Новости

Глиняная игрушка. Дымковская игрушка

Работа добавлена:






Глиняная игрушка. Дымковская игрушка на http://mirrorref.ru

     Глиняная игрушка.

     Тысячелетия существует на земле гончарство, и, наверное, столько же -

     глиняная игрушка, во многом загадочная область народного творчества.

     В последние годы открыто много забытых центров производства глиняных

     игрушек; архаичных рязанских и орловских, близких между собой

     филимоновских и курских; свистулек, исполненных гончарами-мужчинами:

     касимовских, воронежских и калининских. Глиняная крестьянская пластика

     необычайно разнообразна, несмотря на ее сравнительное единообразие. "Общее

     место" в игрушке - три простейшие фигуры, распространенные в большинстве

     гончарных районов нашей страны. Это - конь, баба и птица. В древности,

     видимо, эти фигурки имели магический смысл, служили оберегами, были

     поэтическим выражением космогонических представлений предков. "Великая

     богиня" - Мать Сыра Земля; кони и олени олицетворяли светило, дающее

     плодородие; и птицы - метафорическое изображение воздушных стихий,

     связывающих землю и небо.

     Так в игрушке древние, пластически совершенные, поэтические образы дожили

     до наших дней, впитав в себя влияния быта, нравов и вкусов нескольких

     столетий. Давно уже Великая богиня превратилась в местную барыньку; коня,

     посвященного солнцу, впрягли в санки; птицы приобрели признаки петуха,

     курочки или тетерки. Это и есть живое развитие традиции.

     Как символы эти фигурки лаконичны по форме, легко читаемы зрительно,

     просты в исполнении, иначе они не прижились бы в народном искусстве.

     Три выделенные самые распространенные формы имеют три способа лепки. Все

     они просты, остроумны, но требуют известных навыков. Приобретя их,

     половину работу мастера проделывают, не глядя, автоматически. Затем

     начинается собственно творчество. Мастер украшает фигурку в меру своей

     фантазии и художественных способностей, следуя местной традиции и вкусу.

     Также, часто различными способами, в том числе росписью, фигурке придаются

     конкретные черты. На коня надевают сбрую, на женскую фигурку - платье

     местного фасона. В руки ей дают зонтик, букетик или собачку; на коня

     сажают франтоватого кавалера. Это не иллюстрации к фольклору, а

     собственный изобразительный фольклор. Возможности подобных мыслимых и

     немыслимых сочетаний в глиняной игрушке неисчерпаемы. Встречается

     неисчислимое количество скульптурных композиций, состоящих из традиционных

     фигурок, объединенных общим действием. Ульяна Бабкина, знаменитая

     каргопольская мастерица, для каждой такой композиции или отдельной игрушки

     придумывает целый рассказ или песенку. Например, лепит она медведя со

     стаканом в руке и с малиновой перевязью на плече (своеобразная метафора

     царя зверей - генерала) и поет:  Пришел медведь к избушке, Постучал в окошко.

     Чья это избушка? Куда ушла старушка? Вынесла бы пирожка, Да бутылочку винца,

     На закуску кренделька, Для забавы - девушка.

     Творчество гончаров-игрушечников зависело в прошлом от рынка. Готовясь к

     ярмарке, они старались налепить в кратчайший срок как можно больше

     копеечных игрушек. В работе участвовала вся семья: один катал шарики,

     другой раскатывал лепешки, третий заворачивал свистульку, а самый искусный

     придавал свистульке форму птички или коня. Необычность, неповторимость

     каждой отдельной игрушки в большой мере зависела от случайностей.

     Совершенно изменился характер творчества мастеров в условиях

     художественного промысла. Детская свистулька стала декоративной

     статуэткой, сувениром. Изменился и внешний вид фигурок, усложнилось их

     содержание. Каждой из них мастера стали уделять больше времени.

     Русская народная игрушка происходит из деревни. Поколения крестьян

     изготавливали для своих детей наивные поделки - куклы из мочала и соломы

     спелой ржи, дедов "лесовиков" и "моховиков" из шишек и мха, коней со

     всадниками из корневищ, щепок и развилок ветвей, связанных с обрядами и

     суевериями.

     В старину предметы детских игр игрушками не называли. Это были "забавы",

     "потешки". Игрушка и игра приучают к делу, к движению, к активности.

     Многие игрушки, например куклы, делали сами дети. Игрушек было так много

     и они были столь разнообразны, что к ним можно применить известную

     поговорку "что ни город, то свой норов". Особенности и крестьянских, и

     появившихся многих кустарных, городских игрушек могут быть восприняты

     контексте единой народной культуры. Крестьянская игрушка связана с

     обрядами и бытом земледельцев. Игрушка кустарная - с городским фольклором.

     Содержание народной игрушки всегда было тесно связано с природой, жизнью,

     человеком. Так складываются основные образы-типы, где всегда сочетаются

     реальность и вымысел. Коллективное народное творчество выделяло в образе

     самое главное, подчеркивая типическое. Даже местные варианты традиционных

     образов имеют типические черты. Для народного искусства и игрушки, его

     части, характерен юмор, гротеск, сатира. В нем нет темы скорби и печали, а

     есть правдивость, теплота, поэтичность, праздник, вера в счастье. Праздник

     всегда выражен в изображении троек, сцен катаний, щеголеватых всадников на

     конях и нарядно одетых женщин.

     В игрушке, а по существу, в малой скульптуре, несложными пластическими

     приемами, отточенными поколениями, народный мастер выражал эстетические и

     этические идеалы народа, крестьянина, это - массивность предметов,

     добротность, устойчивость, крепость, соответствующие представлениям о

     красивом, крепком и здоровом человеке.

     Глиняная игрушка в прошлом возникала всюду, где возникали гончарные

     промыслы, где делали горшки, миски, кувшины. Известны издавна такие

     центры, как Новгород, Каргополь (Архангельская область), среднерусские

     города и местечки: Тверь, Курск, Гжель, Скопин, Тула, Липецк, Воронеж,

     Пенза, и в Предуралье Вятка. Игрушки из глины лепили от руки, обжигали в

     печах, глазуровали или раскрашивали, расписывали. Народная глиняная

     игрушка покоряет цельностью своей архитектоники. Это лаконичные,

     компактные, даже суровые объемы и образы, то формы сложного силуэта,

     покрытые изысканными узорами. И в архаичных формах наблюдается

     продуманность пропорций и понимание "души" материала.

     Дымковская игрушка.

     Нельзя не любоваться забавными, ярко раскрашенными фигурками из глины.

     Здесь и лихие всадники на гордых, резвых конях, и "барыня", и "петух", и

     многое другое. Это - знаменитые "вятки" и "дымки", как называют эти

     задорные, веселые игрушки. "Вятки" - потому что город Киров, где их

     делают, раньше назывался Вяткой. "Дымки" - потому что первые мастерицы

     жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу

     Вятки, напротив города Кирова.

     Одни исследователи относят происхождение этой игрушки к Причерноморью,

     другие связывают с местным праздником "свистопляски" или "свистуньи". В

     этот день жители слободы, города и окружающих селений покупали глиняные

     свистульки и свистели в память о легендарных событиях, произошедших с их

     предками. Готовясь к этим и другим праздникам, мастера слободы лепили в

     своих маленьких избах игрушки из глины. Там же сушили их, обжигали, потом

     обмакивали в раствор белил, разведенных на снятом молоке, снова сушили и

     расписывали. Для большей декоративности еще в конце XIX века стали

     украшать кусочками сусального золота. Весной мастера-игрушечники за

     бесценок возами продавали свои изделия торговцам-перекупщикам. Когда же

     наступали праздники, ярмарочное веселье и торжища, нарядные игрушки шли

     нарасхват: в них свистели и взрослые, и дети.

     В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно

     известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит

     своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек

     охватывает лишь немногим более полутора веков. Впервые вятская ярко

     раскрашенная игрушка "свистунья" упоминается в описании праздника

     "Свистопляски" в Вятке в 1811 году. В этот день с утра в ветхой часовенке

     у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине

     дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи

     из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице.

     В 1871 году в "Вятских губернских ведомостях" было впервые дано описание

     промысла дымковских игрушек. В 1890 году вятское земское ведомство послало

     первые три десятка дымковских игрушек на Казанскую научно-промышленную

     выставку. Впервые расписная дымковская глиняная игрушка, ее сюжеты,

     колористические особенности были охарактеризованы в книге местного

     художника А.И. Деньшина "Вятская глиняная игрушка в рисунках", вышедшей в

     Москве в 1917 году. Художник как бы "открыл" для читателей дымковскую

     игрушку, так как не только рассказал о ней, но и показал в своих

     пятидесяти рисунках.

     В начале XX века на международных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе,

     Монреале были щедро представлены дымковские игрушки. Изящные в своей

     простоте, ярко раскрашенные, оригинальные, они прославили дымковское

     искусство за пределами России.

