Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность

Работа добавлена:



Если Вы нашли нужный Вам реферат или просто понравилась коллекция рефератов напишите о Нас в любой соц сети с помощью кнопок ниже





Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность на http://mirrorref.ru

Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность

Сверидов Кирилл Николаевич ЭН-22

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА 5

1.1. Понятие, цели и принципы антимонопольной политики 5

1.2. Средства и методы антимонопольного регулирования 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 17

2.1. Специфика антимонопольной политики России 17

2.2. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и зарубежных странах 22

2.3. Задачи и перспективы российской антимонопольной политики 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная организация отраслевых рынков невозможна без осуществления оптимальной политики государства. Развитие конкурентности рынков - главная цель и важнейший показатель системы результативности системы товарной организации хозяйствования. Экономическая результативность функционирования отраслевых рынков обусловлена особенностями поведения на них продавцов и покупателей, которое в определенной мере зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков, т.е. количества продавцов и покупателей, наличия разного уровня барьеров входа на конкретный отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.

Развитие основного рыночного механизма - конкуренции - вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска, и таким образом составляет основу экономической эффективности. Отсюда вытекает антимонопольная направленность государственной политики.

Антимонопольная политика имеет особое значение для государственной экономики стран, особенно это касается России. Актуальность обусловлена тем фактом, что в нашей стране монополизация рынка выше по сравнению со странами, где исторически сложилось рыночное хозяйство: современная экономика унаследовала от СССР высокую степень концентрации производства во многих отраслях хозяйства.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Антимонопольная политика в синтезе с поддержкой малого бизнеса выступает важным условием эффективного развития социально-экономической сферы России.

Актуальность, теоретическая разработка и практическая значимость проблемы антимонопольного регулирования  обусловили выбор темы, а также цель и задачи исследования.

Цель работы – рассмотреть цели, средства и эффективность антимонопольной политики.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- изучить понятие,цели и принципы антимонопольной политики;

- раскрыть средства и методы антимонопольного регулирования;

- выявить отличительные особенности антимонопольной политики России;

- провести сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и зарубежных странах;

- определить задачи и перспективы российской антимонопольной политики.

Объектом исследованияявляется антимонопольная политика развитых стран.

Предметом исследованияявляются особенности эффективного регулирования монополий в специфической российской макроэкономической среде.

Теоретической и методологической основой работыпослужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения антимонопольного регулирования.

ГЛАВА 1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА

1.1. Понятие, цели и принципы антимонопольной политики

Прежде, чем рассмотреть вопросы, связанные с антимонопольной политикой, необходимо понять сущность самой монополии.

Понятие «монополия» многоаспектное, и поэтому существует множество его определений с трех точек зрений:

1. с точки зрения рыночной структуры,

2. с точки зрения рыночного поведения,

3. с точки зрения рыночных итогов.

Исходя из рыночной структуры, монополия – форма рынка, в условиях которой весь объем предложения приходится лишь на одного субъекта. Но при этом подходе нужно уделить внимание установлению пространственных границ, за рамки которых господство данного субъекта не выйдет. В экономике такое пространство называется отраслью. Следовательно, имеет место еще одно определение понятия «монополия». Монополия – это явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. —Званбая С.О., Джабарова А.Р., Носенкова М.Ю. Особенности современной антимонопольной политики, основные ее методы // Вестник Академии. 2014. - №1. - С. 156-164.

Рассматривая определение монополии в аспекте рыночного поведения, теория монополии изучает применение субъектом главных инструментов, таких как цена, реклама. В условиях монополии субъект пользуется этими инструментами, не принимая во внимание конкуренцию, а, следовательно, и интересы конкурентов.

Рассматривая монополию со стороны рыночных итогов, теория монополии показывает, что в монополистических условиях итоги взаимосвязаны со следующими факторами:

-  монопольно высокими ценами;

- ограниченной готовностью монополии к инновациям.

В современной экономической литературе выделяют несколько признаков монополии:

1. в условиях монополии существует один продавец и большое количество покупателей;

2. у производимой продукции отсутствуют товары-заменители, т.е. она своего рода уникальна;

3. новым компаниям почти невозможно зайти на рынок из-за барьеров;

4. сложно получить полную информацию обо всем рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая. Закрытая - это монополия, которая охраняется от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д. —Рагулина Ю. В. О конкурентоспособности отечественной экономики // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 486–491.

Естественная монополия складывается в той отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный объем производства близок к количеству или превышает то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, необходимой для покрытия издержек производства.

Открытая монополия –монополия, в которой одна компания, по крайнее мере на определенный период времени, является единственным поставщиком продукции, но при этом у нее нет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм могут служить фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. —Микро– и макроэкономика: энциклопедический словарь / под общ. ред. Г. С. Вечканова. СПб.: Издательство «Лань», 2010.

Такая классификация монополий условна, не факт, что все компании-монополисты в обязательном порядке должны относиться к одному из трех этих видов. Некоторые из них могут относиться сразу к нескольким видам монополий, например, компании, которые обслуживают телефонную связь, также электрические и газовые фирмы. Они могут относиться как к естественной монополии, т.к. существует эффект экономии на масштабах, так и к закрытой монополии, т.к. существуют юридические барьеры для конкуренции.

Нужно отметить, что существует и простая монополия. Простая монополия – это такая монополия, которая в определенный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене своим потребителям.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 495 с.

На практике можно считать почти все монополии открытыми, так как те легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкуренции, могут быть отменены судом, а все плюсы естественной монополии сведутся на нет преобразованиями в технологиях. К тому же все монополии зависимы от влияния конкуренции с точки зрения товаров-субститутов.

Особый вид монополий – международные монополии. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но интернациональны по сфере своей деятельности. Вторая разновидность – собственно международные монополии.Гальперин В.М., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. – М.: ИН-ФРА-М, 2013. – 345 с.

Антимонопольная политика - комплекс государственных мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Цели могут разделяться по масштабам действия на глобальные и локальные, что в российской практике обусловлено федеральным устройством государства и административнотерриториальным делением. То есть можно выделять цели, устанавливаемые федеральным правительством, региональными правительствами и органами местного самоуправления.

Также цели разделяются по их функциям по отношению к обществу. Традиционно выделяют экономические, социальные, политические, правовые, экологические, производственные цели. Функциональное разделение позволяет определить тип и форму ожидаемых эффектов (результатов). В соответствии с этим выделяют экономическую, социальную, политическую, экологическую, производственную эффективность и эффекты.

В зависимости от целей разрабатываютсяпринципы государственного регулированиямонополий. Принципы упорядочивают деятельность правительства и являются тем основанием, которое должно примирить разнонаправленность целей во времени (долгосрочные и краткосрочные), по ареалу действия (глобальные и локальные), уровням принятия решения (федеральный центр, регионы, муниципалитеты).

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

- свобода экономической деятельности;

- свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;

- дифференциация и защита личных и общественных интересов;

- поощрение отношений конкуренции;

- предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;

- специализация регулирования природных и государственных монополий.

Изучение опыта регулирования государствоммонополий за рубежом и в нашей странепозволило сформулировать принципы регулирования на современном этапе.

1.Регулирование должно быть построено на объективности монополизма подотрасли.

2.Регулирование должно быть направлено на устранение отрицательных последствий деятельностипредприятий и стимулирование положительных.

3.Регулирование должно быть направлено на достижение, прежде всего, социальных целей, но необходимым условием для этого должна стать экономическая эффективностьпредприятий.

Экономическая эффективность как максимизация экономических выгод по отношению к затратам является условием достижения эффектов в других сферах, так как создает источник финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на решение экологических, социальных и других задач. В общем смысле экономическая эффективность деятельностипредприятий можно определит следующим образом:

                                                                                   (1)

где ЭЭ — экономическая эффективность деятельностипредприятий;

ПРРСО — прибыльпредприятий;

ДН — прирост реальных доходов населения в результате роста ценовой доступноститоваров (работ,услуг);

Д — прирост налоговых поступлений отпредприятий;

3РСО — затраты предприятий;

3Б — бюджетные затраты на субсидирование производителей и потребителейтоваров (работ, услуг).

4.Регулирование, являясь затратным процессом, должно стремиться к минимизации издержек и превышению выгод регулирования над затратами.

5.Регулирование не должно препятствовать гибкости, позволяющей организациям адаптироваться в изменяющейся внешней среде.

5.Регулирование должно быть направлено не на прямое вмешательство в деятельность организаций, а на стимулирование желаемого поведения в отношении инвестирования, инноваций, информатизации.

6.Регулирование должно учитывать объективность интересов участников институциональных соглашений, которые являются неотъемлемой частью предмета регулирования.

7.Внедрение конкурентных механизмов в подотрасли должно развиваться через технологический фактор, а не посредством навязывания конкуренции как способа борьбы с последствиями монополизма. —Адарина Р.Т. Цели и принципы регулирования ресурсоснабжающих подотраслей экономики //  Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2014. - № 1. - С. 43-51.

1.2. Средства и методы антимонопольного регулирования

В современной экономической литературе существуют два уровня интерпретации антимонопольной политики. В узком понимании антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. —Анисимов А.В.Антимонопольная политика как инструмент развития предпринимательства // Шумпетеровские чтения. - 2013. -№ 1.-С. 105-108. При такой трактовке меры антимонопольной политики сводятся к текущему урегулированию проблемы путем пресечения нарушения законодательства. По мнению экспертов, применение административно-правового вмешательства не приводит к улучшению ситуации на рынках, поскольку остаются законсервированы организационные и экономические условия, стимулирующие процессы развития предпринимательства.

В широком понимании проведение антимонопольной политики представляется путем реализации экономических методов, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий, не только федеральными органами исполнительной власти, специализирующимися на конкурентном праве, но органами государственной власти и органами местного самоуправления. Антимонопольная политика рассматривается в виде мер предупредительного характера, направленных на создание новых рынков, предприятий или усиление конкуренции на действующих рынках. Отмечается, что особое значение имеют меры, направленные на формирование новых рынков, предприятий, проконкурентное стимулирующее регулирование на действующих рынках, повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественной монополии, создание инфраструктуры рынков, устранение антиконкурентных административных барьеров и т.д. —Шаститко А.Е. Овчинников М.А. Мобилизационный вариант модернизации конкурентной политики: основания, содержание, следствия // Экономика и институты. - СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. - С. 52-60.

Повышение действенности антимонопольной политики специалистами предлагается путем реализации системы согласованных мероприятий правового и экономического характера с оценкой возможной экономической эффективности принятых решений. В соответствии с этим подходом любые принудительные меры, посредством которых предлагается развитие конкуренции на рынках, искажают суть антимонопольной политики, имеют затратный характер и не действенны. Это относится, в частности, к внедрению механизма биржевой торговли тем или иным товаром административными методами.

