Новости

Психология развития (ПР) как наука, ее предмет и задачи. Проблемы детерминации психического развития

Работа добавлена:






Психология развития (ПР) как наука, ее предмет и задачи. Проблемы детерминации психического развития на http://mirrorref.ru

Вопрос 1.

Психология развития (ПР) как наука, ее предмет и задачи. Проблемы детерминации психическогоразвития.

Возрастная психология (ВП)— это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения ПР —развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. ПР  выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний.

В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека».

Задача ВПисследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти»,сверхзадача - изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Теоретические задачи ВП:

ПредметВП — возрастные периоды развития,причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому,общие закономерности итенденции,темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующиеразделы ВП: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Этапы развития ВП

предмет

задачи

методы

На рубеже XIX—XXвв

Детская психология – ВП выделилась в самостоятельную область знаний

- Была и есть составной частью ВП

( 1882 г.) книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» - отправная точка систематических научных исследований психического развития в детстве.

- изменялся со временем в зависимости от методов исследования

1. изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного (Д.Б. Эльконин)

- сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы (что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении)

2 позже- систематизация,  упорядочение фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. С. Холл  (теория рекапитуляции), А. Гезелл  (теория созревания), Л. Термен  (нормативная традиция изучения детей).

1. объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл)

В 1920—1930-х

2.осн. объект- наблюдаемоеповедение ребенка (с позиций бихевиоризма)

установить реакции детей разных возрастов и взрослых наидентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Установить  о факторы, условия и движущие силы развития.

-сравнительного изучения психического развития в норме и патологии,

-методам кросс-культурного исследования,

-экспериментальногенетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии

Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста»

Изучение особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии

Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л. С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому».

Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста»!

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научнойразработанностью вопросов онормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Возрастная психология как наука

Объект

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек

Предмет

Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе

Теоретические задачи (проблемы)

 — изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Возрастнаяпсихология тесно связана с другими отраслями психологической науки.

Она опирается на представления о психике человека( общая психология), использует систему основных понятий общей психологии.

В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод(генетической психологии), но у них разные предметы изучения-генетическая психология —развитие психических процессов как таковых;  дляВП важенразвивающийсячеловек.

Общее у  ВП  и педагогической психологии- общийобъектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане— обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а ВП,как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляетпредмет социальной психологии.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для ВП и психологиисравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Проблема детерминации психического развития

Вопрос одетерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии.

Идет спор о том, какие факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) илисоциальные (внешние, культурные, средовые) — играют в развитииважнейшую роль.

Точки зрения на обусловленность развития.

обусловленность развития

природой (наследственностью)

средой (воспитанием, обучением)

Современные концепции

нативизм — связывается с именем французского философаЖ.Ж. Руссо (1712—1778) существуют естественные законы развития, и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых

английский философ Дж. Локк (1632—1704- новорожденный ребенок подобен  tabularasa (чистой доске) и поэтомуобучение и жизненный опыт, а отнюдь не врожденные факторыимеют самое важное значение в его развитии.

Сегодня пытаются раскрыть характер процесса развития,объединив представление о некоторомобщем конечном пункте развития ивариативных путях его достижения.

Преформизм (в биологии) — учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, и поэтому ничего нового в нем появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эволюции. Т.е.  развитие - развертывание некой заранее предусмотренной(преформированной) биогенетической программы, ее воплощение в реальном процессе жизни.

Направление эпигенез(в биологии)- развитие путем последовательных новообразований, когда путь развития не предопределен заранее,эмпиризм  и сенсуализм (в философии и психологии). 

Ход биологической эволюции, историческое развитие общества представляют собой примерынепреформированного типа развития.

  1. Для обозначения процесса развития используют понятие «эпигенетический ландшафт», ( биолог) К. Уоддингтоном (1957).Метафора -Развивающийся организм - с шар, катящимся вниз с горы.  Пространственное расположение холмов и впадин (ландшафт), по которым он может катиться, отображает возможныеестественные пути развития иодновременно ограничения траектории движения.

Нонекоторое событие в окружающей среде может привести кизменению курса шара, который попадет теперь уже в более глубокую впадину, которую труднее преодолеть, чем мелкую.

Самый важный принцип развития (согласно  метафоре), состоит в том, чтоодин и тот же результат может быть достигнутразными путями, более быстро или более медленно.

Нативисты-преформисты (в психологии ) - знания и навыки заложены в самой структуре организма человека, поэтому их репертуар носит врожденный характер инаследственность — определяющий фактор. Развитие приравнивается к процессам созревания и роста, к реализации наследственной программы поведения, что происходитв большой мере независимо от воспитания, обучения, сознательной деятельности человека и общества.

Такой тип развития, когда уже в самом начале предопределены те стадии, которые пройдет явление, и тот конечный результат, которого явление достигнет, называютпреформированным( например, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма.)

В психологии - представить психическое развитие ребенка в целом как преформированное (концепция С. Холла).

  1. Л.С. Выготский-  детское развитие должно быть названо непреформированным в том смысле, чтоотсутствует предопределенность снизу, т.е. наследственная программа, диктующаясодержание, формы и уровень достижений.

Но это все же особый процесс развития, который детерминирован сверхуидеальными формами: историческими условиями, уровнем материальной и духовной культуры общества, формами практической и теоретической деятельности, которые существуют в обществе на данном этапе.

  1. А.Н. Леонтьев- конечные формы детского развития, которое происходит в форме усвоения социальных образцов, идеальных форм, не даны, но «заданы в объективных явлениях окружающего мира»

Психология развития (ПР) как наука, ее предмет и задачи. Проблемы детерминации психического развития на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих, ее предмет, задачи, методы

2. Реферат Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития. Проблема детерминант психического развития ребенка. Проблема детерминант психического развития ребенка

3. Реферат Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития

4. Реферат Сущность психического развития в онтогенезе. Условия и движущие силы психического развития

5. Реферат ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

6. Реферат ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ)

7. Реферат Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков коммуникации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

8. Реферат Психология как наука: предмет, структура, методы и функции

9. Реферат Предмет теории и методики преподавания математики, цель, задачи, содержание, связь с другими науками. История развития и современное состояние

10. Реферат Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки