Новости

Опыт социальной работы по преодолению домашнего насилия в отношении женщин и детей

Работа добавлена:






Опыт социальной работы по преодолению домашнего насилия в отношении женщин и детей на http://mirrorref.ru

Оглавление

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты социальной работы по преодолению насилия в семье
  • 1.1. Сущность и причины домашнего насилия
  • 1.2. Проблемы женщин и детей, переживающих насилие в семье
  • 1.3. Основные подходы к социальной работе с женщинами и детьми, испытывающими насилие в семье
  • 2. Опыт социальной работы по преодолению домашнего насилия в отношении женщин и детей
  • 2.1. Анализ развития проблемы домашнего насилия в Иркутской области
  • 2.2. Технологии кризисного центра г. Иркутска по предупреждению и преодолению домашнего насилия
  • 3. Пути развития социальных технологий по решению проблемы насилия в семье
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1

Введение

Актуальность исследования. Семья – это тот институт, который ввиду понимания его значимости, должен поддерживаться и обществом и государством: он несет в себе целый ряд социально-значимых существенных признаков, изменить которые только юридически в принципе невозможно. Отношение к семейным ценностям отражает состояние нравственного здоровья общества, а значит, задает основной вектор общественного развития. В тоже время в современной России происходит деформация института семьи, ведущая, в том числе, и насилию по отношению к членам семьи.

Насилие в семье стало универсальным явлением, которое широко распространено во всем мире. Какого вида не было бы насилие - физическим, психологическим, экономическим или сексуальным, кто бы не был его жертвой – оно является главным образом последствием сложившихся многими годами традиций и уходит глубоко корнями в историю всего человечества. Во всем мире такое жестокое обращение с людьми рассматривается как серьезная социальная проблема, которая с каждым годом приобретает все большие масштабы [20].

В России семейное насилие становится предметом исследования относительно недавно, когда в стране начались радикальные социально-политические и экономические изменения, которые повлекли за собой и целый ряд непрогнозируемых следствий и обострили проблемы, ранее находящиеся в латентном состоянии. Одной из них стала проблема семейного насилия. Изучение этого явления требует анализа проблем современной российской семьи, тенденций ее изменения, что изучалось Т.В. Андреевой, А. И. Антоновым, Е. И. Балдицыной, И. В. Бестужевым-Ладой, А. Г. Вишневским, А. Г. Волковым, С. И. Голодом и др.

Известный вклад в изучение насилия в семье вносит криминология. Привлекают внимание труды Ю. М. Антоняна, А. Н. Ильяшенко, А. В. Наумова, С. В. Максимова, В. П. Ревина, О. В. Старкова, Л. В. Сердюка, Д. А. Шестакова и др.

Проблема насилия в семье в современной России привлекает все большее внимание, как социальной науки, так и общества. Согласно данным криминалистики, здравоохранения, социологии, прессы, в значительной части российских семей сложился образ жизни, для которого насильственные межличностные отношения становятся нормой, передаются от одного поколения к другому. Главными жертвами семейного насилия являются дети, женщины, инвалиды. Количество избитых, изуродованных родителями детей ежегодно достигает 2 млн.; за десятилетие на 70% выросло число детских самоубийств.

Проблема насилия – многогранное социальное явление. Оно означает дискриминацию личности и семьи, ущемление или ограничение их прав и свобод. Семейное (домашнее) насилие - это систематически повторяющиеся акты физического, психологического, сексуального, экономического воздействия на близких людей, которые совершаются против их воли с целью обретения власти и контроля над ними.

Всё выше обозначенное говорит об актуальности данной проблемы.

Объектом исследования являются женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.

Предметом исследования – социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в семье.

Цель данной работы – определить содержание, методы и формы медико-социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье. В соответствии с целью данной работы можно выделитьследующие задачи:

  1. Определить сущность и причины домашнего насилия;
  2. Определить проблемы женщин и детей, переживающих насилие в семье;
  3. Изучить основные подходы к социальной работе с женщинами и детьми, испытывающими насилие в семье;
  4. Анализ развития проблемы домашнего насилия в Иркутской области
  5. Рассмотреть технологии кризисного центра г. Иркутска по предупреждению и преодолению домашнего насилия;
  6. Определить пути развития социальных технологий по решению проблемы насилия в семье.

Методы исследования:

- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: анализ развития проблемы домашнего насилия в Иркутской области

Теоретическая значимость определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику социальной работы с женщинами и детьми, подвергшиеся насилию в семье.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические аспекты социальной работы по преодолению насилия в семье

1.1.  Сущность и причины домашнего насилия

В современной России к числу актуальных социальных проблем относятся насилие в семье и жестокое обращение с женщинами. Нередко женщины в семье зависят экономически от представителей сильного пола, подвергаются избиениям, запугиванию, угрозам, принудительным сексуальным отношениям.

Насилие в семье появилось не сегодня. И если мы обратимся к истории, то увидим, что совсем ещё недавно насилие в быту было фактически узаконено. Многие государства наделяли мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе.

Насилие – это не только физические действия в отношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и психологическим.

Многие считают, что домашние насилие над женщинами и детьми связано с физическим воздействием, т.е. с побоями. Однако, понятие «насилие в семье» намного шире, и необязательно заключается только в избиениях и скандалах. Окружающие люди могут даже не заметить, что в семье происходит насилие. Как отмечают психологи, домашнее насилие над детьми и женщинами – это любой вид негативного воздействия на слабого члена семьи. И особенно это касается детей, которые страдают от такого воздействия со стороны и матери и отца. Существует несколько видов домашнего насилия, и мы далее мы расскажем о каждом из них.

Существуют следующие формы насилия[12]:

1.Домашнее насилие (насилие в семье):

а) физическое (побои, другие формы причинения телесных повреждений);

б) психологическое (словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.);

в) экономическое (запрещение поступить на работу или принуждение оставить работу, полный контроль за расходами женщины);

г) сексуальное (навязанный сексуальный контакт).

В условиях современной ситуации в России, характеризующейся разгулом криминала, экономической и социальной нестабильностью, появление насилия по отношению к женщинам может считаться вполне обусловленным. Кроме того, нужно подчеркнуть влияние СМИ, пропагандирующих насилие в телевизионных фильмах, новостийных программах и.т.п. Поэтому, появление различных девиантных форм поведения по отношению к женщинам в условиях современного общества является закономерным.

Насилие по отношению к женщинам ведёт к появлению многих проблем как в жизни пострадавших, так и в самом обществе.

Физическое насилие в семье

Это самый распространенный вид, который характеризуется прямым воздействием на тело человека, то есть побоями, в некоторых случаях причиняющими вред здоровью. Проблема физического насилия в семье над женщиной характеризуется гендерной направленностью. Женский пол страдает от доминирования и агрессии мужчин, и такое явление встречается во многих культурах. Причем это считается нормальным для общества, в котором происходят такие вещи. В большинстве случае сами женщины – жертвы побоев даже не думают о том, как бороться с домашним насилием. Причинами терпению насилия становятся нежелание потерять мужа, а вместе с ним и социальный статус, нежелание растить детей без отца, финансовая зависимость от супруга и многие другие.

Физическое насилие в семье над детьми встречается чаще, чем над женщинами, т.к. дети нередко становятся жертвами двух человек – обоих родителей. Дети страдают сильнее, т.к. насилие над ними способно серьезно отразиться на их физическом и психическом развитии. Очень часто насилие в семье над детьми незаметно для окружающих, т.к. дети редко рассказывают об этом. А иногда бывает так, что детские рассказы о побоях и унижении не воспринимаются окружающими всерьез.

Психологическое насилие в семье

Нередко издевательства над психикой женщины становятся для нее страшнее побоев. Иногда причину такому отношению мужчины найти сложно, и, как отмечают психологи, зачастую женщина может быть совсем не виноватой. Мужчина-тиран сам будет искать причины поиздеваться над женой, обращая внимание на каждые мелочи, которые нормальные люди никогда не заметят. К психологическому виду насилия в семье можно отнести угрозу физической расправой, шантаж, моральное запугивание, принуждение наблюдать за сценами насилия, а также уничтожение предметов домашнего обихода – мебели, техники и т.д.

Психологическое насилие в семье над детьми выражается в оскорблении ребенка, в его унижении, сравнивании с другими детьми и т.д. Неприязнь к ребенку, которая проявляется эмоционально или даже взглядом, способна вызвать у него тревогу и стрессовое состояние, а оно может привести к тяжелым психическим нарушениям. Психологическое насилие в семье над детьми встречается очень часто, а самое страшное, что не все дети понимают, что над ними издеваются, считая оскорбления и унижения нормой.

Сексуальное насилие в семье

Домашние насилие над женщинами сексуального характера также широко распространено в нашем обществе. К этому виду насилия в семье относится принуждение к сексу, к извращенным его формам, изнасилование, т.е. сексуальное унижение. Такое явление встречается в семьях, в которых мужчина по каким-то причинам становится слабым звеном и хочет доказать обратное. Особенно это касается тех слабых мужчин, жены которых стали успешнее их. Ощущение несостоятельности раздражает мужчину, и он пытается отыграться на чувствах жены, унижая ее противоправными действиями сексуального характера.

Жертвами сексуального насилия часто становятся и дети, у которых одними из родителей становятся отчимы или мачехи. Извращенцами могут стать не только неродные родители, но и даже родственники. Зачастую жертвами домашнего насилия становятся девочки, но и мальчики также могут попасть под влияние сексуальных извращенцев.

Существует еще экономическое насилие в семье, которое выражается в вымогании денег, в запрете выйти на работу, в скрывании финансовых доходов и т.д. Дети также могут страдать от экономического насилия, когда родители не дают им деньги на собственные нужны, наказывают тем, что не покупают обещанного или не выдают средства на питание в школе.

1.2.  Проблемы женщин и детей, переживающих насилие в семье

Вышеупомянутые формы насилия наносят ущерб здоровью женщин, ставших жертвами насилия. В частности это:

• нанесения телесных повреждений разной степени тяжести

• принуждение к сексуальным контактам без использования презервативов (что может привести к ЗППП, не запланированной беременности и.т.д.)

• обострение хронических заболеваний

• стресс

• депрессия.

• В случаях насилия по отношению к беременным женщинам это может привести к:

• преждевременным родам

• анемия

• инфекции

• суицидальные попытки

Помимо медицинских проблем, так же женщины испытывают и психологические проблемы. Женщина, которая подверглась любой форме насилия, в большинстве случаев реагирует на ситуацию следующим образом:

• женщина подавлена, она стыдится того, что с ней произошло.

• женщина полностью берёт на себя вину за то, что с ней произошло, или считает, что не сумела или не знала, как остановить насилие.

• женщина считает себя ответственной за поведение мужчины.

Результатами насилия, как правило, является: стресс, самоизоляция от общества, суицидальные попытки, кроме того, появляются чувство унижения и оскорбления.

