СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Работа добавлена: 2016-04-19





СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ на http://mirrorref.ruСПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Понятиесоциальной реальности и ее специфики достаточно полно развито в сочинении Дюркгейма «Правило социального метода». Ключевым для социологии и социально-исторического познания является именно это понятие – социальная реальность. Главной специфической чертой социальной реальности является то, что она включает в себясознание, а не только бытие. Она - суть единство объективного бытия и субъективного сознания. Возникает вопрос, а как же принцип объективности? Не надо путать сознание исследователя с сознанием элементов. Мысли людей должны изучаться объективно. Специфика социальной реальности заключается в том что она заключает в себя и общественное сознание. Поэтому познание социальной реальности – своего рода самопознание, ибо социум выступает одновременно и объектом и субъектом познания.

Основные отличия социальной реальности от реальности бытия можно сформулировать более строго:

В натуральной реальности какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира. В социальной же познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без системы отношений и взаимовлияний невозможно.В естественной реальности открыты законы, действие которых достаточно неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.В социальной реальности явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Структура социальной реальности состоит изсоциальных факторов - людей, формы поведения людей, общественных принципов и ценностей, исоциальных законов – связей между факторами. Социальная реальность естьединство социальных факторов и социальных законов. Здесь объективность – независимость от индивидуального и коллективного сознания познающего субъекта.

На более высоком уровне социальная реальность выступает в виде множествасоциальных систем, строящихся на базе сочетания социальных законов и факторов. Каждая система состоит из индивидов и способов их связи и имеетиерархию. Простейшая система –семья. Вершина иерархии –государство. Свойство системы не есть суммирование свойств отдельных индивидов - то есть системане аддитивна, её нельзя понять по частям, а нужнопонимать в целостности.

Важнейшим принципом стабильности структуры социальной реальности является учение осоциальной солидарности - общности интересов, также развитое Дюркгеймом. В рамках это теории утверждается, что существуетдва типа солидарности.

Механическая солидарность заключается в схожести людей и характерна для первобытных обществ, где наблюдается полное господство коллективизма.Органическая солидарность определяется  различием людей, наличием разделения труда, при котором каждый зависит от другого. Здесь есть индивидуальность и личность

Что определяет солидарность? Дюркгейм пришел к мысли, что это религия и пошел дальше, сказав, чтобог это общество,религия - это всего лишь идеология. Ключевым для солидарности являетсяучение о социальном идеале. Главное понятие в нем– святость социальной идеи. Т.е. ключ религиозного мышления – не понятие сверхъестественного а понятиесвятости. Таким образом у него есть будничный мир и святой.

Развивая учение о солидарности, Дюркгейм рассуждает окульте. Он говорит, что культ - способ поведения, укрепляющий солидарность. Культ связан с идеологией, чтобы укрепить веру в идеалы нужен культ. Таким образом, идеология предполагает практическую часть – культ. Смысл жизни раскрывается с помощью идеологии.

Социальная реальность: особенности онтологии единого и многого.

В естественных науках существует такое определение реальности: объективная реальность — существует до, вне и независимо от сознания познающего субъекта.

Противопоставил социальную реальность и природную реальность Риккерт в конце 19 века. Что между ними общего?

Элементы социума — люди, обладающие сознанием, свободой, чувствами, волей. То есть, социальная реальность включает в себя сознание, а не только бытие. В этом её специфика.

Социальное множество (социум) — разъединённое множество подвижных относительно друг друга элементов, конфликтное множество свободных, сущностно равных социальных элементов.

Как соблюдается принцип объективности в изучении социальной реальности? Имеется в виду сознание элементов общества, а не сознание конкретного познающего субъекта. Этот субъект может изучать общественное сознание (мысли людей) объективно. Но это всё условно, так как познающий человек имеет свои установки.

Если в природе доминируют динамические системы, то в социальной реальности — стохастические, вероятностные принципы, так как сюда введён элемент случайности в виде свободы отдельных элементов (свободы воли). Не месте законов в социальной реальности стоят ценности. Социальная наука сводится к представлению о ценностях.

Специфика социальной реальности — в том, что законы могут стохастически изменяться.

Социальная реальность как символически-смысловая реальность.

Социальная реальность включает понимание, осознание, познание. Даже в естественных науках одно и то же явление успешно объясняется с позиций двух или более конкурирующих теорий (корпускулярно-волновой дуализм). В политологии и в других социальных науках может существовать множество одинаково допустимых способов описания объектов. Причина заключается в том, что общество в отличие от иных объектов есть символически организованная реальность. Любой общественный феномен опосредован  языком, а значит, содержит в себе неотъемлемый символический элемент. Множественность способов символической организации социальной реальности означает и наличие большого числа взаимодополняющих приёмов её описания. Причём социальные символы самореферентны. Стоит обществу принять какой-либо символ, и он начинает существовать как самостоятельный объект (как объективное явление). Часто определения являются просто смысловыми конструктами.

