Новости

Помощь семьям военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны

Работа добавлена:






Помощь семьям военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

5

ГЛАВА 1  МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

15

  1. Политика государства по оказанию материальной помощи семьям военнослужащих в условиях войны

15

  1. Оказание материальной помощи семьям военнослужащих из негосударственных фондов

26

ГЛАВА 2  ПОМОЩЬ В ОБУСТРОЙСТВЕ БЫТА СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

34

2.1 Трудоустройство членов семей военнослужащих, и забота о детях фронтовиков

34

2.2 Помощь в решении жилищного и продовольственного вопросов, в обеспечении обувью и одеждой

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

54

ПРИЛОЖЕНИЯ

60

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала одним из самых сложных испытаний в судьбе нашего народа. Тема войны актуальна всегда, и как бы ни менялись за последние годы факты и оценки нашей истории, неизменным является подвиг людей на фронте и в тылу. Государство требовало выполнения обязательных военных заказов для тяжелой и легкой промышленности, существовали нормы для сдачи сельским населением картофеля, зерна, молока, яиц, мяса и других продуктов. Для уборки урожая, строительства оборонительных укреплений, выполнения работ на предприятиях местные власти проводили мобилизацию оставшегося после призыва на фронт трудоспособного населения. Граждане Советского государства честно выполнили свой долг перед Отечеством, не жалея для этого сил.А как в годы войны и послевоенное время государство заботилось о семьях фронтовиков?

Изучение социальной политики органов власти всех уровней в годы Великой Отечественной войны продолжает оставаться одним из актуальных направлений в исторической науке. В практическом смысле под социальной политикой понимают систему конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Как показывает исторический опыт, при бедствиях войны проблемы социальной политики выходят на первый план.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы стала социальная политика государства в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования - помощь семьям военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.

Тема войны очень многогранна. Предметом историографического анализа избирается деятельность центральных и местных органов социального обеспечения в период с июня 1941 года до мая 1945 года. Изучению деятельности государственных органов по социальному обеспечению в годы Великой Отечественной войны посвящено более десятка монографий, более 30 научных статей, а также несколько докторских и кандидатских диссертаций. Обращение к историографии социальной политики в СССР военного времени позволяет выделить два основных этапа в ее развитии, которые условно можно назвать советским и современным. При этом обозначенные этапы в свою очередь подразделяются на несколько периодов. В отечественной историографии можно выделить пять основных периодов: первый этап с 1941 до 1956 гг.; второй с середины 50-х до 1965 гг.; третий с 1965 г. до середины 80-х гг.; четвертый – с середины 80-х гг. – до конца 90-х гг.; пятый – с конца 90-х гг. по настоящее время.

Первый период развития историографии с начала войны до середины 50-х годов ознаменован тем, что делаются первые шаги в изучении темы, происходит постановка проблемы. Для этого этапа характерно отражение предмета исследования не в научной литературе, а в публицистике. Общие характеристики предмета исследования даются в небольших брошюрах и статьях в периодической печати, носившие характер пропаганды. Авторы этих статей широко освещали любые мероприятия, проводившиеся в помощь семьям военнослужащих. В этих работахпартию характеризовали как орган власти, который заботится о нуждах народа повсеместно. Например: «Изданное в период войны постановление ЦК ВКП(б) «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» еще раз подчеркивает с каким неослабным вниманием следит наша Партия и лично товарищ Сталин за выполнением законов государства, ограждающих интересы семей фронтовиков, за проявлением к ним чуткого и внимательного отношения» —Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / И. В. Сталин. – Москва: Госуд. изд-во полит. лит-ры, 1950. – 567 с.. Наиболее ценной на этом этапе стала работа Н.А. Вознесенского, который обобщил в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» —Вознесенский, Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны / Н. А. Вознесенский. – Москва: Госполитиздат, 1948. – 192 с. такие статистические данные, как баланс денежных доходов и расходов, производство и распределение основных фондов. В целом, историки отмечают, что для этого периода в историографии характерен принцип партийности.

