Новости

Модусы эстетизации экранного насилия

Работа добавлена:






Модусы эстетизации экранного насилия на http://mirrorref.ru

Модусы эстетизации экранного насилия

Е.В.пЛЮСНИН

Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина,г.Харьков,Украина,

Авторское резюме

Актуальность исследуемой темы обусловлена изобилием образов зрелищного насилия на экране и недостаточной изученностью проблемы в украинском научном дискурсе.Соприкасаясь с информационным пространством,индивиды неизбежно сталкиваются с разнообразными образами насилия.В процессах рецепции экранных образов жестокости на первый план выходят зрелищность и притягательность внешней формы.Как правило,стремление к эстетизации образов насилия нивелирует в сознании зрителя нравственные императивы и снимает визуальные табу.Насилие,столь широко распространенное на современных экранах,приобретает особую значимость,оказывая на зрителя сильное эмоциональное воздействие.Автором проведена серьезная работа по изучению различных теоретических подходов к исследованию экранной жестокости.В статье определены основные дефиниции и обозначены отличительные черты экранного насилия.На основе проведенного качественного контент-анализа аудиовизуальных документов и фокусированного интервью выделены четыре способа эстетизации насилия:романтизированный,карнавализированный,абсурдизированный и аглитизированный.Они четко прослеживаются в структуре жанрового кинематографа и практически неприменимы в авторском кинематографе в связи с уникальностью повествовательной линии и реализации личных замыслов режиссера,которые оказываются вне жанровых клише.

Ключевые слова:экранное насилие,оЕШпе-насилие,эстетизация насилия,романтизированное насилие,карнавализированное насилие,абсурдизированное насилие,аглитизированное насилие.

©Е.В.Плюснин,2016

The techniques of aestheticization of screen violence

EU.V.PLYUSNIN

V.N.Karazin Khartov national university,Khartov,Ukraine,

Abstract

The relevance of the topic is defined to variety of spectacular images of violence on the screen,and insufficient knowledge of the problems in the Ukrainian scientific discourse.Touching the information space,individuals are inevitably faced with a variety of images of violence.In the process of reception of screen images of cruelty to the fore entertainment and attraction of external form.As a rule,the desire forviolence negates aesthetization images in the minds of the moral imperatives of the viewer and removes the visual taboo.The violence is so widespread in modern screens,acquires special importance,providing a strong emotional impact on the viewer.The author carried out serious work on the study of various theoretical approaches to the study of on-screen violence.In the article the basic definitions and distinguishing features are marked on-screen violence.On the basis of the qualitative content analysis of audiovisual documents and focused interviews highlighted four ways aestheticization of violence:romantization,carnivalization,absurdization and uglyti-zatio.They are clearly seen in the structure of genre cinema and practically applicable in theauthors cinema due to the uniqueness of narrative line and the realization of personal intentions of the director,who find themselves outside the genre cliches.

Keywords:screen violence,offline-violence,aestheticization of violence,romantization violence,carnivalization violence,absurdization violence,uglytization violence.

Постановка проблемы.Со второй половины XX века образы насилия начинают активно заполнять экранное пространство.Зритель встречается с жестокостью во всех аудиовизуальных продуктах:начиная от рекламы,новостных программ и заканчивая фильмами и мультфильмами.Теоретики кино утверждают,что экран столь часто прибегает к показу насилия,что оно как бы обесценивается,приобретает вызывающий и одновременно условный характер[1,с.23-24].Экранное насилие как способ увеселения стремится шокировать,эпатировать или даже напугать публику,но в то же время предстает в отрыве от реальности,ему перестают сопереживать.

