Новости

Анализ драмы «Иванов» в контексте драматургии А.П. Чехова

Работа добавлена:






Анализ драмы «Иванов» в контексте драматургии А.П. Чехова на http://mirrorref.ru

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3ГлаваI. Художественные идеи и формы драматургии А.П.Чехова

§1.Становление А.П.  Чехова как  драматурга …………………………..……..6

§2.Специфика  драматургии А.П. Чехова……………………………………...29

ГлаваII.  Анализ драмы «Иванов» в контексте драматургии А.П. Чехова

§1.Эволюция драмы «Иванов» от первой ко второй редакции……………...35

§2.Поэтика  драмы «Иванов»……………………………………………...……40

§3.Литературные прототипы образа Иванова………………………………...47Заключение……………………………………………………………………...61Методическое приложение………………………………………………….64

Урок по литературе для старших классов на тему: «Пьеса А.П. Чехова “Иванов”»……………………………………………………………………...…66Библиография…………………………………………………………………..75

Введение

Во времена становления А.П. Чехова как драматурга лишь немногиесовременники могли оценить по достоинству его пьесы. Большинство писателей, критиков, театралов, поэтов отрицали наличие таланта у Чехова- драматурга.

Такое негативное отношение к его творчеству не было случайностью.Ведь Чехов выступал как новатор, который смог найти и реализовать новую драматургическую форму, именуемую как «новая драма». Неординарность его драмы обуславливалась тем, что она совершенно не соответствовала тем формальным и художественным принципам, на которых зиждиласьпредшествующая  драматургия.

Пьеса «Иванов» является первым крупным драматургическимпроизведением Чехова. Она всегда вызывала многочисленные споры и пересуды. Начиная со времен первой постановки, заканчивая второй волной дискуссий, возникшей в 50-е годаXX века (статья «Несыгранная пьеса Чехова» А. Дикого, опубликованная в журнале «Театр», в № 7 в 1954 году). После постановки пьесы в театре им.A.C. Пушкина в 1955-1956 г.г.критические статьи публиковались еще долгое время после премьеры. Такой ажиотаж не вызывала ни одна более поздняя пьеса   Чехова.

По сей день ни критики, ни литературоведы не могут дать точногоопределения пьесе. До сих пор остается не ясным, какие события разворачиваются в ней, в чем ее смысл, что представляет собой главный герой – Иванов. Даже сам Чехов терялся в   догадках.

Первая редакция пьесы «Иванов» была создана «на скорую руку» А.П.Чеховым за 10 дней в 1887 году для постановки в московском театре Ф.А. Корша. Изначально она была представлена как комедия в 4-х актах и 5-ти картинах. И просуществовала в репертуаре театра совсем недолго. Чехов существенно  переработал пьесу в  1888-1889 годах для постановки  спектакля

в Александринском театре и для сборника «Пьесы», в котором она имела ошеломительный  успех.

В «Иванове» прослеживается становление Чехова как драматурга, ностоит заметить, что пьеса является первым полноценным драматическим произведением, об этом свидетельствуют ее многочисленные   редакции.

Чехов долго и упорно вел работу над пьесой, которая давалось емутяжело. Этому свидетельство его письма, в которых он в этом    признавался.

Первый полноценный драматургический опыт Чехова по сей день так иостается   до   конца  не  изученным.Работ,  посвященных  изучению   пьесы

«Иванов», основанных на истории ее создания и на комплексном анализе текста в контексте художественных идей и форм творчества драматурга, до сих пор не было. Этими обстоятельствами и обусловленановизна и актуальностьи настоящей дипломной работы.

Предметом исследования является пьеса А.П. Чехова «Иванов», выборобусловлен необходимостью рассмотреть раннюю драматургию писателя, ее особенности, этапы, ее влияние на дальнейшие пьесы.  Объектомисследования является непосредственно определение специфики пьесы в контексте художественных идей и форм драматургии  Чехова.

