Новости

Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений

Работа добавлена:






Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений на http://mirrorref.ru

им. И.Я. Яковлева»

Факультет истории, управления и права

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений

Руководительдоцент, к. э. н.И.П. Николаева                                       подпись, дата      должность, ученая степеньВыпускник _____________М.А. Кузнецов                                     подпись, дата

Чебоксары 2017

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений
  • 1.1 Спорт высших достижений: понятие и этапы подготовки спортсмена
  • 1.2 Формирование и развитие системы управления подготовкой спортсменов для спорта высших достижений в России
  • 2. Анализ организации спорта высших достижений в Чувашской Республике
  • 2.1 Характеристика деятельности Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики
  • 2.2 Анализ организации деятельности спортивных организаций по подготовке спортсменов
  • 3. Направления совершенствования развития спорта высших достижений в Чувашской Республике
  • 3.1 Перспективы развития спорта высших достижений
  • 3.2 Мероприятия по дальнейшему развитию спорта высших достижений
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Физическая культура и спорт, являясь одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, увеличения общественной активности людей, физического совершенствования, рассматривается сегодня как существенный фактор развития человеческого потенциала. Физическая культура и спорт является наиболее жизненной и универсальной составляющей понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации. Полифункциональный характер проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация.

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни — не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.

В современных условиях спорт стал важным элементом плодотворного международного сотрудничества. Спортивные достижения существенным образом укрепляют престиж государства. Спорт выполняет консолидирующую роль в укреплении межнационального единства в Российской Федерации. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест. Массовый спорт способствует укреплению здоровья нации, повышение числа работоспособных граждан.

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Уровень развития физической культуры и спорта в регионах - важный показатель здоровья нации и национального могущества России. Под этим углом зрения проблема изучения государственной политики в области физической культуры и спорта обладает несомненной актуальностью и практической значимостью.

Формирование  региональных целевых программ развития в области физической культуры и спорта является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением в Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем развития физической культуры и спорта, их социальной значимости осуществляется на протяжении многих веков.

В исследованиях все чаще ставятся вопросы о необходимости расширения и углубления законодательного регулирования развития физической культуры и спорта, анализируются некоторые аспекты осуществления государственной политики в данной сфере. Они отражены в работах Н.П. Бродской, А.Н. Бугреева, Г.С. Деметера, В.И. Столярова и др.

Ученые поднимают вопросы управления спортом на современном этапе, бюджетного финансирования физкультуры и спорта, взаимодействия с неправительственными организациями.

Развитию государственной политики в сфере физической культуры и спорта посвящены работы Л.В. Аристова, A.M. Банникова,  С.И. Гуськова, A.A. Исаева и др. Спорт как фактор государственного и политического управления в Российской Федерации исследован в статьях В.И. Столярова, А.О. Щипанова.

Работы C.B. Алексеева, С.А. Медведева, B.C. Родиченко, И.В. Понкина, A.A. Соловьева и др. ценны тем, что в них предлагаются направления его совершенствования.

Однако, несмотря на интенсификацию исследований проблем физкультуры и спорта в последнее десятилетие, пока мало работ посвящено  развитию спорта высших достижений, прежде всего,  детско-юношеского спорта, роли физической культуры и спорта в межнациональном и патриотическом воспитании, в осуществлении молодежной политики. Требуется научный анализ региональных особенностей развития спорта высших достижений с учетом социально-экономической особенности отдельных регионов. Эти проблемы пока не стали предметом исследования политической науки.

Основополагающий вклад в исследование комплекса  проблем, связанных с формированием и реализацией региональных целевых программ развития в области физической культуры и спорта, и спорта высших достижений внесли ведущие зарубежные ученые А. Вебер, У. Изард, В. Кристаллер, В. Леонтьев, А. Леш, Г. Мюрдаль, И. Тюнен.

Несмотря  на то, что к настоящему времени  накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных целевых  программ в области спорта, данная проблема по-прежнему остается актуальной и недостаточно изученной. Нуждается в корректировке  и дополнении их правовая основа.

Цель исследования: изучение и выявление особенностей организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений;

- провести анализ формирования и развития системы подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике;

- разработать направления совершенствования развития спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Объект:государственная политика в области физической культы и спорта.

Предмет: реализация государственной политики в сфере организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Методология:методы и приемы научного познания, такие как анализ, синтез, статистический метод, а также метод экспертных оценок и метод анализа документов.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблемы реализации механизмов осуществления государственной политики в области физической культуры и спорта рассматриваются комплексно. В исследовании выработаны рекомендации по совершенствованию механизма государственной политики в области подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации,  федеральные законы, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы физической культуры и спорта, законы по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта.

1. Теоретические аспекты организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений

1.1 Спорт высших достижений: понятие и этапы подготовки спортсмена

Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.

Концептуальные аспекты исследуемой нами проблемы затрагиваются в работах Г.В. Атаманчука — Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М. 1990. С.69., И.Л. Бачило — Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998., В.А. Ефимова — Ефимов В.А. Система государственной власти. //Под ред. Мальцева Г.В., М., 1994., Г.В. Мальцева — Мальцев Г.В. и др. Программная оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Т.6: Правовые механизмы федерального и регионального управления. М., 1993., А.В. Оболонского — Областной закон «О физической культуре и спорту». Смоленск., 1996., Д.М. Овсянко — Овсянко Д.М. Административное право: Учеб.пособ./Под ред. проф. Г.А.Туманова. М., 1997., Б.Н. Порфирьева — Порфирьев Б.Н. Государственное управления в чрезвычайных ситуациях. М., 1991., В.А. Прокошина — Прокошин В.А. Развитие государственной власти в условиях реформ экономики. Автор, дис. доктор.юрид.наук. М., 1995., посвященных общетеоретическим вопросам государственного управления и права, а также общесоциальным аспектам развития общества. — Ивинский Д.В., Новиков С.В. Правовые основы Физической культуры и спорта. Тамбов,2016.

Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя:

  • спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
  • детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;
  • образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

общероссийские физкультурно-спортивные объединения - физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

  • Олимпийский комитет России;
  • федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. — Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2016. №5. С. 20.

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

  • непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
  • учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
  • признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
  • создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. — Кузин В.В., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта//Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1)ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2)создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

3)содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

4)создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5)создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

6)создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7)организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

8)организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9)поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. — Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юнити, 2016. С. 47.

Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее - спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством:

1)увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;

2)строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

3)выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

4)стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

5)поощрения меценатства и благотворительности.

Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. — Кучкин С.Н., Мандриков В.Б., Седых Н.В., Актуальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Право, 2016. С. 120.

Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации, независимо от форм собственности, рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях, военнослужащих, граждан допризывного и призывного возрастов, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства, при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывают совместно с органами местного самоуправления свои программы, в которых предусматриваются:

1)повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

2)вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

3)пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом;

4) расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов. — Камалетдинов В.Г. Принципы и функции управления физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК. 2016. С. 44.

Сегодня среди проблем спорта высших достижений особое место занимают проблемы профессионального спорта. На страницах журнала ТиПФК профессионализация рассматривается как одна из ведущих тенденций развития спорта высших достижений и как актуальная проблема теории и практики спорта. Профессионализация - это веление времени, обусловленное высокой значимостью спорта как социокультурного и экономического явления. Роль и место профессионального спорта в жизни каждого человека и общества в целом все более повышаются. Ему свойственна особая зрелищность, он являет собой сферу спортивных услуг высокого качества для населения. В нем задействовано множество работников, среди которых выделяются спортсмены-профессионалы, непосредственно создающие ценности, которые удовлетворяют разнообразные потребности личности и общества. Спортсмены-профессионалы призваны демонстрировать зрителю, болельщику спортивное мастерство, двигательное творчество, искусство телесного движения в экстремальных условиях соревновательной деятельности, связанной с испытанием чрезвычайно высоких физических нагрузок и психических напряжений. Можно сказать, что их деятельность сродни с трудом актеров, певцов, солистов балета, музыкантов.

