Новости

Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений

Работа добавлена:






Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений на http://mirrorref.ru

им. И.Я. Яковлева»

Факультет истории, управления и права

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Организация подготовки спортсменов для спорта высших достижений

Руководительдоцент, к. э. н.И.П. Николаева                                       подпись, дата      должность, ученая степеньВыпускник _____________М.А. Кузнецов                                     подпись, дата

Чебоксары 2017

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений
  • 1.1 Спорт высших достижений: понятие и этапы подготовки спортсмена
  • 1.2 Формирование и развитие системы управления подготовкой спортсменов для спорта высших достижений в России
  • 2. Анализ организации спорта высших достижений в Чувашской Республике
  • 2.1 Характеристика деятельности Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики
  • 2.2 Анализ организации деятельности спортивных организаций по подготовке спортсменов
  • 3. Направления совершенствования развития спорта высших достижений в Чувашской Республике
  • 3.1 Перспективы развития спорта высших достижений
  • 3.2 Мероприятия по дальнейшему развитию спорта высших достижений
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Физическая культура и спорт, являясь одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, увеличения общественной активности людей, физического совершенствования, рассматривается сегодня как существенный фактор развития человеческого потенциала. Физическая культура и спорт является наиболее жизненной и универсальной составляющей понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации. Полифункциональный характер проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация.

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни — не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.

В современных условиях спорт стал важным элементом плодотворного международного сотрудничества. Спортивные достижения существенным образом укрепляют престиж государства. Спорт выполняет консолидирующую роль в укреплении межнационального единства в Российской Федерации. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест. Массовый спорт способствует укреплению здоровья нации, повышение числа работоспособных граждан.

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Уровень развития физической культуры и спорта в регионах - важный показатель здоровья нации и национального могущества России. Под этим углом зрения проблема изучения государственной политики в области физической культуры и спорта обладает несомненной актуальностью и практической значимостью.

Формирование  региональных целевых программ развития в области физической культуры и спорта является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением в Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем развития физической культуры и спорта, их социальной значимости осуществляется на протяжении многих веков.

В исследованиях все чаще ставятся вопросы о необходимости расширения и углубления законодательного регулирования развития физической культуры и спорта, анализируются некоторые аспекты осуществления государственной политики в данной сфере. Они отражены в работах Н.П. Бродской, А.Н. Бугреева, Г.С. Деметера, В.И. Столярова и др.

Ученые поднимают вопросы управления спортом на современном этапе, бюджетного финансирования физкультуры и спорта, взаимодействия с неправительственными организациями.

Развитию государственной политики в сфере физической культуры и спорта посвящены работы Л.В. Аристова, A.M. Банникова,  С.И. Гуськова, A.A. Исаева и др. Спорт как фактор государственного и политического управления в Российской Федерации исследован в статьях В.И. Столярова, А.О. Щипанова.

Работы C.B. Алексеева, С.А. Медведева, B.C. Родиченко, И.В. Понкина, A.A. Соловьева и др. ценны тем, что в них предлагаются направления его совершенствования.

Однако, несмотря на интенсификацию исследований проблем физкультуры и спорта в последнее десятилетие, пока мало работ посвящено  развитию спорта высших достижений, прежде всего,  детско-юношеского спорта, роли физической культуры и спорта в межнациональном и патриотическом воспитании, в осуществлении молодежной политики. Требуется научный анализ региональных особенностей развития спорта высших достижений с учетом социально-экономической особенности отдельных регионов. Эти проблемы пока не стали предметом исследования политической науки.

Основополагающий вклад в исследование комплекса  проблем, связанных с формированием и реализацией региональных целевых программ развития в области физической культуры и спорта, и спорта высших достижений внесли ведущие зарубежные ученые А. Вебер, У. Изард, В. Кристаллер, В. Леонтьев, А. Леш, Г. Мюрдаль, И. Тюнен.

