Новости

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ «КАРГОПОЛЬСКИЕ РЭС»

Работа добавлена:






СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ «КАРГОПОЛЬСКИЕ РЭС» на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ                                                                      6

1.1 Понятие и функции профсоюза                                                                         6

1.2 Возникновение профсоюзов в мире                                                                  10

1.3 История профсоюзного движения в России                                                     13

1.4 Роль профсоюза в современном российском обществе                                  19

1.5 История профсоюзной организации «Архэнерго»                                          23

2 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ «КАРГОПОЛЬСКИЕ РЭС»                           30

2.1 Программа социологического исследования                                                   30

2.2 Характеристика организации «Каргопольские РЭС»                                     32

2.3 Анализ глубинного интервью                                                                           34

2.4 Анализ анкетирования на тему «Отношение сотрудников организации «Каргопольские РЭС» к профсоюзу»                                                                     38

2.5 Результаты социологического исследования                                                  56

3 РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                                               61

3.1 Рекомендации по устранению от выявленных проблем                                61

3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий                                     63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                              68

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Стенограмма интервью                                                           71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета                                                                                      75

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. База данных анкетирования                                                   79

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Организационная структура филиала                                   86

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Структура Архангельской областной организации Общественного объединения                                                                                  87

ВВЕДЕНИЕ

С начала 80-х годов из-за мирового кризиса профсоюзного движения стали появляться сомнения в необходимости существования профсоюзов. Некоторые стали говорить о том, что в постиндустриальном обществе  снижается острота противоречий между руководителями и рабочими, поэтому соответственно и снижается роль профсоюзных организаций в регулировании социально-трудовых отношений.

Однако нельзя утверждать, что противоречий совсем не осталось. Социально-трудовые отношения в организации это сложный комплекс психофизических и социально-экономических процессов, которые способствуют возникновению все новых и новых противоречий.

Кроме того, профсоюзные организации являются одним из важнейших институтов гражданского общества. Они призваны защищать социально-трудовые права и интересы работников. Несмотря на то, что в России все только в начале пути, профсоюзные организации могут активно привлекать внимание к общим вопросам, различным аспектам и выгодам корпоративной ответственности.

Целью данной дипломной работы является выявление проблем в профсоюзе организации «Каргопольские РЭС» и разработка способов их решения.

Объектом дипломной работы является профсоюзная организация «Каргопольские районные электросети» филиал «Архэнерго».

Предметомисследования - взаимодействия профсоюза с работниками организации «Каргопольские районные электросети» филиал «Архэнерго».

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность и функции профсоюзных организаций.
  2. Изучить историю возникновения профсоюзов в мире и в России.
  3. Определить роль профсоюзных организаций в обществе.

4.Дать характеристику организации «Каргопольские районные электросети» филиал «Архэнерго».

5.Изучить историю профсоюзной организации «Архэнерго».

6.Провести глубинное интервью с сотрудниками организации «Каргопольские РЭС».

7.Провести анкетирование среди работников организации «Каргопольские РЭС».

8.Проанализировать данные, полученные от глубинного интервью и анкетирования.

9.Выявить проблемы взаимодействия профсоюзной организации и сотрудников.

10.Предложить пути решения проблем.

Степень изученности:

Функции и роль  профсоюзов освещены в работах Г.П.Алексеева. По профсоюзной деятельности советского периода есть работа «История профсоюзов СССР. Часть 2-ая» под редакцией Г.В.Шарапова.

Функции профсоюзной организации как социального института исследуются В.И.Башмаковым, А.Н.Крестьяниновым.

Если обратить внимание на проблемы регулирования социально-трудовых отношений, то здесь наибольшее распространение получили подходы, представленные в работах Н.А.Горелова, Р.П.Колосовой. У данных исследователей внимание, в основном, сосредоточено на изучении социально-трудовых отношений на национальном и региональном уровнях.

Теоретической и методологической базой для исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии труда, экономики,  профсоюзной деятельности.

В процессе проведения исследования применялись методы статистики, анализа документов, глубинное интервью и анкетирование.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Понятие и функции профсоюза.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся.

Профсоюзы, как общественное явление представляют собой сложную и многообразную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация.

Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций - защиты прав и представительства интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. С этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся. С одной стороны, профсоюзная организация - это законный представитель интересов трудового коллектива в их отношениях с работодателем: выступление от имени всего коллектива, а не только отдельных работников, заключении коллективного договора, разрешении коллективных трудовых споров. С другой стороны, профсоюзная организация - это субъект практической правозащитной деятельности, защищая профессиональные и иные права работников, доверивших ему такое право (членов профсоюза).

Нормотворческая функция подразумевает участие в формировании правового поля, в котором существует трудовой процесс на разных уровнях, начиная от уровня конкретной организации и до федерального. Так же эта деятельность, которая заключается в юридическом закреплении повышения прав и статуса работников.

Социальная и организационная функции предполагают активное участие профсоюзной организации в создании и улучшении условий труда. Так же, сюда можно отнести спортивную и культурно-массовую работу среди работников, которая может рассматриваться совместно и неразрывно с понятием «условия труда».

Функция контроля выражается в том, что профсоюзная организация выступает в роли полномочного общественного контролера по вопросам соблюдения прав работающих в различных аспектах: охрана и условия труда; оплата и нормирование труда; социальные гарантии и прочие. Такие права профсоюзным организациям предоставляет существующее законодательство.

Профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как и многие общественные организации, профсоюзы основаны на членстве и создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

В Конституции РФ (статья30) закреплено право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов [10]. Можно сказать, что специальное упоминание о профсоюзах в акте высшей юридической силы свидетельствует об их особой роли и значении в жизни общества. В современный период особенно актуальна потребность в защите прав и интересов трудящихся.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими с помощью внутрипрофсоюзных норм, которые принимаются руководящими профсоюзными органами. Эти нормы не носят правового характера и содержатся в уставах профсоюзов и других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их функций.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов - это первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов. Он обеспечивается также:

- прямым запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов органов государственной власти и их должностных лиц, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;

- имущественной самостоятельностью;

- правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

- запретом контроля деятельности профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - это самоуправление, предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям [21]. К профсоюзам он выражен в их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третьим принципом является добровольность объединения в профсоюзы. Он закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях» [21].

Четвертый принцип, который также прямо закрепленный законом, это равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности или каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм — наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности. Он вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях» [21].

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3)с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

1.2 Возникновение профсоюзов в мире.

Многие характерные черты и направления профсоюзного движения сформировались еще в XIX веке. Их возникновение было закономерным ответом наемных работников на действия собственников средств производства.

Впервые профсоюзы появились в 18 веке в Англии, так как эта страна раньше, чем другие встала на  путь капитализации производства. Изначально они объединяли высококвалифицированных рабочих одной профессии. Впоследствии эти организации стали называться профессиональными союзами – trade Union (trade – профессия, ремесло и union – объединение). Со временем происходило объединение на уровне отраслей и включение в свои организации неквалифицированных рабочих. Этот процесс оказался длительным. В Англии подобные профсоюзные организации появились только в конце 19 века, а в США в  30-е годы 20 века.

Профсоюзные организации с самого момента возникновения претерпевали воздействие со стороны как работодателей, так государства. В 1799 и 1800 гг. Парламент Англии принял несколько законов о рабочих коалициях.  В соответствие с ними профсоюзы и стачки категорически запрещались. Если профсоюзный лидер нарушил какой-либо из этих законов, то ему грозило тюремное заключение, а денежные средства подлежали конфискации. В 1791 году во Франции вышел закон, который не только запрещал стачки, но и создание рабочих коалиций являлось преступлением против «свободы и прав человека».

25 лет рабочие боролись за отмену данных законов. И только в 1824 году в Англии они этого добились. Но, не смотря на это, профсоюзы все еще не имели права юридического лица, то есть права иска в суде и не могли защищать себя от покушения на их фонды или имущество. Во Франции профсоюзы были легализованы спустя 90 лет после их возникновения.

Впервые более двухсот лет назад в Великобритании появился один из способов укрепления роли профсоюзов. Их называли закрытые цеха (closed shop) и профсоюзные цеха (union shop). По мере развития и распространения в промышленных государствах института коллективных переговоров возникла проблема совместимости закрытых цехов и других защитных мероприятий профсоюзов с антидискриминационной политикой в области занятости, которая проводилась Международной Организацией Труда (МОТ) и государствами - ее членами.

