Новости

Промышленность Вологодской области в годы Великой Отечественной войны

Работа добавлена:






Промышленность Вологодской области в годы Великой Отечественной войны на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5

Глава 1. Развитие промышленности Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.

1.1 Специфика предприятий………………………………………………... 11

1.2 Деятельность предприятий……………………………………………….14

1.3 Трудовые будни…………………………………………………….......... 33

Глава 2. Методические рекомендации для проведения урока истории по теме «Промышленность Вологодской области в годы Великой Отечественной войны».

2.1 Методическое обоснование……………………………………………... 46

2.2 Технологическая карта урока…………………………………………… 48

Заключение………………………………………………………………….... 52

Приложения………………………………………………………………….....54

Список использованной литературы……………………………………….....57

Источники……………………………………………………………………….59

Введение

В 2017 г. исполнится 76 лет с начала Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны, после оккупации многих западных областей СССР, народному хозяйству страны был нанесён серьёзный урон. Трудное время настало и для советской промышленности. В ноябре 1941 г. ее объём сократился в 2,1 раза —История второй мировой войны. 1939—1945, т. 5, с. 43; М., 1976. Если в третьем квартале 1941 г. авиапредприятиями было выпущено более 6 тыс. самолётов, то в четвёртом – чуть более 3 тыс. —История второй мировой войны. 1939—1945, т. 5, с. 44; М., 1976 Сократилось поступление на фронт боевой техники, боеприпасов, вооружения, продовольствия.

Руководству страны предстояло организовать эвакуацию промышленных предприятий на восток, за Урал, на расстояние 2–3 тыс. км. Для проведения данной операции потребовалось более 1,5 тыс. вагонов (30 тыс. железнодорожных составов) —История второй мировой войны. 1939—1945, т. 5, с. 44; М., 1976. В сложных боевых условиях суровой зимы 1941/42 гг., перенося огромные трудности и претерпевая голод, рабочие эвакуированных предприятий вместе с трудящимися внутренних областей СССР, не затронутых оккупацией, смогли наладить выпуск продукции. Уже к весне 1942 г. они сумели превзойти по выпуску военной продукции военное производство всей страны перед началом войны. Производство танков началось на Урале. Уральские предприятия производили 100% средних и 60% тяжёлых танков —История второй мировой войны. 1939—1945, т. 5, с. 44; М., 1976. Из уральской стали делался каждый второй снаряд.

Уже с конца 1942 г. наша промышленность стала выпускать значительно больше продукции, чем промышленность фашистской Германии. В декабре 1942 г., по сравнению с декабрём 1941 г., было увеличено более чем в 2 раза производство танков, артиллерии и пулемётов – в 1,5 раза, авиации – в 3 раза —История второй мировой войны. 1939—1945, т. 5, с. 45; М., 1976.

Большое значение в годы войны имела военно-промышленная помощь союзников. Она осуществлялась по программе Ленд-Лиза. Особая ценность для Красной Армии была в поставляемых из США грузовиках.

В первые дни войны во всех отраслях промышленности развернулось движение «двухсотников» – работников, выполнявших за одну смену две нормы.

22 июня 1941 г. Вологодская область была переведена на военное положение. Перед руководством предприятий Вологодчины стояла трудная задача – создать крепкий, организованный тыл. Для этого нужно было перестроить работу фабрик и заводов на военный лад, пополнить оборудование, обучить новые кадры (преимущественно из женщин и детей), изменить технологию производства и выпуска продукции. При всём этом нужно было решить проблему с нехваткой сырья, топлива, электроэнергии. Развитие промышленности Вологодской области всецело определялось политикой военного времени.

Вологда – крупнейший железнодорожный узел. В город сходились магистрали связывавшие страну с Ленинградом, скрещивались пути из Москвы, Мурманска, Архангельска, с Урала и Сибири. Поток эшелонов с боеприпасами и продовольствием для Ленинграда шёл по Северной железной дороге – через Вологодское и Бабаевское отделения.