В условиях обостряющейся конкуренции на рынках специалистами рассматривается переход к гибкой системе антимонопольного регулирования, основанной на предоставлении хозяйствующим субъектам на развивающихся рынках широкой возможности выбора стратегического поведения. Меры антимонопольного регулирования, по мнению этой группы ученых, будут приниматься с учетом анализа ситуации на рынке; оценки регулирующего воздействия, а также ущерба, нанесенного участникам рынка антиконкурентными действиями. —Князева И.В., Лукашенко О.А. Основные принципы практики антимонопольного регулирования как отражение новых процессов в современной экономике // Российское конкурентное право и экономика. - 2012. - № 4. - С.63.

В условиях освоения компаниями новых перспективных рынков, видоизменения правил конкурентной борьбы, в том числе в регионах, антимонопольные органы сталкиваются в практической деятельности с новыми методами стратегического управления, которые должны получить оценку с точки зрения направленности на ограничение конкуренции.При реализации антимонопольной политики необходимо дифференцировать конкурентные стратегии монополистов, достигших доминирующего положения на региональных рынках благодаря успехам в конкурентной борьбе; монополистов, осуществляющих поставку инновационной продукции за счет ее научно-технического потенциала; монополистов, подавляющих преимущества конкурентов, противодействующих доступу на рынок новых хозяйствующих субъектов. Всесторонняя оценка конкурентного поведения компаний, их рыночной власти позволит принять обоснованные меры по сдерживанию антиконкурентных действий нарушителей антимонопольного законодательства и достигнуть экономического и социального эффекта для потребителей.

Сам факт наличия доминирующего положения на рынке не является достаточной характеристикой той или иной хозяйственной ситуации, основанием для вывода о снижении уровня конкуренции на рынке. Напротив, наличие рыночной власти создают экономическую базу (концентрация ресурсов) и мотивацию для инновационной деятельности. Последнее обстоятельство особенно важно в том смысле, что, как показал Й. Шумпетер, рыночная власть фирмы есть своеобразная плата за научнотехнических прогресс; это заставляет не только по-иному оценить данное явление с точки зрения экономической эффективности рыночных структур, но и увидеть реальную базу формирования конкурентных преимуществ современной фирмы. —Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. –С. 255.

Если укрупнение производства в отрасли может привести, во-первых, к расширению предложения на рынке товаров более высокого качества по более привлекательным ценам и на более выгодных для потребителей продукции условиях, чем готова была предложить каждая из прежде раздельно существующих компаний, а во-вторых, к появлению у конкурентов образовавшейся крупной компании более сильного стимула улучшить характеристики предлагаемой продукции, то государство должно содействовать таким процессам. —Южанов И.А. Государственная конкурентная политика в общей стратегии развития // Вестник Мин-ва по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. - 2010. - № 3. - С.33.

Вместе с тем существует опасность того, что внедрение компаниями новых методов стратегического управления может восприниматься антимонопольными органами в субъектах Российской Федерации неоднозначно и трактоваться одними из них как антиконкурентные действия, другими - как нормальная практика взаимодействия с контрагентами. Такое искажение в применении антимонопольного законодательства приведет либо к несправедливому обвинению и привлечению к административной ответственности невиновного лица, запрету осуществления конкурентных методов стратегического управления и большим экономическим потерям, либо компания будет далее использовать методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие ее, наносящие ущерб конкурентам и потребителям. Поэтому предложение, которое поддерживает ряд ученых, о внедрении в российское антимонопольное регулирование зарубежной практики корпоративных политик по соблюдению требований антимонопольного законодательства на основе управления специфическими для соответствующих компаний рисками представляется актуальным и своевременным.

Важным аспектом антимонопольной политики является повышение действенности законодательных норм, а также снижение бремени для компаний от излишнего антимонопольного регулирования, которое сопряжено со значительными затратами для компаний. Однако существует ряд инструментов антимонопольного регулирования, требующих отмены, в частности, реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товаров более 35 %, который ведется антимонопольными органами с начала их основания. В условиях все большего приближения российского антимонопольного законодательства к нормам законодательства развитых стран применение этого инструментария идет вразрез с идеей повышения качества антимонопольного регулирования. У предпринимательского сообщества существует негативное отношение к данному реестру, который воспринимается как «черный список» монополистов. Попав в этот список, компания считает, что она подвержена риску обвинений в ограничении конкуренции и необоснованным санкциям. Как правило, менеджмент компании предпринимает усилия по исключению из него путем инициирования судебных процедур, неся при этом издержки.

Кроме того, включение компании в реестр накладывает обязательства по предоставлению ею в антимонопольный орган отчетности установленной формы, что является дополнительной нагрузкой.

Несомненно, что нахождение компании в реестре значительно облегчает работу антимонопольных органов по правоприменению. Однако в условиях меняющейся ситуации на рынках существует опасность применить меры антимонопольного регулирования к компаниям, которые находятся в реестре, но уже не занимают доминирующего положения. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо проводить анализ ситуации на рынке в каждом конкретном деле, возбужденном по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Полагаю, это исключит искажения в применении антимонопольного законодательства, позволит достичь большего эффекта для формирования добросовестной конкуренции на рынке. —Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция. -2010. - № 1. - С. 5-20.

Существует связь между проблемой и направлением антимонопольной политики. Эта связь обусловлена сложившимся аппаратом определенного вида политики, который включает целевую функцию политики, методы и инструменты, устойчивые управленческие структуры регулирования (табл. 1).

Таблица 1

Связь между проблемами и видами политики, призванными решать проблему —Адарина Р.Т. Цели и принципы регулирования ресурсоснабжающих подотраслей экономики //  Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2014. - № 1. - С. 49.