Развитию исследований во втором периоде способствовало расширение источниковой базы и публикация некоторых архивных материалов. Появляется ряд фундаментальных трудов в связи с постановлением ЦК КПСС от 12 сентября 1957 года о подготовке многотомной истории Великой Отечественной войны. Тема социального обеспечения не рассматривалась там отдельно, а лишь как аспект заботы о трудящихся. Отечественная историография еще не оттолкнулась от официальных догм о созидательной деятельности Коммунистической партии в деле удовлетворения нужд населения. В работах историков этого этапа прослеживается отношение к детству, как к самой защищенной социальной группе в Советском Союзе. Придерживается такой точки зрения, и историк Наумова А. Г, автор работы «Забота о детях в годы Великой Отечественной войны» —Наумова, А. Г. Забота о детях в годы Великой отечественной войны: по материалам Пермской областной партийной организации / А. Г. Наумова // Ученые записки Пермского педагогического института. – 1961. - № 7. – С. 15-27.. В качестве положительных тенденций следует отметить, что на втором этапе выявлен довольно большой комплекс архивных материалов.

С середины 1960-х начался новый период в развитии историографии, который продлился до середины 1980-х гг. Впервые исследуется проблема снабжения населения в годы войны. Наиболее видным исследователем этой темы стал У.Г. Чернявский. В его работе «Война и продовольствие. Снабжение городского населения в Великую Отечественную войну. (1941-1945)» —Чернявский, У. Г. Война и продовольствие: Снабжение городского населения в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) / У. Г. Чернявский. – Москва: Наука, 1964. – 208 с., вышедшей в 1964 году, были рассмотрены проблемы перестройки государственного фонда. Определенный вклад внес и Г.А. Дихтияр —Дихтияр, Г. А. Продовольственное дело в России / Г.А. Дихтияр. – Москва: Изд-во АН СССР, 1960. – 237 с., исследовав проблемы в снабжении продуктами сельского населения. Историки приходят к выводу, что в целом, несмотря на определенные успехи в изучении данного аспекта социальной политики, серьезного исследования деятельности Советского государства по обеспечению населения страны продовольственными и промышленными товарами не появилось.

В 1960-1970 годы произошел значительный сдвиг в изучении социальной политики государства, поскольку было положено начало исследованию социальных проблем колхозного крестьянства. Ранее этот вопрос находился лишь в рамках научных исследований по более широким темам. Наиболее серьезно в этом направлении работал Ю.В. Арутюнян —Арутюнян, Ю. В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны / Ю. В. Арутюнян. – Москва: АН СССР, 1963. – 459 с.. Самым веским вкладом этого автора было опровержение того, что сельское хозяйство в годы войны продолжало развиваться по пути расширенного воспроизводства. Несмотря на это, существовала точка зрения, озвученная в том числе и в «Очерках истории Вологодской организации КПСС», которая заключалась в том, что «самоотверженно трудящееся крестьянство справилось со всеми своими задачами» —Очерки истории Вологодской организации КПСС (1895- 1969) / Н. В. Лебедев, В.А. Дмитриев, П.А. Зиновьев. – Вологда: Северо-Западное книжное из-до, 1969. – 688 с.. В целом же, авторы очерка подчеркивали огромное значение помощи со стороны государства семьям воинов. Однако, в этот период одни аспекты социальной политики получили достаточно полное освещение (проблема единства фронта и тыла, народного образования, здравоохранения), другие аспекты находились в стадии разработки. К последним относилась проблема материально-бытового положения трудящихся. В целом, в этот период исследованиям способствовал такой фактор, как принятие властью социальной политики в качестве самостоятельного направления деятельности.

Четвертый период ознаменован значительным ростом позитивных изменений. В этот период появляются докторские и кандидатские диссертации по предмету исследования. В 1991 году Г.Г.Загвоздкин защитил докторскую диссертацию на тему «Социальная политика ВКП(б) и Советского государства в годы Великой Отечественной войны —Загвоздкин, Г. Г. Социальная политика ВКП(б) и советского государства в годы Великой Отечественной войны: дис. … док. ист. наук: 07.00.01. / Г. Г. Загвоздкин. – Ленинград, 1991. – 735 с.», а также автором написана известная монография под названием «Цена победы.Социальная политика военных лет —Загвоздкин, Г. Г. Цена победы. Социальная политика военных лет: монография / Г. Г. Загвоздкин. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. - 263 с.». Появляются также специальные историографические исследования по предмету. Одной из первых историографических работ по рассматриваемой проблеме стала статья М.С. Зинич «Изучение социальной политики Коммунистической партии, Советского государства в период Великой Отечественной войны —Зинич, М. С. Изучение социальной политики Коммунистической партии, Советского государства в период Великой Отечественной войны / М. С. Зинич // Вопросы истории. – 1987. - № 7. – С. 54-56.».

Актуальность исследований на данном этапе была продиктована выдвижением на первый план социальных и экономических интересов каждого человека в переходный период. Значительным вкладом в разработку тематики колхозного крестьянства в годы войны стали работы В.Т. Анискова. Заслуга этого ученого в том, что его монография «Война и судьбы российского крестьянства» —Анисков, В. Т. Крестьянство против фашизма. 1941-1945. История и психология подвига / В. Т. Анисков. – Москва: Памятники исторической мысли, 2003. – 502 с.охватывает все стороны жизни, труда, быта крестьян в 1941-1945 гг. Он раскрывает налоговую политику в деревне и материальное обеспечение в годы войны. Автор приходит к выводу, что существовала острейшая продовольственная нужда в деревне и крайняя ограниченность поставок промышленных товаров. Отсюда следует вывод о недостатке продовольственных ресурсов для обеспечения нужд семей военнослужащих. Налоговая же политика служила своего рода страховой базой хотя бы для суженного общественного колхозно-государственного воспроизводства.

Последний период, начавшийся с конца 1990-х годов, обладает значительной спецификой по причине того, что появляется принципиально новая литература. Связано это с преодолением факторов, препятствующих развитию исследований на этом этапе. Во-первых, началось активное рассекречивание и публикация архивных документов, во-вторых, появились новые теоретико-методологические подходы. Историк Е.Ф. Кринко в работе «Современная российская историография Великой Отечественной войны: итоги двух десятилетий» —Кринко, Е. Ф. Современная российская историография Великой Отечественной войны: итоги двух десятилетий / Е. Ф. Кринко // Былые годы. Черноморский исторический журнал. – 2009. - № 4. – С. 6-19. указывает на следующие тенденции, являющиеся общими для многих исследователей начиная с 90-х годов. Это обращение исследователей к изучению условий и практики повседневной жизни советских граждан, а также анализ стратегий их выживания в военные годы. Появились новые подходы к изучению проблемы.

Определенно большой вклад в разработку проблемы внесли региональные исследователи. В.Б. Конасов в своем докладе анализирует причины, почему Вологодский край понес большой урон в численности населения в годы войны, отмечает, что имело место и казенно-бюрократическое отношение к человеку —Конасов, В. Б. Эхо минувшей войны: из истории Вологодской области / В. Б. Конасов. – Вологда: Издательство Вологодского ИПКиППК, 1944. – 120 с..В.Г. Нечепа в статье «Деятельность местных органов по реализации государственной социальной политики в годы Великой Отечественной войны» отмечает проблему острого дефицита продовольствия и товаров широкого потребления, тогда как в отчетах партийных организаций не говорилось об острой нехватке —Нечепа, В. Г. Деятельность местных органов власти по реализации государственной социальной политики в годы Великой Отечественной войны / В. Г. Нечепа // Проблемы военного плена: история и современность: материалы Межд. науч.-практич. конф., 23-25 окт. 1997 г. / ЧГУ. – Череповец: ЧГУ, 1997. – С. 177-184.. Встатье Ф.В. Копылова «Семьи военнослужащих как особая социальная категория в обществе прифронтового города периода Великой Отечественной войны» —Копылов, Ф. В. Семьи военнослужащих как особая социальная категория в обществе прифронтового города периода Великой Отечественной войны / Ф. В. Копылов // Феномен индустриального города в контексте истории: материалы Всерос. науч.-техн. конф., 6-8 окт. 2011 г. / ЧГУ. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 95 – 105. освещены основные направления социальной политики в отношении данной категории. В статье О. Г. Конищевой —Конищева, О. Г. Охрана детства в Вологде в годы Великой Отечественной войны / О. Г. Конищева // Историческое краеведение и архивы. – Вологда, 2005. - Вып. 12. – С. 105-112. рассказывается о категории населения, особо нуждающейся в систематической помощи – о детях. Потому что «спутниками любой войны становятся сиротство и детская беспризорность» —. Нечепа, В. Г. Деятельность местных органов власти по реализации государственной социальной политики в годы Великой Отечественной войны / В. Г. Нечепа // Проблемы военного плена: история и современность: материалы Межд. науч.-практич. конф., 23-25 окт. 1997 г. / ЧГУ. – Череповец: ЧГУ, 1997. – С. 177-184.. Однако важно помнить о том, что усилия были приложены не только государством и местными властями в деле оказания помощи нуждающимся категориям населения, но и обычными жителями городов и сел.

В целом, накопленный исследователями опыт в деле изучения социальной политики в годы войны можно назвать существенным. Историография данной темы, прошла путь от появления первых публицистических работ до историографических публикаций и специальной научно-исследовательской литературы. Следует согласиться с мнением Е.Ф. Кринко, который отмечает, что в рассматриваемой проблеме остается еще немало малоизученных аспектов, в частности осуществление социальной политики на микрорегиональном уровне.

Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить, какая помощь оказывалась семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны на примере Вологодской области.

Исходя из цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

- Проанализировать основные виды материальной помощи семьям фронтовиков со стороны государственных органов;

- Изучить какую помощь оказывали негосударственные фонды и организации данной категории населения;

- Рассмотреть формы помощи, направленные на обустройство быта семей красноармейцев;

- Разработать внеклассное мероприятие по теме: «Помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны».

Хронологические рамки исследования – 1941-1945 гг. Выбор нижней хронологической границы обусловлен началом Великой Отечественной войны, уже в это время были изданы первые указы Президиума Верховного Совета СССР о назначении пенсий, пособий и налоговых льгот семьям фронтовиков. Также началась перестройка работы социальных органов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Верхняя граница – 1945 г. -  обусловлена окончанием Великой Отечественной войны.

Территориальные рамки работы в основном ограничены пределами Вологодской области, но в ряде случаев использованы материалы общесоюзного уровня. В период Великой Отечественной войны Вологодская область оставалась тыловым районом. Область являлась первейшим пунктом приема и размещения огромного потока эвакуированных граждан, следующих из города Мурманска, Карело-Финской ССР и особенно из Ленинграда. На момент 1943 года свыше 155 тыс. эвакуированных граждан остались на жительство в городах и районах нашей области —ГАВО. – Ф. 1364. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 13.. Также возросло с началом войны и значение Вологды, как крупного железнодорожного узла.

Источниковую базу работы составили неопубликованные и опубликованные источники. Неопубликованные материалы извлечены из Вологодского областного архива новейшей политической истории (ВОАНПИ) и Государственного архива Вологодской области (ГАВО). Опубликованные источники представлены официальными документами, материалами личного происхождения, периодической печатью военных лет. Все источники можно разделить на несколько групп.

Первая группа источников представлена законодательными документами и нормативными актами. К ним относятся документы политического руководства (Президиума Верховного Совета СССР) и распоряжения Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при Совнаркоме РСФСР. В процессе работы были привлечены периодические издания законодательных документов: «Ведомости Верховного Совета СССР». Также были использованы сборники документов, среди них: Сборник законодательных материалов СССР и РСФСР, 1917 – 1958» (М., 1959).

Вторая, самая обширная группа источников представлена делопроизводственной документацией, выявленной в архивных фондах. В процессе работы над ВКР проводилась работа с документами фонда № 2522 (Вологодский областной комитет КПСС. ВОАНПИ). Фонд 2522 содержит делопроизводственные документы, а именно отчеты о партийной работе, произведенной местными властями по вопросам обеспечения семей фронтовиков материальными средствами, продовольствием, жильем и одеждой. Документы этой группы интересны тем, что в них содержится материал, раскрывающий реальное положение дел. Также проводилась работа с документами фонда № 1364 (Отдел по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при вологодском облисполкоме. ГАВО). В фонде № 1364 были выявлены материалы статистических отчетов данного отдела, докладные записки о состоянии дел оказания помощи семьям военнослужащих в области.

Третья группа источников представлена материалами периодической печати. Подобная выборка обусловлена тем, что в областной газете «Красный Север» за 1941-1945 годы широко освещались мероприятия по помощи семьям военнослужащих. В материалах газеты содержится информация о помощи детям фронтовиков, работе инициативных фондов, результатах работы, озвученных во время докладов по случаю съездов Вологодского областного совета трудящихся.

Четвертую группу составили источники личного происхождения – письма, содержащие в себе просьбы населения о тех или иных видах помощи или жалобы на отсутствие таковых. Данные документы позволяют составить детальное представление о проблемах, возникавших в процессе проведения социальной политики в городе и деревне.

Таким образом, привлеченная источниковая база по исследуемой проблематике позволяет реализовать поставленные в ВКР цель и исследовательские задачи.

Методологической основой работы выступают основные принципы создания исторического исследования – историзм, научная объективность и достоверность, а также историко-генетический метод и историко-сравнительный. Сравнивались в основном статистические данные для обобщения результатов эффективности и масштабности оказываемой материальной и продовольственной помощи. Историко-генетический метод применялся при исследовании фактов нарушения советского законодательства при реализации социальной политики в области. Апробация исследования была проведена в докладе на 46 студенческой научной конференции в марте 2017 года.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Во введении обоснованы актуальность исследования, его хронологические рамки и территориальные границы, проанализирована историография проблемы, дана характеристика источников, сформулированы цель и задачи исследования. Первая глава «Материальная помощь семьям военнослужащих в период Великой Отечественной войны» состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматриваются основные виды материальной помощи семьям фронтовиков со стороны государственных органов. Во втором параграфе проанализированы негосударственные фонды помощи семьям красноармейцев. Вторая глава «Помощь в обустройстве быта семей военнослужащих» состоит из двух параграфов. В первом параграфе второй главы освещаются вопросы трудоустройства членов семей военнослужащих и забота о детях. В последнем параграфе освещены формы помощи, оказываемой семьям фронтовиков в деле обеспечения продовольствием и промышленными товарами.

ГЛАВА 1 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1.1 Политика государства по оказанию материальной помощи семьям военнослужащих в условиях войны

Забота о семьях ушедших на фронт бойцов Красной Армии стала одним из приоритетных направлений политики государства в условиях Великой Отечественной войны. Семьи военнослужащих были выделены в особую социальную категорию по главной причине: ухудшение материального положения семей в связи с мобилизацией мужчин на фронт. Прежде всего, власти были намерены своими действиями поднять боевой дух солдат, сражающихся на фронте. Эту государственную задачу выделил в своей статье (1943 г.) заведующий Вологодским областным отделом социального обеспечения П. Боков: «Беспощадно истребляя немецко-фашистских захватчиков, пробравшихся на нашу территорию, каждый боец и командир Красной Армии знает, что его семья в тылу окружена подлинно сталинской заботой и вниманием» — Красный Север. – 1943. – 10 апреля.. Исследователь Ф.В. Копылов в своей статье упоминает доклад, в котором затрагивался вопрос почему советская власть должна проявлять заботу о семьях фронтовиков: «Оказываемая помощь семьям красноармейцев и командиров служит укреплением советского тыла. Она вдохновляет бойцов на героическую борьбу с германскими захватчиками. «Мы должны сделать все, чтобы наши славные бойцы и командиры, громя врага, всегда помнили, что об их близких есть, кому позаботиться» —Копылов, Ф. В. Семьи военнослужащих как особая социальная категория в обществе прифронтового города периода Великой Отечественной войны / Ф.В. Копылов // Феномен индустриального города в контексте истории: материалы Всерос. науч.-техн. конф., 6-8 окт. 2011 г. / ЧГУ. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 95–105..

О том, что проводимая государством политика была важна, подтверждают письма, отправленные в годы войны в редакцию газет.Например, на страницах вологодской областной газеты «Красный Север» в годы войны неоднократнопечатались слова благодарности от бойцов за оказанную их семьям помощь. «Письма старика отца говорят о том, что моя семья пользуется большой поддержкой городского совета и поэтому ни в чем не испытывает нужды» – писал в 1945 г. в редакцию гвардии капитан Игорь Каберов —Красный Север. – 1945. – 3 марта.. Или, например, еще одно письмо с фронта: «От всей души благодарю партийную организацию за то, что она обеспечила мою семью семенами. Капитан Суздаленко» —Красный Север. – 1945. – 3 марта.. Приведем отзыв от семьи фронтовика о проявленной властями заботе: «В каждом письме мужу я пишу, чтобы он не беспокоился об нас. Мы ни в чем не нуждаемся. В любую трудную минуту нам помогут. В этом я уверена. Все наши четыре сына вырастут крепкими, здоровыми ребятами. Мать-родина и в это тяжелое время не забыла их, ласкает и заботится об них, ибо дети – это самое дорогое. Ф.Н. Сухарева. Жена фронтовика» Красный Север. – 1942. – 8 марта..

В годы Великой Отечественной войны материальная помощь семьям военнослужащих осуществлялась со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий (единовременных и постоянных), предоставления льгот по налогам и сборам, списания недоимок по налогам и сборам и др.

Выплата постоянных пособий семьям военнослужащих производилась в соответствии с указомПрезидиума Верховного СоветаСССР от 26 июня 1941 года «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» —О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время: указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1941 № 227 // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1941. – 2 июля. – С. 1.. Пособие семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава назначалось специальной комиссией при районном исполнительном комитете(исполкоме) Совета депутатов трудящихся. После подачи заявления, в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи, государством выплачивалась денежная сумма, которая варьировалась в пределах 100–200 руб. в месяц.При отсутствии трудоспособных членов семьи, пособие выплачивалось ежемесячно в следующих размерах: при наличии одного нетрудоспособного — 100 руб., двух нетрудоспособных— 150 руб., трех и более нетрудоспособных — 200 руб. в месяц в городе и в половинном размере от этих сумм в сельских местностях. К нетрудоспособным гражданам относились инвалиды, старики и дети, не достигшие 16-летнего возраста. Если в семье имелось три и более нетрудоспособных при одном трудоспособном, пособие выдавалось в размере 150 руб. в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельских местностях. Если в семье имелось двое детей, не достигших 16-летнего возраста, при одном трудоспособном, пособие выдавалось в размере 100 руб. в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельских местностях. Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжали получать установленные им пособия впредь до назначения им пенсии.По сведениям из докладных записок, помощь оказывалась по мере нуждаемости в среднем от 50 до 150 руб. —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 9. – Д. 514. – Л. 1..

В случае гибели на фронте или смерти вследствие ранения семье военнослужащего выплачивалось государством пенсия по случаю потери кормильца. Основанием для назначения родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «… является документом о назначении пенсии». Размер пенсии исчислялся от 60 до 35 % от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев. Пенсии, как и пособия, выплачивались районными отделами социального обеспечения. Порядок исчисления пенсий зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии. В статье А.Р. Боброва и Т.В. Мошкиной «Пенсионное обеспечение в годы Великой Отечественной войны» приведен пример назначения пенсии по потере кормильца из пенсионного дела семьи красноармейца Ивана Платоновича Максюта, пропавшего без вести в январе 1942 года —Бобров, А.В. Пенсионное обеспечение в годы Великой Отечественной войны / А.В. Бобров, Т.В. Мошкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bounb.eao.ru/conf23-04-2010/part1/bobrov-moshkina. Двое детей-иждивенцев получали пенсию по городской норме, в размере 100 руб. в месяц с 1942 по 1944 год. Переехав в сельскую местность, получали пенсию по 50 руб. – по сельской норме с 1944 по 1946 гг.

