Новости

Методические указания по написанию реферата по философии науки для аспирантов и соискателей

Работа добавлена:






Методические указания по написанию реферата по философии науки для аспирантов и соискателей на http://mirrorref.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Снежинский физико-технический институт -

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(СФТИ НИЯУ МИФИ)

Кафедра Философии и социологии

Т.Б.Черемицина

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

Методические указания по написанию реферата по философии науки                                                                       для аспирантов и соискателей

Снежинск

2011

УКД

Черемицина Т.Б. Реферат по философии: Методические указания по написанию реферата по философии науки для аспирантов и соискателей. – Снежинск: СФТИ, 2011. – 13 с.

Методические указания предназначены аспирантам и соискателям, а также студентам технических вузов всех специальностей.

Целью данного пособия является помощь в выполнении и оформлении реферата по философии науки.

Методические указания содержат теоретические положения по разработке реферата, порядок выполнения и требования к оформлению работы, а также предполагаемые темы, список основной и дополнительной литературы.

Приложения: 1

Рецензент: д.ф.н., проф. Дронишинец Н.П.

© Черемицина Т.Б. СФТИ НИЯУ МИФИ, 2011.

Философия является обязательной дисциплиной, изучаемой студентами всех специальностей, а также предметом, сдаваемым соискателями в качестве кандидатского минимума. Одной из форм контроля знаний студентов и обязательным условием сдачи экзамена кандидатского минимума является подготовка и написаниереферата. Эта работа предполагает не только и не столько механическое переписывание страниц какого-либо учебного пособия или же монографии по философии, а требует проявления самостоятельности и творчества в таких достаточно трудоемких и кропотливых видах работ, как: сбор материала, его обработку, выстраивание материала в соответствии с выбранной темой. При этом необходимо четко следоватьструктуре реферата, которая предполагает следующие части:

1. Введение;

2. Основная часть;

3. Заключение;

4. Список использованной литературы.

Реферат начинается ститульного листа(см. прил. 1), второй лист – это оглавление работы, собственно сам текст начинается со страницы «3». Нумерация страниц проводится в нижней части листа по середине.Объем реферата должен составлять не менее 20 страниц для студентов и не менее 30 – для соискателей. Приблизительное распределение количества страниц по частям может быть таким: введение – 5-10 стр.; основная часть – 15-20 стр.; заключение – 5-10 стр. При этом вовведении  очерчивается круг проблем, которые предстоит рассмотреть в работе,основная часть предполагает всестороннее раскрытие темы, а взаключении следует изложить выводы, к которым пришел автор в процессе подготовки реферата.

Требования к оформлению реферата:

  • Размер бумаги: специальная, ширина – 21 см, высота – 29,7 см; ориентация книжная.
  • Поля:верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,5 см, левое – 3,0 см,  правое – 1,5 см,  переплет – 0 см, колонтитул: верхний – 0 см, нижний – 1,5 см.
  • Шрифт:Times New Roman Cyr.
  • Размер шрифта: название – п. 14  полужирный по центру; текст реферата – п. 14, выравнивание по ширине. Междустрочный интервал – одинарный.
  • Абзацначинается с красной строки – 1,25 см.

Сноски на основные и дополнительные источники производятся внутри текста и оформляются в квадратных скобках с указанием номера источника в списке использованной литературы и номера страницы, откуда была взята цитата.Пример:12, с.7.

             Реферат подшивается в соответствии с требованиями преподавателя.

             Далее мы представляем предполагаемый набор тем для написания реферата и список литературы, как основной, так и дополнительной. Причем в список включены не только монографии и оригинальные тексты, но и статьи из журналов «Вопросы философии», «Философские науки», «Общественные науки и современность» разных лет, что позволит, на наш взгляд, многие дискуссионные проблемы рассмотреть с различных точек зрения.

             При этом необходимо учитывать, что весьма ценной является и собственная позиция составителя реферата, которая неизбежно возникает при работе над той или иной темой.

             При составлении тем мы попытались придать им нетривиальный характер. Возможна также работа по собственной теме, которая отсутствует в нашем списке, но представляет интерес для соискателя. В этом случае тему необходимо согласовать с преподавателем, все остальные требования остаются прежними.Желаем успехов!

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Предмет, проблемы и результаты философии науки. Философия науки как феномен культуры.

2.Проблема рациональности в философии и методологии науки. Рациональность и научность.

3.Функции фактов в научном познании. Способы установления фактов науки.

4.Концептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре. Особенности и структура гуманитарного знания.

5. Критерии научности теории. Проблема выбора теории. Основные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание.

6.Многообразие научных методов и их классификация.

7.Моделирование как метод познания.

8.Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм.

9.Ценностные факторы в научном познании. Экстерналистские и интерналистские концепции науки.

10.Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации.

11.Научное и вненаучное знание. Идеал научности. Наука и эзотеризм.