Несмотря  на то, что к настоящему времени  накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных целевых  программ в области спорта, данная проблема по-прежнему остается актуальной и недостаточно изученной. Нуждается в корректировке  и дополнении их правовая основа.

Цель исследования: изучение и выявление особенностей организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений;

- провести анализ формирования и развития системы подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике;

- разработать направления совершенствования развития спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Объект:государственная политика в области физической культы и спорта.

Предмет: реализация государственной политики в сфере организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Методология:методы и приемы научного познания, такие как анализ, синтез, статистический метод, а также метод экспертных оценок и метод анализа документов.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблемы реализации механизмов осуществления государственной политики в области физической культуры и спорта рассматриваются комплексно. В исследовании выработаны рекомендации по совершенствованию механизма государственной политики в области подготовки спортсменов для спорта высших достижений в Чувашской Республике.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации,  федеральные законы, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы физической культуры и спорта, законы по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта.

1. Теоретические аспекты организации подготовки спортсменов для спорта высших достижений

1.1 Спорт высших достижений: понятие и этапы подготовки спортсмена

Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.

Концептуальные аспекты исследуемой нами проблемы затрагиваются в работах Г.В. Атаманчука — Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М. 1990. С.69., И.Л. Бачило — Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998., В.А. Ефимова — Ефимов В.А. Система государственной власти. //Под ред. Мальцева Г.В., М., 1994., Г.В. Мальцева — Мальцев Г.В. и др. Программная оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Т.6: Правовые механизмы федерального и регионального управления. М., 1993., А.В. Оболонского — Областной закон «О физической культуре и спорту». Смоленск., 1996., Д.М. Овсянко — Овсянко Д.М. Административное право: Учеб.пособ./Под ред. проф. Г.А.Туманова. М., 1997., Б.Н. Порфирьева — Порфирьев Б.Н. Государственное управления в чрезвычайных ситуациях. М., 1991., В.А. Прокошина — Прокошин В.А. Развитие государственной власти в условиях реформ экономики. Автор, дис. доктор.юрид.наук. М., 1995., посвященных общетеоретическим вопросам государственного управления и права, а также общесоциальным аспектам развития общества. — Ивинский Д.В., Новиков С.В. Правовые основы Физической культуры и спорта. Тамбов,2016.

Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя:

  • спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
  • детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;
  • образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

общероссийские физкультурно-спортивные объединения - физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

  • Олимпийский комитет России;
  • федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта. — Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2016. №5. С. 20.

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

  • непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
  • учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
  • признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
  • создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. — Кузин В.В., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта//Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1)ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2)создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

3)содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;

4)создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5)создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

6)создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7)организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

8)организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9)поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций. — Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юнити, 2016. С. 47.

Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее - спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством:

1)увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;

2)строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

3)выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

4)стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

5)поощрения меценатства и благотворительности.

Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. — Кучкин С.Н., Мандриков В.Б., Седых Н.В., Актуальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Право, 2016. С. 120.

Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации, независимо от форм собственности, рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях, военнослужащих, граждан допризывного и призывного возрастов, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства, при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе разрабатывают совместно с органами местного самоуправления свои программы, в которых предусматриваются:

1)повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;

2)вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

3)пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом;

4) расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов. — Камалетдинов В.Г. Принципы и функции управления физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК. 2016. С. 44.

Сегодня среди проблем спорта высших достижений особое место занимают проблемы профессионального спорта. На страницах журнала ТиПФК профессионализация рассматривается как одна из ведущих тенденций развития спорта высших достижений и как актуальная проблема теории и практики спорта. Профессионализация - это веление времени, обусловленное высокой значимостью спорта как социокультурного и экономического явления. Роль и место профессионального спорта в жизни каждого человека и общества в целом все более повышаются. Ему свойственна особая зрелищность, он являет собой сферу спортивных услуг высокого качества для населения. В нем задействовано множество работников, среди которых выделяются спортсмены-профессионалы, непосредственно создающие ценности, которые удовлетворяют разнообразные потребности личности и общества. Спортсмены-профессионалы призваны демонстрировать зрителю, болельщику спортивное мастерство, двигательное творчество, искусство телесного движения в экстремальных условиях соревновательной деятельности, связанной с испытанием чрезвычайно высоких физических нагрузок и психических напряжений. Можно сказать, что их деятельность сродни с трудом актеров, певцов, солистов балета, музыкантов.

Профессиональная подготовка спортсмена в системе среднего и высшего образования должна быть основана на компетентностном подходе, предполагающем овладение им особыми компетенциями, обусловленными спецификой профессионального спорта, поскольку понятия профессионализм и компетентность тесно связаны, они практически - синонимы. Что касается содержания образовательной подготовки спортсмена-профессионала, то эта проблема требует специальных исследований. Но оно должно принципиально отличаться от того, чему и как в настоящее обучают учащихся и студентов в системе среднего и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура». Получая образование в действующих образовательных учреждениях, человек не может выстраивать свое обучение с ориентацией на две доминанты: высокое спортивное мастерство и высококвалифицированный педагог по физической культуре и спорту. Русская пословица нас учит: погонишься за двумя зайцами - ни одного не догонишь. К сожалению, практика физкультурного образования в вузах, колледжах, техникумах, училищах олимпийского резерва подтверждает ее истинность. И эту объективную реальность сегодня мы должны признать. Хотя есть примеры успешного сочетания отдельными обучающимися высококачественной учебы и занятий спортом высших достижений, но это - исключение из правила.

С завершением профессионального образования, спортсмен-профессионал выбирает или направляется для творческой деятельности в учреждения профессионального спорта. Они должны принципиально отличаться от ныне действующих. Их организационную структуру и содержание деятельности целесообразно перестроить так, чтобы они функционировали как учреждения искусства. Они не должны осуществлять тренировочный процесс, а должны обеспечивать реализацию образовательно-спортивного потенциала и профессионально-личностное совершенствование спортсмена-профессионала.

1.2 Формирование и развитие системы управления подготовкой спортсменов для спорта высших достижений в России

Сегодня законодательная, нормативная и материально-техническая базы, являющиеся основой для реализации в стране государственной политики в области физической культуры и спорта, неадекватны проводимым социально-экономическим реформам, не гарантируют конституционного права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, так как не обеспечены достаточным финансированием и не имеют надежных механизмов реализации. В связи с этим важно изучить все то позитивное, что было достигнуто в области правового обеспечения физической культуры и спорта в СССР, а также в России. — Малышкин В.В. Организационно-методические условия управления физкультурно-спортивным движением (На примере Ханты-Мансийского автономного округа). Челябинск., 1998.

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993 г. Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем, что многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически.  — Галыкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. - Воронеж, 2012. - 252 с.

Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (ст.4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст.25-26). Заметим, что российские Основы законодательства о физической культуре и спорте были как две капли воды похожи на белорусский Закон о физической культуре и спорте, принятый всё в том же 1993 году.

Основным законом, регулирующим правовые основы физической культуры и спорта в России является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ). — Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2016. С.20.

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. — Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2016. №5. С. 20.

Качественно обновленный Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был опубликован 8 декабря 2007 г. и вступил в силу 1 января 2008 года. Вновь принятый Закон РФ «О физической культуре и спорте», действующий в настоящее время, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Структура Закона представлена на рисунке 1.

В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. В частности, ст.2 раскрывает смысл таких терминов, как «физическая культура», «спорт», «спортивная федерация», «профессиональный спорт», «массовый спорт», и проч. Трактовка данных терминов очень важна для правильного понимания положений Закона и недвусмысленного их толкования. Законодатель специально посвящает расшифровке терминов статью 2 Закона, чтобы заинтересованные стороны при судебных разбирательствах не давали разную интерпретацию используемой терминологии.

Рисунок 1 - Структура Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г.

В то же время, значимость адекватной трактовки велика и при сопряжении данного Закона с другими законодательными актами. Например, Закон о физической культуре и спорте от 1999 г. следующим образом трактовал понятие «профессиональный спорт» – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей.

Очевидно, что если профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, то она должна регулироваться соответствующими положениями гражданского и налогового кодексов. В то же время профессиональным спортивным организациям при этом затруднительно получать дотации из бюджетов всех уровней, так как в нашей стране предпринимательская деятельность, как правило, не дотируется. — Камалетдинов В.Г. Принципы и функции управления физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК. 2016. С. 44.

В Законе о физической культуре и спорте от 2007 года термин «профессиональный спорт» трактуется иначе − как «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату». Законодатель уходит от трактовки профессионального спорта как предпринимательской деятельности, пытаясь избежать коллизии с дотациями профессиональным  атлетам и клубам из федерального и местных бюджетов. Однако звучит это достаточно натянуто и слабо с точки зрения права, – ведь спортивный бизнес – это не только атлеты; это и тренеры, и менеджеры, и владельцы спортклубов и спортсооружений. Кроме того, не вполне понятно, вознаграждение – это прибыль или что-то иное?

В соответствии со статьей 10 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4.12.2007 года «Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций». — Кучкин С.Н., Мандриков В.Б., Седых Н.В., Актуальные проблемы физической культуры и спорта. М.: Право, 2016. С. 120.

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года №1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Развитие физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта. — Кузин В.В., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта//Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта – создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе, на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям. Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

  • развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
  • развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
  • осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
  • разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
  • нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
  • реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
  • развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.

Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:

  • модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
  • развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;
  • обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;
  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
  • совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;
  • формирование механизмов обеспечения социальных гарантий выдающимся российским спортсменам. — Новости Российского законодательства в сфере физической культуры и спорта. Чиновник. 2016. №5. С. 21.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране стали проведение в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, чтоосновная цель государственной политики в области физической культуры и спорта – это формирование здорового образа жизни населения, оздоровление нации, гармоничное воспитание физически и психологически здорового, крепкого поколения, а также достойное выступление отечественных спортсменов на крупных международных спортивных состязаниях.

Эффективное решение поставленных задач в области физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой нормативно-правовой и законодательной  базы. В течение длительного времени на федеральном уровне отсутствовало комплексное законодательное регулирование физической культуры и спорта. — Алексеев С.В. Спортивное право России. М.: Юнити, 2016. С.20.

В связи с тем, что за последнее десятилетие произошли существенные изменения в законодательстве о разграничении полномочий, о труде, в бюджетном законодательстве, в том числе в области физической культуры и спорта, возникла необходимость в подготовке нового федерального закона и иных законодательных актов.

Федеральный закон устанавливает правовые, экономические, организационные и социальные основы деятельности и определяет основные принципы законодательства в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Данный федеральный закон содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе Олимпийских, Параолимпийских и Сурдолимпийскихиграх.

В федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития массового спорта и спорта высших достижений.

Федеральным законом установлены и урегулированы права и обязанности организаторов соревнований, а именно: права на телетрансляцию спортивных мероприятий и коммерческие права как важная составляющая ресурсов для развития спорта, в том числе профессионального и детско-юношеского. — Кузин В.В., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта//Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-5.

Ныне действующая законодательная база физической культуры и спорта не получила необходимого правового нормативного наполнения, что и породило крайнюю неустойчивость системы управления физической культурой и спортом, в итоге мы имеем ее частые, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые).

Исследование показало, что преждевременно были отменены сначала ряд статей, а затем и сами Основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте». «Основы» имели огромное значение для создания правовой базы развития физической культуры и спорта в регионах - субъектах Российской Федерации. Так, сегодня более половины субъектов Российской Федерации приняли свои законы о физической культуре и спорте.