Новости

История семьи – история страны

Работа добавлена:






История семьи – история страны на http://mirrorref.ru

История семьи – история страны

Сегодня совершенно справедливо так много внимания уделяется истории нашего государства – мы, его граждане, должны знать прошлое, а начинать изучение надо с семьи, потому что в истории каждой семьи находит отражение история всей страны.

Среди богатых купцов старого Акмолинска были и представители казахской национальности. Баймухамбет Кощегулов имел знаменитую в дореволюционный период кондитерско-пряничную фабрику и три магазина. Пряники Кощегулова имели огромную популярность далеко за пределами Казахстана и России, потому что белая акмолинская мука считалась лучшей в Евразии. А в 1915 году фабрике присваивается почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества».

Здание кондитерской фабрики Кощегулова в советское время

Позже в здании кондитерской располагались редакции советских газет, а в 1973 году оно было без возвратно утрачено. До наших дней сохранилось другое строение, имеющее непосредственное отношение к казахскому купцу Кощегулову. В нескольких шагах от особняка Моисеева по другую сторону улицы Бокейхана находится яркое здание Казкоммерцбанка. А когда-то это было школой Б. Кощегулова для мусульманской молодежи.

«…Все знают, какой иезуитской перелицовке подвергалась история казахской степи. В угоду интересам царского самодержавия, а затем тоталитарного режима нам навязали историю без лиц и имен. Достаточно сказать, что ни в одном советском учебнике по казахской истории не было даже упоминания о том, что на рубеже ХIХ–ХХ веков на казахской земле уже появились первые ростки рыночной экономики, первые казахские капиталисты…» Это цитата из статьи Ерлана Кузекбая «Первые казахские капиталисты», которая меня очень тронула, и поэтому захотелось приоткрыть еще одну неизвестную страничку из того далекого – близкого прошлого.

Баймухамет Кощегулов – крупный казахский капиталист, миллионер, купец первой гильдии и меценат. У Байкопа (так в народе называли Баймухамета) было шестеро детей: Курмангали, Мухаметгали, Уали (мой дед), Нурмагамбет, Бекмагамбет, Кадыркей и дочь Райхан.

Кощегулов владел несколькими магазинами и конфетно-пряничной фабрикой, где изготавливались конфеты, печенье, зефир… Как утверждает в своей книге «Город с тысячелетней историей» директор Национального архива Марат Абсеметов, пряники получили широкую известность не только в Казахстане и России, но и далеко за рубежом, потому что они пеклись из белой акмолинской муки, лучшей муки Евразии. В 1915 году компании «Конфетно-пряничная фабрика Баймухана Кощегулова» присваивается почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества»… Здание этой фабрики просуществовало до 1973 года. В нем располагались типография и редакции областных газет.

Также семье Кощегуловых принадлежало несколько домов. Сейчас на их месте находится дворец «Жастар», гостиница «Рамада плаза», гостиница «Абай», школа № 3. А рядом, как рассказывал мой отец Гани Уалиевич, по проспекту Республики (там, где находится Shambala), была коптильня, затем построили кинотеатр «Заря» и магазин, которые снесли в 1973–1974 годах.

На средства моего прадеда было возведено медресе для мусульманской молодежи. В советское время там располагался Нарсуд. Сейчас это здание «Казкоммерцбанка», что на улице Бокейхана. Также на средства купцов Забирова и Кощегулова была построена мечеть…

Большинство товаров Байкоп реализовывал через сеть своих магазинов. Старожилы-целиноградцы помнят так называемые «Зеленые ряды» – самое посещаемое место торговли.

В 1918 году внезапно от холеры умер Байкоп. Он похоронен на старом кладбище.

Трагической оказались судьбы и детей Баймухамета. Одним из них был Нуркей – любимец отца.

Безжалостная «метла Октября» прошлась по всем зажиточным людям, не оставив в стороне и Нурмагамбета…

Во время работы в архивах мне был предоставлен материал, а точнее приговор суда. На взгляд современного человека он кажется абсурдным, но в то время это могло стоить жизни.

Цитирую с сохранением орфографии, пунктуации и стиля:

Школа была построена из обожженного красного кирпича в технике узорчатой кладки. Результатом реконструкции 1986 года стал надстроенный второй этаж, который по мнению специалистов значительно убавил уникальность и историческую ценность старинного строения.