В Вологде находилось управление распределительного эвакуационного пункта №95 (РЭП-95), крупнейшего в Красной Армии. Медицинские работники данного пункта сумели спасти жизни многим солдатам и офицерам Ленинградского, Карельского и Волховского фронтов. Позже РЭП-95 превратилась в приёмно-сортировочную базу Северо-Западного направления.

Предприятия Вологодчины сумели быстро наладить выпуск оборонной продукции, ассортимент которой насчитывал десятки видов. Белоручейский леспромхоз производил установки для перевозки станковых пулемётов, армейские лыжи. Предприятия Вытегорского района выпускали маскхалаты, тёплую одежду, валенки, патронташи, мины к миномётам —Акиньхов Г.А. Вологда прифронтовая : хроника / Г. Акиньхов – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990 – 202 с.. За 1941 г. предприятиями Вытегры было произведено продукции на 253 тыс. руб. —Акиньхов Г.А. Вологда прифронтовая : хроника / Г. Акиньхов – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990 – 202 с.

В историографии, посвящённой данной теме, большое значение имеют сообщения и доклады научных конференций на темы, связанные с историей Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. Одним из таких исследований являются «Очерки по истории края». В данном труде периоду войны посвящена целая глава. В ней говорится о неоценимом подвиге вологжан во время войны, рассказывается о подвигах на производстве, героических личностях —Осьминский Т.И., Озеринин Н.В., Брусенский И.И. Очерки по истории края (Вологодская область). – Вологда, 1960..

Периоду Великой Отечественной войны и трудовым будням вологжан посвящена глава «Вологодская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – 1945 гг.)» труда «Очерки истории Вологодской организации КПСС» —Очерки истории Вологодской организации КПСС. – Архангельск, 1969.. В ней показана работа партийных органов по налаживанию работы предприятий на военный лад, организация помощи фронту. В данном труде привлечены материалы Вологодского областного архива новейшей политической истории (ВОАНПИ), материалы периодической печати —Очерки истории Вологодской организации КПСС. – Архангельск, 1969..

В сборнике «Череповец – 200 лет: вехи истории» также рассматривается период войны. Показана жизнь города, работа предприятий и партийных органов, работа водного и железнодорожного транспорта —Череповец – 200 лет: вехи истории. – СЗКИ, 1977.. Упоминается о работе городского эвакуационного пункта. Это одно из первых изданий, посвящённых Череповцу в годы войны —Череповец – 200 лет: вехи истории. – СЗКИ, 1977..

На особое место следует поставить работы журналиста Г.А. Акиньхова. Он в своих статьях и публикациях исследует историю эвакуации населения и промышленности страны через Вологодскую область —Акиньхов Г.А. Северная прифронтовая. Железнодорожники СЖД в годы Великой Отечественной войны: хроника. – Вологда, 1991., Акиньхов Г.А. Эвакуация: хроника//Север. – 1991. – №6.. Череповец был важным опорным пунктом, через который проходила эвакуация многих промышленных предприятий вглубь страны. В трудах «Северная прифронтовая» и «Эвакуация» очень подробно описано прохождение эвакуации заводов и фабрик с оборудованием через Вологодскую область —Акиньхов Г.А. Северная прифронтовая. Железнодорожники СЖД в годы Великой Отечественной войны: хроника. – Вологда, 1991., Акиньхов Г.А. Эвакуация: хроника//Север. – 1991. – №6.. В книге «Вблизи фронтов» Г.А. Акиньхов ведёт речь о формировании воинских подразделений в Череповце и Череповецком районе —Акиньхов Г.А. Вблизи фронтов. – Вологда, 1994.. Автор этих исследований прекрасно поработал с источниками, проанализировал их, но акцент сделан лишь на эвакуации населения и предприятий. Само промышленное производство затронуто вскользь.

Многочисленные доклады, статьи исследователей, выступавших на научно-практических конференциях, дают ценный материал по истории Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. В докладе В.А. Гостинцева наIII краеведческой научно-практической конференции говорится о перестройке всей промышленности на производство военной продукции —Гостинцев В.А. Промышленность Вологодской области в помощь фронту (1941 – 1945) // История и культура Вологодского края.III краеведческая науч.-практ. конф. – Вологда, 1990..

По данной теме интересен доклад В.А. Коновалова о рабочих предприятий Северо-Запада (в т.ч. и Вологодской области) и их трудовых подвигах в время войны —Коновалов В.А. Вклад рабочего класса Северо-Запада в оказание помощи действующей армии в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) // История и культура Вологодского края.III краеведческая науч.-практ. конф. – Вологда, 1990.. Данные исследования позволяют понять, каково было значение промышленных предприятий области в годы войны, значение их продукции на фронте.

В целом, несмотря на наличие серьёзных исследовательских работ по работе промышленности Вологодской области в годы Великой Отечественной войны, тема остаётся актуальной. Многочисленные статьи на данную тему помещены в таких изданиях, как «Календарь знаменательных и памятных дат» —Календарь знаменательных и памятных дат: журнал. – М.: Советская Россия, 1986. – №3. – С. 30., альманахе «Вологда» —Чебыкина Г.И. Устюжский край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов // Великий Устюг. Краеведческий альманах / Вологда. Изд-во «Русь», 1995., статистическом сборнике «Народное хозяйство Вологодской области в восьмой пятилетке» —Народное хозяйство Вологодской области в восьмой пятилетке: статс. сб. – Вологда, 1971. и многих других.

Цель моей работы – сформировать представление о работе промышленности Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. Следует также выделить объект и предмет исследования:

– Объект – промышленность Вологодской области

– Предмет – особенности, функционирование промышленных предприятий Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.

Территориальные и хронологические рамки данного исследования – Вологодская область в 1941 – 1945 гг.

Я ставлю себе следующие задачи, которые должен решить в данной работе:

– Проанализировать архивные материалы предприятий г. Вологды и Вологодской области;

– Показать значение и роль предприятий для обеспечения фронта;

– Проанализировать деятельность основных предприятий Вологодской области в годы Великой Отечественной войны;

– Уделить внимание опубликованным воспоминаниям ветеранов труда – тружеников тыла в годы войны;

– Разработать методические рекомендации по проведению урока истории по теме «Промышленность Вологодской области в годы Великой Отечественной войны».

При изучении данной темы я работал со следующими группами источников: материалы периодической печати (газета «Красный Север», «Политическая информация»), делопроизводственная документация (фонд №469 ГАВО – отчёты завода «Северный Коммунар», фонды ВОАНПИ).

В ходе работы я использовал следующие методы исторического исследования: описательно-повествовательный, сравнительно-исторический, ретроспективный, биографический.

Глава 1. Развитие промышленности Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.

1.1. Специфика промышленных предприятий Вологодской области

Предприятия Вологодчины в годы Великой Отечественной войны выпускали самую разнообразную продукцию. Фабрики и заводы районов поставляли для армии лошадей, фураж, обеспечивали поставки на заводы и фабрики овчин, шерсти, молока, мяса, необходимых для изготовления продукции, которая была так необходима фронту. В Череповецком районе на Абакановском кожзаводе работники освоили овчинно-шубное производство —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39.. Ещё в этом районе было налажено производство патронташей и подсумков для нужд Красной Армии —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39.. В Устюжне спиртоводочный завод был перепрофилирован на изготовление витаминных напитков, т. к. бойцам остро не хватало витамина «С» —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39..

Большую часть промышленного производства Вологодской области в интересуемый период составляла лесная промышленность. В Верховажском районе предприятия производили лесохимическую продукцию. Верховажский Межрайхимсоюз поставил по заказам Красной Армии 4,5 тыс. тонн смолы и 500 тонн скипидара —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2.. Лесозавод Усть-Кубинского района выпускал тару для мин и снарядов, лодки-волокуши для транспортировки раненых, вагонную обшивку, пароконные повозки. В Тотемском районе неимоверными усилиями  рабочих была построена судостроительная верфь, в годы войны изготовлявшая за квартал до 12 судов —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39.. Также на данной верфи делались баржи грузоподъёмностью до 1000 тонн. Всего на верфи трудилось 120 человек.

Значение лесозаготовительной и лесной промышленности в годы войны резко возросло. Предприятия по заданию Государственного Комитета Обороны СССР производили ещё: специальную древесину для авиапромышленности, ружейную и лыжную болванку, тару для упаковки боеприпасов, лыжи, сани и другие изделия.

Фабрики и заводы Вологодчины с честью выполняли заказы для поставок деловой древесины и дров для Москвы и Ленинграда. К 1943 г. Вологодская область по всем показателям вышла на пятое место в Советском Союзе по объёму лесозаготовок —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39.. Всего в области работало 29 леспромхозов, 13 механизированных лесопунктов и десятки лесопильных и шпалорезных заводов —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39..

В начале Великой Отечественной войны лучшие кадры предприятий ушли на фронт. Несмотря на это обстоятельство, работники лесной промышленности выполняли и перевыполняли выпуск продукции. В 1944 г. заготовка древесины была увеличена на 254 тыс. м3, вывоз древесины увеличен на 113 тыс. м3. —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2. За период войны лесозаготовительная промышленность дала фронту более 20 млн. м3 деловой древесины и дров. —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2.

Непосредственно на территории Вологодской области военных действий не велось, за исключением Оштинского рубежа. Часть предприятий ввиду недостатка сырья, топлива, электроэнергии были законсервированы.

К 1945 г. значительно возрос объём валовой продукции в промышленности и составил 84% к уровню 1940 г. —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2. В то же время уменьшилась численность рабочих и снизилась производительность труда. Сократилось производство кирпича, электроэнергии, льняных изделий, оконного стекла. Уменьшились объёмы вывозки древесины. Также снизилось производство животного масла на 3082 тонны —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2..

Следует отметить то, что за годы Великой Отечественной войны на Вологодчине была создана витаминная промышленность, о которой было упомянуто выше. Она была представлена двумя витаминными заводами – в Вологде и Устюжне. Были введены в строй несколько новых судоверфей и промпредприятий. Количество предприятий местного подчинения к 1945 г. увеличилось на 35 единиц —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39.. Количество рабочих также возросло на более чем 3 тыс. человек, объём валовой продукции был увеличен на 11% —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39.. Рост наблюдался и в кооперативной промышленности. Их артели увеличили производство более чем на 14%, а общее количество артелей увеличилось за годы войны на 23 единицы —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2.. Всего промышленность Вологодской области изготовляла более ста наименований продукции. После окончания Великой Отечественной войны понадобилось более пяти лет, чтобы превзойти довоенный уровень промышленного производства —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. –

Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39..

1.2. Деятельность предприятий

После 22 июня 1941 г. привычный ритм жизни Вологды, как и многих других городов СССР, изменился. С началом войны, с введением военного положения Областной Комитет ВКП(б) принял постановление «О мероприятиях в связи с нападением на Советский Союз со стороны вооружённых сил фашистской Германии». —Минаев, В.А. Вологодская область / В.А. Минаев, В.М. Малков. – Вологда: Вологодское книжное изд-во, 1958. – С. 121-148. К осени 1941 г. Вологодская область оказалась в прифронтовой полосе. После поражения Вермахта под Москвой в ходе зимней кампании 1941/42 гг., крайним сроком захвата Вологды объявлялся май 1942 г. —Строители Вологодчины. 20 век (Антология «Украшая землю родную»). – Вологда: Полиграфист, 2002. – С. 49.

Наша область до 1944 г. входила в состав Архангельского военного округа. 24 июня 1941 г. военный совет округа принял ещё одно постановление – «Об обеспечении общественного порядка и оборонных мероприятий по Архангельской и Вологодской областям» —Минаев, В.А. Вологодская область / В.А. Минаев, В.М. Малков. – Вологда: Вологодское книжное изд-во, 1958. – С. 121-148.. Уже после этих постановлений последовала немедленная мобилизация, формирование в срочном порядке воинских частей, перевод промышленных предприятий на производство военной продукции.

В сильном патриотическом порыве народ встал на защиту Родины. Война действительно приобрела размах Отечественной, «Священной войны». Настроения вологжан отражает принятая руководством завода «Северный Коммунар» резолюция от 1 июля 1941 г. —Строители Вологодчины. 20 век (Антология «Украшая землю родную»). – Вологда: Полиграфист, 2002. – С. 49. В ней говорится о том, что люди, оставшиеся на трудовом посту, готовы отдать все свои силы на дело оснащения всем необходимым Красной Армии и Флота. Вологжане готовы были идти на любые жертвы ради победы над общим врагом.

Из ворот Вологодского паровозовагоноремонтного завода (ВПВРЗ) с первых дней войны уходили на фронт санитарные поезда, бронепоезда, ремонтные «летучки». На уже упомянутом заводе «Северный Коммунар» выпускались миномёты (с 1942 г.); на канифольном заводе производили бутылки с зажигательной смесью. Судоремонтный завод наладил производство котлов для походных кухонь. Мебельная фабрика выпускала лыжи, швейная – обмундирование для Красной Армии.

Образ Вологды военной поры описан в книгах журналиста и историка Геннадия Александровича Акиньхова. Обратившись к его трудам, можно представить жизнь города в это трудное время.

В книге «Вологда прифронтовая» Г.А. Акиньхов говорит о том, что в городе повсюду были расположены укрытия от воздушных налётов. Было вырублено множество деревьев по улице Октябрьской, земля изрыта траншеями. Хождение без пропусков по улицам города было запрещено. Военные патрули проверяли у всех документы. Все пригодные клочки земли в городе и окрестностях были разрыты под картошку. Было очень много военных, лечившихся в госпиталях, комиссованных, возвращавшихся обратно на фронт. Больницы Вологды были переполнены —Акиньхов Г.А. Вологда прифронтовая : хроника / Г. Акиньхов – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990 – 202 с..

Жители города были едины в своей ненависти к врагу и любви к Родине. Примером этому может послужить переписка двух вологжан – отца и сына Дворецких. Сын писал отцу о том, что будет бить врага до последней капли крови, не щадя своих сил, уверял, что если сломается приклад винтовки будет рвать врага зубами. Дворецкий-отец наставлял своего сына. Говорил, чтобы сын бил врага до победного конца. —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2. В единстве фронта и тыла ковалась Победа. Патриотизм всех советских граждан был именно той непреодолимой силой, которая приближала разгром противника.

В годы войны родилось много патриотических начинаний. Рабочие овладевали смежными профессиями, создавали фронтовые бригады в цехах предприятий, развивали наставничество. Вот лишь некоторые из известных фронтовых бригад: Нины Баженовой на заводе «Северный Коммунар», Михаила Тетерина в паровозном депо, Серафимы Лагуновой в артели «Победа» и мн. др. В.И. Болонин – машинист паровозного депо – выразил инициативу перевода паровозов на более дешёвое, дровяное топливо. В ноябре 1943 г. ему, первому в Вологде, было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда —Основные итоги народного хозяйства Вологодской области за 1940 –1945 годы. – Вологда, 1946. – С. 2-9, 11-20, 34-39..

Неимоверными усилиями вологжане поддерживали воюющую Красную Армию. Многочисленные государственные займы, добровольные пожертвования в Фонд обороны – вот лишь немногие страницы подвига вологжан. Жители города внесли свыше 1 млрд. руб. в общую победу над фашизмом. Из средств вологжан была изготовлена эскадрилья самолётов «Героическому Ленинграду» —Акиньхов Г.А. Годы испытаний / Г. Акиньхов. // Вологодские новости. – 1995. – 31 января. – С. 2..

До войны в областном центре было сосредоточено 3 предприятия союзного значения, 2 – республиканского, 17 предприятий областного подчинения и 15 артелей промысловой кооперации. Вологда являлась лидером области по объёмам промышленного производства и численности работающих в промышленности.

Ведущим предприятием Вологды являлся паровозовагоноремонтный завод. На нём работало более 4 тыс. человек. Коллектив данного предприятия ускорял и увеличивал выпуск подвижного состава, необходимого для транспортировки грузов на передовую. Первый военно-санитарный поезд № 312 был отправлен на фронт на пятый день войны.

