Новости

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ВОЛОГДЕ

Работа добавлена:






МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ВОЛОГДЕ на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  • 1.1 Сущность основных понятий и категорий системы стратегического планирования
  • 1.2 Программно-целевой подход к стратегическому планированию
  • 1.3 Механизмы разработки и реализации стратегии
  • 1.4 Критерии и показатели эффективности стратегии развития региона
  • 1.5 Нормативно - правовое обеспечение стратегии
  • 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В ВОЛОГДЕ
  • 2.1 Оценка распространенности физической культуры и массового спорта и мотивации населения к занятиям
  • 2.2 Характеристика развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде и ее ресурсного обеспечения
  • 2.3 Сильные и слабые стороны действующей стратегии
  • 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ ВОЛОГДЕ
  • 3.1 Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом
  • 3.2 Информационное обеспечение развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Массовые занятия физкультурой и спортом и их популяризация являются важным фактором укрепления общественного здоровья, залогом долголетия, плодотворной и активной жизни человека. Вместе с тем, физкультура и спорт помимо поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствует общую культуру, способы общения, развивают активные формы досуга, улучшают эмоциональное состояние, являются альтернативой вредным привычкам и пристрастиям, объединяют городское сообщество.

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих повышение доли населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию стратегии развития физической культуры и массового спорта на территории города Вологды.

Для достижения поставленной цели планируется реализовать за счет решения следующих задач:

  • изучение теоретических основ стратегического управления;
  • анализ текущего состояния  сферы физической культуры и массового спорта;
  • оценка распространенности физической культуры и массового спорта в Вологде;
  • оценка достоинств и недостатков действующей стратегии до 2020 года;
  • обоснование мероприятий по совершенствованию стратегии развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде;
  • оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию стратегии развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде

Предметом данного исследования будет являться стратегия развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде, а объектом сфера физической культуры и массового спорта в городе Вологде.

Для достижения поставленной цели будут использоваться следующие методы: анализ, синтез, классификация, исследование литературы, индукция, дедукция, описание, экспертное интервью и анкетирование.

Данная тема довольно хорошо освещена в литературе. В выпускной квалификационной работе будет использована три группы источника. В первую группу входят учебные пособия, раскрывающие сущность и значения основных терминов. Во вторую группу источников входят научные статьи. В третью группу источников входит нормативно-правовая база, значимая для исследования.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру работы. Работа состоит из трех разделов, введение и заключение, списка литературы, который включает в себя 30 источников и 6 приложений. Во введении обозначена актуальность работы, определены цель и задачи, описаны методы исследований, литература, и раскрыта структура работы. Основная часть делится на три раздела. В первом разделе раскрывается теоретическая часть исследования. Во втором разделе проводится анализ и оценка состояния стратегии развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде, определение сильных и слабых сторон действующей стратегии. В третьем разделе предложены мероприятия по совершенствованию стратегии развития физической культуры и массового спорта в городе Вологде.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Сущность основных понятий и категорий системы стратегического планирования

В стратегии используются следующие термины и определения.

Ключевой вид спорта – вид спорта, которым занимаются не менее 5% населения города и/или позволяющий при его развитии обеспечить значительный рост количества занимающегося им населения в условиях ограниченного финансирования.

Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие населения посредством проведения организованных и/или самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Объекты спорта – объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Организатор физкультурного или спортивного мероприятия – юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия.

Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Спортивная федерация – общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов.

Спортивное сооружение – инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и/или спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.

Спортивное соревнование – состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Спортивные мероприятия – спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Физкультурные мероприятия – организованные занятия населения физической культурой.

Физкультурно-спортивная организация – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности [5].

1.2 Программно-целевой подход к стратегическому планированию

Программно-целевой подход к стратегическому планированию – это один из видов стратегического планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных ранее целей. Любой метод стратегического планирования направлен на достижение каких-либо определенных целей. В данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение основных целей и их постановка, и лишь, затем подбираются пути достижения выделенных ранее целей.

Суть программно – целевого подхода к стратегическому планированию в любой сфере жизнедеятельности заключается в отборе приоритетных  целей социального и экономического развития общества, разработке сочетающихся мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их целевого использования.

Таким образом, программно – целевой подход к стратегическому планированию построен по схеме «цели – пути – способы – ресурсы». Для начала определяются цели, которые в конечном результате должны быть достигнуты, после этого намечаются пути их реализации, а потом – более четкие способы поиска средств на их реализацию. В конечном результате, определив перед собой какие – либо цели, создатель разрабатывает ряд мероприятий для достижения ключевых целей. Отсюда следует, что особенностью этого метода планирования является не просто прогноз будущего состояния, а составление конкретной программы достижения желаемого конечного результата. Следовательно, программно – целевой метод стратегического планирования злободневен, он позволяет не только наблюдать за ситуацией в той или иной сфере жизнедеятельности, но и влиять на ее конечные результаты [8].

Особенностью программно – целевого планирования в стратегическом развитии является способ влияния на всю систему в целом. В центр угла ставится не система, как отдельная составляющая, а ее придаточные элементы и сложившаяся в ней ранее структура.

Из положений, проанализированных выше, следует, что ключевым понятием программно – целевого стратегического планирования является мероприятие. Комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и заданных целей, достигаемых с их помощью, не что иное, как план по реализации стратегии.

В программно – целевом подходе к внутреннему стратегическому планированию, основой управления организацией является так называемая целевая программа, в которой сформулированы цели и комплекс мер по их достижению. Поскольку, условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием той сферы, которую затрагивает стратегия. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы.

Проведение комплекса мероприятий по изменению целей и программы действий – это задача руководителя, а именно руководителя высшего звена.

Процесс программно-целевого стратегического планирования проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы:

  1. Разработка конкретных и общих целей.
  2. Определение детализированных целей на заданный период времени (1, 3, 9, 15 лет).
  3. Нахождение путей и ресурсов их достижения.
  4. Контроль за достижением поставленных ранее целей путем сопоставления плана с тем, что имеется.

На практике обосновано, что применение программно – целевого стратегического планирования позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к реальным, что в значительной степени способствует успешному развитию стратегии. Намного чаще этот метод используется при государственном планировании.

Программно – целевой метод является одним из наиболее часто применяемых и наиболее эффективных методов государственного регулирования, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана мероприятий исходя из тех целей развития, которые были поставлены в самом начале.

В основу программно – целевым стратегическим планированием встают и более конкретные задачи, непосредственное влияние, на размещение новых организаций, миграционные потоки, развитие отдельных сфер жизнедеятельности (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).

Программно – целевой метод стратегического планирования и управления несет за собой определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально – экономические процессы, с точки зрения стратегического планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки прогнозов, поскольку они содержат четкие предложения по воздействию на ту или иную сферу жизнедеятельности страны или муниципалитета.

Наиболее конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором зеркально отражаются цели и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем социальных или экономических проблем.

  1. По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов. Социально – экономические программы – предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.
  2. Производственно – экономические программы – предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.
  3. Областные или муниципальные программы – направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.
  4. Организационно – хозяйственные программы – направлены на совершенствование организации управления экономикой [25].

Комплексные программы разрабатываются на разные периоды как долгосрочные, так и краткосрочные, в зависимости от заданного периода.

Разработка целевых комплексных программ с использованием программно – целевого метода стратегического планирования осуществляется в определенном порядке.

  1. Составляется перечень особо острых проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, ресурсы, участники реализации программы и другая необходимая информация.
  2. Издается поручение на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем воссоздают цели программы, лимиты ресурсов, участники и прочие детали для реализации программы. На этом этапе выделяют параметры, характеризующие основные цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным, намеченным срокам. Позже главная цель разбивается на подцели.
  3. Формируются состав поручений и комплекс мероприятий для реализации комплекса программ. Состав основных поручений программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из поручений разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
  4. Расчет главных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты вещественных, рабочих, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления программы. Выводится перечень материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
  5. Заключительный этап. Он связан с формированием документов, согласованием и, при необходимости, с ратификацией программы.

В России применение программно – целевых методов позволило обеспечить преимущественную поддержку. Стоит выделить приоритетные направления научно–технического развития, как машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, дальнейшее развитие перспективных научных исследований и разработок в области технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов, способов обработки информации, специальной вычислительной техники и т.д.

Программно – целевой метод планирования выглядит довольно приятным, т. к. позволяет в значительной степени влиять на исследуемую обстановку. Однако у него есть ряд существенных недочетов, которые рассмотрены ниже.

  1. Методическая неоконченность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплекса программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно – целевого стратегического планирования и управления, соотношение плана и программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который является наиболее эффективным для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести какое-либо исследование по схеме «цель – система мероприятий – система управления».
  2. Программно – целевое стратегическое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.

Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.

  1. «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду обстоятельство, когда на каком – то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. эксперты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
  2. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.

В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой – либо конкретной проблемы.

  1. Недостаточная оперативность. Порой с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый урон от пренебрежения проблемы. Таким образом, сущность программно – целевого метода стратегического планирования заключается в отборе основных мишеней социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их эффективного использования. Программно – целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. Все недостатки программно – целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу [19].

1.3  Механизмы разработки и реализации стратегии

Механизмы разработки реализации стратегии – способы и средства поддержания, подкрепления, обеспечения, практической реализации управляющих воздействий по обозначенным направлениям работы, опирающиеся на сформулированные в Стратегии принципы. В качестве основных механизмов предполагается использовать:

  1. Разработку и исполнение муниципальных программ, обеспечивающих реализацию основных положений Стратегии.

В пределах разработки каждой муниципальной программы подготавливается документация (нормативно-правовая, проектная) и ряд мероприятий, фиксируют ответственных исполнителей, составляется экономический расчет, рассматриваются показатели оценки эффективности, определяются механизмы привлечения дополнительных ресурсов для реализации стратегии.

  1. Разработку и осуществление отдельных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.

Основным механизмом взаимодействия с бизнес – сообществами выступает государственно-частное партнерство (далее – ГЧП. Использование механизмов ГЧП на территории муниципального образования города Вологды к моменту принятия Стратегии регулируетсязаконом Вологодской области от 31 мая 2010 года №2308-ОЗ «Об участии Вологодской области в государственно-частном партнерстве» (с последующими изменениями). В рамках отдельного проекта и изменения его конфигурации можно в полной мере учесть интересы и потребности всех участников. Это существенно повышает мотивацию и желание действовать у участников стратегии. А разработка проектов с опорой на возможности какой-либо конкретной организации или группы компаний позволяет вовлечь в процесс реализации Стратегии дополнительные ресурсы (материальные, финансовые, технические, интеллектуальные, информационные и организационные) и получить в результате синергетический эффект [18].

  1. Вовлечение профессиональных групп и жителей к реализации самой Стратегии.

Успешно реализовать Стратегию невозможно без привлечения к этой работе спортивных федераций, профессиональных образовательных организаций, общественных объединений и жителей города Вологды на принципах социального корпоратизма предложенного главой города и Администрацией города Вологды. Повышение их социальной активности и развитие связей с бизнес – группами являются приоритетом в работе Администрации города Вологды. Механизмом в данном случае выступает развитие коммуникационных площадок[30].

  1. Популяризацию и продвижение Стратегии.

Отдельно необходимо выделить механизмы популяризации конкретных проектов Стратегии. Правильное продвижение и освещение в СМИ отдельных мероприятий, событий, достижений в сфере физической культуры и спорта города. Что позволит сориентировать профессиональные сообщества, бизнес группы и жителей на достижение общих целей и задач, обеспечить обратную связь и необходимый настрой при реализации само Стратегии. Именно эти механизмы формируют амбиции, необходимые для достижения поставленных в Стратегии целей.

  1. Активное взаимодействие с внешней средой.

В части привлечения дополнительных средств на реализацию обозначенных в Стратегии проектов предполагается активное участие Администрации города Вологды в различных муниципальных, федеральных и международных программах, конкурсах и проектах, относящихся к сфере физической культуры и массового спорта. Механизмом в данном случае выступают подготовка документации и подача заявок по формам, установленным координатором программы (проекта, конкурса). Полная проработка и приготовление соответствующей документации, и обоснований по проектам Стратегии выступают одной из важнейших задач ее реализации.

Приведенный перечень механизмов реализации Стратегии не является конечным. Он может дополняться и меняться в соответствии с особенностями того или иного проекта и возможностями, а так же с воздействием с окружающей средой.

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих повышение доли населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • поддержание и развитие физической культуры и ключевых видов спорта в городе;
  • формирование у всех категорий вологжан устойчивых поведенческих установок на здоровый образ жизни и систематические занятия физической культурой и массовым спортом;
  • развитие в г. Вологде рынка физкультурно – оздоровительных и спортивных услуг;
  • увеличить уровень доступности и обеспеченности современной инфраструктурой для занятий любыми видами массового спорта;
  • развитие организационно – управленческого и кадрового обеспечения физкультурно – спортивной деятельности;
  • совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий, что необходимо для активации участия жителей города в соревновательной деятельности, повышения уровня физического состояния  возрастных и социальных групп населения, а также повышения уровня спортивного мастерства и квалификации спортсменов;
  • развитие спорта высоких достижений, именно высокие спортивные результаты выдающихся спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях являются лучшим стимулом для ведения здорового образа жизни и способствуют популяризации того  или иного вида спорта.

Стратегия базируется на следующих принципах:

  • беспрерывности физкультурно-спортивного развития различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;
  • открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных современных физкультурно оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений, форм организации соревнований и физкультурно-спортивного воспитания населения;
  • координировании в рамках реализации Стратегии действий органов исполнительной и законодательной власти любого уровня, в том числе органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан в целях объединения усилий и опыта для достижения цели и решения задач развития стратегии;
  • применения программно-целевого метода (разработка стратегических планов и бюджетных целевых программ);
  • подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и массового спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культуры, спорта высших достижений, профессионального спорта и т.п.;
  • использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и массового спорта и формирования здорового образа жизни [17].

1.4 Критерии и показатели эффективности стратегии развития региона

Методика оценки  стратегии развития региона с точки зрения его особенностей и с учетом наличия социального, экологического, экономического, научного, инвестиционного потенциалов и развития приоритетных отраслей состоит из следующих этапов:

  1. Определение основных субъектов инновационного процесса, влияющих на уровень инновационности стратегии развития при формировании инновационной инфраструктуры.
  2. Выбор системы показателей оценки инновационности стратегии развития, включающих блоки показателей, характеризующих приоритетные отрасли региона и его потенциалы: экономический, социальный, экологический, инвестиционный, научный.
  3. Сбор информации и расчет коэффициентов по каждой группе показателей, характеризующих инновационную активность всех участников инновационного процесса региона.
  4. Оценка качества реализации стратегии социально-экономического развития по каждой группе показателей путем сопоставления достигнутых показателей с плановыми значениями.
  5. Оценка эффективности реализации стратегии долгосрочного развития региона.

Качество реализации плана стратегического развития региона оценивается соотношением достигнутых результатов и поставленных целей.

Результативность определяется уровнем реализации стратегии, который отслеживается путем сопоставления достигнутых показателей и плановых показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития.

Оценка эффективности физической культуры и массового спорта:

  1. Доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом (процентов).
  2. Уровень фактической обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта в городском округе от нормативной потребности (спортзалы, плавательные бассейны, плоскостные спортивные сооружения).
  3. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на физическую культуру и спорт [23].

1.5 Нормативно -  правовое обеспечение стратегии

Нормативно - правовую базу настоящей Стратегии составляют:

  •  Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №302;
  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. №30;
  • Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2014–2020 годы», утверждена Постановлением Правительства области от 28 октября 2013 г. №1103;
  • Закон Вологодской области от 24 сентября 2008 г. №650 «О физической культуре и спорте»;
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года, утверждена Постановлением Правительства Вологодской области от 11 декабря 2009 г. №1944;
  • Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта», утверждена Постановлением Администрации г. Вологды от 10 октября 2014 г. №7662.

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В ВОЛОГДЕ

2.1 Оценка распространенности физической культуры и массового спорта и мотивации населения к занятиям

Массовые занятия физкультурой и спортом и их популяризация являются важным фактором укрепления общественного здоровья, залогом долголетия, плодотворной и активной жизни человека. Вместе с тем, физкультура и спорт помимо поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствует общую культуру, способы общения, развивают активные формы досуга, улучшают эмоциональное состояние, являются альтернативой вредным привычкам и пристрастиям, объединяют городское сообщество.

Одним из основных целевых показателей в программных документах различного уровня является «доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом» (по России планируется увеличение данного показателя до 40% к 2020 году, по Вологодской области – до 27%).

Этот показатель определяется действующим Приказом Минэкономразвития России и Росстата №317 от 16 сентября 2010 г., по которому к числу систематически занимающихся физической культурой и спортом относятся физические лица (с трех до 70 лет), занимающиеся не менее трех раз или трех суммарных часов в неделю.

В городе Вологде удельный вес населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, за последние десять лет вырос более чем в три раза и на 2015 год составил 32,3% от общей численности населения. Данные по приобщённости населения города Вологды к занятиям физической культурой и спортом представлены в таблице 2.1 (Таблица 2.1). Доля жителей города занимающихся в коммерческих спортивных учреждениях с 2008 года увеличилась на 39,7%.

Таблица 2.1  –  Приобщённость населения города Вологды к занятиям физической культурой и спортом, % от общей численности населения

Показатель

2008 г.

2010 г.

2012 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г.

к 2008 г.,

в %

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

18,7

16

17,2

26

32,3

172,7

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в государственных и муниципальных спортивных учреждениях

10,9

-

13,3

11,0

21,4

196,3

Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в коммерческих спортивных учреждениях

7,8