Новости

Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность

Работа добавлена:






Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность на http://mirrorref.ru

Антимонопольная политика: цели, средства, эффективность

Сверидов Кирилл Николаевич ЭН-22

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА 5

1.1. Понятие, цели и принципы антимонопольной политики 5

1.2. Средства и методы антимонопольного регулирования 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 17

2.1. Специфика антимонопольной политики России 17

2.2. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и зарубежных странах 22

2.3. Задачи и перспективы российской антимонопольной политики 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная организация отраслевых рынков невозможна без осуществления оптимальной политики государства. Развитие конкурентности рынков - главная цель и важнейший показатель системы результативности системы товарной организации хозяйствования. Экономическая результативность функционирования отраслевых рынков обусловлена особенностями поведения на них продавцов и покупателей, которое в определенной мере зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков, т.е. количества продавцов и покупателей, наличия разного уровня барьеров входа на конкретный отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.

Развитие основного рыночного механизма - конкуренции - вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска, и таким образом составляет основу экономической эффективности. Отсюда вытекает антимонопольная направленность государственной политики.

Антимонопольная политика имеет особое значение для государственной экономики стран, особенно это касается России. Актуальность обусловлена тем фактом, что в нашей стране монополизация рынка выше по сравнению со странами, где исторически сложилось рыночное хозяйство: современная экономика унаследовала от СССР высокую степень концентрации производства во многих отраслях хозяйства.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Антимонопольная политика в синтезе с поддержкой малого бизнеса выступает важным условием эффективного развития социально-экономической сферы России.

Актуальность, теоретическая разработка и практическая значимость проблемы антимонопольного регулирования  обусловили выбор темы, а также цель и задачи исследования.

Цель работы – рассмотреть цели, средства и эффективность антимонопольной политики.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- изучить понятие,цели и принципы антимонопольной политики;

- раскрыть средства и методы антимонопольного регулирования;

- выявить отличительные особенности антимонопольной политики России;

- провести сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и зарубежных странах;

- определить задачи и перспективы российской антимонопольной политики.

Объектом исследованияявляется антимонопольная политика развитых стран.

Предметом исследованияявляются особенности эффективного регулирования монополий в специфической российской макроэкономической среде.

Теоретической и методологической основой работыпослужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения антимонопольного регулирования.

ГЛАВА 1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СРЕДСТВА

1.1. Понятие, цели и принципы антимонопольной политики

Прежде, чем рассмотреть вопросы, связанные с антимонопольной политикой, необходимо понять сущность самой монополии.

Понятие «монополия» многоаспектное, и поэтому существует множество его определений с трех точек зрений:

1. с точки зрения рыночной структуры,

2. с точки зрения рыночного поведения,

3. с точки зрения рыночных итогов.

Исходя из рыночной структуры, монополия – форма рынка, в условиях которой весь объем предложения приходится лишь на одного субъекта. Но при этом подходе нужно уделить внимание установлению пространственных границ, за рамки которых господство данного субъекта не выйдет. В экономике такое пространство называется отраслью. Следовательно, имеет место еще одно определение понятия «монополия». Монополия – это явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. —Званбая С.О., Джабарова А.Р., Носенкова М.Ю. Особенности современной антимонопольной политики, основные ее методы // Вестник Академии. 2014. - №1. - С. 156-164.

Рассматривая определение монополии в аспекте рыночного поведения, теория монополии изучает применение субъектом главных инструментов, таких как цена, реклама. В условиях монополии субъект пользуется этими инструментами, не принимая во внимание конкуренцию, а, следовательно, и интересы конкурентов.

Рассматривая монополию со стороны рыночных итогов, теория монополии показывает, что в монополистических условиях итоги взаимосвязаны со следующими факторами:

-  монопольно высокими ценами;

- ограниченной готовностью монополии к инновациям.

В современной экономической литературе выделяют несколько признаков монополии:

1. в условиях монополии существует один продавец и большое количество покупателей;

2. у производимой продукции отсутствуют товары-заменители, т.е. она своего рода уникальна;

3. новым компаниям почти невозможно зайти на рынок из-за барьеров;

4. сложно получить полную информацию обо всем рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая. Закрытая - это монополия, которая охраняется от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д. —Рагулина Ю. В. О конкурентоспособности отечественной экономики // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 486–491.