Основнаяцельработы – комплексное рассмотрение драмы «Иванов» вконтексте художественных идей и форм драматургии  Чехова.

Для достижения указанной выше цели в работе ставятся следующиезадачи: 1) изучить историю становления Чехова как драматурга, 2)исследовать особенности его драматургии; 3) рассмотреть первый полноценный драматургический опыт Чехова, 4) провести комплексный анализ пьесы «Иванов» в контексте художественных  идей  и  формтворчества драматурга, сравнив две редакции пьесы, рассмотрев ее поэтику, проведя аналогии образа Иванова  с  его  литературными прототипами.

Структура работы: работа состоит из трех частей – теоретическойчасти, практической и методического приложения. В первой главе рассматривается  история  становления  Чехова  как  драматурга,  освещаются

его пьесы, история их создания, постановки на сцене, драматические приемы и техники,  особенности драматургии.

Во второй части представлен комплексный анализ  пьесы:  сравнениедвух редакций,  поэтика пьесы,  литературные прототипы Иванова.

Методическое приложение – урок по пьесе «Иванов». Он может бытьпроведен в школе с углубленным изучением русского языка и литературы, а также в  педагогическом или  гуманитарном колледжах.

Основные теоретические труды,  используемые в работе:

  • С. Д. Балухатый, Н. В. Петров, «Драматургия Чехова»;
  • А. П.  Скафтымов, «Нравственные искания русских писателей»: Статьии исследования о русских классиках;
  • А. П. Скафтымов, «Драмы Чехова»;
  • Н.Г. Мельников, «Русское зарубежье о Чехове: Критика,литературоведение, воспоминания: антология»;
  • Ю. Соболев, «Чехов жизнь замечательных людей»;
  • Г.П. Бердников «Чехов»;
  • Т.К. Шах-Азизова «Русский Гамлет»;
  • Чехов А.П. «Иванов». Полное собрание сочинений и писем в тридцатитомах.Сочинения. Том 12. Пьесы;
  • Письма А.П. Чехова.

Практическая значимостьданной работы определяется результатамиисследования, которые могут быть использованы для изучения и анализа драматургии Чехова в гуманитарном и театральном вузах, а также в школах на уроках литературы,  посвященных творчеству А.П.Чехова.

ГлаваI. Художественные идеи и формы драматургии А.П.Чехова

§1. Становление А.П. Чехова как драматурга

Антон Павлович Чехов родился в 1860 в Таганроге в семье владельцабакалейной лавки. Все свое детство и юношеские годы он провел в родном городе, который сыграл весомую роль в его творчестве. Малоизвестно, как протекало детство Чехова, известно только, что он провел его в церковных служениях. Как позже вспоминал сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».1

Еще во время обучения в гимназии у Чехова проявился интерес к  театруи литературному творчеству. В родном городе будущий писатель вдохновился наблюдениями колоритных типов обывателей, многообразной мещанской средой. Это все послужило дальнейшим материалом, который Чехов  использовал  в   своих  произведениях,  таких  как  «Огни»,   «Ионыч»,

«Счастье», «Степь», «Свирель»  и  др.

Когда Чехов учился в старших классах гимназии, его семья испытываламатериальные трудности, вследствие чего переехала в Москву. Сам писатель остался один в Таганроге еще на три года, подрабатывая частнымрепетитором. Вполне вероятно, что именно в этот период самостоятельной жизни Чехов  формировался  внутренне как писатель.

В 1879 году Чехов оканчивает гимназию в Таганроге и в этом же году,переехав в Москву, поступает на медицинский факультет университета. Все последующие годы Чехов сочетает тяжелую учебу в университете с разнообразной литературной деятельностью, которая являлась чуть ли не единственным источником дохода для его  семьи.

В 80-е годыXIX века в России была жесткая цензура, поэтомуеженедельные      издания      журналов      печатали     в      основном      что-то

1Чехов Ал.П. В греческой школе // Вокруг Чехова. – Сост., вступ. ст. и примеч.Е. М. Сахаровой.– М.: Правда, 1990.  –C. 55 – 100000  экз.