Основными формами проявления профсоюзного монополизма являются:

- обязательство работодателя принимать на работу только членов определенной профсоюзной организации, которые должны оставаться в его рядах для сохранения занятости (закрытое предприятие);

- возможность работодателя нанимать работников по своему выбору, с обязательным их вступлением в профсоюзную организацию в определенные сроки;

- обязанность работников независимо от их членства в профсоюзной организации уплачивать профсоюзные взносы, даже если принадлежность к профсоюзу не является условием приема на работу или сохранения рабочего места;

-  работодатель должен в ходе найма отдавать предпочтение членам.

Все защитные функции профсоюзных организаций  были законодательно оформлены в англосаксонских странах в 1940-60 гг., таких как Великобритания, США, Канада, Австралия. В других государствах профсоюзная защита не получила большого развития.

В некоторых Европейских странах под влиянием профсоюзного плюрализма, демократических традиций и классовой солидарности работников главные формы профсоюзной защиты (профсоюзного монополизма) были запрещены. Не смотря на это, официальные запреты мало влияли на объединения ремесленников, печатников, каменщиков, плотников и других мастеровых людей, которые тяготели к закрытым цехам и другим формам защиты корпоративных интересов. Не отставали от них и малоквалифицированные работники, особенно в горнодобывающей и строительной промышленности частного сектора.

В 80-е годы различные схемы профсоюзной защиты можно было встретить уже во всех регионах мира, как в развитых, так и в развивающихся странах. Они касались не только ремесленников и малоквалифицированных рабочих, но и работников индустриального профиля.

В конце 70-х г. почти половина членов профсоюзов работали на предприятиях типа «закрытые цеха». Данная система профсоюзной защиты охватывала практически всех шахтеров, печатников, работников судостроения и автомобильного производства. Такая высокая степень вовлеченности английских рабочих в коллективно-договорные формы защиты занятости объясняется традиционной самостоятельностью профсоюзов Великобритании. Однако положение постепенно менялось.

В июле 1992 года в Великобритании Акт о «профессиональных союзах и трудовых отношениях» содержал подробные положения о том, что отказ в работе лицу лишь по причине его принадлежности или не принадлежности к профсоюзу является противозаконным. Кроме этого в нем было и то, что отказ в обслуживании лица на таком основании агентством по трудоустройству также противозаконно. В случае нарушения закона человек теперь имеет право обратиться в суд по трудовым делам. Так же запрещается увольнять работника в зависимости от его членства в профсоюзе. Данный закон отразил недовольство квалифицированных работников системой принудительного членства в профсоюзах в ущерб их личным возможностям.

Защитные принципы «закрытые цеха» и «профсоюзные цеха» получили широкое распространение в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений в США, даже не смотря на профсоюзный плюрализм. В Канаде официально приняты все формы профсоюзной защиты на федеральном и провинциальном уровнях.

В Австралии условия «закрытых цехов» и «профессиональных цехов» преобладают в коллективно-договорной практике. Но эти правила следует отличать от принудительного членства в профсоюзах.

Зарубежные профсоюзные организации за длительный период существования смогли накопить немалую собственность, которую стремятся использовать в интересах своих членов.

  1. История профсоюзного движения в России

Профсоюзные организации в России возникли позже, чем в странах Западной Европы и Америки.

С образование профсоюзных организаций появился новый этап в развитии рабочего движения в России. Если сравнивать с Западом, то можно сказать, что российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. Так, например, в странах Западной Европы и США профсоюзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий. В России же массовые профессиональные союзы появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические.

В России, как и в других странах мира, профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов в 19-20-х веках начинается становление российского пролетариата.

Возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения (революцию 1905-07 гг.) и получило неоднозначную оценку в общественном сознании.

Начнем с либерально настроенных кадетов. Они относили возникновение профсоюзных организаций в России к 1906-07 гг. При этом кадеты за исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Они не признавали самочинные революционные профсоюзы и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.

Если взять меньшевиков, то они истоки профессионального движения увидели в кассах взаимопомощи, институтах цеховых старост, в так называемых зубатовских организациях, насаждавшихся царским правительством. Себя же меньшевики относили к непосредственным организаторам профсоюзных организаций.

Большевики утверждали, что профсоюзные организации - это не продолжение обществ взаимопомощи, страховых и больничных касс. Они считали, что это новые организации пролетариата России, которые возникли на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзные организации были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились они по производственному признаку.

Первой Всероссийской конференцией профсоюзов было образовано 6 октября 1905 года Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Именно это и положило начало организационному становлению и развитию профсоюзов в России. Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге в феврале 1906 года.

В период между двумя буржуазно-демократическими революциями многим профсоюзным организациям приходилось действовать в нелегальных условиях. Практически все межсоюзные органы, которые координировали деятельность профсоюзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап.

В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов. Она сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).

После октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики.  Так же там подчеркивается, что забота о производстве – это и есть забота о человека и его благосостоянии.

Новые российские профсоюзные организации вместе с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, еще берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.

I Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 года.  На нем основная борьба развернулась вокруг вопроса «о задачах профессионального движения». Большинством голосов была принята резолюция большевиков, которая радикально меняла судьбу профсоюзов. Согласно ней был взят курс на участие профсоюзных организаций в государственном и хозяйственном строительстве.

II Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в Москве в 1919 г. Он подтвердил решение I Всероссийского съезда профсоюзов о неизбежности курса на огосударствление профсоюзов, их активное участие в работе советской власти.

Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов легли в основу деятельности советских профсоюзов на многие десятилетия.  Это и послужили причиной постепенной утраты их главной функции - защиты социально-экономических интересов работников наемного труда. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию (замена выборов назначением, переход от добровольного членства к принудительному и так далее).

На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзные организации росли, развивались и обретали новые функции. Но, несмотря на это, в 1935 году И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов. Они были восстановлены только через 13 лет.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. сильно изменила формы и методы работы профсоюзов. Теперь они стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего, что необходимо для фронта.

В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

Тридцатилетний период с 1956 по 1985 гг. развития профсоюзов не поддается однозначной оценке. Судьба профсоюзных организаций неоднократно преломлялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское общество.

Исторические факты свидетельствуют, что во времена хрущевской оттепели (1956-1964 гг.), а также в последующий период создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзных организаций  в российском обществе.

К 50-70-м годам можно отнести появление ряда правовых актов, которые развивали и усиливали права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Большое значение для профсоюзных организацией имели такие правовые акты, как «Положение о социалистическом государственном предприятии» (1965 г.), «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» (1974 г.), «Положение о товарищеских судах» (1977 г.) и некоторые другие.

В целом роль профессиональных союзов была заметной в обществе и в последующие годы.

Примерно к середине 80-х годов профсоюзные организации СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, которая органично встраивалась в политическую систему общества.

Как говорилось выше, начиная с 30-х годов, в ведение советских профсоюзов постепенно перешли многие государственные функции: управление бюджетом социального страхования, контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве, распределением жилья, хозяйственной деятельностью администрации и так далее.

На деятельность профсоюзов негативно сказались застойные явления, которые накапливались в стране в 70-е и 80-е годы. Результатом этого стало то, что вместо опоры на массы, профсоюзы обрастали бюрократическим аппаратом.

В это время структура профсоюзных организаций больше напоминала хозяйственное министерство, с его разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью. Штатный аппарат сковывал инициативу профсоюзного актива, первичных профсоюзных организаций. И, хотя деятельность профессиональных союзов немного активизировалась, она уже не отвечала новым условиям.

Процессы реформирования проявились в сфере организационного строения и деятельности профсоюзов. В общем процессе перемен можно выделить три основных этапа:

1. Поиск путей перестройки профсоюзов, новых форм их организационного строения и деятельности. Если оценивать деятельности профсоюзов страны в 1985-1995 годы, то можно сделать вывод: это был сложный и переломный период. Он воплотился в возрождении российского профсоюзного движения, в инициативной деятельности профсоюзных организаций по защите интересов работников в условиях политических и экономических реформ.

2. Воссоздание российских руководящих профсоюзных органов и структур, обретение российскими профсоюзами организационной самостоятельности (1990 -1992 гг.).

В первой половине 90-х годов создавалась правовая основа социального партнерства в России, был принят ряд нормативно-правовых актов.

3. Становление и развитие новых организационных принципов строения и деятельности российских профсоюзных организаций, вытекающих из особенностей их работы в условиях рыночной экономики (1992 -1995 гг.).

Важным этапом профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, который провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Именно ФНПР впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, законопроектов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового кодекса.

Профсоюзные организации, имея многолетний положительный опыт квалифицированного участия в управлении социально-экономическими процессами на уровне предприятий, регионов, отраслей и всей страны первыми выступили с предложениями о развитии социального партнерства.

Развитие России в последние полтора десятилетия вызвало кардинальные изменения всех сторон жизни страны и общества. Основной внутренней проблемой обеспечения эффективной деятельности профсоюзов России в новых условиях является организационно-уставное несоответствие их структур потребностям времени. Четкое понимание профсоюзным активом основных направлений деятельности в рыночных условиях, обучение технологиям их реализации, проведение организационного укрепления профсоюзов, это требования сегодняшнего дня.

В настоящее время правовое положение профсоюзов в России определяется Конституцией, Кодексом Законов о Труде и другими законами, соглашениями о занятости населения. Согласно им:

- профсоюзам предоставлены права в решении конкретных вопросов труда, его оплаты и тому подобное;

-профсоюзы могут создавать территориальные и отраслевые объединения, а также вступать в них;

-  профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами;

- запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их прав, предусмотренных законом.

В условиях перехода к рыночной экономике профсоюзы из организаций трансформируются в самостоятельные общественные структуры. Новые профсоюзные организации создаются чаще всего по профессиональному признаку.

  1. Роль профсоюза в современном российском обществе

О роли профсоюзов в обществе и их деятельности в средствах массовой информации говорится мало. Поэтому большинство граждан России еще продолжают связывать деятельность профсоюзов с распределением путевок на лечение и отдых, оплатой по больничным листкам и тому подобное. И это объяснимо - профсоюзы были, да и в настоящее многие таковыми еще являются, фактически органами социального обеспечения, а руководители этих органов - это заместители хозяйственных руководителей по социальным вопросам.

Кроме того, активисты профсоюзов почти всегда занимались организацией досуга работников, то есть были «массовиками-затейниками». Выполняли также роль инспекторов администрации по охране труда. Если вспомнить дореформенное общество, там профсоюзов фактически не было. Они тогда и не нужны были, так как была продекларирована власть трудящихся, которым было бы абсурдом защищаться от самих себя.

Сейчас немного иначе. В настоящее время существуют социальные противоречия, в том числе и в сфере трудовых отношений, сторонами которых, являются работодатели и работники. Государство много сделало для создания класса предпринимателей или работодателей и мало для формирования стороны работников в лице профсоюзов. Действующее законодательство не способствует реформированию старых «псевдопрофсоюзов» и не создает никаких условий для развития новых, настоящих профсоюзов. А имеющиеся у профсоюзов права трудно реализовать в силу слабой дееспособности правоохранительных органов, которые чаще всего заранее нацелены на защиту работодателей. Причин отстранения власти от оказания необходимой помощи работникам в создании дееспособных профсоюзов может быть несколько. Во-первых, противоречия между трудом и капиталом еще не носят массового и острого характера. Во-вторых, у многих чиновников существует понимание, что работники должны сами, без какого-либо вмешательства государства, позаботиться о защите своих интересов. С таким пониманием трудно согласиться, если учитывать, что у россиян отсутствует готовность к самозащите, а государство обязано влиять на структуризацию общества.

Основной же причиной недостаточного внимания государства к проблемам профсоюзного движения является недооценка роли профсоюзов в обществе. Их роль видится только в защите прав и интересов наемных работников, и тем самым - в смягчении социально-трудовых отношений. Можно не сомневаться, это одна из приоритетных задач профсоюзов, но их роль в общественных отношениях значительно шире. Наверное, мало кто понимает, что профсоюзы оказывают сильное влияние на экономическое развитие общества. Здесь уместно вспомнить слова известного общественного деятеля Японии Дз. Мияи: "... у меня большие сомнения, что в азиатских странах движение за производительность получит в ближайшее время сколько-нибудь значительное развитие. Причина одна - отсутствие или присутствие в зачаточной форме профсоюзов. Нужны сильные профсоюзные структуры, способные противостоять предпринимателям, правительству. Только такие самостоятельные профсоюзы могут потенциально выступать в роли партнеров работодателей, содействуя развитию производительности труда..."[4]. Смысл данного высказывания в том, что профсоюзные организации должны держать работодателей в постоянном напряжении, заставляя их тем самым совершенствовать управление производством, а так же повышать его эффективность.

Так же есть еще одна не менее важная роль профсоюзов. Граждане  России в настоящее время не чувствуют и не осознают себя общественной частицей. Большинство из них живут каждый сам по себе. У граждан России нет доверия ко всем и вся: не верят государственным и общественным органам;