А вот такое фото Кощегулова с купцами города Акмолинск висит в магазине "Астана":

«1920 г. сентябрь… именем Российской Социалистической Федеративной Советской республики, Омский Губернский Революционный трибунал г. Акмолинска в составе (фамилии) и рассмотрев дело по обвинению Кощегулова Н. Б. в арестах Советских работников, избиении красноармейцев и активном участии в свержении советской власти нашем показания свидетелей и обстоятельства дела установлено, что Кощегулов – крупный торговец г. Акмолинска имел 3 магазина. В день падения cоветской власти в Акмолинске принимал в свержении таковой, деятельное участие, разъезжая верхом вооруженным, арестовывал советских работников и порол плетью арестованных красноармейцев, направляющихся в Советское Управление. Его отговорка, что он не принимал никакого участия, – не заслуживает внимания, так как по своей классовой принадлежности и социальному положению он не мог быть сторонником советской власти, и такая власть ненавистна крупному собственнику, а потому участие в подавлении свержения советской власти трудящихся неоспоримо. Будучи сам реакционного настроения, Кощегулов имел тесную связь с высшими кругами белогвардейского командования – как-то с генерал-майором (фамилия неразборчива), начальником отдела особого назначения Аутовым и другими видными по занимаемому положению… они нередко приглашались в дом Кощегулова на ужин, то, что там происходило (неразборчиво), так как посторонних лиц и прислугу старались изолировать, дабы не было известно о преступной деятельности… этой компании. Также в подтверждение преступной деятельности Кощегулова по отношению к трудящимся и его принадлежности к отъявленной белогвардейской банде служит то обстоятельство, что он имел почетный билет и будучи честным гражданином, приглашался на офицерские собрания… и заслужил ненависть пролетариата и дальнейшее пребывание в среде трудящихся небезопасно и таковой должен быть изолирован.

На основании вышеизложенного и руководствуясь революционной совестью и правосознанием Трибунал приговорил:

Кощегулова Н. Б., 31 года, подвергнуть высшей мере наказания – расстрелять, но, принимая во внимание, что советская власть не мстит своим врагам и дает возможность каждому преступнику перед пролетариатом исправиться и своим честным и упорным трудом смыть с себя позорное клеймо, расстрел заменить заключением в лагерь принудительных работ на все время гражданской войны. Отобранные при обыске вещи по актам от 15 апреля конфисковать в доход республики. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке.

Председатель: Моисеев

Члены трибунала: Ларионов, Макаров 20/IХ 20 г.»

Незавидная судьба постигла и других сыновей Баймухамета. Они остались без средств к существованию, подверглись гонениям и репрессиям. Но это уже другая история…

Баи-меценаты и их роль в национальном возрождении казахов

   1    79901-04-2015, 09:10

Они стали опорой восстанавливаемого казахского государства Алаш. Они были одновременно и казахским Альфредом Нобелем в деле возрождения национальной культуры, и Саввой Морозовым для национально-освободительного движения. Они стояли у истоков современного Казахстана. Эту миссию они начали с возрождения части подзабытой кочевой культуры под названием "жылу" ("тепло").

 

В прошлом году, не помню в какой газете, прочел интервью известного писателя, сценариста и кинорежиссера Ермека Турсунова. Из его ответа на вопрос журналиста "Что в вашем понимании элита, и что вообще по данной теме вы могли бы прямо сейчас сказать?" особенно зацепила такая фраза: "Наша элита абсолютно не интересуется ни историей, ни культурой, ни идентичностью. Она занимается исключительно ограблением страны. Такое впечатление, что на страну как на духовное явление, как на культурное явление нашей элите просто плевать".В то время главным мерилом их богатства все еще служило лишь поголовье лошадей. Но были уже и крупные купцы и промышленники. Период накопления первичного капитала выдвинул первых казахских капиталистов. В частности, это Галиаскар и Сыздык Калпеулы (Халфины), Нуркен Забирулы (Забиров), династия Косшыгула (Кощегуловы) из Акмолинска, ныне Астаны, для которых меценатство и благотворительность были не последним делом. В 1898 году они образовали Общество попечения о начальном образовании.

 

ПЕРВЫЕ КАПИТАЛИСТЫ СТЕПИПомимо Каражана у Укибая были еще два сына - старший Темиргали и средний Аймаганбет. Последний был не менее богат, предприимчив и щедр, чем Каражан.

