Новости

Принципы построения системы физического воспитания

Работа добавлена:






Принципы построения системы физического воспитания на http://mirrorref.ru

Лекция3Принципы построения системы физического воспитания.

1.Иерархия принципов в системе физического воспитания

Общее определениепринципатрактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории,учения,науки и т.п.».В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка».Практическое значение принципов состоит в том,что они позволяют четко идти к намеченной цели,исключая путь проб и ошибок,раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

К числу принципов,отражающих идейные основы системы воспитания и образования,необходимо отнестиобщие социальные принципы воспитательной стратегии общества.Они предусматривают использование социальных факторов (культуры,воспитания,образования)для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях,в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания.Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного,эстетического,трудового,физического);обеспечивают наибольший оздоровительный эффект,укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности;отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности,в том числе военной.Краеугольные положения,изложенные выше,отражены в общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности,принцип оздоровительной направленности,принцип прикладности).

В системе образования и воспитания имеют местообщепедагогические принципы,отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики).Они преломляются в физическом воспитании в видеобщеметодических принципови содержат в себеряд универсальных правил методики,без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют местоспецифические принципы,«очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания,и вытекающие из них правила его системного построения» [4].

Таким образом,в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические,так и общеметодические и специфические принципы (рис.1).

Рис.1.Система принципов

2.Общеметодические принципы

Общеметодические принципы-это отправные положения,определяющие общую методику процесса физического воспитания.Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае,когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.Они отражают основные и общие положения,а также рекомендации,сделанные из сопоставления данных ряда наук,изучающих разные стороны процесса физического воспитания.Рассматривая общеметодические принципы,мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения,вытекающие из них.

2.1Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том,чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение,устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности,а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями,глубокому пониманию техники различных упражнений,воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность— это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях,понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности.В процессе физического воспитания,прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом.Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы,побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию.От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей,стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.

Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи,поставленной преподавателем.При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение.Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой,здоровый интерес к выполнению каждого задания.Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того,насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения.Это достигается применением таких методов,как словесный разбор,анализ и самоанализ выполняемых действий.Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений.Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями,преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций.Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу,когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения.В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.

Активность— это мера или величина проявляемой человеком деятельности,степень его включения в работу.Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка,условие и результат сознательного усвоения знаний,умений и навыков.

Согласно теории деятельности (С.Л.Рубинштейн,Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьев)активность человека является фактором,зависящим от сознания.При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий,как знание,мотивация,потребности,интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования.

1.Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.

2.Сознательное изучение и освоение двигательных действий впедагогическом процессе.

3.Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний,умений,навыков в практике жизни.

4.Воспитание инициативы,самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов:контроль и оценка действий занимающихся,направлений их внимания на анализ выполнения движений,обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений,иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий,использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям,мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка),беседа по разбору техники.

2.2Принцип наглядности

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании.Наглядностьозначает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах,как зрительная,звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность(демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров,наглядных пособий,учебных видеофильмов и др.)содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений.Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями.Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность(в виде различных звуковых сигналов)имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов.Она существенно дополняет зрительную наглядность,разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить,что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях:ощущение,восприятие и представление,а через слуховую системутолько на уровне представления (Б.Г.Ананьев,1957).Человек запоминает15%информации,получаемой им в речевой форме,и25%в зрительной.Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно,он может воспринять до65%содержания этой информации (Н.В.Краснов,1977).

Двигательная наглядностьявляется наиболее специфичной для физического воспитания.Ее значение исключительно велико,особенно при освоении сложнейших движений,когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».

Особенность двигательной наглядности заключается в том,что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил,особенно инерционных и реактивных.

2.3Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач,средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению,выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.

Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся,а также от их субъективной установки,выражающейся в преднамеренном,целеустремленном и волевом поведении.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков,развития физических качеств,совершенствования физической работоспособности;исключить негативные,вредные последствия для организма человека от чрезмерных,непосильных тренировочных нагрузок,требований,заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

1)объективные показатели:

-показатели здоровья (артериальное давление,различные функциональные пробы,кардиограммы и др.);

-показатели тренированности (динамика спортивных результатов,динамика роста физических качеств и технической подготовленности,МПК-максимальное потребление кислорода,ЖЕЛжизненная емкость легких и др.);

2)субъективные показатели (сон,аппетит,самочувствие,желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Доступность задач,средств и методов физического воспитания определяется многими факторами,которые условно можно соединить в группы.К первой группе относятся факторы,характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы,команды).Ко второйиндивидуальные особенности каждого занимающегося.Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания.К четвертой группе следует отнести особенности самих задач,средств и методов физического воспитания.

Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются.Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия,и,следовательно,степень доступности того или иного задания и требования.По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся.В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания.Должны приниматься во внимание также особенности самих задач,средств и методов физического воспитания.Оценка их доступности складывается из двух моментов.Во-первых,из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся.Во-вторых,из сопоставления этой оценки с факторами,связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.

Таким образом,задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов,которые нужно постоянно учитывать.При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.

3.Специфические принципы физического воспитания

3.1Принцип непрерывности процесса физическоговоспитания

Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях.

1.Первое положение принципа непрерывности предполагает,что процесс физического воспитания является целостной системой,в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями.Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положен