Естественная монополия складывается в той отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный объем производства близок к количеству или превышает то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, необходимой для покрытия издержек производства.

Открытая монополия –монополия, в которой одна компания, по крайнее мере на определенный период времени, является единственным поставщиком продукции, но при этом у нее нет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм могут служить фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. —Микро– и макроэкономика: энциклопедический словарь / под общ. ред. Г. С. Вечканова. СПб.: Издательство «Лань», 2010.

Такая классификация монополий условна, не факт, что все компании-монополисты в обязательном порядке должны относиться к одному из трех этих видов. Некоторые из них могут относиться сразу к нескольким видам монополий, например, компании, которые обслуживают телефонную связь, также электрические и газовые фирмы. Они могут относиться как к естественной монополии, т.к. существует эффект экономии на масштабах, так и к закрытой монополии, т.к. существуют юридические барьеры для конкуренции.

Нужно отметить, что существует и простая монополия. Простая монополия – это такая монополия, которая в определенный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене своим потребителям.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 495 с.

На практике можно считать почти все монополии открытыми, так как те легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкуренции, могут быть отменены судом, а все плюсы естественной монополии сведутся на нет преобразованиями в технологиях. К тому же все монополии зависимы от влияния конкуренции с точки зрения товаров-субститутов.

Особый вид монополий – международные монополии. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но интернациональны по сфере своей деятельности. Вторая разновидность – собственно международные монополии.Гальперин В.М., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. – М.: ИН-ФРА-М, 2013. – 345 с.

Антимонопольная политика - комплекс государственных мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Цели могут разделяться по масштабам действия на глобальные и локальные, что в российской практике обусловлено федеральным устройством государства и административнотерриториальным делением. То есть можно выделять цели, устанавливаемые федеральным правительством, региональными правительствами и органами местного самоуправления.

Также цели разделяются по их функциям по отношению к обществу. Традиционно выделяют экономические, социальные, политические, правовые, экологические, производственные цели. Функциональное разделение позволяет определить тип и форму ожидаемых эффектов (результатов). В соответствии с этим выделяют экономическую, социальную, политическую, экологическую, производственную эффективность и эффекты.

В зависимости от целей разрабатываютсяпринципы государственного регулированиямонополий. Принципы упорядочивают деятельность правительства и являются тем основанием, которое должно примирить разнонаправленность целей во времени (долгосрочные и краткосрочные), по ареалу действия (глобальные и локальные), уровням принятия решения (федеральный центр, регионы, муниципалитеты).

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

- свобода экономической деятельности;

- свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;

- дифференциация и защита личных и общественных интересов;

- поощрение отношений конкуренции;

- предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;

- специализация регулирования природных и государственных монополий.

Изучение опыта регулирования государствоммонополий за рубежом и в нашей странепозволило сформулировать принципы регулирования на современном этапе.

1.Регулирование должно быть построено на объективности монополизма подотрасли.

2.Регулирование должно быть направлено на устранение отрицательных последствий деятельностипредприятий и стимулирование положительных.

3.Регулирование должно быть направлено на достижение, прежде всего, социальных целей, но необходимым условием для этого должна стать экономическая эффективностьпредприятий.

Экономическая эффективность как максимизация экономических выгод по отношению к затратам является условием достижения эффектов в других сферах, так как создает источник финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на решение экологических, социальных и других задач. В общем смысле экономическая эффективность деятельностипредприятий можно определит следующим образом:

                                                                                   (1)

где ЭЭ — экономическая эффективность деятельностипредприятий;

ПРРСО — прибыльпредприятий;

ДН — прирост реальных доходов населения в результате роста ценовой доступноститоваров (работ,услуг);

Д — прирост налоговых поступлений отпредприятий;

3РСО — затраты предприятий;

3Б — бюджетные затраты на субсидирование производителей и потребителейтоваров (работ, услуг).

4.Регулирование, являясь затратным процессом, должно стремиться к минимизации издержек и превышению выгод регулирования над затратами.

5.Регулирование не должно препятствовать гибкости, позволяющей организациям адаптироваться в изменяющейся внешней среде.

