Новости

СПОРТ – КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Работа добавлена:






СПОРТ – КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ на http://mirrorref.ru

Развёрнутый план-конспект лекции на тему:

«СПОРТ – КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»

План лекции:

1. Характеристика основных понятий, используемых в сфере спорта.

2. Генезис и социальные функции спорта.

3. Многообразие видов спорта и их классификация.

4. Спортивные соревнования – как функциональное ядро спорта.

5. Социальные функции спорта.

1. Характеристика основных понятий, используемых в сфере спорта

Большинство терминов, используемых в спорте, были введены в обращение в начале 1960-х годов, когда спорт стал обязательной составляющей социальной, культурной и политической жизни. К ним относятся: «спорт», «подготовка спортсмена», «спортивная тренировка» и другие.

Спорт – вид физической культуры, игровая и соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы, достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Он входит в структуру современного общества, значение его универсально.

Это исторически сложившийся вид соревновательной деятельности, способ выявления, сопоставления и развития способностей человека в борьбе за максимальные спортивные достижения, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью.

В узком смысле спорт – соревновательная деятельность, направленная на сравнение и оценку человеческих возможностей. Эта деятельность имеет ряд особенностей: 1) организация деятельности на основе системы соревнований; 2) унификация состава действий, посредством которых ведется состязание, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами; 3) регламентация деятельности соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманную основу.

В широком понимании спорт охватывает: 1) собственно-соревновательную деятельность; 2) специальную подготовку к ней; 3) специфические отношения (политические, экономические, социально-психологические, педагогические и пр.).

Спортивная деятельность направлена на раскрытие максимальных возможностей человека при формировании высоких телесных кондиций. В отличие от физического воспитания, в спорте широко применяются экстремальные режимы двигательной активности человека.

Различают организационные формы и виды спорта: детско-юношеский, учебный, студенческий, «спорт для всех», военно-прикладной, профессионально-прикладной, адаптивный, спорт высших достижений, олимпийский, профессиональный.

Базовыми понятиями являются: спортивная подготовка и спортивная тренировка. Подготовка спортсмена – сложный многофакторный процесс, включающий тренировку спортсменов, соревнования, спортивную ориентацию и отбор, внетренировочные виды деятельности, научно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Спортивная тренировка – важнейшая часть подготовки, основана на использовании физических упражнений с целью развития способностей для достижения результатов. Это специализированный процесс совершенствования физических качеств, сторон подготовленности, необходимых для достижения наивысших показателей в избранной специализации. Целью спортивной тренировки является достижение адаптационных морфологических и функциональных перестроек в организме, определяющих состояние тренированности.

Тренированность (общая и специальная) – это степень адаптации организма к определенной работе, достигнутая посредством тренировки. Общая тренированность формируется под влиянием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, развивающих физические качества и повышающих функциональные возможности органов и систем организма.

Специальная тренированность является результатом совершенствования моторики спортсмена в избранной специализации.

Подготовленность – состояние, приобретенное в результате физической, технической, тактической, психической подготовки, и необходимое при достижении спортивных результатов.

Готовность – уровень физической и психической работоспособности и специальных компетенций.

Спортивные достижения – показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженные в конкретных результатах.

Спортивные результаты – количественный и качественный уровень показателей спорта.

Спортивная квалификация – устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая эти выступления на спортивных соревнованиях за определенный отрезок времени (спортивные разряды).

Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности, понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях.

Состояние наивысшей подготовленности, характерное для этапа спортивного совершенствования, называют «спортивной формой». Спортивная форма предполагает достижение оптимального уровня разных сторон специальной подготовленности спортсмена, отвечающего специфике избранного вида спорта. В состоянии спортивной формы спортсмен показывает максимальный для себя результат.

2. Генезис и социальные функции спорта

Появление спорта как вида культуры специалисты связывают с военной-прикладной подготовкой. Например, борьба, ходьба на лыжах, стрельба из лука и пр., утратив свое боевое значение, трансформировались в виды спорта.

В период становления государства и классов спорт приобретает сословно-классовые признаки. Он достиг значительного развития в древнегреческих государствах, входит в рабовладельческую систему физического воспитания. Одновременно существовали народные формы спорта в среде горожан и крестьян, осуществляется на началах самодеятельности и народных традиций.

