Новости

Анализ формирования государственного механизма развития инновационного потенциала Калужской области

Работа добавлена:






Анализ формирования государственного механизма развития инновационного потенциала Калужской области на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава1.Методологическиеосновыуправленияразвитием инновационного потенциала региона ……………………………………6

  1. Исследования инновационного потенциала региона……………….6
  2. Развитие инновационного потенциала региона под воздействием средовых факторов ………………………………………………………..11
  3. Функциигосударствавформированиииразвитии инновационного потенциала региона…………………………………….17 Глава 2. Анализ формирования государственного механизма развития инновационного потенциала Калужской области ……………………. 27
    1. Исследования инновационного потенциала Калужской области ...27
    2. Развитие и перспективы инновационного потенциала Калужской области под воздействием средовых факторов …………… 34

Заключение…………………………………………………………………46

Список использованной литературы …………………………………….48

Введение

Геополитическая ситуация вокруг России диктует необходимость ей в быстрой переоценке существующего социально-экономического развития страны с целью формирования современного конкурентоспособного государства в результате становления инновационного типа отраслевой промышленности, направленного на обеспечение  национальной безопасности и импортозамещения.

Управление инновационным развитием страны представляет собой неотъемлемую часть стратегии общественного развития, основанной на системе взаимоотношений между муниципальными и государственными органами власти, субъектами, общественными и научными организациями, отдельными индивидуальностями по поводу формирования структурно- сбалансированной и конкурентоспособной национальной экономики России.

Во-первых, устойчивость национальной экономики определяется не только природными и трудовыми ресурсами страны, но и динамикой развития инновационного потенциала. Для обеспечения динамичного развития инновационного потенциала страны необходимо обеспечить прохождение всего жизненного цикла инноваций: от стадии научно- исследовательских работ до полноценного выхода продукта на рынок.

Во-вторых, сложное федеральное устройство Российской Федерации и неоднородность субъектов по социально-экономическому уровню развития, выявляет зависимость между развитием инновационного потенциала на мезо- и макроуровнях. Глобализация страны непосредственно оказывает влияние на региональную инновационную деятельность. Кроме того, современные компании имеют возможности перемещать свои производственные  активы по всему миру с учетом преимуществ конкретных стран и их регионов, что приводит к исчезновению национальных границ. Поэтому развитие регионального инновационного потенциала должно способствовать привлечению как российских, так и зарубежных активов.

В-третьих, управление развитием регионального инновационного потенциала позволяет формировать сотрудничество между субъектами инновационной деятельности, благодаря чему формируются принципы долгосрочных и многоуровневых партнерских отношений, повышает восприимчивость к новым идеям и технологиям различного функционального назначения.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного рассмотрения проблем, связанных с управлением регионального инновационного потенциала страны в условиях информационной открытости, а также определяетактуальностьисследования данной выпускной квалификационной работы.

Наибольший вклад в методологические основы  развития регионального инновационного потенциала внесли российские ученые академики РАН Л.И. Абалкин, Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин, и др.

Взаимодействию инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала региона наибольшее внимание уделили ученые О.Б. Казакова, М.Ю. Иванова, В.М. Лебедев, Л.С. Валинурова, и др.

В тоже время проблема формирования и развития инновационного потенциала каждого отдельного региона РФ недостаточно изучена и освещена в экономической литературе. Наиболее важные проблемы, связанные с управлением регионального инновационного потенциала, требуют дальнейшего исследования и приводят к необходимости разработки новых методов и механизмов для их реализации.

Цельюданной работы является систематизация приоритетов, целей и мер государственного регулирования инновационного потенциала регионов, а также оценка преобразований, происходящих в Калужской области.

Объект исследования– инновационный потенциал регионов, на примере Калужской области.

Предмет исследования– организационно – экономические отношения в области развития и формирования регионального инновационного потенциала.

Для достижения поставленной цели решались следующиезадачи:

  1. Исследование понятия инновационного потенциала региона.
  2. Анализ развития регионального инновационного потенциала (РИП) под воздействием средовых факторов.
  3. Анализ функций государства в формировании и развитии РИП.
  4. Исследование инновационного потенциала Калужской области.
  5. Анализ путей развития и перспектив потенциала Калужской области под воздействием средовых факторов.

Теоретическую базу исследований составили труды зарубежных и российских ученых по проблемам формирования и развития науки как важнейшего элемента национальной инновационной системы, роли и функций государства в национальной инновационной системе и в регулировании развития науки.

Информационно-документальной базой исследования являются нормативные и законодательные акты РФ и ее регионов, аналитические материалы научных журналов, материалы органов государственной статистики.

Глава 1. Методологические основы управления развитием инновационного потенциала региона

  1. Исследования инновационного потенциала региона

Инновационный потенциал наряду с трудовыми и природными ресурсами является основой национальной экономики страны. Здесь речь идет не только о создании развитой научной и технической базы, но и о развитой инновационной системе страны, позволяющей инновации проходить весь жизненный цикл – от стадии зарождения (НИОКР) до полноценного выхода на международный рынок. Россия имеет сложное федеративное устройство, а также неоднородность по социальному и экономическому уровню развития регионов между собой, поэтому важное место в формировании национальной инновационной системе (НИС) занимает региональная инновационная деятельность, которая тесно связана с процессами глобализации. Современные компании имеют возможности перемещать свои производственные активы по всему миру с учетом преимуществ конкретных стран и их регионов, что приводит к исчезновению национальных границ. Поэтому развитие регионального инновационного потенциала должно способствовать привлечению и удержанию как российских, так и зарубежных активов.

Исследования в области формирования, развития и управления региональным инновационным потенциалом требует изучения понятий, что такое инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная система, и инновационное развитие. Для этого проведем анализ терминов, приведенных выше понятий.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер является основоположником теории инноваций, в 1911 году в своей работе «Теория экономического развития» он впервые употребляет такое понятие, как «осуществление новых комбинаций» [20].

Сейчас в научной литературе сформирован огромный задел в области исследования инноваций. Опираясь на все многообразие авторских мнений можно сделать вывод о том, что инновация рассматривается в основном в двух направлениях: процесс и результат.

Венгерский экономист Б. Санто выделяет инновацию как экономический, технический и общественный процесс по использованию идей и изобретений, который в итоге позволяет получить технологию и изделие, обладающее лучшими свойствами. По словам автора, данный процесс направлен на максимальное извлечение экономической выгоды и позволяет охватить полностью спектр деятельности от НИОКР до их внедрения в общество [16].

Другое мнение по определению инновации (нововведения) имеет российский экономист Л.М. Гохберг, он определяет инновацию  как конечный результат инновационной деятельности, который получает воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [18].

В законодательстве РФ не существует единого мнения по трактовке понятия «инновация». В ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г.N 127-ФЗ инновация определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1]. Однако в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» понятие «инновация» звучит в другой концепции, инновация – это вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых рынков [2].

Противоречия между действительностью и возможным состоянием являются предпосылкой возникновения инновации, то есть с философской точки зрения, создание инновации есть разрешение противоречий между имеющимися возможностями и изменившимися потребностями [5]. Т.е. в случае, когда конкретная идея реализуется на практике с последующем выходом на рынок, можно говорить о создании инновации, выступающей результатом практического освоения этой идеи.

Можно сделать вывод о том, что конечным результатом интеллектуальной деятельности будет процесс преобразований инновационной идеи, проходящей все основные стадии инновационного процесса. Первая стадия – стадия зарождения, здесь осуществляется поиск идей и разработка новшеств. Вторая стадия – стадия освоение инновации, посредством эксперимента и внедрения результатов на конкретном объекте. Третья стадия – диффузия, т.е. распространение инновации. Четвертая (последняя) стадия – рутинизация, реализация нововведения в постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов [15].

На практике осуществлением инновационного процесса является инновационная деятельность, т.е. системный вид деятельности коллектива авторов, направленной на реализацию накопленных научных знаний и достижений с целью получения новых услуг и товаров с новыми качествами [14].

Инновационное развитие является отражением феномена инновационной деятельности. В общем виде развитие – это совершенствование объекта, заключающееся в увеличении его жизнеспособности, функционирования, повышении адаптации к внутренним и внешним факторам. Таким образом, инновационное развитие – это совершенствование объекта на основе инноваций.

Органзационно – экономический механизм лежит в основе инновационной системы. Исходя из анализа литературных источников, можно  сделать  вывод  о  том,  что  инновационная  система  объединяет    во

времени и пространстве множество факторов и элементов инновационной деятельности, реализации и распространения инноваций, их макро- и микроокружение для разработки. Целью любой инновационной системы является качественное изменение экономической деятельности путем внедрения инноваций.

Уровни организации инновационных систем можно классифицировать на: международные, национальные, региональные, отраслевые, инновационные системы отдельных производственных предприятий или комплексов.

Современная научная теория характеризует инновационное развитие региональной системы как деятельность по созданию, внедрению инноваций, которые охватывают все подсистемы региона. В связи с этим в регионах возрастает необходимость эффективного использования интеллектуального потенциала, формирования нового мышления научных, образовательных и предпринимательских региональных структур.

Главной целью регионального инновационного развития является создание сети отношений и взаимосвязей между субъектами инновационной деятельности, обеспечивающих создание и внедрение инноваций во всех сферах региональных систем [21].

Основными моделями формирования региональной инновационной системы являются: модель «черного ящика», структурная модель системы, субъектно-объектный подход.

Инновационная система представляет собой совокупность элементов инновационной деятельности, которые взаимосвязаны между собой и предполагают наличие субъектов и объектов инновационных отношений. Под объектами подразумеваются разные виды инновационной активности, т.е. определенная сфера интересов субъектов инновационных отношений, которые реализуются в этой среде. Субъекты инновационной системы –    это

те, кто косвенно или прямо связан с инновационным процессом на разных этапах его реализации [37].

В настоящее время в литературе существует очень много точек зрения относительно определения инновационного потенциала, наиболее часто авторы дают следующее определение: инновационный потенциал – это совокупность ресурсов в обеспечении инновационной деятельности, которые могут быть использованы под воздействием системы условий и факторов, т.е. потенциал определяется наличием средств и источников, которые будут необходимы для решения конкретной задачи. Предсказать будут ли использованы эти ресурсы, к сожалению, нельзя, это зависит от внешних и внутренних факторов и условий, которые в свою очередь выступают средой, определяющей инновационные процессы. Инновационный потенциал является многоуровневой структурой, формирование и реализация которых отличается своей спецификой на разных уровнях функционирования экономических систем.

В системе градации уровней экономических систем центральное место занимает региональный инновационный потенциал (РИП). РИП имеет первостепенное влияния на становление экономики инновационного типа.

Проведя анализ литературных источников нельзя однозначно сформулировать понятие инновационного потенциала региона

Согласно первому направлению трактовке РИП развивается ресурсный подход, т.е. инновационный потенциал региона рассматривается с точки зрения ресурсного обеспечения. При этом главную роль в процессе формирования РИП играют условия и факторы той среды, в которой развиваются инновационные процессы.

Согласно второму направлению РИП рассматривается  как совокупность всех условий для инновационного развития региона, по сути они определяют возможности инновационной деятельности субъекта.

  1. Исследования воздействия средовых факторов на развитие инновационного потенциала региона

Характер инновационных процессов, протекающих в каждом конкретном регионе, различен и зависит от силы и специфики воздействия факторов инновационной среды. Зачастую резервы инновационного потенциала используются неэффективно. Только при грамотной организации потенциальных возможностей в единую систему взаимодействия факторов инновационной среды, возможна реализация и развитие инновационного потенциала региона.

Инновации любого типа можно рассматривать как конечный продукт инновационной деятельности, которая предполагает осуществление целого комплекса проектно-технологических, научно-технических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности позволяют создать инновацию с последующим выходом на рынок.

Продукт экономической системы каждого конкретного уровня можно представить в виде производственной функции [27]:

гдеQ – произведенный продукт;

f– фактор производства;

M– материальный фактор;A– человеческий фактор;T– технический фактор;

Inf– информационный фактор;

O– организационный фактор;

Ins– институциональный фактор.