5.Регулирование должно быть направлено не на прямое вмешательство в деятельность организаций, а на стимулирование желаемого поведения в отношении инвестирования, инноваций, информатизации.

6.Регулирование должно учитывать объективность интересов участников институциональных соглашений, которые являются неотъемлемой частью предмета регулирования.

7.Внедрение конкурентных механизмов в подотрасли должно развиваться через технологический фактор, а не посредством навязывания конкуренции как способа борьбы с последствиями монополизма. —Адарина Р.Т. Цели и принципы регулирования ресурсоснабжающих подотраслей экономики //  Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2014. - № 1. - С. 43-51.

1.2. Средства и методы антимонопольного регулирования

В современной экономической литературе существуют два уровня интерпретации антимонопольной политики. В узком понимании антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. —Анисимов А.В.Антимонопольная политика как инструмент развития предпринимательства // Шумпетеровские чтения. - 2013. -№ 1.-С. 105-108. При такой трактовке меры антимонопольной политики сводятся к текущему урегулированию проблемы путем пресечения нарушения законодательства. По мнению экспертов, применение административно-правового вмешательства не приводит к улучшению ситуации на рынках, поскольку остаются законсервированы организационные и экономические условия, стимулирующие процессы развития предпринимательства.

В широком понимании проведение антимонопольной политики представляется путем реализации экономических методов, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий, не только федеральными органами исполнительной власти, специализирующимися на конкурентном праве, но органами государственной власти и органами местного самоуправления. Антимонопольная политика рассматривается в виде мер предупредительного характера, направленных на создание новых рынков, предприятий или усиление конкуренции на действующих рынках. Отмечается, что особое значение имеют меры, направленные на формирование новых рынков, предприятий, проконкурентное стимулирующее регулирование на действующих рынках, повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественной монополии, создание инфраструктуры рынков, устранение антиконкурентных административных барьеров и т.д. —Шаститко А.Е. Овчинников М.А. Мобилизационный вариант модернизации конкурентной политики: основания, содержание, следствия // Экономика и институты. - СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2010. - С. 52-60.

Повышение действенности антимонопольной политики специалистами предлагается путем реализации системы согласованных мероприятий правового и экономического характера с оценкой возможной экономической эффективности принятых решений. В соответствии с этим подходом любые принудительные меры, посредством которых предлагается развитие конкуренции на рынках, искажают суть антимонопольной политики, имеют затратный характер и не действенны. Это относится, в частности, к внедрению механизма биржевой торговли тем или иным товаром административными методами.

В условиях обостряющейся конкуренции на рынках специалистами рассматривается переход к гибкой системе антимонопольного регулирования, основанной на предоставлении хозяйствующим субъектам на развивающихся рынках широкой возможности выбора стратегического поведения. Меры антимонопольного регулирования, по мнению этой группы ученых, будут приниматься с учетом анализа ситуации на рынке; оценки регулирующего воздействия, а также ущерба, нанесенного участникам рынка антиконкурентными действиями. —Князева И.В., Лукашенко О.А. Основные принципы практики антимонопольного регулирования как отражение новых процессов в современной экономике // Российское конкурентное право и экономика. - 2012. - № 4. - С.63.

В условиях освоения компаниями новых перспективных рынков, видоизменения правил конкурентной борьбы, в том числе в регионах, антимонопольные органы сталкиваются в практической деятельности с новыми методами стратегического управления, которые должны получить оценку с точки зрения направленности на ограничение конкуренции.При реализации антимонопольной политики необходимо дифференцировать конкурентные стратегии монополистов, достигших доминирующего положения на региональных рынках благодаря успехам в конкурентной борьбе; монополистов, осуществляющих поставку инновационной продукции за счет ее научно-технического потенциала; монополистов, подавляющих преимущества конкурентов, противодействующих доступу на рынок новых хозяйствующих субъектов. Всесторонняя оценка конкурентного поведения компаний, их рыночной власти позволит принять обоснованные меры по сдерживанию антиконкурентных действий нарушителей антимонопольного законодательства и достигнуть экономического и социального эффекта для потребителей.

Сам факт наличия доминирующего положения на рынке не является достаточной характеристикой той или иной хозяйственной ситуации, основанием для вывода о снижении уровня конкуренции на рынке. Напротив, наличие рыночной власти создают экономическую базу (концентрация ресурсов) и мотивацию для инновационной деятельности. Последнее обстоятельство особенно важно в том смысле, что, как показал Й. Шумпетер, рыночная власть фирмы есть своеобразная плата за научнотехнических прогресс; это заставляет не только по-иному оценить данное явление с точки зрения экономической эффективности рыночных структур, но и увидеть реальную базу формирования конкурентных преимуществ современной фирмы. —Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. –С. 255.

Если укрупнение производства в отрасли может привести, во-первых, к расширению предложения на рынке товаров более высокого качества по более привлекательным ценам и на более выгодных для потребителей продукции условиях, чем готова была предложить каждая из прежде раздельно существующих компаний, а во-вторых, к появлению у конкурентов образовавшейся крупной компании более сильного стимула улучшить характеристики предлагаемой продукции, то государство должно содействовать таким процессам. —Южанов И.А. Государственная конкурентная политика в общей стратегии развития // Вестник Мин-ва по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. - 2010. - № 3. - С.33.

Вместе с тем существует опасность того, что внедрение компаниями новых методов стратегического управления может восприниматься антимонопольными органами в субъектах Российской Федерации неоднозначно и трактоваться одними из них как антиконкурентные действия, другими - как нормальная практика взаимодействия с контрагентами. Такое искажение в применении антимонопольного законодательства приведет либо к несправедливому обвинению и привлечению к административной ответственности невиновного лица, запрету осуществления конкурентных методов стратегического управления и большим экономическим потерям, либо компания будет далее использовать методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие ее, наносящие ущерб конкурентам и потребителям. Поэтому предложение, которое поддерживает ряд ученых, о внедрении в российское антимонопольное регулирование зарубежной практики корпоративных политик по соблюдению требований антимонопольного законодательства на основе управления специфическими для соответствующих компаний рисками представляется актуальным и своевременным.

Важным аспектом антимонопольной политики является повышение действенности законодательных норм, а также снижение бремени для компаний от излишнего антимонопольного регулирования, которое сопряжено со значительными затратами для компаний. Однако существует ряд инструментов антимонопольного регулирования, требующих отмены, в частности, реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товаров более 35 %, который ведется антимонопольными органами с начала их основания. В условиях все большего приближения российского антимонопольного законодательства к нормам законодательства развитых стран применение этого инструментария идет вразрез с идеей повышения качества антимонопольного регулирования. У предпринимательского сообщества существует негативное отношение к данному реестру, который воспринимается как «черный список» монополистов. Попав в этот список, компания считает, что она подвержена риску обвинений в ограничении конкуренции и необоснованным санкциям. Как правило, менеджмент компании предпринимает усилия по исключению из него путем инициирования судебных процедур, неся при этом издержки.

Кроме того, включение компании в реестр накладывает обязательства по предоставлению ею в антимонопольный орган отчетности установленной формы, что является дополнительной нагрузкой.

Несомненно, что нахождение компании в реестре значительно облегчает работу антимонопольных органов по правоприменению. Однако в условиях меняющейся ситуации на рынках существует опасность применить меры антимонопольного регулирования к компаниям, которые находятся в реестре, но уже не занимают доминирующего положения. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо проводить анализ ситуации на рынке в каждом конкретном деле, возбужденном по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Полагаю, это исключит искажения в применении антимонопольного законодательства, позволит достичь большего эффекта для формирования добросовестной конкуренции на рынке. —Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция. -2010. - № 1. - С. 5-20.

Существует связь между проблемой и направлением антимонопольной политики. Эта связь обусловлена сложившимся аппаратом определенного вида политики, который включает целевую функцию политики, методы и инструменты, устойчивые управленческие структуры регулирования (табл. 1).

Таблица 1

Связь между проблемами и видами политики, призванными решать проблему —Адарина Р.Т. Цели и принципы регулирования ресурсоснабжающих подотраслей экономики //  Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2014. - № 1. - С. 49.

Перечень проблем

Вид политики

1

2

1.1. Рост цен

Антимонопольная политика (тарифное регулирование), социальная политика

1.2. Отказ в доступе к услуге

Антимонопольная политика (регулирование условий доступа)

1.3. Различия в доступе к услуге

Антимонопольная политика (тарифное регулирование, регулирование условий доступа), социальная политика

2.1. Низкая

конкурентоспособность

территории

Политика в отношении территории, территориальные схемы планирования, градостроительная политика, социальная политика, экологическая политика

2.2.Низкая эффективность/убыточ-ность

Финансовая политика (бюджетная, амортизационная, налоговая), приватизационная политика

2.3.Высокий износ основных фондов

Инвестиционная политика, приватизационная политика

Продолжение табл. 1

1

2

3.1. Рост транзакционных издержек

Приватизационная политика, политика в области информатизации, политика в области административного управления, политика в области договорных отношений

3.2.Оппортунизм участников сделки

Приватизационная политика, политика в области информатизации, политика в области административного управления, политика в области договорных отношений, экологическая политика

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование деятельностипредприятий-монополистов требует реализации различных направлений и не сводится только к антимонопольной политике. Это порождает необходимость координации самих видов политики, нормативных правовых актов, деятельности различных управленческих структур. В случае отсутствия или низкого уровня такой координации возникают «провалы» государства, и регулирующие воздействия становятся безрезультатными.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Специфика антимонопольной политики России

Главной особенностью монополии в России является то, что она складывалась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика является единым народнохозяйственным комплексом, в котором ни одна фирма не была в полной мере автономной, а была составной частью общегосударственной структуры. То есть командная экономика в СССР была своего рода монополией, которая построена на государственном ценообразовании, на всеобъемлющем директивном планировании, на централизованном распределении материальных ресурсов.

Внутри экономики СССР присутствовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, и они не были самостоятельными хозяйственными субъектами. Главные условия их деятельности определяли такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворить потребности всего государства в каком-либо продукте поручалось всего одному-двум предприятиям.

В результате монополисты в советское время имели очень узкую специальность, например, один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ) 5 . Следовательно, если прекратил бы свою деятельность хоть один из подобных заводов, то это было бы губительно для советской экономики, так как отсутствовали предприятия, занимающиеся аналогичным производством. В конце 80-х гг. более 1100 предприятий являлись монополистами в своей сфере. Из 327 существовавших тогда товарных групп 290 (а это 89%) было склонно к сильной монополизации.

Еще одно свойство экономики СССР – непропорциональное развитие крупных хозяйственных субъектов и предприятий малого и среднего бизнеса по сравнению с развитыми странами. В Советском Союзе в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Самой высокая концентрация приходилась на такие отрасли, как металлургия, машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Чаще всего получалось, что именно одно-два предприятия, которые выпускали данную продукцию, и диктовали свои условия покупателям. И так как был постоянный дефицит товара, спрос потребителей на продукцию не падал, несмотря даже на плохое качество товара, завышенные цены и ограниченность ассортимента.

Но полностью сравнивать монополию в Советском Союзе и капиталистические монополии не стоит, так как существуют существенные отличия между ними. К таким отличиям можно отнести:

  1. Так как советские монополисты не имели большой самостоятельности, то не было особого злоупотребления своим положением, как это часто бывало в капиталистических странах.
  2. Монополии в капиталистических странах чаще всего образовались «снизу», в результате конкурентной борьбы, а монополии в СССР возникали «сверху» и осуществляли свою деятельность в неестественных условиях.
  3. В капиталистических странах монополистами преимущественно становились лидеры в той или иной сфере, которые обладали новейшими технологиями производства, имели научный и производственный потенциально, а в условиях СССР монополии часто возникали на основе отсталых технологий.
  4. Так как монополии в капиталистических странах участвовали в международном разделении труда, им приходилось то подстраивать свою продукцию под те условия, чтобы быть конкурентоспособными на рынке, то постоянно совершенствовать продукцию, что положительно сказалось и на их внутреннем рынке, а социалистические монополии не всегда выходили даже на региональный уровень.
  5. В Советском Союзе сильно влияло такое последствие монополизации, как Х-неэффективность. Она проявлялась в завышенных издержках, особенно в энерго– и материало