Перечень проблем

Вид политики

1

2

1.1. Рост цен

Антимонопольная политика (тарифное регулирование), социальная политика

1.2. Отказ в доступе к услуге

Антимонопольная политика (регулирование условий доступа)

1.3. Различия в доступе к услуге

Антимонопольная политика (тарифное регулирование, регулирование условий доступа), социальная политика

2.1. Низкая

конкурентоспособность

территории

Политика в отношении территории, территориальные схемы планирования, градостроительная политика, социальная политика, экологическая политика

2.2.Низкая эффективность/убыточ-ность

Финансовая политика (бюджетная, амортизационная, налоговая), приватизационная политика

2.3.Высокий износ основных фондов

Инвестиционная политика, приватизационная политика

Продолжение табл. 1

1

2

3.1. Рост транзакционных издержек

Приватизационная политика, политика в области информатизации, политика в области административного управления, политика в области договорных отношений

3.2.Оппортунизм участников сделки

Приватизационная политика, политика в области информатизации, политика в области административного управления, политика в области договорных отношений, экологическая политика

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование деятельностипредприятий-монополистов требует реализации различных направлений и не сводится только к антимонопольной политике. Это порождает необходимость координации самих видов политики, нормативных правовых актов, деятельности различных управленческих структур. В случае отсутствия или низкого уровня такой координации возникают «провалы» государства, и регулирующие воздействия становятся безрезультатными.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Специфика антимонопольной политики России

Главной особенностью монополии в России является то, что она складывалась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика является единым народнохозяйственным комплексом, в котором ни одна фирма не была в полной мере автономной, а была составной частью общегосударственной структуры. То есть командная экономика в СССР была своего рода монополией, которая построена на государственном ценообразовании, на всеобъемлющем директивном планировании, на централизованном распределении материальных ресурсов.

Внутри экономики СССР присутствовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, и они не были самостоятельными хозяйственными субъектами. Главные условия их деятельности определяли такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворить потребности всего государства в каком-либо продукте поручалось всего одному-двум предприятиям.

В результате монополисты в советское время имели очень узкую специальность, например, один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ) 5 . Следовательно, если прекратил бы свою деятельность хоть один из подобных заводов, то это было бы губительно для советской экономики, так как отсутствовали предприятия, занимающиеся аналогичным производством. В конце 80-х гг. более 1100 предприятий являлись монополистами в своей сфере. Из 327 существовавших тогда товарных групп 290 (а это 89%) было склонно к сильной монополизации.

Еще одно свойство экономики СССР – непропорциональное развитие крупных хозяйственных субъектов и предприятий малого и среднего бизнеса по сравнению с развитыми странами. В Советском Союзе в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Самой высокая концентрация приходилась на такие отрасли, как металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Чаще всего получалось, что именно одно-два предприятия, которые выпускали данную продукцию, и диктовали свои условия покупателям. И так как был постоянный дефицит товара, спрос потребителей на продукцию не падал, несмотря даже на плохое качество товара, завышенные цены и ограниченность ассортимента.

Но полностью сравнивать монополию в Советском Союзе и капиталистические монополии не стоит, так как существуют существенные отличия между ними. К таким отличиям можно отнести:

  1. Так как советские монополисты не имели большой самостоятельности, то не было особого злоупотребления своим положением, как это часто бывало в капиталистических странах.
  2. Монополии в капиталистических странах чаще всего образовались «снизу», в результате конкурентной борьбы, а монополии в СССР возникали «сверху» и осуществляли свою деятельность в неестественных условиях.
  3. В капиталистических странах монополистами преимущественно становились лидеры в той или иной сфере, которые обладали новейшими технологиями производства, имели научный и производственный потенциально, а в условиях СССР монополии часто возникали на основе отсталых технологий.
  4. Так как монополии в капиталистических странах участвовали в международном разделении труда, им приходилось то подстраивать свою продукцию под те условия, чтобы быть конкурентоспособными на рынке, то постоянно совершенствовать продукцию, что положительно сказалось и на их внутреннем рынке, а социалистические монополии не всегда выходили даже на региональный уровень.
  5. В Советском Союзе сильно влияло такое последствие монополизации, как Х-неэффективность. Она проявлялась в завышенных издержках, особенно в энерго– и материалоемких, в плохом качестве продукции, в медленном темпе пополнения ассортимента товаров.

При осуществлении рыночный реформы в Российской Федерации монополизм резко усилился. Это было вызвано распадом Советского Союза и ослаблением экономических отношений с бывшими государствами СССР. На сократившиеся территории к уже существующим монополистам еще со времен СССР добавились новые монополисты. Именно тогда резко и встал вопрос о необходимости разработки и проведения антимонопольной политики в России.

Практически любая антимонопольная политика государства сводится к использованию выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее негативных последствий, которые связаны с уменьшением конкуренции на товарных и иных рынках.

Специфика монополий в России повлияла и на законодательное регулирование их деятельности. В капиталистических странах монополии возникли при существовании рыночных отношений, и государство, чтобы предотвратить вымирание конкуренции, стало применять ограничивающие нормы. Законодательство России о конкуренции стало формироваться при уже имеющихся сильных монополиях и только формирующихся рыночных отношениях. Поэтому основными задачами государства в нашей стране являются не только ограничение монополизма, контроль над соблюдением правил конкуренции и наказание за нарушения этих правил, но и создание конкурентной среды.

Первый закон, который был направлен на антимонопольное регулирование экономики в России, появился в 1991 г. – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.