(1)

Часть аргументов функции (А, Т, М) характеризуют взаимодействие трансформационных факторов (Tf), а другая (Ins,O,Inf) – трансакционных факторов (Ta), т.е. получаем зависимость:

(2)

Можно сделать вывод, что факторы обретают свою сущность лишь относительно конкретных процессов и явлений.

Трансформационные факторы, состоящие из человеческих, научно – технических и материальных факторов трансформируют ресурсы, использованные в процессе инновационной деятельности, тем самым удовлетворяют потребности общества в инновационных услугах и товарах.

Трансакционные факторы, воспринимая факторы первой системы как ресурсы, обменивают и распределяют их, обеспечивая взаимосвязь между всеми элементами инновационной системы региона, участвующих в процессе создания инновации.

Таким образом, можно сделать вывод, что трансформационные факторы обеспечивают ресурсную составляющую потенциала, а трансакционные строят отношения и связи, в которых ресурсы могут быть использованы с целями получения инновации и регионального инновационного развития.

Анализ зарубежных литературных источников показывает, что в эпоху становления общества на первом плане стоит цель формирования благоприятной инновационной среды, которая в свою очередь дает толчок к развитию инновационного потенциала и функционированию инновационных процессов.

Термин «инновационная среда» был предложен группой европейских ученыхGREMI (GroupedeRechercheEuropeensurlesMilieux) в середине 80-х гг. при проведении ими теоретического и эмпирического анализа эффектов и

характеристик среды, которые на их взгляд могут оказывать влияние на функционирование регионов [38].

Анализ отечественных источников исследований по данному направлению показывает, что в отечественной науке инновационную среду региона рассматривают в следующей концепции [22,24,25,29]:

  • Взаимосвязь явлений и процессов, формирующих условия для инновационного развития;
  • Обстановка, которая позволяет создавать, реализовывать и распространять инновацию;
  • Комбинация внешней и внутренней среды участников инновационного процесса;
  • Степень развития инфраструктуры экономической системы;
  • Взаимоотношения между участниками и элементами инновационной системы;
  • Обеспечение инновационной деятельности инфраструктурой.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновационная  среда региона – это комбинация условий и факторов, которые обеспечивают взаимодействие субъектов внутри региональных инновационных процессов и образование связей между элементами инновационной системы, т.е. инновационный потенциал региона развивается благодаря грамотно сформированной инновационной среде, именно ее структура оказывает влияние на процессы формирования и реализации регионального инновационного потенциала.

Из представленного рисунка 3 видно, что на развитие регионального инновационного потенциала оказывают влияние шесть видов сред, необходимо остановится на них подробнее:

  1. Институциональная среда, ее основополагающим элементом

является нормативно – правовая база, т.е. данная среда представляет собой

структуру взаимосвязанных правил и механизмов регулирования отношений в обществе по средствам нормативно – правового регулирования [41].

  1. Организационно-экономическая среда– представляет собой совокупность стимулов инновационной деятельности в регионе, состоящие из благоприятного инвестиционного климата, инфраструктурной поддержки и финансового обеспечения. Основное воздействие на инновационные процессы данного направления оказывает государство, путем управления как на федеральном, так и региональном уровнях. На федеральном уровне расставляются приоритеты развития страны, определяются направления инновационного развития, осуществляется подготовка и реализация государственных программ и проектов, формируется национальная инновационная среда [17]. Кроме того, на данном уровне создаются объекты инновационной инфраструктуры, принимается законодательная база по регулированию инновационной деятельностью и т.д.

Составными элементами стимулов инновационной деятельности являются финансовое обеспечение, инфраструктурные связи и др. Финансовое обеспечение – это комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей всех участников инновационного  процесса, при этом данные воздействия могут носить как прямой, так и косвенный характер. Под прямым воздействием подразумевается региональные программы, целевое финансирование посредством грантов,  премий, субсидий и т.д. Под косвенными мерами подразумеваются налоговые льготы, гарантии, региональный заказ и т.д.

Следующий компонент - инфраструктурные связи или инновационная инфраструктура – это материальная, финансово-кредитная, организационная, информационная база для создания условий, способствующих эффективному распространению средств и оказанию услуг для коммерциализации научно- технической продукции, развития инновационной деятельности в условиях повышенного риска [29].

Совокупность экономических, социальных, правовых, политических, организационных и других предпосылок,  предопределяющих инвестирование в региональную экономическую систему, называется инновационный климат региона.

Политика властей является главным направлением для повышения инвестиционного климата региона, которая реализуется путем финансового стимулирования, инфраструктурной поддержкой, предоставлением налоговых льгот и другими инструментами власти [40].

Предоставление государственных гарантий – один из способов финансового стимулирования инвестиционных процессов в регионе. В региональных постановлениях и законах определяются условия, пределы общей суммы и порядок предоставления государственных гарантий. Также существует практика софинансирования процентной ставки по кредитам. Для поддержки крупного и малого бизнеса возможно прямое бюджетное финансирование, например, в рамках региональных целевых программ. Наиболее распространенными среди налоговых льгот являются: снижение процентной ставки по налогу на прибыль организации и по налогу на имущество организаций; льготы по налогу на землю и на транспорт.

Одним из приоритетных направлений государственной политики для активизации инновационной деятельности – это создание специальных гарантийных и венчурных фондов, которые представляют собой инвестиционные организации. Работа данных фондов построена исключительно с инновационными проектами.

Создание индустриальных площадок и особых экономических зон регионального уровня является одной из мер инфраструктурной поддержки. Информационная поддержка субъектов инновационной деятельности также является немаловажным направлением.

Стимулирование малого и среднего бизнеса занимает отдельное  место в инвестиционной политике региона, для этого создаются специальные учреждения и ведомства, принимаются целевые региональные программы. Также используются такие меры, как предоставление субсидий и грантов, налоговых льгот и преференций и т.д.

  1. Ещеодним важным фактором, определяющим успех инновационного процесса, являетсяинформационная среда, которая позволяет осуществлять обработку внутренней и внешней информации.
  2. Образовательная средапозволяет осуществлять подготовку кадров, которые будут обладать требуемой компетентностью, т.е. она формирует человеческий капитал, который является одним из главных факторов инновационного развития.
  3. Научная средасостоит из организаций, которые осуществляют научно – исследовательскую деятельность, а также результаты их научной работы, опыт и знания.
  4. Бизнес – средав некотором роде формирует спрос и предложение, так как включает в себя совокупность хозяйствующих субъектов, которые осуществляют выпуск и потребление инноваций.

Можно сделать вывод что, инновационная среда региона является катализатором для развития инновационного потенциала, так как принимает активное участие в двух процессах: формировании и реализации.

Основоположником начала структурирования РИП был д.э.н. профессор  Саратовского  государственного  технического   университета Г.И. Жиц, он в конце 90-х гг. прошлого века впервые  определил совокупность сегментов, формирующих инновационный потенциал макросистемы с помощью трех компонент (научно-технической, образовательной и инвестиционной) [10].

С годами структурирование РИП становилось все более детализированным, продолжили исследования в данном направление такие ученые как А.И. Татаркин, И.В. Шляхто, Е.С. Баранова. Обобщая данные их исследований, можно сделать вывод, что инновационный потенциал региона состоит из семи ресурсных блоков: научный, человеческий, индустриально- производственный, финансово-экономический, технико-технологический, инвестиционный и информационно-коммуникативный, при этом инновационный потенциал рассмотрен как источник, который зависит от факторов инновационной среды

Исходя из представленной на рисунке 4 структуры РИП, а также специфики его организации, необходимо инновационную среду экономики региона рассматривать во взаимосвязи с ним. При этом выделяют два уровня влияния:γ – иδ – среды. Гдеγ – среда формирует такие факторы, как инфраструктурные связи, нормативно-правовое обеспечение, доступ к финансовым ресурсам каждого субъекта инновационной деятельности и т.д.

Аδ – среда или среда второго порядка формирует факторы, которые оказывают непосредственное влияние на определенный ресурсный блок инновационного потенциала региона. При этомδ – среда зависит от условий, продиктованныхγ – средой.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что РИП формируется и реализуется под воздействием средовых факторов, которые образуются двухуровневой системой сред. При этом первый уровень илиγ – среда является определяющей, и от развития данной среды зависит дальнейшая организация процессов становления РИП.

  1. Функции государства в формировании и развитии инновационного потенциала региона

Инновационный путь развития экономики является основным приоритетным  направлением  развития  любой  страны,  в  том  числе  и  РФ.

Сегодня инновации и технологии становятся приоритетными и определяющими факторами экономического роста страны, основной национальной задачей является формирование эффективно работающей инновационной системы региона.

Для создания экономики, построенной на инновациях, необходимо провести ряд преобразований: от полной модернизации промышленности до создания всех необходимых условий прохождения жизненного цикла инноваций [40]. Т.е. инновация должна пройти цикл от зарождения  до выхода на международный рынок (четыре стадии), что обеспечивается системой взаимосвязанных элементов, которые принимают активное участие в инновационном процессе.

При грамотно организованных элементах инновационной среды экономики, возрастает эффективность функционирования инновационной среды, а, следовательно, увеличивается вероятность преобразования имеющегося ресурсного потенциала в конкретные результаты инновационной деятельности. По полученным результатам можно говорить о том, успешно ли был реализован инновационный потенциал территории выбранным механизмом или нет.

Т.е. три составляющих обеспечивают функционирование инновационной системы, а именно: инновационный потенциал региона, инновационная среда и результативность инновационной деятельности.

Ввиду кризиса конца 1980-х – начала 1990-х годов в России отмечалось резкое падение уровня инновационной активности с 60 – 70 % до 5 – 6 %, далее отмечалось некоторое увеличение данного показателя. В последнее время уровень инновационной активности стабилизировался на уровне 10    –

15 %. Совокупный уровень инновационной активности в 2015 году в России достиг значения 15,2 %, что намного ниже соответствующих показателей в других странах. Самые высокие показатели отмечаются в Израиле (75,2 %), ЮАР (74,0 %) и Германии (67,0 %) и др.

В России инновационной деятельностью в большей степени занимаются крупные компании, имеющие интеллектуальные, финансовые и кадровые ресурсы. В России в отличие от мирового опыта мелким и средним предприятиям уделяется мало внимания, сейчас проводятся работы по повышению уровня инноваторов среди них, однако успехи пока не велики [10].

Зачастую экономическая деятельность организаций не оказывает влияния на их инновационную активность, чаще всего воплощаются инновации в виде нового или усовершенствованного продукта, или технологии.

В России компании, занятые в высокотехнологических отраслях и занимающихся разработкой технологических инноваций, составляет порядка

30 % [16]. При этом их инновационная активность главным образом обусловлена разными формами поддержки со стороны государства.

В других отраслях интенсивность инновационных процессов еще ниже, в частности в среднетехнологичных отраслях она ниже в 1,5 – 2 раза, а в низкотехнологичных – в 4-5 раз.

Внедрение организационных и маркетинговых инноваций позволит повысить эффективность производства, расширить состав потребителей и освоить новые рынки сбыта. Так в России организационными инновациями пользуютсяпорядка 3,2 %, амаркетинговыми – 2,1 %, что в определенном смысле ограничивает увеличение общей инновационной активности.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывают колоссальную потребность в полномасштабном обновлении, по данным Федеральной службы государственной статистики удельный вес полностью изношенных фондов обрабатывающих производств находится на уровне   13-

14 %. На предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых порядка – 20 %, на производстве транспортных средств – 22 %, на химических производствах – 15,8 % и т.д.

Поэтому сегодня остро встает вопрос о необходимости модернизации национальной экономики. Модернизация (отангл.modern — современный, передовой, обновлённый) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития [6].

Объектом модернизации могут выступать как отдельные предприятия (или их технологическая основа), так и отдельные отрасли или секторы национальной экономики.

Согласно работам д.ф.н., профессора С.Н. Гаврова понятие модернизации в отношении государства можно толковать в трех значениях:

  1. внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;
  2. догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;
  3. процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как некий перманентны