Новости

Психология как наука о мотивации

Работа добавлена:






Психология как наука о мотивации на http://mirrorref.ru

16. Психология как наука о мотивации.

анализ в каких течениях и подходах мотивация стала предметом психологической науки. В самой психологии: Психоанализ - наука о сложноподчинённых мотивах поведения; Курт Левин, особенно ранний период творчества. Квазипотребность. Зейгарник, Хоппе, Овсянкин. Из Левина выросла социальная психология, психология мотивации достижения - Аткинсон, Хекхаузен, достижительное общество, общество достижений. Любой маркетолог, пиарщик - мастер работ по мотивации. Особая сфера - управление человеческими ресурсами. Пародист Карнеги - Вацлавик "Как стать несчастным без посторонней помощи". Любые книги по этологии животных. Лоренц, Фриш и пр.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных (словарь Петровского, Ярошевского).

Взгляды на сущность и происхождение мотивации на протяжении всего времени исследования этой проблемы менялись. Наука о мотивации – это не просто объяснение того, что лежит в основе активности организма, но и почему, как, зачем осуществляется тот или иной акт, что вкладывает в него субъект деятельности, что он для него значит.

Условно, все подходы к изучению мотивации можно разделить по нескольким основаниям: 1)по субъекту мотивации: животное или человек; 2)по источнику мотивации: мотивация как потребность, мотивация как реакция организма на стимул окружающей среды, мотивация как процесс принятия решения, мотивация как инстинкт, мотивация как мобилизация энергии; 3)по виду деятельности: мотивация общения, учебной деятельности, профессиональной деятельности, отклоняющегося поведения, просоциального поведения и т.д.; 4)по способу организации мотивации: внутреннеорганизованная, внешнеорганизованная.

Ранние представления о мотивации.Научному изучению причин активности человека и животных, положили начало еще великие мыслители древности. Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ упоминали о «нужде» как учительнице жизни.Демокрит, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду.Сократ говорил о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления; человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желанием и поведением.Аристотель полагал, что стремления связаны с целью, в которой представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение; стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма.

Б.Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой; если влечение осознается, то оно превращается в желание.Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию.

В разное время взгляды на проблему мотивации менялись, но неизменно располагались между двумя течениями:материалистическим иидеалистическим. Следуяидеалистическим идеям, человек представляет собой уникальное существо, не имеющее ничего общего с животными. Сторонники этого направления считали, что возникновение мотивации и регуляция человеческого поведения обусловлены исключительно разумом и волей самого человека. В свете этих идей на рубеже XVII-XVIII вв. возниклатеория принятия решений, которая объясняла на рационалистической основе поведение человека. Приверженцыматериалистического течения основывали свои взгляды на изучении поведения животных. Они утверждали, что, в отличие от человека, животные несвободны, неразумны, управляемы темными, неосознаваемыми силами биологического плана, которые имеют свои истоки в органических потребностях. Успехи механики в XVII-XVIII вв. привели к возникновению на базе этих взглядовтеории автомата (организм действует по схеме рефлекса: механического, врожденного ответа живого существа на внешние воздействия).

Появление во второй половине XIX века эволюционной теории Ч.Дарвина ознаменовало переворот в различных науках, в том числе и в психологии. Под влиянием этой теории стали возникать различные модели, которые рассматривали проблемы мотивации зачастую с диаметрально противоположных точек зрения.

Теория биологических побуждений (теория импульсов).Голод, жажда или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм. Теория биологических побуждений - это теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. Однако эта теория может объяснить далеко не все виды мотиваций человека.

Теория оптимальной активации.Теория, основанная на законе Йеркса-Додсона, была предложена в 50-е г. ХХ века психологами Даффи и Хеббом. Согласно этой теории, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, как это было в теории биологических побуждений, а зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент. Таким образом, некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве. Теория оптимальной активации по своей сути механистична. Хотя эта теория и позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, она не дает никаких указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет. Эта ограниченность теории отчасти объясняется тем, что большинство исследований проводилось на животных в искусственных лабораторных условиях.

