном – падением цен на нефть. До кризиса 2008 г. торговля ежегодно росла вдвое быстрее мирового ВВП.

Конъюнктурные колебания на мировых рынках сырья, таким образом, негативно сказались на экономическом развитии всех стран мира. Для России падение сырьевых мировых рынков оказалось наиболее болезненным, поскольку производство и экспорт сырьевых ресурсов является основным источником роста ВВП. И, конечно, значительным фактором, обусловившим экономическое падение и рецессию, явились экономические и политические санкции со стороны США и европейских стран. По оценкам МВФ, нынешние ограничения привели к потере около 9% ВВП, и данная тенденция будет иметь долгосрочный характер.

Одним из последствий геополитической напряженности и санкций стал существенный отток инвестиций, который наблюдается с 2013 года. Ранее снижение инвестиций наблюдалось в кризисном 2009 году, после чего они начали возрастать и далее в 2013 году опять снижение, что демонстрируют данные таблицы 2.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал (%)

Показатель

2013

2014

2015

2016

в % к предыдущему году

106,7

99,7

98,5

91,8

 

В особенности проблемы с капиталом испытывают представители экспортно-ориентированных отраслей. Действующие санкции привели к удорожанию кредитных ресурсов и сворачиванию многих инвестиционных проектов. Санкции влияют на приток капитала независимо от цены нефти, однако при ее падении их эффект возрастает. Сочетание финансовых санкций и падения цен на нефть за 2014–2017 гг. будет стоить России, по оценкам экономистов, около 0,6 трлн. долларов. Потери от финансовых санкций составят около 170 млрд, долл., недополученные доходы от нефтегазового экспорта – около 400 млрд. долл.

Развитие экономики России сегодня тормозится и сокращением потребительского спроса, который обусловлен сокращением импорта, снижением курса рубля и инфляцией, замораживанием и снижением заработной платы и других форм дохода. Так, по данным Росстата реальные располагаемые доходы населения впервые начали сокращаться. Если с начала 2000-х лет они ежегодно увеличивались, то в 2014–2015 годах наблюдается их сокращение. В 2014 году они составили 99,3% от уровня 2013 года, а в 2015 году 95,7% от уровня 2014 г. В начале 2016 г. также наблюдается их сокращение по сравнению с предыдущим годом [5, с. 85].

Как следствие, с 2013 года происходит снижение индекса физического объема оборота розничной торговли, в 2015 году он составил 90% от уровня предыдущего года.

Снижение инвестиционного и потребительского спроса оказывает существенное мультипликационное влияние на национальный продукт в сторону его снижения.

В условиях санкций альтернативой импортным товарам и услугам могло бы стать развитие отечественного производства. Поскольку конкуренция со стороны импорта ослабилась, это должно бы стать стимулом для развития отечественного производства. Однако на деле оказалось, что проблема импортозамещения не так проста. Во-первых, те потери, которые понесла российская промышленность и сельское хозяйство в 90-годы, трудно возобновимы в короткие сроки. Разрушены целые отрасли. Существующее производство во многом зависимо от импорта оборудования, сырья, материалов, кормов, удобрений. Так, доля импорта в расходах на инвестиции в машины и оборудование в отдельных отраслях превышает 50%. Наблюдающаяся девальвация рубля не может стимулировать запуск процессов импортозамещения, поскольку производители отечественной продукции в отдельных отраслях сталкиваются со значительным ростом издержек в результате удешевления национальной валюты.

Оживление экономической ситуации в России сегодня напрямую связано с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках сырья и не может быть устойчивым, так как любое колебание мировых цен на сырьевые ресурсы с неизбежностью отразится на национальном хозяйстве России. Отсюда главной задачей обеспечения устойчивого экономического развития страны является структурная перестройка экономики в сторону развития производства готовой конкурентоспособной продукции. Представляется, что в первую очередь необходимо выделение приоритетных отраслей и производств, которые в первую очередь необходимо модернизировать и поддерживать. В сегодняшних условиях одной из таких отраслей является сельское хозяйство, обеспечивающее внутренний потребительский рынок. Сокращение импорта сельскохозяйственной продукции привело к резкому росту цен на нее. Ожидаемого существенного повышения производства внутри страны не произошло. Основная причина – недостаток финансовых ресурсов из-за высоких процентных ставок и отсутствия длинных кредитов. Для фермерских хозяйств проблемой зачастую является и сбыт продукции. Все эти вопросы без государственного вмешательства и поддержки трудно разрешимы.

1.2  Экономическое развитие РФ на фоне сотрудничества с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новых индустриальными стран, Китая

 Россия строит свои  внешние экономические отношения с развитыми странами мира на базе конструктивного созидательного взаимодействия государств. При этом используются все формы экономического взаимодействия, чтобы обеспечить возможность участия наших предприятий и объединений в полном объеме внешнеэкономических связей с целью наращивания экспортного потенциала и повышения эффективности экономического и научно-технического сотрудничества с развитыми странами. Россия предпринимает реальные действия по интеграции своей экономики в мировую экономику.

Основной формой  внешнеэкономических связей России с развитыми странами является внешняя торговля. Среди промышленно развитых стран Западной Европы ведущими торговыми партнерами России в 2005 г. были ФРГ, Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Нидерланды.

Определенным спросом на западно-европейском рынке пользуются металлорежущие станки, кузнечно-прессовое и электротехническое оборудование, подъемные машины, тракторы, подшипники и некоторые виды приборов. Расширение поставок машино-технической продукции сдерживается ее слабой конкурентоспособностью из-за низкого технического уровня и качественных характеристик.

Увеличение продукции обрабатывающей промышленности в экспорте развитые стран - задача первостепенного значения. Совершенствования экспорта возможно за счет продукции наукоемких отраслей, а также результатов научно-исследовательских и конструкторских работ, технологических процессов и методик их применения. Импорт России из стран Западной Европы претерпел коренные изменения  в годы экономических реформ.

В настоящее время основными статьями импорта являются продовольственными и промышленными потребительские товары (сахар, обувь, одежда, парфюмерия, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления. Сотрудничество на компенсационной основе между Россией и странами Западной Европы включает поставки западными партнерами оборудования, технической документации и лицензий для строительства в нашей стране промышленных предприятий на условиях кредита  с последующим его погашением полностью или частично путем  реализации продукции этих предприятий.

С развитыми странами Европы достигнут прогресс  в научно-техническом сотрудничестве, совместном предпринимательстве, производственной специализации и кооперации предприятий и фирм.

Значительную долю в экспорте  занимают полуфабрикаты, в частности цветные металлы, древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. В структуре импорта из Германии преобладает машино-техническая продукция.

Активно развиваются внешнеэкономические связи России и Франции. Франция – один из крупных кредиторов России. В настоящее время в счет предоставленного Францией кредита ведется реконструкция мусоросжигательного завода в Москве, поставляется оборудование для комбината детского питания в городе Азове и для реконструкции систем водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга, для обеспечения надежности и безопасности атомных электростанций, для гостиничного хозяйства Москвы.

В настоящее время в целом сохраняется основа международного разделения труда в форме обмена российских энергоносителей и сырьевых товаров на машинно-техническую продукцию и потребительские товары стран Восточной Европы. Такому разделению способствует то, что эти страны не смогли полностью переключиться на иные источники снабжения энергоносителями.

Ограничения импорта на объединенном рынке Европейского сообщества, в частности отдельных видов продовольствия и текстиля, ориентируют страны Восточной Европы на поддержание устойчивых связей с Россией.

Сохранению связей способствует также созданная за предыдущие годы сотрудничества транспортная инфраструктура — трубопроводы, линии электропередачи, железные и шоссейные дороги.

Для России важна существующая специализация стран Восточной Европы в области железнодорожного подвижного состава, судостроения, производства трамваев, троллейбусов, автобусов, медицинского оборудования, малотоннажной химии, медикаментов, специальных видов бумаги. Большое значение имеет сохранение сложившейся производственной специализации в автомобильной промышленности, производстве сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительной техники, оборудования для атомных электростанций, а также в черной и цветной металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Торгово-экономические связи России со странами Восточной Европы строятся на двусторонней основе. Заключены торгово-экономические отношения России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией. Ряд регионов России также подписал экономические соглашения со странами Восточной Европы, некоторые из них носят характер бартерных сделок.

В настоящее время структура торговли России с Восточной Европой остается в основном в рамках исторически сложившейся схемы международной специализации. Вместе с тем в последние годы резко сократились взаимные поставки машин и оборудования. Россия в состоянии поставлять в значительных объемах лишь природный газ, черные и цветные металлы, деловую древесину, тогда как экспорт нефти, кокса, электроэнергии резко сократился. Падает также российский экспорт военной техники. Однако страны Восточной Европы заинтересованы в приобретении авиационной и другой сложной техники. В странах региона при условии сервисного обслуживания сохраняется рынок для российского экспорта товаров длительного пользования — телевизоров, радиоприемников, холодильников, фотоаппаратов.

Внешнеэкономические отношения России с новыми независимыми государствами (ННГ) имеют для экономики нашей страны важнейшее значение. Высокий уровень экономической интеграции национальной экономики Российской Федерации и бывших союзных республик потребовал коренного изменения во внешнеторговых отношениях.

Между Россией и новыми независимыми государствами сложился определенный механизм торгово-экономических отношений. Для бывших союзных республик Россия остается наиболее привлекательным торговым партнером. С одной стороны, это определяется ее значительным экономическим потенциалом и по-прежнему достаточно дешевыми минеральными ресурсами. С другой стороны, для экономики России и бывших республик СССР характерен высокий уровень интеграции.

Вследствие кризисных явлений, спада производства, переориентации хозяйственных связей предприятий произошло падение товарооборота России с новыми независимыми государствами.

Значительный подъем в настоящее время переживают российско-китайские экономические связи. Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны: централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь, оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.

В торговле с Китаем растет доля прямых связей. С 1991 г. обмен между странами приобрел характер встречных бартерных операций (в 1992 г. на бартер приходилось 60% российско-китайской торговли).

Структура торговли сегодня определяется не географической, промышленной или технологической взаимодополняемостью, а экономическим кризисом в России и внутренними потребностями Китая в сырье и технологиях. Удельный вес Китая в экспорте России в 1995 г. был равен 4,4% (в 1993 г. — 7,0%). Русский экспорт в Китай состоит из машин и оборудования, включая авиационную технику, автомобили, сельскохозяйственную технику, нефтедобывающее оборудование, генераторы для электростанций, оборудование для текстильной промышленности, а также угля, сырья и продукции химической промышленности, черных металлов, древесины и т.д. Доля машин и оборудования, транспортных средств составляет около 40% всего экспорта России в Китай. Процесс специализации и сотрудничество на основе разделения труда находится на начальном этапе развития. Китай, в свою очередь, экспортирует в Россию товары народного потребления (55%) и продукты питания (28%). Удельный вес китайского импорта в Россию — 1,9% (1995 г.).

Сейчас утверждается сотрудничество в области высоких технологий, космических исследований, строительства гидро- и атомных электростанций, а также в военно-технических областях.

В отношениях России с Китаем важнейшей задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера (снижение «бартеризации» товарооборота).

Уровень, масштабы и структура торгово-экономических связей бывшего СССР с Монголией и Северной Кореей определялись военно-стратегическими соображениями и степенью развития экономики этих стран. Для Советского Союза экономические связи с Монголией никогда не были существенными. Доля Монголии в совокупном объеме торговли СССР не превышала 1—2% (в 1995 г. экспорт составил 0,3%, импорт — 0,1%). В Монголии более 600 промышленных комплексов, включая 150 заводов, были построены, реконструированы и расширены с помощью СССР. Монголия диверсифицирует свои торгово-экономические ориентиры. Наиболее заметными ее партнерами становятся Япония и Китай.

В начале 90-х гг. отношения между СССР и Северной Кореей (КНДР) существенно изменились. Доля продукции КНДР в экспорте СССР составляла 2,2% (1990 г.). После распада СССР торговля с Россией фактически прекратилась (1995 г. экспорт — 0,1%, импорт — 0,03%). Подписанные контракты на строительство совместных предприятий, соглашения о разработке совместного проекта строительства газопровода, связывающего Сибирь с Южной и Северной Кореей, и др. не находят своей реализации.

2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ развития экономического сотрудничества России с экономически развитыми странами, странами Восточной Европы, новыми индустриальными странами, Китаем

2.1 Общие принципы построения модели экономического

сотрудничества России

В рамках данной темы нельзя обойти вниманием вопрос экономического взаимодействия стран, в котором за прошедшие несколько лет произошли существенные изменения. К сожалению, нельзя не учитывать, что именно экономическое сотрудничество представляет собой наиболее слабое звено в двустороннем диалоге. Торгово-экономический уровень отношений значительно отстает от уровня политических связей, и коренная причина этого отставания зависит прежде всего от темпов реализации программы модернизации в России и проблем, связанных с прозападной ориентацией значительного сегмента российского и китайского крупного бизнеса. Это наглядно видно, если сравнить показатели российско-китайской торговли с торговлей наших стран с другими своими ведущими партнерами.

Так, в 2013 г. товарооборот Китая с США составил 521 млрд долларов, с Японией – 312,55 млрд, а с Россией всего лишь – 89,21 млрд долларов. Безусловно, это наивысший показатель за годы плодотворного сотрудничества, однако в мировых масштабах он крайне низок. Также сложность заключается в структуре торговли, поскольку Китай рассматривает Россию как поставщика сырья и энергоносителей, в то время как для России Китай – поставщик промышленных товаров и инвестиций. Однако даже в плане инвестиционного сотрудничества замечается невысокая динамика, хотя наше правительство осознает существование этой проблемы и старается привлечь китайский капитал в Россию [10, с. 59].

«России еще предстоит всерьез побороться за китайские инвестиции и даже китайскую рабочую силу. А с учетом того, как долго согласовывался тот же газовый контракт, перспективы экспорта сырья тоже не столь радужны, как кажется на первый взгляд. Несмотря на всю сложность отношений Китая и США, Пекин ведет гораздо более сложную, многовекторную и в прямом смысле хитрую внешнюю политику, чем это кажется России, объявляющей Китай своим основным торговым и политическим партнером» [7, с. 75]. Из этого можно заключить, что, как бы это ни прискорбно звучало, для Китая Россия менее важный партнер, чем Китай для России.

В отличие от глобального, региональный уровень сотрудничества отличается меньшей стабильностью и вызывает крайне неоднозначные суждения некоторых экспертов. Возрастающая мощь КНР уже ни для кого не секрет. Колоссальная перенаселенность страны такой же неоспоримый факт, как и чрезвычайная заинтересованность страны в импорте энергоресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Это заставляет Китай активизироваться в различных регионах – Ближний Восток, Латинская Америка уже стали считаться основными площадками экономической экспансии Китая. Однако нас интересует больше всего региональный аспект сотрудничества в контексте возможного российско-китайского противостояния в Центральной Азии (ЦА).

Как все мы знаем, в регионе действует динамично развивающаяся организация ШОС, в которой главные роли де-факто исполняют Россия и Китай. Как долго две державы будут делить лидерство на двоих, учитывая увеличивающийся экономический вес Китая? Не возникнет ли рано или поздно трений между государствами, которые поставят ШОС на грань развала либо переформатирования роли участников в организации? Безусловно, такая возможность существует, однако, на мой взгляд, маловероятна, поскольку на сегодняшний момент у России и Китая в рамках ШОС больше общих целей, чем противоречий. Да и экономическое лидерство Китая в организации – уже свершившийся факт, но что мешает России развивать экономические связи с бывшими республиками в более интенсивном ключе вместо того, чтобы опасаться, что Китай в скором времени подвинет ее в Центральной Азии? На мой взгляд, если политическая элита России осознает, что экономическая основа несколько важнее политической и начнет диверсификацию своей экономики, то это позволит нам укрепить свое влияние в мире уже не голословно, а фактически и перенесет российско-китайское сотрудничество уже на гораздо более высокий и тесный уровень взаимодействия.

Кроме того, нередко в СМИ циркулирует фраза о т.н. «китайской/желтой» угрозе, которая якобы несет в себе серьезную опасность как для всего мира в целом, так и для России в частности. Что касается этого тезиса, некоторые ученые, особенно имеющие отношение к военной отрасли, например, заместитель директора Института политического и военного анализа А.А. Храмчихин, действительно считают, что такая угроза существует, и она обоснована. Но гораздо большее количество ученых и экспертов рассматривают данный тезис как не более чем миф, сложившийся из преувеличенных данных касательно количества китайских мигрантов в России, которым якобы уже не хватает места в своей стране ввиду ее колоссальной перенаселенности, а также выхода нашего Дальнего Востока непосредственно на границу с Китаем. Но разве не в компетенции правительства РФ обеспечивать безопасность части нашей страны, пусть даже и такой удаленной от центра? Может быть, правильнее поставить вопрос следующим образом: вместо того, чтобы бояться отторжения Китаем части нашей территории, нужно усилить охрану