     Краснощекие дымковские "кормилки", "водоноски", "барыни" полны забавной

     важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники -

     веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для

     детей, - в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а в России

     используют как забавное скульптурное украшение.

     Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка

     лепится (только женщинами) из заранее заготовленной красной жирной глины,

     в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую

     глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке.

     Лепить начинают с основной, массивной части - туловища у животных, а

     барыню - со ступки, то есть с широкой юбки, для чего раскатывают из глины

     блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные,

     более мелкие детали, а отверстия проделывают палочками (протыкалками).

     После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не

     на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные - за неделю или

     даже две. После сушки игрушку подвергают обжигу. Обожженные мелкие игрушки

     несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом

     молоке, крупные - дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор

     образует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный "казеиновый"

     грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном

     желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Определенного набора

     цветов нет: для росписи употребляют шесть, десять и более красок. Как

     правило, лиловый цвет не применяют. Краску наносят волосяными кистями или

     сплошь (пальто, кофты на фигурках), или комбинацией линий и пятен

     (овальных и круглых). Рот, глаза, румяна наносят палочками; "глазничка" -

     палочка для изображения глаз, "пятнушечка" - палочка из луба с

     расщепленным концом, чтобы наносить краску мелкими пятнышками. Все краски

     наносят ровно, без полутонов и оттенков.

     Праздничные и бытовые сюжеты, сценки из окружающей жизни, образы "барынь"

     и "гусаров" полюбились народу. В быту горожан, выходцев из деревни, они

     заменяли мелкую пластику, дорогие статуэтки, приобрели характер бытовой

     скульптуры. При некоторой тяжеловесности, "пряничном" характере лепки и

     цвета, они привлекали живостью и убедительностью декоративного образа,

     яркой раскраской, элементами шаржа.

     В орнаментах росписи дымковских фигурок можно узнать узоры расцветки

     пестрых верхних платков, юбок, шалей, сундуков XIX века. Узор их

     своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка,

     клеток, полосок... Для усиления декоративности иногда на них наклеивают

     небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.

     Дымковские фигурки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не

     найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной

     манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием

     росписи форме изделия. Многие художники, работающие в других отраслях

     прикладного искусства, часто используют мотивы дымковской росписи или

     изображение самих дымковских игрушек. Образы, создаваемые современными

     мастерами традиционны: те же "барыни", кормилицы, няньки, водоноски,

     "гусары" на конях в яблоко. Они так же праздничны и выразительны, как и

     сто лет назад.

     Каргопольская игрушка.

     Наряду со знаменитой дымковской игрушкой выступает и каргопольская

     игрушка. Как и когда зародилось это ремесло в дремучих, затерянных и

     глухих северных лесах? В такую отдаленную древность уводит этот вопрос, в

     такую полусказку-полубыль, что и говорить об этом бы не стоило, не докажи

     русский Север уже стократно, как глубоки тут корни народные, сколь бережно

     хранят древний дух утопленные в землю черные срубы крестьянских домов,

     какая немыслимая старина хранится под серебряным лемехом потаенных в

     лесной глуши часовенок.

     Каргопольская глиняная игрушка похожа на дымковскую: те же образы -

     барышни, лоси, олени, коровы, солдатики. Но ее орнамент столь своеобразен,

     что дал жизнь даже термину "каргопольская культура". Наряду с круглыми и

     ромбическими ямками в орнаменте встречаются овальные, приближающиеся к

     квадратной или прямоугольной форме, а также прямоугольные и неправильной

     формы, в виде овала, как бы обрезанного с одной стороны. Присутствие их в

     орнаменте придает такой своеобразный облик каргопольской керамике, что ее

     без труда можно узнать.

     В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили

     игрушку, как правило, мужчины, а расписывали женщины. И это было вполне

     закономерным: мужскому труду привычнее было иметь дело с объемом, мужчина

     лучше чувствовал пластику, форму, ее внутреннюю соразмерность. С этим

     сталкивался он в плетении, плотницких, столярных и токарных работах.

     Женщине в то же время ближе был сам орнамент, его композиция и цветовое

     решение. Эти навыки вырабатывались в узорном ткачестве и вышивке, в

     украшении одежд.