Есть предположение,что в течение жизни индивиды европейских и североамериканских стран (а именно их социокультурную среду мы изучаем)не так часто сталкиваются с насилием,затрагивающим их собственное тело,чего,к примеру,не скажешь о странах третьего мира,в которых все еще буйствует авторитет жестокости.Если обратиться к виртуальным пространствам,то здесь складывается совсем другая картина.Они перенасыщены насильственными практиками.Сегодня медиа-это конвейер насилия,которого много и в оШте-пространстве,но почему-то еще больше в экранном мире.Как отмечал Эмиль Дюрк-гейм,там,где часты насильственные поступки,они терпимы [7,с.198-200].И действительно,непрерывное продуцирование насилия делает его достоянием рутины,возносит на пьедестал нормы.Процессы институционализации насилия постоянно происходят в социуме и представлены в сосуществовании и конкурировании различных дискурсов.Медиа,являясь важным агентом социализации,непосредственно участвуют в их артикуляции и формируют в сознании индивидов находящуюся в постоянном движении нормативно-ценностную сетку допустимых порогов применения насилия.

Анализ исследований и публикаций.В научной литературе представлены разные работы,посвященные изучению феномена насилия.Э.Дюркгейм,К.Сен-Симон,Т.Парсонс,М.Фуко рассматривают социальный порядок,в основе которого лежит контроль и принуждение,акцентируя внимание на проблеме легитимации насилия.М.Вебер,Н.Луман,Ч.Миллс,

Э.Тоффлер,М.Фуко в своих работах затрагивают изучение этого феномена в контексте власти.Насилие как ключевое средство организации общественной жизни,а также инструмент политики и борьбы за власть представлен в работах Платона,Аристотеля,Т.Гоббса,Н.Макиавелли,Г.Гегеля,Ф.Ницше,К.Маркса и др.Социология конфликта также изучает данное понятие,что отражено в работах Р.Да-рендорфа,Л.Козера,К.Маркса,Н.Смелзера и т.д.Интерпретация насилия как агрессивного поведения в природной и социальной среде связана с трудами Г.Спенсера,К.Лоренца и др.Социально-психологическая трактовка этого феномена представлена в работах Г.Маркузе,

З.Фрейда,Э.Фромма и др.П.Бергер,Т.Лук-ман,А.Шюц анализируют данное явление в ходе конструирования социальной реальности на основе существующих социальных практик и структур.Д.Бекер и Ю.Хабермас рассматривают воспроизводство насилия,в основе которого лежит интеграция теории действия и коммуникации.Причины и культурные факторы репрезентации насилия в массовой культуре западного образца исследовались в работах В.П.Шестакова,А.В.Кукаркина и др.Д.А.Рейнгачрассматривал вопрос о необходимости экранного насилия в жанровом кино для потребителя массовой культуры.Проблемы визуальной репрезентации насилия затрагивали А.Усманова,П.Дениско,А.Горных,

А.Гронстад.Некоторые особенности экранного насилия в современной культуре,в том числе эстетические,являются аспектами исследованийO.A.Ковалова,А.Плахова,В.А.Подороги;эстетику экранного насилия и поэтику фильмов,репрезентирующих насилие,анализировали ряд других ученых и критиков (Дж.Кинг,Б.Лэнгфорд,B.C.Собчак и мн.др.).

Несмотря на наличие различного рода подходов к исследованию насилия,данная тема не является полностью раскрытой в рамках социологической теории и требует дальнейших исследований.

Цель исследования.Описать модусы эстетизации насилия как «идеальные типы»,включенные в архитектонику современного аудиовизуального дискурса.

Изложение основного материала.В рамках социологии насилия разработана широкая база дефиниций,рассмотрим некоторые из них.Для А.Гусейнова и Р.Апресяна насилие (англ.violence)есть узурпация свободной воли,такое отношение между людьми,в ходе которого одни силой,внешним принуждением навязывают свою волю другим [5,с.32].Исследователи отмечают,что к насилию не относятся такие формы принуждения,когда воля индивида подавляется с его согласия,к примеру,в отношениях учитель-ученики.Согласно еще одному определению,которое встречаем в тематическом словаре «Социология»,насилие