В Вологодской области назначением пенсий и пособий семьям фронтовиков занимался Областной отдел социального обеспечения и его органы на местах. В первую очередь руководители отдела социального обеспечения были озабочены тем, чтобы наладить своевременную выплату пособий и пенсий семьям военнослужащих. Это была первоочередная задача. На семнадцатой сессии Вологодского областного Совета депутатов, трудящихся в мае 1945 г. было озвучено, что в области с начала войны семьям военнослужащих было выплачено государственных пособий и пенсий на сумму 605 млн руб., а инвалидам войны выплачены пенсии на сумму 120 млн руб. —Красный Север. – 1942. – 11 октября.

Анализ отчетной документации о пособиях и пенсиях семьям военнослужащих показывает, что в Вологодской области в среднем по одному пособию по городским нормам выплачивалось 128 руб., а по сельским 78 руб., хотя из общего числа семей, состоящих на учете в Вологодской области, только 28% составляли семьи, получающие пособия по городским нормам. По материалам делопроизводственной переписки органов социального обеспечения известно, что было предложено взять на особый персональный учет семьи находящихся на военной службе Героев Советского Союза, а также семьи погибших Героев Советского Союза. Всего в Вологодской областина июнь 1943 года на особый персональный учет взято было 29 семей Героев Советского Союза. В период проверки бытовых условий этих семей принимались меры к удовлетворению просьб членов этих семей, в части оказания помощи. Так, семье Героя Советского Союза, проживающей в Уломском районе, продан из колхоза поросенок, из поступивших по постановлению Совнаркома СССР подарков выдан джемпер; семье летчика Жукова, проживающей в Череповецком районе, выданы валенки и шерстяной свитер —ГАВО. – Ф. 1364. – Оп. 1. – Д.4. – Л.11..

Например, на начальном этапе войны пособия и пенсии семьям военнослужащих часто назначались или выплачивались несвоевременно. Например, в Вологодской области за 1941 год выдано пособий семьям военнослужащих на общую сумму 3522650 руб., но задолженность по пособиям составила 170240 рублей (4,8% от общей суммы) —ГАВО. – Ф. 1364. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 11.. Как отмечалось в документах, областной отдел социального обеспечения очень медленно перестраивал свою работу с учетом требований военного времени. Среди проблем на начальном этапе войны можно выделить и недостаточное обследование материального положения семей военнослужащих. Так, за лето–осень 1941 года и зиму 1942 было обследовано всего лишь 9910 семей —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 3. – Д. 230. – Л.67.. Приведем жалобы на работу органов социального обеспечения: «Здесь никакой помощи нигде не оказывают, приехали, бросили по домам и живи как хочешь. Ходила в горсовет и военкомат, но нигде на нас внимания не обращают, вот это действительно забота о красноармейцах»; «Вчера ходила в Военкомат, узнать об аттестате действующем до 01.01.42 г. Начальник финчасти такой грубый, приходишь точно милостыню просить. Каждый раз обругает. Меня это очень возмущает, зачем тогда говорить, что о нас заботятся» —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 1. – Д. 145. – Л. 34..

22 января 1943 года было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» —О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих: указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.01.1943 № 230 // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1943. – 30 января. – С.1.. В постановлении было указано, что в местные советские и партийные органы поступает большое количество жалоб семей военнослужащих на чинимые в отношении их беззакония, но эти жалобы фактически не рассматриваются и меры по ним не принимаются. Проведенная в связи с выходом постановления проверка в Вологодской области показала, что руководители местных партийных и советских органов плохо занимаются рассмотрением жалоб от семей военнослужащих. Так, в Череповецкий райком ВКП(б) поступило в 1945 г. 114 жалоб и заявлений и только 7 (т.е. 6% от общего числа жалоб) из них рассмотрены первым секретарем Суворовым —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 14. – Д. 173. – Л.177.. В отчетах встречаются и факты черствого отношения к нуждам населения. Например, в Междуреченском районе из 108 жалоб и заявлений с просьбой об оказании материальной помощи отказано в материальной помощи по 75 заявлениям(наложены визы «отказать»), на 19 заявлениях отмечена виза – «материально обеспечены», на 7 заявлениях – «удовлетворить не можем» —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 6. – Д. 298. – Л. 14..

В ходе проверки работы органов социального обеспечения были выявлены факты неправильного назначения пособий семьям военнослужащих. Например, было установлено, что семье Якуничеваиз Зыковского сельсовета Междуреченского районаназначено пособие в размере 50 руб. в месяц, а выплачивается в размере 75 руб., семье Рюмина из Андомского сельсовета назначено пособие в размере 50 руб. в месяц, а выплачивается в размере 75 руб. Семье Петрова пособие выплачивалось по ставке города, тогда как имелась справка о связи с сельским хозяйством. Всего по Междуреченскому району переплачено в течение 1943 года пособий и пенсий на сумму 82644 руб. —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 6. – Д. 298. – Л. 13.

Отдельные руководители советских органов за бездушно-бюрократическое отношение к рассмотрению заявлений семей военнослужащих привлекались к ответственности. Например, председатель колхоза в Уломском сельсовете Годовяшкина«за волокиту и бюрократизм в рассмотрении жалоб и заявлений» была привлечена к судебной ответственности и осуждена —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 6. – Д. 298. – Л. 33..Председатель Бельковского сельсовета Кузьмин был привлечен к дисциплинарной ответственности —ВОАНПИ. – Ф. 2522. – Оп. 3. – Д. 230. – Л. 1.. В большинстве же случаев наказание осуществлялось в виде выговора за бюрократическое отношение к жалобам населения. Известны и трагические случаи из-за бюрократического отношения, например, дело по обвинению председателя Моисеевского сельсовета Тотемского района Кузьминского —ГАВО. – Ф. 1364. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 37.. Этому лицу было предъявлено обвинение в халатном отношении к семьям фронтовиков. Установлено, что преступное поведение председателя заключалось в том, что руководящие работники и сам председатель в том числе, знали о бедственном положении жены и детей красноармейца Кустового, но не приняли меры, между тем члены семьи фронтовика умерли от голода.

После выхода Постановления ЦК ВКП (б) от 22 января 1943 года «О мерах улучшения работы советских и местных партийных организаций по оказанию помощи семья фронтовиков» перед отделами гособеспечения была поставлена задача в кратчайший срок навести порядок в работе. В результате этой работы было выявлено по области 2230 семей, имеющих право на получение пособий или пенсий, но не получавших их, и 1681 семья неправильно получавших. В следствие проверок работа по рассмотрению жалоб стала проводится своевременно, улучшилась работа комиссий по проверке материально-бытовых условий, в которых проживали семьи военнослужащих, а также был ужесточен контроль за выполнением районными и городскими отделами социального обеспечения поручений. В результате систематической работы с семьями военнослужащих и оказания им соответствующей помощи, количество остронуждающихся семей в Вологодской области значительно снизилось; если на 1 июля 1944 года количество таких семей было 27220, то на 1-е октября их значилось 15089 —ГАВО. – Ф. 1364. – Оп. 1. – Д. 5. – Л. 15..

Как уже отмечалось выше, государство предоставляло семьям военнослужащих льготы по налогам и сборам. В период Великой Отечественной войны основными налогами с населения были: сельскохозяйственный налог, подоходный налог, военный налог, налог на холостяков.В начале Великой Отечественной войны была пересмотрена система действующих налогов с населения и введены новые налоги. Государство с одной стороны, изыскивало дополнительные источники аккумуляции денежных средств для покрытия колоссальных военных расходов, с другой – вынуждено было защищать отдельные социальные категории граждан, прежде всего семьи фронтовиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 года была введена временная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогу. Временная надбавка к подоходному налогу с населения вводилась с 1 июля 1941 г.  в следующем размере: с рабочих и служащих (и приравненных к ним плательщиков) при месячном заработке свыше 300 руб. и до 500 руб. – 50% к сумме налога, предъявленного к уплате; при месячном заработке свыше 500 руб. – 100% к