 

БОГАТСТВО И ЩЕДРОСТЬВ 1903 году в очерке "Киргизы" (здесь и далее читать "казахи"), опубликованном в № 3 ежемесячного научного журнала "Сибирский наблюдатель", русский исследователь В.Никольский свидетельствовал: "До времени окончательного замирения киргизских степей русскими, киргизы жили сплоченными родовыми группами, и главным их занятием было скотоводство"При этом автор признает, что "все данные говорят за то, что в указанное время вся киргизская народная масса отличалась не только зажиточностью, но, с точки зрения кочевников, даже, пожалуй, богатством"."Стада овец, - утверждал другой русский исследователь А.Левшин в своей работе "Описаніе киргизъ-кайсацкихъ ордъ и степей", - изумляютъ здесь (т.е. в Казахстане) многочисленностью своей. Едва ли есть где-нибудь в мире такая страна, в которой видно было их более. Богатейшие из киргиз имеют оных тысяч по двадцати"Благоденствию казахов, по мнению того же Никольского, способствовали прежде всего особенности общинно-родовой структуры казахского общества: "Громадные степные пространства, покрытые травой и удобные для пастбищ, позволяли водить много скота, а родовая организация поддерживала сородичей, имевших несчастие по той или иной причине лишиться скота. Угнали ли у киргиза барантачи его табун, лишился ли он его вследствие джута, он не обрекался на голодную смерть... Он не выкидывался из рода, не вычеркивался из числа степняков, напротив, его старались поддержать, давали возможность опериться вновь..."Он также подчеркивает тот факт, что до установления в Казахстане колониальных порядков "киргизы жили, вообще, зажиточно", и социального расслоения и классовых противоречий в их обществе на наблюдалось:"Народ представлял из себя в хозяйственно-экономическом отношении однообразную массу, без заметно выраженного деления на имущественные классы - богатых и бедных. О классе пролетариев в это время не могло быть и речи, так как нарождению его препятствовала самая структура киргизского общества (если можно так выразиться), держащаяся на родовом начале"Факт чуть ли не окончательного разложения к концу ХІХ века общинно-родового устройства казахского общества зафиксировал Николай Коншин, еще один русский исследователь конца ХІХ - начала ХХ веков. В очерке об экономическом быте казахов, изданном в "Памятных книжках Семипалатинской области на 1901 год", он подчеркивал, что общинно-родовые отношения у казахов теперь существуют как редкие пережитки прошлого. И сухо констатировал, что современное "киргизское хозяйство внутри аула отличается редким индивидуализмом", что "вместо прежней родовой борьбы на сцену в степи выступил антагонизм богатых и бедных"Словом, в конце ХІХ - начале ХХ века уже многомиллионный полукочевой народ, оказавшийся под колониальным гнетом вследствие ликвидации такого суверенного института государственной власти, как ханство, переживал процесс разложения традиционных для кочевников общинно-родовых отношений, форм землевладения и землепользования, а самобытная культура и само его существование как самодостаточного этноса на собственных землях оказались под реальной угрозой исчезновения.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИВ дальнейшем новая элита попыталась повернуть все блага "жылу" на просвещение, образование полукочевого народа и развитие современной казахской культуры. Как отмечалось в знаменитой "Каркаралинской петиции" 1905 года, колониальная власть не ограничивалась "полным пренебрежением к правам личности, административным насилием, вторгающимся во все стороны жизни, пренебрежением к духовным и экономическим интересам казахов", но также "искусственно поддерживала невежество массы". И "все это привело население к обеднению, а его культурное развитие к застою"Доказательством тому может служить обращение Алихана Букейхана, опубликованное в январе 1907 года в омской газете "Голос степи" под заголовком "Открытое письмо киргизам Семипалатинской и Акмолинской областей". В нем речь шла о юноше из бедной казахской семьи, выпускнике семипалатинской гимназии, который получил отказ на свои неоднократные обращения к семипалатинскому областному губернатору к генерал-губернатору Степного края с просьбой зачислить себя стипендиатом в один из русских университетов. По словам Букейхана, "отказ в стипендии единственному казаху из двух областей нельзя объяснить недостатком киргизских земских сумм"В семипалатинской области, как и во всех других областях Казахстана, существовал так называемый "казахский капитал". В статье "Ничьи деньги", опубликованной 1908 году в петербургском журнале "Сибирские вопросы" за подписью "V", автор привел конкретные примеры того, кто и как распоряжается этим капиталом: "Киргизские капиталы продолжают обслуживать нужды посторонних лиц. Степной генерал-губернатор (барон Максим Таубе), который распоряжается киргизскими капиталами Семипалатинской области, выдал в 1895 году 6000 рублей из этих капиталов без процента на 12 лет Западно-Сибирскому отделу И. Р. Г. О., т. е. киргизы потеряли min. 2880 рублей, считая только по 4% годовых. Другой степной генерал-губернатор (Николай Сухотин) также без процента из этих же капиталов выдал в 1903 году на постройку дома акмолинскому губернатору 25.000 рублей на 47 лет, или киргизы теряют, считая по 4% годовых, 47.000 рублей... В Семипалатинской области с лишком 700.000 киргиз; в мужской гимназии обучаются несколько киргизских мальчиков, а в женской ни одной девочки. Нет стипендии киргизским мальчикам, несмотря на то, что на деньги киргизского народа охотятся Семипалатинское городское управление и родительский комитет... Бесспорно, что женская гимназия - учреждение полезное. Но почему она должна строиться на киргизский капитал, когда в ней не будет еще долго ни одной киргизской девочки?"Свое открытое письмо, опубликованное в газете "Голос степи", Алихан Букейхан завершил призывом:"Рамазанов поехал в Петербург. К январю 1907 года он окажется лицом к лицу с нуждой. Казахи, дети Алаша, вы обязаны его поддержать! Было бы нелепо, если миллионное население киргиз Семипалатинской и Акмолинской областей не сумело воспитать киргиза-юношу в университете".

История до 20 века

X-XI веках образовалось огромное Кипчакское ханство со всеми атрибутами государства, в том числе и со своими столицами, городами и крепостями.

Бозок состоял из трех частей - центральной и двух частей, находящихся на периферии, окруженных рвами и валами. На центральной части, представлявшей собой возвышенность, находились мавзолеи и минарет. Эти сооружения были образцами центральноазиатского архитектурного искусства. Минарет имел три пояса резных рисунков-украшений, которые символизировали небо, землю и подземный мир. В других частях города находились жилые постройки, ремесленные мастерские и другие сооружения.

В 1829 году султан Коныркульджа Кудаймендин, правнук Семеке-хана, правителя Среднего жуза, обратился к русскому правительству с просьбой о защите аулов от набегов и об образовании приказа. 28 мая 1830 года на строительство окружного приказа из Петропавловска вышел отряд Ф.К. Шубина. Султан К. Кудаймендин в то лето кочевал со своими аулами в урочище Караоткел, куда и прибыл отряд Ф.К. Шубина. Были приглашены старейшины местных родов, убедившие Шубина построить форпост на Караоткеле, удобным для связи между обитателям! берегов Ишима. 18 июня 1830 года был составлен документ. Во всех бумагах местечко называлось Акмола, Акмолинск. Жителей крепости насчитывалось 313 человек.

После завершения строительства, 22 августа 1832 года был официально открыт Акмолинский приказ и внешний округ. Торжества сопровождались байгой, состязанием борцов, айтысом акынов. Был произведен артиллерийский салют 31 залпом из всех орудий.

Шло время, вокруг укрепления селились люди, образовывались районы будущего Акмолинска. Город начинался с двух школ - казачьей и медресе при мечети, одной салотопни, двух кузниц, двух хлебозапасных магазинов, одного винного подвала и одиннадцати питейных заведений. Разрастающееся укрепление в 1845 году стало Акмолинской станицей.

Шли годы. Маленькое укрепление всё больше походило на небольшой город. Этот статус был присвоен Акмолинской станице решением Министерства внутренних дел России от 7 мая 1862 года. В 1868 году была образована Акмолинская область. Был утвержден герб области. Сохранилась копия его изображения: на зелёном щите изображен мавзолей бия Нияза с двумя остроконечными башнями и куполом из серебра, с полумесяцем из золота посередине.

В 1897 году город ещё не был большим: в нём проживало 9707 человек. Из них 5105 лиц мужского пола и 4602 - женского. Казахов было 3020 человек, русских - 4619, татар - 1035, мордвы - 223 человек, немцев - 205 человек, евреев -173 человека, украинцев - 101 человек и др. Только 7 жителей города имели высшее образование, и среди них была одна женщина. Грамотные люди составляли 22,5 % от общего числа акмолинцев. Таковы были итоги первой Всеобщей переписи населения Российской Империи, найденные старейшим архивистом столицы Н. И. Байчиковым.

Город застраивался каменными домами, многие из которых сохранились в старом центре. В 1898 году в области насчитывалось 3 городских, 12 церковно-приходских школ и несколько училищ.

История семьи – история страны на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Лекции по дисциплине «История» («Отечественная история», «История России»)

2. Реферат История государства и права ответы (зарубежные страны)

3. Реферат Человек и история. Личность и массы в истории. Что есть история и существуют ли законы в истории

4. Реферат История появления и развития насосов. История развития землесосостроения

5. Реферат История политологии

6. Реферат История России IX-XX вв

7. Реферат История марксизма

8. Реферат История шпаргалка

9. Реферат История Олимпийских игр

10. Реферат История дизайна