В период с 1991 по 1999 гг. было принято множество необходимых законов, которые составили организационно-правовую базу для регулирования монополий. Например, законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г., «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г., «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., «О рекламе» от 18 июля 1996 г., «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства. —Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения. – 2009.  - № 7. – С. 18-21.

Но в 1999 г. антимонопольному законодательству требовались качественные доработки. Появилась необходимость в усовершенствовании всей правовой базы, чтобы она могла эффективней пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, использовать негативные санкции к физическим и юридическим лицам, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Поэтому возникла необходимость в создании Правительством в 1999 г. Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Оно было создано на базе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, который не смог достигнуть эффективных результатов в создании полноценной конкуренции.

В МАП входит несколько органов, такие как Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП); возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

Но все меры, которые были предприняты государством, на сегодняшний день недостаточны для создания полноценной конкурентной среды. Специалисты выделяют ряд причин не очень высокого уровня развития конкуренции в России:

- приватизация не привела к образованию эффективных собственников, заботившихся о развитии предприятия;

- не использованы полностью плюсы принудительной реорганизация предприятий, которая облегчила бы массовое появление новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

- предпринимательская деятельность не развивается должным образом. —Калентьева Н.А. Монополизация как закон-тенденция развития современной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. -  № 10 (72). - С. 31-35.

Для развития малого бизнеса в России необходимы: льготное налогообложение, доступные кредиты, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же усилия государства недостаточны для поддержки малого бизнеса и многие важные условия для развития малого бизнеса не реализованы на практике.

Одними из самых важных мер антимонопольного регулирования в России являются ограничительные меры. Они формулируются в законе «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, нарушающим нормативно-правовые акты в сфере антимонопольной политики. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые неблагоприятно сказываются на развитии конкурентной среды.

В запреты на монополистическую деятельность входят запреты, которые направлены против соглашения. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление компаниями своим господством. Именно такие злоупотребления чаще всего и являются нарушением антимонопольного законодательства.

Также не редкость, когда контрагенту навязывают невыгодные условия договора, нарушение порядка ценообразования, встречается скоординированная деятельность компаний, которая направлена на ограничение конкуренции.

Основные антимонопольные меры, действующие в настоящее время в РФ, сводятся к следующим: запрещается устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения для того, чтобы возникал дефицит или повысилась цена, принуждать контрагента заключать договор, содержащий невыгодные для него условия, вносить в договор дискриминирующие условия, ставящие контрагента в неравное положение по сравнению с конкурентами, ограничивать выход на рынок (или уход с него) другим компаниям, заставлять контрагента не соглашаться на заключение договоров с определенными покупателями (заказчиками), где есть возможность произвести или поставить нужный товар.

2.2. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и зарубежных странах

До Первой мировой войны антимонопольное законодательство в разных странах не особо развивалось. Но с конца 1930-х гг. начали часто использовать антитрестовское законодательство. Именно оно было главным механизмом влияния на бизнес и процесс организации промышленности. Для начала стоит проанализировать развитие антимонопольного законодательства в США и применение его на практике.

Базисом американского антитрестовского законодательства являются три нормативно-правовых акта: закон Шермана, закон Клейтона и закон «О Федеральной торговой комиссии». Закон Шермана («Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий») был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Когда его приняли, в 14 штатах уже действовали местные законы, которые были направлены на борьбу с негативным влиянием монополий на рынок.

Основные принципы закона Шермана:

- в соответствии со ст. 1 признается нелегальным любой договор, объединение в виде треста или в иной форме, а также сговор для ограничения развития промышленности и торговли с различными штатами или иностранными государствами. Лицу, которое признано виновным, назначается штраф или тюремное заключение;

- ст. 2 определяет виновным в нарушении антитрестовского законодательства лицо, которое пытается монополизировать или уже монополизировало часть промышленности или торговли между различными штатами либо с иностранными государствами. Наказанием в данном случае устанавливается штраф или тюремное заключение.

В 1914 г. в Конгрессе США членом палаты представителей Г. Клейтоном были озвучены проекты четырех «биллей», в которых:

- указывалось понятие незаконных сделок;

- назначались меры, которые препятствовали слиянию совета директоров трестов;

- устанавливалось определение нечестных методов конкуренции;

- вводился запрет на дискриминацию в ценах и планировалось создание межпалатной торговой комиссии в качестве органа, отвечающего за реализацию антитрестовских законов.

В результате 15 октября 1914 г. был принят «Закон Клейтона», который дополнил уже существующие законы в антимонопольной сфере.

«Закон об образовании Федеральной торговой комиссии» был принят незадолго до принятия «Закона Клейтона» – 26 сентября 1914 г. В этом законе были обозначены полномочия и компетенция Федеральной торговой комиссии США. Эта комиссия была образована для контроля над действиями, которые нарушали бы антитрестовское законодательство, и пресечением их. В ФТК США входят пять человек, назначающиеся Президентом США по рекомендации и с одобрения Сената сроком на семь лет, но не менее трех членов комиссии должны состоять в той же политической партии, что и Президент. Президент США назначает и Председателя комиссии.

Уже после Второй мировой войны антимонопольное законодательство стало развиваться в большинстве стран. Одной из целей формирования Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 г. являлась координация антимонопольного регулирования в европейских государствах.

В Римском договоре о создании Европейского экономического сообщества были установлены основные нормы общеевропейской антимонопольной доктрины и механизм осуществления конкурентной политики на европейском уровне. Например, в ст. 3 сформулированы характеристики общего рынка; ликвидация торговых барьеров между странами-членами и образование конкурентной политики считаются гарантией отсутствия преград в развитии торговли. Нужно заметить, что конкурентная политика является составной часть базисных принципов и норм, позволяющих регулировать рынок.

Инструменты реализации на практике конкурентной политики Европейского экономического союза определены статьями 85–94 Римского Договора и Закона Совета ЕЭС «По контролю над концентрацией предпринимательской деятельности» (так называемый закон «О слияниях»). Они координируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств-членов ЕЭС, которая может вызвать изменения в условиях конкуренции.

Антимонопольная политика Японии имеет ряд своих особенностей. Для осуществления определенных действий в Японии требуется предварительное согласие. К таким действиям относятся:

- образование совместно управляемой компаний;

- наследование всей компании либо ее части;

- прием в аренду всей компании либо ее части;

- назначение на управление всей компанией или главной ее частью.

Также в Японии не разрешается совершение сделки или реорганизации компании, в результате которых будет значительно ограничиваться конкуренция. Предприятие в Японии не может контролировать более 25% рынка либо переместиться на первую позицию в отрасли по количеству выпускаемой продукции (оказанных услуг) в результате слияния предприятий.

Для развития в России рыночных отношений нужно опираться на зарубежный опыт антимонопольной политики. Больше всего следует опираться на этот опыт в международной деятельности Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства (МАП РФ).

Законодательство Российской Федерации в антимонопольной сфере разрабатывалось аналогично антитрестовскому законодательству США, но при этом они имеют множество отличий. Например, законодательство России предполагает излишнее вмешательство антимонопольного органа. Антимонопольный орган является инициатором судебных дел, а это может приводить к злоупотреблению властью для негативного воздействия на неугодные хозяйственные субъекты рынка. Лучше было бы следовать традиционному процессу, который включал бы в себя истца и ответчика. Причем в роли истца должны быть хозяйствующие субъекты, испытавшие недобросовестную конкуренцию по отношению к себе со стороны монополиста, который и должен быть в роли ответчика.

Антитрестовское законодательство США создавалось тогда, когда система свободной конкуренции пыталась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала, который делал рыночную экономику еще эффективнее. Преимуществом экономической системы США в данном случае можно отметить то, что она не препятствовала концентрации производства и централизации капитала, благодаря этому в экономике США стали развиваться крупные компании, которые в дальнейшем и стали ТНК.

Российское антимонопольное законодательство принималось в иных условиях, чем американское. Экономика России в то время являлась разновидностью монополистической рыночной структуры, где монопольная власть принадлежала отраслевым министерствам и различным главкам. В капиталистических странах монополии возникали «снизу», в результате конкурентной борьбы, которая приводила к централизации производства и капитала. Антимонопольные органы власти, отталкивающиеся от нормативно-правовых актов в антимонопольной сфере, ограничивали сильное развитие монополизации.

Понятно, что продуктивность жесткого централизованного управления, опирающегося на административные методы, уменьшается с большим увеличением количества управленческих связей. Именно поэтому государственные министерства и ведомства стремились ограничить рост таких связей с помощью концентрации производства определенных групп товаров в границах узкого количества хозяйственных субъектов, что привело к высокомонополизированной экономике.

Антитрестовское законодательство США нацелено на предотвращение излишней концентрации хозяйственных субъектов, а антимонопольное законодательство России – на разукрупнение уже сложившихся монополий. Также они различны из-за того, что действуют в разных условиях, следовательно, направлены на интересы разных социально-экономических субъектов, но по содержанию эти законы похожи, например, это проявляется в ограничениях и санкциях в обеих странах. Еще к сходству антимонопольной политики России и США относятся формы недобросовестной конкуренции, внесенные в законодательство, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с аналогичной продукцией конкурентов, незаконное использование интеллектуальной собственности и так далее.

Проанализировав антимонопольные законодательства России и США, можно выделить их сходство – законодательства обеих стран действуют против крупного капитала. Но в США представители крупного капитала, благодаря образованию доверительной собственности, смогли нейтрализовать влияние такого регулирования, а представителям крупного капитала в России нечего ответить на такое влияние. При этом любому государству нужны крупные национальные компании, которые были бы конкурентоспособными на международном рынке, но следует найти «золотую» середину между интересами крупного капитала и интересами общества. Крупный капитал не должен негативно влиять на общественное благосостояние при сбыте своей продукции на внутреннем рынке.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день антимонопольная политика в России развита недостаточно хорошо, но при правильном участии государства есть тенденции к совершенствованию антимонопольной сферы. Немаловажно для России то, что антимонопольная политика государства будет эффективна не только для монополий открытого и закрытого типов, но и для естественных монополий.

2.3. Задачи и перспективы российскойантимонопольной политики

Исторически монополииРоссииохватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.Многие монополии действовали с согласия и при прямой поддержке правительства. Следовательно, российским отраслевым рынкам требуется специфическое антимонопольное регулирование. Целью такого регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, борьба с недобросовестной конкуренцией.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, в нашей стране все еще низкий уровень конкуренции, развитию которой препятствуют:

-наличие высоких входных барьеров в отрасль (необходимость получения неоправданных разрешений и лицензий, бюрократизация и криминализация многих секторов экономики);

-преобладание высококонцентрированных отраслей;

-избыточный государственный протекционизм многих компаний;

-антикризисные меры;

-незавершенность преобразований в области либерализации экономики. —Тарзилова А.Н. Антимонопольная политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2014. - № 6. – С. 42-48.

Как показывает статистика, из года в год больше всего нарушений совершается на рынке электроэнергетики, в сфере ЖКХ, на химическом рынке. Треть от общего количества нарушений приходится на естественные монополии.По оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), ФСК РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и РЖД обеспечивают 13,5 % ВВП и 16 % всей прибыли страны, а на этих предприятиях задействовано более 4 % занятых в экономике. Доля нефтегазового сектора в доходах федерального бюджета за 2013 г. составила 48 %. —Жучков А.Ю. Проблемы и перспективы развития естественных монополий в национальной экономике // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 10. – С. 60-52.

Отличительной особенностью естественных монополий в России являетсяконцентрация большей части прав собственности во владении других монополизированных структур через систему участий.Так, в список аффилированных лиц «Газпрома» за 2013 год входит более 200 позиций, куда включены не только компании, но и частные лица. Показательным является также передел собственности, произошедший после реформы электроэнергетики. В результате приватизации генерирующих компаний большая их часть оказалась в собственности ОАО «Газпром» и других монополизированных структур (рис.1). Вместо создания конкурентного рынка получили усиление вертикально-интегрированных структур, что породило проблему разработки 4-ого пакета антимонопольного регулирования.

Рис.1. Доля крупнейших акционеров в российской электрогенерации

Политика тарифообразования естественных монополий и объемы производственного потребления продукции реальным сектором экономики оказывают непосредственное влияние на интенсивный рост национальной экономики и стабильность ее развития.Например, в условиях снижения уровня платежеспособного спроса и дефицита денежных средств именно рост тарифов на продукцию естественных монополий способствовал снижению объемов производства во всех отраслях экономики страны. В результате в конце 1990-х гг. газовая отрасль, электроэнергетика и железнодорожный транспорт сыграли роль фактически основных доноров российской экономики, при этом переживая кризис неплатежей и недоинвестирования в свои основные фонды.

Рост платежеспособного спроса в начале 2000-х гг. способствовал восстановлению национальной экономики, в том числе и отраслей естественных монополий. Естественные монополии были вынуждены повышать тарифы, которые в этот период устойчиво опережали динамику промышленных цен в целом, спровоцировав рост инфляции в начале 2000-х гг. При этом, незначительный рост тарифов в газовой отрасли стал возможен благодаря субсидированию «Газпромом» внутренних цен за счет внешних. —8Радюкова Я.Ю., Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. 2012.-№ 1. - С. 133-141.

Одновременно с ростом тарифов на товары и услуги естественных монополий в последнее десятилетие наблюдается значительный по сравнению с другими отраслями экономики рост численности занятых в отраслях естественных монополий, заработной платы, удельного веса монополий в инвестициях и др.Показатели деятельности естественных монополий Российской Федерации в 2013 году в сравнении с показателями в среднем по российской экономике, представлены в таблице2.

Таблица2

Показатели деятельности естественных монополий Российской Федерациив 2013 году в сравнении с показателями в среднемпо российской экономике —Основные показатели деятельности естественных монополий / Федеральная служба государственной статистики РФ. 2014.

Сферы деятельности естественной монополии

Рентабельность проданных товаров, услуг (сальдирова нный финансовый результат в % к себестоимости)

Разница в рентабельности по отношению к среднероссийскому уровню, %

Среднемесячная заработная плата работников

Коэффициент превышения над среднемесячной заработной платой в среднем в РФ (раз)

Выплаты социального характера в среднем на 1 работника в месяц

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

23,4

13,40

60812,2

2,90

1885,7

Транспортировка газа по трубопроводам

30,8

20,80

35749,8

1,71

2356,1

Услуги по передачи электрической

энергии

13,8

3,80

26966,2

1,29

700,2

Железнодорожные перевозки

7,5

-2,50

27153,0

1,30

853,6

Услуги портов

39,2

29,20

26578,8

1,27

587,1

Услуги аэропортов и транспортных терминалов

30,1

20,10

32390,0

1,55

1166,7

Услуги почтовой связи

-8,6

-18,60

11710,9

0,56

85,3

Услуги электрической связи

21,3

11,30

33743,9

1,61

1045,8

Услуги по оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике

27,6

17,60

76593,4

3,66

2447,2

По данным таблицы2 можно отметить, что под воздействием усиливающихся глобализационных процессов естественные монополии становятся ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы в целом. Однако, многие российские производители оказались вытеснены с внешнего и внутреннего рынка, будучи не в состоянии противостоять иностранным конкурентам, что связано с низким уровнем технологического оснащения и соответственного неудовлетворительного качества продукции.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы России определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

На политическом уровне задаются ценностные цели конкурентной политики (рис.2).

Рис.2. Цели конкурентной политики —Мальцева О.В. Государственная конкурентная политика как форма поддержки конкурентоспособности предпринимательских структур // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-2011.-№ 1.- С. 21 – 24.

Трудности, связанные с реализацией антимонопольной политики, вызваны в первую очередь тем, что регулирование монополистической деятельности по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментов пригодных для создания рыночных отношений.

Для достижения задач государственной антимонопольной политики, направленных на стимулирование и развитие конкуренции, необходимо использование модели интегрированной системы управления и поддержания конкуренции и обеспечения условий для развития предпринимательской деятельности.

В рамках реализации дорожной карты проекта "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" пройдут 80 мероприятий, направленных на снижение доли государственного сектора в экономике, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий и на рынке медицинских услуг, лекарственных препаратов, авиаперевозок, нефтепродуктов, услуг связи и дошкольного образования.

Задачи ФАС России на 2014 г. и ближайшие 5 лет:

  • выполнение мероприятий "дорожной карты" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" и решений Правительственной Комиссии по развитию конкуренции;
  • принятие "четвертого антимонопольного пакета" и поправок в ст. 178 УК РФ;
  • упразднение Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях";
  • сокращение количества мелких антимонопольных расследований и дел, концентрация на крупных расследованиях;
  • срочное принятие Правил недискриминационного доступа к почтовой и электросвязи, железнодорожным перевозкам, аэропортам, морским и речным портам, к газовой трубе;
  • реформирование системы госзаказа для нужд малого и среднего бизнеса;
  • ужесточение 223-ФЗ и формирование лучших и худших практик ("белая и черная книги");
  • начало применения административного обжалования в строительстве.

Конечные цели ФАС России в среднесрочной перспективе:

  • повышение эффективности как защитных, так и активных мер по развитию конкуренции;
  • вхождение России в десятку лучших стран мира в сфере правоприменения;
  • активизация совместных международных расследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антимонопольная политика - комплекс государственных мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Главная цель антимонопольной политики заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

- свобода экономической деятельности;

- свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;

- дифференциация и защита личных и общественных интересов;

- поощрение отношений конкуренции;

- предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;

- специализация регулирования природных и государственных монополий.

Существующие на сегодняшний день меры государственной конкурентной политики можно разделить на три группы: стимулирующие меры, ограничительные и меры по защите конкуренции.

К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.

Ограничительные меры, которые должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией.

Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.

Другими словами, конкурентная политика включает две группы методов: активные, нацеленные на создание и усиление конкуренции на рынках, и защитные, предназначенные для предотвращения ее ограничения.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, вРоссии оченьнизкий уровень конкуренции, развитию которой препятствуют:

-наличие высоких входных барьеров в отрасль (необходимость получения неоправданных разрешений и лицензий, бюрократизация и криминализация многих секторов экономики);

-преобладание высококонцентрированных отраслей;

-избыточный государственный протекционизм многих компаний;

-антикризисные меры;

-незавершенность преобразований в области либерализации экономики.

На сегодняшний день антимонопольная политика в России развита недостаточно хорошо, большинство факторов, осложняющих развитие конкуренции в российских условиях, не может быть устранено с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. Требуются меры активной конкурентной политики, включая повышение защиты прав собственности, расширение эко-номической свободы, снятие инфраструктурных ограничений. Антимонопольная политика – лишь один из инструментов развития конкуренции, роль которого чрезвычайно важна, но не абсолютна. Результативность антимонопольной политики в России ограничена еще и значительно более широким, чем в странах с развитой рыночной экономикой, набором сфер ответственности антимонопольного органа, что в условиях ограниченных ресурсов не всегда позволяет в полной мере сосредоточиваться на действительно важных задачах.

Россия имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодатель-ства. Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых мо-нопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

законодательные материалы

  1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013)
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями на 4 июня 2014).
  3. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Книги

  1. Гальперин В.М., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. – М.: ИН-ФРА-М, 2013. – 345 с.
  2. Микро– и макроэкономика: энциклопедический словарь / под общ. ред. Г. С. Вечканова. СПб.: Издательство «Лань», 2010.  -319 с.
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 495 с.
  4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. – 366 с..

Периодические издания

  1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция. -2010. - № 1. - С. 5-20.
  2. Адарина Р.Т. Цели и принципы регулирования ресурсоснабжающих подотраслей экономики //  Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2014. - № 1. - С. 43-51.
  3. Анисимов А.В.Антимонопольная политика как инструмент развития предпринимательства // Шумпетеровские чтения. - 2013. -№ 1. - С. 105-108.
  4. Жучков А.Ю. Проблемы и перспективы развития естественных монополий в национальной экономике // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 10. – С. 60-52.
  5. Званбая С.О., Джабарова А.Р., Носенкова М.Ю. Особенности современной антимонопольной политики, основные ее методы // Вестник Академии. 2014. - №1. - С. 156-164.
  6. Калентьева Н.А. Монополизация как закон-тенденция развития современной экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. -  № 10 (72). - С. 31-35.
  7. Князева И.В., Лукашенко О.А. Основные принципы практики антимонопольного регулирования как отражение новых процессов в современной экономике // Российское конкурентное право и экономика. - 2012. - № 4. - С. 59-64.
  8. Мальцева О.В. Государственная конкурентная политика как форма поддержки конкурентоспособности предпринимательских структур // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - № 1.- С. 21 – 24.
  9. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая экономика и международные отношения. – 2009.  - № 7. – С. 18-21.
  10. Основные показатели деятельности естественных монополий / Федеральная служба государственной статистики РФ. 2014.
  11. Рагулина Ю. В. О конкурентоспособности отечественной экономики // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 486–491.
  12. Радюкова Я.Ю., Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. 2012. - № 1. - С. 133-141.
  13. Тарзилова А.Н. Антимонопольная политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2014. - № 6. – С. 42-48.
  14. Шаститко А.Е. Овчинников М.А. Мобилизационный вариант модернизации конкурентной политики: основания, содержание, следствия // Экономика и институты. - СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. - С. 52-60.
  15. Южанов И.А. Государственная конкурентная политика в общей стратегии развития // Вестник Мин-ва по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. - 2010. - № 3. - С. 3-33.

Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ: ЦЕЛИ, ПРОЛЕМЫ, МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

3. Антимонопольная политика

4. Антимонопольная политика государства

5. Кредитно-денежная политика: ее цели и инструменты. Современная банковская система и кредитно-денежная политика в России

6. Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

7. Гос соц политика: сущность, цели , функции

8. Оборотные средства и эффективность их использования в ООО Кооператив Курортный

9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ

10. Налоговая политика в России: цели, методы и проблемы