Назначение и типы КПП схема и принцип. Устройство 4-, 5-10- ступенчатых КПП

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Назначение и типы КПП схема и принцип. Устройство 4-, 5-10- ступенчатых КПП на http://mirrorref.ru

План урока 58,59

Тема урока:Назначениеитипы КПП схема и принцип. Устройство 4-, 5-10- ступенчатых КПП.

Цель урока:Изучитьназначениеитипы КПП схема и принцип. Устройство 4-, 5-10- ступенчатых КПП.

Оборудование:Компьютер, плакаты

Место проведения:Аудитория №55

Порядок проведения

1.Организационный момент

2.Изложение нового материала

3.Закрепление материала

4.Подведение итогов

Ход урока

Назначение коробки передач — изменять силу тяги, скорость и направление движения автомобиля. У автомобильных двигателей с уменьшением частоты вращения коленчатого вала крутящий момент незначительно возрастает, достигает максимального значения и при дальнейшем снижении частоты вращения также уменьшается. Однако при движении автомобиля на подъемах, по плохим дорогам, при трогании с места и быстром разгоне необходимо увеличение крутящего момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам. Для этой цели и служит коробка передач, в которую входит также передача, позволяющая автомобилю двигаться задним ходом. Кроме того, коробка передач обеспечивает разъединение двигателя с трансмиссией.

Ступенчатая коробка передач состоит из набора зубчатых колес, которые входят в зацепление в различных сочетаниях, образуя несколько передач или ступеней с различными передаточными числами. Чем больше число передач, тем лучше автомобиль «приспосабливается» к различным условиям движения. Коробка передач должна работать бесшумно, с минимальным износом; этого достигают применением зубчатых колес с косыми зубьями.

Ступенчатые коробки передач по числу передач переднего хода делят на четырех- и пятиступенчатые. Обычно коробки передач легковых автомобилей, малогабаритных автобусов и грузовых автомобилей небольшой грузоподъемности имеют четыре ступени, а коробки передач больших автобусов и грузовых автомобилей значительной грузоподъемности — пять ступеней. Все легковые автомобили отечественного производства, автобусы семейств РАФ, КАвЗ, ПАЗ и грузовые автомобили семейств УАЗ и ГАЗ имеют четырехступенчатые коробки передач, а автобусы семейств ЗИЛ, ЛАЗ и грузовые автомобили семейств ЗИЛ, «Урал», МАЗ и КамАЗ — пятиступенчатые.

Ступенчатые коробки передач могут быть простые и планетарные. В основном на автомобилях применяют простые ступенчатые коробки передач, переключение передач в которых происходит двумя способами: передвижением зубчатых колес или передвижением муфт.

Иногда автомобили оборудуют бесступенчатыми коробками передач

с плавным изменением передаточного числа и комбинированными коробками передач, в которых использованы оба способа изменения передаточного числа. К последним относятся коробки передач автобусов семейства ЛиАЗ, состоящие из гидротрансформатора, работающего совместно с двухступенчатой коробкой передач, и коробки передач легковых автомобилей семейств «Чайка» и ЗИЛ, а также коробки передач автомобилей-самосвалов семейства БелАЗ, состоящие из гидротрансформатора, работающего совместно с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач. Бесступенчатое изменение передаточного числа в этих коробках осуществлено при помощи гидротрансформатора.

Коробка передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-5Э-12. Ведущий вал 1 (рис. 128, а) изготовлен как одно целое с зубчатым колесом 3 со спиральными зубьями, которое находится в постоянном зацеплении с колесом 17 промежуточного вала.

Четырехступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-5ЭА и ГАЭ-53-12:

а — конструкция; 6 — муфта включения коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12; I — ведущий вал; 2 и 8 — подшипники; 3 и 17— зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 4 - синхронизатор третьей и четвертой передач; 5 и 15 — зубчатые колеса третьей передачи; б и 14 — зубчатые колеса второй передачи; 7 и 12 — зубчатые колеса первой передачи; 9 и // - червячная пара привода спидометра; 10 — ведомый вал; 13 — блок зубчатых колес передачи заднего хода; 16 — картер коробки передач; 18 — блок зубчатых колес промежуточного вала; 19 - крышка подшипника ведущею вала

На заднем конце ведущего вала имеется зубчатый венец с прямыми зубьями, который может входить в зацепление с зубьями синхронизатора 4. От осевого перемещения назад ведущий вал удерживается упорным шарикоподшипником, а от перемещения вперед — крышкой 19. Зубчатое колесо 7 первой передачи установлено на шлицах ведомого вала 10. Зубчатое колесо б второй передачи свободно сидит на бронзовой втулке, надетой на ведомый вал, так же как и зубчатое колесо 5 третьей передачи, имеющее кроме зубьев конус для включения синхронизатора.

Опорами ведомого вала служат роликоподшипник, установленный в выточке ведущего вала, и шарикоподшипник,

помещенный в задней стенке картера коробки передач. Ролики переднего подшипника фиксируются специальной плоской шайбой и буртиком ведущего вала. На заднем конце ведомого вала гайкой укреплен червяк привода спидометра

Блок 18 зубчатых колес промежуточного вала, вращающийся на двух подшипниках, состоит из зубчатого колеса 12 первой передачи, зубчатого колеса 14 второй передачи, зубчатого колеса 15 третьей передачи и зубчатого колеса 17 постоянного зацепления с ведущим валом. От осевых перемещений промежуточный вал фиксируется крышкой и гайкой крепления заднего подшипника. Блок 13 зубчатых колес передачи заднего хода вращается на оси на бронзовой втулке. На рис. 128 его положение показано условно, так как в действительности блок 13 расположен сбоку, между ведомым и промежуточным валами. Чтобы ось зубчатых колес передачи заднего хода не проворачивалась, ее стопорят краем прилива на задней крышке промежуточного вала и специальной стопорной пластиной, прикрепленной болтом.

В кольцевую канавку блока зубчатых колес передачи заднего хода входит вилка переключения. Зубчатые колеса 5 и 6 соответственно третьей и второй передач, установленные на ведомом валу, находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 15 и 14 промежуточного вала, а зубчатое колесо 7 первой передачи при перемещении назад входит в зацепление с зубчатым колесом 12. Зубчатые колеса показаны в нейтральном положении, когда крутящий момент от коленчатого вала двигателя не передается к ведущим колесам автомобиля.

При включении трех высших передач используются зубчатые колеса 3, 17, 5, 15, б и 14 со спиральными зубьями, что обеспечивает плавную и бесшумную работу коробки передач и снижает износ зубчатых колес. Для первой передачи и передачи заднего хода (они используются сравнительно редко) применены прямозубые зубчатые колеса.

Первая передача включается при введении в зацепление зубчатых колес 7 и 12. Крутящий момент передается от ведущего вала 1 через зубчатые колеса 5 и 17 на блок 18 зубчатых колес промежуточного вала, а затем через колеса 12 и 7 на ведомый вал 10.

При включении второй передачи зубчатое колесо 7 перемещается вперед и внутренние шлицы его входят в зацепление с зубчатым колесом б. Крутящий момент от ведущего вала 1 через зубчатые колеса 3, 17, 14, б, внутреннее шлицевое соединение колес б и 7 передается ведомому валу 10.

Третья передача включается при передвижении синхронизатора 4 назад. При этом крутящий момент от промежуточного вала на ведомый передается через 204 зубчатые колеса 15. и 5 и синхронизатор 4.

Для включения четвертой передачи (прямой) перемещают вперед синхронизатор 4, который соединяет ведущий и ведомый валы в одно целое.

Передача заднего хода включается при смещении вперед блока 13 зубчатых колес, из которых большее колесо входит в зацепление с колесом 12, а меньшее — с колесом 7. При этом крутящий момент передается через колеса 3, 17, 12, блок 13 зубчатых колес и колесо 7.

Механизм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере 16, который болтами прикреплен к картеру сцепления. Справа (по ходу автомобиля) в картере есть люк, закрытый крышкой с паронитовой прокладкой. Этот люк может быть использован для присоединения коробки отбора мощности. С левой стороны внутри в нижней части картера установлен грязеуловитель.

Заливают масло и контролируют его уровень через отверстие с пробкой на левой стенке картера. Отверстие для слива масла находится внизу на задней стенке. На внутренних поверхностях передней и задней крышек картера нарезаны маслосгонные канавки, а в задней крышке, кроме того, установлен сальник. На внутренней стороне передней крышки имеется канал для отвода масла в картер коробки передач.

В коробке передач автомобиля ГАЗ-5Э-12 вместо синхронизатора третьей и четвертой передач используют муфту включения (рис. 128,6).

Назначение и типы КПП схема и принцип. Устройство 4-, 5-10- ступенчатых КПП на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Амортизатор и рессора: назначение, типы и устройство. Стабилизатор поперечной устойчивости, назначение устройство

2. Назначение и устройство раздаточной коробки. Назначение карданной передачи, ее типы

3. Устройство защитного отключения (УЗО). Назначение, схема подключения

4. Назначение, устройство, принцип действия сигнализатора ССГ -3У2

5. Назначение, устройство и принцип действия газоанализатора УГ-2

6. Газоанализатор КОЛИОН-1: назначение, устройство, принцип действия

7. Гидрообъемная трансмиссия. Назначение, устройство, принцип работы, возможные неисправности и способы ремонта

8. Смесители ПГС, назначение, конструкции. Устройство и принцип работы диодных ионных источников для очистки

9. Вентиляция картера двигателя. Назначение и типы вентиляции устройство и работа

10. Устройство, назначение, принцип действия, диагностика, техническое обслуживание и ремонт головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101