На предприятии было распространено движение рационализаторов и изобретателей. Неоднократно повышалась производительность труда. Большинство рабочих состояло из женщин и детей, но это не мешало успешно справляться с поставленными задачами.

В марте 1943 г. рабочие ВПВРЗ помогли Калининской железной дороге восстановить паровозное депо станции Ржев —Строители Вологодчины. 20 век (Антология «Украшая землю родную»). – Вологда: Полиграфист, 2002. – С. 49. В короткие сроки были отремонтированы три паровоза, подготовлено несколько комплектов для ремонта составов. В 1944 г. в освобождённые от врага области страны ВПВРЗ направил для помощи более 300 рабочих —Строители Вологодчины. 20 век (Антология «Украшая землю родную»). – Вологда: Полиграфист, 2002. – С. 49.

Другое, не менее значимое предприятие Вологды – завод «Северный Коммунар» – также выпускал продукцию для нужд Красной Армии. Это предприятие было основано на базе мастерской «Красный пахарь». С пуском в эксплуатацию новых цехов в 1930 г. предприятию было дано название «Северный Коммунар». Основная специализация завода – выпуск лесотранспортного оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности —ГАВО/ Предисловие к фонду №469.

Любопытны документы завода за 1941 г., хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области. Их название – «Приказы и распоряжения Народного Комиссариата общего машиностроения СССР по выполнению правительственных заказов».

К примеру, в приказе от 7 июня 1941 г. «О переводе рабочих в авиационную промышленность» говорится об отборе квалифицированных рабочих (начиная с 3 разряда и выше) и направлении их на заводы авиационной промышленности —ГАВО  / Фонд №469 / Приказ №255с / стр. 58 / Дело №1с / Опись №5с. Это свидетельствует о нехватке профессиональных кадров в авиапромышленности накануне войны и о необходимости увеличить производство продукции.

В отчёте от 24 июня 1941 г., адресованному начальнику «Главстройдревмаша» П.И. Осипову, директор завода просит дать ему указания о дальнейших перспективах работы завода в военное время. Директор докладывает также, что, выполняя задания, связанные с помощью местным воинским частям, поставленные Военным Советом Архангельского военного округа, завод не обеспечивает выполнение номенклатурного задания согласно утверждённому плану и понижает общий выпуск продукции завода в денежном выражении —ГАВО  / Фонд №469 / Приказ №255с / стр. 60 / Дело №1с / Опись №5с.

В начале войны советская авиация понесла большие потери. Было уничтожено множество самолётов, как старого, так и новейшего образца. Огромными были потери и среди лётчиков. Не удивительно, что уже приказом Народного Комиссара общего машиностроения СССР от 9 июля 1941 г. были освобождены от работы на заводах лица, зачисленные в аэроклубы —ГАВО  / Фонд №469 / Приказ №255с / стр. 66 / Дело №1с / Опись №5с. Такой приказ был адресован и заводу «Северный коммунар». Через несколько месяцев эти лица после прохождения лётной подготовки будут отправлены на фронт в качестве военных лётчиков.

Неоднозначную оценку деятельности завода дает документ от 4 ноября 1941 г. В этом постановлении Военного Совета Архангельского Военного округа говорится о неудовлетворительном изготовлении и отгрузке металлических поковок для аэродромных гладилок заводами «Северный коммунар» в г. Вологда и «Металлист» в г. Киров. В нем говорится, что в связи с наличием большого снегопада, необходимостью обеспечения аэродромов гладилками, последние задерживаются в сборке из-за непоставки заводом «Северный коммунар» 300 комплектов металлических поковок —ГАВО  / Фонд №469 / Приказ №255с / стр. 101 / Дело №1с / Опись №5с. Однако сейчас можно сказать, что задержка продукции и выпуск плохих деталей заводом «Северный коммунар» была вызвана недостатком высококвалифицированных кадров. Мужчины ушли на фронт, и у станков стояли женщины, старики и дети. Они без сна и отдыха, как могли, изготавливали детали, точнее, ещё учились их делать.

Тем не менее, завод выполнял планы по выпуску оборонной продукции, выпускал детали для авиационной промышленности (детали для самолётов). С 1942 г. завод перешёл в распоряжение Наркомата миномётного вооружения СССР и специализировался на выпуске миномётов, вплоть до конца войны.

Не остался в стороне от происходящего и Череповец. Жители города с первых дней войны сплотились для отпора противнику. Количество заявлений с просьбой отправить на фронт добровольцем с каждым днём увеличивалось. Уже к 5 августа 1941 г. в ряды Красной Армии вступило более тысячи человек. Столько же человек в такой короткий срок было призвано и из Череповецкого района —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56.. А за годы войны из Череповца и Череповецкого района ушли на фронт около 340 тыс. человек. Более половины из них погибли —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56..

По плану «Барбаросса», Вологодская область должна была полностью подвергнуться оккупации в максимально короткий срок —История второй мировой войны. 1939—1945, т. 5, с. 43; т. 7. М., 1976, с. 49. С конца июля 1941 г. немецкая авиация начала бомбардировку Северной железной дороги. Целью нападения стал также и Череповец. Фашистскими самолётами 30 июля 1941 г. был уничтожен один из поездов в городе —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56.. Бомбардировке подверглись многие объекты, как в городской черте, так и в районе. В том числе немцы бомбили железнодорожный мост через реку Ягорбу, госпиталя, распределительные пункты —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56..

Заводы и фабрики Череповца с первых дней войны перешли на производство военной продукции. Крупнейшее предприятие города – завод «Красная звезда» – вводит 11-часовой рабочий день. Его рабочие изготавливают корпуса для противотанковых гранат, детали для миномётов —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56.. Производство содержимого для бутылок с зажигательной смесью освоил водочный завод. Городской продовольственный комбинат вместе с артелью имени Халтурина производили армейские лыжи. Экипировку для Красной Армии производила артель «Труд», а армейские повозки и носилки делали работники артели «Металлист». Чулки и рукавицы вязали в артели «Красный ткач» —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56..

Из средств жителей Череповца отчислялись деньги на фронт. К примеру, трудящиеся хлебокомбината ежемесячно отчисляли в Фонд обороны двухдневный заработок. На 5 августа 1941 г. сумма пожертвований составила 23 700 рублей. —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56. Средства череповчан пошли на строительство танковой колонны «Вологодский колхозник». Деньги собирали два года. Вологодская область дала на строительство бронетехники за годы войны более 67 млн. руб. —Череповец. – Вологда: Северо-Западное книжное изд-во, 1977. – С. 56.

Колонна «Вологодский колхозник» была передана действующей Красной Армии в разгар наступательных боёв 2 марта 1943 г. Она переходила в распоряжение 1-й Танковой Армии. Во время боёв 1943 г. на танках данной колонны танкисты уничтожили 88 вражеских танков, около сотни автомашин и артиллерийских орудий, и даже 2 самолёта —Михеев, В.И. Череповец и война / В.И. Михеев, В.Н. Адрианов. – Вологда: Полиграфист, 2005. – С. 2-19..

К началу 1942 г. в Череповце насчитывалось 12 промышленных предприятий и 11 промысловых артелей. Лидирующую роль в производстве играл завод «Красная звезда». Рабочие этого предприятия изготовляли наборы ключей для военных самолётов, корпуса авиабомб, противотанковые ежи, диски для автоматов, ручные и противотанковые гранаты.

Предприятие перешло на 11-часовой рабочий день, т.к. большая часть рабочих ушла на фронт. Была объявлена строжайшая экономия. Бронзовые кольца, для изготовления необходимой продукции заменили чугунными, по инициативе рационализаторов. Токарь механического цеха А.М. Кузнецов разработал простой и надёжный метод, который устранил разбрасывание стружки при обработке литых заготовок —Михеев, В.И. Череповец и война / В.И. Михеев, В.Н. Адрианов. – Вологда: Полиграфист, 2005. – С. 2-19.. Таким образом, стружка сохранялась и вновь шла на переплавку. В артели имени Халтурина лыжных дел мастер М.А. Травкин усовершенствовал производство лыж. За месяц он изготовлял более 2,5 тыс. пар лыж —Михеев, В.И. Череповец и война / В.И. Михеев, В.Н. Адрианов. – Вологда: Полиграфист, 2005. – С. 2-19.

Зимнее и летнее обмундирование изготовляла и ремонтировала фабрика «1-е Мая». За годы Великой Отечественной войны это предприятие пошило более 600 тыс. единиц экипировки —Михеев, В.И. Череповец и война / В.И. Михеев, В.Н. Адрианов. – Вологда: Полиграфист, 2005. – С. 2-19. На обувной фабрике шло производство сапог и ботинок для Красной Армии. Артель «Металлист» изготовляла армейские повозки и санитарные носилки. На артели «Труд» шили маскировочные халаты и военную форму. Хлебокомбинат, кроме всего, выпускал сухари, которые шли в огромном количестве на фронт.

Катавальное производство осваивали рабочие Горпромкомбината. На трудовой артели «Химик» производили мыло. Всего на предприятиях Череповца за годы войны было освоено более сорока наименований фронтовой продукции —Михеев, В.И. Череповец и война / В.И. Михеев, В.Н. Адрианов. – Вологда: Полиграфист, 2005. – С. 2-19.

Новый Череповецкий порт, построенный в тяжёлых условиях войны, в 1943 г. принял первые суда. До этого, старый речной порт оказался в зоне затопления Рыбинского водохранилища. В годы войны череповецкими тружениками был также достроен судоремонтный завод.

Отдельные предприятия Череповца уже к 1944 г. превзошли довоенный уровень производства. Среди таких предприятий были: судоремонтный завод, артели «Металлист» и «Красный ткач», фабрика обуви, хлебокомбинат —Михеев, В.И. Череповец и война / В.И. Михеев, В.Н. Адрианов. – Вологда: Полиграфист, 2005. – С. 2-19.

Не менее славно трудились для будущей победы и работники предприятий Сокола. Надо помнить, что в реалиях войны, это были, прежде всего, женщины и дети. Несмотря на голод, холод, превозмогая трудности и лишения, жители Сокола отдавали все силы для оказания помощи Красной Армии. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы» стал смыслом жизни горожан, как и всей страны.

В огромных масштабах боевых действий и подвигов в тылу во время Великой Отечественной войны, подвиг сокольчан – тружеников тыла, лишь малая часть истории «священной войны». На войне не бывает ничего малозначительного, потому что люди отдавали все свои силы на борьбу с ненавистным врагом. Ветераны достойны, чтобы их помнили. Мы должны следить, чтобы память о боевом и трудовом подвиге наших земляков осталась на века.

На Сокольских предприятиях промышленности и транспорта, как и на предприятиях других городов и районов области, развернулось массовое патриотическое движение. Сокольчане обязались работать за себя и за товарищей, ушедших на фронт. На заводах вводится жёсткая дисциплина. Задания должны были выполняться непременно и в срок —Строители Вологодчины. 20 век (Антология «Украшая землю родную»). – Вологда: Полиграфист, 2002. – С. 49..

Сокольский бумажный комбинат в срочном порядке формирует цех для изготовления корпусов мин. В производство изделий постепенно внедряется кокильное литьё и точечная сварка. Рабочими осваивалось производство курительной и светонепроницаемой бумаги, телеграфной бумаги и др. продукции. С 1944 г. на Молочно-консервном заводе действовал цех ширпотреба. Рабочие предприятия изобрели оборудование для размола и варки гороха и крупы. Это позволило изготовлять брикеты горохового супа и пшённой каши для нужд фронта —Строители Вологодчины. 20 век (Антология «Украшая землю родную»). – Вологда: Полиграфист, 2002. – С. 49.. В военное время был острый недостаток сахара. Для производства консервов использовали патоку и солод —Развитие Вологодской области за 50 лет. 1937 – 1987 гг.: стат. сб. / Волоблстат. – Вологда, 1987. – С. 54.. На молочно-консервном заводе был дефицит молока. Но это обстоятельство не помешало рабочим выполнять все указания и заказы фронта. Завод стал пищевым цехом всего фронта.