     В творчестве каргопольских мастеров часто встречается древний образ -

     получеловек, полуконь Полкан. Он родственен древнеславянскому Яриле-

     божеству весеннего солнца, недаром и праздновали их в народе в один месяц

     и день. Славяне почитали его полубогом и приписывали ему "невоображаемую

     резвость и быстроту". Его изображают коренастым, широкогрудым богатырем,

     непременно подбоченившимся левой рукой, в шляпе, - веришь, что таким и был

     Полкан в представлении далеких предков в стародавние времена.

     Кроме того, темы каргопольской игрушки связаны с трудовыми буднями села, с

     народными веселыми праздниками. Это - то катания на лодках, то в санях,

     "кадрили" с лихими гармонистами и танцующими парами. Нередко глиняные

     игрушки изображают добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей,

     хозяек с корзинами, нянек и "кормилиц" с младенцами на руках или сельских

     модниц с муфтами, в широкополых шляпах. Игрушкам каргопольских мастеров

     свойственны не только конкретность творческого мышления и ясность

     художественного языка, но главное - поэтическое восприятие всего, что

     находится вокруг них.

     Курская игрушка.

     Курские игрушки, особенно "всадники" и барыньки", отличаются необычайной

     складностью. Их размеры невелики, пропорции гармоничны. В них нет

     приземистости и грубоватой неуклюжести, ни манерного изящества. Силуэт

     игрушек образуют мягкие округлые линии. Ничто не нарушает пластической

     законченности и полноты формы фигурок.

     Пластичность курских фигурок во многом зависит от превосходных качеств

     глиняной смеси. Для игрушек смешивают два сорта глины: "подонок - белый

     как снег, и глею - желтую как иволга",- объясняют мастерицы. После обжига

     черепок выходит тонкий, ослепительно белого цвета. Расписывают игрушку

     цветными чернилами, в полоску или пятнышками. По природному эстетическому

     чутью мастерицы покрывали фигурки росписью умеренно, оставляя белый фон.

     Сюжеты игрушек самые обычные: барыни и всадники, коровы и бараны. Но, как

     и на всяком промысле, лепили здесь фигурки чисто местного рисунка. Это

     петух с высоким гребнем и большим крылом, поднятым над спиной. Крыло одно,

     но ни местных жителей, ни детей это не смущает. Первые знают условный язык

     местного искусства, дети же вообще прекрасно понимают язык наивного

     творчества.

Филимоновская игрушка.

     Под Тулой расположено село Филимоново - известный в прошлом центр

     крестьянского гончарства. Горшки и миски, как и везде в России, делали

     мужчины, а игрушки лепили женщины. Образы, создаваемые

     мастерицами-игрушечницами, традиционны. Это - солдат с индюком или петухом

     подмышкой, лошади, коровы, волки с ягнятами в зубах, медведи, "барыни" с

     детьми в кокетливых шапочках городской моды конца XIX века, в широких

     юбках "колоколом", украшенных орнаментами из кругов и колес, напоминающих

     изображения солнца. Главная особенность филимоновской игрушки в полосатой

     раскраске фигурок, сочетающей малиновые, зеленые, синие, желтые линии. Эта

     "классическая" филимоновская роспись полосами нередко чередуется с

     орнаментальными мотивами. Расписываются игрушки анилиновыми красителями,

     растертыми на яичном желтке или эмульсии из белка и желтка. Яркий

     праздничный мир филимоновских игрушек многолик благодаря индивидуальному

     творчеству разных мастериц. В то же время он так же, как и прежде,

     отражает родовое начало и творческий дух предков.

     Абашевская игрушка.

     Глиняные "потешки" из села Абашево Пензенской области относятся к началу

     XX века. Типажи обычные - всадники, кони, женщины, птицы. Но есть и

     необычные: олени с золотыми ветвистыми рогами, быки, львы. Абашевские

     всадники не имеют ног и слиты с конем в один объем. Фигуры женщин в шляпах

     с полями, с лентами и в кофтах по моде конца XIX века явно шаржированные,

     выражено народное отношение к этим персонажам.

     Абашевские фигурки не орнаментированы совсем. Они раскрашены глухими

     эмалями зеленого, синего, красно-коричневого цвета, подчеркнуты в деталях

     бронзовой краской, воспринимающейся как позолота.

Глиняная игрушка. Дымковская игрушка на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Игрушка в жизни ребенка. Классификация игрушек, требования к ним

2. Реферат УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА «ПОДВИЖНАЯ ИГРУШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

3. Реферат Знатоки швейного дела Открытое занятие в кружке «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

4. Реферат Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни