Новости

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа добавлена:






ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ на http://mirrorref.ru

Приезжих туристов,

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Учебно-методическая документация

Методические рекомендации

по оценке качества подготовки обучающихся

ПМ.03  ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Специальность:

44.02.01  Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

Квалификация  выпускника: воспитатель детей дошкольного возраста

(углублённая подготовка)

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………….…4

Текущий контроль успеваемости………………………………………………………………6

Промежуточная аттестация………………………………………………… …… …………....7

Итоговая аттестация…………………………………………………………… … ……………7

Критерии оценки……………………………………………………………………………….10

Информационное обеспечение обучения……………………………………………………..12

Лист регистрации изменений………………………………………………………………….18

Пояснительная записка

Методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся, являющиеся составной частью учебно-методического комплекса по МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»,  составлены в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом  по специальности 050144 Дошкольное образование;

2.  Рабочей программой модуля ПМ 03Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

3. Положением об оценке качества освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в колледжах НовГУ.

Методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся охватывают весь объем содержания МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» включают в себя все виды планируемых аттестационных мероприятий с указанием формы проведения, перечня вопросов, критериев оценки.

Оценка качества подготовки обучающегося  проводится с цельювыявления уровня  знаний, умений, практического опыта обучающегося.

После изучения дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

  • определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
  • составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
  • организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
  • организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
  • организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
  • организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
  • обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками,  руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
  • осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
  • оформления документации;

уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста;
  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
  • составлять программу работы с одарёнными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • выразительно читать литературные тексты;
  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
  • отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать  результаты диагностики;
  • анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

знать:

  • основы организации обучения дошкольников;
  • особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
  • структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
  • приёмы работы с одарёнными детьми;
  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
  • диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
  • требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
  • виды документации, требования к её оформлению;
  • особенности и методику речевого развития детей;
  • развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.

Перечень формируемых компетенций:

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста;

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;

ПК 3.4. Анализировать занятия;

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду;

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений;

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Сформированность данных компетенций оценивается после освоения профессионального модуля.

Оценка качества подготовки обучающихся по МДК 03.01 предусматривает следующие аттестационные мероприятия: текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Контроль и оценка результатов освоения МДК 03.01 осуществляется в процессе  выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Текущий контроль успеваемости проводится по темам, разделам рабочей программы МДК 03.01 в форме самостоятельной работы, практических заданий.

Формой промежуточной аттестации является домашняя контрольная работа, помогающая получить предварительные итоги успеваемости обучающихся, проводится в 5 семестре.

Итоговая аттестация по дисциплине в соответствии с учебным планом проводится в 5-м семестре в форме экзамена.

Текущий контроль успеваемости

Раздел, тема

Виды и формы контроля знаний

Раздел 1. Теоретические основы обучениядетей раннего и дошкольного возраста

Тема 1.1Теоретические основы организации обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение самостоятельной работы

Тема 1.2 Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Выполнение самостоятельной работы

Тема 1.3 Структура и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования.

Выполнение самостоятельной работы

Тема 1.4 Теоретические и методические основы воспитания и обучения на занятиях.

Выполнение самостоятельной работы

Тема 1.5 Теоретические основы использования методов, приёмов и средств организации.

Выполнение самостоятельной работы

Выполнение практических заданий

Тема 1.6 Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста.

Выполнение самостоятельной работы

Выполнение практических заданий

Промежуточная аттестация

Семестр: 5

Форма промежуточной аттестации: домашняя контрольная работа (в форме реферата)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1 Современные технологии дошкольного образования (одна на выбор студента)

2. Проблема одарённости в дошкольной педагогике.

3.  Организация обучения детей раннего возраста.

4.  Детское экспериментирование в домашних условиях.

5.  Феномены детского мышления по теории Ж. Пиаже.

6.  Экскурсия как форма организации детей в дошкольной организации.

7. Формы организационного обучения у младших дошкольников.

8. Занятие – основная форма обучения в детском саду.

9. Готовность ребёнка к школьному обучению.

10. ФГОС дошкольного образования.

Итоговая аттестация

Семестр: 5

Форма промежуточной аттестации: экзамен

Вопросы к экзамену по МДК. 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Теоретические вопросы

1. Теоретические основы дидактики. Понятие дидактика. Возникновение и развитие дошкольной дидактики.

2. Развитие идей дошкольной дидактики в трудах ученых прошлого и современности.

3. Дидактические принципы обучения.

4. Модели и типы современного обучения. Новые подходы в обучении дошкольников.

5. Особенности психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

6. Характеристика учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста: предпосылки, условия и уровни развития учебно-познавательной деятельности. Структура учебно-познавательной деятельности.

7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Цели. Задачи. Содержание.

8. Вариативность подходов к содержанию и организации обучения дошкольников в современных образовательных программах для дошкольников.

9. Занятие как форма обучения. Теоретические и методические основы обучения детей на занятиях. Структура занятия. Виды и типы занятий в ДОУ. Обучение детей вне занятий.

10. Понятие о методах и приемах, средствах обучения. Факторы, определяющие выбор методов, приемов, средств обучения. Подходы к классификации методов и приемов обучения.

11. Специфика организации образовательной деятельности. Формы и средства организации, ведущие методы и приемы обучения.

12. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Задачи РППС. Принципы формирования среды. РППС в образовательных областях.

13. Теоретические основы обучения детей раннего возраста. Требования к содержанию и уровню подготовки детей раннего возраста в соответствии с ФГОС и Примерной программой дошкольного образования.

14. Особенности обучения детей раннего возраста. Задачи обучения.Педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей раннего возраста.

15. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста. Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и Примерной программой дошкольного образования.

16. Особенности обучения детей  дошкольного возраста. Задачи обучения.Педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

17. Особенности проведения психологического и педагогического исследования детей дошкольного возраста. Методики для определения уровня умственного развития дошкольников.

18. Понятие одарённости. Выявление одарённых детей. Показатели одарённости Организация работы с одарёнными детьми. Использование разнообразных методов, форм и средств в работе с одарёнными детьми.

19. Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Причины, вызывающие отклонения в развитии  детей дошкольного возраста. Способы коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми, имеющими трудности в обучении.

20. Преемственность между ДОУ и школой. Понятие преемственности. Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

21. Преемственность между ДОУ и школой. Преемственность с позиции школы. Преемственность с точки зрения детского сада. Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы.

22. Современные технологии дошкольного образования. Здоровьесберегающие технологии. Технологии проектной деятельности.

23.Современные технологии дошкольного образования. Технология исследовательской деятельности. Информационно-коммуникационные технологии.

24.Современные технологии дошкольного образования. Личностно-ориентированные технологии. Технология портфолио дошкольника.

25.Современные технологии дошкольного образования. Игровая технология. Технология «ТРИЗ».

26. Особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах.

27. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цели и задачи партнёрства с родителями (законными представителями).

28. Содержание образовательной области «познавательное развитие» детей раннего и дошкольного возраста в Программе. Задачи образовательной деятельности. Сфера развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей. Сфера развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.

29. Планирование образовательной деятельности в дошкольной Организации. Учёт результатов педагогической оценки индивидуального развития детей. Создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребёнка.

30.Виды документации в ДОО. Требования к её оформлению. Примеры календарного плана. Примеры планирования «паутинки».

Практические вопросы

1. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений.

2. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка.

3. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе ДОУ.

4. Использование современных дидактических пособий, игр, специального оборудования при обучении детей.

5. Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего возраста. Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребёнка.

6.Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте. Специфика восприятия времени, пространства, художественных произведений, рисунка.

7. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Рассеянность внимания, ее причины. Пути и средства организации и поддержания внимания дошкольников.

8. Развитие памяти в дошкольном возрасте. Условия, пути и средства развития памяти в разных видах деятельности.

9. Развитие и мышления в дошкольном возрасте. Условия, пути и средства развития  мышления в разных видах деятельности.

10. Развитие видов воображения. Развитие операций воображения. Развитие функций воображений. Условия, пути и средства развития воображения.

11. Модель построения обучающего и развивающего занятия.

11. Особенностиорганизации образовательной деятельности в домашних условиях.

12. ИКТ в работе современного педагога ДОО.

13.Личностно-ориентированная технология в ДОО.

14.Технология портфолио дошкольника в ДОО.

15.Особенности игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников.

16. Условия в дошкольной организации для информатизации образовательного процесса.

17. Особенности познавательной деятельности детей с проблемами в развитии.

18. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы ребёнка с проблемами в развитии.

19. Сущность дифференцированного подхода в обучении «особых детей».

20. Особенности созданияразвивающей среды по формированию математических представлений в группе (группа по выбору студента).

21.Принципы работы по развитию одарённых детей.

22. Способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

23. Методика проведения наблюдений в разных возрастных группах.

24. Методика проведения экскурсий в разных возрастных группах.

25.ФГОС дошкольного образования. Основные принципы о правах ребёнка.

26.ФГОС дошкольного образования. Принципы дошкольного образования.

27.ФГОС дошкольного образования. Цели и задачи дошкольного образования.

28. ФГОС дошкольного образования. Содержание образовательной области «познавательное развитие».

29.ФГОС дошкольного образования. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

30. ФГОС дошкольного образования. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

Практическое задание

1. Назовите цели работы с одарёнными детьми.

2. Перечислите формы работы с родителями одарённого ребёнка.

3. Перечислите формы работы с одарёнными детьми в ДОО.

4. Какова роль положительного эмоционального фона ребёнка в коррекционно-развивающей работе с ним?

5. Приведите примеры арттерапии в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

6. Каким образом предметно-пространственная среда должна обеспечить условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития?

7. Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?

8. Дайте советы родителям о детском экспериментировании в домашних условиях.

9. Дайте советы родителям об организации игровой среды в домашних условиях.

10. Раскройте понятие «индивидуализация образования».

11. Раскройте понятие «социальная ситуация развития».

12. Раскройте понятие «педагогическая диагностика».

13. Раскройте понятие «единство образовательного пространства».

14. Перечислите содержание уголка «занимательной математики».

15. Что такое «изучение социальной ситуации развития ребёнка раннего возраста»?

16. Назовите способы развития восприятия времени у детей дошкольного возраста.

17. Назовите способы развития внимания у детей дошкольного возраста.

18. Назовите способы развития  памяти у детей дошкольного возраста.

19. Назовите способы развития  мышления у детей дошкольного возраста.

20. Назовите условия развития  воображения  у детей дошкольного возраста.

21. Приведите пример проектно-тематического планирования в раннем возрасте.

22. Как происходит обучение детей вне занятий?

23. Назовите виды ТСО в образовательном процессе ДОО.

24. Перечислите словесные методы обучения дошкольников.

25. Перечислите наглядные методы обучения дошкольников.

26. Что значит «инклюзивное образование»?

27. Что обозначает понятие «одарённый ребёнок»?

28. Кто такие дети с ОВЗ?

29. Приведите примеригр или игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в обучении, если ребёнок плохо говорит.

23. Приведите примеригр или игровых упражнений для работы с агрессивными детьми.

Критерии оценки

Критерии оценки реферата

Общие критерии:

  • глубина и полнота раскрытия темы реферата;
  • адекватность передачи содержания первоисточников;
  • логичность, связанность реферата;
  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
  • оформление (наличие плана, списка литературы, соблюдение культуры цитирования, сноски и т.д.);