В период становления капитализма спорт вначале развивается в англо-саксонских странах, распространяясь затем по всему миру. Как общественное движение спорт берет начало с нового времени.

Термин «спорт» – происходит от английского словаdisport – развлечение, забава, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующая мышечного напряжения, желание выделиться. А спортсмен –sportsman – «охотник до лошадей и собак».

В России понятие «спорт» стало употребляться в концеXIX в и долгое время оставалось нарицательным. К примеру, критик А. М. Скабичевский называл спортсменом Н. А. Некрасова, «который весь ушел в охотничий промысел». И. А. Гончаров вообще спортсменами называл только охотников «для истребления зверей». Такими представляли себе спортсменов в России довольно долго, имея в виду и азартность забав, и развлечение в этом.

В словаре иностранных слов 1928 г. отмечалось: «Спорт – физические упражнения». Спорт стал физкультурой, которой могут заниматься все. Спортом сегодня называют «физические упражнения для развития и укрепления организма» и только в переносном  значении – «азартное чем-нибудь увлечение». Спортсмены – люди, занимающиеся спортом, не обязательно профессионально. Это участники соревнований, тогда как чемпионом может стать лишь победитель.

Сегодня спорт рассматривается как эффективный инструмент воспитания личности, фактор социализации личности и её социальной интеграции.

Спортивная культура – вид культуры, отражающий специфический результат деятельности, направленной на совершенствование духовных и физических способностей человека и выраженный в спортивном мастерстве и установленных рекордах.

Олимпийская культура – философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она отражает совокупность знаний, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический стиль жизни личности.

Олимпизм – социокультурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Олимпизм интегрирует процессы образования, воспитания и культуры, создавая предпосылки для формирования олимпийской культуры.

Структуру системы спорта характеризуют компоненты: массовый спорт (спорт «для всех»), учебный (студенческий), военно-прикладной, любительский спорт, спорт высших достижений («олимпийский спорт»), профессиональный, адаптивный.

В ней проявляется связь человеческого фактора (спортсмены, тренеры, судьи), ресурсов (инфраструктура, оборудование, экипировка, информационного обеспечения и коммуникаций), специальных знаний и социальных норм.

В спортивной деятельности выделяют: 1) организационно-педагогическую деятельность (педагогическую, методическую, судейскую, информационную, медицинскую, научно-исследовательскую, финансовую, материально-техническую и правовую; 2) собственно-спортивную деятельность (тренировочную и соревновательную). Им соответствуют управленческие блоки: научно-методического обеспечения, подготовки кадров, материально-технического и финансового обеспечения, отбора и подготовки спортсменов.

3. Многообразие видов спорта и их классификация

Основу спорта составляют конкурентные отношения, установка на достижение максимального результата или победы, что создает особую атмосферу состязательности. В мире культивируется свыше 250 видов спорта, которые можно разделить на шесть групп:

1. Виды, связанные с высокой двигательной активностью (лёгкая и тяжёлая атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры и единоборства).

2. Виды, связанные с управлением  средством передвижения (гонки на мотоциклах, автомобилях, самолетах, яхтах, буере).

3. Виды, связанные с использованием спортивного оружия (пулевая стрельба, пневматика, стрельба из лука).

4. Технико-конструкторские виды в (авиамодельный, судомодельный).

5. Виды, связанные с передвижением на местности (туризм, альпинизм и пр.).

6. Виды, связанные с композиционным мышлением (шахматы, шашки и пр.).

По уровню культивирования в странах выделяют международные виды (гимнастику, лёгкую атлетику, спортивные игры, плавание и пр.), широко распространенные в мире. Олимпийские, входящие в программу Олимпийских игр, неолимпийские виды. Региональные виды спорта (травяной хоккей, бейсбол) культивируемый в некоторых странах. Народно-национальные виды спорта развиты среди отдельных наций и народов.

Некоторые виды спорта включают целую группу разных спортивных дисциплин. Например, лёгкая атлетика, включает разные виды бега (спринт, марафон), прыжки и метание.

4. Спортивные соревнования – как функциональное

ядро спорта

Как социальный феномен спорот связан с различными сферами деятельности человека и общества. Его главной ценностью являетсярекорд(англ.record «запись») – высший показатель, достигнутый в спортивном состязании, зафиксированный в стандартных условиях. Он характеризует абсолютное достижение спортсмена и оценивает деятельность тренера, спортсмена, врача, научного работника.

Соревнования – форма утверждения спортивного престижа личности, команды и значительного числа болельщиков. Спортивное соревнование –способ демонстрации результатов, оценки достижений спортсменов, выполнение соревновательного упражнения с предельным напряжением и по правилам.

Соревнования рассматриваются в разных аспектах, как:

– способ сравнения, оценивания и демонстрации достижений в двигательной деятельности;

– форму соперничества людей в игровой деятельности;

– метод отбора и подготовки спортсменов, стимулирования спортивной деятельности;

–способ оценки физических, тактических, технических и психических способностей;

– тип конфликтной ситуации, ориентированной на победу над соперником;

– эмоционально насыщенное зрелище;

–  знаковую информационную систему;

–  модель человеческих отношений, необходимых для достижения высших спортивных результатов.

В спортивных соревнованиях выявляются, сравниваются и демонстрируются личные и групповые спортивные результаты, происходит обмен опытом, осуществляется общение между соревнующимися.

Целью соревнований являются:

– выявление сильнейших спортсменов или команд;

– совершенствование спортивного мастерства;

– пропаганда спортивных ценностей;

– оценка деятельности спортсменов, тренеров, судей и спортивных организаций.

Идентификация спортивной деятельности осуществляется по совокупности признаков:

– достижению конкурентных отношений и спортивного результата;

– по регламентации деятельности правилами соревнований;

– добровольности участия и доступности участников к соревнованиям.

Соревновательная ситуация возникает при сопоставлении результатов деятельности не менее двух людей по определенным правилам.  Критерий сравнения должен быть известен человеку (судье), который оценивает результат деятельности. Конкурентные отношения – основной тип отношений в процессе соревнований, которые принимают различное содержание и формы.

По уровню задач соревнования делятся на:

– квалификационные, необходимые для выполнения нормативов,  присвоения званий, разрядов или отбора к более крупны соревнованиям;

– командные, где результаты засчитываются команде;

– лично-командные, где учитываются как личные, так и командные результаты;

– личные, где разыгрывается личное первенство;

– массовые – с большим количеством участников;

– подготовительные, необходимые для совершенствования технико-тактической подготовки и расширения соревновательного опыта;

– открытые – со свободным участием всех желающих;

– контрольные и отборочные, необходимые для отбора в команду;

– показательные, необходимые для демонстрации возможностей спортсменов и достоинств вида спорта;

– соревнования с гандикапом, где шансы участников уравниваются за счёт предоставления слабому преференций (уменьшение дистанции, нагрузки, добавления баллов, очков);

– тренировочные, проводимые в ходе подготовки для повышения готовности;

– модельные (подводящие), моделирующие структуру соревновательной деятельности и условия соревнований;

– основные и главные, необходимые для реализации спортивного потенциала.

Организация соревнований должна отвечать требованиям следующих принципов и правил:

– обеспечение строгой регламентации условий спортивной деятельности;

– повышение конкурентных отношений и значимости соревнований;

– обеспечение непосредственного или опосредованного взаимодействия  соперников;

– обеспечение равенства условий и сопоставимости результатов;

– стандартизация требований и правила соревнований.

Деятельность в сфере спорта осуществляется в определенных условиях:

– специализация спортсменов, направленная на достижение максимальных результатов в физических упражнениях;

– система соревнований и подготовка к ним;

– классификация и поощрения спортсменов;

– кадры тренеров и руководителей;

– специальные организации, наличие ряда служб обеспечения (научного, организационного, методического, медицинского, информационного, материального).

5. Социальные функции спорта

Игровой характер спорта выражается в том, что он представляет собой добровольную свободную активную деятельность, в процессе которой моделируются усилия и требования, необходимые в трудовой, военной и иных видах общественной практики.

Спортивные средства применяются в профессионально-прикладной физической подготовке. Занимающиеся спортом быстрее овладевают трудовыми приемами, профессиональным мастерством. Вовлечение в занятия спортом повышает производительность труда, сокращает потери рабочего времени в связи с болезнями. Велико значение спорта в преодолении различий между умственным и физическим трудом, в повышении производительности умственного труда.

Возрастает значение спорта как важного экономического фактора общества. Спорт занимает значительное место в структуре и содержании свободного времени различных категорий трудящихся.