Профессиональная подготовка спортсмена в системе среднего и высшего образования должна быть основана на компетентностном подходе, предполагающем овладение им особыми компетенциями, обусловленными спецификой профессионального спорта, поскольку понятия профессионализм и компетентность тесно связаны, они практически - синонимы. Что касается содержания образовательной подготовки спортсмена-профессионала, то эта проблема требует специальных исследований. Но оно должно принципиально отличаться от того, чему и как в настоящее обучают учащихся и студентов в системе среднего и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура». Получая образование в действующих образовательных учреждениях, человек не может выстраивать свое обучение с ориентацией на две доминанты: высокое спортивное мастерство и высококвалифицированный педагог по физической культуре и спорту. Русская пословица нас учит: погонишься за двумя зайцами - ни одного не догонишь. К сожалению, практика физкультурного образования в вузах, колледжах, техникумах, училищах олимпийского резерва подтверждает ее истинность. И эту объективную реальность сегодня мы должны признать. Хотя есть примеры успешного сочетания отдельными обучающимися высококачественной учебы и занятий спортом высших достижений, но это - исключение из правила.

С завершением профессионального образования, спортсмен-профессионал выбирает или направляется для творческой деятельности в учреждения профессионального спорта. Они должны принципиально отличаться от ныне действующих. Их организационную структуру и содержание деятельности целесообразно перестроить так, чтобы они функционировали как учреждения искусства. Они не должны осуществлять тренировочный процесс, а должны обеспечивать реализацию образовательно-спортивного потенциала и профессионально-личностное совершенствование спортсмена-профессионала.

1.2 Формирование и развитие системы управления подготовкой спортсменов для спорта высших достижений в России

Сегодня законодательная, нормативная и материально-техническая базы, являющиеся основой для реализации в стране государственной политики в области физической культуры и спорта, неадекватны проводимым социально-экономическим реформам, не гарантируют конституционного права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, так как не обеспечены достаточным финансированием и не имеют надежных механизмов реализации. В связи с этим важно изучить все то позитивное, что было достигнуто в области правового обеспечения физической культуры и спорта в СССР, а также в России. — Малышкин В.В. Организационно-методические условия управления физкультурно-спортивным движением (На примере Ханты-Мансийского автономного округа). Челябинск., 1998.

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически.  — Галыкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. - Воронеж, 2012. - 252 с.

Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Заметим, что российские Основы законодательства о физической культуре и спорте были как две капли воды похожи на белорусский Закон о физической культуре и спорте, принятый всё в том же 1993 году.

Основным законом, регулирующим правовые основы физической культуры и спорта в России является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ). — Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2016. С.20.

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. — Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2016. №5. С. 20.

Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 года. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рисунке 1.

В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. В частности, ст.2 раскрывает смысл таких терминов, как «физическая культура», «спорт», «спортивная федерация», «профессиональный спорт», «массовый спорт», и проч. Трактовка данных терминов очень важна для правильного понимания положений Закона и недвусмысленного их толкования. Законодатель специально посвящает расшифровке терминов статью 2 Закона, чтобы заинтересованные стороны при судебных разбирательствах не давали разную интерпретацию используемой терминологии.

Рисунок 1 - Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г.

В то же время, значимость адекватной трактовки велика и при сопряжении данного Закона с другими законодательными актами. Например, Закон о физической культуре и спорте от 1999 г. следующим образом трактовал понятие «профессиональный спорт» – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Очевидно, что если профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, то она должна регулироваться соответствующими положениями гражданского и налогового кодексов. В то же время профессиональным спортивным организациям при этом затруднительно получать дотации из бюджетов всех уровней, так как в нашей стране предпринимательская деятельность, как правило, не дотируется. — Камалетдинов В.Г. Принципы и функции управления физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК. 2016. С. 44.

В Законе о физической культуре и спорте от 2007 года термин «профессиональный спорт» трактуется иначе − как «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату». Законодатель уходит от трактовки профессионального спорта как предпринимательской деятельности, пытаясь избежать коллизии с дотациями профессиональным  атлетам и клубам из федерального и местных бюджетов. Однако звучит это достаточно натянуто и слабо с точки зрения права, – ведь спортивный бизнес – это не только атлеты; это и тренеры, и менеджеры, и владельцы спортклубов и спортсооружений. Кроме того, не вполне понятно, вознаграждение – это прибыль или что-то иное?

В соответствии со статьей 10 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4.12.2007 года «Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций». — Кучкин С.Н., Мандриков В.Б., Седых Н.В., Актуальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Право, 2016. С. 120.

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года №1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Развитие физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта. — Кузин В.В., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта//Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта – создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе, на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям. Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

  • развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
  • развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
  • осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
  • разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
  • нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
  • реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
  • развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.

Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:

  • модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
  • развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;
  • обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;
  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
  • совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;
  • формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам. — Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2016. №5. С. 21.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране стали проведение в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, чтоосновная цель государственной политики в области физической культуры и спорта – это формирование здорового образа жизни населения, оздоровление нации, гармоничное воспитание физически и психологически здорового, крепкого поколения, а также достойное выступление отечественных спортсменов на крупных международных спортивных состязаниях.

Эффективное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой нормативно-правовой и законодательной  базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта. — Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2016. С.20.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в бюджетном законодательстве, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке нового федерального закона и иных законодательных актов.

Федеральный закон устанавливает правовые, экономические, организационные и социальные основы деятельности и определяет основные принципы законодательства в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских, Параолимпийских и Сурдолимпийскихиграх.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития массового спорта и спорта высших достижений.

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организаторов соревнований, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского. — Кузин В.В., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта//Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.

Ныне действующая законодательная база физической культуры и спорта не получила необходимого правового нормативного наполнения, что и породило крайнюю неустойчивость системы управления физической культурой и спортом, в итоге мы имеем ее частые, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые).

Исследование показало, что преждевременно были отменены сначала ряд статей, а затем и сами Основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте». «Основы» имели огромное значение для создания правовой базы развития физической культуры и спорта в регионах - субъектах Российской Федерации. Так, сегодня более половины субъектов Российской Федерации приняли свои законы о физической культуре и спорте.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее – Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.01.2014 года №2-Р.

Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013-2020годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и  спортом различных групп населения.

В целях определения направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта, распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года №1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Благодаря принятым в последние годы в Российской Федерации мерам по поддержке развития физической культуры и спорта, решениям о поддержке спортивных организаций и другим проектам удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения потенциала отрасли.

Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.

Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.

Федеральная целевая программа  «Развитие физической культура и спорта Российской Федерации на 2006-2015 годы» — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.eco№omy.gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/191/(дата обращения 15.06.2016) утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2006г. №7 положила начало формированию общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. В результате ее реализации удалось увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006-2015 годы, с 6840 человек в 2010 году до 11618 человек в 2013 году, а так же создать инфраструктуру для тренировок спортсменов сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программу Олимпийских и Параолимпийских игр. Однако не были созданы федеральные тренировочные центры для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы, велоспорта, конного спорта, современного пятиборья и борьбы из лука.

При этом качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий (в том числе в рамках международных соревнований). Тем не менее, цифры, подтверждающие достигнутые успехи, свидетельствуют о необходимости продолжения работы.

Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) свидетельствует об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту. — Официальный сайт Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта  в Российской Федерации на 2006 – 2015 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-fcp.ru(дата обращения 13.12.2013)

Финансирование программных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы с учетом прогноза цен на соответствующие годы составил 159566,3 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 97972,8 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 55275,4 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 6318,1 млн. рублей. — Официальный сайт Департамента физической культуры и спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dumahmao.ru/povest/povest_4905(2)/05/65.pdf (дата обращения 25.06.2016)

Капитальные вложения составили 154319,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 93147,1 млн. рублей, из них субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности в 2013 году - 5488,1 млн. рублей, в 2014 году - 5898,6 млн. рублей, в 2015 году - 9856,1 млн. рублей, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 54955,9 млн. рублей, средств внебюджетных источников - 6216,6 млн. рублей. — Официальный сайт Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта  в Российской Федерации на 2006 – 2015 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-fcp.ru(дата обращения 13.02.2016)

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 232,65 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (в 2006 году - 60 млн. рублей). — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.eco№omy.gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/191/(дата обращения 13.02.2016)

На финансирование мероприятий по сопровождению Программы (содержание дирекции Программы) было направлено за счет средств федерального бюджета 438,5 млн. рублей на весь период реализации Программы, в том числе в 2011 году - 74,5 млн. рублей, в 2012 году - 80 млн. рублей и в 2013 - 2015 годах - по 85 млн. рублей ежегодно.

Для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы использовались показатели «число дней временной нетрудоспособности по всем причинам» и «расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения)». — Официальный сайт Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта  в Российской Федерации на 2006 – 2015 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-fcp.ru(дата обращения 13.02.2016)

Факторами риска нарушения здоровья человека являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, переохлаждение организма, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.