Историчность как черта социальной реальности.

Вопрос поставил Гегель; утверждалось, что природа не знает развития, и только в обществе оно есть

На самом деле, в природе развитие существует, но оно имеет настолько медленный темп, что, по сравнению с развитием в обществе, природное кажется неподвижным, застывшим, неизменным.

Прошлое содержится в настоящем и прочно оберегается (общественные традиции).

В сущностном плане каждый человек, нация уникальны. События уникальны.

Натуралистическая и идеалистическая модели социальной реальности.

Вообще, существует 4 модели социальной реальности:

натуралистическая,идеалистическая,феноменологическая,деятельностная (технологическая, производственная).

Натуралистическая модель (Лоренц):

Рассматриваются люди как популяция биологических видов. Социальная реальность популяции. Человек — продолжение животных, но продолжение культурное.

Агрессивность свойственна человеку, так как она есть и у животных.

Функции агрессии в обществе — те же, что и в стаде:

равномерное распределение в пространстве,половой отбор,мотивационная энергия для других видов деятельности (творчество).

У человека есть усугубляющие обстоятельства:

нет агрессора среди животных, следовательно, внутривидовое направление агрессии (война);нет инстинкта пощады; разрыв между беспомощностью (нет шкуры) и вновь изобретающимся оружием;воодушевление (убивать неверных) (идеологические мотивы).

Пути преодоления проблемы агрессии:

иерархизация;торможение агрессии;переориентация агрессии;ликвидация дистанционной агрессии (оружие).

Идеалистическая модель (Франк):

Рассматривается идея божественности как связующая идея контактирующих друг с другом людей. Считается, что общество формируется на базе коммуникации по поводу этой идеи Бога. «Бога нет, но идея Бога возникает обязательно». Считается, что наиболее тесным образом людей связывает религия. «Чем люди ближе друг к другу, тем они ближе к Богу».

Феноменологическая модель социальной реальности. (Гарфинкель).

Отправная точка этой модели — рассмотрение повседневного мира, дотеоретического знания.

В социуме много сфер реальности, но повседневная реальность первична, то есть она имеет приоритет.

Чтобы охарактеризовать эту реальность, сравнивается повседневная реальность и мир фантазии (литература, миф, сказка).

Повседневная реальность

Фантазия

1.

Бодрствующее, напряжённое отношение к жизни.

Дефицит внимания к жизни. Созерцательное отношение.

2.

Люди воздерживаются от подозрения в существенности мира и его объектов.

Люди воздерживаются от суждений относительно того, существует этот мир или нет.

В этом вопросе два мира объединяет вера.

3.

Деятельность. Люди выдвигают проекты и их реализуют. Трудовая деятельность.

Дефицит деятельности.

4.

Человек выступает как целостная личность.

Человек не реализуется полностью.

5.

Формой выступает типизированный мир. Деятельность осуществляется по принципу стереотипов.

Структура социальной реальности.

Социальная реальность заключает в себе не только общественное бытие, но и общественное сознание.

Три сферы социальной реальности:

Экономическая реальность. Экономические отношения между элементами (людьми): производство, обмен, потребление, — это экономический базис. Производственные отношения определяются комбинацией всех других. (Так?)Политическая реальность. Если заниматься производством, то нужно наладить управление, — появляется политика, — выбор из нескольких путей решения какого-то одного (это управление).Управление может быть управлением семьёй, заводом, институтом, государством.

1. и 2. это утилитарная сфера деятельности; есть ещё духовная:

Духовная реальность.  Объединяет этическую, эстетическую и мировоззренческую деятельность. Связана с моралью, искусством, философией и религией.

Социальная реальность — это иерархическая структура, — выступает в виде множества социальных систем. Система состоит из индивидов и заключается в способах их связи. Каждая система имеет иерархию. Простейшая ячейка общества — это семья; вершина иерархии — это государство.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Современная философия о социальной реальности: методологический плюрализм как современная стратегия познания социальной реальности

2. Специфика конфликтологии в социальной работе. Субъекты конфликта в социальной работе

3. Государственная власть как разновидность социальной: специфика, природа, способы осуществления

4. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

5. Основные модели социальной работы. Количественная методология социальной работы. Социологическая оценка эффективности социальной работы

6. ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

8. Институт органов социальной работы как составная часть государственной системы социальной защиты населения

9. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

10. Основные формы представления реальности: действие, образ, знак. Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем