Новости

Особенности использования поэтизмов в произведениях русских поэтов ХIХ века

Работа добавлена:






Особенности использования поэтизмов в произведениях русских поэтов ХIХ века на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….3-6

ГЛАВА 1. Поэтизмы в составе современного русского языка……………..7-16 1.1.Поэтизмы как языковое явление……...……………………………………7-8 1.2.Состав поэтизмов …………………..……………………………………..9-12 1.3.Функции поэтизмов ……………………………………………………..12-15 Выводы к 1 главе ………………………………………………………………..16 ГЛАВА 2. Особенности использования поэтизмов в произведениях русских поэтов ХIХ века ……………………………………………………………..17-82 2.1.Поэтизмы в поэзии В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Апухтина: общая характеристика……………………………...……………17-30 2.2.Поэтизм «очи» …………………………………………..……………….31-44

2.3.Поэтизм «уста»…………………………………………………………...44-51

2.4.Поэтизм «чело» ………………………………………………………….52-56

2.5.Поэтизм «глас» …………………………………………………………..56-63

2.6.Поэтизм «злато» …………………………………………………………63-69

2.7.Поэтизм «хлад» ………………………………………………………….69-73

2.8. Поэтизм «лира» …………………………………………………………73-76 Выводы ко 2 главе …………………………………………………………...77-81 ГЛАВА 3. Изучение поэтической лексики на уроках литературы ………82-86 Выводы к 3 главе ………………………………………………………….……86 Заключение…………………………………………………………………...87-88 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..89-92

Введение

Творчество русских поэтов ХIХ века является объектом многосторонних филологических исследований. Библиографии работ, посвящённых творчеству Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Апухтина А.Н. включают исследования, в которых рассматриваются как общие проблемы их творчества, так и частные вопросы поэтики отдельных текстов или их совокупности. В лирике вышеупомянутых авторов прослеживается стиль высокой книжности. А искусство «высокого стиля» требует от поэта особого поэтического языка, создающего впечатление возвышенности и словесной необычности. Традиционной принадлежностью такого условного поэтического стиля являются поэтизмы. В современной стилистике художественной речи поэтизмы обычно рассматриваются вместе с лексикой других пластов (архаизмами, славянизмами, высокой и книжной лексикой) как общий фонд для поэтического языка. Эстетика сентиментализма (внимание к внутреннему миру человека, его эмоциям и чувствам, умение воспринимать природу и наслаждаться прекрасным), пришедшая на смену эстетике классицизма во второй половинеXVIII века, обусловила преобладание в поэзии характерологических, эмотивных текстов. Стилеобразующей лексикой таких текстов становятся славянизмы в функции поэтизмов, составившие ядро русской традиционно-поэтической лексики. Поэтизмы обладают широким спектром стилистических значений и, следовательно, могут выполнять в текстах разнообразные стилистические функции (средство выражения гражданского пафоса, средство создания поэтического слога, средство исторической стилизации, использование в сатирическом плане).

Обращение к поэтизмам как к существенному пласту слов в лирике русских поэтов ХIХ века является важным для изучения языка поэтов, принципов формирования их семантико-стилистической системы, а также для выявления общих закономерностей их употребления в произведениях русских   поэтов   ХIХ   века.   В   связи   с   вышесказаннымпредставляется

актуальнымсоздание лингвистического комментария к художественным текстам Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Апухтина А.Н., определение частотности, динамики устойчивых поэтизмов в поэзии ХIХ века, их сопоставление в языке разных поэтов.

Объектомисследования выступает содержание творческого наследия русских поэтов ХIХ века Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Апухтина А.Н.

Материалом исследованияпослужили стихотворения Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Апухтина А.Н. Обоснованием выбора данных авторов послужила хронологическая соотнесённость их творчества, позволяющая проследить динамику и особенности употребления устойчивых поэтизмов в их произведениях. Годы творчества В.А. Жуковского – это период с 1797 по 1852 год, то есть первая половина ХIХ века, Ф.И. Тютчева – 1813 – 1873 годы (первая и вторая треть ХIХ века), А.А. Фета – 1839 – 1892 годы (вторая и третья треть ХIХ века), А.Н. Апухтина – вторая половина ХIХ века.

Основные источники материала:

– «Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах» В.А. Жуковского (М. 1999 – 2012). Исследованы 1 и 2 тома, включающие стихотворения  1797-

1814 г.г и 1815-1852 г.г.;

  • «Полное собрание сочинений и писем в шести томах» Ф.И. Тютчева (М. 2002 - 2005).Исследованы 1,2 тома, включающие стихотворения 1813-1849 г.г. и 1850-1873 г.г.;
  • «Собрание сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Фета (2002-2007). Исследован 1 том, включающий стихотворения и поэмы 1836-1863 (исследованы стихотворения и баллады) и стихотворения 1864-1892 г.г. (сборник «Вечерние огни»);
  • «Полное собрание стихотворений» А.Н. Апухтина» (Л. 1991).

Предметомисследованиясталипоэтизмы,отобранныеметодом сплошной выборки из произведений Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета

А.А., Апухтина А.Н. Критерием отбора послужила стилистическая характеристика слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова – наличие пометыпоэт.(поэтическое) при том или ином значении слова. Предметом исследования стали следующие устойчивые поэтизмы:

  • очи, уста, чело(поэтизмы – соматизмы, то есть слова, обозначающие части тела человека). Соматические образы обладают выразительной внутренней формой и богатым семантическим потенциалом. Эти соматические славянизмы составляют особую лексико–стилистическую категорию, формирующую основной состав устойчивых поэтизмов;
  • глас, хлад, злато(поэтизмы – славянизмы с неполногласием). Слова с неполногласием, которые изначально были синонимами полногласных исконно русских слов, употреблялись параллельно в одних и тех же контекстах и обладали развитой системой переносных метафорических и символических значений, составляют наиболее многочисленную группу славянизмов. Эти слова со временем обрели особый стилистический статус – выражение абстрактного, возвышенного и поэтического содержания;
  • лира(поэтизм, заимствованный из греческого языка). В русской поэзииXVIII – ХIХ века часто употреблялся как символ поэтического творчества.

Данные поэтизмы были выбраны для исследования как наиболее частотные (в «Словаре языка Пушкина» под редакцией В.В. Виноградова)1.

Цель исследования– показать на материале произведений русских поэтов ХIХ века, как и в каком количестве используются поэтизмы  в качестве средств художественной изобразительности в произведениях русских поэтов ХIХ века.

Поставленная цель обусловила решение следующихзадач:

-уточнить понятие «поэтизм» и обосновать функции и  типы поэтизмов;

1- Словарь языка Пушкина: в 4 т.// Под ред. В.В. Виноградова. – М., 2000

-охарактеризоватьсоставпоэтизмов,ихчастотностьидинамикув произведениях русских поэтов ХIХ века.

Методы исследования:в работе использован лексикографический метод анализа с опорой на словарные дефиниции, комплексный метод исследования, включающий анализ специальной теоретической литературы отечественных авторов по вопросам, связанным с темой исследования, метод сплошной выборки поэтизмов.

Практическая значимость данной работы.Полученные результаты исследования могут быть использованы в вузовском и школьном преподавании курсов «Лексикология русского языка», «Стилистика русского языка», на семинарских и практических занятиях, в курсах лекций.

Структура выпускной квалификационной работы.Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические понятия исследования: дается определение понятия «поэтизм», рассматриваются общая характеристика, состав и функции поэтизмов.

Во второй главе проводится анализ отобранных поэтизмов, особенности их употребления, динамика и частотность в произведениях Жуковского В.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Апухтина А.Н.

В третьей главе анализируются учебные материалы по изучению поэтической лексики в школе, рассказывается о результатах лингвистического опроса учащихся.

В конце работы прилагаются заключение и список использованной теоретической и словарной литературы.

ВЗаключенииформулируютсяосновныевыводыпоматериалу работы.

Дипломная работа выполнена на 92 страницах машинописного текста, содержит список использованных источников из 63 наименований.

ГЛАВА 1. ПОЭТИЗМЫ В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

  1. Поэтизмы как языковое явление

Основными направлениями концаXVIII – начала ХIХ века становятся сентиментализм и романтизм, поэтому именно в это время складываются наиболее благоприятные условия для формирования устойчивого состава поэтической лексики. Поэтическая лексика наряду с устаревшими словами, номинативно-стилистическими неологизмами, экзотизмами, варваризмами, официально-деловой и терминологической лексикой входит в  состав книжной лексики. К книжной лексике относят «такие стилистически ограниченные и закреплённые в своём употреблении слова, которые встречаются преимущественно в письменной речи»2. Книжные слова употребляются и в устной речи, но при этом не утрачивают стилистическую окраску книжности.

Поэтическая лексика является особым разрядом книжной лексики, чаще всего употребляющимся в стихотворных произведениях. Она отличается особым стилистическим характером взволнованности и лиричности. Слова поэтической лексики создают повествованию патетический тон, одновременно придавая ему мягкость и задушевность. В настоящее время многие слова поэтической лексики перешли в состав лексики пассивного запаса, то есть осознаются как архаизмы. Имея это в виду, поэтическую лексику иногда называют традиционно-поэтической.

В лингвистической литературе понятие «поэтизм» определяется довольно противоречиво. С одной стороны, «поэтизмы – группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературыXVIIII половины ХIХ века. Например, поэтизмы – имена существительные:десницы, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог; прилагательные:дивный, чудный, вдохновенный, дерзновенный, немолчный,лазурный, лучезарный, златокудрый,  благовонный;

2-Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка.- М. 2017,с.145

глаголы:лобзать, влачить, зардеть, разверзнуться, мниться»3.

С другой стороны, поэтизмы определяются как «…  слова  с поэтической окраской:лазурный, лелеять, грёзы, чары, очи, чудный, взор, ветр»4.

В «Кратком справочнике по современному русскому языку» поэтическая лексика определяется как «слова, употребляющиеся преимущественно в художественной речи и имеющие оттенок приподнятости, торжественности, лиричности:година, кров, лик, отчизна, очи, божественный, грядущий…»5.

Стилистическими пометами поэтизмов в толковых словарях являются: (поэт.) – «поэтическое», (выс., рит.) – «высокое, риторическое», (тр. - поэт.) –

«традиционно – поэтическое», (нар. - поэт.) – «народно – поэтическое». Таким образом, общей стилистической пометой обобщающего характера можно считать помету «поэт.», которая «… должна обозначать совокупность трёх стилистических парадигм: «высок.(рит., торж.)», «трад.-поэт.», «нар.- поэт.»6.

В настоящее время поэтизмы потеряли широкое употребление и перешли в разряд архаической лексики. Однако они до сих пор сохраняют колорит, поэтичность, торжественную окраску и характерны для языка художественной литературы.

3- Стилистический энциклопедический словарь русского языка./ Под ред. М.Н. Кожиной. - М. 2011, с.291

4-  Кожин А.Н. Функциональные типы русской речи. – М.1982, с.77

5- Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. – М. 1991, с.33

6- Коурова О.И. Традиционно-поэтическая лексика и фразеология как термин стилистики //http://cyberleninka.ru/article/n/traditsionno-poeticheskaya-leksika-i-frazeologiya-kak-termin-stilistiki

  1. Состав поэтизмов

В функции поэтизмов «обычно выступают архаизм, старославянизм, библеизм,   мифема,   книжная   лексика   в   целом,   а   также  стилистически

«высокие» фольклоризмы, индивидуализмы, тропы»7.

Подархаизмамиобычно понимают слова, обозначающие названия существующих явлений и вещей, по тем или иным причинам вытесненные из активного запаса синонимами.Согласно классификации Н.М. Шанского, «в зависимости от того, является ли устаревшим всё слово как определённый звуковой комплекс, имеющий определённое значение, или устаревшим оказалось лишь его смысловое значение, архаизмы можно разделить на архаизмы лексические и архаизмы семантические»8.

Славянизмы (старославянизмы, церковнославянизмы) – слова или обороты, заимствованные из старославянского языка. Большая часть поэтизмов по происхождению – славянизмы. «Стилистические славянизмы составляли значительную часть поэтической лексики в произведениях писателей первой трети ХIХ века. Поэты находили в этой лексике источник возвышенно - романтического и «сладостного» звучания речи»9.

Заимствованные русским языком славянизмы не все одинаковы. Одни из них представляют собой старославянские варианты слов, существовавшие еще в общеславянском языке, например,глад, враг; другие являются собственно старославянскими, например,уста, ланиты, перси. Выделяют также семантические славянизмы – общеславянские слова, получившие в старославянском языке особое значение, и с этим значением вошедшие в состав русской лексики, например,грех, Господь.

Славянизмы обладают некоторыми семантико-стилистическими признаками.Так, по сравнению с русскими вариантами, многие  славянизмы,

7- Иванюк Б.П. Поэтическая речь. Словарь терминов. – М. 2007, с.170

8-Шанский Н.М. Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка.//Русский  язык в школе. –  1954. - № 3

9-Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2007, с. 88

первоначально используемые преимущественно в богослужебных книгах, сохранили своё отвлечённое значение, например,брег – берег, длани – ладони, врата – ворота.Такие слова остались в сфере книжных слов и обладают стилистическим оттенком приподнятости и торжественности.

Г.О.Винокур разделял старославянизмы с неполногласными основами на славянизмы по происхождению и старославянизмы по стилистическому употреблению. «Понятие «славянизм» может иметь два разных значения: одно – генетическое, другое – стилистическое»10.

Многие славянизмы вошли в фонд нейтральной лексики, так как лишились книжной окраски. Но большинство славянизмов  сохранили оттенок возвышенности и книжный характер. Семантика и фонетический облик таких слов носят экспрессивно-эмоциональный характер, благодаря которому эти лексические единицы становятся стилистически окрашенными средствами языка.

«Теория «трёх стилей» М.В. Ломоносова закрепила за славянизмами особый «стилистический» статус – использование их в качестве высоких и поэтических слов в контекстах с возвышенным и торжественным содержанием. В этой теории наиболее разработанными были нормы высокого, «украшенного» стиля, ядро которого составляли славянизмы»11.

К поэтизмам относятся славянизмы с окраской возвышенности, такие каклобзать, очи, ланиты, десница, перси, перст и др.В числе поэтизмов состоят словаснеполногласиемидругимифонетическимиприметами старославянизмов, например,младость, хлад, врата, елени, могущ.Также функцию поэтизмов в литературеXVIII – начала ХIХ века выполняли лексико-морфологическиеславянизмы:словас  префиксамивоз-исо-, имеющие параллельные русские формы:воздыхать, воспылать, воссиять, сокрыть, сопутник и др.

10-Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке.// Избранные работы порусскому языку. - М. 1959, с. 443

11- Киынова Ж.К. Славянизмы как историко-культурный феномен: синхронияvs. диахрония: Монография. – М. 2014, с.25

Такие поэтизмы–славянизмы, употребляемые поэтами и писателями концаXVIII – начала ХIХ века, служившие для создания  поэтического образа, перешли в фонд поэтической речи ХIХ - ХХ веков. «Язык поэзии, язык богов, должен быть текучее и плавнее обыкновенного человеческого…»12.

Славянизмы этой группы давно архаизовались, сохранив колорит поэтичности, и в настоящее время характерны только для художественных текстов.

Библеизмы – слова или выражения из Библии, используемые в художественных произведениях. «Библия оказала огромное влияние на формирование лексико-фразеологической системы русского языка. Часто в современном языковом сознании многие единицы языка не ассоциируются с Ветхим и Новым Заветом»13. В составе поэтической лексики можно выделить следующие библеизмы:алтарь, багряный, вещий, глава, демон, твердь, уста и др.

В функции поэтизмов также выступали мифемы. «Мифема  – словесная метонимия, обозначающая мифологические реалии. В качестве мифемы обычно используются имена богов и героев мифов, персонифицированные названия природных явлений, топонимы и т.д.»14.

В русской литературе история поэтической лексики, связанная с античной символикой и образностью, сходна с судьбой славянизмов. Особые поэтические символы(лира, лавры, мирты), художественные образы античной литературы в первой трети ХIХ века составляли неотъемлемую часть поэтического словаря.

В составе поэтизмов можно выделить фольклоризмы – слова и устойчивые сочетания, заимствованные из русского народного творчества, например,девица, молодец, соловушка.В литературной  поэзии фольклоризмы используются преимущественно для стилизации.

12-Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. – М. 1990, с. 24

13-Учебный словарь стилистических терминов//http://stilistics.academic.ru/

14- Иванюк Б.П. Поэтическая речь. Словарь терминов. – М. 2007, с.124

В составе поэтизмов выделяется лексика и фразеология исконно русского происхождения, выступающая в функции образных средств. Она может быть представлена эпитетами –дивный, волшебный, томный, лазурный, безмолвный,сравнениями –как звезда, как птичка,метафорами –весна – «юность», огонь – «любовь», гореть – «быть охваченным сильным чувством»,символами –горлица – «символ верной и нежной супруги»,перифразами –осень жизни, утро года,  огонь любвии др.

  1. Функции поэтизмов

Академик В.В.Виноградов характеризует роль и функции поэтизмов в произведениях      писателей      карамзинской      школы      так:    «…паутина

«поэтических» слов и образов облекает действительность, «стилизуя» её под заданные литературные нормы и каноны. Слово оторвано от реального предмета. Вовлечённые в систему литературных стилей, слова здесь подбирались и группировались в образы, в фразеологические серии, которые застывали, шаблонизировались и становились условными символами тех или иных явлений или характеров, тех или иных идей или представлений»15.

Русские поэты концаXVIII – начала ХIХ века часто обращались к поэтизмам как к выразительному средству художественной речи.

«Основная текстовая функция поэтизмов в лирикеXVIII–ХIХ веков – создание живописных портретов возлюбленной, возлюбленного, друга, напоминающих портреты Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Брюллова»16. Например:

«Раскинуты власы красавицы волною В небесной синеве,

Венок из роз блистает во главе, И перси дышат под покровом…»

(К.Н. Батюшков «Воспоминание»).

Поэтизмы – соматизмы, например,очи, уста, перси, ланиты, челои др. традиционноиспользовалисьдлясозданияобразныхивыразительных

15- Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М. 1941, с.8-9

16-Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М. 1992, с. 211

портретныхописанийгероеввлитературныхпроизведенияхпериода формирования основного состава традиционно-поэтической лексики.

Другой текстовой функцией поэтизмов было создание романтических пейзажей. Например:

«Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят; Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят.»(Ф.И. Тютчев «Альпы»).

Крометого,поэтизмы«…способствовалиболееглубокойи экспрессивной передаче душевных переживаний героя произведения»17.

Например:

«Там нежная и трепетная та Несёт на поцелуй дрожащие уста…

…И чей глубокий взор, блистающий вниманьем, Исполнил жизнь мою безумством и страданьем.»(А.А. Фет «Эх, шутка-молодость!..»).

Одной из стилистических функций поэтизмов является традиционная функция придания тексту торжественности, возвышенности. Ещё в период действия теории «трёх стилей» Ломоносова эта функция была основной. Поэтизмы – славянизмы не просто использовались в произведениях высокого стиля, но и создавали определённую атмосферу, настроение, способствуя формированию героического или драматического пафоса. «В поэзии классицизма, выступая как главная составная часть одического словаря, старославянизмы определяли торжественный стиль «высокой поэзии»18. Например:

«Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.»(А.С. Пушкин «Пророк»).

17- Семенов П.А. Проблема классификации стилистических функций славянизмов (диахронический аспект)//Вестник Новгородского государственного университета. 1998. №4, с.54-62

18- Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М. 2010, с.81-82

В стихотворной речи поэтов ХIХ века поэтизмы–славянизмы стилистически уравнялись с поэтизмами – древнерусизмами, которые использовались авторами для создания патетики художественной речи:

«Увы! куда ни брошу взор, Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы…»(А.С. Пушкин «Вольность»).

Поэтизмы также были средством выражения гражданской патетики, обличительного пафоса. Поэтизмы–архаизмы явились источником национально – патриотического звучания вольнолюбивой лирики Пушкина, поэзии декабристов. Например:

«Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!»(А.С. Пушкин «Вольность»).

Поэтизмы–славянизмы, имеющие в русском языке созвучные варианты, прежде всего неполногласные, были короче русских слов на один слог и использовались на правах «поэтических вольностей»: поэты могли выбирать из двух слов то, которое отвечало ритмическому строю речи:

«И в сердце молодое Хлад жизни не проник:

Младой с ним молод вдвое!»

(В.А. Жуковский «Ю.А. Нелединскому-Мелецкому».)

Поэтизмы использовались как средство исторической стилизации для воссоздания языка прошедших эпох. Также авторы использовали поэтизмы, чтобы стилизовать текст не просто под эпоху, а под конкретный устаревший жанр. Так, М.Ю. Лермонтов использовал стилистические поэтизмы- славянизмы и фольклоризмы в совокупности с особой ритмикой и построением текста, чтобы получить произведение, похожее на песнь бояна (старинного певца - исполнителя былин и сказаний). Например:

«Вот нахмурил царь брови чёрные И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого…»

(М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).

Поэтизмы использовались как средство стилизации для воссоздания восточного стиля:

«Внемлите радостному кличу, О дети пламенных пустынь!

Ведите в плен младых рабынь, Делите бранную добычу!»

(А.С. Пушкин «Подражание Корану»); для воссоздания библейского стиля:

«Кто сердца не питал, кто не был восхищён Сей книгой, от небес Евреям вдохновенной! Его божественным огнём воспламенён, Полночный наш Давид на лире обновленной Пророческую песнь псалтыри пробуждал…»(В.А. Жуковский «Библия»).

Ещё одной стилистической функцией поэтизмов является ирония, пародирование, создание комического эффекта. «Высокая устаревшая лексика может подвергаться ироническому переосмыслению и выступать как средство юмора, сатиры»19. Например:

«Пошли нам господи, греховным Поменьше пастырей таких, - Полу-благих, полу-святых.»(А.С. Пушкин «На Фотия»).

Ироническое и сатирическое использование поэтизмов стало традицией в ХIХ веке. В произведениях критической направленности авторы часто использовали приём намеренного столкновения поэтизмов– славянизмов, носивших книжно–архаическую окраску, с просторе