Рост расходов на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения) свидетельствует об изменении отношения граждан к своему здоровью, физической культуре и спорту. — Официальный сайт Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта  в Российской Федерации на 2006 – 2015 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-fcp.ru(дата обращения 13.02.2016)

По итогам реализации Госпрограммы в 2015 году достигнуты следующие значения показателей (индикаторов): — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.eco№omy.gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/191/(дата обращения 15.12.2016)

  • Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и спортом в общей численности населения Российской Федерации – 31,7 %.
  • Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной  пропускной способности объектов спорта – 30,1 %.
  • Доля спортивных объектов, подлежащих использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, в общем количестве спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани – 100%;
  • Доля олимпийских спортивных объектов в г. Сочи, используемых в постсоревновательный период в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве олимпийских спортивных объектов –100%.

Основной экономический эффект от реализации Программы выразился в сокращении расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие снижения к 2015 году на 15 процентов среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам, а также в предотвращении экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения. — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.eco№omy.gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/191/(дата обращения 21.06.2016)

ФЦП по физической культуре и спорту имеет несколько направлений. Одно из них – развитие спорта высших достижений. Благодаря программе страна сделала рывок в этом направлении. Еще в 2008 году только у 11 летних и трех зимних видов спорта были свои базы. Чемпионаты России по прыжкам на лыжах с трамплина, по саням и бобслею проходили за пределами нашего государства. Сейчас уже созданы центры для 28 летних и семи зимних. К 2018 году проблема центров подготовки для национальных сборных будет полностью решена. — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.eco№omy.gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/191/(дата обращения 13.03.2016)

ФЦП стала импульсом для развития массового спорта. Этот раздел программы носит софинансирующий характер. Он стимулирует инициативы по развитию спортивной инфраструктуры, которые поступают из регионов. Еще несколько лет назад в программе участвовало 30-40 регионов, а сейчас все 83 субъекта. Всего по ФЦП было построено более 500 объектов, а если взять другие программы, то около тысячи.

Особое внимание в программе уделено развитию научной базы и подготовке специалистов. При Академии имени Лесгафта был создан центр с уникальной лыжной трубой. При институте в Чайковском открылся комплекс зимних видов спорта с полной линейкой трамплинов. Кубанский университет стал центром водных видов спорта. Новые возможности получил ВНИИФК. Построена и оснащена самым современным оборудованием антидопинговая лаборатория в Москве, а теперь и в Сочи.

Реализация Федеральной целевойпрограммы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» позволит  решить ряд проблем при максимально эффективном управлении государственными финансами. — Официальный сайт Министерства Спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26361/

Целями Программы, как программно-целевого механизма реализации государственной программы, являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности в подготовке спортсменов в спорте высших достижений.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи: — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.minsport.gov.ru/p30_21012015.pdf /(дата обращения 14.06.2016)

  • обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование подготовки спортивного резерва;
  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

Решение указанных задач будет осуществляться по направлениям «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».

Создание федеральных центров подготовки сборных команд Российской Федерации предусмотрено осуществлять на базе имущественного комплекса федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации.

Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 94329,04 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 73976,9 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15852,14 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 4500 млн. рублей.

Количество реализуемых в рамках Программы мероприятий, срок их исполнения и стоимость характеризуются целевыми показателями Программы, обуславливаются необходимостью поддержки результативности спортивных достижений в области спорта высших достижений и создания достаточных условий для реализации стратегических задач в области массового спорта. Финансовое обеспечение мероприятия Программы по поддержке развития региональных спортивно – тренировочных центров за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств обусловлено государственным приоритетом развития спорта высших достижений и необходимостью в связи с этим формирования и закрепления спортивного резерва.

При финансировании мероприятия Программы соотношение объемов средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств определяется в зависимости от выбора механизма реализации мероприятия с учетом уровня социально-экономического развития каждого конкретного региона.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий по пропаганде занятий физической культурой и спортом в основном направляются на освещение открытия спортивных центров, размещение вспомогательной рекламы в местных средствах массовой информации, а также на информирование населения о мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации в рамках Программы. Финансирование рекламы (фильмы, телевизионные программы, книги и т.п.) за счет средств федерального бюджета осуществляется только на начальном этапе реализации проектов, в дальнейшем, в течение года предполагается достичь их самоокупаемости, а при невозможности этого - закрывать проекты. — Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.eco№omy.gov.ru/cgi-bi№/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/191/(дата обращения 13.05.2017)

Таким образом, федеральная целевая программа стала эффективным средством развития спорта высших достижений и пропаганды здорового образа жизни.

2. Анализ организации спорта высших достижений в Чувашской Республике

2.1 Характеристика деятельности Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики

Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики (Чаваш Республикин Физкультурапа спорт министерстви, сокращенное наименование - Минспорт Чувашии, далее - Министерство) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере физической культуры и спорта в Чувашской Республике.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, указами и распоряжениями Главы Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Чувашской Республики, иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, а также настоящим Положением.

Министерство осуществляет свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Нормативные правовые акты Министерства, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти Чувашской Республики, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Министерство является юридическим лицом, имеет счета в Министерстве финансов Чувашской Республики и Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, печать с изображением Государственного герба Чувашской Республики и наименованием Министерства, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки.

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предельная численность работников утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Имущество, находящееся на балансе Министерства, является государственной собственностью Чувашской Республики и закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законодательством порядке.

Основными задачами Министерства являются:

  • участие в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта;
  • нормативно-правовое регулирование в сферах деятельности, отнесенных к компетенции Министерства;
  • координация деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, а также осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления и с организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности в области физической культуры и спорта по вопросам формирования здорового образа жизни;
  • сохранение и развитие объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;
  • участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни, привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом всех категорий населения, формирование у населения потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании и гармоничном развитии;
  • оздоровление детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта;
  • оказание содействия развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
  • подготовка спортсменов для спорта высших достижений, подготовка спортивных сборных команд Чувашской Республики, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, к международным и российским соревнованиям;
  • оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территории Чувашской Республики.

Рис.1 – Структура Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики

Учебно-спортивный отдел Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики (далее - учебно-спортивный отдел) является структурным подразделением Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики. Руководство учебно-спортивным отделом осуществляется начальником учебно-спортивного отдела, находящимся в непосредственном подчинении заместителя министра физической культуры и спорта Чувашской Республики.

Учебно-спортивный отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, нормативными правовыми актами РФ и ЧР  и иными ведомственными актами органов государственной власти и управления Российской Федерации, Чувашской Республики по вопросам физической культуры и спорта, а также Положением о Министерстве по физической культуре,  спорту и туризму Чувашской Республики.

Основными задачами учебно-спортивного отдела являются:

  • развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике;
  • разработка и реализация республиканских программ и предложений по развитию физической культуры и спорта;
  • формирование у населения потребности в физическом совершенствовании и  гармоничном развитии;
  • подготовка резерва спорта высших достижений;
  • осуществление организационно-методического руководства в области физической культуры и спорта.

Учебно-спортивный отдел в соответствии с основными задачами осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов Чувашской Республики по вопросам физического воспитания населения, спорта высших достижений, обеспечивает их реализацию после принятия;
  • составляет  ежегодный календарный план республиканских  спортивно-массовых мероприятий;
  • принимает участие в организации комплексных спортивных мероприятий: фестивалей, олимпиад, спартакиад среди ССУЗов и ВУЗов;
  • готовит проекты приказов и смет на проведение спортивных мероприятий Чувашской Республики, командирование на российские и международные соревнования, учебно-тренировочные сборы команд Чувашской Республики;
  • принимает участие в организации на территории Чувашской Республики республиканских, всероссийских, международных спортивно-массовых мероприятий и осуществляет контроль за их проведением;
  • в установленном порядке награждает победителей и призеров республиканских соревнований, работников физической культуры и спорта, физкультурных активистов, представляет особо отличившихся работников к поощрению, присвоению почетных званий и наград;
  • оказывает практическую и методическую помощь в проведении спортивных мероприятий в городах и районах Чувашской Республики;
  • ведет учет рекордов и достижений по видам спорта Чувашской Республики, представляет в федеральные органы управления по физической культуре и спорту соответствующую документацию для утверждения в установленном порядке всероссийских и других рекордов спортсменов Чувашской Республики, а также по присвоению спортивных званий и разрядов спортсменам Чувашской Республики;
  • в установленном порядке осуществляет присвоение и учет спортивных званий и разрядов спортсменов Чувашской Республики;
  • готовит материалы по присвоению  квалификационных категорий тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам по спорту;
  • готовит материалы на соискание Государственных молодежных премий Чувашской Республики, по ежегодным государственным стипендиям молодым перспективным спортсменам и пожизненным пособиям выдающимся деятелям в области физической культуры и спорта Чувашской Республики на рассмотрение коллегии Минспорта Чувашии;
  • совместно с заинтересованными министерствами, общественными организациями проводит работу по подготовке спортивного резерва по олимпийским видам спорта;
  • принимает участие в формировании сборных команд Чувашской Республики по видам спорта;
  • осуществляет контроль за выполнением  планов подготовки спортсменов, членов сборных команд Чувашской Республики по олимпийским видам спорта;
  • ведет работу с ДЮСШ,  СДЮШОР, училищами олимпийского резерва, ШВСМ и другими организациями физкультурно-спортивной направленности, независимо от их ведомственной принадлежности;
  • организует работу по повышению квалификации специалистов по физической культуре и спорту;
  • осуществляет контроль за  медицинским обследованием учащихся спортивных школ, членов сборных команд Чувашской Республики по видам спорта;
  • участвует в разработке Республиканских образовательных программ в области физической культуры и спорта;
  • организует проведение республиканского смотра-конкурса среди ДЮСШ, СДЮШОР, тренеров-преподавателей и спортсменов по итогам года;
  • проводит анализ работы отделений по олимпийским видам спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ Чувашской Республики;
  • взаимодействует с федерациями и ассоциациями Чувашкой Республики по видам спорта и другими общественными организациями физкультурно-спортивной направленности;
  • взаимодействует с научно-методическим советом высших и средних специальных учебных заведений Чувашской Республики;
  • организует и проводит тематические совещания с заместителями директоров, инструкторами-методистами, тренерами-преподавателями по повышению квалификации;
  • пропагандирует и распространяет передовые методы работы в организации  учебно-спортивной работы;
  • участвует в разработке планов организационных мероприятий работы Минспорта Чувашской Республики;
  • готовит материалы по учебно-спортивному отделу на рассмотрение коллегии Минспорта Чувашии;
  • запрашивает  годовые и статистические отчеты по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, составляет сводную информацию по республике и направляет в федеральный орган по физической культуре и спорту в установленном порядке;
  • освещает проведение спортивно-массовых мероприятий и деятельности Минспорта Чувашии в средствах массовой информации;
  • выполняет работу по делопроизводству в отделе согласно утвержденному регламенту работы, инструкции по делопроизводству.

Учебно-спортивный отдел для обеспечения выполнения своих задач и функций имеет право:

  • разрабатывать методический и информационный материал, рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  • вести контроль выполнения министерствами, иными республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями республики Указов и распоряжений Президента Российской Федерации и Президента Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики и иных нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта;
  • готовить запрос и получать в установленном порядке от министерств и иных республиканских органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций на необходимую  для выполнения своих задач информацию;
  • запрашивать и получать от учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности данные государственной статистической отчетности.

2.2 Анализ организации деятельности спортивных организаций по подготовке спортсменов

В Чувашской Республике политику развития физической культуры и спорта определяет Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики. Развитие физической культуры и спорта в регионе предусмотрено в программе - «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике»

Цель региональной политики в области физической культуры и спорта направлена на создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, обеспечения развития массового спорта и достижение спортсменами Республики высоких спортивных результатов на соревнованиях российского и международного уровня.

Финансовое обеспечение государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2014 - 2020 годы»: общий объем финансирования государственной программы - 20 290 082,900 тыс. рублей, в том числе:

на 2016 год - 4 209 464,4 тыс. рублей;

на 2017 год - 3 563 790,0 тыс. рублей;

на 2018 год - 4 161 749,5 тыс. рублей;

на 2019 год - 4 177 539,5 тыс. рублей;

на 2020 год -4 524 539,5 тыс. рублей.

Основные задачи развития физической культуры и спорта на территории Республики: эффективное использование возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии жителей региона, в том числе, формирование здорового образа жизни населения, развитие массового, детско-юношеского спорта и спорта высших достижений.

В ведении Минспорта Чувашии находятся 10 СДЮСШОР и 2 ДЮСШ, в ведении администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики - 2 СДЮСШОР и 39 ДЮСШ.

Спортивные школы работают во всех городах и районах Чувашской Республики, в городах - 34 школы (20819 занимающихся), в сельской местности 20 школ (9502 занимающихся), где культивируются 45 видов спорта (в 2009 г. - 40, в 2010 - 2011 гг. - 44). Самыми массовыми видами спорта являются легкая атлетика (5272 занимающихся), плавание (2964 занимающихся), вольная борьба (2738 занимающихся), лыжные гонки (2266 занимающихся), футбол (2085 занимающихся).

Всего тренировочными занятиями в спортивных школах Чувашской Республики охвачен 30321 человек, что на 503 человека больше, чем в 2011 году.В спортивно-оздоровительных группах занимаются 6497 человек, в группах начальной подготовки - 16456 человек, в тренировочных группах - 7029 человек, в группах спортивного совершенствования - 227 человек, в группах высшего спортивного мастерства - 112 человек. Численность детей 6 - 15-летнего возраста, занимающихся в спортивных школах, - 25013 человек, что составляет 20,4 процента от общей численности детей данного возраста (в 2011 г. - 18,9 процента).

В официальные списки спортивных сборных команд России в 2016 году включены 158 спортсменов Чувашской Республики по 25 видам спорта, в том числе 15 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (в 2014 г. - 147, в 2015 г. - 146).

На сегодня в Чувашской Республике численность инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 8,7 % от общего количества лиц данной категории.

В целях развития массовой физической культуры, детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, спорта лиц с инвалидностью, Правительством Республики принято 27 нормативных акта (Постановления, Распоряжения) по направлению физическая культура и спорт.

Проведена работа по привлечению средств из федерального бюджета на поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

За 2015 год проведено 395 спортивных мероприятий, в том числе 10 международных, 41 Всероссийских  и 344 республиканских, с общим количеством участников 53 916 человек.

Поставленные цели и задачи в период 2010-2015 годов достигались посредством реализации комплекса мероприятий, предусмотренных целевыми (2010-2014гг) и государственной (с 2015 года) программами республики направленными на развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике.

Таблица 1 - Динамика объема финансирования из бюджета Республики государственных (целевых) программ Чувашской Республики в период с 2012 по 2016 год

Годы

Объем финансирования, тыс. руб.

2012

3 907 016,4

2013

2 719 986,9

2014

2 086 570,8

2015

5 147 337,2

2016

5 250 326,8

Как видно из данных таблицы 1 объемы финансирования государственных целевых программ в сфере спорта Чувашской Республики из года в год росли на протяжении 2014-2016 гг.

В Республике сформирована материально-техническая база развития спорта, в основе которой лежит сеть сооружений физкультурно-спортивного назначения. В период с 2012 года по 2016 год количество спортсооружений Чувашской Республики выросло с 2 251 до 2 756 сооружений, при этом показатель, характеризующий мощность спортивных сооружений (единовременная пропускная способность), вырос на 16,2 %,  с 59 654 чел./час до 69 359 чел./час. Динамика характеризуется следующими показателями – 2012 год – 20,9 %, 2013 год -20,3%, 2014 год-20,5%, 2015 год – 21,8%, 2016 год – 24%.

Таблица 2 - Динамика показателей реализации стратегических задач и направлений развития отрасли «Физическая культура и спорт»

Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Межличностные отношения в командных видах спорта и их влияние на мотивационную сферу юных спортсменов

2. Реферат МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

3. Реферат Массовый спорт, Спорт высших достижений

4. Реферат Планирование и организация подготовки производства

5. Реферат ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС

6. Реферат Организация занятий лыжным спортом в ДЮСШ в группе начальной подготовки

7. Реферат Конструкторская подготовка производства. Технологичность конструкции. Организация технологической подготовки производства

8. Реферат Система подготовки туристских кадров. Школы туристской подготовки. Цели и задачи. Порядок работы

9. Реферат Организация и методика обучения рабочих кадров в системе повышения квалификации центрах подготовки новых рабочих кадров в условиях производства

10. Реферат Дневник фиксации достижений по физической культуре

№ п.п.

Показатель

2010 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

1

2

3

4

5

6

1

Количество спортивных сооружений, ед.

2 209

2251

2304

2346

2587

2

Количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, чел.

305,4

324,5

347,2

374,8

407,9

3

Количество спортсменов, имеющих звание мастер спорта международного класса, мастер спорта России, гроссмейстер России, чел.

61

91

130

192

101