Новости

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях

Работа добавлена:






Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях на http://mirrorref.ru

ВСЕРОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях

Содержание:

  • 1. Актуальность школьных и территориальных служб примирения
  • 1.1 Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних.
  • 1.2 Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфере 
  • 2. Восстановительные программы, применяемые в службах примирения
  • 2.1. Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних:
  • 2.2. Принципы организации процесса восстановительных программ:
  • 2.3. Основные восстановительные программы в службе примирения
  • 2.4. Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ
  • 2.5. Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего восстановительных программ
  • 3. Организация восстановительного подхода в образовательных организациях
  • 3.1. Формы организации восстановительного подхода в образовательных учреждениях
  • 3.2 Деятельность школьной службы примирения
  • 3.3. Куратор (руководитель) службы примирения
  • 3.4. Условия работы школьной службы примирения
  • 3.5. Примерные критерии принятия ситуаций на программу в рамках стандартной процедуры
  • 4. Поддержка службы примирения со стороны руководства образовательной организации и взаимодействие с другими организациями
  • 4.1.Руководитель образовательной организации:
  • 4.2. Обеспечение соблюдения принципов проведения программ
  • 4.3. Наличие утвержденной документации
  • 5. Организация сетевого взаимодействия в объединениях школьных служб примирения
  • 5.1. Сети и объединения служб примирения.
  • 5.2. Профессиональное сообщество специалистов-медиаторов и кураторов школьных служб примирения
  • 5.3 Требования к содержанию образовательного курса (программы, тренинга) и преподавателю (тренеру) школьных служб примирения.
  • 6. Мониторинг деятельности служб примирения
  • 6.1. Количественный мониторинг школьных служб примирения
  • 6.2. Качественный мониторинг школьных служб примирения

1. Актуальность школьных и территориальных служб примирения

1.1 Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних.

Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России —Модели  школьных служб примирения и территориальных служб примирения разработаны Межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа». и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов                        в сообществе. Практика школьных и территориальных служб  примирения  основывается  на  концепции восстановительного правосудия  и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе  переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию                             без внешнего принуждения.

Для подготовки сторон конфликта к участию в  восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода.  Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта или правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободитьсяот  негативныхсостояний, прекратили враждуиобрелиресурсы для совместного поиска выхода из ситуации.

Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числеобиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим           как несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий             для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т.д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой). Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. Ответственность  в  восстановительном   подходе   понимается   как обязательство по   заглаживанию   вреда,   то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей.                              При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости  в восстановительном подходе      связано   сзаглаживанием  причиненного  вреда,  и в  этом  его  отличие  от  принятых    в уголовном правосудии представлений о справедливости какнаказании нарушителя.

Ответственность за исправление причиненного вреда  рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда.

Одним    из    важных    аспектов    восстановительногоподхода   применительно   к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий                   для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось.

Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и\или восстановительное реагировании                      на правонарушение (преступление) несовершеннолетнего. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта                                                        и заглаживанию причиненного вреда.

1.2 Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфере 

Указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» на сегодняшний день является основополагающим документом в развитии восстановительного правосудия                         в реагировании на правонарушения несовершеннолетних, ядром которого является медиация правонарушителя и жертвы, и школьных служб примирения (раздел VI). В связи с этим в качестве ожидаемых результатов реализации Национальной стратегии указывается на «расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка».

Всоответствии сУказом Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий  до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденного распоряжением  Правительства  Российской  Федерации   № 1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организацияхрекомендуется создавать школьные службы примирения», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику     правонарушений    детей    и    подростков,      улучшение     отношений     в образовательном учреждении.

Также правовой основой создания и деятельности служб примирения является:

  • в Российской Федерации», который определяет, чтогосударственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются,                              в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности;
  • Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году. Документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в школьных службах примирения в рамках восстановительного подхода;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., который ориентирован                        на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): …как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов»;
  • Статья №76 УК РФ указывает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред», следовательно, примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это                 на усмотрение суда).
  • 2. Восстановительные программы, применяемые в службах примирения

    2.1. Принципы восстановительного подхода  к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушениянесовершеннолетних:
    • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.
    • Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).
    • Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы               со стороны обидчика и его родных.
    • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
    • Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.
    • Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля                 у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.

    2.2. Принципы организации процесса  восстановительных программ:

    Добровольность участия сторон . Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.

    Информированность сторон . Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия                               в программе.

    Нейтральность ведущего восстановительных программ . Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление           в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

    Конфиденциальность в восстановительных программах . Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор,                в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации).

    Ответственность сторон и ведущего.  Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать  сторонам принять то или иное решение   по существу конфликта.