12.Классики естествознания и их вклад в развитие философии науки.

13.Язык науки, его особенности и генезис. Программа построения единого языка науки.

14.Наука и общество: пути и способы взаимного влияния.

15.Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Математизация и формализация в научном познании.

16.Этос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.

17.Этика ученого и этика инженера: общее и особенное.

18.Динамика социальных последствий внедрения научных открытий.

19.Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания.

20.Научное познание и инженерия: общее и особенное.

21.Современные технократические концепции.

22.Современная цивилизация в контексте взаимодействия человека и техники.

23.Техносфера и биосфера: общее и особенное.

24.Информационная революция, ее влияние на развитие общества.

25.Дифференциация и интеграция наук: естественные, гуманитарные и технические науки, их соотношение и специфика.

26.Советская наука: достижения и кризис.

27.Позитивизм как философия и методология науки. Критический анализ.

28.Структура научного знания в неопозитивистской концепции.

29.Логико-философские предпосылки фальсификационизма К. Поппера.

30.Карл Поппер и логический позитивизм.

31.Концепция научных революций Т. Куна.

32.Критический рационализм. И. Лакатос.

33.Понимание науки эпистемологическим анархизмом.

34.Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

35.Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера.

36.Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер).

37.Зарождение и развитие синергетики. Возможность применения синергетики в естественных и гуманитарных науках.

38.Философия нестабильности И. Пригожина.

39.Философия русского космизма и учение о биосфере, ноосфере и техносфере.

40.Фундаментальные и прикладные науки. Их соотношение и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.

41.Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.

42.Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.

43.Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания.

44.Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.

45.Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

46.Наука и глобальные проблемы современного человечества.

47.Постмодернизм как состояние культуры и условия современного научного познания.

48.Виды и роль научных традиций и новаций. Роль интуиции в познании.

49.Научное творчество, его сущность, механизм и основание.

