Новости

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Работа добавлена:






Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста на http://mirrorref.ru

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..……...4

Тематический план………………………………………………………………………..…….7

Содержание самостоятельной  работы………………………………………………………...9

Самостоятельная работа № 1 …………………………………………………………………..9

Самостоятельная работа № 2 …………………………………………………………………11

Самостоятельная работа № 3 …………………………………………………………………13

Самостоятельная работа № 4 …………………………………………………………………15

Самостоятельная работа № 5 …………………………………………………………………17

Самостоятельная работа № 6 …………………………………………………………………19

Самостоятельная работа № 7 …………………………………………………………………22

Самостоятельная работа № 8 …………………………………………………………………24

Самостоятельная работа № 9 …………………………………………………………………26

Самостоятельная работа № 10 ………………………………………………………………..29

Самостоятельная работа № 11 ………………………………………………………………..31

Самостоятельная работа № 12 ………………………………………………………………..33

Самостоятельная работа № 13 ………………………………………………………………..36

Самостоятельная работа № 14 ………………………………………………………………..38

Самостоятельная работа № 15 ………………………………………………………………..40

Самостоятельная работа № 16 ………………………………………………………………..43

Приложение А…………………………………………………………………………….……46

Лист регистрации изменений…………………………………………………………………49

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной  работы, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 02Организация различных видов деятельности и общения детей, МДК 02.06Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста с:

1 Федеральным государственным образовательным стандартом  по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочное обучение);

2 Рабочей программой профессионального модуля;

3Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов колледжей МПК НовГУ.

Методические рекомендации включают внеаудиторную работу студентов, предусмотренную рабочей программой профессионального модуля  в объёме 206 часов.

Формами внеаудиторной самостоятельной работы являются: составление тезисов, схем,разработка программы  коммуникативных игр, подбор материаладля сообщения, анализ  реакции слушающего ребенка в беседе, подбор примеров проявления детьми сочувствия по отношению к сверстникам, разработкапредложений по организации и коррекции общения детей,оформление разработки, подготовка памяток для родителей, составление рекомендаций.

В результате выполнениясамостоятельной работы  обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • планирования общения детей;
  • организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
  • наблюдения и анализа общения детей;
  • разработки предложений по коррекции общения детей.

уметь:

  • определять педагогические условия организации общения детей;
  • общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
  • анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции.

знать:

  • теоретические основы и методику планирования общения детей;
  • психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
  • основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
  • теоретические основы руководства общения детей.

Критерии оценивания самостоятельной работы

Критерии оценки тезисов:

Оцениваются самостоятельные работы № 1, № 8, № 16.

Общие критерии оценки тезисов:

  • чёткость и краткость изложенного материала;
  • содержание ответов на все пункты темы.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценки  схем:

Оцениваются самостоятельные работы № 2, № 3, № 4, № 7, № 13.

  • информативность;
  • удобочитаемость;
  • адекватность информации;
  • грамматическая правильность.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкипрограммы  коммуникативных игр для детей разных возрастов:

Оценивается самостоятельная работа № 5.

  • программа содержит цель, задачи, средства;
  • систему коммуникативных игр с усложнением для одного возраста.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкиподбор материаладля сообщений:

Оцениваются самостоятельные работы № 6, № 10.

  • информативность;
  • удобочитаемость;
  • соответствие возрасту;
  • грамматическая правильность.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкианализа  реакции слушающего ребенка в беседе:

Оценивается самостоятельная работа № 9.

  • форма общения;
  • содержание и потребность в общении;
  • ведущий мотив общения;
  • средства общения.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкиподборапримеров проявления детьми сочувствия по отношению к сверстникам:

Оценивается самостоятельная работа № 11.

  • примеры подобраны в трёх фазах;
  • в количестве 10 – 12;
  • составлены грамматически правильно.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкиразработкапредложений по организации и коррекции общения детей:

Оценивается самостоятельная работа № 12.