    2.3. Основные восстановительные программы в службе примирения

    Восстановительные программы– формы организации восстановительного процесса, такие как: восстановительная медиация, программа по заглаживанию вреда, круг сообщества, школьная восстановительная конференция, семейный совет (семейная конференция) и другие.

    Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости -                           о заглаживании причиненного вреда).

    Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для поддержки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности             за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.

    Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) -программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.

    Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения,                 в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений. В ходе программы реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в соответствии со стандартами восстановительной медиации).

    2.4. Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ
    1. Оценка качества проведения восстановительных программ осуществляется внутри профессионального сообщества (ассоциации медиаторов) на соответствие деятельности концепции восстановительного подхода и стандартам восстановительной медиации.
    2. Ведение документации по случаю, составление отчета (с соблюдением требований конфиденциальности).
    3. Регулярное прохождение супервизий на соответствие работы стандартам восстановительной медиации.
    4. Регулярное повышение квалификации и освоение новых программ.
    5. Наличие процедуры обратной связи от участников конфликта, прошедших восстановительную программу.

    2.5. Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего восстановительных программ
    1. Куратор (руководитель) службы примирения и ведущие восстановительных программ должны пройти очное обучение у квалифицированных тренеров, имеющих собственную практику проведения медиации и восстановительных программ в образовательной сфере.
    2. Куратор (руководитель) службы примирения и ведущие восстановительных программ должны проходить супервизию их работы со случаем                                           в профессиональном сообществе.
    3. Куратор (руководитель) службы примирения и ведущие восстановительных программ должны иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительным практикам.

    3. Организация восстановительного подхода в образовательных организациях

    3.1. Формы организации восстановительного подхода в образовательных учреждениях

    В России развиваются разные формы организации восстановительного подхода и медиации в образовательных организациях.

    1. Школьная служба примирения создается в образовательной организации, где есть постоянный состав обучающихся. Школьные службы примирения основываются                          на восстановительной модели медиации. Цель школьных служб примирения – создать оптимальные условия для качественного проведения  восстановительных программ                     в образовательной организации и распространения идей восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Действующей считается служба примирения, которая проводит не менее четырех восстановительных программ в год. В действующую школьную службу примирения входят взрослые ведущие восстановительных программ и медиаторы-ровесники (см. сайты www.sprc.ru  и www.школьные-службы-примирения.рф).

    2. Территориальная служба примирения создается, как правило, в центрах системы образования —  Также могут организовываться в системе социальной защиты, семейной и молодежной политики, в досуговых центрах и т. д., не имеющих постоянного состава обучающихся. Территориальные службы примирения могут работать по случаям, переданным из других организаций: судов, КДНиЗП, образовательных организаций, социальных служб, полиции, по запросам граждан и т. д., а также осуществляют методическую поддержку школьных служб примирения на территории.

    4. Волонтерские группы/клубы примирения, действующие вместе со службами примирения. Их деятельность в образовательной организации направлена на поддержку воспитательного процесса и профилактику правонарушений на основе восстановительного подхода.

    5. Объединения педагогов (в том числе классных руководителей), направленные                                 на освоение восстановительных программ как основы для воспитательного процесса.

    6. Взрослые специалисты в образовательной организации, обученные проведению восстановительных программ и проводящие их в образовательной организации, а также распространяющие идеи восстановительного подхода среди участников образовательного процесса для снижения административных реагирований на конфликты и правонарушения несовершеннолетних. Активное взаимодействие этих специалистов с сообществом ведущих восстановительных программ (ассоциацией медиаторов) обязательно.

    3.2 Деятельность школьной службы примирения

      Служба примирения должна:

    • определить цель и задачи на определенный период (обычно учебный год);
    • определить типы ситуаций, с которыми служба будет работать;
    • провести не менее 4 медиаций (или других восстановительных программ) в год;
    • описать проведенные программы по форме отчета-самоанализа;
    • подготовить данные для мониторинга;
    • провести не менее двух информационных мероприятий в год для учащихся                              и родителей;
    • знакомить педагогический коллектив и администрацию учреждения с деятельностью службы и принципами урегулирования конфликта и реагирования на правонарушения в восстановительном подходе.

    3.3. Куратор (руководитель) службы примирения

    Куратор (руководитель) службы примирения - это человек, создающий службу примирения и осуществляющий руководство и управление созданной службой примирения. Куратора рекомендуется избирать из тех сотрудников, кто пользуется доверием учеников, педагогов и администрации образовательной организации, а также понимает и поддерживает «принципы урегулирования конфликта и реагирования                   на правона