50.Русская инженерная школа: прошлое и настоящее.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аггаци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.
  2. Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого: Тайны паранормальных явлений. – М., 2001.
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003.
  5. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.
  6. Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. – М., 2002.
  7. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – М., 1997.
  8. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.
  9. Белов В.А. Ценностное измерение науки. – М., 2001.
  10. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
  11. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
  12. Больцано Б. Учения о науке: Избранное. – СПб., 2003.
  13. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М., 1961.
  14. Борн М. Моя жизнь и взгляды. – М., 1973.
  15. Борн М. Размышления и воспоминания физика. – М., 1977.
  16. Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М., 1963.
  17. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Вопросы философии. 2000. № 4.
  18. Бройль Луи де. По тропам науки. – М., 1962.
  19. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. – Екатеринбург, 2003.
  20. Бэкон Ф. Новый Органон// Бэкон Ф.Соч.: В 2 т. – М., 1978. Т.2.
  21. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
  22. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.,1981.
  23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.
  24. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна, 1997.
  25. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. – М., 1975-1977.
  26. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
  27. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного.- М., 1991.
  28. Гадамер Х.Г. Исина и метод. – М., 1988.
  29. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.
  30. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.
  31. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУ11 – ХУ111 вв.). – М., 1987.
  32. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
  33. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. – М., 2003.
  34. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М., 1974-1977.
  35. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М., 1989.
  36. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.
  37. Гильберт Н., Маклей М. Открывая ящик Пандоры. – М., 1980.
  38. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
  39. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.
  40. Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитарного знания. – Самара, 2001.
  41. Границы науки. – М., 2000.
  42. Давыдов Ю.н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. – М., 1998.
  43. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002.
  44. Декарт Р. Рассуждения о методе// Декарт Р. Соч.: В 2 т. – М., 1989. Т. 1.
  45. Дильтей В. Введение в науки о духе// Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. – М., 2000. Т. 1.
  46. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии. 1988. № 4.
  47. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. – М., 2002.
  48. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 1995.
  49. Дынич В.И., Емельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения// Вопросы философии. 1994. № 9.
  50. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
  51. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. – М., 1997.
  52. Ильин В.В. Философия науки. М., 2003.
  53. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.
  54. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.
  55. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994.
  56. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. – М., 1985.
  57. История методологии социального познания. Конец Х1Х – ХХ вв. – М., 2001.
  58. Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. – Воронеж, 2003.
  59. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000.
  60. Кант И. Критика чистого разума// Кант И. Соч. : В 6 т. – М., 1964. Т. 3.
  61. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М., 1987.
  62. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 2003.
  63. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды. – М., 1990.
  64. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1998.
  65. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика// Вопросы философии. 2001. № 10.
  66. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. – СПб., 2002.
  67. Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). – М., 2003.
  68. Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.
  69. Кохановский В.П. Диалектика и герменевтика. – Ростов-на-Дону, 2002.
  70. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.
  71. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. – Ростов-на-Дону, 2003.
  72. Кохановский В.П., Шевченко П.А. Социально-гуманитарная методология Макса Вебера. – Ростов-на-Дону, 2003.
  73. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
  74. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.
  75. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.
  76. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
  77. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система// Общественные науки и современность. 2003. № 4.
  78. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. – Ростов-на-Дону, 1999.
  79. Лешкевич Т.Г. Теория познания и философия науки. – Ростов-на-Дону, 2002.
  80. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Мир эпистемологов. – Ростов-на-Дону, 1999.
  81. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.
  82. Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: Интерпретация забытой традиции. – Ростов-на-Дону, 2000.
  83. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. – М., 2001.
  84. Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. – М., 1993.
  85. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. – М., 2003.
  86. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном сознании// Вопросы философии. 2003. № 12.
  87. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ. – СПб.,2001.
  88. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. – СПб., 2003.
  89. Меркулов И.П. Эволюция, язык, познание. – М., 2001.
  90. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. – М., 2002.
  91. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. – М., 2000.
  92. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
  93. Наука в культуре. – М.,1998.
  94. Научные и ненаучные формы мышления. – М., 1996.
  95. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2000-2001.
  96. Новикова Т.М. Эзотерическая философия. – М., 2001.
  97. Полани М. Личностное знание. – М., 1985.
  98. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
  99. Поппер К.Р. Логика социальных наук// Вопросы философии. 1992. № 10.
  100. Поппер К. Р. Нищета историзма. – М., 1993.
  101. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М., 2002.
  102. Поппер К.Р. Что такое диалектика// Вопросы философии. 1995. № 1.
  103. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. – М., 2000.
  104. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002.
  105. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции// Вопросы философии. 1997. № 2.
  106. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
  107. Пригожин И. Переоткрытие времени// Вопросы философии. 1989. № 9.
  108. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. № 6.
  109. Принципы историографии естествознания: ХХ век. – СПб., 2001.
  110. Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. – М., 2002.
  111. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001.
  112. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХ1 века. – СПб., 1999.
  113. Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.
  114. Псевдонаучное знание в современной культуре// Вопросы философии. 2001. № 6.
  115. Психология науки. – М., 1998.
  116. Психология развития: методы исследования. – СПб., 2002.
  117. Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.
  118. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. – Киев, 1997.
  119. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). – М., 2003.
  120. Рикер П. История и истина. – СПб., 2002.
  121. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
  122. Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения// Общественные науки и современность. 2002. № 4.
  123. Сачков Ю.В. Естествознание и развитие научного метода. – М., 2002.
  124. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. – М., 2003.
  125. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М., 2002.
  126. Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2001.
  127. Скрипник К.Д. Логические модели диалога. – Ростов-на-Дону, 2001.
  128. Современная западная философия. Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
  129. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. – М., 2001.
  130. Социальное знание и социальные изменения. – М., 2001.
  131. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
  132. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.
  133. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.,1994.
  134. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность// Вопросы философии. 2003.№ 8.
  135. Томсон М. Философия науки. – М., 2003.
  136. Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М., 1984.
  137. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М., 1990.
  138. Федотова В.Г. Что может и чего не может сделать социальная наука сегодня?// Социология и современная Россия. – М., 2003.
  139. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии)// Вопросы философии. 2003. № 11.
  140. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
  141. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. – Фрязино, 2004.
  142. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. – М., 2000.
  143. Философия науки: Вып. 1-6. – М., 1995-2000.
  144. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.
  145. Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М., 1981.
  146. Холтон Дж. Что такое антинаука// Вопросы философии. 1992. № 2.
  147. Хюбнер К. Истина мифа. – М., 1996.
  148. Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.
  149. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании// Общественные науки и современность. 2002. № 2.
  150. Чудеса паранормального мира. – М., 2001.
  151. Шредингер Э. Наука и гуманизм – М., 2001.
  152. Эволюционная эпистемология. Карл Поппер и его критики. – М., 2000.
  153. Юревич А.В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России// Вопросы философии. 2003. № 12.
  154. Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб., 2001.
  155. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. – СПб., 2000.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Снежинский физико-технический институт -

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(СФТИ НИЯУ МИФИ)

Кафедра Философии и социологии

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ: «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

НА ТЕМУ:

Соискатель___________________________ Фамилия И.О.

(подпись)

ПреподавательЧеремицина Т.Б., к.ф.н., доцент

(подпись )

Снежинск

2012

Методические указания по написанию реферата по философии науки для аспирантов и соискателей на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ

2. Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

3. Реферат Методические рекомендации по написанию контрольных работ по дисциплинам кафедры философии и социальных наук

4. Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

5. Реферат Философия и методология науки Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК

6. Реферат Методические рекомендации по написанию эссе

7. Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

8. Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

9. Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

10. Реферат Методические рекомендации по написанию курсовых работ студентами факультета физической культуры