Женщины, подвергавшиеся насилию, часто оказываются отстранёнными от социальной жизни. В частности это может быть временная нетрудоспособность женщины. Многие после испытанного не желают заводить детей. Кроме того, испытав насилие, женщина может не вступать в брак либо расторгнуть уже существующий

Ещё одной важной проблемой является экономическая зависимость женщины в случае насилия в семье.

Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществе в целом, является своеобразным  социальным индикатором.

Основным социальным противоречием является то, что женщины, как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не могут бороться против насилия.

Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Долгое время в нашем обществе старались обходить молчанием эту проблему, считая, что "дети являются привилегированным сословием". Следствием такого отношения явилось выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми, отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям и их семьям.

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым.

Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения. Следствием, которых являются головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме того, к ближайшим последствиям относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.[12]

Среди отдаленных последствий жестокого обращения к детям выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения,

У большинства детей, живущие в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, наблюдаются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Такие дети, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.

Заболевания вследствие насилия над ребенком могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем.

Кроме того, независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: Ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.[26]

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

У эмоционально депривированных детей проявляется, стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.[3]

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессией. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Если говорить о социальные последствия жестокого обращения к детям, то можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для ребенка и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. [14]

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, а кроме того, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице потенциальных родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Таким образом, существуют следующие формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое. Отдельно можно выделить пренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской помощи, обучения и т.п.).

Насилия в семье по отношению к женщинам влечет за собой медицинские проблемы, такие как телесные повреждения, ушибы, переломы костей и.т.п. Что может привести к временной не трудоспособности, а так же к инвалидности.

К социальным и психологическим проблемам женщин подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки.

Различают ближайшие и отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические интеграции в общество, заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации.[1]

1.3.  Основные подходы к социальной работе с женщинами и детьми, испытывающими насилие в семье

В технологиях социальной работы с женщинами и детьми, подвергшихся насилию в семье часто используются медико-социальные технологии.

В области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно:

Здравоохранения (реабилитационные, психотерапевтические).

Социальной защиты населения (социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания).

Кроме того, в сфере деятельности медико-социальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патологии. [20]

Кроме того, в зависимости от проблем, с которыми сталкивается клиенты, выделяют пять групп клиентов.

Принципами базовой модели медико-социальной работы являются:

Экосистемность – учет всей системы взаимоотношений человека и окружающий его среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной жизненной проблемной ситуации и определение на его основе совокупности социально-

Полимодальность – сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, социально уязвимую или дезадаптированную группу населения; исходно заданных, типовых в методологическом плане – использующих отдельные конкретные методы, типовые способы воздействий.

Солидарность – сочетание и согласование организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций с разно формой собственности.

Конструктивная стимуляция- отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у субъектов пассивное иждивенчество, и смещение акцента на развитие, и поощрение личной активности и ответственности клиентов, максимальное использование и развитие ресурсов.

Континуальность- непрерывность, целостность. Функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы, понимание ее как процесса, использование континуального подхода к ее практике- с обязательным планированием последовательных этапов деятельности на основе определение «шагов» постепенного достижения конкретных целей в виде суммы действий и наблюдающих значимых изменений статуса и модуса субъектов жизни.[2]

В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяются три группы задач:

- по их спасению;

- по поддержанию социального функционирования;

- по социальному развитию.

Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.

В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.

Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.[6]

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.

Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи и социальных ресурсах для их защиты.

В ходе реабилитации, эффективной технологией является создание терапевтических групп из женщин, переживших насилие. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной.

Более высокий уровень работы – переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем. [10]

То есть одной из форм социальной работы с женщинами, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Психологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь – в донесение до женщины, её юридических прав.

Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин и детей- жертв насилия. Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества.

Задачами кризисных центров являются:

  • оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи;
  • социальная реабилитация членов семьи;
  • оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье;
  • предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.

Достижение поставленных задач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов, детских врачей, специалистов социальной работы. В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций, оказывается психологическая поддержка пострадавшим от насилия.

Создание новых центров способствует информированию населения, а также более эффективной адаптации и включению в нормальную жизнь жертв насилия.

Кроме того, одну из важных ролей в предупреждении насилия в семье, играет специалист социальной работы. В его непосредственные функции входить проведение просветительской работы среди населения, выявление не благополучных семей, социальный контроль над членами не благополучных семей, в случае необходимости передача дела в правоохранительные органы, а так же органы опеки.

Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этим специалистам высокие.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения.

Деятельность специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование.

Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта. Давать совет, обучать.

Фасилитативный подход исполняет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы. Объяснение ситуаций, мобилизация внутренних ресурсов.

Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях.

Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия, чтобы не 'вынести сор из избы' либо из-за чувства стыда, либо из страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности.

Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации. Так же, в ситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов:

- просветительские,

- обучающие;

- диагностические;

- терапевтические;

- консультативные;

- организационные;

- административные.

Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе – обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты. Более того, социальные работники находятся в группе риска еще и потому, что выбору этой профессии способствует ряд личностных свойств, которые создают благоприятные условия для возникновения подобных проблем (например, формированию созависимости).

Как показывает практический опыт, есть определенные стратегические задачи, которые необходимо решить вместе с клиентом. В той или иной форме это – определение ожиданий и ролей, которое может быть различным у клиента и у социального работника. Если этого не сделать, то весьма вероятно разочарование, взаимное неудовлетворение, нерешение проблемы и т.д.

В зависимости от роли клиента в ситуации насилия, возраста, пола, индивидуальности это может выглядеть очень по-разному.

Тем не менее, на каждой стадии процесса необходимо:

- совместно с клиентом определить, каковы ожидаемые результаты, т.к. их понимание может не совпадать;

- прояснить взаимные обязательства. Клиент должен четко представлять, что он должен сделать сам, а что будет обязанностью социального работника.

- Совместное определение проблемы на каждом этапе.

Поскольку клиент находится внутри ситуации, ему очень трудно оценивать ее объективно, например, он может принимать симптомы за причины, не осознавать собственных интересов, смешивая их со своей позицией. специалисту социальной работы нужно сделать собственное заключение о существе проблемы и достичь согласия в ее формулировке с клиентом.

В зависимости от степени зрелости, эмоциональной готовности клиента и многих других факторов социальный работник может осуществлять различные подходы к решению проблемы клиента и играть разные роли:

- опекун, задача которого убедить клиента довериться его действиям и советам;

- эксперт в области проблемы, гораздо более компетентный, чем клиент, но допускающий его участие в решении проблемы;

- инструктор и преподаватель, обучающий клиента, как и что делать и позволяющий ему это делать самому под контролем;

- помощник в решении проблемы, оказывающий разнообразные виды необходимой поддержки;

- сотрудник в нахождении и генерировании альтернативных решений на равных;

- помощник в обнаружении фактов, рекомендующий, где и как их можно раздобыть и способствующий их нахождению;

- специалист по процессу, помогающий клиенту проходить по нему самому;

- «зеркало», отражающее проблему клиента и помогающее ему разглядеть ее более ясно. [4]

Работая с взрослыми участниками ситуации домашнего насилия, специалисту социальной работы необходимо учитывать особенности обучения взрослых с детьми. Поскольку семья, пол, социально- экономический уровень, индивидуальные различия оказывают существенное влияние на результаты обучения, то особенно важно учесть, что многие особенности экстремальной ситуации домашнего насилия могут противодействовать эффективности образовательных усилий.

Основные стратегические задачи и направление реабилитации клиента следующие:

Преодоление неосознанных защитных механизмов, прежде всего, отрицания, блокирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо создание безопасной во всех отношениях атмосферы и повышение силы 'Я', чтобы оно смогло перенести высвобожденные из подсознания непереносимые прежде переживания.

Формирование системы поддержки, куда могут входить социальный работник и терапевт, друзья, близкие, любимые занятия и животные.

Построение системы для преодоления кризиса – списка телефонов кризисных служб, специалистов, людей, к которым можно обратиться, когда что-то случается, теряется уверенность, становится страшно, возникает растерянность и т.д.

Узнавание, как, и на учение заботиться о себе.

Принятие решения и разработка пути реабилитации.

Возврат к травмирующем событиям и анализ того, что произошло, и как это воздействовало на жизнь клиента.

Анализ того, что помогло клиенту выжить, выявление источников силы, прощение себя.

Подготовка к изменениям, анализ страхов, генерация надежд и подготовка почвы для их реализации.

Понимание того, что происшедшее не есть вина клиента, «научение» доверять себе.

Создание и прохождение ритуала захоронения и оплакивания прошлого и своих проблем.

Выражение и избавление от гнева и стыда.

Определение того, чему надо противостоять в семье и разработка тактики противостояния.

Возвращение в семью (вначале воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий.

Оценка достигнутого и создание, и осуществление ритуала празднования достижений.

Наибольшие трудности могут представлять характерные для жертвы неуверенность в своих способностях и в перспективности обучения, безразличие к учебе вообще, тревога и страх по поводу своей домашней ситуации. [6]

Специалисты социальной работы курируют семьи с подобными проблемами, являются 'управляющими случаем' ('case manager'). Тем не менее, несомненно, главный акцент в их работе ставится на жертвах. Взаимодействие с ними происходит в самых разных формах.

Специалистам социальной работы приходится сталкиваться с широко распространенными мифами по поводу домашнего насилия. Например, один из них – это мнение о том, что домашнее насилие над детьми – редкость, а если производится, то психически ненормальными родителями. Например, в работе с судебными органами специалисты социальной работы могут столкнуться с помехой в виде последователей теории виктимизации, согласно которой жертва всегда сама провоцирует насильника, и поэтому во многих случаях он сам, в некотором смысле, является жертвой, а потому и не виноват.

Кроме того, социальные работники могут быть вовлечены в общественную или административную деятельность и осуществление контактов со многими официальными или лечебными структурами.

Специалист социальной работы должен хорошо представлять, что является областью его компетенции, а также, к каким специалистам, в какие учреждения необходимо направить его клиента, на основании каких критериев выбрать консультанта по тем или иным вопросам, как, в какой последовательности организовать процесс постепенной реабилитации клиента.

То есть медико-социальная работа является мультидисциплинарной профессиональной деятельностью. И включает в себя медицинскую, психолого-педагогическую, социально- правовую деятельность, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья

Принципами базовой модели медико-социальной работы являются: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.

В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяют следующие задачи: по спасению их, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию.

Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию, оказывают центры социального обслуживания населения различного уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий.

Кроме того, существуют вневедомственные учреждения – кризисные центры. Которые решают проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье, работая над психологическими, экономическими, эмоциональными и другими аспектами данной проблемы

Деятельность кризисных центров направлена на решение проблем женщин и детей- жертв насилия.

Задачами кризисных центров являются:

- оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи;

- социальная реабилитация членов семьи;

- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье;

- предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.

Достижение поставленных задач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов, детских врачей, специалистов социальной работы.

В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций, оказывается психологическая поддержка пострадавшим от насилия.

Специалист социальной работы играет ключевую роль в помощи жертвам насилия в семье. При работе с ними он применяет следующие подходы: воспитательный (позволяет выступать в роли учителя или консультанта, эксперта), фасилитация (позволяет выполнять задание помощника в преодоление проблемы), адвокатирование (позволяет выполнять роль адвоката от имени конкретного клиента). [10]

2. Опыт социальной работы по преодолению домашнего насилия в отношении женщин и детей

2.1.  Анализ развития проблемы домашнего насилия в Иркутской области

Для анализа развития проблемы домашнего насилия в Иркутской области было проведено социологического исследования «Насилие в молодой семье», в январе-феврале 2017 гг. в г. Иркутск. Методом анкетирования было опрошено 1500 супружеских пар - пятьсот супружеских пар со средним общим образованием, пятьсот пар со средним специальным образованием и пятьсот пар с высшим образованием (Приложение 1).

Целями исследования стали выявление основных закономерностей проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов и их образа жизни; степени информированности населения о данной проблеме, а также прогнозирование перспектив развития насилия в российских семьях.

Исследование показало неоднозначность восприятия и оценки респондентами конфликтных ситуаций. Многие указали на возникновение таковых, как следствие низкого уровня культуры семейных отношений, неумения решать проблемы мирным путем.

Большая часть опрошенных к семейному насилию отнесли побои (2100 человек - 70%). Около половины опрошенных (1600 человек - 53,3%) посчитали пьянство, наркоманию и угрозы применения физического воздействия своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивали как насилие физические наказания детей (1100 человек - 37%) и систематическую нецензурную брань (700 человек - 23,3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным делом, большинство респондентов не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия, тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных.

Главными факторами, вызывающими семейное насилие, респонденты назвали пьянство и алкоголизм, тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, наркоманию.

Практически каждый третий опрошенный исходил из того, что причины бытовых конфликтов подпитываются самой семьей.

Основным источником информации для населения о семейном насилии являются СМИ (2500 человек - 83%). При этом СМИ должны бы транслировать примеры нормативной культуры отношений, обеспечивая стабильное функционирование и развитие социума. Между тем, они постоянно показывают крайние формы проявления семейного насилия (избиение, покушение на убийство или убийство). Таким образом, невольно происходит насаждение деструктивных стереотипов в сознании людей. При этом само насилие представляется как нормальный способ разрешения конфликтов. По крайней мере, таковым оно становится в интерпретации самих людей, и, особенно молодежи. По мнению опрошенных, передаваемые через СМИ сцены насилия в художественных произведениях, оказывают на семью наихудшее воздействие, нежели сообщения о фактах насилия и преступлениях в реальной действительности.

Проведенное исследование показало, что уровень распространенности семейного насилия достаточно высок: половина из числа респондентов (1500 человек - 50%), подвергшись насилию в семье, так или иначе, прибегали к помощи посторонних. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников (1000 человек - 33%) и милиции (500 человек - 16%).

Надо отметить, около 1/3 человек (33%) ответивших смотрят на перспективы снижения уровня насилия в семье пессимистически, считая, что никто не в состоянии реально повлиять на этот процесс. Возможно, усугубляет ситуацию отсутствие национального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.

Но 1/5 респондентов (20%) убеждены в действенности усилий, прилагаемых в этом направлении специальными психологическими службами и милицией.

Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. Представления населения о насилии в семье нельзя назвать полноценными и четкими. Многие формы насилия не принимаются людьми во внимание и вообще не причисляются к насилию. Большая часть опрошенных могут допустить в качестве нормального поведения шлепок ребенка или даже легкий удар взрослого в качестве обычного способа общения в семье. Следовательно, представления людей о насилии в семье имеют весьма примитивный и огрубленный характер, что способствует утверждению и распространению этого феномена. Только каждый пятый человек возлагает надежду на профилактику и предотвращение семейного насилия на общество и государство. Возможно, это вызвано опасением, что значительное число людей само может попасть под наказание. Кроме того, насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием, а с другой стороны, неспособностью некоторых зависимых членов семьи обращаться в правоохранительные органы. Латентность насилия также объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших.

2.2.  Технологии кризисного центра г. Иркутска по предупреждению и преодолению домашнего насилия

Иркутский Кризисный центр занимается проблемами дискриминации и насилия над женщинами и детьми в России с позиций междисциплинарного подхода.

С 1995 года проводится психологическая и юридическая помощь женщинам и их семьям - жертвам преступлений (семейно - бытового и сексуального насилия). Ведется работа по правовому просвещению, изменению стереотипов общественного сознания, научно - исследовательская работа.

Деятельность Иркутского Кризисного центра включает в себя ряд направлений, таких как: консультирование по телефону; юридическая и правовая поддержка; индивидуальная и групповая психотерапия и консультирование переживших семейно – бытовое и сексуальное насилие; просветительские программы; работа с общественным сознанием по проблемам насилия; исследования; издательские программы; международное сотрудничество.

Преимуществом является отъединенность, полузасекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения, непременное условие работы, женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности.

Контакт с супругом, партнером – обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм.

Посетители-пациенты центра, живут здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юристы, социальные работники) снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты. Впрочем, существуют и консультативная форма деятельности женского кризисного центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации, но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется, в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.

Наиболее востребованная услуга в Иркутском КЦ – телефон доверия. Центр проводит консультации по телефону для решения и помощи в жизненных проблемах. Можно выделить две основные цели телефонного консультирования: предупреждение кризисов и блокирование их. Для достижения первой цели телефонного консультирования необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в жизни окружающих нас людей и предотвращения суицидов, а также исключения психологического дискомфорта в семьях. По телефону доверия осуществляется психологическое консультирование людей, находящихся в кризисных ситуациях, оказывается первая психологическая помощь. Тех, кто звонит, также направляют к другим службам, где они могут получить более полную квалифицированную помощь.

Следующий по востребованности вид услуги — это очное консультирование. Психологической сопровождение лиц, переживших семейное насилие, осуществляется в двух основных направлениях:

- Экстренная психологическая помощь при острой травме и посттравматическом стрессе;

- Длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чем интеллектуальным.

Недирективная терапия – это форма психотерапии, цель которой не поставить диагноз или интерпретировать поведение клиента, но создать во время сеансов наиболее благоприятную и доверительную атмосферу и таким образом помочь пациенту. Автор данного метода – американский психолог Карл Роджерс. Роджерс считал, что в человеке достаточно сил, которые необходимо пробудить, и тогда каждый сам сможет справиться с трудностями.

Для этой формы терапии характерно то, что терапевт не управляет беседой, не выбирает тему, ничего не советует и не объясняет, как пациент должен себя вести. Во время проведения недирективной терапии в центре внимания - пациент, обладающий такими же правами, как и терапевт.

Понимание и поддержка терапевта помогают пациенту решить проблемы 9и найти силы жить полноценной жизнью. Пациент понимает, что терапевт пытается понять его и помочь, не предъявляя никаких требований и не навязывая правил поведения, это способствует снижению эмоционального напряжения во время сеанса и установлению доверительных отношений между пациентом и терапевтом. Пациент чувствует себя увереннее, становится более открытым и активным, что помогает уменьшить противоречия между ним и его социальным окружением, т.е. способствует его адаптации в обществе. Таким образом, пациент учится вести нормальный образ жизни и устанавливать социальные контакты с окружающими. Он начинает более рационально оценивать свое поведение и свои возможности, а также учится самостоятельно решать возникающие проблемы и конфликты.

При применении недирективной терапии быстро удается достичь ощутимых результатов. Положительные изменения появляются уже после 5-15 сеансов и сохраняются по окончании лечения.

Так же Центр проводит большое количество профилактических программ против насилия в семье. Одна из них является программной профилактики для педагогов школ.

Эта программа предназначена для педагогов образовательных учреждений по решению проблем семейного насилия и для формирования более совершенных норм человеческого общения. Проблема предотвращения насилия в семье является комплексной и требует мер направленных на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающих право каждого человека семьи как гражданина на безопасность жизни, свободы и охрану достоинства; на социальную профилактику сохранения здоровья и благополучия каждого гражданина.

Цель программы: способствовать повышению осведомленности общества о проблеме насилия как о нарушении прав человека; уменьшение случаев домашнего насилия; повышение информационного, образовательного, профессионального уровня педагогов по проблеме предотвращения насилия в семье.

Задачи программы: подготовить тренеров из числа педагогов для проведения тренингов по профилактике насилия; обучить педагогов тренерским навыкам по проведению тренингов по профилактике насилия; повысить образовательный и профессиональный уровень тренеров в области защиты прав на жизнь без насилия; обучить навыкам распознавания пострадавших от домашнего насилия и рекомендациям как уберечься от насилия.

Формы реализации программы: лекции, беседы, консультации, дискуссии; тренинги, круглые столы, семинары; практические занятия; работа со СМИ.

Ожидаемые результаты программы: приобретенные педагогами навыки и квалифицированная работа с группами риска по преодолению домашнего насилия; уменьшение количества случаев домашнего насилия.

Так же Иркутский КЦ в сотрудничестве с кризисным центром ЦСПН «Гармония» г. Шелехова проводит выездные кризисные линии. Такие ВКЛ проводились в течение последних двух лет в рамках проекта «Перспектива».

Главной целью ВКЛ является оказание психологической помощи сельской семье, организация просветительской деятельности, направленной на социально-психологическую, юридическую защиту жертв домашнего насилия.

Достижение данной цели обеспечивается за счет:

1) организации на местах индивидуальных консультаций психологов и юристов;

2) заочных консультаций по местной телефонной кризисной линии;

3) просветительских бесед, семинаров-тренингов для разных категорий населения;

4) распространение методической литературы.

Практическая работа по проведению ВКЛ строилась поэтапно:

1) Согласование с местной администрацией, анализ местной ситуации;

2) Рекламная деятельность (местные СМИ, информационные листы, информирование население с помощью педагогического коллектива и учащихся местной школы);

3) Проведение ВКЛ;

4) Анализ эффективности ВКЛ.

За два года проведено одиннадцать ВКЛ для населения Шелеховского района.

Анализируя опыт проведения ВКЛ можно отметить следующее:

Данная форма деятельности кризисного центра является перспективной и важной для профессионального роста сотрудников.

Была опробована методика «обратной связи» при организации работы телефона доверия (ТД) в процессе ВКЛ. Она заключалась в рекламных звонках по местной телефонной линии с

информацией о ВКЛ и предложением помощи. В итоге по инициативе специалистов ТД были проведены телефонные консультации, которые были оценены клиентами положительно, как неожиданная поддержка.

Эффективность ВКЛ зависит от ее системности, так как со временем повышается готовность сельского и пригородного населения воспринимать такие формы помощи и пользоваться ими полном объеме.

Эффективность ВКЛ также зависит от заинтересованной поддержки местных органов власти в целях активизации местного населения.

Наиболее удачным местом для организации деятельности ВКЛ является местная школа с ее информационными, техническими возможностями и заинтересованными кадрами.

Наилучшим вариантом проведения ВКЛ являются комплексные группы специалистов, как кризисного центра, так и смежных отделов и служб города (здравоохранение, правоохранительные органы и т.д.).

3. Пути развития социальных технологий по решению проблемы насилия в семье

Совершенно очевидно, что необходима государственная стратегия по предотвращению семейного насилия. Для предотвращения насилия в семье в социально-психологическом и педагогическом аспектах следует предпринять следующее.

1.Необходимо учить детей и взрослых не только культуре семейных отношений, но и культуре управления собственным поведением, культуре поведения в конфликтной ситуации и способам выхода из нее.

2.Педагогическая и социальная политика в школах и других социальных институтах должна быть направлена, прежде всего, на формирование у человека чувства ответственности за себя и за других людей. Только формируя и воспитывая в человеке потребность и стремление к саморазвитию, можно приблизиться к решению проблемы насилия в семье. Необходимо обучать людей (начиная с детства) навыкам саморазвития, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, внимание должно быть направлено не только на семью, но и на отдельно взятого человека, его личность.

Министерству образования и науки РФ, в связи с этим, необходимо разработать и внедрить педагогические и социально-психологические программы для родителей, педагогов, учащихся, направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения и эффективной коммуникации; введение в курс школьной программы по предмету «Охрана безопасности жизни» особого раздела «Личная безопасность ребенка» с соответствующей информацией о правах ребенка и способах самозащиты (телефоны доверия; служба уполномоченного по правам ребенка); усиление контроля за обязательностью исполнения закона о всеобщем среднем образовании; работа по педагогической реабилитации и коррекции подростков с отклоняющимся поведением.

3. Через СМИ необходимо также вести пропаганду ненасильственных способов решения семейных конфликтов. Необходимо содержательное изменение информационно-воспитательных программ СМИ в плане учета темы насилия в семье. В частности, ввести в практику теле- и радиоконсультации и беседы по проблемам правовой регуляции внутрисемейных отношений; усилить социальную рекламу по проблемам семейной политики, гражданских прав семьи, воспитания детей; активно привлекать общественное внимание к проблеме недопустимости насилия над детьми в семье.

4. Министерству здравоохранения и социального развития активизировать работу по созданию и поддержке специализированных центров по проблемам предотвращения семейного насилия в каждом районном городе; в том числе - кризисных центров для женщин и детей; реабилитационных отделений для подростков с отклоняющимся поведением и мужчин, желающих избавиться от синдрома насильника.

Разработать и внедрить соответствующие социально-психологические программы реабилитации жертв семейного насилия; организовать работу телефонов доверия при центрах предотвращения семейного насилия, создать службы социально-психологического сопровождения для семей групп риска (приемных, замещающих, молодых, бывших заключенных, алкоголиков, наркоманов и др.). Активно проводить информационно-просветительскую работу по проблемам здоровья семьи; осуществлять разработку методик психологической коррекции для лиц, склонных к применению насилия.

Заключение

В социологической литературе насилие в семье рассматривается как система отношений, сложившаяся между членами семьи, характеризующаяся высокой степенью закрытости, жесткой иерархией и консервативностью, подкрепленная общественными нормами и культурными традициями. Латентный характер проблемы приводит к различным социальным последствиям: потери человеческих жизней, расходы на социальную помощь для пострадавших, на судебную систему, систему здравоохранения, нарушение социализации детей, рост алкоголизации, наркомании, преступности и проституции.

Все эти негативные последствия семейного насилия, а также предпосылки и причины его появления, безусловно, очень важны для рассмотрения, ведь данная проблема остается очень актуальной уже многие годы. Данная работа, содержащая в себе теоретическое исследование непосредственно понятия насилия, форм его проявления, причин возникновения, его последствий, предусматривает продолжение исследования в направлении технологий помощи женщинам, подвергшихся семейному насилию для преодоления этой ситуации. Эту проблему не стоит оставлять без внимания, ведь число совершаемых актов насилия в отношении женщин с каждым годом не уменьшается.

Медико-социальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно:

• здравоохранения (реабилитационные, психотерапевтические),

• социальной защиты населения (социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях).

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000. - 376с.
  2. Анисимова С. В. Женщины, вперед / С. В. Анисимова. – М. : Академия, 2004. – 118 с.
  3. Бажанов, О.И. Криминологические проблемы семьи и семейного воспитания/ О.И.Бажанов [и др.] //Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы: Сборник научных трудов. Выпуск №14. Минск,1999.
  4. Барков, А. Бытовое насилие: предупреждение и ответственность в Великобритании и Республике Беларусь Юстыцыя Беларуси.- 2009.-№3. С.113-126.
  5. Бойко, С.Н. Работа по предупреждению насилия в семье как составляющая часть профессиональной деятельности работников милиции // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Р.Б. : тез. докл. Междунар. Науч. - практ. конф., Минск,2008г.
  6. Григорьев С. И. Социальная работа: английский вариант / С. И. Григорьев // Социальная работа. – 2014. - №2.
  7. Группы поддержки [Электронный ресурс] // - Кризисный центр для женщин: http://criziscenter.ru/our-services.
  8. Злобина О.Ю., Шевцова И.Я. Программы профилактики домашнего насилия для профессиональных сообществ/ 2-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во ЧП «Середкин А.В.», 2003. - 60 с. ( сайт : http://criziscenter.ru/lit)
  9. Зубков, В. И. Опыт изучения семейного насилия в современной России//Социально-гуманитарные знания.-2012.-№5.
  10. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование.- М.: Наука, 1999. - 240 с.
  11. Мельникова Т. А. Женское движение в России и политических процессах современного общества / Т. А. Мельникова. – М. :Академия, 2000. – 150 с.
  12. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации/под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. - СПб: Речь, 2004.-153с.
  13. Насилие и социальные изменения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А. М.: Литограф, 2000.-224с.
  14. Насилие не сломает нас / сост. Д. Г. Семеник. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2013. – 335 с. (компас для души).
  15. Неблагополучные семьи / сост. О.А. Запотылок. - Минск: Красико – Принт, 2008.- 128с.
  16. О кризисном центре [Электронный ресурс] //- Кризисный центр для женщин «Мария»:http://maria-centr.ru.
  17. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Т.С.Зубкова, Н.В. Тимошина: М., «Академия», 2003г.-213 с.
  18. Остановим насилие. Опыт работы Иркутского Кризисного центра/ Под общей ред. И.Я. Шевцовой, Л.П. Свистуновой. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000. – 151 с. (сайт : http://criziscenter.ru/lit)
  19. Пазухина, С.В., Фокин И.В., Фуртаева Е.И. Домашнее насилие как проблема современного общества. - Тула: НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса, 2000г.
  20. Пиксакова, М. М. Насилие и социальные изменения/ М. М. Пиксакова.- Мн.: Литограф, 2000.- 362.
  21. Профилактика насилия в семье и обществе: сборник методических материалов Сети Кризисных центров Сибири и Дальнего Востока / Под ред. И.Я. Шевцовой. – Иркутск: Изд-во ЧП «Середкин А.В.», 2003. – 168 с.
  22. Россия: насилие в семье – насилие в обществе/ Отв. ред. и сост. Т. Ю. Забелина. М., 2002, с 53.
  23. Синельникова А.М. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / А.М. Синельникова. – М.: Университетская книга, 2001. –128 с.
  24. Социальная психология : Учебник / под ред. Д. Майер – СпБ. : Питер, 2014. 396с.
  25. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Под ред. Синельникова А. М. - М.: Университетская книга, 2001. - 128 с.
  26. Социология : Учебник / под ред. А. В. Соколова –СпБ. : Лань, 2010. 416 с.
  27. Технология социальной работы : Учебник / под ред. Е. И. Холостовой. – М. :Юристъ, 2001. 334 с.
  28. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / под ред. П. Д. Павленка. –М. : ИНФРА – М, 2009. – 272 с.
  29. Тонкопеева Е. Г. Реабилитация жертв домашнего насилия / Е. Г. Тонкопеева // Социальная работа. - 2015. - №1
  30. Феминизм и российская культура: Сб. тр. / Междунар. ин – т. «Женщина и управление», Санкт – Петербург. гос. акад. культуры; Науч. ред. и сост. Тишкина Г. А. – Спб. 1995.
  31. Филимонова Е.А. Центр обслуживания населения в беде не оставит / Е.А. Филимонова Охрана труда и социальная защита.- 2013.- №6.
  32. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие/ Е.И. Холостова.- 3=е изд.- М.: Издательско - торговая корпорация « Дашков и К», 2008. – 212 с.
  33. Чечет,В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье// Сацыяльна-педагагичная работа .-2010. - №4.- С.3-7.
  34. Шарпио, Т. А. Психосоциальная помощь жертвам насилия в семье // Соц. пед. работа- 2004, №2, с 12-19.
  35. Шведова Н.О. О насилии в отношении женщин // Насилие и социальные изменения.-2000-№2-3-С.38-53.
  36. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Г. Эйдемиллер.- СПб.: Питер, 2008.- 122 с.

Приложение 1

Опрос-тест «Насилие в семье»

1.Способствует ли воздействие насилия в прессе, на радио, телевидении на насилие в семье?

а) да;

б) нет.

2. Какие сцены насилия в СМИ приводят к большей агрессии?

а) художественные фильмы;

б) реальные события, освященные в прессе.

3. Что вы считаете проявлением насилия в семье?

а) побои;

б) оскорбления;

в) ограничение партнера в желаниях, действиях, навязывание своих требований.

4. Считываете ли вы, что проблемы пьянства, наркомании приводят к насилию в семье?

а) да;

б) нет.

5. Считываете ли вы наказание детей проявлением насилия?

а) да;

б) нет.

6. Считаете ли вы систематическое использование нецензурной брани проявлением насилия?

а) да;

б) нет.

7. Считаете ли вы постоянные скандалы проявлением насилия?

а) да;

б) нет.

8. Определяете ли вы, как насилие бездействие члена семьи в ситуации явного конфликта?

а) да;

б) нет.

9. Является ли тяжелая социально-экономическая ситуация в стране фактором способствующим возникновению насилия в семье?

а) да;

10. Какие ситуации приводят к насилию в семье?

а) внешние;

б) внутрисемейные.

11. Считаете ли вы, что специальные психологические службы или контроль со стороны сотрудников полиции повлиять на насильственную обстановку в семье?

а) да;

б) нет.

Опыт социальной работы по преодолению домашнего насилия в отношении женщин и детей на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Основные модели социальной работы. Количественная методология социальной работы. Социологическая оценка эффективности социальной работы

2. Реферат Знакомство с особенностями коррекционной работы по преодолению речевых нарушений

3. Реферат Экспериментальная работа по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием

4. Реферат Коррекционная ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания

5. Реферат ФОРМИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

6. Реферат Институт органов социальной работы как составная часть государственной системы социальной защиты населения

7. Реферат Особенности рентгенологического исследования у детей, беременных женщин

8. Реферат ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН: КРОСС- КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН ИЗ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

9. Реферат Работа по социальной реабилитации детей

10. Реферат Гигиена труда женщин. Особенности воздействия на женский организм неблагоприятных производственных факторов физической и химической природы. Меры профилактики. Законодательство по охране труда женщин