развлекательное,легкое,бытовое,безполитическихисатирических лейтмотивов.

Печатался Чехов в большинстве юмористических журналах, работая всоответствующих темах и в стиле («Стрекоза», «Будильник»,   «Осколки»).

Дебют в печати состоялся 24 декабря 1879 года, когда писатель былстудентом первого курса. Его рассказ «Письмо к учёному соседу»  и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.» были опубликованы в  десятом номере журнала  «Стрекоза».

Писал он в те времена по рассказу в день  и  публиковался  в журналахпод  псевдонимами  «Антоша  Чехонте»,  «Антоша  Ч.»,  «Брат  моего  брата»,

«Рувер»,  «Человек без селезенки».2

Такая практика оставила свой след в раннем творчестве. Работа Чеховакак прозаического писателя – создателя рассказов, анекдотов и фельетонов для еженедельных юмористических изданий была, в общем, общественно мало значимой.

«Чехов обратился к мелочам обыденной застойной жизни, кхарактеристике многочисленных представителей мещански – буржуазного мира. Но в житейских бытовых проявлениях этой жизни пытливый ум писателя привык искать те социальные противоречия, которые, по его представлению, препятствовали установлению справедливых социальных форм жизни, мешали созданию образа гармоничного человека. Чехов научился  глубоко  вскрывать в наблюдаемых им общественных явлениях  все

пошлое,мещанское,лживое,самоуверенное,раболепствующее, двойственное,  несправедливое, неустроенное».3

В своих рассказах Чехов обличает темную сторону поведения имышления     современников,    которуюмастерски    демонстрирует    через

2Гебель В., Гольберг М., Каган Л., Цукерман Л. Чехов Антон Павлович //Большая советская энциклопедия/ Гл. ред. Шмидт  О. Ю. – М.: Сов. энцикл., 1934.  – Т. 61. – С. 460.

3Балухатый С.Д., Петров Н.В. «Драматургия Чехова»  [Электронный ресурс]//Ленинград: Изд.   Харьковского

ТеатраРусскойДрамы,1935.URL:http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml(датаобращения 25.03.2017г.)

юмористическую призму. Чехов не стремился дать ответы читателям, считая, что автор должен задавать вопросы, а не отвечать на   них.

В 1884 году Чехов оканчивает университет и приступает к медицинскойпрактике,    параллельно    с    этим    задумывает   написание    научного  труда

«Врачебное дело России», которое так и осталось на стадии разработки. Позднее, уже в 1890 году, он реализовал похожую идею в «ОстровеСахалин»,  в котором он изучал быт каторжан  острова.

Совмещение научных и художественных работ оказало серьезноевлияние на творчество писателя, так как они помогли ему расширить область наблюдений над бытом, человеческими характерами, их проявлениями в той или иной ситуации и  среде.

К середине 80-х годов Чехов становится более популярным влитературной среде. В 1886 году он начинает сотрудничать с газетой «Новое время», в которой было опубликовано несколько его рассказов на реалистической основе, с точным психологическим портретом современников. Эти рассказы обратили на себя внимание крупнейших писателей того времени (Д. Григоровича, В. Короленко, А. Плещеева, И. Щеглова).

25 марта 1886 года Дмитрий Григорович пишет Чехову:  «Около годатому назад я случайно прочел в “Петербургской газете” Ваш рассказ; названия его теперь не припомню; помню только, что меня поразили в нем черты особенной своеобразности, а главное – замечательная верность, правдивость в изображении действующих лиц и также при  описании природы. С тех пор я читал все, что было подписано Чехонте, хотя внутренне сердился за человека, который так еще мало себя ценит, что считает нужным прибегать к псевдониму. Читая Вас, я постоянно советовал Суворину и Буренину  следовать  моему  примеру.  Они  меня  послушали и теперь, вместе

со мною, не сомневаются, что у Вас настоящий талант, – талант,выдвигающий Вас  далеко  из круга литераторов нового  поколенья».4

После  письма  Чехов  осознает  незначительность  своей  ранней работы.

«Доселе относился я к своей литературной работе крайне легкомысленно, небрежно, зря. Не помню я ни одного своего рассказа, над которым я работал бы более суток, а “Егеря”, который Вам понравился, я писал в купальне! Как репортеры пишут свои заметки о пожарах, так я писал свои рассказы: машинально, полубессознательно, нимало не заботясь ни о читателе, ни о себе самом... Писал я и всячески старался не потратить на рассказ образов   и

картин, которые мне дороги и которые я, бог знает почему, берег и тщательно прятал».5

В то время у Чехова сформировался свой взгляд не только наокружающую действительность, но и на выбор тем для художественных работ. Ощущая простой жизни в обществе 80-х годов, чувствуя всепоглощающий общественный мрак, Чехов говорил: «Я боюсь тех, кто между строк ищет тенденции и кто хочет видеть меня непременно либералом, или консерватором. Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист. Я хотел бы быть свободным художником – только, и жалею, что бог не дал мне силы, чтобы быть им. Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах. Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к молодежи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком. Мое святое святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант,  вдохновение, любовь и абсолютная свобода от силы и лжи, в чем  бы

4Переписка Чехова А.П. В двух томах. Том первый. [Электронный ресурс]//М., «Художественная литература», 1984/Григорович Д.В. – Чехову. 25 марта 1886 г. Петербург.URL:http://az.lib.ru/g/grigorowich_d_w/text_0150.shtml (дата обращения 27.03.2017г.)

5Переписка   Чехова   А.П.   В   двух  томах.   Том   первый.   [Электронный   ресурс]//М., «Художественная

литература», 1984/Григорович Д.В. – Чехову. 25 марта 1886 г. Петербург.URL:http://az.lib.ru/g/grigorowich_d_w/text_0150.shtml (дата обращения 27.03.2017г.)

последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим  художником».6

Успех Чехова-писателя начинает расти, читатели проявляют большуюзаинтересованность в его творчестве, его рассказы широко распространяются в нескольких сборниках («В сумерки» 1887 г., «Рассказы» 1888 г., «Хмурые люди» 1890 г.). С 1887 года стал все меньше сотрудничать с юмористическими журналами. От формы небольших рассказов, в которой Чехов достиг высокого мастерства, он переходит к написанию более крупных произведений и к сотрудничеству в  других  журналах.

В начале 90-х годов Чехов начинает сотрудничать с газетами «Русскиеведомости»  и «Русские мысли».

После таких перемен Чехов осознает  себя  профессиональнымписателем, перед которым стоят определенные задачи и цели. Личностный рост был неразрывен с ростом профессиональным: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества

– напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая   человеческая...».7

Свою драматургическую деятельность Чехов начал с «малой формы»драматургии. Это были юмористические одноактные водевили, которые можно   разделить   на   две   категории.Первая  категория   носила   в   себе

6Чехов А. П. Письмо Плещееву А. Н., 9 октября 1888 г.  Москва  [Электронный  ресурс] //  Чехов  А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1974-1983. Т. 3. Письма, Октябрь 1888 – декабрь 1889. – М.: Наука, 1976. – С. 18-20.URL:http://chehov.niv.ru/chehov/letters/1888-1889/letter-497.htm (дата обращения 27.03.2017г.)

7Переписка   Чехова   А.П.   В   двух  томах.   Том   первый.   [Электронный   ресурс]//М., «Художественная

литература», 1984/ Чехов – Суворину А.С. 7 января 1889 г. МоскваURL:http://az.lib.ru/s/suworin_a_s/text_0110.shtml (дата обращения 30.03.2017г.)

обличительный характер, <…> Чехов в юмористическом ключедемонстрирует обывательщину, сюда можно отнести «Калхас», «О вреде табака», «Свадьбу», «Юбилей». Вторая же категория несет в себеразвлекательный характер. Следуя традициям французского водевиля, Чехов разработал яркие комические образы и ситуации, которые прекрасно отображены в «Медведе» и «Предложении». Чеховские водевили не имели идейно-обобщающего начала, они лишь несли в себе анекдотический характер.

Говоря о более серьезном этапе Чехова как писателя-драматурга, стоитотметить,   что   его   пьесы   являются   новаторскими.   В   них   наблюдается

«оригинальное построение драматической композиции, сценического характера и диалога, его пьесы вызвали организацию спектакля напринципиально новых началах, радикальный пересмотр приемов актерской трактовки художественных образов. Влияние всей совокупности этих драматических   и  сценических  средств,  этого   “театра  Чехова”  на   формы

театральной жизни последних сорока лет исключительно велико и выходит далеко  за пределы  истории одного русского театра».8

В его драматургии отображается не только само содержание той  эпохи,в которой он жил и писал, но и правдивость образов героев, которых он создавал на основе своих многолетних  наблюдений.

Как говорилосьранее, Чехов довольно рано начал увлекаться театром. Вте времена театр пользовался огромной популярностью среди молодежи. Еще будучи гимназистом, он очень часто посещал его в родном городе, участвовал в домашних спектаклях,  разыгрывал  импровизации.

Одной из первых завершенных драм писателя  была  «Безотцовщина»,она же «Платонов», она же «Пьеса без названия».Драма была написана Чеховым в 18 лет, в 1877-78  годах.

8Балухатый С.Д., Петров Н.В. «Драматургия Чехова» [Электронный ресурс]//Ленинград: Изд. Харьковского Театра Русской Драмы, 1935. URL:http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml (дата обращения 30.03.2017г.)

«Первая пьеса позволяет увидеть становление общественных,религиозно-философских взглядов юного Чехова, она свидетельство духовной жизни начинающего писателя. Чехов говорит в ней об “отцах и детях”, герое “современного романа”, “горе от ума” поколения, к которому сам принадлежал, о русской “хандре”, русском гамлетизме, и при этом эпической, повествовательной дистанции между автором и изображаемым в юношеской драме еще нет. Ощущение “безотцовщины”, бесприютности, утраты ориентиров, испытываемое главным героем, столь же мучительно тревожит автора, молодой драматург ищет пути преодоления кризисного состояния жизни и усмирения зла, пытается дать ответы на поставленные вопросы. Время действия в “Безотцовщине” максимально приближено к настоящему времени автора и зрителя, исторические реалии соответствуют 1877-1878  годам  –  моменту  написания  пьесы: персонажи  говорят  о смерти

Н.А. Некрасова, цитируют “Анну Каренину” и “Подростка”, читают только что  опубликованные “Идеалы  нашего  времени” Л. Захер-Мазоха».9

В «Безотцовщине» прослеживается структура построения будущих драмЧехова. Обыденный план повседневной жизни сливается с вечнымивопросами. Демонстрируется перспектива влияния настоящего на будущее. В пьесе используются эпические приемы, как  в  характеристике  персонажей, так и в построении  сюжета.

Персонажи Чехова никаким образом не коррелируются с типичнымилитературными персонажами. Они представляют собой людей обычных, но вместе с этим и более сложных.

Хоть это и первая не вполне зрелая работа Чехова, но в ней ужепрослеживается талант писателя как драматурга.  Будучивосемнадцатилетним юношей, он прекрасно раскрывает в пьесе проблемы взаимоотношений  человека  и  жизни.Но,  к сожалению,  пьеса так и не была

9Алехина  И.В.  «Человек и действительность в пьесе Чехова А.П. “Безотцовщина”» [Электронный   ресурс]//

«Ученые записки Орловского государственного университета» 2013 №01 (51). Гуманитарные и социальные науки. Орёл: ОрлГУ, 2013.  – 226  с.   –ISSN   1998-2720URL:http://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-deys tvitelnos t-v-pies e-a-p-chehova-bezotts ovs china(дата обращения 31.03.2017г.)

поставлена   на   сцене   в   те   времена,   так  как  Малый   театр   посчитал  ее

«несценичной».

Но уже в конце 80-х годов Чехов “пишет пьесу «Иванов» – свое первоеполноценное драматическое произведение.

«Задумываяпьесусглубокоидейнойизнаменательнойдлясовременности темой, Чехов одновременно был занят мыслью вложить свойзамыселворигинальнуюсценическую   форму,   чуждую    традиционнымприемамбытовойдрамы.Обсуждаявдраматическойформеостропублицистическую тему и стремясь облечь ее в соответственные энергичныеи рельефные образные формы, сценически богатые и выразительные, Чеховнапряженночувствовалхудожественнуюнедейственность,образноебессилиеобычных,известныхемупопрактикетеатра80-хгодов,драматических приемов, и ощупью искал новые сценические средства. Онстремился дать характеры, неиспользованные еще на сцене и освещенныенешаблонно,ираскрытьновый,незнакомыйтеатрусюжет.Чеховнеоднократно говорил о пьесе: “Сюжет небывалый”. “Сюжет нов, характерырельефны”. «Сюжет сложен и не глуп. Каждое действие я оканчиваю, какрассказы: все действие веду мирно и тихо, а в конце даю зрителю по морде”.Чехов хотел сконцентрировать внимание читателя и зрителя пьесы напсихическомсостояниииидейно-духовныхпереживанияхгероя: продемонстрировать  образ  «унылого  человека»,  скучающего   интеллигента

того времени.

В своем первом большом драматическом опыте Чехов не делалкардинальных изменений в построении пьесы. Она базируется на одном характере, герое; остальные же, несмотря на свою яркость, разместились в системе традиционных образов. Фабула пьесы была интересна, нопредставлена в  традиционных очертаниях.

Однако стоит отметить, что какие-то новшества Чехов все же внес. Онисключил  ряд  речевых  указаний,  трактующих  поведение  и  мотивы героев,

перенеся внимание зрителей с внешней игры на внутреннюю. Чеховиспользовал игру пауз  как вид  особого экспрессивного  приема.

«Таким образом, в первом своем большом драматическом опыте Чеховнаряду с заданием идейным поставил перед собой задачу стилистическую: не выходя еще решительным образом из унаследованных им рамоктрадиционного построения драмы, обновить сценические лица и некоторые приемы художественного изображения их  психологии».10

Говоря о пьесе «Иванов» можно сказать, что это была первая серьезнаяпопытка Чехова самостоятельно овладеть драматургической техникой и выявить нужный для себя художественный метод, которому драматург и хотел следовать.

После премьеры в московском театре Ф.А. Корша в 1887 году пьесавызвала общественный резонанс. Издания «Московский листок» и «Русский курьер» встретили пьесу крайне отрицательно, называя ее лживой, а самого автора невежественным человеком, который не сведущ в понимании жизненных законов.

В  противовес   данным  отзывам  издания   «Московские  ведомости»   и

«Новости дня» оценили пьесу как лучшую, выражающую общественные настроения того времени, а самого Чехова отметили как писателя, тонко чувствующего  время  и поколение.

Двумя годами позднее в 1889 году «Иванов» был поставлен на сценеАлександринского  театра и имел ошеломительный  успех.

Вдохновившись сценическим успехом своей первой драмы, Чеховприступает к созданию пьесы «Леший» (1888-1889). В новой пьесе Чехов поставил себе иные задачи:

«Уже в конце 80-х годов определилось специфически чеховскоеприменение морального принципа в освещении жизни. Общий вопрос о моральной  неправде  между людьми Чехов  перенес  в человеческие будни, в

10Балухатый С.Д., Петров Н.В.  «Драматургия Чехова»  [Электронный ресурс]//Ленинград:  Изд. Харьковского Театра Русской Драмы, 1935. URL:http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml (дата обращения 31.03.2017г.)

сферу привычного, ежедневного и потому малозаметного, когда нравственна