Теории инстинктов (влечений).Под влиянием теории эволюции Ч.Дарвина в зарубежной психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (Э.Торндайк, В.Келер, К.Лоренц) и инстинктов у человека (У.Джеймс, У.Макдауголл, З.Фрейд и др.). Если раньше понятие потребности применялось исключительно для объяснения поведения животных, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития мотивационной теории большинство исследователей игнорировали. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том числе и инстинкты. Причем старшее поколение исследователей (У.Джеймс и У.Макдауголл) в этой области предприняло попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, объясняя даже социальные проявления человека по аналогии с поведением животных. В конце концов, дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение.

Бихевиоризм.Бихевиористскую теорию интересовал тип поведения и социальные стимулы, формирующие это поведение. Человек по-прежнему остается марионеткой, только им управляют уже не инстинкты (природа), а социальное окружение (среда). Поведение само по себе, а не человек, ведущий себя так или иначе, стало предметом главного психологического исследования. Психология, по мнениюСкиннера, должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. Вместо условных рефлексов павловской модели бихевиористическая школа говорит о модели «стимул-реакция». Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов» можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека.

Внеобихевиоризме между стимулом и реакцией вводятся опосредующие гипотетические конструкты (потребность, мотив и др.) и схема поведения имеет видS=>конструкт=R.Э.Торндайк впервые указал на необходимость мотивационного компонента для научения. Пища только тогда ведет к удовлетворению и делает возможным образование новой связи, когда организм испытывает голод.К.Халл обратил внимание на различия в поведении при одинаковой силе влечения и результатах научения и ввел в качестве гипотетического конструкта понятие «привлекательность целевого объекта». Таким образом, в необихевиоризме рассматриваются два компонента, определяющих поведение: мотивационный, выполняющий энергетическую функцию и связывающий силу влечения (D) и привлекательность объекта (К); и ассоциативный, определяющий соответствие имеющихся связей раздражителя и реакции (Н) наличным внешним и внутренним стимулам.М.Миллер, изучая поведение в ситуации конфликта мотивов, расщепил истинную мотивацию, drive (например, голод) и приобретенную (страх).Д.Браун трактовал влечение как активирующую и неспецифическую в отношении направленности переменную. Выученных влечений нет, но есть вторичные мотивационные системы, которые образуются, когда определенные стимулы связываются с состоянием страха. Редукция страха выполняет функцию мотива.Э.Толмен разделил мотивацию и научение. Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, нужна соответствующая мотивация. С мотивацией связаны две промежуточные переменные: влечение, драйв, с одной стороны, и нужность, привлекательность цели – с другой. Итак, основную объяснительную нагрузку в бихевиоризме и необихевиоризме при изучении поведения несут ситуационные факторы.

В бихевиоризме и необихевиоризме рассматриваются основные проблемы мотивации: побуждение мотива, целенаправленность поведения, мотивационный конфликт, эффекты и генез мотивации.

Психоаналитические концепции мотивации.По3.Фрейду, вся психическая деятельность исходит из внешних и внутренних (влечение внутри соматического источника раздражителя) раздражителей. Раздражение влечения есть потребность. З.Фрейд выделяет два основных типа влечений, исходя из тех целей, на которые они направлены: стремление к жизни, конструктивная энергия (эрос) и стремление к смерти, деструктивное начало в человеке (танатос). Желание выражает качество влечения (его отношение к цели и объекту). Итак, влечение - движущая сила деятельности, желание - направленность на конкретную цель. Это желание и будет ближайшим мотивом деятельности. Значительная часть мотивов - результат борьбы различных тенденций в психическом аппарате. З.Фрейд в своей теории рассматривал егопричинную обусловленность причин и движущих сил человеческого поведения,А.Адлер -целевую детерминацию. Он считал, что сознательная цель не может быть движущей силой поведения. Направляющей и динамической силой обладает только цель бессознательная. УчениеК. Юнга соединяет в себе эти обе теории: стремление к какой-либо цели имеет свою причину. К. Юнг ставил вопрос о синнергии, уравновешенности, о достижении баланса между противоположными мотивами. По К. Юнгу, бессознательное выполняет компенсаторную функцию, включая в себя проблемы, неразрешенные на уровне сознания. Таким образом, между сознанием и бессознательным существует не только антагонизм (как в теории З.Фрейда), но и синнергия. Огромной заслугой З.Фрейда является также то, что он не только обнаружил психические закономерности, лежащие в основе поведения, но открыл пути и средства их изучения: например, при помощи толкования сновидений и свободных ассоциаций, на материале изучения ошибок речи и письма и т.д.

Когнитивные модели мотивации.Когнитивный подход в зарубежных теориях мотивации представлен, как правило, моделями типа «ожидание х ценность». Модель мотивации достижения Дж.Аткинсона, детерминанты:ожидание - предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям, это когнитивное образование представляет субъективную вероятность наступления определенных процессов; ценность – относительная привлекательность конкретной цели; мотив - склонность получать удовольствие при достижении определенных классов потребностей. Сочетание последних двух детерминант мотивации образует валентность цели (понятие, введенное К.Левином).Обобщающая когнитивная модель Х.Хекхаузена объясняет выбор действия, интенсивность и настойчивость при его осуществлении. Основные переменные (ожидание и побудительная ценность) автор трактует так же, как и Дж.Аткинсон. Но в отличие от Дж.Аткинсона Х.Хекхаузен рассматривает мотив как целостную, обобщенную, латентную когнитивную диспозицию, а мотивацию - как актуализацию мотива под влиянием требований ситуации. Валентность действия - один из главных параметров модели. Когда субъект оказывается в ситуации выбора из ряда альтернатив, то предпочтение отдается той, которая имеет наибольшую валентность действия.

Таким образом, когнитивные модели типа «ожидание х ценность» отличаются обобщенностью и вместе с тем высокой дифференцированностью структур, рационалистичностью, отсутствием внимания к эмоциональным и личностным параметрам. В основе этих моделей лежит «компьютерная метафора»: через промежуточные конструкты они вычисляют, предсказывают выбор цели, а не сам процесс ее выбора и осуществления.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера объясняет влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов. Утверждалось, что побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Основной постулат: система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или диссонанса, индивид стремится снять или уменьшить его, так как субъективно испытывает это состояние как дискомфорт, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда, когда субъект воспринимает себя самого в качестве наиболее вероятной причины несогласованности.

Проблема мотивации в гуманистической психологии.Создавая своютеорию мотивации, А.Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры: 1) потребности самовыражения - это потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности; 2) потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании; 3) социальные потребности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки; 4) потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира; 5) физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс). Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижлежащие потребности). «Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».Теория Д.МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Эти потребности высшего порядка особенно важны, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

Гуманистическая психология четко разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт - это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, - это биосоциальные исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Психологи-гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения как: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

Проблемы мотивации в работах отечественных ученых.Среди отечественных психологов началаXX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить, прежде всего,А.Ф.Лазурского. Он уделяет много внимания обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работахН.Н.Ланге. В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. А «хотение» – это деятельная воля. УчениеА.А.Ухтомского о доминанте интегрировало физиологическую картину динамического взаимодействия нервных центров с представлениями о мотивационной направленности поведения целостного организма; нарастающая мощность доминанты как мотива имеет своим источником устремленность организма к внешнему миру. Ухтомский говорит о том, что истинно человеческая мотивация имеет социальную природу; поставил вопрос об иерархичном строении мотивационной сферы, о различных уровнях ее организации.

О вопросах мотивации поведения писалЛ.С.Выготский. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения («Педология подростка»). В работе «История развития высших психических функций» Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил опроизвольной мотивации.

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривалД.Н.Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность. Все поведение человека можно отнести к двум категориям: экстерогенное (поведение получает импульс извне) и интерогенное (исходит из внутреннего импульса). При экстерогенном поведении установку поведения определяет тот предмет, потребность в котором побуждает его к активности. При интерогенной – установкой, фиксированной в прошлом субъекта.

Большой вклад в развитие идей мотивации человека внесА.Н.Леонтьев. Опираясь на идеи культурно-исторической теории, им была предложена схема структуры деятельности и соотнесена со структурой мотивационной сферы (мотив – цель – условие).Вопрос о соотношении мотивов и потребностей: «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом». Развитие человеческих потребностей: «человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей; но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать», за развитием потребностей т.о. скрывается и развитие их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Отличие от субъективистских моделей: субъективные переживания, хотения, желания не могут быть мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность. Кроме того, нельзя называть мотивами деятельности тенденцию к воспроизведению стереотипов поведения, тенденцию к завершению начатого действия и т.д. Стремление к положительным эмоциям и избегание отрицательных эмоций также не могут выступать в качестве мотивов. Вопрос о соотношении мотивов и целей: генетически исходным для человеческой деятельности является их несовпадение. Их совпадение возникает либо в результате приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо в результате осознания мотивов (при этом мотивы превращаются в мотивы-цели). «В отличие от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Правда, нам нетрудно привести их мотивировку, но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив». Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Но даже когда мотивы не сознаются, они все же находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий. Леонтьев делит мотивы на смыслообразующие (это те мотивы, которые побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы (мотивы, которые выполняя роль побудительных факторов лишены смыслообразующей функции). Иерархия мотивов: у Леонтьева иерархических отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствованиями. Это относится и к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. Смыслообразующие мотивы являются ведущими в жизни личности, но при этом для самого человека они могут оставаться «за занавесом», как со стороны сознания, так и со стороны аффективности. «Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели». «Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности».

Исследователи выделяют несколько важных факторов, указывающих на специфику человеческой мотивации:

  1. Мотивация человека имеет социальное происхождение, поскольку предметы потребности человека являются продуктом общественного производства, человеческая мотивация отвечает нуждам общества (а биологическая – нуждам индивида и вида), она отличается разнообразием, изменчивостью, историчностью, в отногенезе развивается не спонтанно, а в результате специально направленных формирующих действий, составляющих основное содержание воспитания человека;
  2. Мотивация человека опосредована интеллектом, речью, сознанием и она осуществляется при помощи волевых процессов, она надситуативна, функционально автономна от состояния организма, имеет негомеостатический характер и направлена на отдаленные жизненные цели.

Кроме того, мотивации человека присущи признаки, которые характеризуют внутреннюю организацию и динамику: иерархическая соподчиненность мотивов, полимотивированный характер деятельности, поливалентность мотивов по отношению к потребностям, пластичность, взаимозаменяемость.

Большое количество монографий посвящено проблеме мотивации и мотивов: В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, В.С.Мерлин, П.В.Симонов, Д.Н.Узнадзе, П.М.Якобсон, Е.П.Ильин и т.д.

В заключении хочется отметить то, что какое бы название психологии не давали: «психология сознания», «психология поведения», «психология бессознательного» и т.д., она все равно остается наукой о мотивации. Это происходит потому, что любой вопрос связан с проблемой активности организма: будь то область восприятия, внимания, мышления, эмоций и т.д. Б.Ф.Ломов отмечает, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения.

Психология как наука о мотивации на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ ШПАРГАЛКА

2. Реферат Психология как наука: предмет, структура, методы и функции

3. Реферат Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация

4. Реферат Психология развития (ПР) как наука, ее предмет и задачи. Проблемы детерминации психического развития

5. Реферат Психология толпы на основе анализа работ С. Московичи Век толп, З. Фрейда Психология масс и анализ человеческого Я и В. Райха Психология масс и фашизм

6. Реферат Личность как субъект мотивации. Особенности содержательных и процессуальных теорий мотивации

7. Реферат Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки

8. Реферат Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации

9. Реферат ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

10. Реферат КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США