  • предложения по организации общения соответствуют возрасту, форме общения;
  • предложения по коррекции конкретные, адекватные;
  • составлены грамматически правильно.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкиоформления разработки:

Оценивается самостоятельная работа № 14.

  • информативность;
  • удобочитаемость;
  • адекватность информации;
  • грамматическая правильность.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Критерии оценкиподготовки памяток для родителей, составление рекомендаций:

Оценивается самостоятельная работа № 15.

  • информативность;
  • удобочитаемость;
  • адекватность информации;
  • грамматическая правильность.

Оценка5 (отлично) –100% - 91% соответствия критериям.

Оценка4 (хорошо) – 90% - 75% соответствия критериям.

Оценка 3(удовлетворительно) – 74%  -50% соответствия критериям.

Оценка 2(неудовлетворительно) –49%  - 0%соответствия критериям.

Тематический план и содержание профессионального модуля

Раздел 6 ПМ

Организация общения детей дошкольного возраста

МДК 02.06

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Тема 6.1

Психологические основы

организации общения дошкольников  с взрослыми

Содержание

1.

Исследования в  области  педагогического  общения  (Е.А.  Панько,  Н.Д. Ватутина, Р.С. Буре, Л.Ф. Островская).

2.

Вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей. Функции общения.

3.

Формы общения дошкольников с взрослыми и детьми (М.И Лисина).

4.

Стили и уровни, модели педагогического общения.

Тема 6.2

Общение дошкольников   со сверстниками

Содержание

1.

Эмоциональное общение с матерью – ведущая деятельность младенческого периода жизни человека. Признаки общительности у детей.

2.

Влияние социального статуса на развитие личности ребенка.

3.

Особенности межличностного общения дошкольников со сверстниками.

4.

Игротерапия общения дошкольников.

Практическое занятие № 15

1.Разработка фрагмента занятия по теме «Общение и настроение».

Тема 6.3

Педагогические условия организации общения детей

Содержание

1.

Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

2.

Проективные методы как средство определения эмоционального самочувствия ребенка.

3.

Место игр и игрушек, драматизаций в развитии коммуникативных навыков ребенка.

4.

Требования к организации беседыс ребенком.

Практическое занятие № 16

1. Анализ фотозаписи беседы с ребёнком.

Самостоятельная работа при изучении раздела 6 ПМ

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Тема «Психологические основы организации общения»: составление тезисов к работе М.И. Лисиной.

2. Тема «Психологические основы организации общения»: составление  схемы «Формы общения дошкольников с взрослыми и сверстниками».

3. Тема«Психологические основы организации общения»:составление схем: «Вербальные и невербальные средства общения педагога», «Позитивное отношение к личности воспитанника и система приёмов поощрения», «Эффективное, неэффективное поощрение», «Стили педагогического общения по В. А. Кан-Калику, М. Талену. Диалогическое и монологическое общение».

4. Тема «Психологические основы организации общения»:составление схем моделей педагогического общения: диктаторская «Монблан», неконтактная «Китайская стена», дифференцированное внимание  «Локатор», гипорефлексивная «Тетерев», негибкого реагирования «Робот», авторитарная «Я сам (а)», активного взаимодействия «Союз» (схемы).

ия уровней общения.

5.Тема «Общение дошкольников со сверстниками»: разработка программы  коммуникативных игр для детей разных возрастов.

6.Тема «Общение дошкольников со сверстниками»: подбор материаладля сообщения «Так ли необходимо ребенку общаться с компьютером?».

7.Тема «Общение дошкольников со сверстниками»: составление схем «Влияние группы сверстников на развитие личности ребёнка», «Проявление комфортности у дошкольников», «Гипперактивность детей дошкольного возраста», «Застенчивые и некоммуникабельные дети», «Коррекция некоммуникабельности», «Причины нарушения общения у детей».

8.Тема «Общение со сверстниками»: работа с психолого-педагогической литературой «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личн