Спорт – средство борьбы с гиподинамией, с нервными и эмоциональными перегрузками. В процессе занятий спортом осуществляется нравственное, умственное, эстетическое воспитание. Спорт развивает положительный нравственный опыт, моральные нормы, нравственные начала в деятельности спортсменов, система общений между ними образует содержание спортивной этики, которая является основой регламентации спортивного состязания.

К этической стороне спорта относятся и нормы поведения зрителей во время соревнований. Умственное воспитание, осуществляемое в процессе занятий спортом, способствует формированию знаний спортсменов, поскольку сам процесс обучения и воспитания связан с познанием ряда законов: социальных, биологических, педагогических, психологических и других.

В сфере спорта эстетическое воспитание решает задачи формирования эстетики поведения, стремлений к красоте движений, воспитания эстетических чувств, вкусов и идеалов. Спорт используется также для патриотического и интернационального воспитания.

Спорту свойственны специфические (культурные) и общекультурные функции.

Специфические (культурные) функции:

– развитие двигательных (физических) способностей и качеств;

– удовлетворение биологических и социальных потребностей в двигательной активности.

Общекультурные функции:

– подготовительная – физическая подготовка к жизни и труду;

– образовательная – формирование компетенций (знаний, умений и  навыков);

– идеологическая (политическая) – формирование гражданских позиций;

– воспитательная – гармонизация личности;

– нормативная – овладение социальными (нравственными) нормами;

– социализирующая – подготовка к выполнению социальных ролей;

– интегративная – формирование различных общностей;

– управленческая – управлением развитием самого спорта, процессами тренировки и соревнований.

– престижная – реализация стремления к самоутверждению; придаёт спортивной деятельности политический характер;

– культурная – овладение культурными ценностями;

– коммуникативная –налаживание отношений спортсмена с тренером, другими спортсменами;

– индивидуализирующая – индивидуализация личности;

– эвристическая – развитие способностей к познанию;

– творческая – развитие способности к нестандартным решениям;

– прикладная – реализуется в процессе профессионально-прикладной  и военно-прикладной подготовки;

– соревновательная – проведение спортивных состязаний разного масштаба и назначения;

– защитно-компенсаторная – профилактика гиподинамии;

– рекреационная функция – организация активного досуга;

– гедонистическая – получение удовольствия от занятий;

– функция волевой подготовки – развитие социально-значимых качеств (целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, выдержки и самообладания);

– функция интеллектуализации – развитие способности к анализу информации;

– функция отвлечения – средство изоляции молодежи от вредного влияния улицей;

– катарсическая – профилактика негативных психологических состояний;

– проективная – многообразие активной деятельности;

– ценностная – демонстрация главной ценности в спорте;

– оценочная – диагностика способностей и компетенций;

– пропагандистская – пропаганда спорта с помощью кино, печати;

– прогностическая – создание модели всесторонне и духовно развитого человека;

– информационная – накопление информации о здоровье нации;

– зрелищная – влияние коллективное настроение. Спортивные зрелища привлекают молодежь  к спорту, демонстрируют физическое совершенство человека, являются важным стимулом роста мастерства. Она необходима для интеграции масс людей, обмена ценностями между ними.

Спортивное зрелище является источником глубоких переживаний, оно оказывает на зрителей сложные воздействия – от социальных и психологических, до эстетических и биологических. Зрелищный спорт способствует формированию группового настроения и солидарности, выступает важным условием влияния на коллективную психологию.

На спортивных соревнованиях демонстрируются социально-ценные качества личности (коллективизм, мужество, инициативность, дисциплинированность и др.). Возникающие во время соревнований конфликты разрешаются как правилами самих соревнований, так и действиями этических спортивных норм. Поведение самих спортсменов является главным фактором, создающим идейно-воспитательный эффект зрелища.

Спорт как зрелище проявляется либо в непосредственной (соревнование, спортивные праздники и парады, спортивно-эстрадные выступления), либо в опосредованной формах (репортажи по телевидению, кино).

СПОРТ – КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Культура как социальное явление

2. Мораль как социальное явление

3. МОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

4. ГОРОДСКАЯ БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

5. Массовый спорт, Спорт высших достижений

6. Государственное социальное обеспечение и социальное страхование

7. Социальное действие и социальное взаимодействие

8. Спорт в годы ВОВ

9. Массовый спорт

10. СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